Этапы развития речи ребенка в первый год жизни. Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков

Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может.

Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Да-да, ваша кроха уже может и хочет с вами общаться!

Для того, чтобы представлять, как общаться с младенцем, давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Вторая стадия – гуление

Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”. Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг - маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Урок или общение?

Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его. Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения.

Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

Стадия четвертая – первые слова

Итак, из лепета рождается слово…

На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала ) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

  • Взрослый: Гуси-гуси !
  • Ребенок: Га-га-га!
  • Взрослый: Есть хотите?
  • Ребенок: Да-да-да!
  • Взрослый: Хлеба с маслом?
  • Ребенок: Нет-нет-нет.
  • Взрослый: А чего же вам?
  • Ребенок: Конфет!
  • Взрослый: Ну, летите, как хотите, т _ олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” - Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
  • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
  • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
  • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
  • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
  • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
  • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода - коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию - первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па - папа, ба-ба - бабушка, ля-ля - кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом - па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки - гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед - автор статьи

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь - слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» - это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.


Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:


  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Несколько ключей, которые позволят вам понять язык тела ребенка

«Ребенок не существует сам по себе», - говорил знаменитый британский педиатр Дональд В. Винникотт. С самого рождения младенец общается при помощи движений. Едва родившись, задолго до того, как он овладеет речью, ребенок уже использует примитивные средства для общения с вами.

Первая составляющая детского языка - выражения лица. Эти послания понять проще всего, так как вам известен их код: в действительности выражения лица вашего малыша повторяют ваши собственные.

Он счастлив.

Это одна из самых простых для понимания эмоций! Малыш резко вскрикивает, улыбается, беспорядочно подергивая при этом руками и ногами.

Он удивлен.

Его рот округляется, брови поднимаются. Он вертит головой и телом, пытаясь обнаружить источник того, что его удивило.
Он заинтересован и внимателен.

Если что-то привлекло внимание малыша, он хмурится. Он может пристально смотреть на какой-либо предмет в течение нескольких минут, слегка приоткрыв рот, подняв или нахмурив брови и целиком повернувшись в сторону того, что его заинтересовало. Иногда он немного склоняет голову, как бы прислушиваясь.

Он в ярости.

Это состояние тоже несложно понять! Челюсти ребенка сжимаются, лицо краснеет, глаза сужаются. Он очень громко кричит.

Он боится.

Некоторые дети от страха кричат, другие же могут сохранять спокойствие: они бледнеют и дрожат, широко открыв глаза.

Ему нехорошо.

Какая-то потребность малыша осталась неудовлетворенной (он устал, ему нужно сменить подгузник, ему что-то мешает). Он плачет и размахивает руками, нахмурив брови и раскрыв рот, уголки губ при этом опускаются вниз.

Ему стыдно.

Если родители упрекают малыша, когда он совершил что-то непозволительное, он смотрит вниз и выглядит удрученно; его плечи опускаются.

Ему противно.

Он морщит нос, надувает губы и отворачивается.

Язык тела: от напряжения к расслаблению

Для специалистов по психомоторике «тонический и эмоциональный диалог» в действительности представляет собой прелюдию к вербальному диалогу. Задача языка тела, в особенности движений рук и ног, состоит в том, чтобы подтвердить то, что младенец выражает при помощи мимики. К примеру, если ребенку страшно, он может в силу инстинкта самосохранения прижимать руки к телу. Если руки малыша широко раскинуты, а ладони раскрыты, это обычно означает, что у него хорошее настроение и что он открыт для внешнего мира.

Специалисты выделяют два основных типа движений - движения, выражающие напряженность, и движения, выражающие расслабленность. Напряженность может быть как негативной, так и позитивной. Если руки ребенка напряжены и разведены в стороны, тело выгнуто, а голова откинута назад, он испытывает дискомфорт и хочет, чтобы его успокоили. Если ноги малыша подняты вверх и он энергично размахивает ими, как бы крутя педали, его переполняет удовольствие или радостное возбуждение.

Напротив, движения, означающие расслабленность и состояние блаженства, прежде всего предполагают, что ребенок сворачивается клубочком. Он складывает руки на уровне груди, соединяет ладони, подносит ко рту кулак или тянет в рот ногу и сосет ее. Часто эти движения сопровождаются мимикой: младенец издает ртом различные звуки, цокает языком, тянет "ласные звуки... Естественно, со временем это щебетание будет занимать все более значительное место в общении, единственная его цель - привлечение вашего внимания и формирование отношений с вами.

Соматизация, или попытки ребенка при помощи тела сообщить о плохом самочувствии

Вы недавно пережили тяжелый период в семейных отношениях (хотя думаете, что сумели это скрыть от малыша) ? Или вам кажется, что ваши отношения с младенцем не ладятся? В то же время ваш ребенок постоянно подхватывает детские болезни. У него то и дело возникают какие-нибудь физические проблемы? Что, если ваш малыш пытается что-то сообщить вам при помощи тела, ведь он пока не может рассказать вам словами о том, что ему чего-то не хватает, что его что-то беспокоит? Мы знаем, что тело и ум человека с самого рождения тесно связаны между собой. А значит, любая пережитая эмоция может быть выражена средствами архаического языка тела. В таком случае мы говорим о соматизации, которой психолог и психоаналитик Софи Маринопулос дала прекрасное определение: «Боль приходит на смену словам». Довольно часто физический симптом проявляется только через несколько месяцев или даже лет после эмоциональной травмы (сильного переживания, которое ребенок не сумел понять или принять). Соматические проявления могут быть совершенно разными: проблемы с кожей (в особенности экзема, часто возникающая у младенцев), проблемы с пищеварением (рефлюкс, колики или боли в животе) или патологии ЛОР-органов (отиты, ангины, бронхиты или бронхиолиты)... Если у вас возникли какие-либо подозрения, обязательно обратитесь к психологу или детскому психиатру. Чаще всего для решения проблемы достаточно всего нескольких сеансов.

От первого гуления к первому слову

До 4 месяцев: спонтанное гуление

До четырех месяцев рано говорить о настоящей речи, однако уже примерно к восьми неделям малыш осваивает гласные звуки: «а», «э» и «у». Его гуление, поначалу имеющее спонтанный характер, передает состояние удовлетворения и блаженства. В этом возрасте ребенок еще потенциально способен произнести любую фонему из любого существующего в мире языка. Он теряет эту способность по мере освоения родного языка. В первые недели все новорожденные в мире гукают одинаково, однако уже через несколько месяцев внимательное ухо способно различить проявляющиеся нюансы.

В четыре месяца малыш начинает разнообразить произносимые звуки. Он постепенно осваивает различные интонации, а затем, примерно в пять месяцев, произносит «угу» или «ма-ма», что очень радует его родителей.

С 6 до 9 месяцев: лепет

К шести месяцам младенец уже контролирует свое дыхание. Он осваивает тонкие движения языком и губами, которые позволяют ему точно произнести первые звуки: «ба», «да», «та». Когда он плачет, вы слышите «м-м-м».

Лепет, или лепетание, появляется обычно к девяти месяцам. Для него характерна последовательность слогов - сначала плохо различимые («аэва», «айя»), а затем и более четкие («бабаба», «дадада»)... На этом же этапе ребенок усваивает значение слова «нет», а иногда начинает понимать и «до свидания», «пока».

С течением времени лепет становится более сложным, сочетания слогов меняются. Это явление - следствие физиологического формирования гортани, которая теперь изогнута под прямым углом. Язык удлиняется и укрепляется: теперь он может двигаться вперед и назад.

Первое слово

Часто первое слово - это «папа». Дело в том, что в русском, как и во французском и во всех языках мира, это краткое слово состоит из слога, который младенцу легко произнести («баа» - на арабском, «па» - на китайском). Лепет малыша в разных ситуациях сопровождается изменением интонации: она становится вопросительной или восклицательной. Это уже похоже на настоящие предложения, но пока без слов!

Ключ к языку

Важно помнить о том, что смысл долгожданному первому слову придает не сам ребенок, но его родители и окружающие люди: они связывают это слово с предметом. Таким образом, слова перестают быть просто звуками и обретают смысл. Не забывайте: для того чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы его побуждало к этому общение с окружающими его людьми, и прежде всего с родителями, и чтобы окружающая его атмосфера оставалась благожелательной и безопасной. Печальные примеры из недавнего прошлого показали нам, что ребенок, с которым не разговаривают и которым не интересуются, не заговорит.

К шести месяцам

К шести месяцам ребенок начнет понимать, что у него есть предустановленная функция речи. Чем больше вы будете с ним разговаривать, тем быстрее она активируется. Сначала он попытается повторять звуки за вами, а затем научится говорить на вашем языке.

Некоторые пользователи предпочитают общаться с ребенком, используя свой привычный словарный запас. Возможно, у малыша возникнут проблемы с повторением некоторых звуков, но ему довольно быстро удастся выучить точные названия мест и разных вещей, а также имена людей.

Другие пользователи отдают предпочтение гулению. При общении в этом стиле малышу легче научиться повторять за вами звуки. Однако в будущем у него могут возникнуть трудности с правильным произнесением названий и имен.

Гуление

У ребенка предустановлены различные детские элементы речи, включая: «гу», «га», «у» и «ка».

Если ребенок произносит один из них, повторяйте вслед за ним. Это будет побуждать малыша произносить другие звуки и обучать его основам беседы.

Естественная речь

К шести месяцам некоторые модели начинают произносить звуки, напоминающие фрагменты слов, такие как «да», «ба», «ма», «агу» и «ка». Чтобы помочь детям превратить их в полноценные слова, используйте следующие техники.

  1. Повторяйте произнесенные малышом звуки.
  2. Поощряйте его повторять за вами. Когда он так делает, хлопайте в ладоши и хвалите его.
  3. Отвечайте на звуки, которые он воспроизводит, разговаривая обычным тоном. Например, скажите: «Правда? Неужели?» или «Думаю, ты прав». Ваши улыбки и радость будут поощрять ребенка продолжать разговор.

Совет . При взаимодействии с ребенком многие пользователи описывают вслух выполняемые ими действия. Подобные описания можно делать в форме утверждений, например: «Сейчас я дам тебе бутылочку». Такое внимание определенно пойдет малышу на пользу, и он быстрее поймет значения слов.

Как помочь малышу в овладении речью?

Во всех ситуациях повседневной жизни сопровождайте словами свои действия, называйте окружающие вас предметы: «Я готовлю тебе бутылочку с молоком», «Я набираю для тебя ванну», «Сейчас я тебя переодену», «Мне нужно покормить собаку» и т. п.

Смело дополняйте слова жестами, чтобы поместить их в контекст и сделать ваши слова более понятными для малыша. Если вы говорите о каком-то предмете, покажите его ребенку. Говорите четко, с правильными ударениями и выразительной интонацией.

Не используйте «детский язык» вместо обычных слов («аф-аф» вместо «собака», «ням-ням» вместо «есть» и т. п.).Не забывайте и о периодах тишины. Они необходимы ребенку, чтобы осознать все услышанное и усвоить язык. Позвольте малышу развиваться постепенно, не повторяйте за ним слова, которые он произносит неправильно. Как и во всех ситуациях научения, самое главное для ребенка - чтобы вы поддерживали и подбадривали его. И не переживайте: рано или поздно он заговорит. Кроме того, очень скоро вы изумитесь тому, какой он на самом деле болтун!

Язык жестов для раннего общения с малышом

Задолго до того, как ребенок научится выражать словами свои желания и чувства, он начинает понимать великое множество вещей. Мы уже заметили, что выразительные способности его тела развиваются куда быстрее, чем его речь. Однако такое временное расхождение часто становится причиной недопонимания, возникающего между малышом и его родителями; подобных кризисов вполне можно было бы избежать, если бы ребенок мог объясниться.

Эти соображения стали отправной точкой для создания в конце 1980-х годов детских знаков: их разработали американские психологи Линда Акредоло и Сьюзан Гудвин. Метод, основанный на знаках, которые используют слабослышащие люди, был запатентован под маркой «Baby Signs». Он пользуется большим успехом в США и Канаде; во второй половине 2000-х гг. он появился во Франции. Тогда же была учреждена французская ассоциация «Подай мне знак» («Signe avec moi»). Она применяет упрощенную модель языка жестов. Сегодня ассоциация предлагает книги для родителей* и детей, видео, игрушки, плакаты, марионетки.

Вы можете начать «обмениваться знаками» с малышом с самого его рождения: приучите себя сопровождать слово, принадлежащее к окружающему ребенка миру (кормить, спать, сменить подгузник, гулять и т. п.), соответствующим ему знаком. К шести месяцам - возрасту, когда малыш уже умеет прощаться, махнув рукой, кивать или мотать головой, обозначая «да» или «нет», - ребенок естественным образом приучится подавать вам знаки.

Родители, использующие этот новый способ раннего общения с младенцем, очень рады такой возможности, и все они признают, что их малыши значительно меньше плачут и кричат.

Наконец, практика подачи знаков представляет собой отличный способ подготовки ребенка к устной речи: детские знаки не только не задерживают развитие у ребенка способности к вербальному общению, но, как показало исследование Национального института здоровья США, даже способствуют ему. «Подающие знаки» малыши оказываются погруженными в язык и общение и демонстрируют более быстрое и глубокое овладение речью, чем их сверстники

Несколько знаков, которые вы можете использовать для общения с малышом:

  • «Малыш»: укачивание обеими руками.
  • «Мама»: пара постукиваний ребром ладони под грудью.
  • «Папа»: соединенные вместе большой и указательный палец два раза раскрываются и закрываются у уголка рта.
  • «Больно»: быстрое вращение большими пальцами.
  • «Есть»: соединенные кончики всех пальцев прикасаются ко рту.
  • «Пить»: сжатый кулак с разогнутым большим пальцем подносится ко рту.
  • «Спать»: укладывание головы на ладонь, как будто бы для сна.
  • «Сосать грудь»: все пальцы одной руки соединяются вместе и затем раскрываются и закрываются перед грудью, как бы имитируя сосание.
  • «Еще»: постукивание кончиками пальцев одной руки по ладони другой.
  • «Писать»: рука с поднятым большим пальцем и мизинцем дважды прикасается к животу, но только большим пальцем.
  • «Какать»: прикосновение указательным пальцем к шее.
  • «Я тебя люблю»: поглаживание рукой в районе сердца, затем рука с изогнутой дугой ладонью выпрямляется в сторону того, кому адресованы эти слова.

Знаки, которыми вы обмениваетесь с малышом, могут также стать весьма полезным средством для приучения ребенка к еще одной важной практике - естественной гигиене.

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где папа?", "где птичка?". Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже "пройденным" предметам, пока не "насытится" сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("мама, дай").

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

По мере развития нервной системы у грудных детей появляется речь. Они довольно легко подражают звукам, которые слышат от окружающих. Многократное повторе­ние звуков, а затем и слов ведет к тому, что в мозгу ре­бенка укрепляется ассоциация (нервная связь), которую в научной среде называют условным рефлексом. В возрасте от 3 до 5 месяцев, дети уже могут различать звуки, они отличают знакомых людей от незнакомых, а также оживленно реагируют на ласковую речь матери.

Сенсорная речь ребенка

Вначале у ребенка появляются признаки так называе­мой сенсорной (чувствующей) речи: он кое-что понимает из разговора взрослых, но сам еще говорить не может. Позже (в 4-5 месяцев) отмечается активное стремление гово­рить. С 4 месяцев младенец произносит звуки «а», «о», «у», чтобы привлечь внимание взрослых. Гулением дети проявляют радость при виде родителей, красивых игру­шек, животных. К 6 месяцам, ребенок уже может произно­сить слоги «ма», «па», ба» и другие, а в 7 месяцев он на­чинает лепетать, то есть повторяет слоги «ма-ма», «ба-ба» и т. д. Ученые установили, что до того, как малыш произносит первое слово, он знает уже 50-100 названий окружающих его предметов, действий и имен близких ему лиц.

К 10-12 месяцам дети могут произносить уже около 6-10 слов, порой даже больше.

Как обеспечить нормальное развитие речи у ребенка до года?

Прежде всего, следует учитывать, что развитию речи у грудного ребенка способствует постоянное словесное об­щение с ним родителей: во время самостоятельных игр, в процессе ухода, кормления, одевания, приготовления ко сну. Такое речевое общение должно быть продуманным, целенаправленным.

У грудных детей произвольное внимание развито сла­бо, поэтому надо создавать ситуации, которые повышали бы интерес ребенка к предмету или действию в связи с развитием речи. Например, чтобы привлечь внимание ма­лыша к лампе, мать включает и выключает ее говоря: «Это лампа». Такие действия повторяются. Позже на во­прос «где лампа?» малыш безошибочно указывает на зна­комый ему предмет. Интерес ребенка к игрушкам, их наз­ваниям возрастает, если их внезапно извлекают из «вол­шебного мешочка» или они приводятся в движение, как например игрушечный мишка который шагает, автомобиль который катится и сам переворачивается, кукла едет верхом на лошадке, говорящий телефон итд.

Активная речь ребенка развивается на основе подражания и самоподражания. Начиная с 6-месячного возраста возможны уже «переклички» матери или отца с малышом: взрослый произносит слово мама, расчленяя его на слоги «ма-ма». Ребенок повторяет их. После многократ­ных повторений малыш при виде матери или необходимости обратиться за помощью к ней произносит слово «мама». Конечно, надо как-то связывать, это слово с обликом матери, с ее участием в уходе за малышом. Например, когда мать входит в комнату, отец говорит: «Вот и мама приш­ла», так у малыша формируется ассоциация слова с образом матери.

К концу первого года жизни большинство детей безо­шибочно выполняют простые действия, в тот момент, когда взрослые обращаются к ним со словами: дай, возьми, сядь, встань, иди сюда и т.д. Ребенок протягивает ручку, если ему говорят «здравствуй», машет рукой при прощании.

Для ознакомления с новым действием, родители дол­жны выполнить его вначале вместе с малышом. Например, произнося слова «ладушки-ладушки», мать несколько раз в ритме этих слов разводит и сводит ладони ребенка. В дальнейшем одни слова «ладушки-ладушки» вызывают у ребенка соответствующую двигательную реакцию рук.

Учеными доказано, что с развитием речи, малыш начинает познавать себя. В ответ на вопросы «где ушко?», «где ножка?», «где носик?» ребенок указывает на соответствующие части тела. Учат его этому по тому же принципу, что и «ладушкам».

Особенно благотворно влияют на словесное общение между ребенком и взрослыми всевозможные совместные игры.

Речевое общение взрослых с грудным ребенком не должно быть утомительным, так как он быстро устает, в результате могут развиться негативные реакции на речь взрослых. Желательно, чтобы во время словесного контак­та взрослых с ребенком не было шумовых помех (радио, телевизор, громкий разговор).

Редакция сайт желает крепкого здоровья Вам и Вашим деткам.

Лаура Брест специально для