Vbulletin константин васильев художник. Художник константин васильев. Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

В День святого Валентина,
В день морозный февраля
Будь, пожалуйста, счастливой,
Нежностью согрей меня.

Огонек любви взаимной,
Не погаснет никогда.
Стала ты моей любимой,
Знай, что это - навсегда!

Мой нежный ангел, моя любимая,
С Днем Всех Влюбленных тебя поздравляю!
Моя чудесная, неповторимая,
Мой личный, маленький кусочек рая!

Такой, как ты, больше нет на всем свете,
Ведь лишь с тобою я счастье обрел!
И образ твой так прекрасен и светел...
Как счастлив я, что нас Амур свел!

Любимая моя, моя радость, моё солнце, поздравляю тебя с Днём святого Валентина. Я хочу, чтобы мы всегда превращали мечту друг друга в счастливую реальность. И пусть будет так: ты любима мной, а я тобой, и всё у нас просто чудесно. Нежная моя, ласковая, милая, замечательная, пусть моя любовь дарит тебе крылья, пусть моя забота укроет тебя от всех невзгод, пусть светлое чувство вечно живёт в наших сердцах.

Любимая! Моё ты счастье!
Для тебя рисую праздник.
И по почте шлю сердечко,
В нём любовь пылает вечно.

В День Святого Валентина
Знай - ты так неотразима.
Моё солнце, моя радость!
Ты - единственная слабость.

Уж прочти мою открытку,
И прости за все ошибки.
Навсегда в твоём плену,
Без тебя я не смогу.

Самая любимая моя,
С Днем влюбленных, милая, тебя!
Пусть любовь минует все преграды,
Ты - мое сокровище, награда.

Пожелаю, чтоб по жизни шли мы вместе,
В отношениях - доверие и честность,
Нежность, страсть и искренность чтоб были,
И друг друга до безумия любили!

Моя крошка дорогая,
Знай, тебя я обожаю,
И в день февральский Валентина
Любовь, как яркая картина,
Пусть в вихре танца закружит
И словно фея, окрылит,
Тебе желаю, непременно,
Быть самой классной, офигенной!

С днем святого Валентина!
Знай, ты искренне любима,
Ведь тебя прекрасней нет,
Ты одна на целый свет.

Счастья я тебе желаю,
Не печалить обещаю.
Пусть все в жизни удается,
Сердце радостнее бьется.

Я в этот день, тебе желаю,
Будь такой же превосходной,
Всё ты сможешь, это знаю,
Оставайся всегда доброй.

Как звезда всегда свети,
Пусть удача будет впереди,
От проблем своих избавишься,
Ты мне очень нравишься!

Моя любимая, родная, дорогая!
Тебе на Валентина я желаю:
Счастливой быть и улыбаться.
К мечте идти и не сдаваться!

С тобой всегда моя любовь.
Сияешь ты как лучик света.
Я счастлив рядышком с тобой,
Ты - самая прекрасная на свете!

С Днём влюблённых, милая,
Какая ж ты красивая,
Добрая, прекрасная,
Дивная и страстная!

Ты ангел дивной красоты,
Ты - эталон той чистоты,
Что редок в мире наших грёз...
Поверь, родная, я всерьёз!

Люблю тебя, твой добрый взгляд,
Который мне всегда так рад.
Люблю улыбку, стан твой, смех...
Пусть ждёт всегда тебя успех!

Я красотой твоей навеки ослеплен,
И праздник этот стал такой приятный,
В тебя давно уже безудержно влюблен,
А без тебя мне мир уж непонятный.

Тебя хочу поздравить с днем влюбленных,
Хочу я пожелать счастливой самой стать,
И я тону в глазах твоих бездонных,
С тобою я могу хоть по небу летать.

Ты смейся чаще, так идет тебе улыбка,
Тебя люблю я больше жизни всей,
Не встретить мне тебя была б моя ошибка,
И потерять тебя мне с каждым днем страшней.

Искрится, играет шампанское
В таинственном свете свечи.
От счастья вручит пусть гигантского
Любовь в этот праздник ключи!

Целуйтесь, целуйтесь, влюбленные!
И будет пусть вам нипочем
Стенание вьюг заоконное,
И будет телам горячо

И ночью, и днем от пожарища,
Развел что в сердцах Купидон.
Пусть будет сладка потрясающе
Вся жизнь! С Валентина вас днем!

За окном февраль и серость,
Но со мною рядом ты:
Моя радость, моя верность
И предел моей мечты.

Не представлю жизнь без чуда:
Твоих милых нежных глаз,
Я с тобою рядом буду
Утром, днём, в вечерний час.

Не заманит нас рутина,
Дней замшелых кутерьма,
В день святого Валентина
Я кричу: люблю тебя!

День влюбленных - это повод
Вновь сказать тебе «люблю».
Это повод, чтобы вместе
Встретить раннюю зарю.

Будьте молоды, красивы
И безбашенны в душе,
Будет пусть у вас счастливым
Путь к заветнейшей мечте!

Опять купидон разыгрался,
К нам день Валентина спешит,
Сегодня сердца влюбленных,
Соединит как магнит.

Пусть будет жизнь Ваша яркой,
А поцелуи нежны,
Пусть страсть пылает жарко,
В объятьях Вашей любви!

Пусть чувства будут взаимны
И крепнут из года в год.
Придет седина и морщины,
А ваша любовь не уйдет!

С Днем Св. Валентина!
Ласок с ночи до утра,
Сменит скуку и рутину
Пусть любовная жара!

Пусть закружит в сладком танце
Пламенных страстей порыв,
Дай же чувствам в жизнь ворваться,
С головою тебя накрыв.

Пусть витают ароматы
Роз, парфюмов и конфет,
Пусть звучат признанья, клятвы
И ни в коем разе «нет»!

Мы теперь две половины,
Желаю в День святого Валентина,
Всегда быть одним целым.
Роднее не найти на свете белом!

Чтобы любовь не проходила,
И разлука обходила,
Поддержка пусть и понимание,
Не остаются без внимания!

Нам верности желаю и терпения,
Не знать в любви минут забвения,
Чтоб надышаться не могли,
А небеса страсть нашу берегли!

Сегодня я хочу сказать: «Люблю!»,
Тебя, родной мой, я боготворю.
В День Валентина пожелаю я тебе,
Быть навсегда в моей судьбе.

Стать радостью и теплотой моей души,
А если, что не так, то ты меня прости.
Влюбленных день мы проведем вдвоем
И до утра с тобой мы не уснем.

Я растворюсь в твоих объятьях
И до небес взлечу от счастья.
И не устану сотни раз я повторять:
« Люблю тебя, и не хочу терять!».

В этот февральский день
Пусть будет ласковым солнце,
Печали и грусти тень,
Личика не коснётся!

Пусть феромоны любви
Очи твои излучают,
Пусть зазвенят ручьи,
Льются, поют, играют!

Добрый святой Валентин
Жмурится где-то игриво,
А мы утонем в любви -
Нежной, страстной, счастливой!

Над городом парят Амуры,
И звезды ярче с неба светят.
Никто не ходит злой и хмурый -
Все улыбаются, как дети.

Из города исчезли даже
Тоска, тревога и рутина.
Любовью каждый звук заряжен
В канун святого Валентина.

В этот День святого Валентина
Я дарю тебе любовь свою.
Не могу представить ту картину,
Как я без тебя дышу и сплю.

Я тебе желаю только счастья,
И всегда со мною рядом быть.
Обещаю очень постараться
Только лишь тебя всю жизнь любить.

Поздравляю с Днем Влюбленных,
С днем счастливых всех людей,
Этим чувством окрыленных
Сумасшедсвия идей!

Валентинки, поздравленья
И сердечки окружат,
Романтичным настроеньем
Будут воздух заряжать.

Вас я тоже не забуду,
Вот моей души слова -
Пусть любовь сильнейшей будет,
Чтоб кружилась голова!

С Днём влюблённых, Днем Святого Валентина,
Озаряет душу пусть любовь,
Радость же - вовеки не покинет,
Пусть веселье вырвется из снов,
В жизни частым гостем пускай станет
Я тебе желаю, чтоб тепло,
Твоих чувств так нежно согревает,
Чтобы оно счастье принесло!
Одиночества чтобы не знать вовеки,
С сердцем чтоб всегда с надеждой жить,
Чтоб пройти с любимым человеком
Трудности, но чувства - сохранить!

О, как прекрасен день влюбленных,
Когда два сердца бьются в такт,
И не страшны любые склоны
Тем, кто любовью той объят.

Желаю поцелуй воздушный
Послать лишь близкому душе,
Родному сердцу так быть нужным,
Чтоб вместе быть всегда уже.

Пусть Валентин приносит счастье,
Влюбленный человек всегда
Улыбкой светится, прекрасен,
Хранит любовь спустя года.

С днём влюблённых, ненормальных,
Оживлённых и брутальных,
Удивительно чудных,
Самых лучших, золотых.

Поздравляем всех, чьё сердце
Не разбито и не в клетке.
Кто нашёл себе любовь,
Кто с ней за руку идёт.

Мы желаем, чтобы вечность
Вы любили так сердечно.
Чтобы каждый день вдвоём,
Чтоб прогулки под луной.

Купидоны чтоб над вами
Всё равно ещё летали.
Чтобы счастье к вам пришло
И детишек принесло.

Сегодня все влюбленные сердца
В уютной обстановке соберутся,
Любви неразделимой нет конца,
В глаза посмотрят, за руки возьмутся.

Пусть ваш запал горит и не сгорает,
Любовь живет во взгляде, в каждом жесте,
Ведь крепкая любовь не исчезает,
Цените каждый миг, пока вы вместе!

Пусть День Влюбленных засияет нежной сказкой,
Любовью лишь наполнит сердце, вдруг,
Словно волшебник, разрисует душу яркой краской,
Подарит теплоту Вам, радость и уют.

Пусть счастье льется только светлой песней,
И жизнь намного станет интересней,
Пусть сбудутся все планы и мечты,
Желаем Вам достатка, успеха, доброты!

Желаю любимым созданья семьи,
А тем кто один - половинку найти,
Пьянящий узнать поцелуя момент,
Познать наяву, а не из кинолент.

Почувствовать силу объятий, тепло,
Беречь свои чувства, за спиною крыло.
И день Валентина с любимым встречать,
Светится от счастья и горя не знать.

Если мы вместе - не страшна беда,
Обещаю, что буду я рядом всегда,
За то, что ты есть, тебя благодарю,
Лишь тебе одной я сердечко дарю,

С тобою рядом все необычно,
Лишь с тобою все клубнично,
Когда ты рядом - мир прекрасен,
От всей души желаю счастья!

Вам в день святого Валентина
Одно хочу я пожелать:
Процент гормона эндорфина
В крови на максимум поднять.

Пусть в Вас любовь живет цветами,
Звучит волшебным пеньем птиц
И вырывается стихами
Томов исписанных страниц.

Пусть чувства Вашей половины
Лавиной спустятся на Вас.
Любви горячей и взаимной
И искренней, как в первый раз.

В день святого Валентина
Всем хочу я пожелать
Позитива, креатива,
Чувств своих не растерять.

Поцелуев жарких, знойных,
Чтоб бурлила в венах кровь.
Всем - избранников достойных,
И да здравствует Любовь!



Праздник двух сердец влюбленных,
Глаза в глаза глядят бездонно,
Любовь окутала двоих,
Вот этот миг - весь мир для них!
Пусть сердца бьются в унисон,
И нежность окрыляет,
А если печаль придет -
Партнер твой оживляет!
Пусть от дуновенья ветерка
Как мороз по коже.
И вновь между двумя - искра,
Ни на что не похожа!



В деревнях, в городах миллионных –
На исходе ворчуньи-зимы
Всюду празднует мир день влюбленных…
Чем, скажи, отличаемся мы?
Если ты не успеешь с ответом,
Помолчи – чуть попозже найдем,
Потому что на празднике этом
Нам тепло и уютно вдвоем!



Валентинки, шоколадки, плюшевые мишки,
И любовные признанья на высокой крыше,
Переписочки, записочки, тайные свидания,
И заветное «люблю» дарит обещание...
Все в один счастливый праздник -
Валентинов день!
С днем любви мы поздравляем
Всех влюбленных на земле!



Пусть валентинка милая эта
Сердце наполнит радостным светом,
Душу согреет счастьем и лаской,
Сделает праздник похожим на сказку!



В День святого Валентина
Я хочу тебе сказать,
Что дороже человека
Мне на свете не сыскать!
Ты мой милый, добрый, нежный,
Без тебя тускнеет свет!
Счастье кажется далеким,
Когда тебя со мною нет!
В этот день тебе признаюсь,
Прокричу, что жизнь моя
Ничего совсем не стоит,
Если рядом нет тебя!



Есть чудесный праздник в феврале
Лучезарный, светлый и прекрасный.
Он для всех влюбленных на земле
Самый нежный, долгожданный, страстный.
В этот день признания звучат
И подарки трепетно вручают,
В этот день о чувствах не молчат
И сердца достойным открывают.
Парочки букетами пестрят,
Дарятся друг другу валентинки.
Поминая много лет подряд
Доброго святого Валентина
Нет на свете для любви преград:
И спешат надеяться и верить.
Так же как и сотни лет назад
Жизнь свою единственным доверя.



Щечки краскою зарделись,
Взгляд горит, не затухая.
Ах, как мне всегда хотелось
Целовать тебя, родная!
В День святого Валентина
Подарю тепло и нежность.
Ты - вторая половина!
Ты - любовь и неизбежность.
Украду тебя я смело,
От других укромно спрячу!
Знаю, быть со мной хотела,
И не может быть иначе!



Снова праздник наступил для всех,
Славный день святого Валентина,
Пусть в делах любовных ждет успех,
Чтоб своей судьбы стать властелином.
Счастье пусть любовь вам принесет,
Будет маяком в ночи горящим,
Пусть она по жизни вас ведет,
Будет светлой, чистой, настоящей!



Пусть бьются радостно сердца
В согласии друг с другом
И ходит время без конца
По замкнутому кругу.
Пусть время нарушает ход
Всех правил и законов,
Чтоб продолжался круглый год
Всемирный день влюбленных,
Чтоб мы с тобою шли вдвоем
По нашей жизни длинной
И каждый день для нас был
Днем Святого Валентина!



Когда-то Клавдий жил II,
Он не доволен был собой.
Что при дворе под самым носом,
Эпископ молодежь венчал без спроса.
И император приказал его казнить,
Любви плоды похоронить.
Но сердце нашего героя,
Было пропитано любовью.
Своей избраннице в последний раз,
В письмо признания вписав,
Он нежно в нем в любви ей клялся,
"От Твоего Валентина" - подписался.
Теперь потомки во всем мире,
С любовью шлют друг другу "валентинки"!



Сегодня праздник, Валентинов день,
Порадуйте подарками любимых,
Нет в мире ничего любви важней,
Прославим же святого Валентина!
Пусть будет ночь уютна и долга,
Дарите нежность и любовь дарите,
Пусть не иссякнет радости река,
Храните верность, чувства берегите!



Любовь мучение о боль дарует нам
И выход радостным и чувственным слезам
И поцелуев лютая картечь
Ей заменяет пламенную речь.
Любовь мучение и боль дарует нам
Она не властна прожитым годам.
И ведь мы знаем в этот день вдвоем:
Мы любим, значит, мы живем.



Юные и зрелые,
В саму любовь влюбленные,
Все соединяются
В пары окрыленные.
И в тебя, любимая/жена моя,
Я опять влюблюсь.
В самую влюбленную
Пару превращусь.
И сегодня с праздником
Я тебя поздравлю!
Пусть сегодня Валентин
В нашем доме правит!



Пусть приласкает лучик солнца
И грусть растает, как снежинка!
Дарю тебе, мой ангелочек,
Свой поцелуй на валентинке!





В День влюбленных искренне желаю,
Чтоб не гасли чувства скоротечно!
Чтоб любовь жила, проблем не зная,
В вашем теплом доме бесконечно!
Чтоб ваш брак был светлым и счастливым!
Чтоб друг в друге счастье находили!
Чтоб хранили верность бережливо!
И здоровы, непременно, были!



Я хочу тебя поздравить,
С Днём Святого Валентина,
Как же рада, что однажды,
Встретила и полюбила!
Ты взаимностью ответил,
Это трогательно очень!
Так чудесно быть с тобою,
Полдень разделив и полночь!
Я помадою своею
Подписала ваплентинку,
Расцелую я картонку,
А потом и «половинку».

Константин Алексеевич Васильев (03.09.1942 г. — 29.10.1976 г.) – русский художник, широко известный своими произведениями на военные и былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Константина Васильева, который избрал себе псевдоним «КОНСТАНТИН ВЕЛИКОРОСС», весьма многопланово и разнообразно, насчитывает более 400 произведений живописи и графики.

Помимо работ указанной выше тематики, в нём присутствуют портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием красного и серебристо-серого цвета и их оттенков — делают картины Константина Васильева узнаваемыми и самобытными.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.

Биография. Из книги Анатолия Доронина «Руси волшебная палитра»

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней. Отец Кости появился на свет в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности. Мама Кости была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И. Шишкина.

Перед самой войной молодая чета жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году — на постоянное жительство в поселок Васильево. И это не было случайностью. Страстный охотник и рыбак, Алексей Алексеевич, часто выезжая за город, как-то попал в этот поселок, влюбился в него и решил перебраться сюда навсегда. Позже Костя отразит неземную красоту этих мест в своих многочисленных пейзажах.

Юного Костю поразила красота этих мест. Она была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Весной, в апреле-мае, паводок заливал весь этот простор от кряжа и до кряжа, и тогда к югу от поселка на много километров была видна вода с кустистыми островами, а сам далекий Свияжск превращался в остров. К июню вода уходила, обнажая весь простор заливных лугов, щедро напоенных и удобренных илом, оставляя после себя веселые ручьи и синие заросшие озерца, густо заселенные налимами, линями, вьюнами, щурятами да лягушками. Наступавшая летняя жара с неуемной силой выгоняла из земли густые, сочные, сладкие травы, а по берегам канав, ручьев и озер гнала вверх и вширь кусты тальника, смородины, шиповника.

Луга на левом берегу у кряжа сменялись светлыми липовыми и дубовыми лесами, которые и поныне, перемежаясь с полями, тянутся к северу на много километров и переходят постепенно в хвойную лес-тайгу.

От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность.

Первая любимая Костина книга – «Сказание о трех богатырях». Тогда же мальчик познакомился с картиной В.М. Васнецова «Богатыри», а годом позже скопировал ее цветными карандашами. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского «Иван Грозный». Сохранились его первые пейзажные зарисовки: пень, усыпанный желтыми осенними листьями, избушка в лесу.

Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу. Да ведь куда, в какую, после какого класса? Ни в поселке, ни в Казани такой школы не было. Помог случай.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте — у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на «отлично».

Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. Подобных школ в стране было всего три: кроме московской, еще в Ленинграде и Киеве. Но МСХШ почиталась вне конкуренции хотя бы потому, что существовала при институте имени Сурикова, а в качестве учебной базы имела Третьяковку.

Конечно, Костя не дождался того дня, когда в Третьяковку пошел весь класс во главе с преподавателем. Он пошел в галерею один, как только был зачислен в школу. Заложенный жизнью личностный интерес, с одной стороны, и живая активная сила картин, с другой, столкнулись в его возбужденном сознании. К какой картине идти? Нет, не к этой, где ночное небо и темная тень дома, и не к той, где песчаный морской берег и шаланда в заливе, и не туда, где изображены женские фигуры…

Костя пошел дальше и услышал в себе зов, когда увидел три яркие знакомые фигуры на большом, в полстены полотне Васнецова «Богатыри». Мальчик обрадовался свиданию с источником своего недавнего вдохновения: ведь репродукцию этой картины он изучал по сантиметрам, смотрел несчетное количество раз, а потом старательно перерисовывал. Так вот он каков – подлинник!

Мальчик впился в решительные лица богатырей, блестящее достоверное вооружение, отливающую металлом кольчугу, косматые конские гривы. Откуда взял великий Васнецов все это? Из книг, конечно! А всю эту степную даль, этот воздух перед схваткой – тоже из книг? А ветер? Ведь на картине чувствуется ветер! Костя заволновался, открыв сейчас перед подлинником чувство ветра. Действительно, конские гривы, да и травинки шевелит ветер.

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и «Наполеона» советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Тихий, спокойный Костя Васильев всегда держался независимо. Уровень его работ, заявленный с первых дней учебы, давал на это право. Не только мальчишек, но даже преподавателей поражали Костины акварели. Как правило, это были пейзажи, со своей явно отличительной тематикой. Юный художник не брал чего-то крупного, броского, яркого, а всегда находил какой-нибудь штрих в природе, мимо которого можно пройти и не заметить: веточка, цветок, полевая травинка. Причем исполнял Костя эти этюды минимальными живописными средствами, скупо отбирая краски и играя тонкими соотношениями цвета. В этом проявляется характер мальчика, его подход к жизни.

Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт с гипсовой головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил на нее клей; тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.

Все составляющие этого натюрморта были кем-то со вкусом подобраны в предметном фонде школы: в качестве фона – средневековый плюшевый кафтан, на столике – гипсовая головка мальчика, старинная книга в потертом кожаном переплете и с какой-то тряпичной закладкой, а рядом – еще не увядший цветок розы.

Проучиться Косте пришлось недолго — всего два года. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают «Мадонну с гранатом» Сандро Боттичелли.

Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – «Кулик», написанный маслом. В нем явное подражание голландским мастерам – та же строгая сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.

К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя.

Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище. Дипломной работой были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Защита прошла с блеском. Работа была оценена на «отлично», но к сожалению, не сохранилась.

В мучительном поиске себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом. Было любопытно испробовать стили и направления, во главе которых засверкали такие модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе. Окунувшись с присущей ему серьезностью в разработку новых направлений, Васильев создает целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как «Струна», «Вознесение», «Апостол». Однако самого Васильева быстро разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.

— Единственное, чем интересен сюрреализм,- делился он с друзьями,-это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства.

Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Во всяком случае, деликатная, тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.

Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма заявляли, например, о том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения. К этому периоду можно отнести такие работы как: «Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц».

Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь! Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!» Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным! И родились «Северный орел», «Человек с филином», «Ожидание», «У чужого окна», «Северная легенда» и многие другие работы, ставшие воплощением особого «васильевского» стиля, который нельзя спутать ни с чем.

Константин принадлежал к редчайшей категории людей, которым неизменно сопутствует вдохновение, но они его не чувствуют, потому что для них это привычное состояние. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе. Константин все время любит природу, все время любит людей, все время любит жизнь. Почему он наблюдает, почему и ловит взгляд, движение облака, листочка. Он постоянно ко всему внимателен. Вот это внимание, эта любовь, это стремление ко всему хорошему и было вдохновением Васильева. И в этом заключалась вся его жизнь.

Но несправедливо, конечно, утверждать, будто жизнь Константина Васильева была лишена неизбывных человеческих радостей. Однажды (Константину было тогда семнадцать лет) его сестра Валентина, вернувшись из школы, рассказала, что к ним в восьмой класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами и длинными, до плеч, волосами. Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования.

Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя спросил:»Ты понимаешь, что я написал? Если нет, лучше молчи, ничего не говори…»

Константин приобщал Люду к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом Толей Кузнецовым сидел в полумраке, увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.

После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю. Все существо ее тянулось к нему, и, когда ей совсем становилось невмочь, она подходила к его дому и часами сидела на крыльце. Но дружеские отношения прервались.

Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани вместе с Анатолием. Встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: — У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет.

Звонкая, радостная надежда пробудилась в ее душе. Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: «Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!»

Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда…

Несколько работ полуабстрактного стиля – память о юношеских поисках живописных форм и средств, посвященных Людмиле Чугуновой, сохранились все же в коллекциях Блинова и Пронина.

Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена успешно закончила учебное заведение по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…

Ну кто из нас, простых смертных, может вообразить себе, какие страсти закипают и бесследно исчезают в душе большого художника, какие ничтожные порой обстоятельства могут в корне изменить накал его эмоций? Конечно же он не знал, с каким ответом шла к нему на следующий день Лена, да, видимо, его это уже не интересовало, поскольку желаемого ответа он сразу не получил.

Многие скажут, что это не серьезно и что так важные вопросы не решают. И будут, конечно, правы. Но давайте помнить, что художники, как правило, люди легко ранимые и гордые. К несчастью, неудача, постигшая Константина в этом сватовстве, сыграла еще одну роковую роль в его судьбе.

Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника.

Есть в этом, несомненно, и объективные причины. Одна из них – беззаветная материнская любовь Клавдии Парменовны, боявшейся выпускать сына из родного гнезда. Порой слишком придирчиво, критическим оком могла она взглянуть на невесту и высказать потом сыну свое мнение, на что Константин реагировал очень чувствительно.

Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы. Его можно не признавать вообще, некоторые его работы спорны, но увидев однажды работы Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным. Хочется привести отрывок из повести Владимира Солоухина «Продолжение времени»: -… «Константин Васильев?! — запротестовали художники. — Но это же непрофессионально. У живописи есть свои законы, свои правила. А это безграмотно с точки зрения живописи. Он любитель…, дилетант, и все картины его — дилетантская мазня. Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну! — Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?.. — Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир — мы не споpим, но там нет пpофессиональной живописи. — Да не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе в голом виде. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. И поэзия не может существовать в невоплощенном виде. И напротив, если картина сверхграмотна и, профессиональна, если в ней каждое живописное пятно, как вы говорите, соотносится с другим живописным пятном, но в ней нет ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ума, ни сердца, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем мне это грамотное взаимоотношение частей. Тут главное, видимо, именно в одухотворенности Константина Васильева. Именно одухотворенность почувствовали люди… »

Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим — слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого. Мысль, которой предстоит жить, не умирает с носителями своими, даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. И художник будет жить, пока живы его картины.

«Северный орел»

«Маршал Г. Жуков»