Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем

Наверняка первыми проявлениями творчества человека были именно рисунки, а не письмена. Сегодня, разговаривая по телефону, находясь на совещании, обсуждая с другом новое увлечение, мы нередко рисуем. Эти рисунки могут быть абстрактными, состоять из отдельных линий и геометрических фигур. Что же мы рисуем и что означает такая современная «наскальная живопись»?

Изучая достаточно обширную научную и популярную литературу, я обратил внимание на то, что зачастую, анализируя рисунки, некоторые ученые не рассматривают часть интересных с точки зрения диагностики факторов. Во-первых , например, далеко не все изучают вопрос о том, когда и в каких условиях сделан рисунок , что при этом происходило. Одно дело, когда изображение «рождалось» в непринужденной обстановке и совсем другое, если при этом приходилось выслушивать, к примеру, наставления со стороны начальника. Такое ситуативное настроение обязательно найдет отображение в тематике рисунка, силе нажима на поверхность листа, остроугольности некоторых линий и многом другом. Во-вторых , надо учитывать, была ли предопределена заранее тематика рисунка: изображалось ли что-то конкретное или просто то, что диктовало подсознание.

Постигая психологию, я обязал себя не использовать для работы вульгарно-популярные публикации. Последние, возможно, и развлекают читателя, но вместе с тем дают явно ошибочную интерпретацию психологических особенностей личности. Это разочаровывает одних и тешит болезненное честолюбие других. Поэтому в данной статье я постарался подать то, что и научно подтверждено, и может быть интересно заинтересованным в изучении других людей.

Особенности «несознательных рисунков»

Несознательный рисунок следует рассматривать как психофизиологический акт , определенный условно-рефлекторной системой движений, а не как изображение конкретного смыслового объекта.

Формирование навыка достаточно быстрых, четких и одновременно гармоничных движений рисунка (как и письма), связано с формированием в головном мозге определенного образа. Пока этот моторный образ движения и сам рисунок не будут продуманы и составлены, проведение движения будет невозможным. По этому поводу известный психофизиолог Николай Бернштейн отмечал, что при тренировке любого движения, в первую очередь тренируются не руки, а мозг. Те, кто интересуется психофизиологией знают, что формирование воображаемого образа движения влечет за собой изменения в соматической, вегетативной и психологической системах организма .

Каждое движение тесно связано с соответствующими процессами в психике через уровни построения движений центральной нервной системы (названы так Н. Бернштейном - прим. автора ). Эти уровни обеспечивают отдельные движения в процессе рисования. Индивидуальность таких движений определяет специфику изображения рисунка, что, в свою очередь, зависит от такой же индивидуальности отдельных черт характера личности.

Не углубляясь в научные подробности теории уровней построения нервной системы, отметим следующее. Участки головного мозга и другие органы организма, отнесенные к этим уровням, обеспечивают общий тонический фон пишущей конечности. Они поддерживают необходимое рабочее положение тела, мелкую моторику мышц предплечья, способствуют постепенному переходу напряжения от одних, задействованных для рисования мышц, в другие. Кроме этих, с первого взгляда сугубо механических моментов, помогающих рисовать, происходит анализ и смысловая оценка того, что будет нарисовано, ведь изображение является не только графической конфигурацией, а носит некий символический или конкретный смысл. Поскольку это обусловлено психофизиологическими особенностями организма, то и рисунки, являясь проекцией наших внутренних переживаний, показывают сугубо личностные интересы, проблемы и многое другое. Таким образом, наши рисунки нужно рассматривать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. По мнению ученых Людмилы Лебедевой, Юлии Никоноровой и Натальи Таракановой, психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества. Человек, который творит, отображает или проецирует таким способом свои неосознанные или скрываемые комплексы, переживания и мотивы. Основным механизмом изобразительной деятельности является проекция. То есть то, что мы рисуем сознательно или автоматически, выполняя попутно другую работу, является отражением наших индивидуально-психологических свойств и мировосприятия.

Принципы толкования рисунков

При проведении интерпретации (толкования) рисунков, оценивается предыдущий эмоциональный опыт автора, его индивидуальность, возможные невротические реакции. Например, если в простой беседе многие люди ведут себя достаточно скованно, то в рисунке могут проявиться значительно шире. Остановимся на рассмотрении рисунков или каракулей, сделанных непроизвольно во время бесед с другими людьми по телефону, на совещаниях в процессе раздумий и т. д. Такие рисунки, в первую очередь, отображают фоновое эмоциональное состояние их автора во время рисования, а следовательно, и отношение к тому, что происходило с ним в ту самую минуту или незадолго до этого.

Этапы интерпретации

Изображения необходимо интерпретировать по определенной схеме: от оценки общего внешнего вида рисунка, до изучения деталей и особенностей проведения линий. Рассмотрим эту схему подробнее.

Оценка рисунка в целом. Сначала оценивается весь рисунок на предмет его целостности, гармоничности, эстетической завершенности, необычности или обыденности. Такие компоненты определяют степень одаренности человека, развитие умственных способностей, наличие вкуса, уровень внутренней культуры .

Эстетическая завершенность является свидетельством уровня волевого развития, запаса нервно-психической энергии, трудоспособности человека и состояния его нервной системы в целом. Четкое соблюдение принятых канонов рисования не демонстрирует личностных особенностей или свидетельствует об «усредненных» способностях ко всему. А в некоторых случаях это говорит об излишне выраженной педантичности, нежелании, а иногда и боязни перемен, проявления инициативы.

Нестандартность рисунка показывает уровень самобытности личности. Чем больше заметна необычность рисунка, тем оригинальнее личность в разных сферах жизнедеятельности. Но все хорошо до известных пределов. Чересчур необычные рисунки, «зашифрованные» абстракции могут свидетельствовать об акцентуации (слишком выраженных психических качествах одного направления), состоянии психики, близком к патологии. Достаточно вспомнить яркие, непонятные простому восприятию картины Ван Гога, страдавшего психопатологией, Сальвадора Дали и некоторых других известных художников, которыми по сей день восхищается общество.

Расположение рисунка. Вариант размещения изображения на листе бумаги психологически связан с самооценкой и самореализацией, субъективным восприятием интеграции в окружающий мир.

При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы. Кроме того, такое расположение рисунка является свидетельством субъективного ощущения безопасности. Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа . Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту. По мнению вышеуказанных ученых, так расположенные рисунки, связанные по тематике с изображением людей, нередко свидетельствуют о склонности к уходу от реальности, наличии защитных механизмов по типу фантазирования.

С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.

Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны. В случае если рисунок расположен в верхнем правом углу листа, можно говорить о склонности автора к неподчинению, непредсказуемости, излишней конфликтности. Некоторые ученые (Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова) говорят о том, что такие люди в экстремальных ситуациях могут агрессию направлять на себя. На мой взгляд, у них могут быть травмы при деятельности в экстремальных условиях, например, при прыжках с парашютом, выполнении работ, связанных с городским альпинизмом.

Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.

Эмоциональный фон рисунка. Независимо от ваших собственных переживаний следует дать ему объективную оценку. Например, улыбающийся добрый зверь или спокойное море будут свидетельствовать об аналогичном состоянии рисующего, а ветер, наклоняющий деревья к земле, зубастая акулья пасть, плачущее солнце никак не будут являться признаком умиротворенного отношения к тому процессу или событию, во время которого рисунок создавался.

Рисунки, выражающие наши эмоции - отражение нашего внутреннего состояния или ситуативного отношения к тому, во время чего они создавались. О веселом чертике можно говорить как о проекции хорошего эмоционального фона, задорном настроении, желании «вытворить что-то эдакое». Плачущее солнце будет признаком внутреннего скрытого или явного расстройства, обиды. В принципе, оценить эмоциональную окраску рисунка не сложно.

Анализ отдельных частей изображения. Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности. Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела. К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости, уши о стремлении получать и обладать информацией. Рога выражают агрессивные защитные устремления. Лапы, если они устойчивые и четкие, - показывают внимательное отношение к основам деятельности, обоснованности принятия решений. Слабые, несоединенные с корпусом, наоборот, необдуманность решений, неумение быть последовательным. Глаза - зеркало души. В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации, асоциальности и страхе. Красивые и хорошо прорисованные - символ желания понравиться окружающим, быть привлекательным. «Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах. Зачернение глаз, изображение их в темных очках связаны со страхами автора рисунка, об этом говорят Людмила Лебедева, Юлия Никонорова, Наталья Тараканова в книге «Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».

Анализ линий рисунка. Далее оцениваются линии нарисованного изображения: ломаные, остроугольные или плавные, закругленные, отдельные четкие и аккуратные, или множественные, как попало пересекающие друг друга. Как правило, особенности рисования линий отображают такие свойства нервной системы, как ее силу или слабость, инертность, динамичность. Некоторые психологи, анализируя линии, связывают их со свойствами темперамента человека и говорят о том, что остроугольность линий - свидетельство холерического темперамента, а излишняя плавность - флегматичного. На мой взгляд, такая оценка «срабатывает» при интерпретации признаков почерка, а при изучении рисунка не всегда.

Вообще, изображая что либо, мы, сами того не осознавая, рисуем либо себя, либо свое внутреннее состояние, а скорее и то и другое. В итоге внешние линии (контуры) центральной или единственной фигуры рисунка изначально являются символической границей между нами и окружающим миром, а характер этих линий часто отражает наше отношение к этому миру, его субъективное восприятие. Например, уверенные, яркие и легкие линии свидетельствуют об уверенности в своих силах вплоть до самоуверенности.

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости, особо четко подчеркнутые и выделенные - признак повышенного самоконтроля, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания. Затемнение, «запачкивание» - выражает повышенный уровень страха и тревоги. Четкие, обрамляющие изображение линии, нарисованные как будто одним движением, - показатель самоизоляции от социума, или субъективного восприятия своего состояния как изолированного. Неоконченные линии, словно автору не хватило сил их дорисовать - частый признак астенического* состояния. Бессознательные тенденции к предельной экономии сил, стремлении сберечь остаток психической энергии.

Сила нажима. Я всегда дополнительно рассматриваю такой признак рисунка как нажим. С помощью нажима можно оценить характер внешних эмоционально-волевых проявлений автора. Как в почерке, так и в рисунке сильный нажим присущ людям эмоционально активным, подвижным, отличающимся яркой жестикуляцией и артикуляцией. Те, кто рисует со слабым нажимом , пребывают в эмоционально сниженном настроении, не любят выступать перед аудиторией, «бледны» в эмоциональных проявлениях. Такой слабый нажим характеризует человека тревожного. Если эти линии можно назвать «паутинообразными», то налицо астеническое, ослабленное и физически, и психически состояние, депрессия. Нарисованный ствол дерева с помощью таких линий свидетельствует о страхе человека перед самоутверждением, избегание самостоятельных действий. Изображенная таким образом листва говорит о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию со стороны.

Импульсивный, непостоянный по силе нажим рисунка является наиболее нежелательным. Ведь постоянный, выдержанный по силе нажим - свидетельство уравновешенного характера, умения обдумывать свои решения. А непостоянный указывает на нервность, импульсивность, лишнюю эмоциональность при принятии жизненно важных решений, порывистость, нередко, неспособность к систематическому труду. Если же нажим в линиях рисунка слабый и одновременно неравномерный, то это может свидетельствовать о неуверенности, иногда неврастеничности и, возможно, психическом мазохизме. Последнее утверждение, как правило, подтверждается, если рисунок в целом эмоционально «грустный» выражает негативные настроения или тенденции.

Сильный, но не слишком дифференцированный нажим наблюдается у личностей, которым присуще зацикливание на проблеме, каком-то переживании, трудный переход от одного вида деятельности к другому. Но такие люди с успехом докапываются до глубины определенных идей и практически никогда не бросают начатое дело.

Очень сильный нажим рисунка свидетельствует о наличии у человека резко возникшей тревожности, вероятно, попытках агрессивно подавить источник страха, большой эмоциональной напряженности. Прерывистые и дрожащие линии, рисуемые медленно, указывают на нерешительность, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности или даже ярко выраженное беспокойство. Однако тонкие и изящные линии, нарисованные быстро, энергично являются доказательством уверенности автора рисунка в том, что он делает, отсутствия смущения, стремления добиться цели.

Толстые линии, обрамляющие центральную фигуру рисунка, выдают склонность к импульсивному поведению, иногда необдуманности действий и поступков, некоторой агрессивности в том числе и вербальной. Отчасти это может быть стремлением сохранить независимость от окружения, как бы свою целостность, самобытность. Но иногда, стремление рисовать очень толстыми, жирными линиями имеет не совсем социально-приемлемые формы.

Жирные линии, без сильного нажима, могут встречаться у любителей вкусно покушать и получать от жизни некоторые физические удовольствия.

Во многих рисунках их авторы не только изображают контуры фигуры или рисунка в целом, а и штрихуют, выделяют какие-то части зачернением, обозначая таким способом тени и т. д. Темные тона, преобладающие в штриховании, зачерчивание внутреннего пространства прерывистыми линиями разной длины и направленности свидетельствуют о наличии внутреннего конфликта, повышенного уровня тревожности. Если же такая штриховка сделана с сильным нажимом, то автор может находиться в состоянии вынужденной агрессии по отношению к кому-то.

Цветные рисунки. Отдельная тема - цвет рисунка, линий или зарисовки, если таковые есть. Как правило, рисунки, «появившиеся на свет» во время телефонного разговора или совещания сделаны одним цветом, тем, что есть под рукой. Поэтому появление цвета уже само по себе свидетельство того, что человек хотел что-то особенно подчеркнуть. Предпочтение черного цвета свидетельствует о компенсационном поведении, желании отвергать (например, то, о чем в момент рисования идет речь), проявлять агрессию, активное противодействие.

Белый цвет - символ чистоты и открытости. Если смешать все цвета радуги, то получится белый. Важно знать, что отношение к этим, да и некоторым другим цветам, разное, например, у европейцев и народов востока. В Китае белый - цвет траура, а черный, наоборот радости и торжества. Поэтому изучение рисунков представителей других народов требует знаний об их архетипном и национальном отношении к цвету.

Красный - цвет агрессивности, наступательной активности и сексуальности, чувственной страсти, но и гнева, насилия. Иногда выбор этого цвета говорит о наличии «горящей» проблемы, эмоциональном напряжении, реакции на опасность,

По словам И. Гете, оранжевый цвет рисунка создает впечатление тепла и удовлетворенности, так как является оттенком огня, характерным для заходящего солнца.

Синий цвет - проекция глубины, стремления уйти в себя, покоя и тишины, надежности, гармонии и надежды. Это также цвет самоанализа и самоуглубления.

Все те же авторы высказывают мысль об ассоциации желтого цвета с теплом и светом, солнцем, питающем жизнь энергией. Это цвет ясности, радости и веселья, открытости, целеустремленности и стремления к активному созиданию, а также наслаждению от результатов этой деятельности. Комментируя рисунки с преобладанием желтого цвета, можно говорить, что их автор человек любознательный, активный, иногда непостоянный в своих второстепенных привязанностях, стремящийся к новым интересным занятиям и хобби. Такие люди легко устанавливают контакты с другими, нередко стараются перевести отношения в непринужденное русло. Можно также предположить, что у автора наглядно-образный, художественный тип мышления. Вполне возможно, что выбранные автором присланных на конкурс рисунков 6–9 фон и цвет бумаги опосредованно говорят о наличии упомянутых качеств и стремлений.

Все тот же И. Гете с зеленым цветом связывал свое представление о гармонии, считая, что в нем происходит примирение противоположностей, мужского и женского, черного и белого, души и тела.

Говоря об использовании цвета, необходимо обращать внимание на то, что зеленая трава, красное или желтое солнце - это естественное использование цвета. Другое дело, когда человек, имеющий нормальное цветоощущение (не дальтоник) рисует море черного цвета при наличии синего карандаша, коричневую траву и т. д.

Тема рисунка. И последнее, что оценивается и интерпретируется - это тема рисунка, что на нем изображено. То, что мы рисуем, напрямую отображает наш внутренний мир и его состояние.

О линиях мы уже говорили. Однако, хочется добавить, что рисование прямых с достаточным нажимом линий показывает определенную степень раздражения по отношению к предмету разговора или человеку, с которым он ведется. Особенно это заметно, когда линии перечеркивают друг друга. Характерным примером является рисунок 6 . Такие рисунки создают люди, которые достаточно долго терпят и стараются обходить конфликты стороной, но переживают их внутри и рано или поздно выплескивают все эмоции на обидчика. Таким обидчиком может быть как конкретный человек, так и работа. С другой стороны, подобные рисунки - реакция на агрессию, своеобразный предохранительный, психокорректирующий прием, способствующий разрядке.

Волнообразные линии - свидетельство умиротворения, покоя, дипломатичности, умения находить разумные компромиссы в сложившейся ситуации.

Рисунок солнца с добрым выражением лица говорит о том, что вы пребываете в хорошем расположении духа, полны энергии, общение в данный момент доставляет удовольствие или сулит хорошие перспективы.

Обратим внимание на рисунок 7 . На нем изображены два лица в анфас. Такое изображение выдает человека, умеющего общаться, легко находящего точки соприкосновения с другими людьми, подобная трактовка изложена Алиной Ланской в книге «Язык рисунка. Характер человека - как на ладони». Но лица явно перекошены, что говорит о межличностном конфликте с близким человеком, недовольстве собой. Специфика изображения глаз (очков) является признаком осознания автором своей неправоты в этом конфликте. Либо автору надоели частые обсуждения общих ошибок в отношениях, глупость, которая их может погубить. Рисунок так же выражает определенную степень внутренней тревоги и напряжения. Другие рисунки этого автора говорят о конфликте не только межличностном, но и внутри себя.

Автор рисунков 1–5 явно любит изображать многоугольники, дополняя их витиеватыми линиями, украшающими картинку. Многоугольники рисуют люди достаточно требовательные к себе и другим, добивающиеся в жизни успеха не только благодаря протекции, но и своим силам. Когда многоугольники имеют пять, шесть и больше углов, и соединены с украшениями, то можно говорить, что их рисовал эмоциональный человек, иногда принимающий интуитивные решения. Если таких людей в детстве неправильно воспитывать, они могут быть конфликтны, неуступчивы, придирчивы. Анализируя рисунки нашей конкурсантки, раскрашенные цветом, можно предположить, что она активна и жизнерадостна, иногда ее переполняет энергия, но не всегда рядом есть человек, способный понять и принять ее пожелания и устремления.

Рисунки 10–11 выдают общительного, интересного человека, любознательного, любящего путешествовать. Такие люди умеют дарить подарки, при чем не только материальные, но и эмоциональные. В сочетании с выбранным цветом рисунка можно говорить о большом запасе нервно-психической энергии, сексуальности автора.

Наши рисунки это кладезь информации. Изучив несознательно сделанные рисунки можно, «читать человека» как раскрытую книгу, понимая его проблемы и радости, состояния и скрытые желания.

Психологические портреты участниц конкурса
«Что поведает твой рисунок?»

В процессе рисования мы переносим на лист бумаги наши эмоции, радости, тревоги, достижения и многое другое. Психология позволяет по рисункам не только определять положительные качества человека, но и диагностировать его проблемы, страхи, скверные черты характера. Поэтому, не следует забывать о «кодексе чести психолога» и интерпретировать то, что является сугубо личным у каждого человека. Некоторые такие замечания «выделены» только маленькими штришками так, чтобы автор рисунка мог их понять и сделать соответствующие выводы

Судя по характеру линий и стрелок (внутри которых есть числа) на рисунке, их направленности в разные стороны из одного центра, можно говорить о том, что автор данного рисунка (рис. 1 ) человек достаточно, инициативный и решительный . Но в жизни предпочитает вторые роли , желая оставаться «за кулисами». Зарисовки в виде прямоугольников со сглаженными краями - одно из свидетельств ответственного отношения к делу , в частности к тому, которое в цифрах и буквах отображено на рисунке. Однако для автора эта работа уже поднадоела, либо связана с общением с неприятными людьми, или недостаточной оценкой ее вклада. Впрочем, причин может быть много, но суть одна - что-то в этом процессе вызывает негативные эмоции. Возникает небольшая, тщательно скрываемая и порой неосознаваемая тревога, которая преследует со всех сторон, как от руководителей, так и от окружения. На рисунке это проявляется в тщательной заштриховке, затемнении прямыми и ломаными линиями практически всех углов и сторон прямоугольников. Автор словно прячется в эти прямоугольники, закрывая себя от всех. Маленькие «колючие» ежики или звездочки из многих линий - еще одно тому подтверждение.

Необычность конфигурации разных составляющих рисунка говорит о творчестве, неплохом уровне интеллекта . Но умение творить по разным причинам не используется, не происходит полноценная самореализация, что может быть причиной уже упомянутой тревоги. Девушка, нарисовавшая этот рисунок, достаточно упрямая, всегда стремится закончить начатое дело и добиться поставленной цели, приложив много усилий для ее достижения. Но, нередко, скрывает в себе свои желания, обиды, огорчения, а другие воспринимают это как должное, не считаясь с ней.

Рисунок, изображающий цветок, тянущийся к солнцу (рис. 2 ) - гармоничный и целостный. В нем присутствует не только форма, изображающая цветы, солнце, траву, но и своеобразное, хорошо воспринимаемое зрительно движение. Такие кинестетические особенности рисунков встречаются редко. Человек, способный их выразить отличается художественным вкусом, фантазией, нередко живет в мире абстрактных идей, так считает известный немецкий психолог Герман Роршах. Скорее всего, этим выражается желание больше внимания уделять душевной стороне жизни, оригинальности в отношениях и на работе . Исходя из общей оценки характера рисунка, можно говорить о том, что создателю рисунка хочется больше душевного тепла, близости, чего-то такого, что затронет тонкие струны души, а не повседневной рутины . Этого тепла и внимания недостает в первую очередь от более сильной, в субъективном понимании автора фигуры. Возможно, этот человек или организация не внимательные к художнице, являются в определенной мере авторитарными. Если рассматривать нарисованное солнце как источник тепла, то в большинстве близких нам культур, в первую очередь славянских, солнце олицетворяет мужскую, сильную, энергичную половину. В нашем случае, солнце как раз может быть символическим изображением человека, сердечность и понимание которого помогает обрести психологический покой и равновесие. Для такого полноценного равновесия автору не хватает эмоционально теплого общения, искреннего понимания эмоций .

Можно с достаточной степенью достоверности говорить, что автор хорошо справляется с работой, требующей творческого начала, умения применять ассоциативное мышление, хорошо видеть и выделять главное . Вероятно, девушке нужно чаще прислушиваться к интуиции и своим сновидениям, своеобразным подсказкам из бессознательного. Она может быть восприимчивой к внутренним переживаниям и созерцаниям, без которых невозможны, как научные открытия, так и глубокие чувства.

Хорошо созданные формы и узоры рисунка 3 говорят о стремлении к гармонии, о спокойной и организованной жизни , что вовсе не свидетельствует о желании ничего не делать и сидеть, сложа руки. Но кто-то любит постоянные переезды, шумные развлечения и большие компании, а наш автор, наверное, предпочла бы смотреть на море, закат солнца и на костер в коллективе близких друзей . У нее достаточно высокий уровень интеллекта , но в повседневной работе в полном объеме он не используется. Она также способна к долгой концентрации внимания, обладает хорошей работоспособностью, предпочитает спокойную работу , где необходима вдумчивость и внимательность деятельности с несложными результатами. Автор - человек общительный, романтичный .

Рисунок 4 , изображающий клоуна с крыльями, интересен тем, что его автор фактически нарисовала себя и свое внутреннее состояние. Можно предположить, что художница обладает высоким запасом нервно-психической энергии, интересуется многими областями человеческой деятельности, старается принять участие в как можно большем количестве различных дел и мероприятий . Все это направлено на завоевание места под солнцем, объясняется увлеченностью своей деятельностью .

У автора хорошо выражены коммуникативные способности , общение для нее это и работа, и отдых, и развитие, и многое другое. При этом ее интересуют все стороны общения , будь-то встреча с друзьями или обсуждение последних интересных фильмов и выставок, разговор тет-а-тет. Такое общение выполняет и своеобразную защитную функцию. Штриховка рисунка свидетельствует о постоянно возникающем страхе . Вполне возможно, это связано со страхом быть не принятой, не понятой или брошенной психологически значимым человеком . Поэтому для установления и поддержания нужных ей контактов используются как легкое кокетство, так и детские капризы . Многогранное общение дает уверенность в себе, а основной используемый ею способ поддержания отношений - быть интересной собеседницей, обладающей большим количеством знаний, умение «подавать» себя , быть просто интересным человеком. У автора очень хорошо развито активное воображение, ее любознательность «подпитывает» интеллект, дает возможность генерировать идеи, вдохновляться и вдохновлять других, быть интересной собеседнику.

Исходя из характера рисунка и его тематики, можно сказать, что художница до сих пор, принимая жизненно важные решения, подсознательно обращается за одобрением к более сильной в психологическом плане фигуре женского пола. Например, к матери, бабушке, сестре, подруге. С одной стороны ничего плохого в этом нет, но с другой, автор попала в ситуацию своеобразной психологической тюрьмы, из которой выйти ей не дают, или она сама не хочет, боясь ответственности за принимаемые решения , вероятности возникновения конфликта. Возможно, надо завоевывать, а не выпрашивать уважение этого человека, перестать бояться быть непонятой или не принятой, становясь самой собой, перестать подавлять в себе те прекрасные импульсы, которые мешают жить так, как хочется.

В глубине души художница положительно амбициозна и честолюбива , со стремлением достигать и обладать . Для этого она готова много и хорошо работать, расти вверх, как ее цветок (рис. 5 ).

Рисование - это своеобразная реакция наших конфликтов, тревог и агрессии в социально приемлемой форме. Поэтому, когда мы рисуем, то проводим своеобразную психокоррекционную работу, помогающую пережить неприятность без психологических потерь. Например, придуманное и перенесенное на лист счастливое завершение чего-то неприятного может положительно сказаться на его освобождении от разрушительного воздействия на психику отрицательных энергий. Так что рисуйте и наслаждайтесь жизнью.
______________
* Речь идет о повышенной утомляемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому и умственному напряжению

Вас може зацікавити

Щомісяця в журналі «Діловодство та документообіг»: організація діловодства в установах і підприємствах різних форм власності та рівня підпорядкування згідно з новими правилами й вимогами, архівна справа, кадрове діловодство на прикладі конкретних виробничих ситуацій, юридична підтримка під час роботи з документами, основні вимоги до складання та оформлення службових документів. А також відповіді кваліфікованих спеціалістів на запитання читачів, підвищення рівня освіти, поради психолога-практика та ін.
Друкований журнал + електронна версія без додаткових оплат.
Ваш гарантований подарунок: Онлайн-посібник «Складення та оформлення службових документів» у 2-ох частинах.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Мне продолжают поступать вопросы о «честности» фотографии, которые сопровождаются такими формулировками, как «без обработки», «передача реальности», «как в жизни» и т.п. На эти (и многие другие) вопросы я давал развернутые ответы в своей книге . Однако понятно, что ее читали далеко не все, поэтому я решил опубликовать соответствующую главу в своем блоге. Надеюсь, она поможет разобраться тем, для кого это новая информация. Кроме этого, мне было бы удобно иметь ссылку, которую я могу давать в ответах на подобные вопросы.

Прототипом этой главы послужила несколько раз модифицированная статья , которую я публиковал в марте 2011 года, и которая собрала тогда почти 1000 комментариев. Та статья была далека от совершенства, в ней встречались неточности и некорректные формулировки, верно подмеченные читателями (за что, безусловно, я им благодарен). Прежде чем стать частью книги, статья выдержала существенную переработку, критику и вычитку с участием художников и около 10 признанных специалистов в разных областях фотографии (как технических, так и эстетических) – их список можно найти в благодарностях (глава «Введение») в книге.


Глава 15. «Честность» в фотографии

Известно, что цвет – это не длина волны. Популярное определение цвета, которое дали Алексей Шадрин и Андрей Френкель, гласит:

Цвет – это ощущение, которое возникает в сознании человека под воздействием на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в диапазоне от 380 до 760 нм. Эти ощущения могут быть вызваны и другими причинами: болезнь, удар, мысленная ассоциация, галлюцинации и др.

Когда мы наблюдаем какую-либо сцену в реальной жизни, наши глаза реагируют на свет определенного спектра и определенной интенсивности. Под воздействием этих стимулов мозг человека формирует определенное впечатление.

Логично предположить, что если воспроизвести перед глазами человека те же стимулы, которые воздействовали на него в реальной сцене, то они вызовут то же впечатление, что и реальная сцена.

В своей книге «Цветовоспроизведение» Роберт Хант описал два способа спектрально точного воспроизведения цвета – микродисперсионный и метод Липпмана. Оба достаточно громоздки, сложны в реализации и относятся скорее к лабораторным, чем к реализуемым на практике.

Далее Хант упоминает более простой метод приблизительного спектрального цветовоспроизведения, основанный на использовании шести (и более) разнотоновых красок, чернил или пигментов. Но в наше время и этот метод трудно реализуем.

Поэтому в основе современного цветовоспроизведения лежит еще более простой, но куда более эффективный метод. Хант называет его «упрощенный подход». Вот, что он пишет об этом в своей книге:

Неудивительно, что трудности, свойственные микродисперсионному и липпмановскому методам, делают эти методы совершенно непопулярными, да и использование шести колорантов также весьма проблематично. Более того, ни один из современных методов цветовоспроизведения не работал бы, если бы человеческое зрение не обладало свойством существенно снижать сложность воспринимаемых цветовых стимулов. Поэтому оставшаяся часть нашей книги (то есть 878 страниц из 928.– Прим. автора) посвящена описанию принципов и методов получения цветовых репродукций, основанных на радикально более простом подходе: несмотря на то что в спектре «работают» волны каждой из возможных длин, суммарный эффект от них (в случае человеческого зрения) объединяется всего лишь в три группы.

(перевод А. Шадрина, 2009 г.)

Именно так, на использовании трех групп цветовых стимулов (в том или ином виде – красный, зеленый и синий) построена современная система управления цветом – CMS, Color Managment System. По результатам опытов, которые проводила международная комиссия по освещению CIE (Communication Internationale de l’Eclairage) в 30-х годах XX века, было доказано, что воздействие большинства спектрально чистых цветов на зрительный аппарат человека вызывает ощущение, идентичное тому, которое вызывает результат смешения трех лучей, – красного (700,0 нм), зеленого (546,1 нм) и синего (435,8 нм) в разных пропорциях.

Это упрощение с высокой степенью точности позволяет нам воспроизводить стимулы, которые вызывают у зрителя ощущения, аналогичные тем, которые он испытывал бы при взгляде на реальную сцену. Для этого можно использовать проектор, монитор, бумагу и т. д. Что же мы при этом увидим?

Илл. 15.1

На илл. 15.1 приведено изображение примерно в том виде, каким его зафиксировала фотокамера. Оно получено из Raw-файла, сконвертированного с гаммой 1.0 без какой-либо коррекции, кроме приведения баланса белого. Это изображение с известной степенью допущения имитирует те стимулы, которые воздействовали на сетчатку глаза наблюдателя при одномоментном взгляде на реальный горный пейзаж.

Илл. 15.2

На илл. 15.2 – некоторым образом обработанная фотография, соответствующая впечатлению, которое по задумке автора (то есть меня) должна производить эта сцена, и похожее на то, которое она действительно на меня производила в процессе съемки.

Казалось бы, на изображении сверху мы воспроизвели перед глазами зрителя стимулы, аналогичные тем, которые воздействовали бы на него в реальной жизни. Но в реальной жизни они производили на нас куда более сильное впечатление, чем в репродукции. Почему?

Дело в условиях просмотра. В реальной жизни на сетчатку нашего глаза не оказывалось других воздействий, кроме стимулов самой сцены. Когда мы просматриваем имитацию этих стимулов на мониторе, бумаге или проекторе, мы не можем исключить воздействие окружения – освещения, цвета бумаги, сторонних предметов, попадающих в поле зрения и т. д. Наша система восприятия адаптируется к условиям, в которых мы находимся, так, чтобы глаза максимально адекватно воспринимали реальную сцену, а не помещенное в нее изображение другой сцены.

Если бы при просмотре сымитированных стимулов мы смогли исключить воздействие окружения, наш зрительный аппарат адаптировался бы только под те стимулы, которые на него воздействуют. В этом случае у нас действительно будет возникать впечатление, идентичное впечатлению от реальной сцены.

К сожалению, полностью исключить окружение при просмотре воспроизведенного изображения практически невозможно. Но для того чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно это сделать хотя бы частично.

Для этого поместим приведенный снимок на черный фон (илл. 15.3). Теперь скрутите трубу из плотной бумаги и посмотрите сквозь нее на изображение в течение 20–30 секунд. Обратите внимание, как постепенно начинают проявляться детали, повышаться контраст, играть розовым светом снежные пики.

Илл. 15.3

Теперь резко уберите трубу и вернитесь к этой же картинке на белом фоне. Я многократно проводил этот эксперимент на проекторе в темном зале и наблюдал реакцию почти тысячи человек. Все они без исключения отмечали, что помещенное обратно на белый фон изображение тут же становится тусклым и малоконтрастным.

Из этих наблюдений мы можем сделать несколько важных выводов.

1. Любая объективность в цветовоспроизведении заканчивается там, где начинается восприятие человека. То есть на моменте спектрально точного воспроизведения стимулов сцены или их имитации перед глазами зрителя. Дальше включается субъективная система восприятия, которая формирует впечатление. Несмотря на то что все люди видят практически одинаково (что подтверждают опыты CIE), относятся к увиденному они по-разному.

В качестве примера предлагаю сравнить интерпретации одной и той же сцены двух разных фотографов. Один вариант мой, другой – моего друга Владимира Трофимова, с которым мы вместе путешествовали по Киргизии (илл. 15.4).

Илл. 15.4

Мы снимали этот пейзаж на высокогорном плато Барскоон, находясь в 5 метрах друг от друга. Оба снимка были сделаны в одном направлении и практически в одно время с точностью до нескольких минут. Более того, у нас были совершенно одинаковые камеры (Canon 5D Mark II) и примерно одинаковые параметры съемки (ISO, выдержка, диафрагма). Но при этом получились совершенно разные фотографии.

Я не призываю вас выбрать лучший вариант, лично мне нравятся оба. Но они разные, потому что у нас было разное впечатление от одной и той же сцены, которая, казалась бы, одинаково воздействовала на наши в общем-то одинаковые (чисто биологически) зрительные аппараты. Однако Владимира заинтересовал общий план и отражение розовых облаков в озере, меня – кровавые отблески закатных лучей солнца на снежных вершинах.

Обратите внимание, «честность» в фотографии заканчивается уже на этапе выбора оптической системы (фотообъектива), то есть задолго до обработки или воспроизведения сцены. Ответ на вопрос «как это выглядело на самом деле?» всегда будет зависеть от того, кто и как смотрит на исходный сюжет.

2. Восприятие человека зависит от условий просмотра и окружения.

Несмотря на то что «честной» фотографии не существует, но существуют задачи по съемке товаров для каталогов. Как же они решаются? Довольно просто: через стандартизацию условий просмотра. Которые, в частности, описаны в стандарте ISO 3664:2000 «Условия просмотра. Полиграфия и фотография».

То есть существуют технологии, которые позволяют с некоторой степенью точности показать зрителю, «как на самом деле это выглядело». Но важно понимать, что работать эти технологии будут строго в определенных условиях просмотра. Как только условия даже незначительно меняются, говорить о точности воспроизведения становится невозможным.

Усредненные условия просмотра предполагают, в первую очередь, определенную цветовую температуру и освещенность, близкие к тем, что наблюдаются днем в облачную погоду. Но если, выбирая по каталогу обувь, покупатель просматривает его в условиях недостаточной освещенности (скажем, вечером в квартире при свете люминесцентных ламп) или при другой цветовой температуре (скажем, на закате или на рассвете), то, получив заказ, он, скорее всего, будет сильно удивлен несоответствию реального товара его рекламной фотографии.

То есть «честность» даже предметной съемки – вещь весьма условная. Да и сама задача максимально точного воспроизведения является сугубо прикладной. Она технически достижима в рамках определенных условностей, например, когда речь идет сугубо о цветопередаче. И практически не реализуема, если надо учесть ракурс, освещение и окружение, т. к. выбирать их будет конкретный фотограф со своими субъективными представлениями о том, как должен выглядеть результат.

Даже от фотографии для каталогов требуется не точно передать реальность, а произвести на зрителя (потенциального покупателя) впечатление. Конечно, относительная точность цветопередачи важна, т. к. в случае несоответствия потребитель может предъявить претензии. Однако уже на стадии съемки товар всегда подается в максимально выгодном виде – с самого выгодного ракурса, в самом выгодном освещении, в наиболее выгодном окружении (интерьер, модели). А при обработке максимально повышается контрастность и насыщение, убираются мелкие дефекты и т. д.

Восприятие человека устроено так, что он платит (в прямом и переносном смысле) не за то, что реально покупает, а за то, что хочет купить. Мы склонны не замечать мелкие недостатки реальных предметов и представлять их в том окружении, в котором они были сняты. Бывает, что реальные предметы и даже люди нам нравятся потому, что когда-то понравилась их мастерски выполненная фотография, хотя в жизни они выглядят куда менее эффектно.

3. Для того чтобы демонстрировать фотографию в некоторых условиях просмотра, ее необходимо обработать. В идеальном варианте – под эти конкретные условия. В более простом и часто применяемом на практике – под некоторые усредненные условия просмотра.

Невозможно не обработать фотографию. Снимок без вмешательства средств обработки обычно выглядит слишком блекло и малоконтрастно, как на илл. 15.1. Те, кто утверждает, что не обрабатывает фотографии, отправляя на печать JPEG-файл из цифровой камеры (или Raw-конвертера), просто не понимают, что обработка все равно произошла. Но в этом случае автор доверил ее скромным «мозгам» фотокамеры (или усредненным параметрам по умолчанию в Raw-конвертере), оценив итоговый результат. Если он ему понравился, значит, его устроила автоматическая обработка, не более того.

Если открыть Raw-файл в любом Raw-конвертере, мы увидим изображение, к которому уже применены некоторые параметры обработки. Например, в Adobe Lightroom версии 4 или Adobe Camera Raw версии 7 обработка по умолчанию происходит даже несмотря на то, что значения всех параметров установлены в ноль, а тональная кривая имеет линейную форму. В предыдущих версиях этих программ мы могли частично отказаться от предустановленных значений. Одним из них была тональная S-образная кривая с приоритетом теней. Сам факт ее существования в таком виде говорит о том, что в компании Adobe кое-что знают о художественной составляющей цвета.

Илл. 15.5

Задача параметров по умолчанию, которые предлагает Adobe, – предварительно обработать снимок так, чтобы он в той или иной степени походил на картинку с экрана камеры. На илл. 15.5 показаны эти параметры применительно к Adobe Camera Raw версии 6*. Любитель, вполне вероятно, ею и удовлетворится, но сказать про такую фотографию «без обработки» все равно нельзя.

* В Adobe Camera Raw версии 7 результат обработки с параметрами по умолчанию будет выглядеть примерно так же, просто сами параметры и их отображение в этой версии реализованы иначе.

Если вы снимаете на пленку, то должны понимать, что доверяете обработку специалистам, которые ее разработали. Обработка на уровне эмульсии пленки, как правило, более выраженная и явная, чем автоматическая обработка процессором цифровой камеры. Цвета на пленочной фотографии часто получаются искаженными, смещенными, но обычно они нравятся. Как мы уже знаем, это связано тем, что в обработку пленкой заложены определенные художественные и эстетические знания о цвете.

Хотим мы этого или нет, нам придется что-то сделать с «честной» картинкой, чтобы привести ее к какому-то более привычному для восприятия виду. Другими словами, придется обработать исходное линейное (имитирующее реальную сцену) изображение под некоторые усредненные условия просмотра, чтобы донести до зрителя наше представление о красоте сцены. А как только мы начинаем это делать, мы автоматически переходим от задачи регистрации и воспроизведения реальности к авторской интерпретации.

Вы можете согласиться с моим вариантом обработки приведенного примера (илл. 15.2), а можете предложить что-то другое на свой вкус. Ваша обработка наверняка будет другой, но какой бы она ни была, в этот момент становится уже невозможно говорить о какой-либо «честности» или «точности» воспроизведения исходной сцены.

В принципе можно обработать исходную картинку (илл. 15.1) в соответствии с какими-то стандартными алгоритмами. Оставляя в стороне вопросы эффективности и качества таких алгоритмов, можно упомянуть те варианты, которые в первую очередь приходят в голову:

1. Воспользоваться JPEG-файлом, который дает цифровая камера.
2. Воспользоваться установками по умолчанию в процессе конвертации Raw-файла.
3. Снять все на пленку (которая сама – результат определенной обработки исходно линейно-регистрируемого сигнала).
4. Воспользоваться пресетами/шаблонами в программах конвертации и обработки.

Какой бы вариант мы ни выбрали, пусть даже самый простой, важно понимать, что такая обработка все равно будет авторской, потому что именно автор выбирает метод обработки и определяет, устраивает или не устраивает его результат автоматической коррекции, и автор же выбирает пленку под конкретный сюжет, освещение и прочие условия.

До сих пор речь шла в основном об особенностях нашего восприятия. На следующих этапах погружения в задачи обработки начинается еще более интересное: сознательная авторская интерпретация. Здесь уже можно и нужно говорить об эстетике и о художественных задачах арт-фотографии, в которые фиксация и передача действительности никогда не входила. Но это уже совсем другой разговор. В рамках этой книги позвольте лишь привести несколько цитат на эту тему.

Одна из самых больших ошибок, которую может сделать фотограф, – это надеяться, что его фотография, будет похожа на реальный мир. Если мы ограничиваем свое воображение реальным миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не сможем сделать ничего большего.
Гален Роуэлл

Все фотографии очень точны, но ни одна из них не воспроизводит правду.
Ричард Аведон

Фотография, как мы все знаем, совершенно нереальна. Это иллюзия реальности, с помощью которой мы создаем наш собственный внутренний мир.
Арнольд Ньюман

You don’t take a photography, you make it. (что на русский язык можно перевести как «Вы не снимаете фотографию, вы создаете ее»).
Ансель Адамс

Также приходит на память мысль, относящаяся к литературе, но не менее выразительно описывающая «честность» в искусстве:

Правдивость вымысла для писателя существеннее верности факту. Протокольной документальностью он пренебрегал, чтобы тут же творчески ее воссоздать.
Андрей Арьев «История рассказчика», вступление к книге С. Довлатова

Ну и напоследок отзыв В. Д. Поленова о картине «Капуста» В. Э. Борисова-Мусатова (илл. 15.6):

Илл. 15.6

Вот вам, кстати, и кусок живой природы. Почему живой? Потому, что осмыслен живописно, а не просто «передан»: неба-то нет, не видать его, а цвет его на всем отражен. И погода, и состояние дня – все тут – в голубизне зелени, в тоне фиолетовых стволов... В светло-сиреневом, заметьте, – а не глухом коричневом! – тоне земли, написанной на свету! Вот это уже и есть пленэрное, а не «предметное» представление, это уже – живописная правда!

Глава 15. «Честность» в фотографии
из книги «Живая цифра», П. Косенко
Издательство «Тримедиа Контент», Москва, 2013
ISBN 978-5-903788-22-4

Подробная информация о книге, о том где ее можно купить или скачать (в т.ч. бесплатно).

Когда Джейн приехала на лето в Испанию, она надеялась просто приятно провести время. Встреча с Луисом Капдевилой, высокомерным, неотразимо красивым испанцем, в один миг перевернула ее планы. Лето в Испании превратилось для девушки в романтическое, полное мучительных страстей и тайных желаний приключение, едва не стоившее ей жизни. Любовь к этому гордому испанцу захватила ее врасплох. Она не смеет поддаться чувствам, но как устоять против искушения?

Рисунки баталиста Александр Проханов

Роман о советских воинах, прошедших боевой путь в Афганистане. В центре фабулы романа – художник Веретенов, который едет на «необъявленную войну», чтобы запечатлеть происходящее на холсте и повидаться с сыном, находящимся в воюющих частях. Глазами художника-баталиста и рисуются те события, что развертывались в те дни в районе Герата, воссоздаются образы советских солдат и командиров. При художественном оформлении книги использованы уникальные фотографии, сделанные А. Прохановым на месте действия, – писатель неоднократно бывал в воюющей…

Секта. Роман на запретную тему Алексей Колышевский

Когда людям становится мало огромного состояния, могущества и власти над себе подобными, место Бога в их душе занимает Дьявол. И тогда становится невозможным противиться искушению… Искушению будущим… Сюжет романа «Секта» основан на реальных событиях, начало которым положил еще в XVIII веке «русский Нострадамус» – монах Авель. И вот уже четвертое столетие сбываются его пророчества: войны, третье, самое страшное иго, падение и возрождение Великой Страны.

Деревянное царство (с рисунками О. Биантовской) Борис Алмазов

В сборник входят три повести: «Самый красивый конь», «Деревянное царство», «Посмотрите - я расту». Во всех трех повестях автор, на примере своих героев, с глубоким знанием действительности, эмоционально рассказывает, как поступает в трудные минуты жизни настоящий советский человек, когда решается не только его собственная судьба, но и судьба окружающих его людей.

Тёма и Жучка Николай Гарин-Михайловский

Произведение из сборника «Барбос и Жулька», (рассказы о собаках), серия «Школьная библиотека», 2005 г. В сборник вошли рассказы писателей XIX–XX вв. о собаках - верных друзьях человека: «Каштанка» А. Чехова, «Барбос и Жулька» А. Куприна, «Мой Марс» И. Шмелева, «Дружище Тобик» К. Паустовского, «Джек» Г. Скребицкого, «Алый» Ю. Коваля и др.

Фронт[РИСУНКИ К. ШВЕЦА] Эмиль Офин

Душа писателя отдана настоящим труженикам, таким, как механик Горшков из повести «Фронт», шофер Василий Кузьмич из рассказа «Водитель первого класса», щедрый на выдумку Петр Павлович из рассказа «Дачник» («Он всем только подсказывает, а работа идет»), неутомимый и проницательный подполковник милиции Данилов из цикла «Недостающее звено».

Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции Тамара Катаева

Роман-монтаж «Другой Пастернак» – это яркий и необычный рассказ о семейной жизни великого русского поэта и нобелевского лауреата. За последние двадцать лет в свет вышло немало книг о Пастернаке. Но нигде подробности его частной жизни не рассказываются так выпукло и неожиданно, как в новом исследовании Катаевой «Другой Пастернак». «Боттичеллиевский» брак с Евгенией Лурье, безумная страсть, связавшая Пастернака с Зинаидой Нейгауз, поздняя любовь с Ольгой Ивинской – читателю представляется уникальная возможность узнать о личной жизни Пастернака…

Женщина-рисунок Татьяна Тронина

Соня считала, что любовь, привязанность, брак – не для нее. Ну не было вокруг мужчин, способных взволновать ее сердце! Да и слабое здоровье свое воспринимала Сонечка как преграду для серьезных отношений. Живопись – вот удел нежной и хрупкой девушки. Думала ли она, что столкнется с настоящей страстью, что ради любви ей придется пойти на жертвы, поссориться с родными и оказаться в центре международных интриг…


ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Каков мастер,человек трудами. Терпенье и трудтакова и работа. Землю солнце красит, того люди чтут. Дерево сильно корнями, всё перетрут. Кто любит труд,а человека – труд. Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего проекта, поясните, почему.








1. Интеллигентность – совокупность личностных качеств человека, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры. Слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающих критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. Национальная психологическая энциклопедия


2. Интеллигентность – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры.


4. Интеллигентность (от лат. intelligens (intelligentis) знающий, понимающий, разумный) – высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.Интеллигентность 5. Интеллигентность (от лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека.Интеллигентность




«Доброта как смысл жизни» Прочитайте текст, найдите и подчеркните в нём слова, фразы, предложения, которые помогут ответить на проблемный вопрос нашего урока. «Человек должен быть интеллигентен». «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах». «Она нужна и для окружающих, и для самого человека». «Она позволяет жить счастливо и долго». «А на самом деле можно иметь всё это и быть неинтеллигентным».




Перечитайте текст и сформулируйте качества интеллигентного человека своими словами. Каждая ступенька этой лестницы – один шаг на пути к интеллигентности. Запишите на каждой ступеньке, каким должен быть этот шаг для воспитания интеллигентности. «Обострённое чувство справедливости»


Интеллигентность редкое и ценное качество личности, включающее много важных качеств, как интеллектуальных, так и нравственных. 1. Обострённое чувство справедливости. 2. Приобщённость к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей. 3. Следование велениям совести. 4. Тактичность и порядочность, исключающая грубость, нетерпимость и вражду в отношениях с другими людьми.


Решаем жизненные задачи Конфликт в очереди Ситуация. Огромная очередь в кассу за билетами на поезд. Вдруг прямо к кассе подходит мужчина и протягивает кассиру деньги на билет. Вся очередь начинает возмущаться. Женщина, стоящая первой перед окошком, спрашивает, почему мужчина берёт билет без очереди. Выслушав ответ, она пропускает его купить билет. Роль. Свидетель ситуации. Результат. Предотвращение конфликта благодаря вмешательству интеллигентного человека. ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ


1.Выбери наиболее полное определение интеллигентности: а) Высшее образование по определённой профессии (врач, учитель, актёр, учёный, писатель), умение высказывать свою точку зрения. б) Редкое и ценное качество личности, состояние души. в) Высокая должность. г) Совокупность личностных качеств человека, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры. 2. Выбери качества интеллигентного человека из предложенных, допиши ещё одно-два (можно пользоваться учебником и памяткой 1): а) Способность к состраданию. б) Высшее образование. в) Обострённое чувство справедливости. г) Опрятный внешний вид, строгий деловой костюм. д) Тактичность и порядочность. е)... ж) Ты хочешь, чтобы твои друзья были интеллигентными? Почему?


«Скупой может притвориться щедрым. Злой человек может притвориться добрым. Льстец может преподнести свою лесть под флагом правдивости и откровенности, «честно». Но притвориться интеллигентным человеком нельзя. Невозможно». А как считаете вы? Какие черты характера вы хотели бы в себе развивать?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Подготовь презентацию на тему: «Два образца настоящего интеллигента – известный человек и мой знакомый». 2. Проведи исследование: собери разные высказывания об интеллигенции и интеллигентности, раздели их по содержанию на несколько групп. Объясни, почему ты выбрал именно такое деление, что оно означает.

Скажите сами себе, только честно, вы считаете себя… честным человеком? Большинство, естественно, моментально скажут: «Да! Конечно, я честный!» - и успокоятся. Но если разобрать человека, так сказать, по полочкам и фактам, то окажется, что действительно честных людей совсем мало. Это не значит, что не надо стремиться к честности. Наоборот!

А что такое вообще честность? Как ее представить визуально, например? На прошедших выходных целых 30 человек попытались выразить свое видение честности. Ребята самовыражались в жанре уличного граффити. Около Крымского моста в Москве расположилась целая выставка рисунков, которая будет стоять там до 9 августа. Так что вы все успеете вживую посмотреть и оценить работы на соответствие честности.

(Всего 18 фото)

Граффити рисовали на специальных больших призмах - 3 грани, 10 призм, 30 рисунков. Все люди, гуляющие летним днем по парку «Музеон», смогли посмотреть, как в реальном времени художники изображали свое видение честности.

Организатором необычного фестиваля выступило объединение «Артмоссфера» совместно с альтернативным оператором связи Tele2. Собрав на одной территории лучших представителей стрит-арт-культуры, создатели феста позаботились о том, чтобы зрители не чувствовали себя эгоистами, а по-честному делились увиденным в социальных сетях - по всей зоне граффити-джема целый месяц будет действовать сеть Wi-Fi от Tele2. В день открытия у всех посетителей была возможность подключиться к оператору и в подарок получить авторский чехол для своего мобильного. Дизайн чехлов придумывали и воплощали художники фестиваля.

Ценности Tele2 в сущности схожи с ценностями современного искусства. Желание побороть стереотипы, выйти за рамки общепризнанного и стремление к максимальной открытости и простоте объединяют Tele2 и представителей творческих субкультур. Честность - очень плодородная творческая территория, это идея, которая близка всем людям, и один из принципов работы компании.

Коммерческий директор макрорегиона «Москва» Tele2 Дмитрий Григорьев