Макс дворжак - история искусства как история духа

Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, принято называть Высоким Возрождением и рассматривать его как кульминацию эпохи Возрождения. Последнее, разумеется, относится лишь к первой половине этого периода: во второй его половине уже предполагается начало упадка искусства Возрождения. «Лишь очень узкая кромка горного хребта составляет вершину,- пишет Вёльфлин. - После 1520 года не возникло, пожалуй, ни одного произведения, безукоризненно чистого по стилю». В основе этого тезиса лежит не столько понимание реальных движущих сил эволюции, сколько догматическая идея. Если же отказаться от подобной концепции стиля (что едва ли нуждается сегодня в обосновании), то положение дел представится иным. В таком случае искусство чинквеченто покажется нам не просто продолжением и завершением искусства предшествующего периода, но движением по иному пути и чем-то принципиально новым. К тому же искусство это неоднородно, оно представляет собою итог различных течений и направлений - разительный контраст по сравнению с относительным единством искусства кватроченто. И наконец: в то время как Возрождение в XV столетии было, по существу, явлением итальянским, национальным, отныне речь идет о новых духовных силах, действующих во всей западной культуре. Характерной чертой этого замечательного периода является деятельность чрезвычайно крупных творческих индивидуальностей - подобной плеяды не найти в любой другой эпохе. Микеланджело, Рафаэль, Корреджо, Тициан в гораздо большей степени лично и непосредственно определяли ход эволюции, нежели художники XV столетия, которым- несмотря на все индивидуальные различия - мнилась более или менее общая цель. Таким образом, наше внимание, естественно, сосредоточивается на этих ведущих творцах.

Микеланджело .
Крупнейший художник на исходе кватроченто, Леонардо словно бы синтезировал в своем творчестве прогрессивные устремления целого столетия; наряду с этим он был гением, искусство которого высоко вознеслось над его временем и проложило пути, освоенные лишь последующими поколениями. Мастерство Леонардо достигло полной зрелости сравнительно поздно, в последние годы XV столетия, и при этом - вдали от родины художника, в Милане. Когда же Леонардо пришлось покинуть Милан, он вернулся во Флоренцию, убежденный, несомненно, в том, что займет там главенствующее положение. Однако Леонардо недолго пробыл на родине; разочарованный, он во второй раз покинул Флоренцию, ибо вынужден был осознать, что его искусство уступает место новому искусству, а его слава - славе молодого мастера. Леонардо был побежден в состязании с Микеланджело не потому, что он абсолютно, sub specie aeternitatis , был ниже его, но потому, что искусство Микеланджело знаменовало новое время, олицетворяло совершенно новое идейное направление и преследовало иные художественные цели, чем те, с которыми было связано искусство Леонардо.

Мне хотелось бы пояснить эту мысль на примере юношеских произведений Микеланджело. При этом я хочу начать не с первых работ скульптора, а с произведения, которое завершило период его юношеского развития и принесло Микеланджело славу первого художника среди его современников-итальянцев: со статуи Давид. Примечательно, что слава Микеланджело, подобно славе Донателло, началась с произведения, созданного по заказу флорентийского соборного попечительства. В 1461 году попечители строительства предложили Агостино ди Дуччо, заурядному скульптору, выполнить для собора большую статую Давида.

Оглавление
Высокое Возрождение
I.Микеланджело
II.Рафаэль
III.Корреджо
IV.Тициан
Возникновение искусства барокко
I. Церковь Иль Джезу в Риме
II. Маньеризм
1.Школа Рафаэля
2.Поздний стиль Микеланджело
3.Тинторетто
4.Флорентийцы
5.Преемники Корреджо
6.Итоги
III. Бернини
Комментарии
Список таблиц
Таблицы
Е. И. Ротенберг
Макс Дворжак и его «История итальянского искусства в эпоху Возрождения»
Указатель имен.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История итальянского искусства в эпоху Возрождения, Том 2, Дворжак М., 1978 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2 томах. Дворжак М.

М.: 1978 - Т.1 - 264с.; Т.2 - 394с.

С именем Макса Дворжака, одного из крупнейших представителей европейского искусствознания начала XX столетия, связан целый этап в развитии этой науки. Его лекционный курс по искусству итальянского Возрождения, возникший в 1918 - 1921 годах, по праву относится к числу классических работ, посвященных ренессансной эпохе.
Первый том содержит характеристику искусства Италии с начала XIV до начала XVI века. В общем процессе художественной эволюции автор особое внимание сосредотачивает на творчестве наиболее выдающихся мастеров - Джотто, Мазаччо, Брунеллески, Донателло, Леонардо да Винчи, которым посвящены специальные главы.
Второй том "Истории итальянского искусства в эпоху Возрождения" Макса Дворжака в основной своей части посвящен искусству XVI столетия. Открывающий его большой раздел об искусстве Высокого ренессанса с главами о творчестве Микеланджело, Рафаэля, Корреджо и Тициана по своему значению занимает центральное место в рамках всего лекционного курса и представляет собой его наиболее ценную и увлекательную часть. Второй раздел тома посвящен искусству середины и второй половины XVI века. Том завершается главой о творчестве крупнейшего из мастеров скульптуры итальянского барокко Лоренцо Бернини.
Издание богато иллюстрировано.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 16,3 Мб

Скачать: drive.google

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 24,6 Мб

Скачать: drive.google

ТОМ 1.
Введение 7
XIV и XV столетия
I. Новое Евангелие 13
II. «Отцы церкви» Возрождения 41
1. Мазаччо 41
2. Брунеллески 54
3. Донателло 66
4. Другие современные направления 73
III. In Partibus 83
1. Произведения Донателло после 1430 года 83
2. Флорентийские мастерские 106
IV. Реформа 120
1. Леонардо и его «Поклонение волхвов» 120
2. Другие течения этого периода 127
3. Позднейшие произведения Леонардо 145

Ты же знаешь, как мне хочется создать зелье, позволяющее отыскать свою половинку! Из золотолиста добывают пыльцу феи. В нем столько волшебства! А Лиравир пообещал помочь, когда все будет…

Ингар рыкнул, спустил меня со своих колен на диван и поднялся. Наверное, зря я про бога удачи упомянула. Однозначно теперь понимает, кто вчера помог сбежать. Ой, что будет… Ежики колючие, ежики невезучие!

Хватит оберегать меня, словно я хрустальная!

Муж проигнорировал, обошел стол с другой стороны.

Дождешься - сбегу!

И даже пару дней без него выдержу в своем ведьминском домике, пока изучаю книгу по родовой магии. Больше все равно не смогу. Люблю же, окаянного!

Угроза не возымела действия, хотя я применяла ее всего четвертый раз за пять лет, когда он перебарщивал с моей защитой. Да от нее даже нечисть разбегается, чуя на расстоянии опасность! Да-да, я проверила. Но мужу об этом знать точно необязательно. Иначе такое сотворит, что и люди начнут обходить меня стороной.

Ингар вытащил из ящика стола шкатулку, подошел ко мне, протянул.

Это что? - поинтересовалась я, осторожно забирая подарок.

Дракон скрестил руки на груди, уставился испепеляющим взглядом. Я открыла и даже не сразу нашлась что сказать. Редкий случай, признаться. На темно-зеленом бархате лежали корни золотолиста. Я подняла счастливые глаза на своего дракона и уточнила:

Когда зелье будет готово, поможешь подлить его своему отцу?

То есть мне можно с сегодняшнего дня начинать строить убежище? - холодно спросил Ингар, понимая, в какую ярость придет Ардагарий, когда обнаружит, что мы решили его осчастливить.

Потом, конечно, успокоится, простит. К моим каверзам все равно привык. А за женщину, которая сможет растопить лед его сердца, всех богов станет благодарить. Негоже ему быть одному. Он заслуживает еще одного шанса обрести счастье.

И это вместо спасибо! - возмутился Ингар.

Я нежно погладила шкатулку с сокровищем. Ведь нашел же время выбраться, отыскать… И тут до меня дошло, где именно эти золотолисты растут. Сама же там была, видела. Ингар заметил, как изменилось мое настроение, хмыкнул и коварно сообщил:

А я такую полянку присмотрел, пока летал…

С редкими травами? - ехидно уточнила я.

Я поколебалась, так как ведьминское любопытство не давало покоя, но решила держаться до последнего. Знаю я, чем закончится наше путешествие на поляну. Кто-то вчера пообещал Рози на день рождения сестренку. Но я смотрю в его темные, как омуты, глаза, наполненные нежностью и желанием, и сдаюсь. Сама тянусь за поцелуем, горю в огне страсти, снова схожу с ума.

Иногда мне кажется, сильнее любить уже невозможно. Но я… люблю.