Типы ремней безопасности и их плюсы. Блог › Хочу поставить точечные ремни.

Заголовок

Ремень безопасности является средством пассивной защиты, которое предназначается для закрепления пассажира транспортного средства в сидении во время аварийной ситуации или же резкого торможения. При использовании пояса исключается перемещение пассажира по инерции, а значит, пассажир в случае аварии не будет сталкиваться с предметами, расположенными в салоне автомобиля. К тому же, их использование обеспечивает правильное раскрывание воздушных подушек безопасности. Во время аварийной ситуации пояс немного растягивается, а это обеспечивает поглощение кинетической силы. Именно благодаря этому происходит торможение движения пассажира и распределяется усилие торможения на не маленькую поверхность.

Благодаря ремням риск гибели пассажиров и самого водителя уменьшается от двух до пяти раз зависимо от типа аварийной ситуации.

В данной статье мы более подробно поговорим о типах поясов, а именно обсудим трехточечные и пятиточечные ремни безопасности.

Основные типы

Пояс безопасности является средством пассивной защиты любого транспортного средства, основной задачей которого является уменьшение вероятности травмирования водителя и пассажиров автомобиля в случае аварии. В зависимости от типа крепления различают несколько видов поясов, таких как:

  • Двухточечные или как их еще называют поясные. На данный момент такой тип ремней применяется в качестве среднего ремня заднего сидения некоторых устарелых моделей машин или пассажирских местах в самолетах. Данный тип ремней безопасности имеет вид поясного ремня, который располагается на талии и закрепляется с двух сторон автомобильных сидений.
  • Трехточечные или как их еще называют диагонально-поясные. Это основной тип пояса безопасности, который применяется во всех современных транспортных средствах. Данный тип ремней располагается в V-образном виде, обеспечивая при этом одинаковое разделение энергии передвигающегося тела на плечи, таз и грудь пассажира. В первые трехточечные ремни безопасности появились в 59 году и были разработаны Нильсом Болином.
  • Четырехточечные. Как правило, используются на спортивных автомобилях. Крепятся к сидению автомобиля в четырех течках.
  • Пятиточечные. Чаще всего применяются в спортивных автомобилях или в качестве детского ремня безопасности на детских автомобильных сидениях. Оснащаются двумя поясными ремнями, двумя плечевыми ремнями и одним ремнем, который располагается между ног пассажира.

Представленная классификация основывается на количестве точек крепления к корпусу транспортного средства. Наиболее распространенным типом поясов считаются трехточечные ремни безопасности.

Представленный тип поясов безопасности используется на всех сидениях легковых и грузовых автомобилей, а эффективность напрямую зависит от места расположения диагонального ремня и от правильного уровня натяжения самого ремня. На современных автомобилях трехточечные ремни оснащаются преднатяжителями, которые предназначаются для плотного соприкосновения пассажира и сидения в случае столкновения.

Естественно от количества точек крепления ремня к кузову автомобиля напрямую зависит уровень безопасности. То есть чем больше количество точек крепления, тем больше уровень защиты пассажиров в экстренных ситуациях. Исходя из этого, существуют не только двухточечные, трехточечные, четырехточечные и пятиточечные, но еще и многоточечные пояса безопасности. Если же вы хотите как можно лучше защититься от травмирования при аварийных ситуациях, то лучше выберите трехточечный тип поясов безопасности.

Устройство и использование

Для начала попробуем разобраться с устройством поясов безопасности. Любые пояса безопасности состоят из таких основных элементов:

  • Лямки;
  • Замок;
  • Втягивающее устройство;
  • Болтики крепления.

Как правило, лямки изготавливаются из синтетических материалов, потому как от используемого материала напрямую зависит прочность самих лямок.

На современных транспортных средствах применяются аварийно-запирающиеся втягивающие устройства, которые функционируют по принципу стандартного храпового механизма, блокирующегося с помощью чувствительного элемента.

В основании всей конструкции механизма лежит маятник и металлический шарик. При смещении маятника или шарика, при помощи системы рычагов фиксируется катушка. На винтовой оси катушечки размещается диск/маховик. В процессе надевания пояса процесс происходит медленно, поэтому диск и валик просто медленно вращаются, а при аварии происходит резкий рывок лямки, маховик действует на винтовую поверхность, а следственно диск смещается по винтовой поверхности и блокирует храповой механизм.

Любой пояс безопасности должен настраиваться определенным образом. Практически все пояса имеют возможность настройки высоты пряжки и ею обязательно необходимо пользоваться. Высота пряжки должна подбираться так, чтобы она не касалась шеи водителя или пассажира автомобиля. Но она также не должна иметь маленькую высоту и проходить по плечу пассажира. То есть необходимо найти среднее значение.

Огромное количество автолюбителей допускают множество ошибок при использовании поясов, для того чтобы не допускать эти ошибки давайте рассмотрим основные из них:

  • Перекручиваются пряжки пояса;
  • Поясок часто цепляется за кресло транспортного средства;
  • Поясная пряжка располагается на животе пассажира;
  • Водитель или пассажиры пристегивают лямки в соседний замок;
  • Неправильная длина неинертного пояса;
  • Неправильная высота пояса.

Существует несколько основных правил по использованию поясов безопасности и вот некоторые из них:

  • Поясная пряжка должна лежать как можно ниже живота;
  • Плечевая пряжка должна располагаться на плече и проходить через грудь;
  • Пояс должен плотно прилегать к телу, но не создавать при этом дискомфорта.

Ремни безопасности относятся к пассивной системе безопасности автомобиля, а так же призваны уменьшить вероятность получения травм водителем и пассажирами в аварийной ситуации.
Условно можно разделить на две группы — по типу крепления, и системе срабатывания.

Крепление бывает:

  1. двухточечное;
  2. трехточечное;
  3. четырехточечное и более (применяется в основном в спортивных авто).

Принципы срабатывания:

  • статический (в данное время не используется);
  • динамический (самый распространенный);
  • срабатывающий на опережение.

История появления ремней

Массовое распространение ремней безопасности пришлось на 50-е годы прошлого столетия. Связано это было с тем, что при все более возрастающих скоростях, аварии стали приводить к довольно серьезным травмам, а зачастую и смертельным исходам.

Густав Лебе, французский ученый, еще в 1903 году предложил устанавливать на автомобили пятиточечные ремни безопасности. Но в те времена его идея особого энтузиазма не встретила, и как следствие, не прижилась. За время изысканий наилучшей конструкции, был изобретен не один десяток устройств, но ни одно из них, по ряду причин, не прижилось. Какие-то из-за сложности конструкции и креплений, другие по причине недостаточной надежности.

Взять хотя бы те же двухточечные ремни безопасности. Фиксируя пассажира или водителя на уровне пояса, они в случае столкновения, не спасали от ударов о приборную панель, руль или лобовое стекло. Ведь верхняя часть тела не была зафиксирована совсем. Некоторые модели автомобилей ГАЗель, и по сей день имеют подобное крепление (переднее сиденье рядом с водителем).

Первопроходцем, чье изобретение не только прижилось, но и приобрело массовый характер, а впоследствии стало прародителем всех современных трехточечных ремней безопасности, стал Нильс Болин. Инженер из Швеции, занимавшийся системами безопасности катапульт в авиакомпании, придя в Volvo, предложил трехточечную систему.

Трехточечный статический ремень безопасности

Устройство данной конструкции было простым. Диагональная и поясная лямка с замок, который фиксировался у бедра. Крепление как в современном автомобиле, с той лишь разницей, что система фиксации была статической.
Существенный недостаток данной системы — необходимость регулировки. Сев и пристегнувшись, пассажир должен был настроить крепление таким образом, чтобы под лямку пролазило не более двух пальцев. Если же длина была больше, безопасность была вновь под угрозой. При столкновении, тело успевало набирать ускорение, прежде чем встречало препятствие в виде ремня безопасности.

Эволюция ремня

Инерционные трехточечные ремни безопасности, пришедшие на смену статическим в 70-х годах, стали прорывом в области безопасности. Они не только поправили статистику смертности и травматизма в ДТП, но и увеличили число пристегивающихся практически в два раза. Ведь отпала нужда регулировать ремень при посадке в автомобиль. Сел, пристегнулся, а инерционная катушка сама забирает излишки.


Конструкция такова, что в случае аварии, шариковый или маятниковый механизм катушки фиксирует ленту и не дает ей разматываться, тем самым надежно удерживая тело. Устройство катушки инерционного ремня блокирует ленту при опрокидывании автомобиля, в случае крена или заноса, а так же при резком торможении. Казалось бы, трехточечные ремни безопасности идеальны в плане безопасности, но как и любое другое, имеет существенный недостаток.

Это опоздание в срабатывании, а при аварии, когда счет идет на доли секунд, эта задержка может быть опасной. В зимний период, когда человек одет в большое количество одежды, устройство создает то опасное пространство между ремнем и телом, вследствие чего, тело успевает набрать нешуточную скорость. Поэтому следующим этапов в развитии стали системы, срабатывающие на опережение.

Преднатяжители ремней

Первыми в этой области стали пиропатроны, которые получая сигнал от системы управления, срабатывая, натягивали ремень безопасности, длина уменьшалась, сокращая то самое опасное расстояние. Чтобы натяжение не оказалось критически сильным, конструкция натяжителя содержала ограничитель усилий, устройство, которые фиксируя превышение нагрузки на грудную клетку (приблизительно 150 кг) начинало давать слабину, тем самым ослабляя мертвую хватку ремня. Единственным недостатком данных устройств, была и остается их одноразовость. После срабатывания пиропатрон необходимо заменять.


Напрочь данного недостатка лишена система электрических натяжителей. Они способны многократно выполнять данное действие. Работая в связке с радарами и датчиками, они способны определить критическое сближение ещё до момента столкновения, а значит обезопасить пассажиров и водителя заранее. Если устройство фиксирует опасность, длина ремня сокращается, и человек надежно фиксируется в кресле.

Другие виды ремней

Существуют еще четырехточечные и пятиточечные ремни. Это спортивные ремни безопасности, и используются они для надежной фиксации автогонщиков. Первый имеет крепление в четырех точках, а второй соответственно в пяти. Пятиточечный ремень безопасности так же используется, в ставших обязательными в последнее время, детских автомобильных креслах. Данное крепление наиболее надежно фиксирует тело и распределяет нагрузку на него.


Еще появилась такая разновидность как надувные ремни безопасности, наполняющиеся газом во время аварии. Крепление таких ремней в основном трехточечное.


Какой же вывод можно сделать из всего выше перечисленного? Многие умы озабочены безопасностью водителя и пассажиров, много людей трудится над усовершенствованием систем безопасности, призванных сохранить наши жизни и здоровье. Стоит ли пренебрегать этим решать вам, но садясь в автомобиль, вспомните, что для вашей безопасности сделано все возможное, от вас требуется лишь пристегнуться.

Ремень безопасности (далее — РБ) представляет собой инструмент защиты автолюбителя и пассажиров авто во время движения. Правильная эксплуатация РБ позволяет снизить риск травмирования человека во время аварии. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой двухточечный, многоточечный и трехточечный ремень безопасности, насколько эффективно его использование и какой лучше использовать для ребенка и коляски.

Типы ремней безопасности

Как мы уже сказали, видов РБ может быть несколько. Они разделяются между собой по количеству мест крепления, а также конструкции. Рассмотрим по очереди каждый из них.

Двухточечные

Двухточечный РБ — это регулируемое средство защиты автомобилиста, которое крепится в районе талии.

Бедренные



Впервые такие элементы были введены в эксплуатацию в 1949 году. На сегодняшний день такой тип РБ используется только в старых машинах, поскольку он является невостребованным в легковых транспортных средствах.

Поясные

Поясные, как и бедренные РБ, также сегодня практически не используются. Еще около десяти лет назад поясные РБ использовались автомобильными производителями для обустройства защиты задних кресел. Сегодня их можно встретить в некоторых автобусах, но все-такие поясные РБ активно используются на самолетах, благодаря тому, что могут надежно удержать человека на сидении. Таким образом, пассажир может удобно сидеть на кресле во время взлета или посадки. Но ни детей в автомобиле, ни тем более коляски пристегивать такими элементами нельзя.

Плечевые

Популярность плечевых РБ также в последнее время сошла на нет. Такие РБ проходят от плеча к бедру. Активно применялись автомобильными производителями в 60-х годах прошлого века. Но, как показала практика, они не особо защищали автолюбителей при авариях из-за того, что попадая в ДТП, человек мог попросту выскользнуть из-под плечевого РБ. Соответственно, ни детей, ни коляски с малышами пристегивать плечевыми РБ нельзя.

Трехточечные



По конструкции трехточечный ремень безопасности представляет собой единое средство защиты, сочетающее в себе плечевой и поясной ремешки. По отрезку РБ проходит пряжка, позволяющая с удобством использовать конструкцию водителю или пассажиру. Трехточечные ремни безопасности в случае ДТП смогут равномерно распределить силу торможения по нескольким частям тела — бедренному поясу, плечам, а также груди. А это, в свою очередь, по многом облегчает удар человеку. Впервые такие РБ были введены в эксплуатацию в 1959 году.

До середины 80-х годов прошлого века такие ремешки, как правило, эксплуатировались исключительно на передних сидениях. Но со временем, как показали испытания, ПДД во многих странах были пересмотрены, в результате чего авто-производители стали устанавливать и на передние, и на задние кресла трехточечные РБ. Однако это касается развитых стран — здесь такое требование было введено в 2007 году.

Несмотря на свою относительную безопасность, для маленьких детей и колясок такие РБ не пригодны. Если габариты нетипичны, то верхняя часть ремешка при аварии будет слишком близко подходить к горлу пристегнутого человека. Что касается колясок, то даже не думайте пристегивать коляску с ребенком трехточечным РБ.

По своему типу такие ремешки делятся на:

  1. Инерционные. Такие РБ являются самыми распространенными и именно такие ремешки встречаются почти во всех авто. Если инерционный РБ не пристегнут, то в таком состоянии он крепится на боковой стойке авто, а для использования его достаточно вытянуть из места установки и установить в замок. Если вы решите отстегнуть инерционный РБ, то он в автоматическом режиме вернется на свою исходную позицию.
  2. Неинерционные отличаются от инерционных не только тем, что при отстегивании они не возвращаются на место, но и способом пристегивания. К примеру, инерционный РБ сам выстроит необходимую длину, исходя из габаритов водителя или пассажира. А вот что касается неинерционных ремешков, то в этом случае человеку необходимо сначала выставить длину, а уже потом садиться и одевать его. При этом следует учесть, что чрезмерно ослаблять или перетягивать такой РБ не стоит, иначе это может быть чревато во время ДТП. Поэтому в любом случае перед эксплуатацией такие ремешки следует подстраивать под себя.
  3. РБ с натяжителем. Устройство натяжителя позволяет автоматически отрегулировать силу удержания водителя или пассажира при ДТП. Такие РБ срабатывают сами при аварии.

Многоточечные

К многоточечным элементам относятся четырехточечные и пятиточечные ремни безопасноти. На сегодняшний день чаще всего используются в гоночных машинах, а также в воздушном транспорте. Что касается гоночных авто, то в них многоточечные РБ также выполняют роль дополнительного компонента боковой поддержки, кроме основной функции. То есть многоточечные РБ позволяют удержать тело водителя болида на своем кресле. Также следует отметить, что поскольку пятиточечные РБ являются самыми надежными, ими вполне можно пристегивать коляску или ребенка. Практически во всех удерживающих устройствах для детей применяются пятиточечные РБ.



Применение ремней безопасности

Во многих странах в ПДД прописано требование в обязательном порядке применять РБ во время езды на автомобиле, разумеется, если машина оснащена ремешками. Что касается Украины, России и Беларуси, то в этих странах использование РБ является обязательным не только для водителя, но и пассажиров. В случае неиспользования ремешков при движении сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф.

Удерживающие устройства

Как вы сами можете понять, обычные РБ рассчитаны на рост взрослых людей, поэтому при перевозке детей и колясок вы не сможете их использовать. Для этого, чтобы защитить жизнь и здоровье ребенка, существуют удерживающие устройства или специальные автомобильные так называемые коляски — автокресла. Если ребенок будет пристегнут трехточечным РБ без кресла, то вероятность того, что он получит травму шеи, как минимум в пять раз больше, чем если бы он сидел в специальном удерживающем устройстве.

В РФ, согласно правилам ПДД, все дети возрастом до 12 лет должны перевозиться в удерживающих устройствах, при использовании которых можно применять ремень.

РБ и подушки безопасности

Применение ремешков является обязательным в том случае, если транспортное средств оснащено подушками безопасности, в противном случае есть большой риск получения травм. Учтите, что принцип функционирования подушек безопасности продумывается при разработке таким образом, что водитель при их раскрытии должен быть пристегнуть РБ. Соответственно, если в случае аварии водитель не пристегнут, а его тело может пусть даже немного сместиться, то последствия открытия подушек могут быть очень печальными. К примеру, если удар будет лоб в лоб, то автомобилист как минимум получит удар подушкой по голове, и уж поверьте, этот удар будет значительно сильнее, чем если бы вы просто ударились головой о торпеду. На сегодняшний день многие автомобильные производители оборудуют свои транспортные средства функцией блокировки подушки, если РБ не пристегнут во время езды.

Эффективность

Перейдем к вопросу эффективности ремней безопасности автомобиля. Наверное, объяснять не нужно, насколько этот элемент защиты водителя и пассажиров является важным, ведь его эффективность была проверена годами и многочисленными проверками на практике. С уверенностью можно сказать, что при критичных ДТП, когда вероятность выжить очень низка, именно ремешки безопасности позволяют обеспечить защиту. В целом процент защиты составляет около 70 из 100%, чего нельзя сказать о подушках безопасности. Последние позволяют защитить только в 20% случаев.


Лента ремня безопасности, сплетённая из волокон полиэстра, выдерживает более трёх тонн. Примерно столько весит средний слон, два автомобиля гольф-класса и… пристёгнутый 80-килограммовый водитель легковушки, которая сталкивается с неподвижным препятствием на скорости 80 км/ч. Чтобы не травмировать тело – не сломать грудную клетку и снизить величину замедления, – лента при чрезмерном усилии начинает вытягиваться, амортизируя нагрузку. Именно поэтому после аварии ремни надо обязательно менять

Ещё в 1903 году французский ученый и изобретатель Густав Дези Лебе предложил конструкцию пятиточечного ремня безопасности, состоящего из поясной и двух пересекающихся на груди диагональных лямок. Но идея поддержки не встретила – водители и пассажиры не хотели, чтобы их сажали на привязь, да и сам процесс пристёгивания доставлял кучу неудобств и отнимал немало времени. О ремнях вспомнили лишь спустя полвека, когда стала расти скорость, а вместе с ней и количество смертельных случаев в дорожных происшествиях. Только в 50-х годах прошлого века это удерживающее устройство стали устанавливать на автомобили сначала как дополнительное оборудование, а потом и штатно.


В России Правила дорожного движения требуют использование ремней безопасности для водителя и всех пассажиров, в том числе находящихся на заднем сиденье.

Чрезмерные усилия на ремне во время удара могут травмировать неокрепший детский организм. Поэтому маленьких пассажиров правила обязывают перевозить только в специальных креслах. Более взрослым разрешают пользоваться детскими сиденьями или бустерами, позволяющими посадить ребёнка повыше, чтобы верхняя ветвь ремня проходила через плечо, а не шею (здесь уязвимы гортань, важные сосуды и шейные позвонки), и не нанесла увечий при аварии. Высоко сидящего ребёнка также защищает и боковая шторка безопасности

Вариантов пристёгивания и крепления лямок изобрели несколько десятков, хотя многие из них по разным причинам не прижились. Порой конструкция оказывалась излишне мудрёной или пользоваться ремнями было неудобно, а некоторые и вовсе неэффективно выполняли свои функции. Так, например, поясные ремни при ударе надежно фиксируют нижнюю часть тела в кресле, но позвоночник испытывает повышенные изгибные нагрузки, а голова встречается с панелью приборов, рулём и прочими элементами интерьера. Диагональные ремни, популярные на американских моделях 60-х годов, – наоборот, удерживают тело выше пояса, но не препятствуют «подныриванию» человека под лямку во время аварии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому поиски более удобных и удачных конструкций продолжались. В конце 1950-х годов шведский инженер Нильс Ивар Болин, перешедший из авиационного подразделения фирмы SAAB, где он занимался удерживающими системами для катапультирующих установок, в компанию Volvo, предложил трёхточечные ремни. Они состояли из поясной и диагональной лямок и единственного замка рядом с бедром водителя. Все три точки креплений к элементам автомобиля монтировались статически (отсюда и название – статический ремень). После тщательных испытаний новинка в 1959 году дебютировала на моделях Volvo PV 544 и P 120 Amazon и быстро доказала свое превосходство над прочими схемами. Уже через пару лет ими стали оснащать все автомобили шведской фирмы, а прочие производители могли приобрести бесплатную лицензию на производство и установку на свои машины таких удерживающих систем.
Но, при всех достоинствах, у этих трёхточечных ремней был один существенный недостаток. Максимально эффективно они работали, лишь будучи правильно отрегулированы. И так как с этим типом ремней ещё можно встретиться на старых моделях, запомните простой метод проверки: зазор между грудью и лентой должен быть не более двух пальцев. Многие по незнанию или из-за дискомфорта (все-таки, правильнее, когда ремень затянут довольно туго) распускают «удавки». В этом случае при столкновении тело успевает развить нешуточное ускорение, прежде чем, резко упёршись, повисает на спасительных лямках. В результате тело испытывает повышенные нагрузки, не исключены контакты с деталями интерьера. В общем, последствия неправильной регулировки могут быть совсем нерадостными.

Инерционные ремни

В 70-е годы конструкцию трёхточечного ремня усовершенствовали – вместо статических стали устанавливать инерционные. Основное отличие: вместо регулировочных пряжек нужную длину ленты автоматически отмеряет инерционная катушка. Всё, что требуется от пристегивающегося, вытянуть ремень и защёлкнуть замок, а излишки сами намотаются обратно на бобину. А если авария? Тело человека при ударе подаётся вперед, лента, натягиваясь, начинает разматывать катушку, но маятниковый или шариковый механизм, установленный в катушке, под действием центробежных сил мгновенно зафиксирует её и не даст ленте разматываться дальше. Этот эффект вы, наверняка, не раз испытывали, резко дергая за лямку.



Трёхточечный V-образный (эту букву рисуют две лямки при пристегивании) ремень больше чем вполовину снижает риск тяжёлых травм при авариях. Поэтому в большинстве цивилизованных стран существуют жёсткие требования, чтобы такими удерживающими системами были оборудованы все места в автомобиле.

Расположение основных элементов ремней безопасности в автомобиле:

1 – инерционные катушки;

2 – замки;

3 – преднатяжители с пиропатронами;

4 – верхние точки крепления с регулировкой по высоте

Но блокировка срабатывает не только при резком вытягивании лямки, катушка также фиксируется при критических кренах и при ускорениях автомобиля 0,5-0,7g в любом из направлений. Таким образом, седоки фиксируются на своих местах не только при ударе, но и в случаях, когда автомобиль интенсивно замедляется или с большими боковыми ускорениями проходит вираж. Фиксатор также срабатывает при кренах и на начальных стадиях опрокидывания.
Инерционные ремни совершили маленькую революцию, здорово поправив статистику. Из-за того, что пользоваться ими оказалось намного удобнее – регулировать-то их не надо, – число пристегивающихся водителей и пассажиров выросло почти вдвое. А вместе с этими показателями в разы уменьшилось число серьезно пострадавших в результате ДТП. Но у инерционных ремней наряду с достоинствами есть и недостатки. Они почти не сковывают сидящих, действуют уже по факту и с некоторым запозданием – при аварии такая «свобода» приводит к ощутимым перегрузкам и тяжким последствиям. Посудите сами, человек, сидя в кресле, может менять позу, наклониться вперёд или в сторону. К тому же зимняя одежда с толстыми подкладками увеличивает тот самый «зазор» между телом и лямкой. Да и по комплекции люди разные. Тучный человек в более проигрышной ситуации, поскольку, жировая прослойка способствует небольшой, но потере времени. Инженерам вновь пришлось ломать голову, чтобы исправить этот недочёт. Плодом поисков стало новое устройство, быстро устраняющее при ударе слабину ремня, и, тем самым, снижающее опасные ускорения при столкновении.

Пиротехника

Существуют несколько вариантов разных по концепции и конструкции преднатяжителей, но принцип действия у всех одинаковый. Например, привод подкручивает катушку, которая, в свою очередь, затягивает ремень безопасности, а иногда подтягивает замок, воздействуя одновременно на обе ветви ремня. В среднем, лямки «укорачиваются» на 100-150 мм – этого достаточно, чтобы устранить опасный зазор между ремнем и грудной клеткой. А что приводит механизм в движение? Ведь счёт идёт на сотые доли секунды.

Поможет микровзрыв, и устроит его пиропатрон, который задействуется при помощи электродетонатора. Датчики системы управления распознают вектор и силу удара, передают сигнал на блок управления и «поджигают» заряд. Энергия расширяющихся газов, высвобождающаяся в результате химической реакции, как раз и толкает привод преднатяжителя.

Ограничители

Гася ускорение, важно не допустить, чтобы хватка ремня не стала «мёртвой». Максимальное усилие, с которым ремень должен давить на грудь, живот и таз, не должно превышать 1500 Н (примерно 150 кг), иначе не избежать тяжелых травм. Поэтому при приближении к пиковой нагрузке срабатывает ограничитель усилия. Устроен он предельно просто: катушка с лентой посажена на торсион – стальной стрежень, который при определенном усилии на ремне начинает закручиваться и распускать ремень. Лямка, соответственно, удлиняется, нагрузка на грудную клетку человека снижается, при этом значение пикового замедления становится несколько ниже. Удар системой ремень-торсион гасится несколько мягче, нежели когда лента закреплена намертво. Шансы на выживание увеличиваются.

При очень сильных ударах (например, при высоких встречных скоростях во время лобовых столкновений), ограничитель усилия способен настолько сильно «стравить» ремень, что водитель и пассажир даже через сработавшие подушки безопасности могут «достать» до руля и передней панели. Вспомните печальный пример с погибшими в Citroen С3 женщинами во время громкой аварии на Ленинском. Как говорится, у всего есть предел – и у человеческого организма, и у систем спасения.
Однако инженеры, кропотливо настраивая между собой элементы и системы безопасности (работу ремней, преднатяжителей, ограничителей усилия, скорость и силу раскрытия подушек безопасности, зону программируемой деформации кузова), проводят тысячи тестов, разбивают сотни и сотни автомобилей в поисках компромиссов, которые позволяют снизить последствия аварии в максимально широком диапазоне скоростей и ситуаций. Так что пристёгиваться – это жизненно важно. Подушки безопасности эффективны только в том случае, если вы будете пристёгнуты.

Страховка на опережение

У пиропатронов растёт достойная смена. В современных превентивных системах безопасности, работающих на опережение, ремни подтягиваются электроприводами. У них не «отсыреет порох», да и работают они, в прямом смысле слова, без шума и пыли. Действуют они немного медленнее, но необходимую временную фору им дает электроника. Например, датчики ускорений или радары, постоянно сканирующие обстановку вокруг автомобиля, определяют опасную ситуацию, заранее подтягивают ремень и крепко вжимают водителя и пассажиров в сиденья. Если всё обошлось, то ремни ослабят хватку, в противном случае – вступят в ход остальные средства пассивной безопасности.

Одно из преимуществ электромоторов перед пиропатронами – они многоразовые. Такие преднатяжители на многих автомобилях (Audi, Lexus, Mercedes-Benz) могут подтягивать ремни уже сразу после того, как вы пристегнулись, они заранее уменьшают зазор между лентой и телом, выбирают слабину и проминая подкладку теплой одежды. Электропреднатяжители, как правило, используются в комбинации с пиропреднатяжителями, какой из них задействовать в нужный момент, уже решает электроника.

А вообще, для чего нужно пристёгиваться?

Давайте разбираться. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — аж в 5 раз!
Во время и после удара необходимо, чтобы тело было зафиксировано на месте. И совершенно неважно, где вы сидите – спереди или сзади, в легковушке вы или в автобусе. Зачем фиксироваться? Чтобы предотвратить произвольные перемещения седоков по салону. «Прилететь» со всего маха головой в стекло, переломать руки и ноги об элементы интерьера, наткнувшись по пути глазом на рычаг коробки передач или стеклоочистителя, – малорадостная перспектива. Если голова попадёт между подголовником и боковой стойкой – тоже ничего хорошего. Куда мотнёт автомобиль в следующий момент после первого удара, спрогнозировать совершенно невозможно – вывих шейных позвонков вероятен даже на самых безобидных скоростях.

Что последует дальше? Повторные удары или серия переворотов? Хотите при опрокидывании вылететь из бокового разбитого окна (ситуация на видео выше, увы, не редкость) и быть раздавленным собственным автомобилем? Не пристёгивайтесь! А ведь таких аварий ежедневно происходит сотни! Кстати, неофициальная статистика подтверждает – непристёгнутые пассажиры на переднем сиденье частенько разбивают лбы и ломают носы о переднюю панель, когда водитель резко бьёт по педали тормоза.
Будучи зафиксированным и плотно прижатым ремнём к «обволакивающему» креслу, имеющему боковую поддержку, тело находится в бережливых тисках. Водитель при резком манёвре или после удара с хорошо затянутым ремнём имеет возможность управлять автомобилем и бороться с ситуацией до последнего, с рабочего места его уже ничто не выбьет. Как бы ни крутило, ни било, ни переворачивало автомобиль на дороге или вне её, сиденье и ремень удерживают тело в максимально защищенном положении вдали от крыши, стоек кузова, передней панели. Автогонщики все прелести аварий и переворотов неоднократно прочувствовали на своих шкурах. Вспомните, как организована их посадка – они сидят буквально «вбитыми» в ковшеобразные кресла, плотно «связанные по рукам и ногам» многоточечными ремнями.

Представим себе простейший фронтальный удар (кстати, самый распространённый). Что происходит в данном случае? Автомобиль замедляется, а седок по инерции стремится продолжить движение вперёд. Идеально, когда ещё до удара ремень с хорошим усилием прижимает тело седока к креслу и уже из такого первоначального положения начинает его «ловить». Почему это важно?
Дело в том, что во время фронтального удара от момента касания препятствия до полной остановки корпуса автомобиля проходит некоторое время. Энергия удара и скорость гасится при помощи зоны программируемой деформации, которая заложена в конструкцию передней части силовой структуры автомобиля. Сминаясь на протяжении какого-то времени, силовые элементы смягчают удар, тем самым снижая ускорения и нагрузки, действующие на автомобиль.

Соответственно, пристёгнутый человек, замедляясь заодно с кузовом автомобиля, останавливается более плавно. При этом нагрузки тела на себя принимают широкие лямки ремня – вес распределяется по большой площади поверхности, ведь с ремнём контактируют грудная клетка, ключица, таз и, отчасти, бёдра. А ещё ремень самостоятельно способен несколько смягчить энергию удара в пределах запаса пространства: капроновая лента при воздействии на неё тела немного растягивается, катушка (если это ремень инерционный) «выпускает» часть ленты. Если удар очень сильный, чтобы не сломать грудную клетку и оградить организм от чрезмерных ускорений, сработает ограничитель усилия, который, поддавшись натиску тела, «стравит» лямку ещё сильнее.

50 мс после удара. Вытягивающиеся ремни (лямки травит торсион ограничителя усилия) и газовый подпор подушек принимают на себя вес седоков. Зона деформации кузова в активной стадии поглощения энергии удара

Если человек не пристегнулся, он, ударяясь об элементы интерьера, испытывает куда бОльшие перегрузки, нежели пристёгнутый. Ведь пока автомобиль деформировался и гасил скорость удара, человек свободно летел вперёд. Вот и встречается тело с частями салона жёстко, когда автомобиль уже неподвижен. «Прилететь» головой в лобовое стекло – смертельно опасно. Почему? Ответ ниже.



Паутины трещин на лобовом стекле ВАЗовской «десятки» – результат полёта трёх непристёгнутых манекенов. Скорость столкновения с деформируемым препятствием во время краш-теста – 50 км/ч.

«Правый «пассажир» пропахал борозду в две трети стекла, порезав лицо об осколки, словно на тёрке. «Ребенок» в силу малой массы не оставил столь впечатляющих следов (место контакта детской головы со стеклом обведено). Намертво вклеенное стекло «десятки» вспучилось, но выдержало страшные удары голов непристёгнутых манекенов — с перегрузкой до 208g!

Замедление головного мозга манекена-водителя на критичном трехмиллисекундном промежутке превысило опасный порог в 88g и достигло 94g. Мало того: поскольку лобовое стекло в современных машинах установлено отлого, человек при ударе об него неизбежно запрокидывает голову, что и зафиксировали датчики в шейных позвонках: их выламывало назад с моментом в 88 Н•м. При безопасном пороге в 57 Н•м.

Во время теста, когда манекен-водитель был пристёгнут, его датчики зафиксировали максимальную перегрузку головного мозга в допустимые 65,1g. Изгибающий момент, воздействующий на шею, и вовсе составил 33 Н•м.

Шансы получить серьёзные травмы головы и шейных позвонков у непристёгнутых «водителя» и «пассажира» «десятки» на скорости 50 км/ч в три раза выше, чем у пристёгнутых». Все подробности в тесте, проведённом газетой Авторевю

Надеяться на подушки отстёгнутым бесполезно, тело при ударе, как правило, пролетает над ними. Эйрбеги эффективны только в ограниченном «кокпите», в пределах которого седоков удерживает ремень. Мало того, часто подушка, выстреливающая навстречу незафиксированному телу, может даже навредить. Так что банальная, на первый взгляд, лямка – это универсальное средство, которое одновременно и фиксирует тело, и гасит энергию удара.

Осторожно, Б/У!!!

Короткая справка для покупателей видавших виды машин – у пиропатронов преднатяжителей ремней (это также касается и подушек безопасности) существует срок годности. Обычно периодичность их замены указывают в руководстве по эксплуатации. И если вам не безразлична безопасность всех, находящихся в вашем автомобиле, обращайте на это внимание – обычно после 10–15 лет эксплуатации мало кто из производителей гарантирует исправную работу этих средств защиты. Выбирайте: или выкладывать деньги на замену, или рисковать. Кстати, после аварии далеко не все владельцы готовы выложить кругленькую сумму за замену пиротехники. Многие предпочитают восстановить автомобиль, что называется, по минимуму, а при продаже, чтобы у покупателей не возникло подозрений об аварийности экземпляра, просто погасить «лампочки», стерев все «чеки» и коды по сработавшим подушкам и преднатяжителям. Как не наколоться на этом, мы ещё поговорим.

И ещё пара советов тем, кто выбирает подержанный автомобиль. При осмотре уделите должное внимание и ремням, ведь они не только защищают, они могут рассказать о неприятных случаях из жизни машины. Например, общее потрёпанное состояние выдаст интенсивную эксплуатацию железного коня, а локальные потёртости, оплавленное полотно ленты или повреждения от проушин расскажут о пережитой аварии. Даже если вы решите приобрести этот автомобиль, одним из первых пунктов в графе «что надо сделать» должен быть «заменить ремни безопасности» (и, возможно, другие удерживающие системы). Дорого? А может, настало время пересмотреть свои взгляды на безопасность. Ведь здоровье и жизнь бесценны.

Анатолий Кучерявенко, Виталий Кабышев
Фото: Aвто@Mail.Ru, Авторевю и фирм-производителей
Видео: Euro NCAP

Ещё видео про ремни и подушки

Краш-тесты Audi Q3, выполненные Европейским комитетом по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP. Скорость седоков средствами пассивной безопасности (зоной программируемой деформации кузова, ремнями и подушками) гасится плавно, датчики регистрируют безопасные для жизни и здоровья ускорения и нагрузки. И до, и во время, и после удара все «члены семьи» остаются на своих местах. По новой методике проведения тестов Q3 получил пять звёзд.
Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием о деформируемый барьер произведён на скорости 65 км/ч. Боковой удар о столб осуществлён на скорости 29 км/ч. Боковой удар в область бёдер водителя 950-килограммовой тележкой с деформируемым элементом, имеющим ширину 1,5 метра, выполнен на скорости 50 км/ч

Производители и независимые организации часто проводят нестандартные краш-тесты, чьи сценарии взяты из реальной жизни. Вроде фронтального кососмещенного столкновения двух встречных автомобилей, переворотов, «встреч» с животными, коллизии с непривязанными ездоками и грузом в салоне


…Не секрет, что обычные ремни - это комок компромиссов: они сделаны для безопасности и удобства использования примерно пополам. В сети есть статьи о том, как производители скурпулезно, буквально с линейкой крепят манекена перед тестами так, чтобы ремни отработали "как нужно" и автомобиль получил заветные "звездочки", в реальной жизни, если человек сидит не так, как манекен на тестах, результаты могут быть другими…
Недостатков обычных ремней лишены многоточечные.

Некоторые автопроизводители уже задумываются о многоточечных ремнях, но, с учетом того, что и обычными ремнями пристегиваются не все, продвинуть на рынок "менее удобные" в глазах обывателя многоточечные - сложнее.
Я отбросил варианты с профессиональными омологированными пятиточечными ремнями, рассчитанными на совместное использование с системой HANS: в шлеме и с HANS я, как и никто другой, ездить "в городе" не буду, а без HANS, специальных кресел и каркаса такие ремни не работают как нужно и неудобны "на каждый день": их только застегивать и подгонять несколько минут:)


Поэтому рассмотрел только многоточечные ремни, сертифицированные для "обычных дорожных" авто разных производителей, и понял, что хочу, кроме защиты, иметь некоторую свободу перемещений - наклониться, чтобы посмотреть в мертвые зоны, потянуться к бардачку на стоянке и т.д., и выбор сузился до ремней двух производителей:
SCHROTH ASM Autocontrol III и CORBEAU Retractable Harness Belts

Выбор пал на SCHROTH, т.к. у них есть помимо инерционной катушки датчик ускорения, запирающий ремень при разгоне, торможении и поворотах, а также возможность зафиксировать необходимую степень натяжения и заблокировать катушку дистанционно. Кроме того, SCHROTH шире (3" против 2").
Ремни для водителя и пассажира отличаются.
петля ASM должна быть на правом плечевом ремне у сидящего слева, и наоборот.

Кроме ремней, в коробке - инерционные катушки с дополнительным электростопором, датчики ускорения, комплект крепежа и проводка.


Они крепятся к стандартным креплениям, задняя катушка - на задней стойке.
если надо назад пустить пассажиров - отстегивается задняя лямка и передние пристегиваются штатными ремнями.
Кнопку управления вывел на тоннель возле бардачка, датчики разместил под задней полкой.
Пользоваться удобно, держат хорошо - на трек-дне 15-го августа, в дождь, показал время на Нринге на 1 секунду хуже, чем у Nissan 350Z biturbo (мое в дождь 2,33 его - 2,32), и в этом немалая заслуга ремней - машину позволяют чувствовать в затянутом положении намного лучше.
Есть два минуса: немного трут шею и швы поясного ремня грубоваты и царапаются, - придется доработать даже немецкую вещь…
P.S. Создатель легендарного Мустанг, президент и председатель правления Форд и Крайслер, Ли Яккока о ремнях и подушках безопасности: "С самого начала аварийные подушки были использованы в качестве маневра, отвлекающего от реального решения проблемы безопасности. Но на деле требуются не аварийные подушки - действуйте себе и своим ближним во благо - обязательно надевайте ремни безопасности!"
Этот человек кое-что знает об автомобилях.
P.S. Спасибо автору.

Ремни безопасности.
Самым распространенным конструктивным элементом системы пассивной безопасности автомобиля являются ремни безопасности. Они предназначены для предотвращения опасного перемещения человека, которое может произойти при столкновении или резком торможении. Использование ремней безопасности снижает вероятность и тяжесть травм от ударов о жесткие части кузова, стекла, с другими пассажирами (т.н. вторичные удары). Пристегнутые ремни безопасности обеспечивают эффективную работу подушек безопасности.
Виды ремней безопасности
По числу мест крепления различают следующие виды ремней безопасности: двухточечные, трехточечные, четырех-, пяти- и шеститочечные.
Двухточечные ремни безопасности.
Двухточечные ремни безопасности в настоящее время можно встретить в качестве среднего ремня на заднем сидении некоторых старых автомобилей, а также на пассажирских местах в самолетах. Двухсторонний ремень безопасности представляет собой поясной ремень, проходящий по талии и закрепленный с двух сторон сидения.
Трехточечные ремни безопасности.
Трехточечные ремни безопасности являются основным видом ремня безопасности и устанавливаются на всех современных автомобилях. Трехточечный диагонально-поясной ремень безопасности имеет V-образное расположение, которое обеспечивает равномерное распределение энергии движущегося тела на грудь, таз и плечи. Первые серийные трехточечные ремни безопасности были предложены компанией Volvo в 1959 году, разработчик - Нильс Болин.
Четырехточечные ремни безопасности.
Четырехточечные ремни безопасности устанавливаются на спортивных автомобилях. Имеют четыре точки крепления к сидению автомобиля. Для серийных автомобилей являются перспективной конструкцией, для установки ремня необходимы дополнительные верхние крепления ремня, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля.
Пятиточечные ремни безопасности.
Пятиточечные ремни безопасности используются на спортивных автомобилях, а также для закрепления детей в детских автомобильных сидениях. Включают два поясных ремня, два плечевых ремня и один ремень, находящийся между ног. Шеститочечные ремни безопасности имеют два ремня между ног, за счет чего обеспечивается более надежная фиксация пилота гоночного автомобиля.
Надувные ремни безопасности.
Перспективной конструкцией являются надувные ремни безопасности, которые наполняются газом при аварии. Они увеличивают площадь контакта с пассажиром и соответственно уменьшают нагрузки на человека. надувная секция может быть только плечевой, а также плечевой и поясной. Как показывают испытания, данная конструкция ремня безопасности обеспечивает дополнительную защиту от бокового удара.
Автоматические ремни безопасности.
В качестве меры против неиспользования ремней безопасности с 1981 года предлагаются автоматические ремни безопасности. Данные ремни безопасности автоматически закрепляют пассажира при закрытии двери (запуске двигателя) и освобождают его при открытии двери (остановке двигателя). Автоматизировано, как правило, движение плечевого ремня, который движется по краям дверной коробки. Поясной ремень закрепляется вручную. Ввиду сложности конструкции, неудобства посадки в автомобиль автоматические ремни безопасности в настоящее время практически не применяются.
Устройство трехточечного ремня безопасности.
Трехточечный ремень безопасности включает лямку, замок и втягивающую катушку.
Лямка ремня безопасности изготавливается из прочного материала. Лямка крепится к кузову с помощью специальных устройств в трех точках: на стойке, на пороге и на специальной тяге с замком. Для адаптации ремня к росту конкретного человека во многих конструкциях предусматривается регулирование верхней точки крепления по высоте.
Замок обеспечивает запирание ремня безопасности и устанавливается возле сиденья автомобиля. Для соединения с замком на лямке выполнен подвижный металлический язычок. Для напоминания о необходимости применения ремня безопасности в конструкции замка предусматривается выключатель, который включен в цепь аудиовизуальной сигнальной системы. Предупреждение происходит с помощью сигнальной лампы на приборной панели и звукового сигнала. Алгоритм работы данной системы имеет отличия у разных автопроизводителей.
Втягивающая катушка обеспечивает принудительную размотку и автоматическую смотку ремня безопасности. Она крепиться на стойке кузова автомобиля. Катушка оснащена инерционным механизмом блокировки, который останавливает движение ремня в катушке при аварии. Используется два способа блокировки - в результате движения (инерции) автомобиля и в результате движения самого ремня безопасности. Ремень можно вытянуть из барабана катушки только медленно без ускорения.
Современные автомобили оснащаются ремнями безопасности с натяжителями.