Волшебные музыкальные инструменты. Сказка про царя, музыкальные инструменты и оркестр

Волшебные музыкальные инструменты в сказках народа мира

Руководитель проекта: Титтель С.В.

учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино


Цели и задачи: 1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира; 2 Познакомится со звучанием народных инструментов; 3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками


Русская народная сказка «Садко»

Как начал играть Садко

В гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь

морской во синем море.

Как расплясался царь морской


Русский народный инструмент гусли

Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям



Карельская народная сказка « Матти - весельчак »

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: - Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! - Можно,- говорит Матти-весельчак.- Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам - ох, как скверно играет! - Нет,- говорит Матти,- плохо ты играешь!


Карельский музыкальный инструмент кантеле

Ка́нтеле - карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны


Кантеле

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его.


Грузинская народная сказка « Чонгурист »

Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста


Грузинский народный инструмент чонгури

Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный

инструмент. Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный



Сказка народов Ашанти (западная Африка) « Барабан Осэбо »

Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись.



Беларусская сказка « Волшебная дудка »

Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает


Беларусский народный инструмент дудка- поршневка

Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука


Чешская народная сказка « Гонза и Скрипка »

Хотелось бы мне еще скрипку, - сказал Гонза, - но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс... - Три,- произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре.

А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.


Чешский народный инструмент скрипка дынды

Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.


Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо , ведущая происхождение от старинных виол


Монгольская народная сказка « Дамдин- музыкант »

Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвер­тый - вернулся: Спрашивает отец:

Чему научился? Рассказывай.

Научился на моринхуре играть, - отвечает Дамдин. Рассердился отец:

У других отцов сыновья железо ковать умеют, ло­шадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Ка­кая польза от такого уменья?

Ответил Дамдин:

Кто мою игру слушает, тому жить легче становит­ся, у того сердце веселее бьется.


Монгольский народный инструмент моринхур

Моринхур, или монгольская скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название



Индийская народная сказка « Гутила-музыкант »

Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу


Индийский народный инструмент вина

Вина - старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Вина - концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу


Латышская народная сказка « Волшебная стабуле »

Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. "Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут". Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали


Латышский народный инструмент стабуле

Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять - шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину


Бирманская народная сказка « Приключения музыканта Ча Тан Пхо »

Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой


Бирманский народный инструмент

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка


Сербская народная сказка « У царя трояна козлиные уши »

Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела: - У царя Трояна козлиные уши!


Сербский народный инструмент Фрула

С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью


Японская народная сказка « Флейтист Санта »

Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню - каждый в пляс пустится.


Японский народный инструмент Рютэки

Рютэки («драконовая флейта») - бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди


Казахская народная сказка « Мастер Али »

А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.


Казахский музыкальный инструмент домбра

Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями


Эскимосская народная сказка « Чудесный бубен »

Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.

А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось


Эскимосский музыкальный инструмент бубен

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного


Гвинейская народная сказка « Кора Гассира »

И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом


Гвинейский народный инструмент кора

Ко́ра - струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми


Китайская народная сказка « Музыкант Вэнь »

Великий Сян спросил: "Как твоя игра на цине?" Вэнь ответил: "Я постиг её. Прошу вас проверить меня". Тогда была весна, но Вэнь коснулся струн Осени. Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень. Вэнь коснулся струны Весны, и закружился теплый ветер, деревья и травы зацвели. Наступила весна, но Вэнь коснулся струны Зимы. Пошел снег и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила Зима. Тогда Вэнь коснулся струны Лета. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды


Китайский народный инструмент цинь

Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов». Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии


Узбекская народная сказка « Юноша с карнаем »

Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак,

Играя на праздниках и торжествах


Узбекский народный инструмент карнай

Карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.


Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В. Борисенко Екатерина, Жильцова Мария, Титтель Эдгар МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино Спасибо за внимание!

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь - добряк, толстяк, но самодур.

Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.

А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.

Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой - наказывать умел, но и прощать не забывал.

Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.

Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.

Вон, - жаловался он, - в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?

Подать мне сюда музыкантов и точка!

Но Ваше Величество, - отвечали придворные, - где же мы найдем столько музыкантов?

Ищите, где хотите, но чтобы к завтрашнему дню были! - и царь топнул ногой.

Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист, флейтист, трубач и барабанщик.

Ну-ка играйте каждый по очереди, - приказал царь, - хочу послушать на что способны.

Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.

Хочу, чтобы труба звучала громче всех, - заявил он.

Но Ваше Величество! - попытались ему возразить.

Слышать ничего не желаю! - отвечал царь, - труба должна играть громче всех.

Что за глупость? - рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, - где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.

Будем играть как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.

Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.

Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.

Нет, нет, нет! - закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.

Нет, нет, нет! - кричал царь и стучал ногами по полу, - почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?

Но Ваше Величество, - оправдывались музыканты, - еще не время, её партия будет в конце пьесы!

Ничего не хочу слышать! - капризничал царь, - играйте так, чтобы труба была громче всех.

Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят трубачу:

Играй, как хочет царь.

Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.

Нет, нет, нет! - кричал царь, но его никто не слышал.

Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.

Дружище, а ведь я велю тебя казнить, - сказал царь трубачу.

Но за что же, Ваше Величество? - испугался трубач.

Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.

Осмелюсь сказать, Ваше Величество, - что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а так же удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.

Ох, врешь, - отвечал царь, - почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?

Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию - ровно столько нот, сколько положено, а так же настолько громко, как задумано автором и Вы познаете совершенную гармонию.

Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?

Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.

Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор - я сегодня добрый, - сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.

Помилуйте трубача, Ваше Величество, - стали просить его придворные.

Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.

Если уж я и должен умереть, - сказал трубач, - позвольте мне дать Вам последний совет.

Позволяю, - милостиво разрешил царь, - я сегодня добрый.

Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.

Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем- нибудь.

Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе. только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, - добавил он шепотом.

Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.

Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.

Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!

Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один - огромный, невероятный, прекрасный.

Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.

Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья и они улетали высоко - высоко в небо.

Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.

Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок

Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.

В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка

«Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.

Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.

Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Оркестр русских народных инструментов

ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
  • обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
  • знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

  • показать самобытность русских народных инструментов и их место в жизни русского человека
  • через народное устное творчество (сказку) формировать интерес к русской музыкальной культуре
  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
  • продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно - развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
  • развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
  • способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

II. Актуализация знаний.

III.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

Повторение текста

Повторение и интонирование мелодии

Создание позитивной атмосферы

Исполнение песни

II. Актуализация знаний.

Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Слайд 1

А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 3

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд 4

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Слайд 7

Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов .

Слайд 9

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.

Слайд 14

Наш урок окончен. До новых встреч.


БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
(Балалайка)


БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)


ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко. Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент - трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

Динь-дон! - звякнул колокольчик. - А я умею весело звенеть.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. - Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки - не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, - сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

Трах-тах-тах - трещали трещотки.

Трам-там-там! - били барабанные палочки.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - радовался колокол.

Динь-дон! - звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов , и нам не нужно спорить, - гремел барабан.

Вопросы и задания

Разделите детей на группы и раздайте каждой группе по одному ударному музыкальному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте веселое обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают, о чем говорит та или иная мелодия.

Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?

Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?

Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.

Если бы музыкальные инструменты из сказки попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

Придумайте свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов.