Архитектура Русская (IX - XVII вв.). Особенности архитектуры загородных домов в России: исторические русские стили. Обзор периодов русской архитектуры

АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX - XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки - церкви, погосты, колокольни русского Севера.

Памятники X - XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА - страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI - XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.

Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII - XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Об­разцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома - палаты Поганкиных, дом Лапина XVI - XVII вв).

Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.

Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль - комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.

Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя - «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей - резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.

На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения - ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.

С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразо­вательной деятельностью Петра I.

В современной россии архитектура находятся на переломном этапе. Широкие возможности применения разнообразнейших конструкций и материалов позволяют осуществить самые смелые архитектурные идеи, радикальные социальные и политические перемены стремительно меняют уклад жизни, отражаясь в искусстве и архитектуре. Поэтому в современной российской архитектуре стала формироваться тенденция поиска художественного языка, способного выразить национальный характер.

Русская архитектура имеет множество культурных корней, поэтому ответить на вопрос что такое русский дом порой не так просто. Но, можно увидеть, по крайней мере, два архитектурных направления составляющих основу русской архитектуры: дворянское, и народное. Первое представлено архитектурой дворянских усадеб, второе воплощено в затейливой резьбе деревянных теремов.

Стоит обратиться к архитектурно-художественным традициям, на базе которых сформировался «русский стиль». Изначально на формирование русского стиля оказало значительное влияние использовании форм Византийского искусства, соединенного с традициями древнерусского зодчества и народного искусства. Стоит вспомнить, что первые русские храмы строили по византийским канонам. Все постройки на Руси строились поначалу из дерева и обладали самобытностью: фасад терема не имел чёткой организации, зато снаружи дома богато украшали позолотой и инкрустацией, использовали национальные орнаменты в карнизах, колоннах и фризах. Кровли красили яркими красками. В этот период русские зодчие овладели приёмами мастерства, которые давали возможность возводить сложные постройки высокого художественного уровня.

Нужно добавить примеры объектов современного девелопмента, выполненных в такой манере.

На рубеже XVII и XVIII вв. русская архитектура пошла в унисон с общеевропейской. Но резкость совершившегося перехода с одной стороны, и национальной самобытности с другой. Европейские тенденции переосмысливались, органически усваивались и вводились в контекст национальной культуры, давая начало новой традиции. Таким образом, происходил процесс формирования второй ветви русского национального стиля, который нашел свое отражение в классической русской усадьбе XVIII - XIX века. Архитекторам удавалось создавать особый мир, в соответствии с запросами и возможностями владельца, в котором детали классического русского стиля подчеркивали, объединенные с последними тенденциями европейской архитектуры, были призваны подчеркнуть статус хозяина дома. Так формировалось "родовое гнездо", обиталели которого гордились своей историей и происхождением.

"В проектах компании "Канадский дом" выделена целая линейка домов, спроектированных в русском стиле. Архитекторы действительно позволяли себе некоторые вольности, но в деталях были точны без всяких компромиссов, реализовывая свойственные для русского дома композиционные приемы. В нем не наблюдается "стандартных заготовок". Специально прод проект создавались именно те конструктивные узлы, которые необходимы. То есть объединялись архитектурное творчество с осмыслением конструкции, что создает свой особенный стиль. Современный – и безошибочно русский.

Осмысление национальных особенностей и традиций становление «русского стиля» в архитектуре XVIII– нач. ХХ в. связано с патриотическими настроениями в обществе и «национально-романтическими» тенденциями в мировой культуре. Под влиянием романтического направления в архитектуре России сформировалось стремление продолжить в современном искусстве русские национальные традиции, что отразилось в различных формах и деталях в русской архитектуре XIX в. и развитии «русского стиля», выраженного в различных художественных системах: русско-византийском стиле, русском (псевдорусском) стиле, неорусском стиле. В этот период архитектура направлена на признании самобытности и неповторимости русского искусства и имела теснейшую связь с архитектурно-строительной практикой. Теоретические представления и воззрения рассматриваемого периода позволяют заключить, что первоначально понятие «русский стиль», связывали с обращением к формам и приемам древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства.

Следующий этап развития России приходится на конец XIX - нач. XX в. и связан с осмыслением новых социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и пр., что привело к поиску новых изобразительных методов и средств путем анализа и исследования русской национальной культуры. «Русский стиль» в этот период ориентирован на условность, тяготеет к синтезу, новаторскому способу интерпретации. Поиски новой образности повлекли за собой формирование новых стилевых направлений: неорусский стиль, модерн, неоклассицизм, которые различным образом проявились и получили свое наиболее полное выражение в архитектуре.

Но для реализации данных стилей необходимо творческое переосмысление задачи архитектором, его умение гармонично объединить разные стили и детали, что бы получить как раз яркий пример неорусского стиля. Но практика последних десятилетий доказывает, что для типичных русских строителей пригородных поселков и малоэтажных домов в пригороде архитектор с его творческими способностями не востребованы. Исключения были, но дом, спроектированный известным архитектором, – это экстра-роскошь, за которую должны платить богачи. Но всегда существует идея и найдутся люди, способные ее реализовать. Так появился проект "Шведские пруды" компании ПРСУ. Перед компанией стояла задача сделать экономичное жилье: дома с квартирами по 30-60 м?, но избежать строительства "бетонных коробок" и построить здание в классической манере. "Главное, наверное, в нашем решении обратиться именно к неорусскому стилю было то, что дом небольшой площади в классической архитектуре смотрится бедновато, а в стиль модерн или хай тек, в окружении деревьев... скажем, странновато. А архитектура в неорусском стиле, с его простыми, лаконичными, но в тоже время такими привычными формами, маленькие размеры решает" - говорит директор по продажам компании Кулишов Виктор. Дома небольшие, стоят плотно, участки не имеют ограды, здесь нет шика, но создалась особая спокойная, культурная среда, контрастирующая с угарным пейзажем типичного пригородного поселка, или городских бетонных коробок!

Неорусский стиль прослеживается в работах сторонников «национального стиля», которые ориентировались на использование декоративных приемов и форм национальной (а зачастую народной) архитектуры, рассматривая их как символ национальной выразительности, а также идей государственности, что нашло выражение в создании выставочных павильонов и художественных выставок народов СССР. Такой подход обеспечивал выразительность, национальную характерность, самобытность и неповторимость архитектуры, однако, хотя все мастера советской архитектуры настаивали на том, что учиться у архитектуры прошлого (в том числе и национальной) надо через познание методов и приемов работы ее творцов, на практике попытки освоения и использования национального наследия порой приводили к формальному копированию форм и деталей зодчества прошлых веков.

В процессе эволюции русской национальной культуры в архитектуре сформировалось понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день. Развитие «русского стиля» в искусстве проходило циклично, отразив все события происходившие в стране и в обществе. Несмотря на различие формальных признаков «русского стиля», отвечавших разным этапам его эволюции, образно-содержательный аспект его оставался неизменным, а самобытность, национальная характерность являлись идейно-художественной доминантой.

Так сложилось русская архитектура, которая не только не уступает зарубежной, но и представляет лучшие произведения в мировом искусстве. Памятники русской архитектуры говорят о национальном своеобразии (характере), традициях и преемственности на всех этапах развития Русской культуры.

В недавней статье мы рассказали о том, . В основном это разные типы классики, либо пришедшей к нам еще с античных времен, либо ее английский вариант. Так или иначе, назвать эти стили "родными" затруднительно. А ведь в истории России было создано и преобразовано из зарубежных множество архитектурных направлений, которые до сих пор влияют на строительство, а иногда и полностью воспроизводятся в загородных домах.

И начнем бы обзор с основных факторов, которые повлияли на особенности застройки в России, чтобы впоследствии не упоминать их по отдельности.

Особенности национальной застройки. Исторические.

Камень и дерево

В виду доступности дерева, камень и кирпич были малопопулярными материалами в России. Из "частников", только бояре, купцы и зажиточные крестьяне могли позволить себе дом из камня. Остальные постройки подобного типа регулировались на государственном уровне: замки, общественные заведения, церкви. Соответственно, архитектурное разнообразие индивидуального домостроения развивалось большей частью в рамках деревянных построек. Это оставило свой след как на ранней архитектуре Руси, так и на более поздней - и даже современной - манере строить дома.

Деревянная резьба

Связь этой особенности с предыдущей самоочевидна: при зодчие декорировали дома, но так как камень был совсем не "в ходу", активно развивалась художественная резьба по дереву.

Храмовые постройки

По сути своей, русский народ всегда был склонен скорее к функциональности, чем к декору - хотя любители "показать лицо" найдутся всегда. Потому основная часть архитектурных изысков развивалось в рамках храмовых построек - отрасль, в которой зодчие не жалели ни сил, ни вдохновения. Потому все "модные нововведения" доходили до индивидуального домостроения далеко не сразу и не в полном объеме - а то где ж это видано, чтобы купеческий дом напоминал часовню?

Особенности крыш

Эту черту нельзя назвать строго национальной и она встречается во многих странах. Но припомните, как выглядят крыши древних построек в южных странах? Плоскими. Причина в типе осадков: там, где выпадает снег, отделаться плоской крышей в лучшем случае сложно, а в худшем невозможно. Потому вытянутые силуэты даже самых ранних построек обусловлены именно этой совершенно бытовой особенностью.

История русских стилей

Когда речь идет об истории формирования у нас архитектурных традиций, принято вести речь о замках и храмах - индивидуальные постройки всегда оставались в тени. Это продлилось вплоть до XVII-XVIII веков, когда началось активное строительство усадьб дворян и зажиточных представителей иных сословий.

Но и до этого периода есть множество интересных находок индивидуальных домов, которые до сих пор находят отражение в нашей архитектуре.

Изба или сруб

Одной из самых первых построек, появившихся на Руси, была изба: небольшой дом из рубленых деревьев, с покатой крышей и минимумом декоративных украшений, а то и вовсе с их отсутствием. "Отрывались" строители разве что на оконных рамах - ну, когда те уже появились и не в виде бычьего пузыря, натянутого на проем.

Скучно, скажете вы? Как бы не так! Эта древняя и славная традиция нашла реализацию и в современности. Невзрачные одноэтажные постройки превратились в настоящих красавцев под влиянием новых архитектурных веяний. Конечно, многие отдают предпочтение кирпичным домам, но и из дерева сейчас создают настоящие произведения искусства - массивные, впечатляющие срубы.

Или вот такие - небольшие и уютные домики, которые будто бы сами по себе растут из земли, но на деле: внутри удобный и современный интерьер:

Шатровый стиль

Назван этот стиль в честь манеры завершать здание церкви не куполом, а многогранным шатром. Зародился этот стиль в рамках храмовых построек, но настолько подходил нашему климату, что сначала крепко обосновался в барских домах, а потом во времена Ивана Грозного, перешел и на каменные постройки. Именно ему мы обязаны высоким, "псевдоготическим" очертаниям сохранившихся до наших дней памятников архитектуры.

И если вы считаете, что эта традиция канула в веках и не находит реализации в современности - спешим разуверить. Например, наши архитекторы создали дизайн-проект уютного и современного жилища по мотивам шатрового типа:

Хоромы и палаты

Это крупные, часто общественные постройки, где проживали как господа, так и обслуживающие их холопы. Отличие одного от другого в том, что хоромы строились из дерева, а палаты были уже каменными. Стили их бывали самыми разными: шатровым, упрощенной классики, прослеживались веяния и европейских стилей - часто архитекторы приглашались из-за рубежа.

Так как стилистически хоромы следовали за "трендами" той моды, нельзя сказать, что конкретно они повлияли на современное домостроение. Но благодаря ним популяризировалось

Усадьба

Усадьба пришла на смену хоромам в XVII. Под этим термином часто понимается не только жилое здание, но и весь комплекс построек на участке: дома для слуг, беседки, конюшни, всевозможные дополнительные строения и усадебный сад. Впрочем к тому истерическому периоду архитектура - в том числе и индивидуальных домов - почти потеряла яркие национальные черты: в большинстве своем русские усадьбы придерживаются классической стилистики или стилистики барокко, в зависимости от того на какой период приходилась постройка.

Впрочем, говорить о полной потере русской стилистики нельзя. Иногда дело было в простой нехватке финансов, иногда в сохранившимся утилитарном отношении к жилью, но русское барокко купеческих домов не такое помпезное и тяжелое, как итальянское. Также нельзя не упомянуть и о эклектическом сочетании классики, ампира и барокко, которое сформировалось в нашей стране.

Во что это вылилось сейчас? Многие, кто желает продемонстрировать свой достаток, но не хочет впадать в безмерную пестроту барокко, черпают вдохновение в более скромной усадебной эстетике - которая не только близка нам по менталитету, но и "обтесана" годами использования.

Вологодское деревянное зодчество

Удивлены, обнаружив эту категорию, как отдельную? Зря - ведь в Вологде сформировалась своя, острохарактерная манера постройки домов. Классическая вологодская усадьба возводилась из дерева, имела два этажа (второй иногда нависал над первым) и обязательная лоджия, нависающая над крыльцом.

Конечно со временем этот стиль разбавила классика: появились четырехскатные крыши, стали активно использовать колонны.

Влияет ли вологодский стиль на внешний вид сегодняшних ? Несомненно. Он отличался большой компактностью, что до сих пор ценится нашими соотечественниками: когда с практической точки зрения, а когда и с эстетической.

Например, проект особняка, которые наследует основные идеи вологодской стилистики:

Сельский стиль

Нельзя упомянуть и об этом стиле, появившимся относительно недавно - в советские времена. По статистике, редко кто сам строит такие дома, но они занимают парадоксально большой объем от всех построек загородного типа. Некоторые были возведены еще в советские времена, какие-то продолжают строиться в отдаленных деревнях. Чтобы понять о чем речь, просто вспомните классическую русскую деревушку.

В остальном, его характерные черты: использование дерева, резные оконные рамы; четырехскатная крыша со слуховыми окнами (более простой вариант - мансардная или двускатная крыша без каких либо ухищрений); один или полтора этажа в зависимости от типа крыши. И если взглянуть на форму, становится ясно, что вдохновением служили классические русски избы, но это бюджетная и очень скромная калька с усадебного стиля, со свойственной тому симметрией, элементами декора и особенностями оформления крыш.

Заключение

Как можно увидеть, помимо достаточно ярких и самобытных стилей, которые зародились в России, существует достаточно вариаций зарубежной классики или барокко, которые выглядят для нас ближе и роднее, чем их исходный вариант.

Сейчас они несправедливо отставлены в сторону, хотя многие элементы в современной интерпретации выглядели бы очень неплохо. Конечно, воспроизводить их один в один не имеет смысла - если вы выросли и живете в России, все эти здания вам наверняка уже приелись, но разумная эклектика вдыхает новую жизнь в привычные формы.

И если вам что-то приглянулось, или вы желаете себе уникальный, эстетичный и максимально русский дом - наши дизайнеры и архитекторы с радостью вам помогут. Команда профессионалов не только умеет, но и любит свое дело, потому выполнит ваши пожелания максимально бережно и изящно, оформив их в стильный архитектурный дизайн.

Культурные особенности китайской архитектуры July 2nd, 2011

Наблюдения сделаны в ходе небольшого путешествия по Китаю.
За пару последних десятилетий небольшая китайская деревенька Хэйхэ с населением не более полумиллиона превратилась в крупный по меркам северного Китая город.
Сделанный на экспорте "адидасовских" штанов огромный капитал, позволил китайцам возводить вполне даже незаурядные строения по нестандартным проектам. Во всяком случае, они заметно отличаются от наших привычных паралеллепипедов.
Отправившись в путешествие по городу, можно обнаружить, что некоторые дома (их процент невелик) строятся в традиционном китайском стиле - как совокупность небольших построек с выложенными черепицей пагодами.

Есть вариант "для ленивых" - требующие высокого мастерства и больших трудозатрат пагоды не делаются, но общая композиция строения явно указывает на попытку придерживаться традиций.

Китайцы чтят свою культуру. Именно поэтому, кстати, до сих пор не отказались от иероглифической письменности, неудобной не только для всего остального мира, но и для них самих. И в этом почитании корней они нередко вклинивают свои традиционные архитектурные элементы в здания явно для этого не предназначенные.

Башенка на крыше выполнена в форме типовой китайской беседки. И своим внешним видом она, конечно, никак не сочетается с тем, на чём установлена.
Вообще, башни - чрезвычайно популярная в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ тема. Причём, используют их совершенно хаотично, никак не учитывая общую стилистику здания. Однако их настолько часто ставят на дома, что иногда стилистика башенки и строения случайно совпадает, и получается вполне даже неплохо.

Немало подобных зданий было построено у нас в советскую эпоху. Но это вовсе не значит, что китайский архитектор пытался скопировать стиль. Просто оно так совпало.
Действительно, иногда башня вполне удачно вписывается в конструкцию здания.

А случается, что она, как бы, не совсем уместна. Более того, не свойственна вообще никакому архитектурному стилю.

Надо заметить, в самой башне угадывается что-то китайское. В частности, намекающие на традиционную пагоду разлёты у её основания. Но чувствуется, что дело не только в этом. Тщательно проанализировав составляющие элементы, можно сделать для себя небольшое открытие: форма крыши - одна и форм традиционной шапки мелкого китайского чиновника. Часть строения, увенчанная башенкой, сама по себе выглядит неплохо. Однако смотрится несколько несуразно в трёхэлементной композиции.
Эклектика, как уже можно догадаться - типовая отличительная черта современной китайской архитектуры. Иногда достигающая уровня явного синкретизма. Примером чего, среди многих прочих, может служить башенка эпохи возрождения, водружённая на обычную бетонную коробку.

Или вот такой дворец двухсотлетней давности, с башней, которая на нём вообще не очень-то стилистически уместна (в действительности, зданию не более десяти лет).

Однако бывают и конструкции, в которых угадывается единство стиля.

Это так называемый нео-грек, призванный оправдать не совсем удачные попытки закосить под античность. Стоит заметить, треугольная штучка на крыше - это не крыша, а именно всего лишь штучка. То есть, что-то вроде архитектурного кокошника в псевдогреческом стиле.
Вообще, тема античности - распространённое явление. С той только разницей, что у нас в подобном стиле выполнены в основном здания, которым сто, двести и более лет, а в Китае - самое новьё, поскольку там только недавно дорвались до свободы архитекрутного самовыражения. И эта свобода иногда даёт нижеследующие результаты.

Макушка, как водится - просто бордюрчик, грозящий в ветренную погоду обрушиться на прохожих.
При всей мешанине стилей, присутствующей в большинстве современных строений, временами встречаются здания, создающие внешнее впечатление стилистического единства.

А бывают такие, которые такое впечатление не совсем создают.

В принципе, для современной архитектуры это нормально. Однако одно дело - когда так задумано, когда архитектор заложил в такую расстановку какую-то идею, и совсем другое - когда понимаешь, что архитектор - значительно в большей мере проектировщик, совокупляющий (во всех смыслах) элементы дизайна, чем хоть сколько-нибудь зодчий, вынашивающий единую стилистическую композицию.
Несмотря на вышеизложенное, всё же, можно путём сравнений выделить момент, общий для современной архитектурной стилистики в Хэйхэ. Подобных домов со скруглённым углом, как представленный выше, в Хэйхэ немало. И ни на одном из них нет башен. То есть, у них, как бы, принято считать, что на таких домах башня неуместна. Хотя, возможно, объяснение много проще: в Хэйхэ есть архитектор, которому нравятся скруглённые углы, но напрочь не нравятся башни, являющиеся простым украшательством.
Кстати, бессмысленное украшательство (много более бессмысленное, чем башни) китайцам свойственно практически во всех сферах их деятельности. Особенно в случаях, когда в оформление можно вклинить традиционные элементы своей культуры.

"Кокошник" на крыше дома - это воплощённый в архитектуре элемент головного убора древнего китайского воина. Ну и, конечно, на дальнем углу здания мы можем видеть уже привычную башенку. Единственное, чем, как мне думается, можно оправдать военную тематику в обычном жилом доме - непосредственная приграничность. Дом стоит на набережной реки Хэйлунцзян. Точнее, это китайцы так думают, в действительности, река называется Амур. Через реку располагается русский город Благовещенск.
И, напоследок, просто красиво спроектированный дом.

Думаю, арочки на крыше не следует считать заимствованием из какой-то стилистики (такие формы были популярны и в античности, и в романском стиле, и в готике). Для китайской традиции это, конечно, совершенно не свойственный элемент, однако современный мир имеет вектор к смешению культур, оттого теперь где угодно используется что угодно.
Несмотря на аляповатые несуразности, а подчас и откровенные нелепости, присутствующие в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ (и не только его, разумеется), всё же, выглядит это хорошо. Действительно, красивый город, почти весь застроенный очень разнообразными современными домами.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

Псевдорусский стиль , как проявление историзма в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX - начала ХХ века.
Часто псевдорусский стиль называют также "неорусским" или "русско-византийским" стялями, что объясняется заимствованием им архитектурных форм как древнерусского, так и византийского зодчества.

Дом Игумнова на Большой Якиманке в Москве
(арх. Н. Поздеев, 1888 - 1895 гг.):

В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона .


Большой Кремлевский дворец (1838 - 1849 гг.):

Боголюбский собор (1866 г.):

Храм Христа Спасителя (1839 - 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.):

К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие.

Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев . Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе - Успенский собор в Хельсинки:

В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI - XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите "пузатые" колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура.

Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются:

Здание Верхних торговых рядов,
построенное А. Н. Померанцевым в 1890 - 1893 гг.:

Исторический музей на Красной площади в Москве
(В. О. Шервуд,1875 - 1881 гг.):

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге
(А. А. Парланд, 1883 - 1907 гг.):

Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 - 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино:

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте
рядом с Аничковым мостом
(А. И. Штакеншнейдер, 1847 - 1848 гг.):

Построенный в 1898 - 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном
в неоклассическом стиле Музей изящных искусств:

Здание универсального магазина "Мюр и Мерилиз" на Петровке,
построенное Р. И. Клейном в неоготическом стиле (английская готика)
в 1900 - 1908 гг.: