Интересные малоизвестные факты биографии булгакова. Интересные факты из жизни Булгакова М.А

Не так давно мир отмечал 125-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, выдающегося русского писателя и драматурга, автора «Белой гвардии», «Записок юного врача» и «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры» и «Бега»… И, конечно же, «Мастера и Маргариты», романа, над которым писатель, уже неизлечимо больной, продолжал работать до последнего дня своей жизни, до последнего вздоха…

Даже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней , была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит…».

Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах.

Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Сергеевич Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи.

Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова. Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…».

Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели А.С. Пушкина,несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно, пишет Fishki.net .

У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип.

У Михаила Афанасьевича был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал Новый год, после боя курантов Бегемот пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

После кончины писателя его вдова Елена Сергеевна Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Васильевича решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель, романист, драматург. Автор четырёх романов, нескольких повестей и сборников рассказов и фельетонов, около двух десятков пьес.

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859 - 1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и устроился на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа.

Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой.

В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита". Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош").

В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать режиссёром-ассистентом во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его режиссёром-ассистентом во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве ассистента режиссёра, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I".

В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита".

С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г.

1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира".

В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных",

В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег".

С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре репетировался "Багровый остров".

В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных".

В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения


  • Стальное горло (1919)

  • Белая гвардия (1922-1924)

  • Записки на манжетах (1923)

  • Вьюга (1925)

  • Звёздная сыпь (1925)

  • Зойкина квартира (1925)

  • Кабала святош (1929)

  • Крещение поворотом (1925)

  • Роковые яйца (1924)

  • Полотенце с петухом (1925)

  • Пропавший глаз (1925)

  • Тьма египетская (1925)

  • Собачье сердце (1925)

  • Морфий (1926)

  • Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926)

  • Бег (1926-1928)

  • Багровый остров (1927)

  • Мастер и Маргарита (1928-1940)

  • Блаженство (1934)

  • Иван Васильевич (1936)

  • Мольер (Кабала святош, пост. 1936)

  • Театральный роман (1936-1937)

  • Последние дни ("Пушкин", 1940)

15 мая 1891 года на свет появился Михаил Булгаков. Его имя окутано тайной, а его роман «Мастер и Маргарита» учёные не могут расшифровать до наших дней. Мы рассказываем о самых интересных фактах из жизни писателя.

Вконтакте

Однокласники




Юное дарование

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в профессорской семье, так что хорошее образование было для будущего писателя не роскошью, а скорее вынужденной необходимостью. Несмотря на то, что большинство источников утверждает, будто Булгаков пришёл к писательству в зрелом возрасте, это не совсем так. С детства Булгаков тяготел к литературе, его сестра, находясь уже в преклонном возрасте, не раз повторяла, что самостоятельно научившись читать, ещё до поступления в гимназию, Булгаков осилил «Собор парижской богоматери», а в семь лет и вовсе создал первое собственное произведение под названием «Похождения Светланы». В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», будущий писатель охотно сочинял эпиграммы, сатирические стихи, однако, главным своим призванием считал медицину и мечтал о профессии врача.



Булгаков и морфий

Михаил Булгаков действительно выучился на доктора и довольно долго занимался медицинской практикой. По окончании медицинского университета в 1916 году студента Михаила Булгакова направили по распределению земским врачом в Смоленск, куда он отправился с первой женой Татьяной. Спустя год Булгаков впервые принял морфий. Постоянная работа с дифтерийными больными заставляла молодого врача принимать антидифтерийные препараты, которые в свою очередь неожиданно спровоцировали сильнейшую аллергию, чтобы облегчить боль Булгаков воспользовался морфием. По некоторым данным, отказаться от спасительного и смертоносного наркотика он не мог до конца жизни.

В первый же день службы в госпитале на приём к молодому врачу Булгакову поступила роженица в сопровождении мужа, который, размахивая заряженным пистолетом, угрожал Булгакову: «Если она умрет, убью!». История, к счастью, закончилась благополучно.



Булгаков и Сталин

Загадочные отношения связывали писателя с Иосифом Сталиным. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее пятнадцати раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова. И в то же время, по уверениям историков в квартире Булгакова не раз проводились обыски, на Лубянке писатель был практически завсегдатаем, а роману «Мастер и Маргарита» и вовсе было не суждено увидеть свет. Наличие такого заклятого друга тяготило Булгакова, лишало возможности быть услышанным, и всё-таки вырваться из замкнутого круга не было никакой возможности. Свои отношения с Вождём, Михаил Афанасьевич не раз сравнивал с дружбой с Сатаной, полагая, что подчинение тирану равносильно продаже души дьяволу.

Отсутствующий персонаж

В 1937 году, в годовщину смерти А. С. Пушкина, несколько действующих драматургов представили вниманию широкой общественности пьесы, посвящённые поэту, среди них был и Булгаков. Правда, в отличие от своих коллег, он решил взять искушённых критиков своей оригинальностью. Сочтя, что пьеса о Пушкине вполне может обойтись без одного персонажа, он немедленно исключил его. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич. Пьесу эту играют в театрах страны по сей день.



Кадр из фильма "Белая гвардия"

Клад в доме Турбиных

В романе «Белая гвардия», Булгаков довольно точно изобразил дом Турбиных, за основу он взял свои воспоминания из юности – описания полностью соответствовали тому дому, где жил он сам в Киеве. Правда в романе присутствовала одна деталь, не существовавшая в реальности, но, тем не менее, сильно испортившая жизнь хозяевам дома. Дело в том, что ознакомившись с произведением писателя, владельцы практически полностью разрушили постройку в попытке отыскать клад, описанный в «Белой гвардии». Вполне естественно, что незадачливые искатели сокровищ остались ни с чем.

Маргарита и её прототип



Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Михаил Булгаков женат был трижды, но только третья супруга, Елена Сергеевна Шиловская, которую писатель увёл у влиятельного чиновника, стала ему не просто верным другом, но и музой. Их встреча случилась в квартире художников Моисеенко. Спустя 40 лет Елена Сергеевна так вспоминала об этой встрече: «…Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Именно она является прототипом Маргариты из знаменитого романа, а Мастер, как нетрудно догадаться, сам Булгаков. В обществе, где вращался Булгаков, к Шиловской относились неоднозначно. Конечно, времена святой инквизиции давно канули в лету, но вот слухи запретить не мог никто. Михаила Афанасьевича, а вместе с ним и Елену искренне побаивались. Ещё бы, после появления удивительно реалистичного текста о дьяволе, который к тому же в одной из первых редакций назывался «Сатана», вкупе с полным отсутствием проблем с властью (в сравнении с другими деятелями искусства, Булгаков жил практически в раю), писателя и его супругу нередко обвиняли в связи с нечистой силой.

История Воланда

Культовый роман «Мастер и Маргарита» изначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а любовная линия отсутствовала в нём вовсе. С годами простая и одновременно с этим жуткая концепция усложнялась, трансформировалась, впитывая в себя, как губка, судьбу писателя. Воланд, центральный персонаж произведения, получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Правда, в поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «...Может быть, Фаланд?»

К слову, в первой редакции, где не было ещё ни Мастера, ни Маргариты, детальному описанию Воланда посвящено было целых 15 страниц (сейчас этот текст безвозвратно утрачен). У тех, кому довелось ознакомиться с первым вариантом, сомнений не оставалось: такие подробности о дьяволе может написать лишь тот, кто знаком с ним лично.



Олег Басилашвили в роли Воланда

История с примусом

О романе «Мастер и Маргарита» ходит немало легенд, чем дольше живёт творение Булгакова, тем больше слухов и всякого рода мистических и жутковатых подробностей. Одну из историй, связанных с созданием произведения рассказывают так часто, что, вполне вероятно, она произошла на самом деле. Все мы отлично помним невероятно обаятельную сцену с котом Бегемотом, который недовольно заявлял потрясённым его суровым видом гражданам: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.



Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Загадочная смерть

Точно так же как и жизнь, кончина Михаила Булгакова окутана тайной. Конечно, существует и официальная версия – писатель скончался от наследственного почечного заболевания, в связи с этим перед смертью он практически ослеп и испытывал невыносимую боль, что заставило его вновь начать принимать морфий. Нередко, однако, утверждают, что умер Булгаков от обыкновенной наркотической передозировки. Существует и ещё одна версия, мистическая: вспомните финал «Мастера и Маргариты», там Мастер со своей возлюбленной переместились в небытие, где можно было спокойно вместе провести вечность, говорили, что своего «писаря» Булгакова Сатана забрал к себе и в реальности, правда без жены.

Вконтакте


Много знаменитых произведений за свою нелегкую жизнь удалось создать Михаилу Булгакову. «Мастер и Маргарита» - это одно из самых мистических произведений современности. И этот шедевр тоже написан Булгаковым. Жизнь данной незаурядной личности имеет тоже моменты, связанные с мистикой, и окутана она ореолом таинственности.

2.Писатель родился в Киеве.

3.Его папой был профессор Киевской духовной академии.

4.Булгакову удалось закончить одну из лучших Киевских гимназий.

5.Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете.

6.В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом.

7.Когда писатель был еще студентом, он написал прозу на медицинскую тему.

8.По воспоминаниям сестры Булгакова, в 1912 году он показал ей рассказ о белой горячке.

9.Михаил Булгаков в семье был старшим ребенком.

10.Кроме него, в семье было еще 2 брата и 4 сестры.

11.В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий.

12.Булгаков коллекционировал концертные и театральные билеты.

13.Над рабочим местом писателя висела старинная гравюра, на которой изображалась лестница жизни.

14.В 7-летнем возрасте Михаил Булгаков смог написать свое первое произведение с названием «Похождения Светланы».

15.По произведению Булгакова был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

16.Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД.

17.Михаил Афанасьевич в 1917 году оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидифтерийные лекарства.

18.В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону со Сталиным, но содержание осталось ни для кого не известным.

19.Булгаков часто посещал театр.

20.Любимой оперой писателя считалась «Фауст».

21.В 8-летнем возрасте Булгаков впервые прочел «Собор Парижской Богоматери», которую он запомнил наизусть.

22.В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине.

23.Практически никто не знает, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящался любимой женщине писателя – Елене Сергеевне Нюренберг.

24.На протяжении 10 лет Булгаков писал «Мастер и Маргарита».

25.Булгаков долгое время болел тифом.

26.Михаил Афанасьевич был противником коммунизма.

27.Вместо памятника Булгакову после смерти его супруга предпочла выбрать большую гранитную глыбу - Голгофу.

28.У Михаила Булгакова было 3 супруги.

29.Первой супругой Михаила Афанасьевича была Татьяна Николаевна Лаппа.

30.Вторая супруга Булгакова – Любовь Евгеньевна Белозерская.

31.Последней супругой писателя считалась Елена Николаевна Шиловская.

32.Ни в едином из трех браков Булгакова детишек не было.

33.Именно третья супруга была прототипом Маргариты из известнейшего романа.

34.Булгаков был участником Первой мировой войны.

35.Некоторые годы Булгаков был военным врачом.

36.Традицией писателя было не выбрасывать использованные билеты из театра.

37.Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра.

38.В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики.

39.Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве.

40.Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом.

41.Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

42.Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России.

43.В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей.

44.Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни.

45.В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова.

46.В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ.

47.Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году.

48.В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось.

49.У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака.

50.Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет.

51.Страстным читателем Михаил Афанасьевич был еще с детства.

52.Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины.

53.Булгакова величали «безумцем».

54.По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов.

55.Булгаков одновременно был и бедным, и богатым.

56.У каждой из жен Булгакова было по 3 мужей.

57.Сына своей последней любви Булгаков усыновил.

58.Произведения Булгакова подвергались критике и становились запретными.

59.Воланда из произведения Булгакова изначально звали Астаротом.

60.В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом».

61.При жизни роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, не публиковали.

63.В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами.

64.Михаил Афанасьевич Булгаков иногда принимал участие в спектаклях.

65.Врачебная практика Булгакова нашла свое место в произведении «Записки юного врача».

66.Михаил Булгаков написал Сталину письмо, где он просил его выехать из государства.

67.Часто у Булгакова возникали мысли об эмиграции.

68.Сильно интересовалась Булгаковым газета с названием «Накануне», что издавалась в Берлине.

69.У Булгакова были хорошие манеры.

70.Весной 1926 года в процессе обыска Булгаковской московской квартиры были изъяты его рукописи «Собачье сердце» и дневник.

72.В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец.

73.Нефросклероз забрал жизнь писателя.

74.По окончании 20-х годов Булгакова критиковали.

75.Перед свадьбой с супругой Булгаков говорил ей, что он будет тяжко умирать.

76.Памятники Булгакову расположены на территории России.

77.До 50-х годов на могиле великого русского писателя не было ни памятника, ни креста.

78.Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику.

79.Булгаков подражал Гоголю.

80.В 1918 году Михаил Афанасьевич впадал в депрессивное состояние.

81.При депрессии Булгакову казалось, что он сошел с ума.

82.Образ Фауста из произведения был близок для Булгакова.

83.Булгаков в порыве ярости неоднократно целился из револьвера в собственную первую супругу.

84.И также первая жена Булгакова вместо морфия подмешивала ему дистиллированную воду.

85.От матери Михаил Афанасьевич смог унаследовать оптимизм и жизнерадостность.

86.Булгаков знал наизусть несколько оперных произведений.

87.Медицинский факультет в Киеве Михаил окончил с отличием.

88.Булгаков смог пережить 9 смен власти.

89.Во время бреда Булгакову неоднократно виделся Гоголь.

90.Чтобы заработать деньги Булгакову приходилось работать конферансье.

91.Михаил Афанасьевич Булгаков вел дневник.

92.Произведения Булгакова - это сочетание фантастического и реального.

93.К революции 1917 года Михаил Афанасьевич относился скептически.

94.Михаил Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

95.Последние свои годы жизни писатель проживал с чувством потерянного творчества.

96.Булгаков был худощавым.

97.У Михаила Булгакова были выразительные голубые глаза.

98.Еще до свадьбы с первой женой Булгаков вместе с ней успели потратить все денежные средства.

99.Папа Булгакова был родом из Орла.

100.Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.

Михаил Афанасьевич Булгаков — известный писатель не только в России, но и во всем мире. В этой статье собраны некоторые интересные факты из жизни Булгакова .

Как он стал писателем? О его таланте ходит множество слухов. После выхода романа «Мастер и Маргарита» поговаривали, что способности Булгакова не иначе, как имеют чертовской характер, как обычный человек может настолько четко описывать самого дьявола и его свиту. Но правду об этом мы вряд ли узнаем.

Герои Произведений Булгакова обладают обаянием, которое заставляет влюбиться в них и почувствовать особенную прелесть нераскрытой мысли, а именно такой тезис может быть применен ко всему творчеству великого писателя. Интерес к его личности непреходящий, его работы постоянно экранизируются. Не так давно на экраны вышел фильм «Мастер и Маргарита». Есть мнение, что к роману о мастере и маргарите можно относиться или хорошо, или плохо, но никого он равнодушным не оставляет. Тоже самое относится и к личности самого автора. Личная жизнь Булгакова, истории создания его произведений окутаны своего рода ореолом тайн и мистических событий.

Интересен тот факт , что во многих биографиях писателя, авторы часто говорят,что Булгаков смог определиться как писатель к 30-ти годам, то есть уже в зрелом возрасте. Это ошибочное мнение — Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ „Похождения Светлана“ был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет, об этом писал малоизвестный биограф Булгакова.
«Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного, и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом - то, что он читал». Старшая сестра Вера утверждала, что уже в 9 лет он прочитал «Собор Парижской Богоматери».

Представляют интерес события происходившие с Булгаковым в марте 1917 г. — тогда он был молодым земским врачом. Вернулся из отпуска (из Саратова и Москвы) в родное село. То, что он видел на протяжении отпуска, как нож ранило сердце Булгакова. Помимо революции на улицах, он всегда видел больных с симптомами сифилиса, Таких больных ему приходилось лечить каждый день, так же доктор «толпами» лечил бежавших с фронта солдат. И однажды ему пришлось отсасывать ртом с помощью трубочки дифтеритные пленки прямо из горла тяжелобольного мальчика.
Видимо пленка попала в рот самого врача. Он заболел и от страшной боли могла помочь только инъекция морфия, которую незамедлительно сделал. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и морфий больше был не нужен, но он не спешил отказываться от этого «чудесного лекарства». Булгаков стал принимать его 2 раза в день. После нескольких месяцев Булгаков мог спокойно писать только после дозы, он садился за стол и пытался передать на бумаге то, что открывалось тогда его мысленному взору. К счастью жена Булгакова довольно быстро заметила его пристрастие к морфию и помогла отказаться от наркотика.

У Булгакова над рабочим столом висела старинная гравюра, на которой была «лестница жизни» — история человека от рождения до смерти. Писатель любил эту гравюру, т.к. она соответствовала его воззрению на судьбу человека: у каждого возраста - свой „приз жизни“.

«Эти „призы жизни“ распределяются по жизненной лестнице - все растут, приближаясь к вершинной ступени, а от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет», - так он объяснял изображенное на ней изображение.

В конце 20-х годов Булгакова стали резко критиковать. Его прозаические произведения не публиковались, а пьесы сняли с репертуара. В начале 30-х годов на сцене МХАТа не было произведений, которые бы не подверглись серьезной цензуре.

В это время Булгаков написал Сталину письмо, в нем он просил дать ему возможность выехать из страны или же разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Спустя месяц позвонил Булгакову и позволил ему работать, после этого писатель стал ассистентом режиссера во МХАТе. Однако, его произведения, как и раньше, были запрещены к публикации.

В 1936 году Булгаков зарабатывал переводами и писал либретто для Большого театра, а иногда играл в спектаклях МХАТа. К тому времени, когда была создана 1-ая полная редакция текста «Мастера и Маргариты», Булгаков был уже смертельно болен, и некоторые главы этого романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Роман был закончен в феврале 1940 года, за месяц до смерти писателя.

В истории жизни Булгакова интересен такой факт : первоначально на могиле на монастырском кладбище был камень, прозванный Голгофой из-за сходства с Иерусалимской горой. При перезахоронении в другое место на могилу Гоголя решили установить его бюст. А камень с могилы Гоголя, впоследствии, установила на могиле Булгакова его жена. И тут примечательна фраза Булгакова, которую он часто адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью ».