Иван сергеевич тургенев основные мысли конспект. Творческий и жизненный путь тургенева ивана сергеевича. Проба пера и дальнейшее образование

Иван Сергеевич Тургенев - родился в 1818 году, а умер в 1883.

Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом. На его счету было множество университетов в которые он поступал, но не многие удалось ему закончить. Так же путешествовал по загранице и обучался там.

Вначале своего творческого пути Иван Сергеевич пробовал свои силы в написании драматических, эпических и лирических произведений. Будучи романтиком Тургенев особо осторожно писал по вышеперечисленным направлениям. Его герои чувстсуют себя чужими в людской толпе, одинокими. Герой даже готов признать свою ничтожность перед мнением окружающих.

Так же Иван Сергеевич был выдающимся переводчиком и именно благодаря ему многие русские произведения были переведены на зарубежный лад.

Последние годы своей жизни провёл в Германии, где активно посвещал иностранцев в русскую культуру, в частности в литературу. При жизни добился высокой популярности как в России, так и за её пределами. Умер поэт в Париже от мучительной саркомы. Его тело было привезено на родину, где и захоронили писателя.

6 класс, 10 класс, 7 класс. 5 класс. Интересные факты из жизни

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Кардинал Ришелье

    В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

Цель урока: 1) познакомить учащихся с биографией писателя;

2) научить выбирать и конспектировать главную информацию из урока;

3) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память;

4) развивать в школьниках самостоятельность;

5) воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Цель для учащихся: 1) показать сложную, противоречивую натуру Тургенева;

2) выяснить, как творчество писателя связано с его жизнью.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения.

Приемы обучения: лекция с элементами беседы.

Оборудование: доска, цветные маркеры, проектор, интерактивная доска, презентация «Вслед за великими…», тетради, ручки, портрет писателя.

Эпиграф:

Вся моя биография в моих сочинениях.

И.С. Тургенев

Главное в нем – это его правдивость.

Л.Н. Толстой

Немного и крупных событий в его романах. Ничего нет проще их фабулы, ничего, что не походило бы на обыденную жизнь, и это одно из следствий его любви к правде.

П. Мериме

Ход урока

    Оргмомент (3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, чтобы у каждого на парте лежали дневник, тетрадь и ручка. Хорошо. Откройте свои тетради и запишите число и тему нашего сегодняшнего занятия «Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева».

    Актуализация опорных знаний (6 минут)

    Вы, конечно же, уже немного знакомы с Иваном Сергеевичем Тургеневым? Какие из его произведений вы уже читали? («Муму»; некоторые рассказы из цикла «Записки охотника»; «Ася»; «Первая любовь»)

    Молодцы! Кто скажет, как звали главных героев повести «Муму»? (Глухонемой дворник Герасим и его собака Муму; Татьяна, барыня)

    А знаете ли кто был прототипом барыни? (Мать Тургенева – Варвара Петровна)

    Какова тема повести Тургенева «Ася»? (Тема повести – любовь)

    А помните ли, почему главный герой и Ася не были вместе? Почему они разошлись? (Потому что душевная жизнь у Аси и NN протекала по-разному. Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов)

    Как звали главного героя и главную героиню повести «Первая любовь»? (Володя / Вольдемар и Зинаида)

    Что общего между двумя тургеневскими повестями «Ася» и «Первая любовь»? (Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно; главный герой разрушитель своей судьбы (слабый мужчина - сильная женщина); в основе сюжета - биографические факты; любовь - это трагедия)

Молодцы! А вот о цикле рассказов «Записки охотника» мы поговорим подробно на следующем уроке.

III . Слово учителя (21 минута)

Ребята, обратите внимание на доску! (Учитель выразительно читает эпиграфы) Что означают эти слова писателя в первом эпиграфе? Каковы особенности произведений Тургенева? Какие особенности характера и творчества И.С. Тургенева отражают все эпиграфы? Чем интересны нам произведения Тургенева и его герои? А чтобы ваши ответы были более глубоки и полны, вы ответите мне на эти вопросы в конце урока.

Сейчас мы с вами побываем в гостях у великого русского классика 19 века – Ивана Сергеевича Тургенева. Увидим, какая это была сложная и противоречивая натура. Мы с вами пройдемся по страницам его жизни и окунемся в ту атмосферу, в которой он жил и творил. Я вас поведу по коридорам времени, а вы слушайте меня очень внимательно, так как в конце путешествия я задам вам несколько вопросов. Ничего не упустите! Важные детали записывайте в свои тетради, а я вам буду помогать находить эти детали. Итак, готовы? Тогда начинаем.

    Сдайд №1 (Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883)

И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитие критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишнего человека», темой русской женщины. И.С. Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.

    Слайд №2 (Страница первая – «Впечатления детства; Спасское-Лутовиново»)

Но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Село Спасское–Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловского губернии. Огромное барское поместье с берёзовой рощей, с усадьбой в виде подковы, с домом в сорок комнат, со знаменитым парком и фруктовым садом. Тут узнал юный Иван Сергеевич природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц.

    Слайд №3

Обратите внимание, это одна из любимых комнат Тургенева: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день. Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано именно здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С. Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!»

Вот оно, Спасское-Лутовиново, – родное гнездо великого русского классика! Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.

Итак, в селе Спасское-Лутовиново прошло детство И.С. Тургенева.

    Слайд №4 (Страница вторая - «Мать»)

Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова) – женщина властная, умная и достаточно образованная. Красотой она не блистала: была небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

(Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила Варвару Петровну в одну из богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление. Вскоре состоялось бракосочетание. Своего мужа Варвара Петровна любила и боготворила, но это чувство было безответно.

Варвара Петровна была полновластной хозяйкой семейного очага. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном - в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладение родным языком.)

Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной мерой воспитания. Жизнь дворового для нее не стоила и гроша: лютому наказанию подвергались все садовники за сорванный кем-то тюльпан. И собственных детей не жалела. Их секли за все: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Черты матери узнаваемы во многих героях произведений Тургенева: в барыне из рассказа «Муму», в Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», во властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Давайте с вами запишем так: «Варвара Петровна – мать И.С. Тургенева, стала прототипом многих героев его произведений».

    Слайд №5 (Страница третья - «Отец»)

Отец Тургенева – Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, но ничтожный по своим качествам нравственным и умственным.

Первая любовь И.С. Тургенева оставила горький осадок в его сердце. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18-летнего Тургенева своей красотой, наивностью. Но однажды он узнал, что у Катеньки уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» девушки оказался не кто иной, как Сергей Николаевич. Отец Тургенева был известным донжуаном в округе, он относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков. Позже И.С. Тургенев все свои переживания и эту историю изобразит в повести «Первая любовь».

    Слайд №6 (Страница четвертая – «Годы учения»)

В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. (Иван был определен сначала в пансион Армянского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера.)

В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. А год спустя (из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург) Тургенев перешел в Петербургский университет.

У Петербургского университета были и свои преимущества, в особенности для тех, кто учился на словесном факультете. Он находился в центре тогдашнего литературного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь - все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и на университетской жизни.

    Слайд №7

Большим влиянием в университете и на словесном факультете пользовался профессор Петр Александрович Плетнев, поэт и критик, один из ближайших друзей Пушкина. Да, да, тот самый Плетнев, которому великий поэт посвятил своего «Евгения Онегина». Будучи студентом 3-го курса Тургенев представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму «Стено», по собственным словам – «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента (окончивший без отличия). Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата (окончивший с отличием), а в 1838 г. отправился в Германию.

    Слайд №8

Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. (Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков.)

Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденным «западником».

Это важно: «Уже в студенческие годы И.С. Тургенев стал формироваться как либерал-западник».

Нужно заметить, что, несмотря на свои «новые» взгляды, Тургенев всегда оставался истинным патриотом. В либерализме Тургенева были сильны демократические симпатии. Неизменное преклонение вызывали у него «сознательно-героические характеры» борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи.

Вскоре писатель возвращается на родину. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная.

В 1843г. он начинает печататься.

    Слайд №9 (Страница пятая – «Творчество Тургенева»)

В феврале этого же года состоялось личное знакомство Тургенева с Белинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другой не замечали этой разницы. Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и многими другими писателями. Дружба Тургенева и Белинского была крепка до самой смерти критика (1848г). И именно ему посвящен роман, который вы будете читать «Отцы и дети».

(А вот с Иваном Александровичем Гончаровым у Тургенева были сложные отношения. В 1860 году Гончаров подал в товарищеский суд на Тургенева, обвиняя его в плагиатстве. Третейский суд состоялся на квартире Гончарова, и решением суда было признано, что произведения Тургенева и Гончарова как возникшие на одной и той же русской почве, должны были иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях, что оправдывает и извиняет обе стороны. Позже они снова помирятся, но неприязнь к Тургеневу Гончаров будет испытывать до самой смерти).

В 1843г. (Тургеневу 25 лет) появляется поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой собственный стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки».

    Кто-нибудь слышал это выражение «тургеневская девушка»? Расскажите мне, какая она? (Это типичная героиня тургеневских произведений. Она - явный интроверт, замкнутая, но тонко чувствующая девушка, чистая, скромная и образованная. Яркой красотой она не отличается, но обладает глубокой внутренней жизнью. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно).

Верно! Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую.

    Слайд №10

1852 год - Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя (1809-1852) и в это же время печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1847 по 1851 год). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» Тургенев был арестован и затем выслан в Спасское-Лутовиново на год.

Запишите это, пожалуйста: «В 1852 г. за написание некролога на смерть Гоголя Тургенев был арестован и выслан на родину в Спасское-Лутовиново».

(«Обвинительный акт крепостничеству» - так назвал Герцен «Записки охотника». Это рассказы о величии и красоте русского народа, о положении народа под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе).

(После трагических событий французской революции (1848) творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы «Накануне» и “Отцы и дети”, прочитав которые вы узнаете, как близко воспринимал Тургенев каждое новое веяние эпохи.)

Тургенев сотрудничал с журналом «Современником», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики.

    Кто основатель этого журнала? (А.С. Пушкин)

Верно! Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом «Современник», причиной которого стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященная роману Тургенева «Накануне», в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова (главный герой романа; болгарин), то есть приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из «Современника».

(«Отцы и дети» вызывали самую ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова и провозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения 60-х годов один Д. И. Писарев. Тургеневу казалось, что он уж больше никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем, мнением которого он дорожил больше всего,- взаимопонимания с молодым читателем своего времени.)

    Слайд №11

Запишите, пожалуйста, в тетради основные труды И.С. Тургенева. Произведения 50-60-х гг.

    Слайд №12 (Страница седьмая – «Тургенев и Виардо. История любви»)

Немножечко вернемся назад. Осенью 1843г. в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание мэтров музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал ни одного спектакля. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо (у них был счастливый брак, несмотря на 20 лет разницу в возрасте; было 4 детей), а затем он познакомился и с певицей. Среди массы поклонников она особо не выделяла Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А он на всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег и ещё неизвестный Европе. Вскоре он возвращается в Россию, а затем, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж, турне по Франции и опять в Санкт-Петербург. Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева Пелагею (Полинет).

    Слайд №13, 14

Чтение отрывков из писем вслух.

В 1852–1853 годах Тургенев живет в своем имении под домашним арестом (после написания им некролога на смерть Гоголя). Узнав, что Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову. Ему удается добыть фальшивый паспорт, с которым переодетый мещанином писатель отправляется в Москву на встречу с любимой женщиной. Риск был огромным, но, к сожалению, неоправданным. Несколько лет разлуки охладили чувства Полины. Но Тургенев готов был довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами.

    Слайд №15 (Страница восьмая- «Последние годы жизни»)

Позже Тургенев сделает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова будет стать его спутницей жизни. Ее не будет пугать даже огромная разница в возрасте (в тот момент Тургеневу было уже за 60). Савинова и Тургенев отправятся в Париж. К сожалению, эта поездка определит конец их отношений. (В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью.) Вскоре Тургенев тяжело заболевает.

В 80-е годы И.С. Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал «старческие». Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, во Франции (он снова был в гостях у Виардо), томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу».

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу (беллетрист, публицист) сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно».

    Слайд №16

Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

Скончался писатель 22 августа 1883 года . Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

«Литературная деятельность Тургенева,- писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о Тургеневе, - имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений. Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом».

VI . Беседа с классом (10 минут)

Итак, мы с вами пробежались по страницам жизни Ивана Сергеевича Тургенева. У вас есть какие-нибудь вопросы? Может быть что-то непонятно? Тогда несколько вопросов задам я вам:

    Где родился Тургенев? (В г. Орле)

    А где провел он свое детство? (В селе Спасское-Лутовиново)

    Кратко расскажите о детских и юношеских впечатлениях Тургенева и о том, как они отразились в его творчестве? (В детстве Тургенев сполна испил горькую чашу унижений и страха. В доме царила атмосфера всевластной матери. Варвара Петровна была деспотичная, жестокая дворянка. Телесные наказания для нее были универсальным средством внушения. Она стала прототипом барыни из рассказа «Муму». Тургенев с детских лет всей душой возненавидел крепостнический уклад жизни, и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений).

    Назовите романы Тургенева, написанные в 50-60-е годы? («Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»)

    Что стало причиной разрыва Тургенева с редакцией «Современника»? (Несогласие писателя со статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» по поводу романа «Накануне». Добролюбов пишет, что у России тоже есть свои Инсаровы для борьбы. Тургенев не согласился с подобным толкованием, потому что не был сторонником революции и не разделял радикальных настроений молодого критика. В связи с этим Тургенев просит Некрасова не печатать этой статьи. Некрасов выбирает сторону идейно близкого себе человека и тем самым предопределяет уход Тургенева из журнала.)

    Что нового принес в литературу этот писатель? Чем он ценен для нас? С какими новыми темами он вошел в русскую литературу? (Он пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишнего человека», темой русской женщины. И.С. Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.)

Молодцы! Слушали меня очень внимательно! А теперь еще раз обратим внимание на доску.

(Сильный ученик вслух и с выражением читает эпиграфы)

    Что означают эти слова писателя в первом эпиграфе? (Жизнь и творчество И.С. Тургенева тесно связаны друг с другом)

    Каковы особенности произведений Тургенева? (Его произведения просты для восприятия, понимания. Их сюжеты взяты из жизни. Романы у него небольшие по объему, зато глубоки по содержанию)

    Какие особенности характера и творчества И.С. Тургенева отражают все эпиграфы? (Краткость, правдивость, искренность, связь с реальной жизнью)

V . Задание на дом – на доске! (3 минуты)

1 человек подготовит сообщение «История создания цикла».

(Учитель комментирует домашнее задание!)

VI . Подведение итогов (2 минуты)

У кого-нибудь есть какие-нибудь вопросы ко мне? Может что-нибудь осталось непонятным?

Выставление оценок самым активным ученикам и комментирование результатов.

Урок-презентация.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Стихотворения в прозе».

Цель урока: 1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе. 2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании. 3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Слайд 1

I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя. (2-8 слайды).

Слайд 2

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Слайд 3

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Слайд 4

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

Слайд 5

До 9 лет Тургенев прожил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Слайды 6,7,8


Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного. И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного русского романса.

Слайд 9


Звучит романс «Утро туманное»
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, изучая рассказы из цикла «Записки охотника», не порывала с её поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен. - Вспомните, что называется стихотворением? (Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами) - В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов? (Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
«Стихотворения в прозе» Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Слайд «Стихотворения в прозе»

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. «Стихотворения в прозе» - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею. В цикле «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Слайд «Темы стихотворений в прозе»

    -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы; -размышления писателя о русском народе; -гуманность человеческих отношений; -торжествующая любовь; -противопоставление добра и зла; -размышления о неотвратимости смерти; - родины; -счастье и красота; -воспоминания о давней любви; -о подвиге и трусости; -о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.

Слайд «Русский язык»

«Русский язык» (Читает учитель)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? (Мысль о величии русского языка и русского народа.) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.) - Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882 году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания; стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет? (Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём, придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий искреннюю взволнованность автора) - Какие художественные приёмы используются в стихотворении? (Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» - «великому народу».

Слайд «Близнецы»

«Близнецы» (Читает учитель)

Явидел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. - Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко? - Какое значение имеет «многократное повторение слово «одинаковый»? - Какое чувство стремится вызвать автор у читателей? - Какой философский смысл этого стихотворения? (Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью)

Слайд «Два богача»


«Два богача» (Читает учитель)

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить... - А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения? (Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно) - В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления») Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее ради благого дела. IV. Вывод. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель»


«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье». VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме «Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына «Лихое зелье»2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.
5

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Цели урока:

Знакомство:

а) с личностью писателя;

б) с произведениями, созданными писателем в Спасском – Лутовинове.

Воспитание:

а) чувства любви и уважения к родине;

б)уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

Задачи урока:

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

Эпиграф:

Вся моя биография
в моих сочинениях…
И.С.Тургенев

Оборудование: портреты И.С.Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений писателя, созданных им в родовом поместье, видеозапись художественно - документального фильма о Тургеневе, презентация «Мир русской усадьбы в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

1. Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о писателе, вспомнить произведения И.С.Тургенева, прочитанные ими раньше.

3. Заочная экскурсия в родовое поместье И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, которая предваряет чтение и анализ романа «Отцы и дети», поможет ученикам войти в атмосферу тургеневской мысли, развернет перед ними жизнь, из впечатлений которой рождалась эта мысль. В воображаемом путешествии, возможном при очень конкретном, словесно-изобразительном рассказе учителя, в отдельных звеньях поддержанном зрительным рядом (фотографии, иллюстрации, картины), помогут детям пройти по аллеям парка, посетить любимые писателем уголки природы, почувствовать прелесть серо-золотистых бликов на земле, оцепенение замерших прудов, увидеть простор полей, окружающих Спасское, легкие разбеги рощ, взлетевших на холмы…

Показ презентации:

а) «Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная» (история родового поместья).

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в родовое поместье Тургеневых. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» – это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, - это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, это с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. Здесь - малая родина писателя, здесь – «на тысячу верст кругом Россия, родной край». С этими местами Тургенев связан генетически».

В одном из писем, обращаясь к Полине Виардо, Тургенев писал: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная».

На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди. С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце 16 века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

б) «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища?» (знакомство с усадьбой):

Прямо у входа в усадьбу высятся могучие ясени с замшелой корой у корней и грачиными гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается светло-лиловый деревянный дом. В одном из своих писем Тургенев писал: «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища? Это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло-лиловый цвет; спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет…»

Центром усадьбы является двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом, с портиком, украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома разбиты цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками.

Осмотр дома начинается с галереи. Раньше здесь размещались кухня, кладовые, чуланы. (Сейчас это – вводный зал музея, с мраморным бюстом И.С.Тургенева работы скульптора В.Н.Домогацкого в центре).

Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь и попадаем в атмосферу старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам – потемневшие от времени фамильные портреты. (По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника 18 века Ф.С.Рокотова). В углу гостиной стоят большие английские часы в форме башни. Многое помнят эти стены…

Непосредственно к большой гостиной примыкает небольшая комната, которую в Спасском называли малой гостиной. Это первая комната дома, куда через застекленную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван, который с давних лет получил прозвище «самосон». Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

К малой гостиной примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. В свои приезды в Спасское Тургенев после прогулок по парку любил посидеть на ступеньках крыльца веранды.

в) «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!» (жизнь и творчество писателя):

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх.

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. В год своего пятидесятилетия Тургенев писал Полине Виардо из Спасского: «Я увидел себя совсем еще маленьким мальчиком… бегающим по аллеям, прячущимся между грядок и ворующим там землянику. Вот дерево, где я нашел огромный гриб, где я был свидетелем борьбы между ужом и жабой».

Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный биллиард, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С.Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!»

Все чаще в это время начинает задумываться писатель об устройстве личной жизни. Долгих шесть лет он в разлуке с Полиной Виардо, которую любил самоотверженно и преданно. Со смутными надеждами на какой-то новый поворот в их отношениях Тургенев выехал во Францию. Вскоре выяснилось, что никаких перемен не будет. Писатель не стал винить судьбу, людей, не отказался от своей любви, но в то же время как никогда глубоко почувствовал, что родина для него дороже всего на свете. После двухлетних скитаний по Европе он вернулся в Россию, в Спасское. Для Тургенева наступила пора наивысшего творческого подъема. Один за другим, с промежутками немногим более года рождаются романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

Во многих произведениях Тургенева при характеристике прошедших эпох отчетливо проступают следы лутовиновской старины. Развернутый рассказ о происхождении Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» в большей части построен на основе семейных преданий. Даже фамилия главного героя романа – подлинная фамилия прабабки писателя Мавры Ивановны Лутовиновой, урожденной Лаврецкой.

Особую полемику вызвали созданные в Спасском «Отцы и дети». Герой романа, разночинец 60-х годов Базаров, видит свою главную задачу в разрушении, уничтожении всего, что задерживает развитие общества. Образ Базарова стал вырисовываться у писателя после встречи с уездным врачом Дмитриевым, поразившим его резкостью и независимостью суждений. Описание в произведении жизни и быта провинциальной России, помещичьих усадеб накануне реформы целиком основано на самых свежих наблюдениях писателя, полученных как в Спасском–Лутовинове, так и в окрестных поместьях. Тургенев с величайшим напряжением работал над романом и сумел закончить его в предельно короткий срок. «Мой труд окончен, наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно…» – писал Тургенев В.П.Анненкову в 1861 году.

Жизнь в деревне раскрывала перед Тургеневым не только красоту родной стороны. Во время охотничьих путешествий он многократно сталкивался с картинами ужасающей нищеты и бесправия крепостного крестьянства. Тургенев отмечал, что «Записки охотника» накапливались в нем на протяжении десяти лет. Их основой стали богатейшие наблюдения жизни русской деревни. Бежин луг, река Иста, Малиновая вода, описанные в рассказах, - подлинные названия мест, расположенных в непосредственной близости со Спасским.

В 1847 году, когда Иван Сергеевич Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы – лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.

Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, наглядно изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени.

О том, как широко использовал писатель личные впечатления, материалы родного края, свидетельствует в своих воспоминаниях уроженец села Спасского-Лутовинова, сельский учитель, лично знавший Ивана Сергеевича, А.И.Замятин: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманы, а списанные с живых людей…» Тесная связь с реальной жизнью дала Тургеневу возможность создать в произведении широкую обобщающую картину всей крепостной России.

4. Приложение «В гостях у писателя».

У главного въезда в усадьбу возвышается каменное строение церкви Спаса Преображения. 16 января 1816 года здесь происходило венчание отца и матери Тургенева. Иван Сергеевич не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих…

После смерти матери при разделе наследства И.С.Тургенев уступил старшему брату Николаю все самые доходные поместья, дом в Москве с тем, чтобы оставить за собой родное гнездо…

Парк в Спасском и сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй на аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад был для писателя дороже любого из прославленных парков Европы.

Здесь каждый уголок памятен Тургеневу с детства. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка: его тенистых аллей, прихотливо изгибающихся дорожек, цветов на лужайках, щебета птиц. …

В 1881 году Тургенев как обычно вновь приехал в Спасское на целое лето. У писателя все более определенно назревает решение покончить с разъездами и окончательно поселиться в Спасском. Дав друзьям слово, что с будущего года они всегда будут видеть его дома, полный надежд на скорое возвращение, осенью 1881 года он ненадолго уехал во Францию. Весной 1882 года, незадолго до планируемого переезда в Россию, Тургенев смертельно заболел.

Безмерной тоской наполнены слова его последнего привета Спасскому…

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно». Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

Домашнее задание:

Работа с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» (чтение 1-5 глав).