Прочитайте два отрывка из повести н гоголя. Урок по произведению Н.В.Гоголя. Чтение описания степи

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполни задания А1А5, В1-В3.
- А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? - Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.
Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
- Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.
- Не смейся, не смейся, батько! - сказал наконец старший из них.
- Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?
- Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!
- Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.
- Да хоть и батьку. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
- Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки? - Да уж на чем бы то ни было.
- Ну, давай на кулаки! - говорил Тарас Бульба, засучив рукава, - посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
- Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! - говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. - Дети приехали домой, больше года их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!
- Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись, - ей-Богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали целоваться. - Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил: никому не спускай! а все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не поколотишь меня?
- Вот еще что выдумал! - говорила мать, обнимавшая между тем младшего, - и придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!
- Э, да ты мазунчик, как я вижу! - говорил Бульба. - Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю - вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши: и академии, и все те книжки, буквари, и философия, и все это ка зна що, - я плевать на все это! - Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. - А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.
- И всего только одну неделю быть им дома? - говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. - И погулять им, бедным, не удастся, не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

А1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
1) Из киевской бурсы 3) Из гостей
2) Из реального училища 4) Из военного похода
А2. Какую интонацию выбирает Н. В. Гоголь в сцене встречи Тараса Бульбы со своими сыновьями?
1) Романтическую 3) Веселую, ироническую
2) Лирическую, печальную 4) Удалую, радостную

А3. Какой фразой одобрил своего сына Тарас Бульба после их шутливого боя?
1) «Смотри ты, какой пышный!»
2) «Да он славно бьется!»
3) «Ах ты, сякой-такой сын!»
4) «Э, да ты мазунчик, как я вижу!»
А4. Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки?
1) В киевскую бурсу 3) В военный поход
2) К своим родственникам 4) В Запорожскую Сечь
А5. Какие основные мотивы положены в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
1) Мотивы любви и дружбы
2) Мотивы истинного патриотизма и предательства
3) Мотивы гордого одиночества
4) Мотивы свободолюбия
При выполнении заданий В1-В3 дай связные ответы на вопросы
В1. Кто из персонажей повести вызывает гордость у Тараса Бульбы?
В2. Почему Тарас убивает своего сына Андрия?
В3. Какие идеи сумел выразить Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»?

1.1.3. Сопоставьте приведённый фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» с фрагментом из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Рассказ в этих произведениях ведётся от лица повествователя. Какие сходства и различия (в отношении к предмету рассказывания, в манере речи) есть у этих повествователей?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» со стихотворением английского поэта Вильяма Давенанта (1606−1668) «Песня» в переводе Марины Бородицкой. Попробуйте найти сходства и различия между ними, обращая внимание на то, как изображаются в этих стихотворениях «вчера» и «сегодня», как используются мотивы природы и быта.


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..

Н. В. Гоголь «Шинель»

*****************************

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?., боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!., и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Зимний утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин, 1829

Песня

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Ты ночь спала, моя любовь,

Зачем же спать и днём?

Уже воспел свою морковь

Разносчик под окном,

Судачат девы у ворот,

Торгует хлебопёк,

Малец хозяину несёт

Начищенный сапог...

Воспрянь! Уж завтрак на столе:

Лепёшки ждут, мой свет,

Овсянка жидкая в котле -

Её полезней нет.

А коли портит аппетит

Тебе вчерашний хмель,

Отлично силы подкрепит

С утра целебный эль.

Вильям Давенант

Пояснение.

1.1.3. Тема «маленького человека» звучит в русской литературе со времен Пушкина и Гоголя. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин не может противостоять гусару Минскому в борьбе за свою дочь. По−настоящему жалок гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, всю жизнь копивший на шинель, не способный даже прошение свое генералу высказать, настолько сильно боится он «сильного мира сего». В отличие от Башмачкина, превратившегося в подобие человека, Самсон Вырин - человек с чувством собственного достоинства, Пушкин наделяет его возможностью говорить об обидчике Минском, тем самым обличая того, кто социально выше его. В приведенных отрывках описания героев наполнены подлинным гуманизмом. Отличие в том, что Пушкин не только сочувствует своему герою, но и открыто признается в симпатии к нему, так как видит его лучшие человеческие качества.

1.2.3. Оба стихотворения повествуют об утреннем пробуждении. В обоих присутствует образ пробуждающейся женщины. Однако нетрудно заметить, насколько разные эти стихотворения. Если у Пушкина поэтически возвышенная, красочная картина утра, то у Давенанта несколько бытовое повествование об утреннем пробуждении. Английский поэт перечисляет все действия, которые необходимо совершить утром:

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Разве сравнимо это с пушкинским:

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Описание вчерашнего дня у Пушкина столь же образно, как и утро, сосредоточено на описании природы: «мутное небо», «мрачные тучи», «луна, как бледное пятно». У Давенанта вчерашний вечер - лишь воспоминание о «вчерашнем хмеле» - бытовое опять преобладает.

Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, подготовка к творческой работе, обучение чтению с пометками, составление таблицы сравнительной характеристики героев; воспитание любви к ближнему, Родине.

Учащиеся заранее получают задание о том, что на следующем занятии будет изучаться тема «Смысл противопоставления Остапа и Андрия» и необходимо заполнить входные билеты с предположениями по этой теме.

Ребята входят в класс с входными билетами.

Стадия вызова

Дорогие, ребята! Попасть на урок было не так-то просто. На ваших входных билетах я попросила вас выполнить следующее задание:

Тема: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия». Попытайтесь в нескольких словах или предложениях объяснить данное выражение.

Дерево предсказаний

Выскажите свои предположения, чем мы будем заниматься на уроке.

Презентуйте свои ответы, начиная со слов возможно или вероятно.

Запишите два важных вопроса, на которые нам предстоит ответить на уроке?

Презентуйте свои ответы?

Осмысление

В центре нашего внимания будут два героя – Остап и Андрий.

Что вы знаете об этих героях? Коротко ответьте на вопрос 1-2 предложениями.

Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

Запишите два самых важных вопроса, на которые надо ответить?

Презентуйте свои вопросы.

А теперь обратите внимание на вопросы, которые составила вам я?

В чем сходство и различие Остапа и Андрия?

Какой путь жизни выбирает каждый из героев?

Что хочет сказать Гоголь читателю, противопоставляя Остапа и Андрия?

Чтение с пометками

Прочитайте отрывок из повести, попутно подчеркивая ключевые слова к характеристике героев.

Двухчастный дневник

На основании прочитанного распределите понятия на две части – сходство и различие:

1) Внешность, характер.

2) Одна семья.

3) Отношение к войне.

4) Окружение.

5) Воспитание.

6) Отношение к людям.

Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

О чем думают сыновья по дороге в Запорожскую Сечь?

Какое понятие глубже, важнее, обширнее – любовь к матери или любовь к женщине?

Что является содержанием жизни Тараса Бульбы?

Что является содержанием жизни Остапа?

Андрий говорит полячке: «Отчизна моя - ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» На основании данной цитаты сделайте вывод, что стало жизненным ориентиром Андрия?

Создавая противоречивые образы Остапа и Андрия, какие мысли доносит Гоголь до читателя?

Рефлексия

Какие вопросы вы ставили в начале урока?

Какие вопросы задавала вам я?

На все ли вопросы мы получили ответ?

Что нового вы узнали на уроке? Какие предсказания сбылись?

Лист самооценки работы на уроке

Я отвечал на вопросы входного билета.

Я задавал вопросы на уроке.

Я читал внимательно текст и выделял ключевые слова.

Я правильно распределил понятия в «Двухчастный дневник».

Я отвечал на «Толстые и тонкие вопросы».

Домашнее задание

Не будем нарушать традицию, вы получаете билет на выход. Тема следующего урока: «Творческая работа по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Напишите тему сочинения, на которую вам бы хотелось написать свою творческую работу.

Большое спасибо за урок.

Урок-диспут

Нравственная проблема в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока:

развить понятие о литературном герое

помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести

прививать навыки самостоятельной работы с текстом

совершенствовать навыки анализа текста

Методические приёмы:

пересказ текста

беседа по вопросам

ведение диспута

элементы анализа текста

Оборудование урока:

иллюстрации к повести

интерактивная доска (обращение к исторической справке, работа с инструментом «шторка»)

Ход урока

Слово учителя

Сегодня на уроке мы обратимся к нравственным проблемам в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ходе диспута мы попытаемся разобраться, почему один из литературных персонажей становится предателем, а другой – героем.

Характеристика героев повести

Следует уточнить, что мы узнаём о герое по его поступкам. Поэтому необходимо при сопоставлении характеристик Остапа и Андрия обратить внимание не только на внешний облик, но и на то, как братья проявляют свой характер в различных ситуациях.

(План характеристики может быть написан на доске)

первые читательские впечатления от братьев

внешний облик, его значение, отражение в характере (2 гл.)

Комментарий: Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом: «Это были два дюжих молодца… Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.

как проявились характеры братьев в семинарии

отношение к родителям, к товарищам

как проявляют себя братья в Сечи

Комментарий: В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум Андрия», с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике – первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

(Обращение к интерактивной доске: историческую справку о Запорожской Сечи найти в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия)

Комментарий: Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитие чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.

Вопросы диспута:

Может ли любовь быть самым сильным чувством, когда человек забывает о родителях, о брате, о родине?

Является ли поступок Андрия изменой?

Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?

Подробный анализ литературного персонажа:

Образ Андрия

Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?

(Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков)

Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (гл. 5)

(Картину июльской чудной ночи мы видим глазами Андрия. «Небо всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь…вся была залита к свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно».

(Обращение к интерактивной доске: инструмент «шторка»)

Определить средства выразительности этого эпизода:

Метафора

чистота и прозрачность стояли в воздухе

лёгкий туман

Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине)

Что объединяет Андрия с Сечью?

(Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия?

(В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству)

Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?

(На Андрия производил впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей»)

Почему Андрий изменил своей отчизне?

(Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»)

Каково ваше отношение к поступку Андрия?

    Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Тип урока: урок- исследование.

    Формы работы учащихся:

    Структуру и ход урока

    I. Вызов.

    Наша с вами цель

    завораживает читателя.

    2.Чтение описания степи.

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    1. Осмысление. Эвристическая беседа.

    Примерные вопросы:

    (Описание.)

    Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания - это вечер.)

    4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов: пейзаж, звукопись, композиция, цветопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

    5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, составляют таблицы, кторые включают в себя описание:

    1. Описание степи днем:

    Поверхность земли

    Птицы и животные

    Растения?

    2. Описание степи вечером?

    Действие

    3.Выразительные средства языка?

    Метафоры

    Эпитеты?

    Гиперболы

    Сравнения

    7.Вывод.

    III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

    1. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »

План – конспект открытого урока.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Задачи:

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Воспитательные:

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

    Вызов.

1. Вступительное слово учителя .

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь -

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня - выяснить, с помощью каких средств

завораживает читателя.

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    Осмысление. Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь ”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Описание степи днем

Поверхность земли

Растения

Птицы и животные

Теплым светом облило свет

представлялася зелено-золотым океаном

Стебли травы, волошки, дров,

кашка, колос пшеницы

Куропатки, ястребы, гуси, чайки

Описание степи вечером

Действие

ярким отблеском солнца; темно-зеленая; небо изголуба-темное; розового золота; прозрачные облака; блестящими искрами; серебряно-розовым светом; красные платки

Суслики оглашали степь свистом; трещание кузнечиков; крик лебедя; треск, свист, стрекотанье насекомых

испускала амбру, курилась благовониями

Темнело; тень пробегала; испарения поднимались;

степь курилась; белели клоками облака; ветерок колыхался, дотрагивался; музыка утихла; глядели ночные звезды; освещались заревом

Выразительные средства языка

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Гипербола

сердца их встрепенулись, как птицы; представлялася зелено-золотым океаном; кашка зонтикообразными шапками; только мелькает одною черною точкою; белели клоками; как серебро, отдавался в воздухе.

живительным, теплотворным светом, мерными взмахами, роскошно купалась; испарения подымались гуще

расчищенном небе, облило степь, неизмеримым волнам, сквозили волошки, колос пшеницы наливался, шныряли куропатки, в небе неподвижно стояли ястребы, охватывалось последним ярким отблеском солнца, степь курилась, ветерок едва колыхался, пар дымился

Солнце выглянуло, плуг не проходил, дров выскакивал, тень перебегала, травка испускала амбру; ветерок дотрогивался; глядели ночные звезды

брызнули миллионы разных цветов; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов, тучи диких гусей; бесчисленный мир насекомых

6.Обмен информацией, дополнение таблиц.

7.Вывод. Делается обучающимися в ходе ответа на вопрос:

Почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «человеком степи»?

III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание . Написать сочинение «Гоголь-мастер словесной живописи» (на примере отрывка описания степи в повести «Тарас Бульба»).