Айседора дункан - биография, информация, личная жизнь. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы
Великая танцовщица, которая открыла миру самые первые эротические танцы, родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. Женщина с одной из самых трагичных судеб - так потом об Айседоре будут говорить историки. Жизнь преподнесла ей славу и признание, но отобрала у нее детей и любимых мужчин. Смерть танцовщицы была нелепой случайностью или же знаком, никто уже не берется утверждать. Дункан ехала на своем автомобиле вместе с водителем, а ее длинный прозрачный шарф развевался на ветру. Дункан даже не успела заметить, как он попал в ось заднего колеса. Смерть была мгновенной - шарф затянулся на шее танцовщицы с такой силой, что просто сломал ее. Детство Айседора почти не помнила или не хотела вспоминать. Ее отец разорился и бросил мать с четырьмя малышами. Уже в тринадцать лет Дункан бросила учебу в школе и занялась танцами. Ее карьера развивалась стремительно, а вместе с первыми успехами на сцене у Айседоры появились первые поклонники. Мы решили рассказать о самых ярких романах в жизни Айседоры Дункан.
Иван Мироцкий. Когда Айседоре исполнилось восемнадцать, и она выступала на сценах чикагских театров, в нее без памяти влюбился сорокапятилетний поляк Иван Мироцкий, который был художником. Известно, что Иван был совсем некрасивым мужчиной - он носил бороду, его волосы были ярко-рыжего цвета, но Дункан прониклась к нему огромной симпатией. Возможно, она увидела в нем защиту и поддержку. Мироцкий сделал девушке предложение, а чуть позже признался, что женат. Сердце Дункан было разбито, и девушка приняла решение уехать как можно дальше. Вскоре она обосновалась в Лондоне, где и началась ее стремительная карьера.
Оскар Бережи. Мадьяр по национальности, Оскар был актером-неудачником. К моменту знакомства с ним у Дункан уже было несколько неудачных скоротечных романов, поэтому, когда Бережи сделал ей предложение, Айседора, не раздумывая, приняла его. Оскар был ее первым мужчиной, и это весьма странно, поскольку на тот момент Дункан исполнилось 25 лет, и она вращалась в богемной среде. Впрочем, Оскар так и не женился на танцовщице. Ему предложили выгодный контракт, и он, расторгнув помолвку, уехал в Испанию.
Гордон Крэг. С ним Дункан познакомилась через четыре года после расставания с Бережи. Он был режиссером в театре. Айседора вскоре родила от него дочь и потребовала, чтобы Гордон женился на ней. Однако Крэг сразу ушел от Дункан и вскоре женился на своей старой подруге. Айседора пребывала в хронической депрессии и считала, что все мужчины предатели.
Фото: Айседора Дункан и Гордон Крэг
Парис Юджин Зингер. Вскоре после расставания с отцом своей дочери к Айседоре в гримерку зашел мужчина, чтобы познакомиться. Парис был наследником знаменитой династии Зингер, придумавшей швейные машинки с одноименным названием. За Зингера Дункан тоже не вышла замуж, хотя и родила от него сына. Парис был ревнивцем и буквально контролировал каждый шаг танцовщицы, не давая ей спокойно заниматься творчеством. Несмотря на расставание, Айседора продолжала общаться с Зингером, а однажды приехала к нему в Париж, чтобы мужчина смог повидаться с ребенком. Тогда Дункан регулярно мучали страшные сны и видения, которые, к сожалению, сбылись. Дочь и сын Дункан вместе с няней катались на машине, водитель не справился с управлением, и машина упала в Сену. Детей спасти не удалось. Это страшное известие принес ей Зингер.
Сергей Есенин. После смерти детей Дункан нашла утешение в объятьях молодого итальянца и даже родила от него ребенка, но мальчик прожил всего несколько дней. Знакомство с русским поэтом состоялось вскоре после трагедии, в 1921 году. Это была самая большая любовь в жизни американской танцовщицы. Есенин стал ее первым и единственным мужем. Бракосочетание состоялось в 1922 году. Их роман завязался в день знакомства. Друзья Есенина рассказывали, что танцовщица и поэт влюбились друг в друга с первого взгляда. Однако, несмотря на сильные чувства, в их отношениях не было понимания. Одно время Сергей жил вместе с Дункан в Америке, где его никто не знал и воспринимал только как мужа великой Дункан. К тому же, Есенин не знал английского, а Дункан - русского языка. Айседора была на восемнадцать лет старше Есенина. Поэт частенько напивался и приглашал в свой дом друзей, и пьянки продолжались по несколько дней. Все эти проблемы не могли не сказаться на счастье Айседоры и Сергея. Через два года после свадьбы Есенин вернулся в Россию, а потом отправил Дункан телеграмму, в которой написал, что полюбил другую женщину. Есенин умер в конце 1925 года. Официальная версия смерти - самоубийство. Дункан пережила своего любимого мужчину всего на полтора года и погибла в сентябре 1927 года.
Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.
Годы жизни
родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927
Эпитафия
Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.
Биография Айседоры Дункан
Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»
Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.
Танец Айседоры Дункан
Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.
Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.
Айседора и Сергей Есенин
Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.
Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.
Причина смерти
Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .
Линия жизни
27 мая 1877 г.
Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г.
Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г.
Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г.
Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г.
Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг.
Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г.
Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г.
Брак с Сергеем Есениным.
1924 г.
Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г.
Дата смерти Айседоры Дункан.
Памятные места
1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.
Эпизоды жизни
Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.
Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.
Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .
Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.
Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой
Заветы и цитаты
«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».
«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».
Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан
Соболезнования
«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик
Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».
...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою
.
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».
«Трагическая смерть Айседоры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жестокость которой невозможно забыть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чудовищно парадоксальная чета», - так писал через месяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, который несколько лет в тесной близости наблюдал взаимоотношения этой супружеской пары.
«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть девизом короткой совместной жизни Дункан и Есенина.
Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому времени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русского языка, но стремилась общаться по-русски.
А он не знал ни одного иностранного языка и не хотел учить.
Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «табунщиком», «альфонсом». Никто никогда не знал и не узнает, какими они были на самом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения друзей и врагов, есть мемуары.
Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.
Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День перед отъездом в Россию выдался для нас в высшей мере беспокойным, но всё же мы нашли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айседора едет в длительное путешествие, что у нее будет много неприятностей и злоключений. Айседора только смеялась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искусство им нужно». Но когда гадалка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Айседора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была замужем и не буду!»
Нужно сказать, что вызывает удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Париже. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусстве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть место, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физическое развитие детей».
Ей говорили, что в России после Гражданской войны остались беспризорными десятки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это утопия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не понимаете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духовной пищей».
Вот в таком настроении летом 1921 г. всемирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуждал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.
Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбывалось. В конце концов, для работы Дункан был выделен экспроприированный у знаменитой русской балерины особняк. Школа античного танца открылась. Правда, Дункан мечтала о тысяче девочек, а правительство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему самообеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и заканчивались пением Интернационала. Она стала самой модной женщиной Москвы 1921 г.
Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.
Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дворян дворцы и бриллианты. Поселились во дворцах сами, бриллианты носят их неэлегантные женщины. Получилось всё то же, что было. Только хуже».
Айседоре было гораздо интереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окунулась в богемную жизнь, каждый вечер где-нибудь танцевала в тунике с шарфом и босиком. Такой и увидел её Сергей Есенин в первый раз. Вспоминает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с отблеском меди волосы, большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и сказала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вместе.
Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегистрирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.
Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счастлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она мечтала показать ему музеи и театры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в маленьких пансионатах. Она разыскивала его.
Он друзьям говорил: «Пристала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».
Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумасшедшим, но хитрым сумасшедшим: он пользуется любовью, добротой и деньгами наивной богатой женщины.
Фото: commons.wikimedia.org/public domain
Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза посматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту минуту у него сложились в строку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“
И можно было подумать, что он смотрит на свою подругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…
Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвернулся».
Почему-то никто из современников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чувства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её любовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмешкой (Горький, Мариенгоф), а другие...
«Я имел также возможность с некоторым смущением наблюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонившейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохновительницы более по-матерински, чем Айседора.
Она увезла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был поистине самоотверженный поступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.
У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драматические потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспитать, снова станет самим собой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.
Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.
Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Потеряв своих детей, она стремилась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы догадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей кудри её погибшего сына Патрика. Поэтому она любила погружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. Поэтому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.
Пожалуй, самые трогательные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной четой» оставила русская поэтесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, Наталья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и остановила их на Никите, которого я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и постепенно расширенные атропином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.
Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, наконец, не отрывая глаз от Никиты. - Oh, oh!.. - И опустилась на колени перед ним, прямо на тротуар.
Перепуганный Никита волчонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась поднять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вокруг. Айседора встала и, отстранив меня от Есенина, закрыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерянный.
Сидора, - кричал он, - подожди! Сидора, что случилось?
Никита горько плакал, уткнувшись в мои колени. Я знала трагедию Айседоры Дункан. Её дети, мальчик и девочка, погибли в Париже, в автомобильной катастрофе, много лет тому назад. В дождливый день они ехали с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормозил на мосту, машину занесло на скользких торцах и перебросило через перила в реку. Никто не спасся.
Мальчик был любимцем Айседоры... Его портрет на знаменитой рекламе английского мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»
Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.
Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные господа за два-три вечера перебьют столько посуды и зеркал, сломают столько мебели, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ремонт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочется. И не все жильцы любят слушать оглушительный русский мат даже в английском исполнении. Особенно по ночам.
Супруги устали друг от друга, и каждый для себя решил, что покинет «свою половину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есенины вернулись в Россию и расстались.
Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввергло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Серёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Россию матери Есенина телеграмму со словами скорби и сочувствия.
Айседора Дункан трагически погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного автомобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё несчастной женщины в смертельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есенина определяется одним словом - «асфиксия» (удушение).
Лариса Михайлова
Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?
А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.
Танцующая Бетховена и Горация
Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.
В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.
«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».
Айседора Дункан
Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .
Максимилиан Волошин
Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.
Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru
Айседора Дункан. Фото: aif.ru
Айседора Дункан. Фото: litmir.net
В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .
«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».
Айседора Дункан
У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».
В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».
Айседора Дункан. Фото: livejournal.com
Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net
Айседора Дункан. Фото: diletant.media
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Дункан-Есенины
Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»
В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».
Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.
«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».
Анатолий Мариенгоф
В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».
Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .
Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.
Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.
Танцы
Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.
В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.
Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.
Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.
Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.
В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.
После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.
В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.
Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.
Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.
Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.
Личная жизнь
В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».
Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.
После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.
В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.
В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).
После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.
В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.
После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.
Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.
Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:
«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».
Смерть
В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.
В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.
Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан
Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля, а затем выбросило на мостовую.
Дункан погибла мгновенно от перелома позвоночника и разрыва сонной артерии. Тело Дункан было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.