Анализ главы софия радищев. София

­По главе София

Написанное во второй половине 18-го века, произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» стало одним из первых, в котором автор обличал самодержавие. За проявленную смелость он был отправлен сначала в Петропавловскую крепость, а затем в Илимский острог. Радищев очень любил свой народ и всей душой за него болел. Он неприкрыто боролся за права крестьян, так как видел их лишения и бедственное положение. Большей частью современного общества он так и остался непонятым, но его повесть возымела действие хоть и гораздо позже.

Само произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой цепь разрозненных глав, в которых автор рассказывает о тех людях, которых он встречает на каждой станции, и их проблемах. Начинается повесть с вступительного письма к А. М. Кутузову, в котором Радищев просит благословения на свой труд и объясняет причины, побудившие его написать такой рассказ. Далее следует глава «Выезд», в которой путешественник , распрощавшись со своими друзьями, грустит по дорогу и размышляет о русском характере. Следующая станция София.

Здесь мы видим, как он пытается получить новых коней, но смотритель ему отказывает, ссылаясь на их отсутствие. На самом деле, в стойле более двадцати лошадей, но только «двадцать-пять копеек» делают свое дело. Ямщики, тайком от смотрителя запрягают тройку для путешественника, после чего он продолжает свой путь. Этот пример писатель упомянул неслучайно. Он хотел подчеркнуть проблему коррупции и мздоимства. В других главах путешественник сталкивается с повальной нищетой, царящей в избах крестьян, с жестокостью помещиков, заставляющих бедняг работать даже по праздникам.

Читая это произведение, мы чувствуем, что писатель всей душой негодует. Он сочувствует крепостным и желает им лучшей участи. В одной из глав он старинного приятеля по фамилии Крестьянкин, который ушел со службы в уголовной палате, после того, как понял, что никакой пользы людям не может принести. Его подопечный проломил голову сыну помещика, надругавшегося над его девушкой. Бедняге, защищавшему честь любимой, вынесли смертный приговор либо пожизненное заключение. С тех пор Крестьянкин отказывался выполнять свою работу.

В произведении помимо глав, писатель упомянул оды «Вольность» и «Слово о Ломоносове». В последней он хвалит великого литератора и ученого за особый вклад в русскую словесность.

Здесь автор отмечает, что нередко несчастья происходят из-за того, что человек не привык смотреть на вещи прямо, как оно есть на самом деле. Автор также выказывает надежду на то, что книга придется по душе его читателям или хотя бы некоторым из них.

Выезд

Рассказчик (он же главный герой произведения, среднего возраста мужчина, дворянин) отправляется в путь из Санкт-Петербурга до Москвы.

София

В город герой прибывает ночью. Лошади ехать устали, и рассказчик просит у комиссара новых. Тот отказывает, мотивируя тем, что лошадей нет, в то время как в конюшне находится около 20 животных. Комиссару просто лень в позднее время подниматься со своего места, чтобы выполнить прямые обязанности. Тогда автор обращается за помощью к ямщикам, которые за небольшую плату втайне от начальства запрягли, наконец, лошадей, и главный герой смог поехать дальше.

Тосна

Рассказчик недоволен тем, какая плохая стала дорога между Петербургом и Москвой. Ранее дорогу уже ремонтировали, но только для того, чтобы по ней проехала свита Екатерины II. Спустя недолгое время дорога испортилась. В Тосне главный герой знакомится с одним чиновником, который занимается тем, что якобы исследует древние дворянские роды, а также пишет об этом книгу. Автор считает это занятие глупым и не приемлет «хвастовство древней породой».

Любани

Автор устает от поездки по плохим дорогам и решает отправиться пешком до города. Здесь он встречает мужика, который в самый разгар летнего пекла работает в поле. На вопрос рассказчика, почему он пашет в праздничный день, мужик ответил, что барин заставляет его работать 6 дней в неделю. После слов крестьянина автору стало стыдно за всех помещиков и за себя в том числе. Ведь он не раз относился слишком строго к своему слуге Петрушке.

Чудово

В этом городе рассказчик узнает от своего приятеля историю о том, как тот побывал на морской прогулке. Прогулка получилась просто ужасной, потому что в самом ее разгаре судно застряло в камнях и стало тонуть. Когда Павел, рулевой корабля, доплыв до берега, обратился за помощью, то ему отказали. Оказывается, в этот момент начальник спал, а будить его не захотели. В итоге Павел все же смог найти людей, которые согласились помочь. После этого приятель рассказчика пришел к тому начальнику, что спал днем, и предъявил претензии. В ответ же получил спокойное объяснение, что в его должностные обязанности не входит спасение людей.

Спасская крепость

В этой главе рассказываются сразу три истории. В первой автор знакомится на станции с присяжным заседателем, поведавшем ему об одном наместнике, который души не чаял в устрицах. Своих подчиненных он постоянно отправлял в командировки за устрицами, а за хорошо выполненную работу повышал в должности. Другая история рассказывает об одном человеке, который в результате бездействия чиновников потерял все свои сбережения, лишился семьи и утратил положение в обществе. Теперь он и вовсе преследуется законом и его разыскивает полиция. В последней истории говорится о сне рассказчика.

Ему приснилось, будто он стал главой государства и уверен в том, что в стране дела идут отлично. Но вдруг среди толпы он видит женщину по имени Истина. С ее помощью герой сна прозревает и видит, что был обманут чиновниками и своими подчиненными. На самом деле, в стране никакого порядка нет, а народ живет плохо.

Подберезье

Здесь автор встречает молодого семинариста, и тот рассказывает ему, что мечтает перебраться в Петербург и получить высшее образование. В местной семинарии учеба идет плохо, поскольку все занятия проходят на латинском языке, и ученики не могут получить по-настоящему полезные и нужные знания. Время просто-напросто уходит впустую.

Новгород

Оказавшись в этом городе, рассказчик начинает размышлять об истории Новгорода. Когда-то город был очень богатым и славился своим демократическим строем. Однако ситуация изменилась, когда город был завоеван Иваном Грозным и в итоге им же разорен. Автор задумывается над таким вопросом: Было ли у Грозного право захватывать город и есть ли вообще необходимость в праве, когда есть сила и могущество.

В Новгороде автор беседует со знакомым купцом. Он известен тем, что взяв плату за товар, вещи в итоге не поставляет. Чтобы не попасть под действие закона, он переписал дом на супругу. Подобного рода дела проворачиваются по всей стране, поскольку законодательство в этой сфере проработано очень плохо и нуждается в серьезном реформировании.

Бронницы

Остановившись в этом городе, рассказчик отправляется на гору, где некогда находился старинный языческий храм. Оказавшись на месте, герой начинает размышлять о жизни и Боге. По мнению автора, Бог даровал людям жизнь, но каждый должен самостоятельно выстраивать свою судьбу, а не уповать лишь на помощь Всевышнего.

Зайцово

Здесь рассказчик встречает своего давнего знакомого Крестьянкина. Однажды ему пришлось рассматривать дело об убийстве помещика. Хозяин всячески издевался над своими крестьянами, мучил их тяжелой работой, постоянно избивал. Тогда крестьяне не выдержали подобного обращения и, в конце концов, убили своего барина, а в придачу и его сыновей. Крестьянкин, рассматривая данное дело, не признал за крестьянами вину. Однако его коллеги были не согласны с таким решением и требовали наказания. Чтобы не стать участником несправедливого суда, Крестьянкин покинул службу.

Еще одна история, которая произошла с автором в Зайцеве, заключалась в следующем. Этим же днем герой получает письмо от своего знакомого, где говорится, что на днях в Петербурге одна пожилая пара заключила брак. Женитьба, разумеется, была основана совсем не на любви. Барон был заинтересован в богатстве своей супруге, а дама вышла замуж, чтобы не остаться совсем одной под конец жизни. Женщина, к слову разбогатела за счет того, что в молодости активно занималась непристойной деятельностью, а чуть позже обзавелась собственным «домом терпимости».

Крестьцы

Здесь рассказчик становится свидетелем того, как отец прощается с сыновьями, которые покидают родной дом и готовятся строить собственную жизнь. Данная сцена производит на автора сильное впечатление и наводит на размышления об отношениях отцов и детей.

Яжелбицы

Перед глазами автора предстает печальная картина – отец хоронит собственного сына. В его смерти он считает виноватым себя, так как сын родился, будучи уже больным. Рассказчик понимает суть происходящего, поскольку в молодости, переболев венерическим заболеванием, лечился ртутью. А вещество это, как известно, является ядом и может влиять на здоровье будущего потомства. Все это наводит автора на мысли о проблеме разврата в обществе и серьезности его последствий.

Валдаи

Развратный городок, известный тем, что проезжающие часто здесь останавливаются и встречаются с женщинами легкого поведения.

Едрово

Здесь автор знакомится с крестьянкой по имени Анна. Она рассказывает ему о своей жизни и о том, что они с ее женихов Ванюшкой не могут пожениться, так как у них нет денег на выкуп. Рассказчик предлагает им свою помощь, но вскоре выясняется, что выкуп не требуется. Тогда автор предлагает деньги на новую жизнь молодоженов, но мать Анны отказывается их принять. Известно, что дворяне делают подобные подарки простым девушкам с целью загладить свою вину за непотребные действия. Мать не хочет выставлять свою дочь в плохом свете. История наводит автора на размышления о проблеме неравных браков. Такие союзы главный герой считает недопустимыми.

Хотилов

Сделав небольшую остановку, автор замечает на земле бумажный сверток. Текст, изложенный на нем, был посвящен вопросу крепостного права. Автор указанных рассуждений называет крепостничество злом и вопиющим нарушением человеческих прав, а также он призывает к его отмене. Главный герой узнает в повествователе своего приятеля.

Вышний Волочок

Оказавшись в городе, рассказчик наблюдает картину из прекрасных полей и кораблей с товарами. Не секрет, что за всем этим внешним благополучием стоит тяжелый труд несчастных крестьян. В этот момент в памяти автора всплывает одна история о предприимчивом помещике, который нашел способ увеличить свои доходы в несколько раз. Он заставил своих крепостных работать целый год без единого выходного дня, а также забрал у крестьян всю землю и скот. Примечательно, что именно таких помещиков общество выставляет образцовым примером для других, в то время как, по мнению автора, их следует приравнивать к варварам и наказывать соответственно содеянному.

Выдропуск

Рассказчик изучает рукописи, где говорится о придворных чинах. В них утверждается, что правители всегда окружают себя богатством и свитой, притом, что главное в таких людях – это поступки.

Торжок

Рассказчик встречает человека, который направляется в Петербург, чтобы добиваться отмены цензуры в своем городе. По его мнению, в развитом государстве с демократическим строем цензура неуместна, так как лучшим цензором является народ. Однако в России того времени книгопечатная сфера полностью отслеживается правительством.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

История возникновения цензуры уходит корнями в ХV век. Также как и книгопечатание, она зародилась в немецком городе Майнце. Все началось с того, что в 1486 году местный служитель церкви установил контроль над переводами иностранной литературы. Если правила нарушались, виновника ждали проклятие и уплата штрафных санкций. Следовательно, зачинателем цензуры явилась церковь, а первыми цензорами стали священники.

Медное

Продолжая свое путешествие, рассказчик читает небольшую статью о продаже имения и крестьян на торгах. Многие помещики ведут разгульный образ жизни и нередко пропивают свое состояние. Задолженность компенсируется за счет продажи их имущества на торгах. Довольно часто происходит так, что при продаже семью крестьян разделяют и продают разным хозяевам. Для них это становится настоящим горем и трагедией, однако закон никак не защищает их права.

Тверь

В городе автор заводит знакомство с одним гражданином, «новомодным поэтом». Он сетует на то, что в России поэзия никак не развивается, стихи слишком просты и неинтересны. Господа изъясняются на французском, забывая свой родной язык – русский. Поэт знакомит рассказчика со своим творчеством, в частности, одной «Вольность». В скором времени гражданин рассчитывает ее напечатать.

Городня

Рассказчик наблюдает, как крестьяне уходят в армию. Вот мама прощается со своим сыном, который был единственным помощником в семье, и без него она обречена на голодную смерть. А вот крестьянин Ванюша, для которого служба в армии сродни спасению от бесконечных унижений помещиков. Здесь же стоят закованные в кандалы трое крестьян. Помещик продал их незаконно в армию, и теперь сможет, наконец, приобрести новую карету. Неподалеку стоит француз. Что ему только не приходилось делать в жизни. По профессии он был парикмахер, но работал он и матросом, и лакеем, и даже учителем французского языка. Но как он ни старался, на жизнь ему все равно не хватало, тогда он взял и продал себя за 200 рублей и стал крестьянином, а затем подался в солдаты.

Завидово

Рассказчик наблюдает следующую сцену. Наглый офицер велит подать 50 лошадей для его превосходительства. Он до такой степени перешел все границы, что начал требовать у рассказчика, чтобы то отдал ему своих лошадей. Но автор не растерялся, уверенно и категорически отказав наглецу. В тот момент, когда начальство уже было на месте, ямщики в один момент меняют лошадей и отправляют путников в дорогу. Эта история навела автора на мысли о том, что недалекие люди всегда готовы прислуживать и пресмыкаться перед вышестоящими чинами. Умные же люди понимают, что за внешнем лоском и важной напыщенностью прячется самое обыкновенное ничтожество, не достойное и капли уважения.

Клин

На городской станции рассказчик видит слепого старца, поющего песни. Нищие прохожие дают старику по 5 копеек. Автор хотел было дать рубль, да только старик отказался его принять. Вместо этого он попросил подарить ему что-нибудь нужно, что могла бы согреть его в такой сильный холод, например, платок. Рассказчик с удовольствием отдает старику свой платок. Спустя время он узнает, что до самых последних дней старец носил этот платок, в нем же его и похоронили. Автору было приятно осознавать, что вещь пригодилась старику в последние дни его жизни.

Пешки

В городе автору довелось пообедать в обычной крестьянской избе, хозяйка которой поведала рассказчику о тяготах крестьянской жизни. О том, что им приходится есть плохой хлеб, о том, что совсем не видят сахара, в то время как именно крестьяне производят и то, и то другое. Это несправедливо. Автор становится свидетелем нищего убранства дома и задумывается о том, почему помещики так поступают со своими крестьянами. Он совсем не думают об их благополучии и нормальных условиях жизни. Автор пытается достучаться до совести читателей-помещиков, призывая прекратить издевательства над несчастными людьми.

Черная грязь

Рассказчик становится свидетелем очередного печального события. Двое крестьян вынуждены жениться поневоле, выполняя указание барина. Автор задумывается о проблеме таких союзов и о том, что они никому не приносят счастья и по своей сути являются преступным деянием.

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

  • Краткое содержание Маяковский Облако в штанах

    Молодой человек ждет, стоя у окна, девушку, которую он любит. Он отмеряет часы, нервы его раскалены до предела. Она должна была появиться часам к четырем, но уже вечер, а ее все нет.

  • Краткое содержание В круге первом Солженицына

    А. И. Солженицын написал роман В круге первом в 1958 году. Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание

  • Повсюду молчание. Погруженный в размышлениях, не приметил я, что кибитка моя давно уже без лошадей стояла. Привезший меня извозчик извлек меня из задумчивости. – Барин-батюшка, на водку! – Сбор сей хотя не законной, но охотно всякой его платит, дабы не ехать по указу. – Двадцать копеек послужили мне в пользу. Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, – генеральской, может быть, исключая, – будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом.

    Почтового комиссара нашел я храпящего; легонько взял его за плечо. – Кого черт давит? Что за манер выезжать из города ночью. Лошадей нет; очень еще рано; взойди, пожалуй, в трактир, выпей чаю или усни. – Сказав сие, г. комиссар отворотился к стене и паки захрапел. Что делать? Потряс я комиссара опять за плечо. – Что за пропасть, я уже сказал, что нет лошадей, – и, обернув голову одеялом, г. комиссар от меня отворотился. – Если лошади все в разгоне, – размышлял я, – то несправедливо, что я мешаю комиссару спать. А если лошади в конюшне… – Я вознамерился узнать, правду ли г. комиссар говорил. Вышел на двор, сыскал конюшню и нашел в оной лошадей до двадцати; хотя, правду сказать, кости у них были видны, но меня бы дотащили до следующего стана. Из конюшни я опять возвратился к комиссару; потряс его гораздо покрепче. Казалось мне, что я к тому имел право, нашед, что комиссар солгал. Он второпях вскочил и, не продрав еще глаз, спрашивал: – Кто приехал? не… – но опомнившись, увидя меня, сказал мне: – Видно, молодец, ты обык так обходиться с прежними ямщиками. Их бивали палками; но ныне не прежняя пора. – Со гневом г. комиссар лег спать в постелю. Мне его так же хотелось попотчевать, как прежних ямщиков, когда они в обмане приличались; но щедрость моя, давая на водку городскому повозчику, побудила софийских ямщиков запрячь мне поскорее лошадей, и в самое то время, когда я намерялся сделать преступление на спине комиссарской, зазвенел на дворе колокольчик. Я пребыл доброй гражданин. И так двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости.

    Лошади меня мчат; извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. – На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разгнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской.

    Извозчик мой поет. – Третий был час пополуночи. Как прежде колокольчик, так теперь его песня произвела опять во мне сон. – О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. – Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби? – Отче всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна.

    В главе «София» путешественник размышляет об особенно-стях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий-ской».

    «Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа-ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум-рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь-мусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён при-знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

    На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив-шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут-никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена-дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра-вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то долж-ность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

    В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и же-на, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж расска-зывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собст-венные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполня-ют эти прихоти.

    Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возни-кают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремля-ет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезо-ружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымя-щиеся его остатки себе присвоил».

    Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о беспра-вии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

    В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в при-даное для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской се-мьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты вос-хищают героя, и он долго думает о ней.

    В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восста-ния. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим раз-мышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв...»

    Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Про-ект в будущем». Это важнейший документ общественной мыс-ли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства граж-данского сожития»? Единственным стражем общества будет за-кон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить Радищев.

    Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительст-вам страшна».

    Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по-читать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — исто-рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

    В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи кре-постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо-ду для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их сове-тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

    В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото-рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно на-зывать то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пуш-кин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Во-след Радищеву восславил я свободу...».

    Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве...»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

    Встрещат заклепы тяжкой ночи.

    Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда-вить возникающую вольность... (...) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при-родным правом, двинется...»

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • любани анализ главы
    • глава медное краткое содержание
    • анализ главы едрова
    • анализ текста любаня
    • анализ спасской полести

    Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции - София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они запрягли, и путешествие продолжилось.

    В Тосне герой знакомится со стряпчим, который занимался тем, что сочинял древние родословные молодым дворянам. На пути из Тосны в Любань путешественник видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.

    В Чудове героя нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, почему он должен был спешно покинуть Петербург. Ч., развлечения ради, поплыл на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек. По пути разыгралась буря, и бушующими волнами шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, и, казалось, гибель была неизбежна. Но двое отважных гребцов сделали попытку по камням и вплавь добраться до берега, который был в полутора верстах. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он побежал в дом местного начальника, чтобы тот срочно отрядил лодки для спасения оставшихся. Но начальник изволил почивать, и сержант, его подчинённый, не посмел будить его. Когда же, стараниями других, несчастные были все же спасены, Ч. пытался усовестить начальника, но тот сказал: «Не моя то должность». Возмутившись, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон». Не найдя сочувствия своему поступку у петербургских знакомых, он решил навсегда покинуть этот город.

    По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть. Доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведён под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребёнок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказанное попутчиком, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу. Но вот странница Прямо-взора снимает бельма с глаз правителя, и он видит, что царствование его было неправедно, что щедроты изливались на богатых, льстецов, предателей, людей недостойных. Он понимает, что власть есть обязанность блюсти закон и право. Но все это оказалось только сном.

    На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели.

    Прибыв в Новгород, герой вспоминает, что этот город в древности имел народное правление, и подвергает сомнению право Ивана Грозного присоединить Новгород. «Но на что право, когда действует сила?» - вопрошает он. Отвлёкшись от размышлений, герой идёт обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, прежде купцу, а ныне именитому гражданину. Заходит разговор о торговых делах, и путешественник понимает, что введённая вексельная система не гарантирует честности, а, наоборот, способствует лёгкому обогащению и воровству.

    В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля г. Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Он видел лишь жестокость, мздоимство, несправедливость. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.

    В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона, сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

    В Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой видит, что там совершается погребение. У могилы рыдает отец покойника, говоря, что он - убийца своего сына, так как «излил яд в начало его». Герою кажется, что он слышит своё осуждение. Он, в молодости предаваясь любострастию, переболел «смрадной болезнью» и боится,

    не перейдёт ли она на его детей. Размышляя о том, кто является причиной распространения «смрадной болезни», путешественник обвиняет в этом государство, которое открывает путь порокам, защищает публичных женщин.

    В Валдае герой вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь одного валдайского жителя. Как Леандр переплывал Геллеспонт, так этот монах переплывал Валдайское озеро для встречи со своей возлюбленной. Но однажды поднялся ветер, разбушевались волны, и утром тело монаха нашли на отдалённом берегу.

    В Едрове герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение. Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать с десятилетним ребёнком. Равенство - вот основа семейной жизни, считает он.

    По дороге в Хотилово героя посещают мысли о несправедливости крепостного права. То, что один человек может порабощать другого, он называет «зверским обычаем»: «порабощение есть преступление», говорит он. Только тот, кто обрабатывает землю, имеет на неё права. И не может государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, «называться блаженным». Герой Радищева понимает, что работа по принуждению даёт меньше плодов, а это препятствует «размножению народа». Перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли, и узнает у почтальона, что последним из проезжавших был один из его друзей. Тот, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и герой за некоторое вознаграждение берет забытые бумаги. В них определена целая программа освобождения крестьян от крепостной зависимости, а также содержится положение об уничтожении придворных чинов.

    В Торжке герою встречается человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения цензуры.

    По дороге в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого. Там рассказывается о торгах, которые происходят, если разоряется какой-либо помещик. И среди прочего имущества с торгов идут люди. Старик семидесяти пяти лет, дядька молодого барина, старуха восьмидесяти, его жена, кормилица, вдова сорока лет, молодица восемнадцати, дочь ее и внучка стариков, ее младенец - все они не знают, какая судьба их ждёт, в чьи руки они попадут.

    Беседа о российском стихосложении, которую герой ведёт с приятелем за столом трактира, возвращает их к теме вольности. Приятель читает отрывки из своей оды с таким названием.

    В деревне Городня происходит рекрутский набор, ставший причиной рыданий толпящегося народа. Плачут матери, жены, невесты. Но не все рекруты недовольны своей судьбой. Один «господский человек», наоборот, рад избавиться от власти своих хозяев. Он был воспитан добрым барином вместе с его сыном, побывал с ним за границей. Но старый барин умер, а молодой женился, и новая барыня поставила холопа на место.

    В Пешках герой обозревает крестьянскую избу и удивляется бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка. Автор в лирическом отступлении обращается к помещику с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так как видит, что на земле праведного суда нет.

    Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему «парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы, называя его «первым в стезе российской словесности».