Гоголь захоронен без головы. Тайна смерти Гоголя. Гоголь был похоронен живым? Гоголь не уморил себя голодом, не сошел с ума, не умер от менингита

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.

Юбилей Николая Васильевича Гоголя позволяет нам коснуться одной чрезвычайно деликатной темы, а именно - факта изощренного вандализма , которому подверглись останки русского классика. И хотя все причины и все обстоятельства этой темной истории до сих пор не ясны, в общих чертах картина кощунства выглядит примерно так.

100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили памятник (мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста) и главное - отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы.

К обусловленной дате реставрация была закончена.

В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение.

Прошло 20 лет, и по решению новых советских властей кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, сам комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, и только несколько могил из некрополя было решено сохранить и перезахоронить останки на новом парадном кладбище великих деятелей России и СССР, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Языкова и философа Хомякова.
Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно.

На кладбище были приглашены по специальным пропускам-приглашениям представители советской общественности. В числе приглашенных лиц находились и писатели, по разным источникам - Катаев, Малышкин, Лидин, Олеша, Луговской, Вс. Иванов.… Именно они и пустили первыми по Москве зловещие слухи о том, что при вскрытии гроба обнаружилось - у скелета Гоголя нет черепа, и что в новой могиле классик похоронен без головы.

70 лет эта история темными волнами бродила по устам современников и только с падением советской власти были впервые опубликованы документальные свидетельства о надругательстве над останками Гоголя.

Пальма первенства принадлежит здесь воспоминаниям писателя Владимира Лидина, напечатанным в журнале «Русский архив» (№1, 1990). Писатель вспоминает: в тот день работы по вскрытию гоголевской могилы затянулись допоздна, гроб достали уже в темноте, светили прожекторами, а когда вскрыли крышку, обнаружили: скелет начинается с шейных позвонков, череп отсутствует, лопнула подошва на ботинках с высоченными каблуками, зато табачного цвета сюртук Гоголя был в хорошем состоянии, а на уцелевшем нижнем белье даже держались костяные пуговицы.

Исчезновение черепа вызвало шок и все же…

И все же писатели не постыдились кое-что прихватить на память, тот же Лидин, например, вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Кое-что прихватили с собой и другие. Покойный критик Владимир Лакшин рассказывал (мне), что острее всех пережил ту историю писатель Малышкин. Сначала он как все кинулся что-то выхватывать из гроба, принес домой какой-то лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика.
Итак, факт надругательства налицо.

Но кто же тот роковой вандал, который похитил череп и с какой целью?

Тут мы вступаем на самую зыбкую почву домыслов, догадок и предположений. В самых общих чертах картина выглядит так. О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же - под разными предлогами - проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя. Им оказался легендарный коллекционер и основатель театрального музея в Москве, миллионер из купцов Алексей Бахрушин. Выяснилось, что монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Коллекционер сам принял участие в разорении гроба.

Напившись, гробокопатели через пару дней проболтались о хищении черепа, после чего злодеяние всплыло наружу. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии, (рассказывали арестанты во время допроса), в монастыре решили помалкивать. Ясно! Чекисты кинулись искать Бахрушина, но к тому времени он уже два года как умер. Ниточка оборвалась. А обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Мог ли известный коллекционер, пустивший все свое состояние на собирание раритетов из жизни искусства пойти на такое? Пожалуй, мог.

С дьявольской энергией Бахрушин в считанные годы собрал одну из самых больших коллекций театральных раритетов в Европе. Об азарте собирателя говорит хотя бы то, что сначала коллекция заполнила подвал его особняка, затем заполонила первый этаж, потом - второй, заползла в детскую, в буфетную комнаты, оккупировала коридор и, наконец, захватила конюшню и каретный сарай во дворе. Причем особым вниманием эксцентричного собирателя пользовались личные вещи известных людей. Недаром при встрече знакомые остряки спрашивали: правда ли, что вы купили пуговицы от брюк Москвина и помочи Щепкина?

Покупая вещи, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.

Короче, фанатичная страсть коллекционера не знала моральных запретов.

Незадолго до революции Бахрушин подарил свое огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени А. Бахрушина, на котором и находился до самой своей кончины в 1929 году.

Но вернемся к главному. В темной истории с прахом Гоголя должна быть, наконец, поставлена точка. Если есть неопубликованные документы, они обязаны должны быть опубликованы, если их нет, они должны быть созданы в итоге полного расследования. Наконец, могила классика должна приобрести тот скромный и строгий вид, который она имела до революции. Сегодня на парадном захоронении писателя установлен напыщенный сталинский памятник (скульптор Н.Томский) с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Нет сейчас ни того государства, ни его правительства.

Зато в нашей памяти есть и жив великий писатель.

А на первоначальной плите было вырезано краткое и пронзительное изречение библейского пророка Иеремии: «горьким словом моим посмеюся…»

В жизни Гоголя было много обстоятельств, которые не и сейчас трудно и даже невозможно объяснить. Он вел странный образ жизни, писал странные, но гениальные произведения Его нельзя было назвать здоровым человеком, но врачи не могли классифицировать его болезнь.

Гоголь был… ясновидцем! Отсюда его поразительная фраза в письме к Жуковскому о новой совсем стране - США: «A что такое Соединённые Штаты? МЕРТВЕЧИНА. Человек в них выветрился до того, что выеденного яйца не стоит».

Осознав, что «мертвечины» полно вокруг и в «родном отечестве», Гоголь задумался, а для КОГО он написал 1 января (по ст.ст.) 1852 года продолжение «Мёртвых душ»?

Охваченная Гоголем «бездна падения душ человеческих» в николаевскойРоссийской империи неизбежно подводила к мысли, что едва ли не всё население страны «прямым ходом» идёт в… Ад.

И возникпроклятый вопрос для думающего писателя: «Что делать?»

Даже после смерти его тело не нашло упокоения (из могилы загадочным образом исчез череп)…

Гоголь с детства не отличался хорошим здоровьем и прилежанием, был «необыкновенно худ и слаб», с вытянутым лицом и большим носом. Руководство лицея в 1824 году неоднократно наказывало его за «неопрятность, шутовство, упрямство и неповиновение».

Сам Гоголь признавал парадоксальность своего характера и считал, что в нем заложена «страшная смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения».


Что касается здоровья, то и болезни у него также были странные. Гоголь имел особенный взгляд на свой организм и полагал, что устроен совсем иначе, чем другие люди. Он считал, что желудок у него перевернут и постоянно жаловался на боли. Он постоянно говорил о желудке, полагая, что эта тема всем интересна. Как писала княжна В.Н. Репина: «Мы постоянно жили в его желудке»…

Следующая его «напасть» - это странные припадки: он впадал в сомнамбулическое состояние, когда пульс его почти затихал, но все это сопровождалось волнением, страхами, онемением. Гоголь очень боялся, что его похоронят заживо, когда сочтут мертвым. После очередного приступа он написал завещание, в котором требовал «не погребать тело до первых признаков разложения».

Но ощущение тяжелой болезни не оставляло Гоголя. Начиная с 1836 года работоспособность начала падать. Творческие подъемы стали редкостью, а он все глубже погружался в пучину депрессии и ипохондрии.Его вера стала неистовой, исполнилась мистическими представлениями, что побуждало его идти на религиозные «подвиги».

В ночь с 8 на 9 февраля 1852 года Гоголь слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрет. Он пытался отдать бумаги с рукописью второго тома Мертвых душ гр. А.П. Толстому, но тот не взял ее, чтобы не укреплять Гоголя в мысли о скорой смерти. Тогда Гоголь сжег рукопись! После 12 февраля состояние Гоголя резко ухудшилось. 21 февраля, во время очередного тяжелого приступа, Гоголь умер.

Гоголя похоронили на кладбище Даниловского монастыря в Москве. Но сразу же после его смерти по городу поползли жуткие слухи, что он погребен заживо.

Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя

Тайна смерти величайшего классика литературы Николая Васильевича Гоголя уже более полутора веков не дает покоя ученым, историкам, исследователям. Как же на самом деле умер писатель?

Основные версии случившегося.

Летаргический сон

Самая распространенная версия. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом.

Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Поэтому классик очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.

Этот факт практически единогласно отрицают современные историки.

«Во время эксгумации, которая проводилась в условиях определенной секретности, у могилы Гоголя собралось всего лишь около 20 человек… - пишет в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов . - Писатель В. Лидин стал по существу единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Вначале он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, позднее оставил письменные воспоминания. Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писатель был похоронен заживо.

Чтобы понять несостоятельность версии летаргического сна, достаточно вдуматься в следующий факт: эксгумация была произведена через 79 лет после захоронения! Известно, что разложение тела в могиле происходит неимоверно быстро, и по истечении всего лишь нескольких лет от него остается лишь костная ткань, причем обнаруженные кости уже не имеют тесных соединений друг с другом. Непонятно, как могли по истечении восьми десятилетий установить какое-то «скручивание тела»… А что остается от деревянного гроба и материала обивки по истечении 79 лет пребывания в земле? Они настолько изменяются (гниют, фрагментируются), что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба совершенно невозможно».

А по воспоминаниям скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.

Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания...

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб... наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить...» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета... Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя...

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В 1931 году производилась эксгумация останков для переноса тела писателя на Новодевичье кладбище. Но тут присутствующих при эксгумации ждал сюрприз - в гробу не было черепа! Монахи монастыря рассказали на допросе, что накануне столетия со дня рождения Гоголя в 1909 году, на кладбище проводилась реставрация могилы великого классика. Во время реставрационных работ на кладбище появился московских коллекционер и миллионер Алексей Бахрушин - экстравагантная личность тех времен. Предположительно, именно он решился на святотатство, заплатив могильщикам за кражу черепа. Сам Бахрушин умер в 1929 году и навсегда унес тайну нынешнего местонахождения черепа в могилу.

Голову писателя купец увенчал серебряным венком и поместил в специальный палисандровый ларец со стеклянным оконцем. Однако «обретение реликвии» не принесло коллекционеру счастья - у Бахрушина начались неприятности в бизнесе и в семье. Московские обыватели связывали эти события с «кощунственным нарушением покоя писателя-мистика».

Бахрушин и сам был не рад своему «экспонату». Но куда было его девать? Выбросить? Святотатство! Отдать кому-нибудь - значит публично
признаться в осквернении могилы, навлечь на себя позор, тюрьму! Захоронить обратно? Сложно, так как склеп был добротно заложен кирпичом по распоряжению Бахрушина.

Несчастного купца выручил случай… Слухи о черепе Гоголя дошли до племянника Николая Васильевича - лейтенанта военно-морского флота Яновского. Последний решил «восстановить справедливость»: добыть любым способом череп знаменитого родственника и предать его земле, как того требует православная вера. Тем самым будут «успокоены» останки Гоголя.

Яновский без приглашения явился к Бахрушину, положил на стол револьвер и сказал: «Тут два патрона. Один в стволе для Вас, если Вы не отдадите мне череп Николая Васильевича, другой в барабане - для меня, если мне придётся Вас убить. Решайтесь!».

Бахрушин не испугался. Наоборот, с радостью отдал «экспонат». Но осуществить своё намерение Яновский по ряду причин не смог. Череп Гоголя, по одной версии, попал в Италию весной 1911 года, где хранился в доме капитана военно-морского флота Боргезе. А летом того же года череп-реликвия был похищен. И теперь неизвестно, что стало с ним…Так это или нет — история умалчивает. Официально подтверждено лишь отсутствие черепа — об этом говорится в документах НКВД.

По слухам, в свое время была сформирована секретная группа, целью которой были поиски черепа Гоголя. Но о результатах ее деятельности ничего не известно — все документы на эту тему были уничтожены.

По поверьям, тот, кому принадлежит череп Гоголя, может напрямую общаться с темными силами, исполнять любые желания и повелевать миром. Говорят, сегодня он хранится в личной коллекции известного олигарха, входящего в пятерку «Forbes». Но даже если это является правдой, об этом, наверное, никогда не будет объявлено публично..

Над новой могилой по распоряжению Сталина был поставлен парадный бюст. Тайна смерти Николая Васильевича Гоголя не разгадана до сих пор.

Когда в 1931 году прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище и скульптор Томский сделал гоголевский бюст с золотой надписью под ним «От Советского правительства», камень-символ с крестом был не нужен… На могиле писателя оставили лишь надгробную плиту из чёрного мрамора с эпитафией из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются». А «Голгофу» вместе с беломраморным бюстом Гоголя на колонне бросили в яму.

Вот этот многотонный камень, по просьбе вдовы Булгакова, с трудом извлекли и по доскам переволокли к могиле создателя мистического творения «Мастера и Маргариты», уложив вершиной вниз… Так Гоголь «уступил» свой крестный камень Булгакову.

Кстати, в 1931 году, при вскрытии гроба Николая Васильевича Гоголя советские литераторы явили свои «мёртвые души»: обобрали покойника, оторвав «на память» клочья от сюртука великого писателя-«душезнавца», от его сапог… Не погнушались взять даже некоторые кости… Вскоре эти «творцы новой советской литературы» в полной мере испытали то, что и купец-фетишист Бахрушин…

Самоубийство

В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал тяжелейший душевный кризис. Писателя потрясла смерть его близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой , которая внезапно умерла от стремительно развившейся болезни в 35 лет. Классик бросил писать, большую часть времени проводил за молитвами и неистово постился. Гоголем овладел страх смерти, знакомым писатель сообщал, что слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт.

Именно в тот лихорадочный период, когда писатель пребывал в полубреду, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что сделал он это во многом под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского , который был единственным человеком, прочитавшим это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи.

Депрессивное состояние писателя усиливалось. Он слабел, очень мало спал и практически ничего не ел. Фактически писатель добровольно сживал себя со свету.

По свидетельствам врача Тарасенкова , наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.

Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.
КОНТАКТЫ С АНГЕЛАМИ

Есть версия, что расстройство психики могло случиться не из-за болезни, а «на религиозной почве». Как сказали бы в наши дни — его вовлекли в секту. Писатель, будучи атеистом, стал верить в бога, размышлять о религии и ждать конца света.

Известно: вступив в секту «Мученики ада», Гоголь проводил почти все свое время в импровизированной церкви, где в компании прихожан пытался «установить контакт» с ангелами, молитвами и голоданиями доводя себя до такого состояния, что у него начинались галлюцинации, во время которых он видел чертей, младенцев с крыльями и женщин, напоминающих по облачению Богородицу.

Все свои денежные сбережения Гоголь потратил на то, чтобы вместе со своим наставником и группой таких же как он сектантов отправиться в Иерусалим к Гробу Господню и на святой земле встретить конец времен.

Организация поездки проходит в обстановке строжайшей секретности, родным и близким писатель сообщает, что едет лечиться, лишь немногие узнают, что он собрался стоять у истоков нового человечества. Уезжая, он просит у всех, кого знал, прощения и сообщает, что с ними он больше никогда не увидится.

Поездка состоялась в феврале 1848 года, однако чуда не произошло — апокалипсис не случился. Некоторые историки утверждают, что организатор паломничества планировал напоить сектантов алкогольным напитком с ядом, чтобы все разом отправились на тот свет, но алкоголь растворил яд, и он не подействовал.

Потерпев фиаско, он якобы бежал, бросив последователей, которые, в свою очередь, возвращались домой, едва наскребя денег на обратную дорогу. Впрочем, документальных подтверждений этому нет.

Гоголь вернулся домой. Его поездка не принесла душевного облегчения, напротив, она лишь усугубила ситуацию. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде.
Как потом вспоминал Грановский, к могиле, в которую уже опустили гроб, неожиданно подошел черный кот.

Откуда он взялся на кладбище — никто не знал, а работники церкви сообщили, что ни в храме, ни на прилегающей территории его никогда не видели.

«Невольно поверишь в мистику, — напишет потом профессор. — Женщины заохали, полагая, что душа писателя вселилась в кота».

Когда погребение было завершено, кот исчез так же неожиданно, как появился, никто не видел его ухода.

Врачебная ошибка

ДРАМА В ДОМЕ НА НИКИТСКОМ БУЛЬВАРЕ

Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре.

С хозяевами дома — графом Александром Петровичем и графиней Анной Георгиевной Толстыми — Гоголь познакомился в конце 30-х годов, знакомство переросло в близкую дружбу, и граф с супругой сделали все, чтобы писателю жилось в их доме свободно и удобно. В этом-то доме на Никитском бульваре и разыгралась заключительная драма Гоголя.

В ночь с пятницы на субботу (8—9 февраля) после очередного бдения он, изнеможенный, задремал на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса.

В понедельник 11 февраля Гоголь изнемог до такой степени, что не мог ходить и слег в постель. Приезжавших к нему друзей принимал неохотно, мало говорил, дремал. Но еще нашел в себе сил отстоять службу в домовой церкви графа Толстого. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля он после горячей молитвы призвал к себе Семена, велел ему подняться на второй этаж, открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и зажег свечой. Семен на коленях умолял его не жечь рукописи, но писатель остановил его: «Не твое дело! Молись!» Сидя на стуле перед огнем, он дождался, когда все сгорело, встал, перекрестился, поцеловал Семена, вернулся в свою комнату, лег на диван и заплакал.

«Вот, что я сделал! — сказал он наутро Толстому,— Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало».

АГОНИЯ

Ошеломленный происшедшим граф поспешил вызвать к Гоголю знаменитого московского врача Ф. Иноземцева, который сначала заподозрил у писателя тиф, но потом отказался от своего диагноза и посоветовал больному попросту отлежаться. Но невозмутимость врача не успокоила Толстого, и он просил приехать своего хорошего знакомого врача-психопатолога А. Тарасенкова. Однако Гоголь не захотел принять приехавшего 13 февраля в среду Тарасенкова. «Надо меня оставить,— сказал он графу,— я знаю, что должен умереть»...

Тарасенков убеждал Гоголя начать нормально питаться, чтобы восстановить силы, но пациент отнесся к его увещаниям безучастно. По настоянию врачей, Толстой просил митрополита Филарета воздействовать на Гоголя, укрепить у него доверие к врачам. Но ничто не действовало на Гоголя, на все уговоры он тихо и кротко отвечал: «Оставьте меня; мне хорошо». Он перестал следить за собой, не умывался, не причесывался, не одевался. Питался крохами — хлебом, просфорами, кашицей, черносливом. Пил воду с красным вином, липовый чай.

В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В постели он приступил к таинствам покаяния, причащения и елеосвящения, выслушал все евангелия в полном сознании, держа в руках свечу и плача. «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, буду жив»,— сказал он друзьям, убеждавшим его лечиться. В этот день его осмотрел приглашенный Толстым врач А. Овер. Он не дал никаких советов, перенеся разговор на следующий день

На сцену выступил доктор Кли-менков, поразивший присутствовавших грубостью и дерзостью. Он кричал Гоголю свои вопросы, как если бы перед ним был глухой или беспамятный человек, пытался насильно нащупать пульс. «Оставьте меня!» — сказал ему Гоголь и отвернулся.

Клименков настаивал на деятельном лечении: кровопускании, заворачивании в мокрые холодные простыни и т. д. Но Тарасенков предложил перенести все на следующий день.

20 февраля собрался консилиум: Овер, Клименков, Сокологорский, Тарасенков и московское медицинское светило Эвениус. В присутствии Толстого, Хомякова и других гоголевских знакомых Овер изложил Эвениусу историю болезни, напирая на странности в поведении больного, свидетельствующие будто бы о том, что «его сознание не находится в натуральном положении». «Оставить больного без пособия или поступить с ним как с человеком, не владеющим собою?» — спросил Овер. «Да, надобно его кормить насильно»,— важно произнес Эвениус.

После этого врачи вошли к больному, начали его расспрашивать, осматривать, ощупывать. Из комнаты послышались стоны и крики больного. «Не тревожьте меня, ради Бога!» — выкрикнул наконец он. Но на него уже не обращали внимания. Решено было поставить Гоголю две пиявки к носу, сделать холодное обливание головы в теплой ванне. Исполнить все эти процедуры взялся Клименков, и Тарасенков поспешил уйти, «чтобы не быть свидетелем мучений страдальца».

Когда через три часа он вернулся назад, Гоголь был уже извлечен из ванны, у ноздрей у него висело шесть пиявок, которые он усиливался оторвать, но врачи насильно держали его за руки. Около семи вечера приехали снова Овер с Клименковым, велели поддерживать как можно дольше кровотечение, ставить горчичники на конечности, мушку на затылок, лед на голову и внутрь отвар алтейного корня с лавровишневой водой. «Обращение их было неумолимое,— вспоминал Тарасенков,— они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворочал, поливал на голову какой-то едкий спирт...»

После их отъезда Тарасенков остался до полуночи. Пульс больного упал, дыхание становилось прерывистым. Он уже не мог сам поворачиваться, лежал тихо и спокойно, когда его не лечили. Просил пить. К вечеру начал терять память, бормотал невнятно: «Давай, давай! Ну, что же?» В одиннадцатом часу вдруг громко крикнул: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Сделал попытку встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. Но он уже был так слаб, что голова не держалась и падала, как у новорожденного ребенка. После этой вспышки Гоголь впал в глубокий обморок, около полуночи у него начали холодеть ноги, и Тарасенков велел прикладывать к ним кувшины с горячей водой...

Тарасенков уехал, чтобы, как он писал, не столкнуться с медиком-палачом Клименковым, который, как потом рассказывали, всю ночь мучил умиравшего Гоголя, давая ему каломель, обкладывая тело горячим хлебом, отчего Гоголь стонал и пронзительно кричал. Он умер не приходя в сознание в 8 часов утра 21 февраля в четверг. Когда в десятом часу утра Тарасенков приехал на Никитский бульвар, умерший уже лежал на столе, одетый в сюртук, в котором обычно ходил.

У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.

«Скажу Вам без преувеличения, - писал еще Иван Тургенев Аксакову, - с тех пор, как себя помню, ничего не произвело на меня такого гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная смерть - историческое событие и понятна не сразу; это тайна, тяжёлая, грозная тайна - её надо стараться разгадать... Но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает».

«Долго глядел я на умершего,— писал Тарасенков,— мне казалось, что лицо его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб». «Стыдно тому, кто привлечется к гниющей персти...»

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь...

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

В 1931 году в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах Гоголя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же писателя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.

Когда вскрыли гроб, оказалось, что голова покойного лежит отдельно от скелета. В расчлененном виде было принято хоронить покойников у некоторых языческих племен. В ХIХ же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что душа не сможет вернуться в безголовое тело. По некоторым данным, Гоголь при жизни не только писал мистические повести, но и занимался магией и колдовством.

По другой версии головы в гробу вообще не было. В 1988 году в газете «Советская Россия» были опубликованы отрывки из дневника бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя А.Я. Аросева, в которых говорилось: «На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н. Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли». Профессор Литературного института, писатель В.Г. Лидин, участвовавший во вскрытии могилы, также писал в своих воспоминаниях: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков…» В то же время другие очевидцы рассказывали, что голова была повернута набок.

Никакая официальная информация по поводу «аномалий» с гоголевскими останками не публиковалась. Утверждалось, что сведения засекретили по приказу Сталина.

Летом 1931 года кладбище Данилова монастыря, где в 1852 году был похоронен Н.В. Гоголь , было упразднено. Причиной этого стала организация на территории монастыря тюрьмы для несовершеннолетних. В те годы вместе с разрушенным кладбищем погибли могилы десятков людей, составлявших некогда славу России. Прах же Гоголя, Хомякова и Языкова был перенесен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Профессор Литературного института, писатель Владимир Германович Лидин в 1931 году присутствовал на вскрытии могилы Гоголя и даже оставил об этом воспоминания.
«В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников Исторического музея. - Завтра на кладбище Донского монастыря будет происходить вскрытие могилы Гоголя, - сказал он мне, - приезжайте.
Я поехал. Был теплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрывали в этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению...

Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. И только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб...

Начались уже сумерки, когда могилу, наконец, вскрыли. Верхние доски гроба прогнили, но боковые, с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом, были целы.

Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся, только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы.
Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров: это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку».

На счет пропавшего черепа великого писателя существует ряд версий. Так, согласно одной из них, которую приводит Лидин, в 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистинском бульваре в Москве производилась реставрация могилы Гоголя, Бахрушин, будто бы, подговорил монахов Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя. Так это или нет, но, вроде бы, в Бахрушинском театральном музее в Москве имелись три, неизвестно кому принадлежавшие, черепа: один из них предположительно и являлся черепом Гоголя.

С историей похорон и перезахоронения праха Николая Васильевича Гоголя связано множество легенд и домыслов. По разным данным, при эксгумации останков автора "Мертвых душ" не обнаружили черепа, а после переноса праха Гоголя в другую могилу - куска сюртука и сапога, а также ребра и берцовой кости.

В прах

Николай Васильевич Гоголь скончался в 1852 году и был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. Как сообщает сайт "Основы православной культуры ", вскоре после похорон на его могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест и надгробная плита из черного мрамора, на которой был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся".

Немного позднее Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова, установил на могиле писателя массивный камень из морского гранита, специально привезенный им из Крыма. Камень использовался как основание для креста и был прозван Голгофой. На нем, по решению друзей писателя, была высечена строка из Евангелия - "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

В 1909 году, к 100‑летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя, сообщает "Московский комсомолец" .

Перезахоронение останков Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище произошло 1 июня 1931 года и было связано с постановлением властей города о закрытии монастыря, которое являлось частью масштабного плана реконструкции Москвы. В здании монастыря предполагалось создать приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, а монастырское кладбище уничтожить, предварительно перенеся захороненный там прах ряда значительных общественных и культурных деятелей, в том числе и Гоголя, на Новодевичье кладбище.

Вскрытие могилы Гоголя состоялось 31 мая 1931 года. Параллельно были вскрыты могилы философа-публициста Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова. Вскрытие могил происходило в присутствии группы известных советских литераторов. В том числе во время эксгумации Гоголя присутствовали писатели Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер.

Основным источником, по которому можно судить о произошедших в тот день на Свято-Даниловском кладбище событиях, являются письменные воспоминания свидетеля вскрытия могилы Гоголя - писателя Владимира Лидина.

Согласно этим воспоминаниям, вскрытие могилы Гоголя происходило с большими трудностями. Во-первых, могила писателя оказалась расположена на существенно большей, чем другие захоронения, глубине. Во-вторых, при раскопках обнаружилось, что гроб с телом Гоголя был вставлен в кирпичный склеп "необычайной прочности" через отверстие в стенке склепа. Вскрытие могилы завершилось уже после захода солнца, и в связи с этим Лидин не смог сфотографировать прах писателя.

На "сувениры"

Об останках писателя Лидин сообщает следующее: "Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста".

Далее Лидин пишет: "Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку".

Лидин не скрывает, что "позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания "Мертвых душ". По свидетельству писателя Юрия Алехина, переплетенное фрагментом гоголевского камзола первое издание "Мертвых душ" сейчас находится у дочери Владимира Лидина.

Лидин приводит городскую легенду о том, что череп Гоголя был украден по заказу известного коллекционера и театрального деятеля Алексея Бахрушина монахами Свято-Даниловского монастыря при реставрации могилы Гоголя, которая проводилась в 1909 году в связи со 100‑летним юбилеем писателя. Лидин также пишет, что "в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению… Гоголя".

Однако Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье сообщает , что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации ‑ археолог Алексей Смирнов ‑ опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив, сообщается на сайте "Религия и СМИ" .

Бывший член московского Военно-революционного комитета, дипломат и писатель Александр Аросев в своем дневнике приводит свидетельство Всеволода Иванова о том, что при вскрытии могил на кладбище Свято-Даниловского монастыря "у Гоголя головы не нашли".

Однако писатель Юрий Алехин, который в середине 1980‑х годов провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, в интервью, впервые опубликованном в журнале "Русский дом" , утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь "повернут набок", что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Кроме того, Алехин сообщает, что Лидин в своих письменных воспоминаниях скрыл факты, упомянув лишь о том, что он взял из гроба писателя фрагмент сюртука. По сообщению Алехина, "из гроба кроме куска материи стащили ребро, берцовую кость и… один сапог".

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно "похоронили" похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.

Литератор Вячеслав Полонский, хорошо знавший многих присутствовавших на кладбище писателей, в своем дневнике также говорит о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие могилы Гоголя: "Один отрезал кусочек сюртука Гоголя (Малышкин…), другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман".

Позднее, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: "Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, ‑ гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей".

Существует и официальный акт вскрытия могилы Гоголя, но он не проясняет обстоятельств эксгумации, являясь формальным документом.

Вопреки завещанию

После эксгумации ограда и саркофаг были перенесены на Новодевичье кладбище, крест же был утерян, а камень отправлен в кладбищенскую мастерскую. В начале 1950-х годов "Голгофа" была обнаружена вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, которая установила камень на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя, сообщается на сайте bulgakov.ru . Кстати, Михаил Булгаков мог использовать слухи об украденной голове писателя в романе "Мастер и Маргарита" в истории с пропавшей головой председателя правления MACСОЛИТа Берлиоза.

В 1957 году на могиле Гоголя был установлен бюст писателя работы скульптора Николая Томского. Бюст стоит на мраморном постаменте, на котором выгравирована надпись "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.

В последнее время в СМИ активно обсуждалась и продолжает обсуждаться возможность демонтажа бюста и замены его на обычный православный крест.

Материал подготовлен Интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников