Как проявляется характер чичикова в общении. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера с цитатами

НИКОЛАИ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ «Ревизор». Петербургские повести. «Мертвые души»

Сочинение ОБРАЗ ЧИЧИКОВА - «РЫЦАРЯ КОПЕЙКИ»

Сочинение

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, - яркие тому свидетельства. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков - человек новой формации, делец-приобретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок», «человек средних лет», - подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова. Павел Иванович - единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу «сквозных» героев («здесь он полный хозяин»), хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Чичиков отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик «херсонский», но всетаки дворянин), Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает «темное и скромное» происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в «маленькой горенке с маленькими окнами», которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей и самое главное - беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинации на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния. Гоголь, пристально следящий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях «была некоторая сторона справедливости». Грустно звучит гоголевская ирония, как страшно понимать, что такое поведение чиновников в России было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков - человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с Чичиковым произошло «что-то такое странное» («...видно, и Чичиковы на несколько минут жизни обращаются в поэтов»). Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное («...но слово «поэт» будет уж слишком»).
Гоголю удалось показать характер сложный, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту - покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытался учесть опыт предшествующих неудач, потому действия его были неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог, беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет за собой потерю человечности. Исследования характера приобретателя («приобретение - вина всего») автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон - Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя помочь избавиться людям от пороков: «Я думал, что... лирическая сила... поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом» («Авторская исповедь»).

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым.В образе дороги воплощен и житейский путь героя благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия композиция выглядит очень рацио­нально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичикова знакомится с чиновниками и с некоторыми помещика­ми, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" помещики, а Чичиков ездит из главы в главу, скупая мертвые души.

Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни . Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами,он должен был сам устраиваться в жизни Гоголь подробно расказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова - прекраснодушие,у Коробочки - тупость, у Ноздрёва - бесшабашность и т.д. УЧичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта -несгибаемая целеустремлённость .

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, отвёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в 11 главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, - это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость Но автор вдруг начинает защищать своего героя именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется не только в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли -композиционную и идейную . Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.

Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. хотя Чичиков и занимает в поэме очень важное место, ее нельзя считать просто описанием судьбы и всевозможных приключений этого героя. Писатель не сводил свое произведение к истории одного или даже нескольких характеров. Он видел свою задачу в том, чтобы охарактеризовать различные явления жизни России, а образ Чичикова отражает лишь определенную сторону действительности.

Сюжет поэмы неразрывно связан именно с сущностью главного героя . Кому могла прийти в голову столь безумная идея - приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом.

Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно

К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.

Однако, разговаривая с Коробочкой , Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. При встрече сНоздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.

При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.

Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это - необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве. Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.

С поэмой «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя знакомится каждый школьник. Очень важно понять произведение в литературе, прочувствовать каждого героя, понять его внутренний мир и характер. Именно это и является важным при изучении «Мертвых душ». Главным героем является Павел Иванович, о детстве и юности которого мы узнаем в самом начале. Автор поэмы представил главного героя безликим и без своего голоса, словно хамелеона. Персонаж умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие. Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками.

Характер Чичикова в общении с Маниловым

Манилов – «весьма обходительный» помещик, о котором уже известно в первой главе поэмы. У него «сладкие, как сахар» глаза. Манилов встретил Чичикова с улыбкой. Тон его был сладок, но сладко фальшив, как и его улыбка, которая хоть немного красила его серые будни. Сладкий голос Манилова – это лишь способ угодить гостю. Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым об интересующей его цели, но Манилов застал его врасплох вопросом «Для чего это все вам нужно?». Несмотря на сноровку Чичикова по расположению к себе людей, такого хода беседы он не ожидал, поэтому оба и сидели с отрытыми ртами. Чичиков опомнился и уверил своего собеседника, что сделка легальна, и он был прав. Чичиков убедил Манилова, что эта сделка окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. Чичиков произнес свою сладкую речь с благодарностями и ушел, раздумывая над новыми мифами и выгодности продажи мертвых душ.

Характер Чичикова в общении с Коробочкой

Коробочка – старая хозяйственная женщина, но ограничена и закрыта для других людей. Поэтому, чтобы сделка состоялась, Чичиков старается понять своего собеседника. Так он начинает вживаться в образ Коробочки и понимает, что комплименты на нее не действуют, как на Манилова, и говорит с ней только по делу. Чичиков был недоволен ее любопытностью, ведь она даже не знала, что мертвые души можно купить или продать. Коробочка оказалась жадной, и она выбрала деньги.


Характер Чичикова в общении с Ноздревым

Ноздрев – непредсказуемый человек, не контролирует себя. Придя в гости, Чичикова Ноздрев знакомит со своим хозяйством, начиная с конюшни. Чичиков воспринял это как явное хвастовство, и отношение к нему сложилось отрицательное. Помещик не уделил внимание обеду и лишь в 5 часов они сели за стол. Далее следует выпивка, ссора между собеседниками. Затем они начинают играть в шашки на души. Ноздрев проиграл, и не признав этого начинает драку с Чичиковым. Чичиков спасается бегством. Убегая, Чичиков не может понять, зачем доверился этому аферисту. Но одно их объединяло – они оба действуют ради корыстных целей.


Характер Чичикова в общении с Собакевичем

Собакевич – грубый, способен на ругательства, любит деньги. Поэтому уже в начале обеда у них возник спор насчет стола у губернатора. Далее Чичиков заявляет о своей цели, но начал говорить как-то издалека. Он рассказывает о существующем законе, но понимает, что говорить с Собакевичем по-простому не получится. Поэтому он начинает говорить дипломатично, с некой официальностью. Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича.


Характер Чичикова в общении с Плюшкиным

Плюшкин – духовно запущенный человек, достаточно скупой. Чичиков сразу возвращает в действие любезность и начинает угождать помещику, называя его «почтенным, добрым стариком». Однако Плюшкин не любезен к гостю, не приветлив и даже не пригласил его к столу. Чичиков в мыслях радуется, что «перехватил Ватрушку у Собакевича». Интересуясь душами Плюшкина, Чичиков ссылается на своего приятеля, но в мыслях язвительно смеется, потому что покупал их для самого себя. Уходя от Плюшкина, в мыслях он радуется удачной сделке.


Внутренний мир Чичикова так и остался для нас неизвестным. Он нигде не повторился. Он словно профессиональный актер и психолог, который умело располагает к себе людей. Ноздрева он так и не смог расположить к себе, потому что сам не является грубым, для него это чуждо. Чичиков готов притворяться, ради своей выгоды. Этому его научили еще с детства. Поэма «Мертвые души» заслуживает нашего внимания, столько жизненных примеров представлены на ее страницах. Стоит только раздумывать, о чем бы мы узнали во втором томе, если бы он сохранился.

Ведет сюжет «Мертвых душ» Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы. Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков. Это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник. Очень важно было осмыслить его характер, его внутренний мир, историческое место подобных людей в современной жизни. Но не так легко понять этот характер. Трудно схватить даже внешний его облик. Портрет Чичикова кажется на первый взгляд несколько аморфным. И это ощущение Гоголь подчеркивает с первого же момента появления героя. «Не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод», «человек средних лет», «чин не слишком большой и не слишком малый». Таков он - главный герой «Мертвых душ».

В этом же плане дана и биография Чичикова. Чичиков - единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Вот почему самый способ изображения Чичикова во многом отличается от того пути, по которому шел Гоголь, рисуя других персонажей «Мертвых душ». Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев раскрыты Гоголем статично, как характеры, олицетворяющие уклад жизни вполне устоявшийся, неподвижный, рутинный. Статичность характера вполне соответствовала застойности быта и всего образа жизни этих людей.

Чичиков, выражавший явление новое, еще только зреющее, должен был быть изображен по-другому, иным способом. Характер его показан в динамике, в непрерывном развитии, в столкновении с различными препятствиями, постоянно возникающими на его пути. Историческая новизна Чичикова естественно требовала от Гоголя художественного анализа причин появления такого рода характеров.

Знакомя нас во втором томе «Мертвых душ» с Тентетниковым и пытаясь разгадать этот тип, писатель ставит вопрос: «Родятся ли уже такие характеры или потом образуются как порождение печальных обстоятельств, сурово останавливающих человека? Вместо ответа на это, лучше рассказать историю его воспитания и детства». «История воспитания» помогает Гоголю выявить многообразные условия - общественной среды, семьи, - под влиянием которых формируется характер человека. Но что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину Руси «с одного боку» или как-то выпадает из нее? Казалось бы, круг помещиков уже представлен, круг чиновников обрисован.

Чичиков, отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик «херсонский», но все-таки дворянин), должен был оказаться где-то в этих кругах, стать в общий ряд с другими героями, выделяясь, может быть, степенью своей пошлости.

Но Гоголь поступает иначе: он отделил его от этого помещичье-чиновничьего мира, хотя и присоединил к Руси «с одного боку». Писатель чувствовал, что перед ним явление новое и в своей новизне неясное, не исчерпавшее своих возможностей, как помещики исчерпались в Плюшкине, а чиновники - в прокуроре. Напротив, все возможности нового явления еще только начинают развертываться.

Итак, перед нами проходит вся жизнь героя. Писателю важно было показать этот характер и в его истоках - социальных и психологических, и в процессе его последующей эволюции. В старых теориях словесности бытовало понятие «сквозного» героя. Таким героем является Чичиков. Мы знакомимся с ним уже на первой странице «Мертвых душ» и ни на одну минуту не выпускаем его из поля зрения до конца книги.

    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...

    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...

    В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к поэме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому...

    Поэму «Мертвые души» невозможно представить без «ли¬рических отступлений». Они настолько органично вошли в структуру произведения, что мы уже не мыслим его без этих великолепных авторских монологов. Благодаря «лирическим отступлениям» мы постоянно чувствуем...