О театре. О московском театре ленком

"Ленком" ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. 20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». С 1990 года театр носит название «Ленком».

В ТРАМе (Театре рабочей молодежи) начиналась будущая звездная карьера Н. Крючкова. Первые актерские призывы театра — талантливая самодеятельность, которая была готова учиться у высоких профессионалов. ТРАМу пришлось осознать, что для любителей есть только один путь. Чтобы стать не просто театром, а войти в число лучших, — предстояло овладевать профессией. И когда руководителем театра в январе 1938 года стал мхатовец, бывший руководитель МХАТа 2-го (театр был закрыт в 1936 г.) Иван Берсенев, который привел за собой своих коллег: С. Гиацинтову, С. Бирман, Р. Плятта, А. Вовси, Б.Ю.Оленина, — то о Театре Ленинского комсомола вскоре заговорила театральная Москва. В берсеневский период, а он руководил театром до 1951 года, были открыты дарования Е. Фадеевой, Т. Куневской, Н. Кутасиной, К. Кручининой, О. Фрелиха, А. Шатова, Н. Паркалаб, И. Мурзаевой, А. Козловой, В. Маруты, А. Петроченко, С. Килигина, Т. Альцевой, Г. Карновича, Г. Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и многих других. Литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — И. Дунаевский, танцы ставила Н. Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.. Мейерхольда И. Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Н. Баталов, Н. Хмелев, А. Грибов, В. Станицын, И. Судаков, сценографию делали Е. Кибрик, Ю. Пименов, Кукрыниксы. В ТРАМе сформировались такие актеры как П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин.

В личности И. Бересеневе сочетались таланты актера, режиссера, руководителя театра. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Бирман, с которой (как и со своей женой С. Гиацинтовой) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой Студии МХТ. С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Афиногенова (совместно с А. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера. Берсенев первым оценил талант К. Симонова. Сначала в Театре им. Ленинского комсомола будет поставлена пьеса «История одной любви» (1940), а за несколько дней до начала Великой Отечественной войны состоится премьера пьесы молодого автора «Парень из нашего города». Герой пьесы Сергей Луконин знал, что будет война, и был готов идти воевать. Эта пьеса возобновлялась дважды — в последний раз в 1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева.

В 1944 году театр поставит спектакль по пьесе Симонова «Так и будет», в котором играла знаменитая Валентина Серова — жена К. Симонова, его муза, та, которой были посвящены стихи «жди меня», и «я вернусь» заменившие военному поколению молитву.

Как часто случается, после ухода лидера (Берсенев умер в 1951 г.), в театре наступает период безвременья. Менялись руководители, но творческой жизни не наступало. Власти в короткий период хрущевской оттепели делают кадровые послабления. После успеха спектаклей А.В. Эфроса в Центральном детском театре талантливого молодого режиссера назначают в 1963 году в Театр им. Ленинского комсомола. Эфрос будет руководить театром всего три года: в начале 1967 года его снимут. Однако вклад режиссера в историю театра как такового окажется весомым.

За три сезона режиссер вернул публику в театр, ему удалось сформировать уникальную труппу, в которую вошли В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. А. Эфрос раскрыл талант таких актеров как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и др.

За короткий срок режиссеру удалось возродить театр. Как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии: ставил В. Розова, А. Арбузова, Э. Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова. Именно этого спектакля не простили неблагонадежному режиссеру. «Чайка» А. Эфроса бросала вызов мхатовской традиции, что побудил одних «заступиться за Чехова», других воспользоваться неоднозначными критическими суждениями и раздуть конфликт внутри театра. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года.

В течение последующих семи лет театр скорее терял публику, чем завоевывал, пока в 1973 году не был назначен главным режиссером Марк Захаров. Опыт Студенческого театра МГУ, его работа в Театре Сатиры сделали свое дело. Режиссер пришел не только ставить спектакли, но осуществлять строительство своего театра.

Начал М. Захаров с постановки музыкального спектакля, что в последствие оформится в устойчивую традицию репертуара. В 1974 году был поставлен «Тиль Уленшпигель», в котором по достоинству оценили талант малоизвестного тогда Н. Караченцова и известной И. Чуриковой. Позднее эта линия репертуара будет поддержана такими спектаклями как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко, «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова.

Захаров сгруппирует свою команду, в которую войдут композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин, драматург Г. Горин. Конечно же, режиссер приступит к формированию труппы, которая станет уникальной, своеобразной на карте Москвы. О. Янковский, А. Абдулов, Е. Шанина, выдающийся актер Е. Леонов, перешедший из Театра им. Вл. Маяковского, Т Пельтцер, перешедшая из Театра сатиры, Л. Броневой, покинувший Малою Бронную, — все они помогли М. Захарову стать театром мощных и неповторимых индивидуальностей, как впрочем, и режиссер сумел подчинить известные авторитеты, которые стали частью ансамбля.

Театр, начиная с 1974 г., каждый сезон выпускает общественно значимые премьеры как: «В списках не значился» Б. Васильева, «Иванов» А. Чехова, «Вор» В. Мысливского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Мудрец» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина и Ш. Каллоша, «Пер Гюнт» Ибсена, «Испанские безумства», «Ложь во спасение» и другие. Органично вошли в труппу, сформировали так называемое второе поколение Ленкома такие актеры как: Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, Н. Щукина, С. Степанченко, И. Агапов, А. Соколов, А. Леонов, А. Сирин, И. Фокин и другие. Также влились в труппу новые силы, проявив себя в репертуаре театра: среди них — М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др., что свидетельствует о продуманной стратегии, программе вверенного М. Захарову театру.

У каждого храма искусств есть свои вехи в развитии, о которых мало кто из зрителей знает. Ведь все мы привыкли посещать театры в давно состоявшемся внешнем виде и просматривать современный репертуар. Как же появился, развивался и стал таким, как его знают современники, театр Ленком?

  • В далеком 1926 году активные и творческие молодые люди объединились весьма оригинальным для того времени образом: именно тогда на Малой Дмитровке, дом 6 и был организован первый ТРАМ - театр рабочей молодежи. Во главе стал В.И.Берсенев, который привел вслед за собой огромное количество талантливейших актеров из МХАТа. Во времена этого руководителя, театр получил признание во всей стране, стал одним из известнейших сценических коллективов. Тому способствовали жесткая манера руководства Берсенева, организованность, умение сплотить труппу и вести её к достижению целей.
  • В 1938 году театр получил новое название и стал именоваться Московским Театром Ленинского комсомола. Но, как часто это бывает, постоянные посетители дали ему более короткое имя - Ленком. Так его называют и в наши дни.
  • В 1963 году наступила "золотая пора" в истории театра. Пусть она была и недолгой, но очень яркой, давшей путевку в жизнь многим талантливым актерам. А виновником всего происходящего был никто иной, как А.В.Эфрос. Так называемая "плеяда Эфроса", под его чутким руководством, поставила и сыграла на сцене не один десяток великолепных спектаклей. Но местные власти усмотрели в молодом режиссёре опасность для только что заложенных основ социализма и Эфроса отстранили от работы. Ленком стал приходить в упадок, зрители его оставили.
  • Немного оживилась ситуация только с приходом Р.Г. Экимяна в 1973 году. Позже, кроме режиссера, появился и свой композитор, и художник, и драматург. А ещё Николай Караченцев сыграл Тиля Уиленшпигеля и на следующий день о нем и Ленкоме знала вся страна. Также прославила театр и Инна Чурикова. Стали ставить спектакли, о которых постоянно спорили зарубежные и отечественные критики. Новая эра театра Ленинского комсомола стартовала!

Театр Ленком в наши дни

Московский театр Ленком сейчас проводит свой 90 сезон под чутким руководством Марка Захарова, который возглавдяет коллектив с 1973 года и до сих пор. Благодаря его таланту и умению контролировать даже мельчайшие детали, зал на Малой Дмитровке всегда был полон.

Зрители посещают этот храм искусства потому, что тут всегда по-особенному ставят даже самые известные спектакли, по много раз прочитанным произведениям. Каждый раз чувствуешь и осознаешь нечто новое, постоянно пребываешь в приятном волнении от ожидания необычного прочтения давно знакомого сюжета. Ленком - один из самых популярных среди поклонников театрального искусства. Когда приходишь под его своды, кажется, что пришёл в гости к хорошему другу!

Актеры и спектакли

На сегодняшний день труппа театра представлена огромным количеством талантливых актеров и актрис, среди которых:

  • Инна Чурикова;
  • Леонид Броневой;
  • Александр Збруев;
  • Дмитрий Певцов;
  • Виктор Вержбицкий;
  • Елена Шанина.

Большинство из этих артистов не только исполняют роли на сцене Ленкома, но и постоянно снимаются в кино. И это одна из причин, почему приходят зрители на спектакли, ведь это нечто необычное - увидеть любимого героя с экрана в нескольких метрах от себя, на подмостках Ленкома.

Репертуар также богат на различные произведения, от классики до современных постановок, самыми популярными из которых являются:

  • «Вишневый сад»;
  • «Пролетая над гнездом кукушки»;
  • «Борис Годунов»;
  • «Женитьба Фигаро».

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась здесь самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея Ермоловой, днем работающей у токарного станка, популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика - русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование - "Ленком". Это имя нам милее и дороже, хотя с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз - в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...


Плеяда "Эфроса"

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссёра, и для всего нашего театра - "В день свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь", "Снимается кино" Э. Радзинского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Мольер" М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами - В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром. По выражению А.Ширвиндта, "уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок". Дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей! Через пять-шесть лет театр почувствовал себя совсем плохо. Надежда забрезжила с приходом на директорскую должность Р.Г. Экимяна. То ли он предчувствовал изменение ситуации, то ли изменившаяся ситуация отрядила его выстраивать новый Ленком

Новый "Ленком"

В конце 1973 года в театре появился новый главреж (впоследствии - художественный руководитель), и свой драматург, и свой художник. Что случается нечасто. В 1974 году появилось нечто остроумное, музыкальное, стремительное, злое и веселое. Николай Караченцов, сыграв Тиля Уленшпигеля, проснулся знаменитым. Инна Чурикова придала спектаклю особое очарование и изящество. Заиграли все на удивление хорошо, особенно Д.Гошев, Е.Фадеева, М. Лифанова, Ю.Колычев, В.Проскурин, В.Ларионов, Б.Беккер и многие другие. Вдохновенно и весело зазвучали мелодии Геннадия Гладкова, впервые вживую исполненные музыкальным ансамблем "Аракс".

В музыкальное оснащение театра особый вклад внесли люди уникально одаренные: композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин. Бывший саратовский артист Олег Янковский вместе со студентом Александром Абдуловым и чудом российского искусства - Евгением Павловичем Леоновым заложили прочные основы новой актерской команды. Сюда скоро сбежала из театра Сатиры Татьяна Ивановна Пельтцер, из театра на Малой Бронной явился сам Леонид Сергеевич Броневой, из Ленинграда приехала Елена Шанина. Появились спектакли, о которых говорили и спорили зрители, критики, отечественные и зарубежные СМИ: "В списках не значился" Б.Васильева, "Иванов" А.Чехова, "Вор" В. Мысливского, "Жестокие игры" А.Арбузова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова и П.Грушко, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, "Юнона и Авось" А.Вознесенского и А.Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Мудрец" А.Островского, "Поминальная молитва" Г.Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Чайка" А.Чехова, "Королевские игры" Г.Горина и Ш.Каллоша, "Аквитанская львица", "Пер Гюнт" Ибсена, "Испанские безумства", "Ложь во спасение" и другие. Сформировалось так называемое второе поколение "Ленкома" - залог нашего долголетия: Д.Певцов, А. Захарова, Т.Кравченко, А.Лазарев, В. Раков, Н.Щукина, С.Степанченко, И.Агапов, А.Соколов, А.Леонов, А.Сирин, И.Фокин и другие.

Похоже, Ленкому удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми и посещаемыми. Причём, иногда благодаря одной только безвестной молодежи, которая через несколько месяцев становится и любимой, и популярной, и почитаемой в российском театральном и кинематографическом пространстве. Это Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие. Сегодня зрительный зал Ленкома переполнен, и наш театр продолжает уверенный путь к своему столетию.

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» - с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии - спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года. Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь на сайте театра у вас есть возможность познакомиться с книгой.
Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).