Расшифруй слова и определи произведение шламы. Ты закончил работу. Молодец! Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его
Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По материалам периодической печати.
Главнокомандующий армиями Генерал-Фельдмаршал Князь Голенищев-Кутузов рапортом своим ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ из селения Жилина, от 4 Сентября доносит следующее:
После столь кровопролитного, хотя и победоносного с нашей стороны от 26 числа Августа, сражения, должен я был оставить позицию при Бородине по причинам, о которых имел щастие донести ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. После сражения того армия была весьма ослаблена. В таковом положении приблизились мы к Москве, имея ежедневно большие дела с авангардом неприятельским, и на сем недальнем расстоянии не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. Войски, с которыми надеялись мы соединиться, не могли еще прийти; неприятель же пустил две новые колонны – одну по Боровской, а другую по Звенигородской дорогам, стараясь действовать на тыл мой от Москвы, а потому не мог я никак отважиться на баталию, которой невыгоды имели бы последствием не только разрушение армии, но и кровопролитнейшую гибель и превращение в пепел самой Москвы. В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние прикрывать пособия, в обильнейших наших Губерниях заготовляемые. Всякое другое направление пресекло бы мне оные равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова. Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию.
Генералу Винценгероду предписано от меня держаться самому на Тверской дороге, имея между тем по Ярославской казачий полк для охранения жителей от набегов неприятельских партий.
Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества. Впрочем ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО всемилостивейше согласиться изволите, что последствия сии нераздельно связаны с потерею Смоленска.
«Исторический, статистический и географический журнал», 1812, ч.3, кн.3 (сентябрь), с.248-251.
Комментарии:
Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович (1745 / 1747 – 1813), граф (с 29 июля (10 августа) 1812 г. светлейший князь; с 6 (18) декабря 1812 г. светлейший князь Смоленский ), российский генерал от инфантерии (с 30 августа (11 сентября) 1812 г. генерал-фельдмаршал), шеф Псковского пехотного полка, в 1812 г. начальник Санкт-Петербургского ополчения, с 5 (17) августа 1812 г. главнокомандующий всеми российскими армиями, в 1813 г. главнокомандующий соединенными российско-прусскими армиями, умер в Бунцлау 16 (28) апреля 1813 г.
Тормасов Александр Петрович (1752 – 1819), российский генерал от кавалерии, в 1812 г. главнокомандующий 3-й Резервной (Обсервационной) армией, с сентября 1812 г. командовал войсками Главной армии.
Чичагов Павел Васильевич (1767 – 1849), российский адмирал, генерал-адъютант, в 1812 г. главнокомандующий Дунайской армией, с 18 (30) сентября 1812 г. по февраль 1813 г. главнокомандующий 3-й Западной армией.
Документы, необходимые для поступления в Уваровский кадетский корпус.
1.Справка о составе семьи
- Свидетельство о регистрации ребенка (форма -8)
3.Личное дело с медицинской картой и сертификатом прививок
- Поступающим в 10 класс, аттестат об образовании, свидетельство о результатах ГИА, медицинская карта, сертификат прививок.
5.Копия паспорта.
6.Копия свидетельства о рождении.
7.ИНН (копия)
8.СНИЛС (копия)
9.Справка 086-У.
10.Мед карта (больница)
- Медицинский полис (копия — 2 шт.)
12.Фото 3×4 (2 шт.)
13 Характеристика.
ДЕМОВЕРСИИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
Контрольная работа по математике
для поступающих в 7 кадетский класс
(40 минут)
- Вычислите: а) ; б) .
- Упростите выражения:
- Решите уравнения:
- Для изготовления 8 одинаковых деталей требуется 12 кг металла. Сколько кг металла потребуется для изготовления 6 таких деталей?
- На первой стоянке в 4 раза меньше машин, чем на второй. После того, как на первую стоянку приехали 35 машин, а со второй уехали 25 машин, машин на стоянках стало поровну. Сколько машин было на каждой стоянке первоначально?
- В первый час автомашина проехала 27% намеченного пути, после чего ей осталось проехать еще 146 км. Сколько км составляет длина намеченного пути?
Русский язык. Диктант с грамматическими заданиями
для абитуриентов, поступающих в 7 кадетский класс
(40 минут)
Партизанская засада
Бушует в поле непогода. По небу стелятся низкие, тяжелые облака. Яростные порывы ветра гонят по дорогам снег.
Ненависть к фашистским захватчикам собрала в дремучем лесу партизан. Во многих сражениях участвовал одиннадцатилетний Серёжа.
Сейчас он прибежал из ближней деревни и докладывает командиру, что видел на дороге несколько немецких танков. Партизаны рассчитывают уничтожить их внезапным ударом.
Слышится гудение моторов. Серёжа пробирается к дороге. Неприятельские танки пробираются к небольшой поляне. Мальчик бросает в переднюю машину бутылку с зажигательной жидкостью.
Блеснула огненная дуга и озарила лес. Танк загорелся. Путь фашистам преграждён. Кое-кто из врагов пытался сопротивляться. Сбежались партизаны и уничтожили фашистов. Никто не вырвался из этой засады. Юного героя представили к награде.
Грамматические задания
- Сделать синтаксический разбор первого предложения пятого абзаца.
- Разобрать по составу слова: захватчикам , сбежались , кое-кто .
- Разобрать как часть речи слова: захватчикам , сбежались , кое-кто .
Работа по математике
для юношей, поступающих в 8 кадетский класс
(40 минут)
- Упростить:
- Разложить на множители:
- Решить уравнение:
- Построить график функции. Принадлежит ли графику этой функции точка B(8; -19)?
- В магазин привезли печенье. В первый день продали 52 кг печенья, а во второй день – в 1,3 раза меньше, чем в первый. Сколько килограммов печенья привезли в магазин, если за два дня продали привезенного печенья?
Русский язык. Свободный диктант с грамматическими заданиями для абитуриентов, поступающих в 8 кадетский класс (40 минут)
Прощание
Кончался первый день после смерти Пушкина. Толпа перед домом Волконских (последней квартирой поэта) заметно редела.
Именно этого часа и дожидался Тургенев. Неотступная, тайная мысль им овладела.
Он быстро вошел в квартиру. У гроба поэта никого уже не было, только старый камердинер Никита Козлов стоял в ногах покойного барина и неотрывно смотрел на него.
Пушкин, прикрытый по грудь погребальной парчой погребальной парчой, лежал легко и спокойно. Курчавые волосы и бакенбарды резко оттеняли его побледневшее, осунувшееся лицо и особенно губы, на которых, казалось, застыла последняя жгучая обида.
Долго стоял Тургенев у гроба, плакал беззвучно, не утирая слёз.
«…Вот что, голубчик, срежь мне на память локон Александра Сергеевича», — еле слышно сказал он.
Тургенев бережно спрятал в карман драгоценную ношу и вышел на улицу.
Метель разыгралась. Она выла, стонала, кружила вокруг дома, по набережной, над застывшей Мойкой.
(По Ю.Гаецкому)
Грамматические задания
- Ответить на вопросы: каким увидел И.С.Тургенев Пушкина в момент прощения с ним? Почему камердинер поэта не мог отказать в просьбе Тургеневу? С какой целью автор ввел в этот рассказ пейзаж?
- Указать, какие из выделенных определений однородны, а какие – нет. Использовать эти определения в записываемом тексте.
- Объяснить орфограммы в словах прикрытый, парчой.
Контрольная работа по математике для поступающих в 10 класс
Вариант 1
- Найдите значение выражения при х = 0,06.
1) – 10; 2) 10; 3) 0,01; 4) 0,1.
- Упростите: ;
1) ; 2) ; 3) ; 4) нет правильного ответа
- Найдите область определения функции: .
- Запишите число в стандартном виде.
1) 35,4 · 10 2 ; 2) 3,54 · 10 2 ; 3) 3,54 · 10 3 ; 4) 3,54 · 10 — 3 ;
- Последовательность задана формулой с п = 2п 3 — 1. Какое из чисел является членом этой последовательности?
1) — 32 ; 2) 21 ; 3) — 17 ; 4) 56
- Лодка проплыла 10 км по течению реки и 9 км против течения, затратив на путь против течения на 1 час больше, чем на путь по течению. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения 2 км/ч.
Пусть х км/ч – собственная скорость лодки. Какое из следующих уравнений соответствует условию задачи?
- Функция задана графиком. Укажите множество значений этой функции.
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Вариант 2
- Найдите значение выражения: , если с = — 1,45.
1) 12; 2) 1,2 ; 3) 0,12; 4) 3,6.
- Упростите выражение: .
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
- Укажите наибольшее целое число, принадлежащее области определения функции.
1) — 3; 2) 0; 3) 1; 4) .
- Запишите число 0,000079 в стандартном виде.
1) 7,9 · 10 -4 ; 2) 7,9 · 10 -5 3) 7,9 · 10 -6 4) 7,9· 10 -7 .
- Числа 3 и 5 являются соответственно третьим и седьмым членами арифметической прогрессии. Найти второй член прогрессии.
1) 2,5; 2) 1,5; 3) 2; 4) 0,5.
- Миша спускается с горы на 20 мин быстрее, чем поднимается в гору. Путь в одном направлении составляет 1,5 км. Найдите скорость движения Миши при спуске с горы, если его скорость при подъеме на 2 км/ч меньше.
Пусть х км/ч – скорость движения Миши при спуске с горы. Какое уравнение соответствует условию задачи?
- Сколько нулей имеет функция, график которой изображен на рисунке?
1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 3.
ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для поступающих в 10 КЛАСС
Когда я проснулся, комната была залита солнцем. Часы показывали девять. Я поспешил привести себя в надлежащий вид и вышел в коридор, из которого вскоре попал в гостиную, где меня встретила безмолвная, строгая мебель, на которую были надеты чехлы. Порядок и особенная чистота и блеск крашеного пола указывали, что этой комнатой пользовались чрезвычайно редко. Рядом находилась столовая, в коей от вчерашнего пиршества не осталось и следа: слуга ставил на чистую скатерть всякую всячину, что была необходима для чая. Через другой коридор слуга провел меня в кабинет, который оказался невелик: ближе к окнам, отступая от стены, стоял письменный стол; за ним выгибало черную спинку полукруглое кресло. Одну стену закрывали полки с книгами; против них пестрел широкий турецкий диван; на всех свободных местах стен висело оружие.
Письменный стол был в необычайном порядке, и это настолько не вязалось со сложившимся у меня представлением о его хозяине, что я невольно обозрел стол внимательнее: вещи часто красноречивее слов говорят о своих владельцах… Роскошная хрустальная чернильница на серебряном постаменте была наполнена давно пересохшею кашей из мух и чернил. В перламутровой ручке торчало ржавое перо с одним зубцом… все свидетельствовало, что письменный стол — только общепринятое украшение комнаты и что рука хозяина не прикасалась к нему. Зато явно и часто прикасалась она к книгам, настолько они были растрепаны, взлохмачены, словно побывали в клетке у медведя, запиханы на полки кое-как и торчали там, будто зубья у стоймя поставленной бороны.
Я осторожно высвободил несколько книг — переплет одной из них и значительная часть страниц были сплошь усеяны мелкими, странными дырочками; посередине другой зияла одна большая сквозная дыра… Хозяин варвар их расстреливал, тренировался в меткости.
(По С. Минцлову)
(261 слово)
Задания к тексту:
Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, разберите его по членам.
Над каждым словом первого предложения укажите часть речи.
История. Демоверсия для поступающих в 10 класс.
- В каком году произошло воцарение династии Романовых?
- Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?
1) Земский собор
2) Уложенная комиссия
3) Негласный комитет
4) Боярская дума
- Что из перечисленного стало одним из последствий Смутного времени?
1) проведение политики опричнины
2) пресечение династии Рюриковичей
3) воцарение династии Романовых
4) введение урочных лет
- Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.
«Сказала дружина … [князю]: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их … [князь]: пошёл к древлянам за данью и прибавил
к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова <…>, сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их … [князь]; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили … [князя] и дружинников его, так как было их мало <…>».
1) Олег Вещий
2) Игорь Старый
3) Святослав Игоревич
4) Владимир Святославич
- Что из перечисленного относится к первой четверти XVIII в.?
1) появление первых в России мануфактур
2) восстание под руководством К.А. Булавина
3) разделы Речи Посполитой
4) издание манифеста о вольности дворянской
- Какое из перечисленных событий произошло в период правления Александра I?
1) издание указа о трёхдневной барщине
2) разрешение свободного выхода крестьян из общины
3) освобождение крепостных крестьян в Прибалтике
4) перевод временнообязанных крестьян на обязательный выкуп
- Что из названного было следствием преобразований Петра I?
1) отмена местничества
2) оформление российского абсолютизма
3) отмена крепостного права
4) формирование сословно-представительной монархии
- Прочтите отрывок из донесения и укажите год, когда оно было составлено.
«Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод».
- Кто из перечисленных государственных деятелей занимал пост министра финансов в конце XIX - начале XX в. и провел денежную реформу, в ходе которой основой денежной системы стал золотой рубль?
1) В. К. Плеве
2) С. Ю. Витте
3) К. П. Победоносцев
4) П. А. Столыпин
- Укажите архитектурное сооружение, создание которого относится к XII в.
1) «Золотые ворота» в Киеве
2) церковь Спаса на Нередице
3) Софийский собора в Новгороде
4) Десятинная церковь в Киеве
- В какие годы в СССР проводилась сплошная коллективизация сельского хозяйства?
1) 1918–1920 гг.
2) 1923–1924 гг.
3) 1925–1927 гг.
4) 1929–1933 гг.
- Новая экономическая политика (нэп) допускала
1) осуществление продразвёрстки
2) передачу в частную собственность крупных промышленных предприятий
3) введение всеобщей трудовой повинности
4) создание предприятий с привлечением иностранных инвестиций
- Какое из перечисленных событий привело к формированию двоевластия?
1) выступление генерала Л. Г. Корнилова
2) роспуск Учредительного собрания
3) падение монархии в России
4) провозглашение советской власти в октябре 1917 г.
14.. Укажите название населённого пункта, у которого произошло соединение 1-й армии под командованием М.Б. Барклая-де-Толли и 2-й армии под командованием П.П. Багратиона во время войны 1812 г.
1) Витебск
2) Смоленск
3) Бородино
4) Малоярославец
- Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите год, о событиях которого идёт речь.
«Мы ясно представляли себе, насколько трудна и ответственна задача, которую должны решить войска нашего фронта. А они ещё не отдохнули после жарких боёв на Курской дуге, не успели восполнить потерь. Надо было их обеспечить продовольствием, боеприпасами, фуражом и горючим. Все базы и склады мы старались приблизить к войскам…
Опираясь на опыт боёв на Курской дуге, командование фронта и в наступлении большие надежды возлагало на широкий манёвр силами. Так как нам предстояло форсировать такие крупные реки, как Десна, Сож и Днепр, начальник инженерных войск генерал Прошляков получил указание создать необходимый резерв переправочных средств».
- Какой из указанных периодов получил название «оттепели» в СССР?
1) 1941-1945 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1964-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.
- К периоду руководства Л. И. Брежнева (1964-1982 гг.) относится
1) Карибский кризис
2) Потсдамская конференция
3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
4) строительство Берлинской стены
- Прочтите отрывок из публицистической статьи и укажите пропущенную в тексте фамилию государственного деятеля.
«Следует признать, что <…> выбрал наиболее благоприятный момент для своей отставки. Формально срок его полномочий, действительно, истекал только в июне 2000 года. Отставка его в последние часы уходящего тысячелетия - поступок, несомненно, заслуживающий уважения. В своём выступлении он попросил у народа прощения за свои ошибки и невыполненные обещания. В тот день произошло подлинно историческое событие. В XX веке в России неоднократно менялись как формы правления, так и сами правители. …Одиннадцатый и последний правитель России в XX веке ушёл достойно и уж точно не в результате переворота. …Вопреки распространённому мнению, <…> не стал цепляться за власть и по собственной воле покинул Кремль. Вполне возможно, что именно благодаря этому мужественному поступку он займёт достойное место в истории».
1) М. С. Горбачёв
2) Б. Н. Ельцин
3) В. В. Путин
4) Д. А. Медведев
- Кто из перечисленных политических деятелей принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?
1) Н.И. Бухарин
2) Л.Д. Троцкий
3) А.А. Жданов
4) Л.П. Берия
- Рассмотрите схему и выполните задание.
Какое сражение изображено на схеме?
1) битва под Аустерлицем
2) битва на реке Рымник
3) Полтавский бой
4) Гросс-Егерсдорфское сражение
Физика 10 класс
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения в СИ | Формула для вычисления | |
1 | Масса | |||
2 | Плотность | |||
3 | Объём | |||
4 | Скорость | |||
5 | Сила | |||
6 | Импульс | |||
7 | Ускорение | |||
8 | Путь, перемещение | |||
9 | Сила тока | |||
10 | Напряжение | |||
11 | Сопротивление | |||
12 | Длина волны | |||
13 | Период | |||
14 | Частота | |||
15 | Амплитуда | |||
16 | Электроёмкость | |||
17 | Заряд | |||
18 | Напряжённость | |||
19 | Кинетическая энергия | |||
20 | Потенциальная энергия | |||
21 | Количество теплоты, пошедшее на нагревание тела | |||
22 | Работа силы | |||
23 | Мощность | |||
24 | Вектор магнитной индукции | |||
25 | Магнитный поток |
1) Какой участок графика соответствует равноускоренному движению?
2) Определите равнодействующую силу, действующую на тело массой 5 кг на этом участке.
3) Определите работу, совершённую над телом, если тело прошло путь 50 м.
4) Чему равна сила трения, действующая на тело, если коэффициент трения равен 0,15?
5) Какую скорость приобретёт тело за 3 с движения на данном участке, если начальная скорость была равна 2 м/с?
нормативы по физической подготовке
7 класс
8 класс
ОГЭ -2019. История.
Демонстрационный вариант.
1.К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?
1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XI в.
Ответ:
2.Русская Правда в Древней Руси – это
1) сборник законов Древнерусского государства
2) первая древнерусская летопись
3) название договора между Русью и Византией
4) литературное произведение, написанное киевским князем
Ответ:
3.Что из перечисленного стало одним из последствий Смуты в начале XVII в.?
1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы
2) вхождение украинских земель в состав России
3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты
4) воцарение династии Романовых на российском престоле
Ответ:
4.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич ПлещеевБельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III 2) Иван IV 3) Фёдор Иванович 4) Борис Годунов
Ответ:
5.Какое из перечисленных событий революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных?
2) Кровавое воскресенье
3) роспуск II Государственной думы
4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
Ответ:
6.III отделение императорской канцелярии было создано в целях
1) создания единого свода законов
2) разработки проектов отмены крепостного права
3) усиления полицейского контроля над обществом
4) улучшения положения государственных крестьян
Ответ:
7.Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной
1) русско-турецких войн
2) заключения Вечного мира с Польшей
3) участия России в разделах Польши
4) антифранцузской политики Российской империи
Ответ:
8.Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.
«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».
1) А.В. Суворов 2) М.И. Кутузов 3) П.И. Багратион 4) М.Д. Скобелев
Ответ:
9.Назовите московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского владычества.
1) Иван Калита 2) Дмитрий Донской 3) Иван III 4) Василий III
Ответ:
10.Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.
1) «Слово о законе и благодати»
2) «Повесть временных лет»
3) «Поучение детям»
4) «Житие Бориса и Глеба»
Ответ:
11.Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР происходила в
1) 1920-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1940-е гг.
4) 1950-е гг.
Ответ:
12.Что из перечисленного относится к событиям Гражданской войны в России?
1) Брусиловский прорыв
2) оборона Порт-Артура
3) разгром войск генерала П.Н. Врангеля
4) защита Брестской крепости
Ответ:
- Что из перечисленного явилось одним из итогов нэпа?
1) Городское население количественно превзошло сельское.
2) Было ликвидировано кулачество.
3) Была проведена форсированная индустриализация страны.
4) По объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г.
Ответ:
14.Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР?
1) «Тайфун»
2) «Цитадель»
3) «Барбаросса»
4) «Ост»
Ответ:
15.Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции?
«План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции "Багратион" позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».
1) Украина 2) Белоруссия 3) Молдавия 4) Эстония
Ответ:
16.Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?
1) отставка Н.С. Хрущёва
2) принятие Конституции СССР
3) I Съезд народных депутатов СССР
4) XX съезд КПСС
Ответ:
17.Чем завершилась «Пражская весна»?
1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии
2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил
3) роспуском Организации Варшавского договора
4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию
Ответ:
18.Прочтите отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события.
«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены… В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200–300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента».
1) 1962 г. 2) 1985 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г.
Ответ:
19.Первым Президентом РФ был
1) В.В. Путин 2) Б.Н. Ельцин 3) М.С. Горбачёв 4) Е.Т. Гайдар
Ответ:
20.Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме.
1) Е.П. Хабаров
2) И.Ф. Крузенштерн
3) В.Д. Поярков
4) С.И. Дежнёв
Ответ:
21.Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является
1) скульптура «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной
2) памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса
3) памятник «Тысячелетие России» М. Микешина
4) скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича
Ответ:
22.Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите период, когда произошло событие, которому посвящена данная карикатура.
1) вторая половина 1920-х гг.
2) первая половина 1930-х гг.
3) вторая половина 1930-х гг.
4) первая половина 1940-х гг.
Ответ:
23.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) отмена крепостного права в России
2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
4) созыв первого Земского собора
Ответ:
24.Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Ответ:
- Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 г.? Найдите в приведённом ниже списке два лозунга и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Вся власть Советам!»
2) «Долой самодержавие!»
3) «Война до победного конца!»
4) «Никакой поддержки Временному правительству!»
5) «Все на борьбу с Деникиным!»
Ответ:
26.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Инвестиции различных стран в экономику России
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
- Запишите термин, о котором идёт речь.
В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого-либо преступления.
Ответ: ___________________________.
28.Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) существование внутренних таможенных пошлин
2) существование мануфактурного производства
3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам
4) преобладающее значение сельского хозяйства
Ответ:
- Запишите фамилию, пропущенную в схеме.
Программные документы декабристов
Н.М. Муравьёв
«Русская правда». «Конституция».
30.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство;
2) мещанство;
3) крестьянство;
4) чиновничество;
5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Ответ:
Часть 2.
Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако <…> трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд… Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…> Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»
32.В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
33.Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.
- Укажите год, когда могли произойти указанные события.
- Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?
- Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?
34.Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
35.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
Составьте план , в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов .
Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов . План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Проверьте, что каждый ответ записан рядом с номером соответствующего задания. |
ОТВЕТЫ.
№ заданий. |
ОТВЕТЫ. |
2431 |
|
реабилитация |
|
3412 |
|
Пестель |
|
2) название периода – «перестройка» |
|
«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей». Могут быть указаны следующие причины: 1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов; 2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования; 3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере |
|
1) год, к которому относятся события, – 1917 г.; 2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти; (Может быть названа другая верная причина.) 3) документ – Декрет о земле |
|
Могут быть приведены следующие факты: 1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке; 2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности; 3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры; 4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда. Могут быть приведены другие факты |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.): А) контрнаступление советских войск под Сталинградом; Б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях; в) завершение перестройки промышленности на военный лад; Г) развитие партизанского движения. 3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.). Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция). 4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.
«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».
1) А.В. Суворов
2) М.И. Кутузов
3) П.И. Багратион
4) М.Д. Скобелев
ответ: 2.
Отрывок из доклада М. И. Кутузова императору Александру I после оставления нашими войсками Москвы в сентябре 1812 г.
8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора реформы, о которой идёт речь.
«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. < …> 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».
1) М. М. Сперанский
2) А. А. Аракчеев
3) П. А. Столыпин
4) С. Ю. Витте
ответ: 3.
Возможность выхода крестьян из общины была предоставлена в ходе аграрной реформы Столыпина (1906−1911 гг.).
8. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите российского государственного деятеля, подписавшего его.
«Статья II. Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее. Статья V. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий…»
1) М. М. Сперанский
2) А. М. Горчаков
3) С. Ю. Витте
4) П. А. Столыпин
ответ: 3.
Портсмутский мирный договор подписал от России Витте.
8. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».
1) при Гросс-Егерсдорфе
2) у д. Лесной
3) при Цорндорфе
4) у о. Гренгам
ответ: 2.
Матерью Полтавской баталии Петр называл победу у д. Лесной.
8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите государственного деятеля - инициатора закона, о котором идёт речь.
«Закон не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли. Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, может, наконец, продать её».
1) С.Ю. Витте
2) П.А. Столыпин
3) В.К. Плеве
4) М.Т. Лорис-Меликов
ответ: 2.
Ликвидация общины и создание из крестьян класса мелких собственников - главная задача аграрной реформы (1906−1911 гг.) проводимой Столыпиным.
8. Прочтите отрывок из исторического документа и определите время его создания.
«35) Взыскания, налагаемые за неисправную работу, за прогул и за нарушение порядка, в общей их сложности не должны превышать одной трети заработка, действительно причитающегося рабочему к установленному сроку расплаты.
39) Взыскания с рабочих обращаются на составление особого при каждой фабрике капитала, состоящего в заведывании фабричного управления. Капитал этот может быть употребляем с разрешения инспекции только на удовлетворение нужд самих рабочих согласно правилам, издаваемым министром финансов по соглашению с министром внутренних дел».
1) 1820-е гг.
2) 1840-е гг.
3) 1860-е гг.
4) 1880-е гг.
ответ: 4.
Это закон 3 июня 1886 г. Он состоял из двух частей: общие правила найма, распространяющиеся на всю Российскую империю, и «особые правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», представляющие частью развитие сказанных правил, частью же новые постановления, непосредственно связанные с вновь образованными органами надзора - губернскими и столичными присутствиями по делам фабричного законодательства.
8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите фамилию, пропущенную в тексте.
«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место - площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя <…> для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу, но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна…»
1) П. И. Пестель
2) И. И. Пущин
3) С. П. Трубецкой
4) С. И. Муравьёв-Апостол
ответ: 3.
В документе говорится о подготовке к выступлению декабристов. Пропущена фамилия князя Трубецкого, который был назначен диктатором восстания.
8. Прочтите фрагмент речи, произнесённой на заседании Государственной думы в 1906 г., и укажите фамилию оратора.
«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами существования русской державы».
1) А. Ф. Керенский
2) П. А. Столыпин
3) В. И. Ленин
4) Л. Г. Корнилов
ответ: 2.
Разрушение общины и создание класса мелких собственников из крестьян - основные задачи аграрной реформы Столыпина (1906−1911 гг.).
8. Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.
«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. <…>
3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные. <…>
14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».
1) Пётр III
2) Екатерина II
3) Павел I
4) Александр I
ответ: 4.
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года.ф
8. Прочтите отрывок из доклада и укажите фамилию его автора.
«Вот главные начала (православие, самодержавие, народность), которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».
1) М. М. Сперанский
2) П. А. Столыпин
3) С. С. Уваров
4) С. Ю. Витте
ответ: 3.
Граф (с 1846 г.) Сергей Семёнович Уваров (25 августа (5 сентября) 1786 г., Москва - 4 (16) сентября 1855 г., там же) - русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833−1849 гг. Член Российской академии (1831 г.), почётный член (1811 г.) и президент (1818−1855 гг.) Петербургской академии наук. Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности, включавшей в себя: православие, самодержавие и народность.
Задание 1
I) Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.
Муравей и жук.
В летнюю пору гулял муравей по пашне и с..бирал по зернышку пш..ницу и ячмень, чтобы з..пастись корм..м на зиму. Ув..дал его жук и посочу..ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о..дыхают. Пр...м..лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д..ждями размыло, остался жук г..лодным, и пришел он пр..сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр..кал, не пришлось бы тебе теперь с..деть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж..стокие бе..ствия.
II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный
ответ, обозначьте его знаком «+»
а) народная сказка;
б) рассказ;
в) басня;
а) злобу и хитрость;
б) зависть;
в) лень и беспечность;
б) И.А. Крылов
в) это произведение народное
III) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________ шпирнив ________________ дорира ___________________
__________________________________________________________________
Задание 3
Приятна мне твоя прощальная краса... __________________
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... _________________
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки... __________________
Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________
человек... ___________________
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой... ____________________
7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________
Задание 4
""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.
""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.
Задание 5
Задание 6
1) ""Найденная луна"" __________________________________________________
2)""Прекрасный лебедь""________________________________________________
3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" ____________________________
____________________________________________________________________
4) ""Умник на солнце""________________________________________________
Задание 7
Финская.
____________________________________________________________________
Вьетнамская.
____________________________________________________________________
Индонезийская.
____________________________________________________________________
Иранская.
____________________________________________________________________
Ты закончил работу. Молодец!
Инструкция по проверке олимпиадной работы по литературному чтению
Задание 1
I) Прочитайте, вставь пропущенные буквы.
Муравей и жук.
В летнюю пору гулял муравей по пашне и с О бирал по зернышку пш Е ницу и ячмень, чтобы з А пастись корм О м на зиму. Ув И дал его жук и посочу В ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о Т дыхают. Пр О м О лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д О ждями размыло, остался жук г О лодным, и пришел он пр О сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр Е кал, не пришлось бы тебе теперь с И деть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж Е стокие бе Д ствия.
Задание выполнено:
без ошибок 5 баллов
1-3 ошибки 4 балла
4-6 ошибок 3 балла
7- 9 ошибок 2 балла
10-12 ошибок 1 балл
13 и более ошибок 0 баллов
Итого за первую часть (максимальное кол-во) 5 баллов
II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный ответ, обозначьте его знаком « + »
1) Жанровая принадлежность текста:
а) народная сказка;
б) рассказ;
+ в) басня; 1 балл
2) Жук в данном произведении олицетворяет :
а) злобу и хитрость;
б) зависть;
+ в ) лень и беспечность; 1балл
3) Как вы думаете, кто является автором этого произведения?
+ а) Эзоп 1 балл
б) И.А. Крылов
в) это произведение народное
4) Подчеркните самые главные строчки в тексте
Верный ответ (последний абзац) 1 балл
Итого за вторую часть (максимальное кол-во) 4 балла
ΙΙΙ) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.
Логически последовательное раскрытие темы (собственная позиция, позиция автора, обоснование)
Богатство словаря
Правильное речевое оформление
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок
(учитываются ошибки на изученные правила ) 7 баллов
Раскрыта тема, но отсутствует указание на собственную позицию или позицию автора, имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные речевые неточности (не более 3-х), не более 2-х орфографических и 1-ой пунктуационной ошибки. 5 баллов
Допущены отклонения от темы, нет обоснования собственной позиции, имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, беден словарь, имеются речевые неточности (не более 4-х), 3-4 орфографические и не более 2-х пунктуационных ошибок . 3 балла
Работа не соответствует теме, более 5 речевых ошибок, более 4-х орфографических и более 2-х пунктуационных ошибок, беден словарь . 1 балл Итого за третью часть 7 баллов
Максимальное количество баллов за задание 16 баллов
Орфографические ошибки на неизученные правила не учитываются
Задание 2
Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?
сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________
шпирнив ________________ дорира ___________________
__________________________________________________________________
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель.
по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением
Максимальное количество баллов за задание 6 баллов
Задание 3
По началу произведения определи его жанр:
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... стихотворение
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... рассказ __
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки... басня
4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города
Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... летопись
5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый
человек... сказка
6) Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой... былина
7) Старый друг лучше новых двух… пословица
по 1 баллу за каждый верно определённый жанр
Максимальное количество баллов за задание 7 баллов
Задание 4
Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.
""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.
1 – б, 2 – в, 3 – а .
по 1 баллу за каждое верное соответствие
Максимальное количество баллов за задание 3 балла
Задание 5
Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.
а) глядел из печки огонек___________________
б) лес точно терем расписной _______________
в) буре плач его подобен ___________________
г) белоснежная лебедушка __________________
д) уж небо осенью дышало _________________
е) седые моря ________________________ ____
Сравнения – б, в. Эпитеты – г,е. Олицетворения – а, д.
по 1 баллу - за каждое верно найденное сравнение или эпитет + 2 балла за верное определение приёма олицетворения
Задание 6
В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
1) ""Найденная луна""«Краденое солнце» К.Чуковский
2)""Прекрасный лебедь"" «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен
3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин
4) ""Умник на солнце"" « Незнайка на Луне» Н.Носов
по 1 баллу за каждое верное название и каждого автора
Максимальное количество баллов за задание 8 баллов
Задание 7
У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.
Язык до Киева до ведет.
Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Индонезийская.
Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Поспешишь, людей насмешишь.
Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
На безрыбье и рак рыба.
по 1 баллу за каждое верную пословицу
Максимальное количество баллов за задание 4 балла
Олимпиада по литературному чтению для 4 клас c а
1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?
а) былина
б) сказка
царство - …
3. Какое произведение не является басней?
а) Квартет
б) Свинья под дубом
в) Лиса, заяц и петух
г) Слон и Моська
4. Продолжи названия произведений:
Сказка Ш. Перро "Красная ________________________”
Рассказ В. Бианки "Оранжевое ________________________”
Рассказ В. Осеевой "Синие ______________________”
Рассказ А. Куприна "Белый _________________________”
Сказ. повесть А. Волкова "Желтый _________________________”
Сказка Ш. Перро "Синяя _______________________”
С. Михалков Сказка о потерянном времени
Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все
В. Губарев Маленький принц
А. Толстой Королевство кривых зеркал
С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля
А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания
А. Некрасов Золотой ключик
А. Милн Кузька
Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы
В Александрова Кошкин дом
"Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове.
Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все
препятствия” ______________________________________________________
7. Составь толковый словарь:
ланиты - ____________________ десница -________________________
чело - ______________________ шелом - _________________________
кичка - _____________________ перст - _________________________
супостат - __________________
8. На ком или на чем совершили путешествия:
а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________
б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________
в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________
г) На крышу Малыш __________________________________________________
д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________
е) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________
Рак + слон =………………………………………………………………………………
Лось + ас = ……………………………………………………………………………….
Лига + ум = ………………………………………………………………………………..
Куш + лоза =……………………………………………………………………………….
1. На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только ………..………
2. Вперёд чужой беде ………………………,голубок.
3. А вы, друзья, как ни ………………………………., Всё в музыканты не годитесь!
11. Придумай стихотворение с рифмами: ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок-впрок,
учитель-повелитель,звонок-срок.
Ключ
1. б) сказка
2. Восстановите повторы из сказок:
жили - были
хлеб - соль
чудо - юдо
царство - государство
3 . в) Лиса, заяц и петух
4. Продолжи названия произведений :
Сказка Ш. Перро "Красная Шапочка”
Рассказ В. Бианки "Оранжевое горлышко”
Рассказ В. Осеевой "Синие листья”
Рассказ А. Куприна "Белый пудель”
Сказ. повесть А. Волкова "Желтый туман”
Сказка Ш. Перро "Синяя борода”
5. Соедини литературное произведение о его автора:
С. Михалков Праздник непослушания
Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
В. Губарев Королевство кривых зеркал
А. Толстой Золотой ключик
С. Я. Маршак Кошкин дом
А. де Сент-Экзюпери Маленький принц
А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля
А. Милн Винни-Пух и все-все-все
Е. Шварц Сказка о потерянном времени
В Александрова Кузька
6. Даниэль Дефо " Робинзон Крузо”
7. Составь толковый словарь :
ланиты – щеки десница - рука
чело – лоб шелом - шлем
кичка – головной убор перст - палец
супостат – противник, враг
8. Совершили путешествия:
а) на воздушном шаре
б) на воздушном шарике
в) на ласточке
г) на Карлсоне
д) на утках
е) на ковре-самолёте
9. Разгадай анаграммы "Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:
Карлсон (А. Линдгрен)
Ассоль (А. Грин)
Маугли (Р. Киплинг)
Золушка (Ш. Перро)
10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.
1. На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
2. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
3. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь!