«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор. «Смех — благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор

Николай Гоголь, пытаясь объяснить содержание всего своего известного произведения «Ревизор», говорил о том, что есть в нем еще одно действующее лицо, кроме тех, которые были указаны в перечни действующих лиц. И им оказался смех, который играет немаловажную роль в гоголевской комедии. Автор сожалел о том, что никто из читателей совсем не замечает самого честного героя во всей его пьесе. И, по мнению писателя, смех - это самое благородное и самое честное действующее лицо его комедии, которое находится в произведении постоянно.

Известно, что очень близкий друг автора прекрасной и великолепной комедии «Ревизор» писал, что современная жизнь России такова, что она совсем не дает материал для написания такого произведения, особенно комедийного жанра. Но Николай Гоголь в этом с ним был совершенно не согласен, и он даже отвечал другу, что вот как раз в русской жизни повсюду кроется именно комедия. Но вот только, по мнению автора «Ревизора», мы живем среди всего этого, это наша жизнь, поэтому мы это рассматриваем слишком серьезно и не видим эту комедийность. Но вот стоит перенести эту нашу жизнь на сцену или же художник вдруг решит перенести нашу жизнь в искусство, то каждый сразу же начнет смеяться, причем сами над собой. И смех этот будет честным и искренним.

Николай Гоголь так строит свою комедию, что у него объектом сатиры становится та жизнь, которая окружает писателя, в которой живет и он. Но только автор сумел увидеть комическое и немного уродливое ее проявление. Стоит внимательнее отнестись и к самому гоголевскому сюжету, где уже заложено некое несоответствие, которое является как раз комедийным. Так, одного человека, который случайно, проездом, оказывается в небольшом провинциальном городке, принимают за того, кем он на самом деле никогда не был и не может быть никогда. Но сам писатель решает эту необычную ситуацию по - своему, по совершенно новому пути. Так, автор показывает, что сам Хлестаков , которого как раз и принимают за того, кем он не является, сам себя за кого - либо не выдает.

И вот поэтому, что Хлестаков не пытается быть тем, кем он на самом деле не является, сбивает с толку. Ведь оказывается, что его поступки и действия непреднамеренны, а чиновников и их начальника городничего всего лишь обмануло чистосердечие главного героя гоголевской комедии. А ведь сам автор говорит о городничем, что тот сам мошенник и легко мог обмануть любого мошенника. Все, что происходило в гоголевском уездном городке, показало смешное лицо человека, уродливость в людях, и вот это вызывает смех у читателя, который смеется над пороками этих героев. Но смех этот не совсем обычный - это смех сквозь слезы, с гневом, негодованием, горечью.

Николай Гоголь в своей комедийной пьесе высмеивает не конкретных людей, а его смех выявляет и показывает все пороки жизни в России, ее действительность. Поэтому в финале комедии автор бросает в зал зрителям фразу, где говорит о том, что смеется - то народ над собой. Когда автор комедийной пьесы показывает то, какие порядки заведены в уездном городке, то становится вроде бы смешно, но смех этот горьковатый. Итак, посмотрим на нравы гоголевского городка: в государственных учреждениях, в их приемных ходят важно и чинно обыкновенные гуси, причем уже не один, а целыми семействами и даже с гусятами, которыми они уже успели расплодиться. От самого заседателя идет такой сильный запах водки, что это не всякий человек может и выдержать-то.

Не лучше нравы царят и в учебных заведениях. Так, например, в училище преподают немного бесноватые и странные учителя. Совсем плохо дело и с медициной. Конечно же, в городе есть свой врач - это Христиан Иванович, но вот только проблема заключается в том, что он немец и не знает ни одного слова по-русски. Но тогда, как он лечит больных? А их в больнице практически и нет, так как врачеватель немецкого происхождения никого не кладет в больницу, считая, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если суждено человеку умереть, то пускай дома умирает. Не лучше царят нравы и на почте, где ради простого любопытства и интереса почтмейстер вскрывает все приходящие и исходящие письма, а затем внимательно изучается их содержание.

Такие же нравы царят даже в полиции, где должно быть строгое подчинение всех законов. Но вместо этого они сами первые их и нарушают, причем часто они не прочь пустить в дело и кулаки, добиваясь своего. Поэтому автор и дает им такие говорящие фамилии, которые указывают не только на их внешние данные, но и образ их жизни, на характер, и те действия, которые они совершают. Все остальные учреждения имеют такие же беспорядки и совсем не выполняют своей работы.

Именно такое изображение действительно позволило автору высмеять и показать, что реальность в России не только несовершенна, но имеет огромнейшее количество пороков. Так, Николай Гоголь показывает свое возмущение и негодование теми хищениями, которые являются нормой в России, административным произволом, мелкой корыстью тех людей, которые находятся у власти и должны думать не только о себе, но о государстве. Представители власти в гоголевском изображении смешны и комичны, но они совсем не вызывают симпатий или хорошего отношения к себе, поэтому читатель так легко смеется над их пороками.

Но гоголевская пьеса хороша и тем, что в ней огромнейшее количество комичных и забавных ситуаций. Больше всех веселит и забавляет читателя городничий, в чьи уста автор вкладывает приказания для чиновников. Стоит обратить на них внимание. Например, он пытается сказать своим подчиненным, чтобы каждый их них взял в руки по улице, или же ситуация, где он вместе шляпы надевает бумажный футляр. Такое количество реплик городничего в комедии огромное количество.

Не отстает от городничего в этом и главный герой, который когда напился и уже осмелев, стал громко стучать по столу и также громко выкрикивать смешные реплики о том, что они право не имеют, и он сам немедленно отправиться к министру, чтобы ему пожаловаться. А когда Хлестаков уже и совсем погряз в своем вранье, то он успешно преуспевает в этом, так как очень легко, а самое главное, быстро, всего лишь за несколько минут, он из самого рядового и простого переписчика бумаг в словах его самого вырастает до фельдмаршала. Получилась невероятно «великолепная» и довольно «головокружительная карьера» Хлестакова, созданная им самим. И как же после этого этот герой не будет нелеп и смешон!

Все это позволило великолепнейшему писателю Николаю Гоголю не только показать свое мастерство, но и сделать эту пьесу живой и, самое главное, очень достоверной. Читатель может насладиться чтением этой непревзойденной комедией, так как смех над собой и над той действительностью, в которой приходится жить, помогает очистить свою душу, стать лучше. Автор, обличая в своей комедийной пьесе все дурное и произвол, все-таки верил и надеялся, что справедливость сможет восторжествовать, одержав победу.

Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор"

Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за "Вечерами", "Миргородом", "Арабесками" он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он "решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".

Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. "С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!" - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка "Ревизора" дана уже в первой фразе: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на "недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий "рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. "Характер Хлестакова, - скажет Белинский, " ...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости". За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.

"Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в “светлую природу человека", в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. "Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного начала.

Главное в комедии Н.В. Гоглоя "Ревизор" - это смех!

Главным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже состоялись две премьеры комедии в Москве и Петербурге. А работа над текстом комедии продолжалась вплоть до 1842 года.

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.

Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех, смешное имеет очищающую функцию.

В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.

Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.

Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

Смех - одно из самых сильных орудий
против всего, что отжило.
А. Герцен

Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь - комический писатель в целом - и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург. Тем не менее именно драматургия (комедии «Ревизор», «Женитьба», а затем ряд пьес, объединяемых рубрикой «Драматические отрывки и отдельные сцены») проявила комическую природу гоголевского гения наиболее цельно.

Комическое составило преимущественный аспект гоголевского драматического мира. Отныне (с 1836 года) постоянной и самой вольной темой Гоголя станет мысль о глубокой духовной обусловленности и обеспеченности смеха. Высокий смех ничего не имеет общего с тем смехом, который порождается беглой остротой, каламбуром или же намеренной утрировкой. У него свои этические и педагогические функции: осмеяние «прячущегося порока», поддержание возвышенных чувств.

Именно в комедии «Ревизор» происходит осмысление смеха глубины, его основательное и, так сказать, многоярусное эшелонирование: юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Следует отметить, что комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претензия. Так и в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.

Вспомним о времени, когда была написана комедия «Ревизор» (1836 г.): мрачная эпоха Николая I, действует система доноса и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеялся надо всем».

Гоголь отказался от введения в комедию положительных героев. И это было до конца обдуманным решением. Сатирическое изображение жизни в комедии отнюдь не означало забвение писателем положительных идеалов. Как раз наоборот, исходя из этих положительных идеалов, заключающихся в раскрепощении народа, развитии его сил и процветании, Гоголь и характеризовал общественные явления. He случайно писатель отмечал, что «яркостью собранных преступлений и пороков уже рисуется сама собою противоположность в голове каждого». Подлинным положительным героем в комедии, по словам писателя, явился смех.

Именно поэтому гоголевский комедийный мир подчеркнуто однороден. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец», сигнализировали бы о существовании иного морального и этического уклада. Все гоголевские герои выкрашены в один цвет, вылеплены из одного и того же теста, все они выстраиваются как бы в единую и ничем не нарушаемую перспективу. Это перспектива последовательного комизма.

Следует отметить еще одну новаторскую особенность комедии. В «Ревизоре» писатель смело вынес действие за пределы семейно-бытовых, любовно-лирических отношений.

В основу комедии положены острые общественные конфликты, которыми определено все ее внутреннее развитие. Социальная практика действующих лиц выступает в комедии как решающий критерий оценки человеческих качеств. Герои «Ревизора» терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности. Основной идее комедии подчинена и обрисовка семьи городничего, принимающей столь активное участие в пышной встрече приезжего из столицы - ревизора.

Кстати сказать, не Гоголь впервые ввел «ситуацию ревизора» в литературу. Она разрабатывалась и до него. Ho глубина и последовательность художественного решения Гоголя не входит ни в какое сравнение с решениями предшественников.

«Ревизор» произведение более глубокое. Смысл этой комедии вовсе не в том, чтобы обличить группу чиновников в злоупотреблениях. Эта тема была уже достаточно освещена в сатире и комедиографии XVIII века. Гоголь чрезвычайно расширил границы своей комедии, в различных ситуациях которой отразились самые разнообразные стороны всего строя жизни России. Избегая лобового обличительства, весело и непринужденно писатель познакомил нас с жизнью своих героев и показал, какой грандиозной разрушительной силой обладает смех.

Гоголь, по словам Добролюбова, владел «тайной смеха». Он умел видеть смешное в общественных и бытовых неурядицах, в характере и поведении человека, в его манерах, в языке. Юмор проникает во все поры гоголевского текста - его содержания, стиля и языка.

Вот начинаются приготовления к встрече «ревизора». Ни на какое установление «дивной исправности по делам», хотя бы и кратковременное, нет и намека. Все распоряжения городничего относятся к внешнему виду: прибрать в присутственных местах, надеть на больных чистые колпаки, вымести улицу до трактира, то есть ту, по которой проедет «ревизор». Словом, нужно только соблюсти форму. Положение ревизуемого вовсе не требовало, чтобы проводить какие-либо улучшения и исправления по существу. Городничий это отлично сознает: «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов ».

Ho и другая сторона ведет в «ситуации ревизора» определенную игру. Эту игру невольно - в силу особенностей своего характера - ведет Хлестаков. Вернее, ее ведут сами с собой городничий и компания - с помощью Хлестакова. Осведомленность «ревизора» («все узнал, все рассказали проклятые купцы!»), угроза наказания, намек на взятку («Эк куда метнул!»), нежелание прямо говорить о своей миссии («... хочет, чтобы считали его инкогнито») - все эти наблюдения служат для городничего доказательством того, что его собеседник правильно играет свою роль, что, следовательно, перед ним настоящий ревизор. Обман, вернее, самообман, городничего оказался возможным потому, что он готовился сыграть свою роль с ревизором, причем с ревизором, ведущим, в свою очередь, игру. Этого требовала логика ситуации, хорошо усвоенная городничим за долгие годы службы («...трех губернаторов обманул»). А пришлось ему играть с чистосердечным Хлестаковым.

Весь эпизод пронизан гоголевской иронией. Драматургия этой очень сложной сцены разработана с ювелирной точностью. Здесь все время переплетаются прямой смысл разговора, который ведут между собой персонажи, и скрытый, как всегда оказывающийся самым важным. Внешний алогизм оборачивается вполне определенной логикой, совершенно понятной участвующим в разговоре персонажам.

Городничий и Хлестаков - выразители одной и той нее действительности. Оба - пройдохи и плуты, хотя они по-разному выявляют себя. У них общая логика поведения и языка. Несообразности и странности в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего, ибо они вполне соответствуют его представлениям о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга. У персонажей Гоголя своя логика, далеко не всегда совпадающая с общепринятой.

В «Театральном разъезде» словами «очень скромно одетого человека» Гоголь метко определил своеобразные черты комизма действующих лиц «Ревизора»: «... Признаюсь, я чувствовал радость, видя, как смешны благонамеренные слова в устах плута и как уморительно смешна стала всем, от кресел до райка, надетая им маска». Слова эти относятся не только к городничему, но и к другим чиновным правителям.

Точно так же, как смешна маска лицемерия и ханжества, неотразимое комическое впечатление производят необъятные претензии ничтожных людей на значительность, мудрость и величие, которые мы встречаем не только у Хлестакова, но и у Ляпкина-Тяпкина, убежденного в необычайной тонкости и глубине своего ума, и у Земляники, уверенного в том, что если кто и достоин высоких почестей, так именно он. И городничий смешон не только тогда, когда он изливается в благонамеренных речах, но и в том случае, когда самодовольно хвастается, какой важной птицей он стал, соединяясь узами родства с Хлестаковым.

Стремясь показать во всей полноте общественные «пороки и преступления», Гоголь рисовал своих героев «крупным планом», смело прибегал к гиперболе, к гротеску. Отсюда возникают «курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!». Или такие характеристики: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком). ... Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». Гротеск, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, позволяет не только выразительно, крупно очертить действующих лиц, но и включить их в широкие социальные соизмерения.

Гоголь мечтал о комедии, которая явилась бы «великой школой» для общества и беспощадно карала бы смехом «плевелы» русской действительности. Разъясняя смысл «Ревизора», писатель указывал на роль смеха, сатиры: «... мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо -был смех...»

Гоголь подчеркивает, что он решился выступить с осмеянием презренного и ничтожного, зная о том, что это вызовет к нему неприязнь многих. В смехе, в выведении на «всеобщие очи» дурного писатель видел могучее средство воздействия на общество. Этим он подчеркивал главное в своих эстетических воззрениях, в своем отношении к обществу. Оно заключалось в обосновании позиций страстного защитника правды, грозного обличителя социального зла. Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира - с воплощением важных социальных идей. Тупое насилие и корыстолюбие, забвение общественного долга и претенциозное невежество, властительное чванство и изворотливое подхалимство нашли в гоголевской комедии яркое и глубокое выражение. Ее образы оказывали и оказывают действенное влияние на общество, продолжают интенсивно жить, вступая в тесное соприкосновение со многими современными социальными явлениями.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное
лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был - смех».
Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде. Живя среди него, мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».
Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по-новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы - гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».
И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.