Тайное вечере кто изображен. Фреска Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня" и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов.

После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены.

Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебренниками...

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах.

Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство. « Тайная вечеря » — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское.

А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере».

Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры.

Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание.

Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.

Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Личности апостолов неоднократно были предметом споров,однако судя по надписям на копии картины,хранящейся в Лугано,это слева-направо:Варфоломей,Яков- младший,Андрей,Иуда,Петр,Иоанн,Фома,Яков- старший,Филипп,Матвей,Фаддей и Симон Зелот.

От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной.

Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что « Тайная вечеря » должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения.

Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.

Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой картиной.

Позже картину многократно реставрировали,но не всегда удачно. Неповторимый характер "Тайной вечере” придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его.

Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге "Открытие тамплиеров” Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры "Тайной вечери” свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Недавно завершённая последняя реставрация картины позволила узнать о ней много нового.Но вопрос о тайных посланиях и забытых символах так и остаётся открытым.

Как бы то ни было,в будущем предстоит ещё многое сделать для разгадки этих тайн.Хотелось бы хотя бы в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Вячеслав Адров:

Анонс...

В Милане, в церкви Санта Мария делла грацие находится знаменитая фреска, не дающая покоя многочисленным исследователям личности ее автора сотни лет. Поскольку это сам Леонардо, то считается, что в его произведении должна быть какая-нибудь тайна или, как минимум, загадка. Известно много идей и версий о тайных посланиях, заложенных во фреске. Например, наделавшая много шума в мире искусства версия Дэна Брауна. Я, как и все, пристально присмотрелся к изображению и, что бы вы думали - мне кажется, что я понял ее дополнительный смысл (если он был заложен)! А версия Дэна Брауна - это всего лишь поверхностная реакция на деталь, необходимую для отражения целостного замысла автора. Причем, деталь (женообразная фигура рядом с Христом), которая несет абсолютно другую смысловую нагрузку. Никаких намеков на спутницу жизни Христа!

С целью сохранения эмоциональности и динамики раздумий я решил записывать мысли и интеллектуальные порывы по мере их возникновения и реализации. Таким образом, я сохранил атмосферу исследования, записывая очередную порцию мыслительных наработок, я еще не знаю, пригодятся ли они в дальнейшем и, вообще говоря, чем это все закончится? Получится ли какой-нибудь интересный результат? Поэтому, в подзаголовке именно так обозначен жанр.

Загадка фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

(детектив-расследование одного предвзятого разглядывания знаменитой фрески)

Часть 1.

Начинаю, как обычно. Возвратившись из очередного путешествия, организованного «Клубом 7 вершин», сидя в кресле-качалке, укутавшись пледом, глядя на беснующиеся огненные язычки печи-камина и потягивая … (вставьте сами: трубку, сигару, коньяк, кальвадос,…), я обдумывал и оценивал результаты поездки, готовился к следующей. И тут мне на глаза попалась (или всплыла в воображении) репродукция фрески «Тайная вечеря» кисти Леонардо да Винчи. Как и положено нормальному путешественнику, я, конечно, был в той самой трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане. И, конечно, восхищался (а теперь - тем более) одним из величайших творений мастера (хотя на ней почти ничего не видно, фото 1).

Кратенько, для освежения памяти. Фреска (хотя, по сути, это изображение на является фреской из-за особенностей технологии ее создания) имеет размеры 450*870 см и создана в период с 1495 по 1498 годы по заказу герцога Людовико Сфорца и его супруги - Беатриче д’Эсте. Из-за того, что она создана не как типичная фреска - рисовалась яичной темперой по сухой стене, покрытой слоями смолы, гипса и мастики - она начала очень рано разрушаться и много раз реставрировалась. При этом, отношение реставраторов к ней не всегда отличалось таким пиететом, как принято сейчас - поправлялись лица, фигуры, использовались различные технологии нанесения краски и защитного покрытия. При попытке ее переноса в другое место в 1821 году она чуть не была разрушена. Нечего и говорить об отношении к ней оккупантов-французов, которые устроили в монастыре оружейный склад и заключенных тюрьмы (был и такой эпизод в истории трапезной).

Немного о сюжете. Он навеян библейской истории о последнем совместном ужине Иисуса с учениками, на котором он сказал о том, что один из присутствующих его предаст. По мнению большинства искусствоведов, произведение Леонардо наиболее выразительно из всех подобных произведений на этот сюжет передает степень эмоциональной реакции апостолов на эти слова Иисуса.

Сколько времени существует эта фреска (более 500 лет), столько же лет исследователи и толкователи изучают эту работу, находя или пытаясь найти тайные знаки, символы, загадки, послания,… Здесь и удивление качеством переданной перспективы, доказательства использования золотого сечении, поиск тайны числа 3 (3 окна, 3 группы апостолов, треугольник фигуры Христа). Кто-то видит на фреске изображение Марии Магдалины (с женским символом V и символом M, связанным с ее именем - это про Дэна Брауна), или Иоанна Крестителя с его любимым жестом - поднятым вверх указательным пальцем. Мне все это интересно, но не очень. Как наш человек - инженер - Леонардо должен быть практичным, хотя историческая обстановка вносит свои коррективы на необходимость использования «Эзопова языка», и он мог оставить на своем произведении ДАТУ! Какую? Это его выбор, но дату важную для него самого или для всего Света события. И я начал искать ее на изображении!

Напомню, что самый надежный способ фиксации дат, который не зависит от систем летоисчислений, календарных реформ, продолжительностей правлений царей и герцогов, оснований и разрушений городов и даже назначения даты сотворения Мира - по звездам, т.е., составление гороскопа! И этот способ широко использовался не только в средневековье. Вы спросите, почему это я вдруг решил, что на изображении может быть дата? Мне кажется, что автор с удовольствием использовал шикарный шанс, связанный с числом 12. 12 часов, 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов,… Ну, еще скажу про гороскоп. Он однозначно определяет дату, если указаны расположения даже семи видимых невооруженным глазом планет в созвездиях в момент наблюдения. Повторения таких сочетаний очень редки и случаются через сотни тысяч лет! (При меньшем количестве точно указанных планет период повторений меньше, но все равно очень большие шансы точно указать дату на историческом периоде.) Поскольку, современные расчетные методы, основанные на законах небесной механики, позволяют восстановить положение планет на небе в любой момент, то для определения даты остается только правильно задать исходные данные - то есть расположение планет по созвездиям в искомый день.

Итак, начинаю вглядываться и рассматривать.

Апостолы. Скорее всего (из-за их количества) это - символы знаков зодиака. Но как знаки могут быть распределены между персонажами, кому какой знак соответствует? Сразу возникает несколько замечаний.

На многих изображениях этого сюжета, в том числе на иконах, судя по внешнему виду персонажей, не то что непостоянен порядок рассадки, но и сидят они то в ряд, то по кругу, то группами, то есть канонического порядка (традиционного) вроде бы нет.Долгое время на изображении Леонардо не могли идентифицировать всех персонаже. Надежно опознавались (из 13ти!) только четверо: Иуда, Иоанн, Петр и Христос. Якобы, в ХIX веке «обнаружились» дневники самого Леонардо и все определилось (были еще подсказки в виде подписей под персонажами на некоторых современных фреске ее копиях).Из-за динамичного расположения фигур - их «перемешивания», «выглядывания» друг из-за друга - есть вероятность, что созвездия (если они там есть) идут не по зодиакальному порядку.

Так или иначе, в соответствии со сложившимися представлениями, на фреске изображены (слева направо, в порядке расположения ЛИЦ):

Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда Искариот, Петр, Иоанн, Иисус Христос, Фома, Иаков Заведеев, Филипп, Матвей, Иуда Фаддей, Симон.

Для выявления признаков, по которым можно было бы распознать в апостолах намеки на знаки зодиака, я попытался собрать доступную фактическую информацию о биографиях персонажей, пока не зная, что из этого может пригодиться (таблица 1):

Их другие имена и прозвища;

Порядок призыва Христом (известно только о четырех первых);

Примерный возраст на основе визуальной оценки изображений (больше по копии неизвестного художника (фото2);

Степень родства с Христом и другими апостолами (кому интересна эта тема - рекомендую литературу, кроме, конечно Евангелий: Джеймс Д. Тейбор «Династия Иисуса» (АСТ, 2007), Майкл Бейджент «Бумаги Иисуса» (Эксмо, 2008), Робер Амбелен «Иисус или Смертельные тайны тамплиеров» (Евразия, 2005), В.Г. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян» (Нева, 2005), «Апокрифические сказания (патриархи, пророки и апостолы)» под ред. В.Витковского (Амфора, 2005));

Род занятий апостолов до их служения;

Обстоятельства смерти;

Местонахождение могил и мощей апостолов.

Предлагаю желающим уточнить и добавить подробности для более полного заполнения таблицы - это очень занимательно, а информация может пригодиться.

Поиск информации для заполнения этой таблицы был очень интересным и познавательным процессом, но он никак не наталкивал на какие-либо необходимые мне идеи!

Продолжаем. Поскольку Леонардо расположил апостолов группами по 3 человека, да еще их там перемешал, то, может, для него порядок следования знаков неважен? Вдруг, если уж обыгрывать эти тройки - это группировки знаков по видам стихий?! Огонь, земля, воздух, вода? А что - 4 группы по 3 знака! А может надо учитывать фигуру Христа как знак зодиака, а Иуду вообще исключить из рассмотрения!? Ведь практически на всех изображениях тайной вечери художники отделяли Иуду от остальных - или рисовали очень темными красками, или отворачивали его лицо от зрителя, или, как на иконах, лишали его, в отличие от остальных, нимба. А тогда - какой знак может изображать фигура Христа? Может его же знак - Козерог? Тогда вроде как нарушается разбиение на группы и теряет смысл (если он есть) сама разбивка на группы. Да и Иуда у Леонардо изобразительными средствами не очень принижен. Он, как и 7 (!) других из 12 апостолов изображен в профиль, но только чуть сильнее повернут в сторону от зрителя.

Будем дальше рассматривать детали изображения. Предметы на столе: может где-то есть подсказки - наполнение и расположение стаканов, расположение хлебов, тарелок, солонок, других предметов,…? Элементы, цвета одежды,…? Прически, степень седины, наличие и длина бороды, …? Стоп! Борода! Всего видимых планет и известных до изобретения трубы Галилея, вместе с Солнцем и Луной - семь, еще - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Таким образом, максимальное число указателей на планеты - 7. Считаем бороды: всего, разной длины, их - 8. Вместе с бородой Иисуса. Но может быть его бороду не надо считать? Интересно, а кто тогда Солнце, если не он?! Идем дальше - руки. Кто что держит? Может какие-то комбинации на пальцах? Их взаимное положение? Заполняем таблицу дальше, чтобы постоянно была перед глазами. Может не сразу, но что-то откроется?

Качаюсь в кресле, потягивая… А может бородатые - все-таки планеты, ну и, например, комета какая-нибудь? Но, ведь из семи планет две - женского рода: Венера и Луна, как-то сложно ассоциировать с бородами и их тоже. Присмотримся-ка к апостолам: двум фигурам художник придал явную женообразность: Иоанну и Филиппу - и лица, и позы со скрещенными руками. Может это намек на «женские планеты»? Опять качаюсь в кресле: Леонардо да Винчи при жизни не собирался быть знаменитым в веках и фреску писал для Заказчика и своих современников, так, чтобы они при небольшом напряжении ума смогли понять его дополнительное послание (кроме смыслового и эстетического).

А что там в руке у Иуды? Да и у Петра? Нет, у Иуды, видимо, мешочек с сребрениками, которые он вскоре получит, а у Петра - нож, наверное как символ его будущей (показной?) решимости в процессе задержания Иисуса. Все это - смысловая атрибутика.

Все-таки надо определяться. Выдвигаю гипотезу. Взгляд зрителя инстинктивно притягивается к фигуре Иисуса - это Бог, это - Солнце! По правую руку от него - молодой, но очень энергичный и агрессивный мужчина (Иоанн), которого Иисус, как и его брата - Иакова Заведеева - называл Воанергес (Боанергес) - видимо, «очень, двукратно энергичные»! Они очень агрессивно и порой с гневом реагировали на несправедливость, унижения и оскорбления и на то, что идет не так, как им бы хотелось! Причем, совершенно в стиле кавказцев, так, что Христу приходилось их сдерживать! (вот где пригодилась предварительно собранная информация в таблице1 -

Это подразумевает, что они имели соответствующие гормональный фон и вторичные половые признаки. А каким мы видим этого агрессивного человека у Леонардо - да это смиренная девушка, такая, что некоторые (Дэн Браун) ее и считают женщиной - Марией Магдалиной! Таким явным несоответствием Леонардо намекает - это созвездие Девы! А теперь еще раз обратим внимание на Иакова Заведеева, чья фигура (а НЕ ЛИЦО) - ближайшая слева от Христа. Он развел руки в разные стороны. По мнению комментаторов, он сдерживает эмоционально воспринявших слова Христа апостолов (или, может быть, физически защищает Иисуса от возможного неконтролируемого выброса энергии (это он-то, Воанергес!). А что вижу я? С его разведенными руками он похож … на Весы!!! Тогда получается, что Иисус-Солнце находится между созвездиями Девы и Весов! И все знаки выстроены в привычном порядке - от Овна до Рыб! А где же остальные планеты, кроме Солнца? Встаю, чтобы пересесть в кресло-качалку. Бросаю взгляд на разложенные таблицы, распечатки фрески. Мама миа! (бью себя по лбу!) Да вот же они, знаки планет!!!Просто очевидные! На самом видном месте! Никакого ломания головы! Сейчас напишу. Эх, чернила в ручке закончились! Пойду заправлю ручку, ну и чуть покачаюсь в кресле. Подождете?

Обращаю ваше внимание - поскольку мы отождествили с Весами Иакова Старшего, это означает, что созвездия распределяются не порядку следования ЛИЦ, а по порядку следования сидящих ФИГУР!

Если уж судьба забросила Вас в Северную столицу Италии, то фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи стоит посмотреть непременно. Не зря же BlogoItaliano поставил ее на вторую строчку ТОП-листа . Другое дело, что достать билеты на посещение Вечери почти невозможно, если не знать, где и когда искать . Но перед тем, как мы расскажем о билетах, уделим немного внимания самому Шедевру.

Из всех работ Леонардо да Винчи, сохранившихся до настоящего времени, фреска Тайная вечеря в Милане одна из наиболее примечательных. И это признают даже те, кто готов неустанно доказывать, что ее сюжет абсолютно не соответствует событиям, описанным в Новом Завете. Дело, впрочем, не в сюжете и не в воззрениях художника, которые он якобы хотел отразить в рисунке, расписывая стену трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ? Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами. Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет. Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году. Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи , существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем. Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения

Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.

Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность. Хотя ошеломляющий эффект Тайной вечери – всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Ни одна, даже самая качественная репродукция, не сможет передать всю мощь гения Леонардо, решавшего и решившего одну из самых сложных загадок природы посредством создания фрески Тайная вечеря в Милане . Фреска по сей день украшает одну из стен трапезной в Санта Мария делле Грацие по адресу: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 Милан, Италия (Centro Storico).

Церковь открыта для посещений ежедневно с 7:30 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00). В предпраздничные и праздничные дни Санта Мария делле Грацие принимает гостей с 11-30 до 18-30.

Доступ в помещение с фреской строго ограничен. И прежде придется купить на осмотр Тайной вечери билеты, позволяющие в течение 15 минут находиться в трапезной.

С ними, кстати, все совсем непросто: будучи одной из главных достопримечательностей Милана, Тайная Вечеря пользуется сумасшедшей популярностью у гостей города. Билеты на нее раскупают за 2 месяца вперед, поэтому шансы посмотреть Вечерю «с наскоку» весьма призрачны. Не продаются билеты и с рук, за чем строго следит служба безопасности.

Таким образом, для тех, кто лишь готовится к поездке в Италию и хочет увидеть Тайную вечерю воочию, остается лишь один приемлемый вариант – онлайн-бронирование.

Где купить билеты на Тайную Вечерю

Тайная Вечеря всегда пользовалась сумасшедшим спросом в Милане, но когда мы впервые написали эту статью [в 2013-м году], то с билетами все равно было немного проще. Сейчас [в 2018], пересматривая доступные способы взять билеты, нужно признать, что все усложнилось еще сильнее.

Ограничение количества билетов в продаже привело к тому, что многие операторы безбожно завышают цены. Нередко доходит до того, что путешественники готовы выложить до $100 за билет, лишь бы увидеть фреску. Тем не менее, несколько способов попасть на осмотр Тайной вечери за адекватные деньги все же есть.

Способ 1: Weekend in Italy

Сайт, на котором можно поискать билеты, не переплачивая за экскурсию, – Weekend in Italy . Здесь билеты можно найти довольно часто, потому что сайт является главным поставщиком для многих зарубежных агентств, но есть свои особенности.

Билеты на Тайную Вечерю здесь доступны только в комплекте с еще одной покупкой. Например, Вы можете объединить посещение Вечери с билетом в Галерею Брера, Атлантическим кодексом Леонардо в библиотеке Амброзиана или взять Milano Card на 24 часа. Если выбрать только Тайную Вечерю, то система просто не пустит Вас к этапу покупки билета .

Поскольку эти достопримечательности являются одними из наиболее знаковых в Милане, это отличный способ составить интересный план сразу на целый день.

Кстати, Тайная Вечеря далеко не единственная достопримечательность Италии, билеты для посещения которой стоит бронировать заблаговременно. Более подробно о таких местах мы уже и рекомендуем статью всем, кто хочет «взять» от отпуска в Италии по максимуму.

Способ 2: Экскурсия с посещением Тайной вечери

Еще один способ посмотреть “Тайную вечерю” – сделать это в рамках англоязычной экскурсии. Так поступают очень многие иностранцы, и не только русскоговорящие. Потому что нередко гораздо проще и дешевле сходить на экскурсию [пусть и на английском языке], чем покупать у перекупщиков билеты по неадекватно завышенным ценам.

Посмотреть подробное описание экскурсии и оформить заказ на участие можно на этой странице .

Что делать, если билетов на нужную дату нет (дополнение 2017-го г.)

Когда BlogoItaliano узнал о такой критической ситуации с билетами, мы связались со знакомым гидом Оксаной в Милане (отзыв о ней ) и поинтересовались, можно ли что-то сделать, чтобы читатели BlogoItaliano все-таки смогли попасть на просмотр фрекси даже с таким ажиотажем по билетам.

И Оксана обнадежила

Оказывается, она периодически помогает путешественникам, заказывающим у нее экскурсию “По следам Леонардо да Винчи”, попасть на просмотр фрески. Притом, нередко билеты удается достать даже по цене кассы. По словам Оксаны, 100%-ую гарантию посещения фрески она не дает, но за долгие годы практики у нее был лишь один случай, когда туристы не смогли попасть внутрь.

Если Вы были внимательны, то, наверное, заметили, что речь идет только о билетах в дополнение к экскурсии . Но это трехчасовая экскурсия на русском языке с одним из самых востребованных гидов в Милане.

Кстати, помимо Тайной вечери Леонардо да Винчи, в экскурсию также входит посещение еще одного шедевра мастера в замке Сфорцеско и его же картины “Портрет музыканта” в галерее Амброзиана. Ну а для самых стойких почитателей гения Оксана включает в экскурсию и Музей, посвященный изобретениям Леонардо.

Связаться с Оксаной, чтобы уточнить у нее детали экскурсии, можно по e-mail или через форму обратной связи ниже.


Тайная вечеря. Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет. «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов.

Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент. Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13-15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26-33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции. Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо. Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах. Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина.

На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя - слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей.
Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку? Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V - символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя - Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать. Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра? Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго. Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа - для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу «Открытие тамплиеров». Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов». Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.