Враждебный мир. Запирание во враждебном мире

Надеюсь, вы согласитесь, что любовь – это чувство присущее каждому человеческому существу, которое живет, дышит, взаимодействует с миром вокруг. Любовь - это первоисточник жизни, основа основ отношений с собой, с своим внутренним миром, со своим настоящим Я. О том, что любить себя хорошо и полезно говорят большинство психологов и психотерапевтов. Любовь к себе дает радость, уверенность в себе, улучшает работоспособность, усиливает сопротивляемость организма болезням, притягивает новых, оптимистичных людей, делает жизнь целостней и ярче. Ведь не умея любить себя, мы не можем любить других людей. И наоборот, отсутствие теплого отношения к себе разъедает самооценку, отталкивает людей или притягивает подобных, разрушает внутренний мир, способствует развитию болезней, уменьшает потребности, приводит к довольствованию малым, метафорично «приуменьшает» человека. Поэтому каждый человек просто обязан себя любить…

И все же, так ли это просто? Данная тема вызывает скорее множество вопросов и не меньшее количество неоднозначных ответов. Что же такое настоящая любовь к себе , откуда она берется, как формируется и проявляется, кто и что влияет на этот процесс, можно ли полюбить себя, чем такая любовь отличается от эгоизма, где грань между любовью к себе и «манией величия», когда все кроме меня - ничто?

Если поисследовать тему, как возникает и формируется любовь к себе и как она может искажаться, начинать придется, естественно, с короткой экскурсии в личное прошлое.

Итак, первая точка отсчета, так называемый перинатальный период развития от 0 до рождения, который мы проводим в животике своей мамы. Те, кому повезло, кто оказался желанным ребенком, чья мама бережно и с папиной любовью вынашивала ребенка – имеют позитивный старт. И хотя все детки приходят в мир с любовью и интересом, те из них кто был укутан теплыми чувствами своих родителей - имеют надежное одеяло оптимизма на всю жизнь.

Конечно, следующий момент – мир, который нас встречает при рождении. Первые азы искусства любви мы получаем от своих родителей. Нежные прикосновения, объятия, поцелуи мамы становятся азбукой любви к себе и своему телу. При этом, исходя из эмоциональной близости матери и ребенка, очень важно, чтобы мама была открыта в своих проявлениях любви к малышу, не сдерживалась и была искренняя, тогда и детеныш учится быть честным, настоящим в проявлении своих чувств.

Первые годы после рождения - время интенсивного развития, новых открытий и «великих» свершений ребенка. И здорово когда родители поддерживают исследовательский интерес, открывают новые пути и стимулируют желание все понюхать, потрогать, попробовать. Так, совместные занятия и игры с заинтересованным и понимающим отцом, мамой, братьями и сестрами, кроме радости и удовольствия добавят уверенности в своих силах и станут стартовой площадкой для будущих взлетов и падений в социуме.

Говоря о возрастных особенностях формирования любви к себе, важно вспомнить про уважение к своим индивидуальным особенностям и интересам. Если родители не пытаются подогнать растущего малыша под свои мерки и взгляды, искусственно не меняют его интересы и наклонности, а скорее поддерживают индивидуальное и естественное развитие – так они формируют целостную личность. Примером изменения природного развития могут быть ситуации, когда неудавшиеся в свое время балерины и спортсмены начинают из своих чад «лепить свою несбывшуюся мечту». Или когда выросшие дети авторитарных и жестких родителей осознанно или не осознанно продолжают подобную линию воспитания уже со своими детьми, уничтожая любые посягновения на свободу и уникальность.

Отдельно хочется упомянуть о том, что любовь к себе невозможна без принятия своей половой принадлежности . Здесь снова родители. Так, мама, которая не потеряла женщину в себе, которая кроме своей семьи, мужа, детей интересуется миром, самореализацией, помнит кто такой массажист, косметолог и парикмахер, любит и ценит естественную женщину в себе - является прекрасным примером для маленькой девочки и взрослеющей женщины. А если единственное воспоминание о маме - это засаленный халат, бигуди, старые тапочки и запах сгоревших котлет, тогда девушке придется находить свою женственность и учиться быть настоящей женщиной. Не менее важным является и образ отца, как главного мужчины в жизни дочери. Ведь именно от отца зависит, будет ли будущая женщина чувствовать себя принцессой, даже на самом прозаичном балу жизни. Точно также для мальчика пример отца станет указательным камнем его самоидентификации как мужчины, а матери – прототипом образа женщины и отношения к ней.

Одним из самых важных этапов формирования любви к себе является подростковый возраст. Время ошеломляющих открытий, психофизиологических изменений, принятия не идеальности своих родителей и важности друзей. Мнение окружающих становиться архи важным, а фразы «длинный нос - уродливо», «веснушки - некрасиво», «быть глупой - непозволительно» легко принимаются на свой счет. Люди, особенно значимые, как «кривые зеркала» усиливают подростковую неуверенность в себе и влияют на процесс разрушения позитивного образа себя. К сожалению, часто такими разрушителями становятся сами же родители, которые по неосторожности или из-за «желания добра» (кто ж как не я скажет тебе всю правду?!), осыпают взрослеющего человека разъедающей душу критикой. А дальше, обладатели «ласковых прозвищ», всякие там «пампушечки», «пирожуньки», «медведи» и «пупсики» идут жить в мир. Самое интересное, что потом окружающие удивляются и почему такая красавица идет под ручку с таким чудовищем. Просто, вполне возможно, что красавица «заколдованная» и внутри она себя видит тоже уродливым чудовищем. Ведь люди, которые нас окружаю, часто являются маячками-проявителями нашей самооценки и внутреннего образа себя. Вот такая проза жизни… Так что, уважаемые и любимые мамы и папы берегите нежную психику ваших детей, принимайте их такими какими есть и, немного авансируйте позитивы. Ведь позитивный настрой половина успеха.

Итак, факторов, которые влияют на наше отношение к себе множество: это и гены, предрасположенность, отношение в семье, проживание кризисных и травмирующих событий, контакты с окружающими людьми, учеба, работа… Каждый из них по своему повлиял на процесс формирования и развитие само любви.

Если эта тема заинтересовала вас и вы готовы продолжать поиск сокровища – в добрый путь. Ведь тот, кто ищет всегда найдет. При этом важно помнить, что потребность любить и принимать себя таким, какой есть – это естественное желание каждого человека. А чтобы любить, хорошо бы понять кого, то есть ответить на один из главных вопросов всей жизни: «Кто я такой?». И хорошо бы отвечая на него, для начала, определить ресурсных, поддерживающих людей, чье мнение о вас объективно и непредвзято. Хотя можно, конечно, восстановить в памяти все критические замечания, прозвища, недостатки, неуспехи, которые в вас видели особо доброжелательные люди и продолжать мазохистически истязать себя… Но это не всегда приятно.

Дальше, люди-людьми, а ваше мнение – это ваше мнение. Попробуйте ответить на этот же вопрос если не с любовью, то хотя бы с симпатией к себе – все-таки вы у себя один (одна)! Вспомните, что у вас есть тело, взгляните на него не как на робота, а как на прекрасный сосуд вашей души. Наше тело тонкий инструмент, который никогда не врет и желает нам только добра. Сконцентрируйтесь на том, какие чувства вы чувствуете по отношение к себе, к людям, к миру. Позволяете ли вы себе чувствовать и проявлять разные чувства? С интересом первопроходца удивитесь тому, о чем думает ваш разум, вспомните о чем вы давно не думали. Чем наполнена ваша духовная сфера, что делает или может сделать вас духовно богаче... Кто и почему ваши друзья, как вам с ними?... И это только начало, каждая грань нашей личности – мостик к пониманию и принятию себя разным, прощению себя и возобновлению интереса к своей собственной жизни, а значит к любви. Ведь как можно не любить такое красивое и духовно богатое создание как вы?!

Главное - остановиться и пробудить вот тот детский исследовательский интерес к себе, который был и есть у каждого. Заметить себя без шор, кривых зеркал, чужих мнений и взглядов. Ведь каждый человек – это целый космос, таинственная, непознанная, меняющаяся и меняющая вселенная. Кто-то говорил, что в день мы имеем минимум 12 возможностей изменить себя и мир вокруг. Желаю вам удачи, смелости и новых открытий своего прекрасного Я!

Алена Головина – практикующий психолог, гештальт-терапевт (г.Черновцы)


Субъективно переживание начала родов несет в себе сильную тревогу и ощущение нависшей угрозы. Кажется, что вся наша Вселенная находится в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения по своей природе являются химическими, они могут ощущаться как болезнь или интоксикация. В крайних случаях человек может ощущать паранойю или чувствовать себя во враждебном окружении. В попытках найти объяснение, он может приписать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже влияниям внеземных цивилизаций. Спонтанные появления воспоминаний, включающих в себя внутриутробные беспокойства или начало выхода из матки, являются, как оказывается, важными причинами параноидальных состояний.
По мере развития и углубления переживаний угрозы у человека может возникнуть видение гигантского водоворота, ощущение нахождения в нем и безжалостного затягивания в самый его центр. Также может показаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - это ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно туда затягивает не только тебя одного, но весь мир. Вся атмосфера в целом напоминает апокалипсис, разрушающий спокойный внутриутробный мир и сменяющий океаническую и космическую свободу эмбриона агонией при попадании в ловушку и ощущением поглощения неизвестными внешними силами.
Человек, переживающий полное развитие БПМ-И, ощущает себя помещенным в клетку вызывающего клаустрофобию мира кошмаров. Визуальное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. В то же самое время полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным и словно не имеющим конца. Под влиянием БПМ-И человек выборочно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает осознавать населяющее его психику мрачные, чудовищные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета кажется апокалиптическим местом, наполненным ужасом, страданиями, войнами, эпидемиями, катастрофами и стихийными бедствиями. В то же самое время в человеческой жизни невозможно найти никаких положительных аспектов, таких, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.
БПМ-И в самом мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и помогает им отождествиться со все-
ми принесенными в жертву, попранными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах человеческой истории. Мы можем отождествиться со всеми заключенными, страдающими и умирающими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или психиатрических больницах мира. Среди тем, чаще всего связанных с этой матрицей встречаются сцены голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, как кажется, связано с тем фактом, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью - той кровью, которая для него означает питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-lf - это атмосфера Нечеловеческого, гротескного и причудливого мира автоматов, роботов и механических устройств. Образы человеческих безобразий, уродств и бессмысленного карточного мира притонов также принадлежат характерному символизму этой матрицы.
БЛМ-1! сопровождается самыми разными физическими проявлениями. Сюда относятся напряжение всего тела и поза, выражающая ощущение того, что тебя надули и/или ввергли в бессмысленную борьбу. Человек может ощущать чрезвычайное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные комбинации физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки чаще всего сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени часто бывают согнуты, а ноги прижаты к животу, что завершает картину позы эмбриона. В кожных капиллярах могут появиться кровоподтеки, образующие на различных участках красные пятна.

Субъективно, переживание начала родов несет в себе сильный страх и ощущение нависшей смертельной угрозы. Кажется, будто вся наша Вселенная в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения имеют химическую природу, они могут ощущаться как болезнь или отравление В крайних случаях человек может чувствовать себя преследуемым или подвергающимся коварному нападению. В попытках найти объяснение, он может приписывать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже внеземным влияниям. Судя по всему, спонтанное пробуждение воспоминаний, связанных с внутриутробными нарушениями или с началом процесса родов, относится к числу важных причин параноидальных состояний.

По мере развития и углубления переживаний угрозы, у человека могут возникнуть видение гигантского водоворота и ощущение, что он находится в этой воронке и его неумолимо затягивания в ее центр. Также может казаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно поглощению подвергается не отдельный человек, а весь мир. Общая атмосфера создает впечатление апокалипсиса, разрушающего безмятежный внутриутробный мир и заменяющего океаническую и космическую свободу эмбриона мучительным заточением и ощущением пребывания во власти неизвестных внешних сил.

Человек, переживающий полное развитие БПМ-II, ощущает себя запертым в вызывающем клаустрофобию мире кошмаров. Зрительное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. Одновременно, полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным, словно оно никогда не кончится. Под влиянием БПМ-II человек избирательно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает остро осознавать захватывающие его психику темные, безобразные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета выглядит апокалиптическим местом, полным ужаса, страданий, войн, эпидемий, катастроф и стихийных бедствий. В то же время в человеческой жизни невозможно увидеть какие либо положительные аспекты - такие, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.



БПМ-II в почти мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и заставляет их отождествляться со всеми преследуемыми, униженными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах в ходе человеческой истории. Мы можем отождествляться со всеми заключенными, когда либо страдавшими и умиравшими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или приютах для умалишенных во всем мире. Среди тем, связанных с этой матрицей, часто встречаются сцены недоедания и голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, по видимому, связано с тем, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью, означающей для него питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-II - это атмосфера бесчеловечного, абсурдного и странного мира автоматов, роботов и механических устройств. Кроме того, к типичному символизму этой матрицы относятся образы человеческих увечий и уродств, а также бессмысленного мира игорных притонов.

БПМ-II сопровождается весьма отчетливыми физическими проявлениями. К ним относятся напряжение всего тела и поза, выражающая чувство попадания в тупик и/или тщетной борьбы. Человек может ощущать мощное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные сочетания сильных физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки, чаще всего, сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени нередко бывают согнуты, и ноги прижаты к животу, что довершает картину позы эмбриона. Возможны застой крови в капиллярах и появление красных пятен на различных участках тела.

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).

существует такой странный парадокс - мы не можем без мира. С самого начала - если ребенка не обнимает и не гладит мама или папа, если они не разговаривают с ним, не улыбаются ему, или если у ребенка их вообще нет - он не может стать человеком. Не осваивает речь или делает это с большим трудом.
Если у него нет социальной группы - он не может сформировать идентичность и индивидуальность.
Если у него нет близких людей - у него нет близости, доверия и принятия.

И при этом же мир содержит в себе много опасностей. Те же родители наносят ребенку множество ран - и психологических, и телесных, а некоторые - и сексуальных (как в психологическом, так и в физическом смысле).
И это не говоря уже о детском саде, школе, работе.

И этот парадокс длится всю нашу жизнь - с одной стороны, если мы ничего не даем в мир, не коммуницируем с ним, не заботимся о нем - нам странно чего-то от него ждать. С другой стороны, если у нас картина мира такая, что мир враждебен, недружественен, просто так ничего не даст, а то и даст по голове - то, что мы в него кладем, начинает тоже деформироваться, и тем меньше мы получаем ответ. А нам-то кажется, что мы кладем много, потому что мы преодолеваем огромное внутреннее сопротивление: картинка искажается.
И все больше агрессии, обиды, ощущения несправедливости: меня используют, я все, а мне ничего, у меня не получается получить то, что я хочу, все люди - сволочи, никто во мне не заинтересован или же - я одинок, меня никто не понимает, я всегда в стороне.
Некоторые из моих клиентов углубляются в расчеты - я в компании три месяца, и мне положено то-то и то-то, а вот Маша - месяц, и ей положено то-то и то-то. Или "я подарил девушке розу, гладиолус и машину, теперь я могу рассчитывать на..."

И так трудно с этим справиться - я это знаю по себе. Потому что все равно хочется близости - даже психопатам - потому что все равно хочется любви, невозможно постоянно жить в стороне - ведь без группы и близости жизнь начинает исчезать, потому что внезапно девочка Маша, которая в компании три дня, оказывается более принятой и близкой, чем я.
Потому что люди делают совершенно иные выводы и воспринимают мою израненность как отстраненность или агрессию.

И я не всегда знаю, как с этим справиться у вот этого конкретного клиента - конечно, мы исследуем прошлое, настоящее, пробуем научиться больше доверять или иначе себя вести. Но чем жестче его концепция враждебного мира, чем раньше она сформировалась - тем сложнее ее подвинуть.

Мне в свое время помогли две вещи: "мир не враждебен, ему просто наплевать, поэтому имеет смысл жить так, как хочется и искать тех, с кем я могу быть собой - и кого я смогу принять" и "не пытайтесь объяснить злым умыслом то, что можно объяснить человеческой глупостью".
Я не боюсь что-то отдавать миру, потому что я знаю, что я могу позаботиться о себе, не дать слишком много и заранее договориться "а что мне за это будет".
И я получила от мира очень много разного - и плохого, и очень плохого, и хорошего, и очень хорошего. И много всякой непонятной фигни, которую непросто было рассортировать. Потому что он очень разный.