В какой технике рисует роберт бейтман. Ручные звери. Животные своими руками


Недавно на глаза попалась любопытная статья Самсонова Александра о мифах Ледового побоища. Где здесь действительно миф, а где нет? Привожу статью в оригинале:

«Мифы Ледового побоища.

Ледовое побоище, или битва на Чудском озере - это сражение новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Ярославича против войска Ливонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев (после поражения при Сауле в 1236 году), в районе Чудского озера. Битва произошла 5 апреля (в пересчёте на Григорианский календарь, т. е. по Новому стилю - 12 апреля) 1242 года. Это было генеральное сражение, положившее конец захватнической кампании Ордена 1240-1242 годов.
Сражение, как и многие события в истории России окружено рядом домыслов и мифов. В этой статье будут рассмотрены самые известные мифы Ледового побоища.

Миф о войне с немцами

Большинство обывателей, если и знают о этой войне. уверенно скажут, что русские воевали с немцами, немецкими рыцарями. Это не совсем верно. Словом «немцы» мы сейчас называем жителей Германии и Австрии, в XIII столетии слово «немец» означало – «немой», то есть не говорящий по-русски. «Немцами» называли представителей многих народов Европы, не говорящие на нашем языке. Ливонская хроника сообщает, что вышедшая в поход на земли Пскова и Новгорода армия состояла из рыцарей Ливонского ордена (в то время это был один из отделов Тевтонского ордена, располагавшийся на территории современной Прибалтики), датских вассалов и ополчения из Юрьева-Дерпта. А ополчение состояло из «чуди», так тогда называли эстов (предки эстонцев). Война имела религиозный характер – «крестовый поход» против еретиков, каковыми считали приверженцев восточной ветви христианства. Но её нельзя назвать войной немцев и русских, т. к. большинство воинов не были немцами. Это типично для войн Руси-России-СССР, войска противников обычно носят коалиционный характер.

Миф о численности армии вторжения

Еще со времён СССР некоторые историки при упоминании о численности столкнувшихся у Чудского озера армий указывают, что войско Александра Ярославича насчитывало примерно 15-17 тысяч человек, против них воевала 10-12 тысяч воинов Ливонского ордена. Но учитывая тот факт, что численность населения европейских крупнейших городов в тот период времени не превышала цифру в 20-30 тыс. человек, эти цифры о численности армий вызывают сомнения. В настоящее время появились авторы, которые вообще решили «модернизировать» битву до уровня мелкой феодальной стычки. Историки-ревизионисты основываются на ливонском источнике, который сообщил о потере 20 братьев и 6 пленных.
Но эти учёные забывают тот факт, что знатный воин, рыцарь сражался не один, или только с оруженосцем. В рыцарское «копьё», боевую тактическую единицу, входили оруженосцы, слуги-«телохранители», профессиональные солдаты. Численность «копья» могла составлять до 100 человек. Не надо забывать и вспомогательные подразделения чудских ополченцев, которых рыцари вообще за людей не считали, и в расчёт не брали. Поэтому, новгородская летопись и утверждает, что потери немцев составили 400 человек убитыми, и 50 человек захватили в плен, а также «паде чюди бещисла». Русские летописцы, видимо, посчитали всех «немцев», независимо от рода и племени, рыцарей и простых солдат, слуг.
Поэтому, больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, которые утверждают, что войско ордена насчитывало около 150 рыцарей, тысячи полторы кнехтов (солдат) и тысячи две ополчения из эстов. Новгород и его союзники смогли противопоставить им около 4-5 тысяч бойцов. То есть значительного превосходства не имела ни одна сторона.
Назарук В. М. «Ледовое побоище», 1984 год

Миф о тяжеловооруженных рыцарях и легковооруженных воинах Александра Невского

Это одно из самых популярных заблуждений, растиражированное в многочисленных произведениях. Согласно нему, доспехи воина ордена были раза в 2-3 тяжелее русских. Благодаря этому мифу появились рассуждения о тактике русского князя. Якобы именно поэтому проломился лед на Чудском озере, и часть армии немцев просто потонула. В реальности русские и орденские воины были защищены примерно одинаково, и вес доспехов был почти равен. Да и латные доспехи, в которых обычно изображают ливонских рыцарей в романах и фильмах, появились намного позже - в XIV-XV вв. Западные рыцари XIII столетия, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу. Их могли усиливать цельноковаными нагрудниками, наплечниками – они защищали грудь от ударов спереди и плечи от рубящих ударов сверху. Руки и ноги воинов закрывали наручи и поножи. Тянуло это защитное снаряжение килограммов на 15- 20. Да и то подобное защитное вооружение имели далеко не все, а лишь самые знатные и богатые, или дружинники князя. Простые новгородские и чудские ополченцы не имели подобного защитного вооружения.
Если внимательно изучить схему Ледового побоища, то видно, что под лед воины ордена провалились вовсе не там, где шло сражение. Это произошло позже: уже отступая, часть воинов случайно нарвались на «сиговицу». У острова Вороний, или Вороньего камня, его прибрежья расположен мыс Сиговец - от названия рыбы сиг. Там из-за особенностей течения лёд слабый.

Главная же заслуга Александра Ярославича, в этом бою, в том, что русский князь правильно выбрал место битвы и сумел разбить орденский строй «свиньей» (клином). Суть строя в том, что рыцари, сосредоточив пехотные подразделения в центре и прикрыв ее на флангах рыцарской конницей, по обыкновению атаковали «в лоб», рассчитывая просто раздавить главные силы русского войска. Александр поставил в центр самые слабые свои части – новгородских ополченцев, пехоту. Они связали орденский клин боем, пока тот терял время, основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. «Свинья» утратила свою ударную мощь и была обречена. Как сообщают русские источники, воины князя гнали разбитые силы ордена семь верст до дальнего берега Чудского озера.

В первой редакции новгородской летописи нет сообщения о провале под лёд, этот факт добавили через столетие после сражения. Нет подобных сведений и в Ливонской хронике. Так что, очень даже возможно, что тонущие среди льдов рыцари ордена - тоже всего-навсего красивый миф.

Битва у Вороньего камня

В реальности, исследователи не знают, где была битва. Это лишь одно из нескольких предполагаемых мест, где могло состояться сражение. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день. Одни историки считают, что так назывался остров, который и сейчас называемый Вороньим, другие говорят, что камнем когда-то был высокий песчаник, который с течением столетий размыло течением. В ливонской хронике сообщается, что поверженные бойцы падали на траву, так что сражение могло произойти не на льду озера, а на берегу, где за траву вполне сошли бы сухие камыши. А уже разбитых, бегущих «немцев» русские воины преследовали по льду озера.
Костылев Дмитрий, «Александр Невский, Ледовое Побоище», фрагмент, 2005 год
Многих смущает тот, что в озере даже с помощью самого современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII столетия, отчего некоторые историки-ревизионисты, вообще выдвинули гипотезу о том, что битвы не было. Хотя в реальности, если провала под лёд не было, ничего удивительного нет. Оружие и доспехи были ценной добычей, даже сломанные (металл шёл в кузни), а тела похоронили. В итоге, ни одна исследовательская экспедиция достоверного места Ледового побоища так и не установила.

Пожалуй, единственное, в чем можно не сомневаться – это, что битва 1242 года действительно произошла. Мы в очередной раз взяли вверх над западными захватчиками.

Хочется надеяться, что когда у нас снимут новый фильм о той битве, он сохранит дух старого фильма, но будет избавлен от исторических неточностей.

Источники:
Бегунов Ю. Александр Невский. М., 2009.
Пашуто В. Т. Александр Невский М., 1974.»

Летом 1240 года на Русь двинулось многотысячное войско немецких рыцарей-тевтонцев, которое захватило несколько городов и планировало штурмовать Новгород. Но приглашенный новгородцами князь Александр Невский со своей дружиной освободил Копорье и Псков, а затем 5 апреля 1242 года заманил немцев на лед Чудского озера. Как он и планировал, лед не выдержал веса закованных в латы рыцарей и треснул, потопив большую часть тевтонского воинства и обеспечив русским славную победу. Конечно же, все это мы помним из уроков истории. Да только многое из того, что известно об этой битве, - всего лишь миф.

Миф 1. Русские воевали с немцами

Давайте для начала разберемся, чье войско вторглось на Русь. Любой человек, хоть немного знающий историю, ответит: "Конечно же, немецкое!". И будет абсолютно прав, ведь и в новгородской летописи сказано, что это были именно "немцы". Да, только сейчас мы этим словом именуем исключительно германцев (даже язык изучаем не германский, а немецкий), в XIII же веке слово "немец" означало - "немой", то есть не умеющий говорить. Так русские называли все народы, речь которых была им непонятна. Выходит, датчан, французов, поляков, германцев, финнов и так далее жители средневековой Руси считали "немцами".
Ливонская хроника указывает, что вышедшая в поход на Русь армия состояла из рыцарей Ливонского ордена (одного из подразделений Тевтонского ордена, базировавшихся на территории нынешней Прибалтики), датских вассалов и ополчения из Дерпта (нынешнего Тарту), значительной частью которого была чудь (так русские называли эстов). Следовательно, эту армию не то что "немецкой", ее даже "тевтонской" назвать нельзя, ведь большинство воинов не принадлежали к Ливонскому ордену. А вот крестоносцами их назвать можно, ведь поход отчасти имел религиозный характер.
Да и русская рать не была исключительно армией Александра Невского. Помимо дружины самого князя, в войско входил отряд епископа, новгородский гарнизон, подчиненный посаднику, ополчение посадов, а также дружины бояр и богатых купцов. К тому же на подмогу новгородцам подошли "низовые" полки из Суздальского княжества: брат князя Андрей Яро-славич с дружиной, а с ним городские и боярские отряды.

Миф 2. Несметная рать

Еще с советских времен некоторые историки при упоминании о численности столкнувшихся на Чудском озере армий указывают, что войско Александра Невского насчитывало около 15-17 тысяч человек, противостояли же им 10-12 тысяч немецких воинов. Для сравнения отметим, что население Новгорода в начале XIII века всего-то было около 20-30 тысяч человек, и это включая женщин, стариков и детей. Примерно такое же количество проживало в средневековом Париже, Лондоне, Кельне. То есть, если верить изложенным фактам, в битве должны были сойтись армии, равные по численности половине населения крупнейших городов мира. Весьма сомнительно, не правда ли?
Теперь же находятся и такие историки, которые, наоборот, утверждают, будто битва 1242 года была весьма незначительным событием. Ведь в ливонской летописи говорится, что со своей стороны немцы потеряли всего лишь 20 "братьев" убитыми и шесть пленными. Да только ученые мужи, похоже, забывают о том, что далеко не каждый воин Средневековой Европы считался рыцарем. Рыцарями были лишь отлично вооруженные и экипированные знатные люди, и обычно с каждым из них шли человек 100 поддержки: лучники, копейщики, кавалерия (так называемые кнехты), а также местное ополчение, которых ливонские летописцы могли и не брать в расчет. Новгородская же хроника утверждает, что потери немцев составили 400 человек убитыми, и 50 было захвачено в плен, а также "паде чюди бещисла". Русские летописцы, вероятно, посчитали всех, независимо от рода и племени.
Так что, похоже, больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, утверждающих, что немецкое войско насчитывало около 150 рыцарей, полторы тысячи кнехтов и пару тысяч ополчения из чуди. Новгород противопоставил им около четырех-пяти тысяч бойцов.

Миф 3. Тяжелые против легких

Одно из самых популярных заблуждений гласит, что доспехи немецкого воина были раза в два-три тяжелее русских. Якобы именно благодаря этому проломился лед на озере, и неподъемные латы погнули немцев ко дну. На самом же деле русские и немецкие воины были защищены примерно одинаково. Кстати, латные доспехи, в которых обычно изображают рыцарей в романах и фильмах, появились позже - в XIV-XV веках. Рыцари же XIII века, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу, поверх нее - зерцало, пластинчатый доспех, или бригандину (кожаную рубашку со стальными пластинками), руки и ноги воина закрывали наручи и поножи. Тянула вся эта амуниция килограммов на 20. Да и то подобное снаряжение имел далеко не каждый воин, а лишь самые знатные и богатые.

Миф 4. Александр надеялся на лед

Если мы внимательно рассмотрим схему сражения, то увидим, что под лед немецкие захватчики провалились вовсе не там, где произошла битва. Это случилось позже: уже отступая, часть из них случайно выбежала на "сиговицу" - место на озере, где из-за течения плохо замерзает вода. А значит, разлом льда никак не мог входить в тактические планы князя. Главная же заслуга Александра Невского оказалась в том, что он правильно выбрал место сражения и сумел разбить немецкий строй свиньей, или клином. Рыцари, сосредоточив пехоту в центре и прикрыв ее по флангам кавалерией, по обыкновению атаковали "в лоб", рассчитывая смести главные силы русских. Но там оказался лишь небольшой отряд легких воинов, который сразу же начал отступать. Да только погнавшись за ним, немцы неожиданно уперлись в отвесный берег, а в это время основные силы русских, завернув фланги, ударили с боков и с тыла, взяв противника в кольцо. Сразу же в бой вступил укрытый в засаде конный отряд Александра, и немцы были сломлены. Как описывает летопись, русские гнали их семь верст до дальнего берега Чудского озера.
Кстати, в первой новгородской летописи нет ни слова о том, что отступающие немцы провалились под лед. Этот факт был добавлен летописцами позже - спустя 100 лет после битвы. Нет об этом упоминаний и в ливонской летописи.
Так что, вполне возможно, тонущие среди льдов рыцари - тоже всего-навсего миф.

Миф 5. У Вороньего камня

Давайте еще раз взглянем на схему сражения: там указано, что оно произошло у восточного берега, неподалеку от соединения Чудского и Псковского озер. На самом же деле, это лишь одно из множества предполагаемых мест, где могли столкнуться русские с крестоносцами. Новгородские летописцы довольно точно указывают место битвы - у Вороньего камня. Да только где находится этот самый Вороний камень, историки гадают по сей день. Одни утверждают, что так именовался остров, и сейчас называемый Вороньим, другие - что камнем когда-то считался высокий песчаник, который с веками размыло течением. В ливонской летописи сказано, что поверженные воины падали на траву, так что битва могла и вовсе произойти не на льду, а на берегу (за траву вполне сошли бы сухие камыши), а уже отступающих немцев русские преследовали по замерзшему озеру.
Многих смущает то, что в озере даже с помощью современного оборудования до сих пор не найдено никакого оружия и доспехов XIII века, отчего возникли сомнения: а было ли вообще Ледовое побоище? Впрочем, если рыцари на самом деле не тонули, то отсутствие пошедшего ко дну снаряжения нисколько не удивляет. К тому же, скорее всего, сразу же после битвы тела погибших - как своих, так и чужих - были убраны с поля брани и захоронены.
В общем, ни одна экспедиция достоверного места битвы крестоносцев с войсками Александра Невского так и не установила, а точки возможного сражения разбросаны на участке протяженностью в сотню километров. Пожалуй, единственное, в чем никто не сомневается, что битва 1242 года действительно произошла.Автор: О.Горосов

Роберт Бейтман (Robert Bateman) - канадский натуралист и художник. Родился в 1930 г.

Роберт всегда интересовался искусством, но никогда не рассчитывал с его помощью зарабатывать на жизнь. Он с детства был очарован природой и зарисовывал всех птиц возле своего дома в Торонто. Позднее он заинтересовался абстрактным изображением природы. В 1954 г. закончил университет в Торонто и после этого поступил в образовательный колледж в Онтарио. В это время он уже выработал свой собственный стиль - реализм. В 1957 г. Роберт вместе с другом отправился в кругосветное путешествие на 14 месяцев. В Африке, Индии, Юго-Восточной Азии и Австралии он зарисовывал все, что видел.

После возвращения из путешествия Роберт стал работать в школе преподавателем искусства и географии. При этом он продолжал заниматься рисованием. В 1970-80-х гг. его работы получили широкое признание. В 1987 г. в Смитсоновском институте в Вашингтоне прошла его крупная персональная выставка, которая принесла художнику большую известность.

Роберт рисует акриловыми красками на разных поверхностях. Он известен не только своей живописью, но и книгами, посвященными его картинам. Например, это книги The Art of Robert Bateman , The World of Robert Bateman , An Artist in Nature , Natural Worlds , Thinking Like a Mountain , Birds , New Works, и Life Sketches , а также серия детских книг. После 20 лет работы преподавателем в школе, Роберт полностью посвятил свое время рисованию. В 1977 г. Роберт стал делать ограниченные серии принтов к своим картинам. Годы спустя эти принты принесли миллионы долларов, которые пошли на поддержку экологических программ.

В 1999 г. Канада объявила Бейтмана одним из 100 людей, посвятивших свою жизнь сохранению природы в 20 веке. Его имя носят несколько канадских школ, Роберт имеет почетную докторскую степень 13 институтов.

Картины Роберта Бейтмана можно увидеть в созданном им центре - http://batemancentre.org/ . Даже в свои 86 лет художник продолжает активно заниматься живописью, публичными выступлениями и защитой природы.

Facebook - https://www.facebook.com/RobertBatemanCentre/


"Ушастая сова", масло на оргалите, 1993 г.

"Еще будучи мальчиком я брал велосипед и ехал из города в лес, чтобы увидеть там ястребов и сов. Зима - это лучшее время чтобы их увидеть сквозь голые ветви деревьев. Ушастые совы обычно ночевали под укрытием заснеженных сосновых веток. Обычно я внимательно исследовал снег под соснами. Совы после трапезы любили выплевывать шарики из непереваренных остатков кожи и костей мышей. Сов очень трудно обнаружить, они хорошо прячутся. Тем не менее я нарисовал 6 портретов сов, 5 из которых - в зимнее время.

На этом рисунке сова сидит на тяжело сосновой ветке, поникшей после снежной бури".

"Зимний туман".

"Птица-секретарь", смешанная техника, 1985 г.

"Лагерь в сумерках", масло, 1981 г.

"Мы ехали верхом три дня подряд. На ночевку остановились возле бобровой плотины. В заболоченной долине на иле выросла высокая густая трава. Это была макушка лета, вокруг цвели великолепные цветы. Мы ехали по старому, проверенному пути. Нас было пятеро - я, фермер с женой и два помощника. Мы перегоняли небольшой табун лошадей. Это было словно путешествие ковбоев через луга, реки, водопады, ароматные леса и снежные вершины.

Вечером коней пускали пастись на лугу. В этот момент тишина и умиротворенность спускались словно роса. Мы тихо рассказывали истории, сидя у костра. В зарослях треснула ветка. Возможно, кто-то из диких животных в это время подглядывал за нами".

"Пара уток-мандаринок на иве", акрил, доска, 2006 г.

"Старые ивы всегда были частью моей души. Я вырос в овраге с огромными ивами. Некоторые из них были такими огромными, словно деревья в тропическом лесу. Плотные ветви ивы накрывали нас огромными зонтами, пока мы играли вдоль ручья. Ива - мягкое дерево, ее ветви легко ломались после каждого дождя. И таким образом ивы размножались черенками вдоль всего оврага.

Т.к. ивы растут в болотистой местности, в их ветвях часто обитают утки. Самым восхитительным было увидеть двух ярких мандаринок, сидевших среди зарослей".

"Лимонный певун", доска, масло, 1994 г.

"Вить, вить, вить!", - его громкая песня заставляет мое сердце биться чаще. Он сейчас прыгает по веткам где-то далеко, за тысячи миль от того места, где я пишу эти строки. Я вспоминаю самое веселое время своей жизни... В середине мая мы с друзьями отправились в путешествие по северному берегу озера Эри (это одно из 5 Великих Северных озер Америки). На это время приходится пик весенней миграции, когда все ветви буквально облеплены птицами. Звуки вокруг и запахи цветов переполняют чувства. Наша цель поездки состояла в том, чтобы определить как можно больше видов птиц. Нужно было вслушиваться в каждую песнь, каждую трель. Внутри было грандиозное ощущение жизни "здесь и сейчас".

Как канадец и натуралист я всегда удивлялся нашему "южному климату". Эти маленькие участки Каролины очень похожи на южные земли Онтарию. Здесь можно встретить длиннозаострённую магнолию, тюльпановое дерево, американский лавр и амбровое дерево, деревья, которые встречаются только в Канаде. Здесь также встречаются особые виды птиц, например, хохлатая синица и канадский крапивник. Но для меня самый ценный - лимонный певун. Возможно, из-за влажной среды обитания, а возможно, из-за ярко-желтых яиц."

"Балтиморская иволга и цветение сливы", акрил, дерево, 2007 г.

"Не знаю почему, но это первая балтиморская иволга, которую я нарисовал с тех пор, когда начал в 14 лет рисовать птиц, сидя на заднем дворе дома. Ведь на свете так много ярких, красивых птиц, которых я почему-то никогда не рисовал. В случае с иволгой это был лишь вопрос времени. У меня сохранились прекрасные детские воспоминания об этой веселой, щебечущей птице. Заслышав ее песню, я тут же принимался искать птицу среди ветвей огромного вяза. В тот раз я нашел глубокое плетеное гнездо. Сейчас вязы, к сожалению, вымерли из-за болезней, но иволги поют по-прежнему".

"Лев. На свету", холст, акрил, 1996 г.

"Ранее утро в кратере Нгоро-Нгоро. Хотя это Африка, но ночи очень холодные, а по утрам стоит туман. Одинокий лев медленно передвигался по сырой траве. Здесь совсем некомфортно было лежать и не было шансов поохотиться. Одинокий лев - не очень хороший охотник. Львы охотятся стаями. Они разрабатывают целые стратегии. К тому же прайд в основном состоит из львиц. Львы-самцы более мощные и внушительные, но не такие ловкие в охоте, как самки. Их роль в прайде скорее заключается в охране своей территории от других львов и таких хищников, как гиены и леопарды.

Возможно, этот лев отбился от своей стаи или ищет себе молодую львицу. Он ступает на влажную утреннюю траву полный самоуверенности. Он считает себя королем всего, что простирается перед ним".

"Монарх Азии", доска, масло, 2011 г.

"Пока я был ребенком, я не мог подумать, что однажды увижу тигра в дикой природе. Моей матери было два года, когда умерла королева Виктория. Соответственно, мое детство было наполнено историями о викторианской эпохе, включая период британских колоний в Индии. Фотографии отстрела тигров были обычным делом. Хорошо, что сейчас изменились взгляды на этот так называемый "спорт". Теперь платят большие деньги за убитого тигра, поскольку его части используются в азиатской медицине.

Своего первого дикого тигра я увидел в Ассаме. Наполовину в воде, он охотился на стадо болотных оленей. Все олени сбежали. Позднее во время наблюдения за птицами мы встретили 15 тигров в 4 разных парках.

Эта картина, как и многие другие, собрание образов 10 разных тигров, увиденных в дикой природе и зоопарках. Камни и травы тоже нарисованы из разных мест. Я использовал ритм скал и трав чтобы подчеркнуть очертания тигра. Освещение задумано так, чтобы придать драматизм и таинственность, которые соответствуют этому величественному животному."

Репродукция тигра на холсте, 2014 г.

"Настороженность", акрил, дерево, 2007 г.

"Я часто люблю изображать хищников. Они очень милые, иногда похожи на шарик. Хищники часто обладают настолько выразительными формами, что их хочется рисовать. Хотя я люблю рисовать и медведей, и волков, все же предпочитаю кошачьих. Львов и пум достаточно легко изображать, а вот тигры из-за полосатого окраса имеют ярко выраженную экспрессию.

Выражение морды тигра в этот момент кажется особенно динамичным. Как и у людей, тут все зависит от миллиметра движения уголков рта, глаз, бровей. В этот момент, когда глаза внимательно смотрят, усы топорщатся, а голова поднята, мне кажется, я уловил настороженное внимание хищника".

"Игра закончена. Лиса и клен", акрил, доска, 2007 г.

"В большинстве своих работ я создаю момент времени - момент, когда что-то должно случиться. У меня в памяти хранилось несколько образов лис и я решил воплотить их в истории, когда лиса смотрит на дерево. Каждый, кто гулял с собакой в лесу, может легко представить себе дальнейшее развитие событий."

Северный олень.

"Вызов. Сохатый", масло, 1989 г.

"Зимний закат", акрил, оргалит, 1984 г.

"Снежное утро. Голубая сойка", акрил, дерево, 2004 г.

"Кардинал", смешанная техника, 1993 г.

"Над порогами - Чайки и Гризли", акрил, холст, 2004 г.

"Тихоокеанский лосось - важная часть щедрой природы на побережье Северной Америки. Мы все знаем эпическую историю рождения мальков в чистой воде горных ручьев, их путешествия к морю, о жизни в далеком океане и обратной миграции к месту их рождения уже во взрослом, красивом обличье. Далее следует героическая борьба против течения, перепрыгивание водопадов, ухаживание, спаривание и смерть. История почти библейская по своему масштабу.

Лосось - действительно очень важная часть культуры народов северного побережья. Позднее рыба стала частью рациона европейских переселенцев. И сейчас мы знаем про ее полезный жир с омега-3 кислотами. Также лосось - очень важная еда для всех обитателей леса, включая гризли и чаек. Более того, ученые установили, что животные, поедающие лосося, потом замечательно удобряют землю. Вдоль лососевых рек деревья вырастают выше, чем вдоль рек без рыбы.

Эта рыба настолько важна и настолько взаимосвязана с сообществом и природой, что многие люди считают, что именно ее нужно сделать эмблемой вымирающих животных региона вместо пятнистой совы".

"Дух медведя".

"По преданию племени Цимшиан, Ворон, Создатель, прогуливался между черных медведей Острова Принцессы и создавал каждого десятого медведя белым в напоминание о тех временах, когда вся земля была покрыта снегом и льдом. Он решил, что эти медведи всегда будут жить в гармонии и согласии. Как результат изоляции и проживания на безмятежном пространстве, эти медведи не имеют инстинктивного страха перед людьми. Таким образом человечеству представляется уникальная возможность знакомства с дикими медведями".

На отдыхе.

"Волчья стая в лунном свете".

"Лиса, свернувшаяся калачиком".

"Маленький вор".

"Выдры на речных порогах".

"Дикая утка".

"Антилопы гну на закате".


Роберт Бейтман (Robert Bateman) родился в 1930 году в Торонто, Канада (Toronto, Ontario, Canada). Известно, что с самого раннего детства Роберта притягивало искусство, но он никогда не собирался зарабатывать себе этим на жизнь. Кроме того, юный Бейтман живо интересовался природой – он наблюдал за птицами близ Торонто и записывал свои наблюдения. Позже сам он так сказал о себе: "Я всегда был художником и натуралистом, потому что все дети любят природу и искусство. Но дети вырастают и в возрасте 12-13 лет начинают интересоваться более "взрослыми" вещами. Сам я не достиг стадии "взрослого" человека, поскольку начал серьезно увлекаться искусством и природой как раз в 12 лет".

В 1954 году Роберт получил ученую степень в области географии в Колледже Виктория в Университете Торонто (Victoria College in the University of Toronto). Затем Бейтман продолжил учебу в колледже Ontario College of Education в Онтарио.

Несмотря на то, что ничего, казалось бы, не мешало молодому художнику творить, Роберт решил работать учителем географии и искусств. Впрочем, в свободное время он, конечно же, рисовал – Бейтман исследовал и рисовал природу, в том числе птиц, животных, а также занимался фотографией. Работал художник в реалистичной манере, писал маленькой кистью, приближая свои картины к почти фотографической точности. Лишь позже он перешел на большую кисть – в этом его убедили друзья-художники, однако еще позже, будучи все же художником-реалистом, он вернулся к маленькой кисти вновь. Известно, что в какой-то период художник весьма сильно увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом, а позже пережил увлечение кубизмом и импрессионистской абстракцией. Следует все же заметить, что Бейтман, который был прежде всего натуралистом и черпал свое вдохновение в природе, старался отражать на своих полотнах максимальную точность. Так, все звери на его картинах выглядят очень "фотографично", и, если смотреть его творчество в Интернете, то на первый взгляд невозможно определить, что это не фотографии животных, но их портреты. Так, Бейтман рисовал медведей, лосей, тигров, слонов, лис, волков, тигров, и, конечно же, птиц. Абсолютно все картины художника посвящены миру животных.


Его работы получили признание в конце 1970-х и начале 1980-х годов.

В 1987 году в Смитсоновском Институте в Вашингтоне (Smithsonian Institution in Washington, DC) прошло "Шоу Роберта Бейтмана" (Robert Bateman"s show), после которого имя художника Бейтмана оказалось уже по-настоящему на слуху.

Известно, что на сегодняшний день Роберт Бейтман – один из наиболее признанных и художников, рисующих живую природу. Выставки его картин проводились в Канаде и США, а также в Англии (England), Японии (Japan), Южной Африке (South Africa).

Кроме собственно искусства Бейтман читает лекции по искусству и охране природы, а с 2000 года он также ведет на телевидении Канады передачу о природе. Программа "Get to Know" - это проект Роберта, направленный на ряд экологических инициатив в области образования для молодежи. Проект включают в себя конкурсы по темам искусства и природы, виртуальные экскурсии и походы, а также ежегодную конференцию, посвященный экологическому образованию.

В 2007 году Роберт Бейтман и его жена (Birgit Freybe Bateman) подарили университету Royal Roads University картины, фотографии, альбомы с иллюстрациями, книги и различные предметы и артефакты, общей суммой свыше 11 млн. долларов США. В свою очередь университет создает Центр Роберта Бейтмана (Robert Bateman Centre).

Robert Bateman - канадский художник-анималист. Он родился в городе Торонто в 1930 году. О своем детстве Robert рассказывает, что он всегда был художником и одновременно натуралистом, потому как все дети любят и природу, и искусство. Но дети взрослеют и когда им исполняется 12-13 лет, то начинают интересоваться «взрослыми» вещами. А Robert Bateman не достиг своей стадии «взрослого» человека, так как серьезно начал увлекаться изобразительным искусством и изучением природы именно в 12 лет… Именно тогда Robert нарисовал свой первый рисунок и начал ежедневно рисовать разных птиц, по приходу из школы. Он тогда рисовал в реалистической манере, используя маленькую кисть. Но через несколько лет, испытав влияние друзей, он стал писать в более свободном стиле, уже большой кистью и более ярко.
В 1950 году Robert закончил Академический институт в Форест Хилл. Четыре года спустя с отличием окончил по географии Торонтский университет, получил степень бакалавра искусств. Далее Robert взялся за преподавательскую и просветительскую деятельность, при этом не забывал о творчестве. За относительно короткое время пережил увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом в манере Ван Гога. Затем последовал его период кубизма и импрессионистской абстракции. Но на всех этих этапах его продолжала вдохновлять природа, и поскольку он был по своей сути натуралистом, в нем всегда жило стремление к отображению природы с максимальной точностью.
В 32 года Robert Bateman посетил персональную выставку Эндрю Уайета, известнейшего американского художника-реалиста. Эндрю был мастером детализации, при доведении картин всегда пользовался маленькой кистью. Бейтмэн вспоминал, что тогда пришел к выводу, что в этом единственный путь для художника-натуралиста. После осознания этой идеи, он почувствовал себя раскрепощенным
Так Роберт Бейтмэн обрел свой индивидуальный путь в искусстве, и верен ему до сего дня. Он не ощущает необходимости менять стиль, ведь тот животный мир, которому посвящены его многие картины, он сам по себе бесконечно разнообразен. В нем можно находить бескрайнее вдохновение, неиссякаемый источник новых идей.
На сегодня Robert Bateman является самым признанным и известным художником живой природы. Список его выставок очень длинный. Он продолжает читать свои лекции по искусствам и охране природы, и заслуги Роберта в это деле отмечены высокими государственными наградами. В университете Роял Роудс (Канада) открыт Образовательный центр Роберта Бейтмэна – т.н. «экодом», который идеально вписывается в окружающую среду и не нарушает ее естественного состояния.
Живопись для Robert Bateman никогда не была простым хобби. Это был далеко не отдых. Начиная с двенадцати лет он именно трудился в этой области, трудился с любовью.