Чему учат нас пословицы. Чему учат пословицы? Пословицы о дружбе, труде, Родине, добре и зле. Объясни пословицу, или а где мораль

Мудрость народа хранится в Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки, украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка, замечать и понимать скрытый подтекст слов. Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –

В нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты. И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше. Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Ремонт.

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные незнакомые слова.

Склей половинки.

Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики» по очереди. Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону. Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело, и в то же время, они очень полезны для развития

Пословиц можно привести очень много, это легко, но не в этом суть.
Пройдусь ка я по не очень легкой дорожке! Чему они нас учат?
Хочу развенчать миф о том, что пословицы являются безусловной народной мудростью, которой надо следовать в жизни и тогда будет успех. Да, много в пословицах от мудрости народной и много пользы из них можно извлечь, НО!!!
Пословицы не являются мудростью народной и не являются мудростью безусловной!
Пословицы формируются слоями народа, а не всем народом и каждый слой, каждая прослойка выражают свои интересы!
Приведу наиболее яркий пример:
Слой лентяев: "Работа не волк - в лес не убежит!"
Слой тружеников: "Без труда, не выловишь и рыбки из пруда"
Как видим содержание прямо противоположное.
А сколько пословиц принижающих роль и значение женщины в обществе: "Волос длинный - ум короткий", "баба с воза кобыле легче" и т.д. Естественно эти пословицы сформировали мужики, чтобы укрепить свое доминирующее положение в обществе, показать своё (надо сказать мнимое) превосходство.
Так что, использовать пословицы в жизни конечно нужно, но нужно и так сказать фильтровать:))


Пословиц много разных, и каждая несет в себе какой-то смысл, чаще поучительный.
Пословицы о труде. Смысл в том, что, чтобы чего-нибудь добиться в этой жизни, нужно приложить усилия.
Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь на саночках кататься - люби и в горочку их возить.
Волка ноги кормят.
Что посеешь - то и пожнешь.
Делу время - потехе час.
Кто не работает, тот не ест.
Пословицы об ответственности за свои слова и дела. Если пообещал что-то, то выполняй обещанное. Начал дело - доведи до конца.
Назвался груздем - полезай в кузов.
Взялся за гуш - не говори, что не дюжь.
Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.
Дело мастера боится.
Глаза боятся, а руки делают.
Пословицы о дружбе. Что не каждый знакомый является другом. Что только близкие настоящие друзья придут на помощь в любое время и такими друзьями нужно дорожить.
Для друга семь верст - не околица.
Друг познается в беде.
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Пословицы о здоровье Самое ценное у человека - здоровье. Будешь здоровым - будешь красивым, любимым, счастливым, а больше ценят здоровье те, кто переболел.
Больному и золотая кровать не поможет.
В добром здоровье и хворать хорошо.
Больному все горько.
На что корова – была бы жена здорова.
Румянами хворь не лечат.
Где здоровье, там и красота.
Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
Пословицы о времени. Учат тому, что все нужно делать в свое время и не гоняться за прошлым.
Всякому овощу свое время.
Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.
Новое время - новые песни.
Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду.

Знаменитых много, вот например:
Мал золотник, да дорог
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Терпенье и труд всё перетрут
Волка ноги кормят
Делу время,потехе час
С миру по нитке - голому рубаха
Что у кого болит, тот о том и говорит
Дело мастера боится
Волков бояться - в лес не ходить
На свете не без добрых людей
Не поминай лихом
Не суди,да не судим будешь
Молодо – зелено, погулять велено
Тише едешь - дальше будешь
Любишь кататься - люби и саночки возить
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Есть мною любимые(но менее знаменитые!): "Да выплюнь, не жевамши","Внешность обманчива","Снаружи гладко, а внутри гадко","На чужом коне в рай проехаться".
А учат они нас многому, учат быть где-то поумнее, похитрее, где-то душу открывать,где-то быть честнее..Маленькие народные мудрости,которые сопутствуют нам в жизненном пути,хотя порой некоторые и не знают, что это ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы занимают важное место в культуре любого народа мира. Возникнув ещё в древности, они всегда несли в себе мудрость и многовековой опыт. Эти языковые обороты, ритмичные и лаконичные, наполненные глубоким смыслом, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чему учат пословицы? Попробуем докопаться до истины.

Общая характеристика

Пословицы - жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания. Они оформлены в короткие предложения. Пословицам присущи:

  • Ритмическая окраска.
  • Красивое звучание.
  • Меткое выражение мысли.
  • Поучение, наставление и юмор.

Суть пословиц - донести до будущих поколений полученный опыт. Поэтому, развиваясь интеллектуально и духовно, народ менял и свои изречения. Пословицы совершенствовались, к ним добавлялись новые слова, неся уже совсем иную смысловую нагрузку. Многие из них позаимствованы из произведений: русских народных сказок, Библии, басен, баллад, сказаний и былин.

Интересно, но первые пословицы появились ещё задолго до нашей эры. Они были распространены в Израиле, Египте, Греции и Римской империи. Древний философ Аристотель стал первым человеком, который сумел их классифицировать и обобщить в одном издании.

Пословицы о дружбе

Они учат нас тому, что друг - это не вещь, которую легко заменить. Настоящий товарищ - человек, испытанный в радости и горе. Он всегда придёт на помощь, подставит своё плечо, подаст руку. И даже если на горизонте появились новые знакомые и приятели, они никогда не заменят настоящего друга, что сопровождает вас всю жизнь. Например, эта мысль выражена в такой пословице: "Старый друг - лучше новых двух".

Быть настоящим товарищем - тяжёлый труд. Такие люди готовы отдавать, не получая ничего взамен. Они бескорыстны и надёжны. Их нужно ценить: если из-за предательства или сильной обиды близкий человек от вас отвернулся, его уже невозможно вернуть. Купить за деньги или другие материальные блага его любовь и уважение невозможно.

Говорят, что без настоящих товарищей существование теряет свои краски. Лучше жить без гроша за душой, но в окружении верных спутников и соратников. Например: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Дружба - сила", "Человек без друзей - сокол без полёта".

О труде

Русский народ всегда был работящим. Поле и скот, станки и машины, шахты и выработки - то, что стало частью жизни многих простых людей из глубинки, рабочих и крестьян. Поэтому свой накопленный жизненный опыт они трансформировали в крылатые выражения: "Под лежачий камень вода не течёт", "Терпение и труд всё перетрут". Они учат нас не лениться, а наоборот, стараться достигать максимальных результатов в своей профессии. Потому что только тяжёлая продуктивная работа - залог материального благополучия и достатка. доносят до нас многовековую мудрость: любое дело, даже черновое, нужно уважать. Независимо от того, чем занят человек, он заслуживает похвалы и признания, если, конечно, это занятие не аморальное, не вредит обществу и не имеет криминального оттенка.

Чужой труд нужно ценить. А самому, берясь за работу, не спешить. Потому что только усердие, старательность и внимание помогают сделать по-настоящему что-то полезное и красивое, качественное и долговечное: "Торопливый дважды одно дело делает", "Семь раз отмерь - один раз отрежь".

О Родине

Чему учат пословицы, в которых упоминается родной дом, отчизна? Конечно же любить их, ценить и уважать. Человек не выбирает себе семью и землю, на которой родился. Поэтому какой бы ни была твоя страна - бедной, непризнанной или угнетённой - её нельзя забывать, предавать, продавать за деньги. Об этом говорят такие пословицы: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Худая та птица, что гнездо своё марает".

В народных изречениях показано, что сплочённая нация - сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: "Когда народ един, он непобедим".

Пословицы говорят: даже пребывая на чужбине, человек тянется к своим корням. Никакие иностранные блага не заменят ему обычаи и традиции, любимые с детства, а обедая в ресторане деликатесами, он с ностальгией будет вспоминать бабушкины ватрушки и мамины блины. Например: "Чужая сторона - мачеха", "За морем теплее, а у нас светлее".

О добре и зле

Быть воспитанным, нравственным и честным - вот чему учат пословицы. В них часто упоминается, что человек должен хранить чистую совесть и добрые помыслы несмотря на разные искушения и "Следовать добру - подниматься в гору, почитать зло - падать в пропасть".

Если вокруг встречаются люди, у которых тёмная душа и плохие намерения, нужно быть к ним терпимыми. Жизнь их накажет без вашего участия, всё воздастся сторицей: "Добру расти, худу по норам ползти", "Горе тому, кто добра не делает никому".

Несмотря на жестокую действительность, нужно всегда оставаться позитивным и открытым. говорит: "Добрые дела два века живут". Поэтому нужно пройти путь на земле так, чтоб о тебе вспоминали только с любовью и уважением. Вот чему учат и зле. Они побуждают нас придерживаться моральных принципов и нравственных критериев.

Пословицы и поговорки для детей и взрослых. Пословицы и поговорки для школьников.

Пословицы и поговорки — бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечило им вечную жизнь в нашей речи.

Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она — украшение речи, учитель и утешитель.

Собранные на сайте пословицы и поговорки предназначены для школьников разных возрастов. Человек растет, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта. И все больше народных речений становится понятным и близким. Иначе и быть не может. В них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.

Наши великие писатели и поэты — Г. Державин, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, Ф. Достоевский, М. Шолохов и другие — учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина —

«А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова — «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

Ценность народных речений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» , «Не беда ошибиться, беда не исправиться» . Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

Не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.

Мы собрали и включили на страницах сайта не только самые широко употребляемые пословицы и поговорки, но прежде всего такие, которые принесли бы школьникам наибольшую пользу в выборе правильного жизненного пути, заложили бы прочную основу человека-гражданина, патриота своей родины.

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа

«Пословица недаром молвится»

Опалева Софья

4-а класс, 10 лет

Руководитель:

Велигура Елена Николаевна

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

п. Салым 2015

Пословица недаром молвится

Опалева Софья Владимировна, Тюменская область, Нефтеюганский район, с. п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», 4-а класс, 2015г.

Руководитель: Велигура Е.Н.., учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Аннотация

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект:

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

З адачи: изучить литературу по данной теме; изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга4 систематизировать их по тематике; провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).

Методы: Сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Вывод: Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивают речь, формируют жизненные ценности и отношение к окружающему миру.

Содержание

Введение

Анализ пословиц и поговорок

Заключение

Литература

Приложение

Введение

"Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!"

А.С. Пушкин

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора. На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Задачи:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить историю происхождения пословиц и поговорок; их отличие друг от друга;

    систематизировать их по тематике;

    провести анкетирование обучающихся 4-х классов «Знаете ли вы пословицы и поговорки».

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки, мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка

Методы: сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности, они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу

Поговорка

Пословица

Чужими руками жар загребать

Чужими руками жар загребать легко

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь - вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа, о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. ( Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.

Организация практической работы

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

«Делу время - потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и,что они нужны и важны в нашей речи.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие « Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы (Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам

(Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память.
Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

1.Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.

2.Даль В.И., Пословицы русского народа.

3.Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.

4.Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.

5.Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.

7.Пословицы народов мира.

8.Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Тема

Пословицы и поговорки

Умозаключение

Труд

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

Ум

Ума палата

О том, у кого большие умственные

способности

Храбрость

Волка бояться, так и в лес не ходить

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело

Дружба

Друзья познаются в беде

Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту

Красота

Не в сказке сказать, не пером описать

О неописуемой красоте

Родина

Человек без родины, что соловей без песни

Соловей не может без песни,так и человек не может без Родины

Книга

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает

Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

ДА НЕТ

Приложение 3

«Час народной мудрости»

Цели:

Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс : вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Второй конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Третий конкурс: вставить в пословицы пропущенные слова

Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)

рубят – щепки летят. (Лес.)

Не..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

Четвёртый конкурс: собери части пословицы.

Умей взять, умей и дать.

Старый друг лучше новых двух.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Красна птица пером, а человек умом.

Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Были бы кошки, а мышки будут.

Десять раз примерь, один раз отрежь.

Пятый конкурс : Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Крутится как булка в колесе.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Шестой конкурс : необходимо подобрать по пословицы к тексту.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала:……………………………

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел

……….

Седьмой конкурс: вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.

Восьмой конкурс: «Отгадай пословицу"

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Рефлексия:

Понравилось ли мероприятие?

Какое задание было самым интересным?

Пригодились вам знания о пословицах и поговорках?

Напишите отзывы о мероприятии?

Подведение итогов работы. Подсчет очков

Приложение 4