Сообщение о жизни и творчестве н лескова. Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества. Николай Писатель - противник нигилизма

Николай Семёнович Лесков - уникальный, самобытный русский писатель, очарованный странник русской литературы.

Семья и детство

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля (4 февраля - по старому стилю) 1831 г. в Орловской губернии - в селе Орловского же уезда.

Отец - Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848 гг.), происходил из семьи священнослужителей. И отец Семена Дмитриевича, и дед, и прадед правили святую службу в селе , оттуда и родовая фамилия - Лесковы. Окончив Севскую семинарию, Семён Дмитриевич вернулся домой. Однако, невзирая на волю родителя, бесповоротно отказался от духовной карьеры. За что и был изгнан из дому отцом, который отличался весьма крутым нравом. Хорошо образованный, умный, деятельный человек. Изначально, Лесков подвизался на ниве репетиторства. Он весьма успешно учительствовал в домах местных дворян, чем завоевал себе приличную славу, а также удостоился множества лестных отзывов. В итоге один из покровителей рекомендовал его к «коронной службе». Начав карьеру с самых низов, Семён Дмитриевич дослужился до высокой должности дворянского заседателя в палате уголовного суда Орловской губернии. Занимаемая им должность давала права на потомственное дворянское звание. Лесков-отец слыл человеком проницательным. Он был талантливым следователем, способным распутать самое хитрое дело. Однако, прослужив почти 30 лет, он был вынужден выйти в отставку без пенсиона. Причиной тому стала стычка с губернатором и нежелание самого Семёна Дмитриевича идти на возможный компромисс. По выходу в отставку Семён Дмитриевич купил небольшое имение - хутор Панин в Кромском уезде и занялся сельским хозяйством. Довольно побыв «крестьянином», всячески разочаровался в тихой сельской жизни, о чём впоследствии неоднократно заявлял своему сыну - Николаю Лескову. В 1848 г. он скоропостижно скончался во время эпидемии холеры.

Мать Николая Семёновича - Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева, 1813-1886 гг.), была бесприданницей, представительницей обедневшего дворянского рода.

Первые годы жизни маленький Николай жил в Горохове, в поместье семьи Страховых, богатых родственников по материнской линии. Он был далеко не единственным ребёнком в семье. Лесков жил в окружении шести двоюродных братьев и сестёр. Для обучения детей в семью были приглашены русский и немецкий учителя, а также французская гувернантка. Будучи от природы очень одарённым, мальчик резко выделялся на фоне других детей. За это его невзлюбили двоюродные братья. При этих обстоятельствах бабушка по материнской линии, проживающая там же, написала письмо к отцу Николая и попросила забрать мальчика к себе в , что и было исполнено.

В Орле Лесковы проживали на Третьей дворянской улице. В 1839 г. Лесков-старший выходит в отставку и покупает имение - «Панин Хутор». Пребывание на «Панином Хуторе» произвело неизгладимое впечатление на будущего писателя Лескова. Прямое общение с простым, крестьянским народом самым непосредственным образом отразилось на формировании его мировоззрения. Впоследствии Лесков скажет: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей...»

Юность писателя

В возрасте 10-ти лет Николая отдали на обучение в Орловскую гимназию. Благодаря врождённым способностям юноша учился легко, однако по истечении 5 лет обучения Лесков так и не получил аттестата. Точные причины этого события нам, увы, неизвестны. В итоге юноша получил лишь справку о том, что он проходил обучение в гимназии. Используя старые связи, отец устроил юношу писцом в канцелярию Орловской уголовной палаты. А в 1848 г., в возрасте семнадцати лет, Николай стал помощником столоначальника в этом же учреждении. Работа в уголовной палате даёт Лескову первоначальный жизненный опыт, который в будущем весьма помог в литературной деятельности. В этом же году в результате сильнейших пожаров Лесковы потеряли и без того скромное состояние. От холеры умер отец Лескова.

После смерти отца самое живое участие в дальнейшей судьбе юноши принял его родной дядя (по матери), доктор медицины, известный профессор Киевского университета Алферьев С.П. Лесков переехал в Киев. Там, благодаря усилиям дяди, поступил работать в киевскую Казённую палату на должность помощника столоначальника рекрутского ревизионного отделения. Переезд в Киев позволил Лескову восполнить пробелы в образовании. У него появилась возможность частным образом слушать университетские лекции, чем юноша не преминул воспользоваться. Он как губка впитывал в себя всё новые знания: медицина, сельское хозяйство, статистика, живопись, архитектура и многое другое. Киев поразил юношу своей изумительной старинной архитектурой и живописью, пробудил живейший интерес к древнерусскому искусству. В будущем Лесков стал видным знатоком сих предметов. Круг его интересов был несказанно широк. Он очень много читал. В те года любимые его авторы - и Шевченко. С Тарасом Шевченко Лесков, был знаком лично. За время жизни в Киеве Николай освоил украинский и польский языки.

Прогрессивная студенческая среда того времени была увлечена передовыми, революционными идеями. Особой популярностью пользовались сочинения . Не миновало это увлечение и нашего героя. По воспоминаниям современников молодой Лесков отличался вспыльчивостью и деспотизмом, был не удобен в спорах. Он часто выступал в роли сурового моралиста, хотя сам пуританином не являлся. Николай был членом студенческого религиозно-философского кружка, изучал традиции русского паломничества, общался со старообрядцами, постигал тайны иконописи. В последующем Лесков признавался, что в те годы он не имел чёткого представления о том, кем он в итоге хочет стать.

В 1853 г., невзирая на протесты родственников, Лесков женился на Ольге Смирновой, дочери богатого киевского домовладельца. В этот период Лесков значительно продвинулся по службе, был произведён в коллежские регистраторы, а чуть позже назначен столоначальником Казённой киевской палаты. В 1854 г. у Николая Семеновича рождается первенец - сын Дмитрий, а 1856 г. - дочь Вера.

В 1855 г. умирает император . Его смерть послужила основательным толчком к дальнейшему распространению вольнодумных идей в различных слоях русского общества. Были сняты многие запреты. Новый царь , по сути своей консерватор, дабы остудить горячие головы, был вынужден проводить в жизнь либеральные реформы. В 1861 г. - отмена крепостного права, далее последовали судебная, городская, военная, земская реформы.

Согласившись на предложение о работе, поступившее от родственника, мужа тётки по материнской линии - англичанина А. Я. Шкота, Лесков в 1857 г. выходит в отставку. Он оставил любимый им Киев и вместе с семьёй переехал на постоянное проживание в Пензенскую губернию - в село Городищенского уезда. Новое поле деятельности Лескова - работа в компании «Шкотт и Вилькенс». Предприятие занималось торговлей сельхозпродукцией, винокуренным производством, а также производством паркетной доски. На нем были заняты переселенцы - крестьяне из Орловской губернии. По делам фирмы Лесков много ездил по , во время поездок он видел самые различные стороны настоящей русской жизни. Результат - огромное количество наблюдений, сделанных в ходе деловых путешествий, а также большой практический опыт, обретённый в этот активнейший для Лескова период. Воспоминания об этих странствиях в будущем послужат ярким маяком для создания неповторимых лесковских произведений. Позже Николай Лесков вспоминал эти годы, как самые лучшие годы в его жизни, когда он видел много и «жил легко». Весьма вероятно, что именно в то время у Лескова сформировалось чёткое, определённое желание донести свои мысли до русского общества.

Первые пробы пера

В 1860 г. компания «Шкотт и Вилькенс» разорилась. Лесков вернулся в Киев. Его цель - занятия журналистикой и литературой. Спустя короткий промежуток времени Лесков переехал в , где поселился на квартире своего киевского товарища, известного политэконома и издателя Ивана Васильевича Вернадского. Вместе с ним на квартире проживал чиновник А. И. Ничипоренко - русский революционер, один из активнейших эмиссаров Герцена в России. В Петербурге Лесков развернул активную журналистскую деятельность. Последовали первые пробы пера в журнале Вернадского «Экономический указатель». Лесков написал несколько острых статей, посвященных различным темам: сельскому хозяйству, промышленности, проблеме пьянства и многим другим. Он печатался во множестве известных изданий: в «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Отечественные записки», «Современная медицина». В литературных кругах Лесков был отмечен, как яркий и талантливый автор. Его пригласили на должность постоянного сотрудника в газету «Северная пчела».

Николай Семенович активно писал злободневные очерки, фельетоны, хлёсткие статьи. Одна из написанных им статей достаточно серьёзным образом отразилась на судьбе писателя. Материал был посвящен пожарам в Щукином и Апраксином дворах. Той порой в городе ходили слухи о студентах-революционерах, якобы причастных к поджогам. В своей статье писатель обратился к властям с просьбой опровергнуть подобные оскорбительные высказывания, но демократический лагерь воспринял подобное обращение как донос. В той же статье Лесков пишет о бездеятельности пожарной команды во время бедствия, что было воспринято, как критика существующей власти. Статья оказалось неугодна, как революционерам, так и реакционерам. Дело дошло до самого царя. Прочитав статью, Александр II вынес вердикт: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

В 1862 г., после разразившегося скандала, редакция «Северной пчелы» отправила Лескова в длительную, заграничную командировку. Писатель впервые выехал за границу, он посещает Прибалтику, Польшу, а затем Францию. Там, заграницей, Лесков начинает работу над своим первым романом «Некуда». Посещение Европы ещё более укрепило Лескова в мысли о неготовности русского общества к радикальным, революционным переменам. Ход крестьянской реформы 1861 г. заставил Лескова, как и многих других передовых людей той поры, переосмыслить русскую действительность. Лесков, доселе считавшийся либералом, последователем самых передовых идей, оказался на другой стороне баррикад.

Николай Семенович Лесков был человеком, глубоко знавшим, понимавшим, чувствовавшим свой родной русский народ. В какой-то момент он увидел масштабы возможной катастрофы, способной до основания разрушить сами устои русской традиционной жизни. Истинное понимание русской действительности наставило Лескова на собственный путь. Идеи социальных утопий, требующих коренного переустройства общества, более не привлекали его. Лесков проповедует идеи духовного самосовершенствования, развития культуры русского общества. В своих изумительных произведениях он расскажет о великой силе «малых дел».

Однако, невзирая на то, что Лесков стал поборником совершенно иных идей, власти по-прежнему продолжали считать его нигилистом, хотя в реальности он никогда им не являлся. В полицейском отчёте «О литераторах и журналистах» 1866 г. отмечалось, что «Лесков - крайний социалист и, сочувствуя всему антиправительственному, проявляет нигилизм во всех формах».

К 1863 г. относится начало писательской карьеры, в свет выходят первые повести писателя «Овцебык» и «Житие одной бабы». Лесков творит под псевдонимом М. Стебницкий. Интересная особенность, у Лескова было огромное количество литературных псевдонимов: «Стебницкий», «Лесков-Стебницкий», «Николай Понукалов», «Фрейшиц», «Николай Горохов», «В. Пересветов», «Дм.м-ев», «Н.», «Кто-то», «Член общества», «Любитель старины», «Псаломщик» и многие другие. В 1864 г. журнал «Библиотека для чтения» напечатал первый роман Лескова «Некуда» - произведение антинигилистской направленности. Прогрессивная, демократическая общественность «встала на дыбы». На произведение обрушилась волна оглушительной критики. Небезызвестный Д. И. Писарев писал: «Найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?»

В 1865 г. Николай Семенович вступил с вдовой Екатериной Бубновой в гражданский брак. Спустя год у них появился сын Андрей, который впоследствии написал книгу о своем знаменитом отце. Необходимо отметить, что первая жена Лескова страдала психическим расстройством. В 1878 г. женщину поместили в петербургскую больницу на реке Пряжке, курировал лечение знаменитый С. П. Боткин.

В этом же, 1865 г., вышел второй роман Лескова - «Обойдённые».

На пути к «Очарованному страннику»

В 1866 г. издаётся роман «Островитяне». Интересная деталь: гениальный одним из первых обратил внимание на Лескова. Достоевский считал Лескова большим писателем, и по своему собственному признанию он многое заимствовал у него, особенно в плане художественности образов. Согласитесь, что слова человека-писателя такого уровня стоили очень и очень многого.

В 1870 году в журнале «Русский вестник» (издатель М. Н. Катков) был напечатан роман «На ножах». Выход этого произведения окончательно закрепил за Лесковым славу консерватора. Сам же автор посчитал роман крайне неудачным.

1872 год ознаменовался появлением романа-хроники «Соборяне». Знаковое произведение, затронувшее глубочайшие вопросы духовности русского общества. На его страницах Лесков говорил об опасностях, подстерегавших Россию вследствие неизбежного духовного разложения. Нигилисты - люди без идеалов и принципов, по мнению писателя, были страшнее любого, самого фанатичного революционера. Теперь мы - люди другого времени, имеем возможность оценить пророческий смысл этого произведения. Роман-хроника «Соборяне» по праву считается одним из лучших творений Николая Семеновича Лескова.

Летом 1872 г. Лесков отправился в и далее на Валаам. Посещение Валаама послужило толчком к написанию потрясающего, уникального произведения - «Очарованный странник». Изначально оно называлось «Чернозёмный Телемак», под этим названием оно и было предложено к напечатанию в «Русский вестник». Однако М. Н. Катков отказался печатать повесть, считая её «сыроватой». Как следствие, Лесков разорвал договор с журналом «Русский вестник». Еще до этого Лесков неоднократно заявлял о трудностях работы с Катковым, причиною тому была жесточайшая цензура, введённая в обиход этим издателем. Но в 1873 г. повесть напечатали в газете «Русский мир». Полное название «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

С 1874 по 1883 гг. Лесков служил в особом отделе «По рассмотрению книг, издаваемых для народа» при Министерстве народного просвещения. В 1877 г. императрица Мария Александровна, впечатлённая романом Лескова «Соборяне», сделала ему протекцию для получения должности - член учебного отдела в министерстве государственных имуществ. Эти должности давали писателю скромный доход. В том же году Лесков официально развёлся со своей первой женой.

В 1881 г. Лесков пишет и издаёт «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», произведение, ставшее культовым.

Тогдашнее мировоззрение Лескова ярко выразил цикл очерков «Мелочи Архиерейской жизни». Произведение печаталось с 1878 по 1883 г., в нем был описан быт высших церковных иерархов. Стоит ли говорить, какие крайне негативные отзывы вызвали Очерки со стороны церковного руководства. Обер-прокурор Синода - пролоббировал отставку Лескова от занимаемой в министерстве должности. Теперь, оказавшись без должности, Лесков полностью, без остатка посвятил себя писательской деятельности.

В конце 1880-х гг. Лесков сблизился . Он признал учение Толстого, как «истинное христианство». Толстой же называл Лескова «самым русским из наших писателей». Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных.

Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» (это был А. Ф. Писемский), который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. «Как, - думал я, - неужто, в самом деле, ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие.

…Я сам себя порицал

В 1889 г. начало издаваться десятитомное собрание сочинений Лескова (11-й и 12-й тома были добавлены позднее). Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания (посвящённый религиозным вопросам) был задержан цензурой.

Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы.

Николай Семенович Лесков умер 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 г. в Петербурге. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании.

Дмитрий Сытов


Николай Лесков Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год. Имя при рожден … Википедия

Николай Семенович Лесков - Русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда Орловской губернии. От названия села Лески и была … Энциклопедия ньюсмейкеров

Николай Лесков Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888 89 гг. Имя при рождении: Николай Семёнович Лесков Псевдонимы: М. Стебницкий Дата рождения: 4 (16) февраля 1831(18310216) … Википедия

Николай Михайлович Любимов (20 ноября 1912, Москва 22 декабря 1992) известный советский переводчик, главным образом с французского и испанского языков. Государственная премия (1978) за участие в издании Библиотеки Всемирной литературы в 200 томах … Википедия

- (20 ноября 1912, Москва 22 декабря 1992) известный советский переводчик, главным образом с французского и испанского языков. Государственная премия (1978) за участие в издании Библиотеки Всемирной литературы в 200 томах. Любимов перевёл более… … Википедия

Выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Род. 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии, в небогатой полудуховной, полудворянской семье. Отец его был сын священника и лишь по службе своей … Большая биографическая энциклопедия

Николай Семенович (1831 1895) русский писатель. Р. в селе Горохове Орловской губ. в семье выслужившего дворянское звание выходца из духовенства. В 1847, после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает … Литературная энциклопедия

Лесков, Николай Семёнович - Николай Семёнович Лесков. Лесков, Николай Семенович ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831 95), русский писатель. Антинигилистические романы (“Некуда”, 1864; “На ножах”, 1870 71); романы хроники о русской провинции (о духовенстве “Соборяне”, 1872; о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лесков, Николай Семенович выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Родился 4 февраля 1831 г., умер 21 февраля 1895 г. Отец его, сын священника, по службе своей дворянским заседателем… … Биографический словарь

Книги

  • , Николай Лесков. "Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа", - сказал М. Горький об авторе знаменитых "Левши", "Очарованного странника", "Леди Макбет Мценского уезда" . Самобытный…
  • Николай Лесков. Малое собрание сочинений , Николай Лесков. &171;Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа&187;, сказал М. Горький об авторе знаменитых&171;Левши&187;,&171;Очарованного странника&187;,&171;Леди Макбет Мценского…

Биография и темы творчества Николая Лескова


Введение


Николай Семёнович Лесков (4 (16 <#"justify">Биография


Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 - 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.

В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России.

Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках".

В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865).

В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию.

Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами.

В 1870 - 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел".

Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).

В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя.

Умер Лесков в Санкт-Петербурге.


Литературная карьера


Лесков начал печататься сравнительно поздно - на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер <#"justify">Псевдонимы Н. С. Лескова


В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом <#"justify">Статья о пожарах


В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая <#"center">демократ праведник реформатор лесков


«Некуда»


С начала 1862 года <#"justify">Первые повести


В 1863 году <#"justify">«На ножах»


В 1870 году <#"justify">«Соборяне»


Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М. Горький <#"justify">«Левша»


Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой - многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежащей простодушному персонажу) и скрытой, авторской, нередко противоположной.

Как отмечал биограф Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова <#"justify">-1874 годы


Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом». <#"justify">Отношение к церкви


На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума»,- писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники <#"justify">Библиография


1.Очерки винокуренной промышленности» (1861; статья; опубликована в апреле 1861 года в журнале «Отечественные записки»)

2.«Погасшее дело» (1862; первый рассказ)

.«Из одного дорожного дневника» (1862-1863; сборник публицистических очерков)

.«Русское общество в Париже» (1863; очерк)

.«Житие одной бабы» (1863; повесть)

.«Овцебык» (1863; повесть)

.«Некуда» (1863-1864; «антинигилистический» роман, изображающий быт коммуны, организованной «нигилистами»)

.«Леди Макбет Мценского уезда» (1865; повесть)

.«Обойденные» (1865; повесть; сюжет задуман в противовес повести Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

.«Воительница» (1866, повесть)

.«Островитяне» (1866; повесть о немцах, живших в Санкт-Перебурге)

.«Расточитель» (1867; драма; первая постановка - в 1867 на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге)

.«Котин Доилец и Платонида» (1867; повесть)

.«Старые годы в селе Плодомасове» (1869; повесть)

.«На ножах» (1870-1871; «антинигилистический» роман; впервые напечатан в «Русском Вестнике» в 1870-1871)

.«Загадочный человек» (1870; биографический очерк о швейцарце А.И. Бенни, который приезжал в Санкт-Петербург по поручению А.И. Герцена и какое-то время жил в квартире Лескова)

.«Соборяне» (1872; роман-хроника о духовенстве)

.«Запечатленный ангел» (1873; рассказ об общине раскольников, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Очарованный странник» (1873; первоначальное название - «Черноземный Телемак»; повесть, впоследствии вошедшая в сборник «Праведники»; сам Лесков определял жанр «Очарованного странника» как рассказ)

.«На краю света» (1875-1876; повесть)

.«Железная воля» (1876; рассказ о русском и немецком национальных характерах, основанный на подлинных событиях, произошедших в 1850-1860-х годах, когда Лесков служил в компании «Шкотт и Вилькинс»)

.«На краю света» (1876; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Некрещеный поп» (1877; повесть)

.«Владычный суд» (1877; очерк о митрополите Киевском Филарете)

.«Зеркало жизни истинного ученика Христова» (1877; публицистика)

.«Пророчества о Мессии» (1878; публицистика)

.«Мелочи архиерейской жизни» (1878; серия очерков о русском духовенстве; впервые напечатаны в сентябре-ноябре 1878 в газете «Новости»)

.«Однодум» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Указка к книге Нового завета» (1879; публицистика)

.«Шерамур» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Архиерейские объезды» (1879; очерк о православной церкви)

.«Епархиальный суд» (1880; очерк о православной церкви)

.«Кадетский монастырь» (1880; рассказ о директоре кадетского корпуса, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Несмертельный Голован» (1880; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»; герой рассказа относится к мещанскому сословию)

.«Святительские тени» (1881; очерк о православной церкви)

.«Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания» (1881)

.«Христос в гостях у мужика» (1881; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Синодальные персоны» (1882; очерк о православной церкви)

.«Привидение в Инженерном замке» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Путешествие с нигилистом» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Зверь» (1883; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Печерские антики» (1883; цикл очерков)

.«Тупейный художник» (1883; рассказ о крепостном «художнике-парикмахере»)

.«Левша» (1883; сказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Александрит» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Старый гений» (1884; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Пугало» (1885; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)

.«Интересные мужчины» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Старинные психопаты» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Сказание о Феодоре-христианине и его друге Абраме-жидовине» (1886)

.«Инженеры-бессребреники» (1887; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Скоморох Памфалон» (1887; первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)

.«Человек на часах» (1887; рассказ о солдате, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)

.«Лев старца Герасима» (1888)

.«Умершее сословие» (1888; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Гора» (1890; первый вариант «Зенон-златокузнец» не был пропущен цензурой)

.«Час воли Божьей» (1890; рассказ)

.«Чертовы куклы» 1890; роман-памфлет)

.«Невинный Пруденций» (1891)

.«Полунощники» (1891; повесть)

.«Юдоль» (1892; повесть)

.«Импровизаторы» (1892; рассказ)

.«Загон» (1893; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Продукт природы» (1893; рассказ)

.«Административная грация» (1893; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)

.«Заячий ремиз» (1894; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)

.«Дама и фефёла» (1894; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)

.«Полуночники» (1894; рассказ; впервые напечатан в «Вестнике Европы»)


Русский европеец и демократ-праведник как реформаторы глазами Н. С. Лескова


Современная Лескову критика обнаружила главную тенденцию - обращение исследователей к своеобразию повествования «Смеха и горя». Вместе с тем сюжетно-композиционная и образная системы повести представляют собой более сложное художественное образование, что заявлено в подзаголовке и посвящении. Ещё до знакомства с композицией и фабулой повести звучат уже две мелодии: русская и иноземная. И связаны эти две мелодии проблемой национального характера, взаимодействием русского и европейского начал.

Героем повести становится русский по своему происхождению и по характеру, но европеец по взглядам - Ватажков. Писатель воспринимал русский характер не идеальным. Лесков даёт одновременно два взгляда: европеец, глядя на происходящее в России, видит горе, а русские видят смех. До сих пор по-настоящему ещё не понят Ватажков - фигура по-особому любимая в мире Лескова. Дуэт их голосов - русского европейца и писателя - слажен так, что чувствуется сильный призвук голоса автора. Лесков сочувствует Ватажкову, как может сочувствовать человек сам себе, но существует ироническая дистанция. Благодаря видению в разных призмах - призме самовыражения, самопознания, в призме другого сознания - характеры «странных» русских и русского европейца приобретают больший объём, чем, если бы каждый из них находился только наедине со своим собственным миром.

Русский человек в художественном мире Лескова представляет собой сложное явление, духовной вершиной которого является образ праведника. Характеры праведников как воплощение русского национального характера в прозе Лескова сопряжены с другими типами русского национального характера, в том числе и с типом русского европейца. Представляет интерес тип русского праведника как несбывшегося реформатора, который тесно связан с типом русского европейца. Между повестью «Смех и горе» и существующим параллельно рассказом «Русский демократ в Польше» (1880) возникают отношения дополнительности и контраста.

Сближает повесть «Смех и горе» с рассказом «Русский демократ в Польше» и мотив «странных» сюрпризов, неприятных неожиданностей российской действительности, в которых раскрывается русский характер. События рассказчиком преподносятся с горькой иронией. Вновь в повествовании соединяются разнополюсные явления - смех и горе. Праведниками в рассказе сначала являются внесюжетные персонажи, собирательный образ отставников, но ход повествования в рассказе приводит читателя к тому, что и в главном герое мы постепенно начинаем усматривать человека праведного.

Главный персонаж повести «Смех и горе» Ватажков наделён фамилией из разряда говорящих фамилий, происходит от слова «ватажка», что означает «общество». Фамилия «Ватажков» наделяет персонаж типическими чертами незрелого российского общества. Самбурский имеет иноязычную фамилию, которую можно истолковать по-разному. Уже имя персонажа позволяет увидеть сложность национальной самоиндентификации Самбурского, что чрезвычайно было важно для Лескова, любившего русские характеры, возникающие на сочетании русского и польского начала.

В названном рассказе приоткрываются взгляды Лескова на назначение России, на место её в мире, соотношение с родственными странами и культурами, а также даётся лесковская оценка человеку-реформатору.

Авторская мысль высказывается не только в сюжете о неудавшемся проекте Самбурского, но также и в отдельных компонентах сюжета, включаемых в повествование анекдотах, в звучащих репликах автора относительно концепции А. С. Хомякова, различных представлений о назначении России. Цитата из А. С. Хомякова «мы долго верили среди восточной лени и грязной суеты», представленная в пересказе автора в начале рассказа, актуализирует сложную тему взаимоотношения Лескова и славянофилов, соотношение их нравственно-философских концепций, представлений о русском народе и характере.

В русском характере Самбурский своими поступками указывает на такие важные качества, как твёрдость духа, радушное гостеприимство, патриотизм. Самбурский - крупный характер, личность монолитная, цельная в своей нравственной основе. Он любит страну сердцем, живой предметной любовью. Его характер не подвластен ходу времени. Черты его характера - деловитость, упрямство, скромность, справедливость, а главное, твёрдость. Практические качества праведника реформатора находятся в гармонии с нравственными. Цельность его праведнической жизни, как и других праведников, изображённых Лесковым, исполнена красотой. С другой стороны, Лесков, верный своему методу, не идеализирует и праведника. Изображение русского демократа-праведника в рассказе не выглядит однозначным, поскольку Лесков делает и его образ стереоскопичным.

В повести «Смех и горе» русский европеец - неудавшийся реформатор Ватажков, его жизнь в России изображены как анекдот-символ. Писатель уделяет большое внимание рассмотрению серьёзной проблемы адаптации русских европейцев в российском обществе. Ватажков сродни русским европейцам И. С. Тургеневу, писателю и революционеру А. И. Герцену…

Ватажков, являясь для Лескова образцом всего русского, не обладает той твёрдостью, которой обладает праведник Самбурский. Характер Ватажкова имеет слабые и сильные стороны, изображён в повести многогранно, оттенён от всех других характеров персонажей, в которых доминирует определённая черта русского характера в преувеличенном виде. Это позволило в повести создать типологию русского характера, ибо целостный характер Ватажкова и других персонажей, представляющих собой различные типы характера, создают масштабную картину России.

В художественном мире Лескова русский европеец, неудавшийся реформатор Ватажков играет важную, знаковую роль, но не стоит особняком. Его взгляд на российскую действительность и русский характер трезв. Персонаж анализирует увиденную жизнь в России в сравнении с западными ориентирами и ощущает свою беспомощность из-за незнания страны.

Ватажкова и Самбурского как реформаторов отличает разное отношение к людям, к своей судьбе, но, несмотря на неудачу в реализации планов по реформированию жизни общества, их объединяет более важное и ценное: их волевой нравственный выбор - не пойти наперекор своей совести. И тот, и другой не пожелал бы никогда причинить вред своему народу и стране. Идеальным в политике был бы, по убеждению Лескова, союз совести и справедливости, лучших черт этих персонажей.


Колоризмы и их функционирование в прозе Н.С. Лескова


Функционирование языковых единиц в художественном тексте показательно для выявления своеобразия идиостиля писателя. Специфика идиостиля автора складывается в том числе и из того, какие колоризмы и с какой целью он использует.

Под колоризмами понимаются языковые (узуальные) или речевые (окказиональные) единицы, в состав которых входит корневой морф, семантически или этимологически связанный с цветонаименованием.

Объектом анализа послужили колоризмы, а материалом исследования - произведения «особенного человека и особенного писателя» XIX века Н. С. Лескова (повесть «Очарованный странник», рассказ «Тупейный художник» и роман «Соборяне»).

Для многоаспектного анализа колоризмов, используемых Лесковым в исследуемых произведениях, важны шесть параметров (семантика, происхождение, морфемная структура, частеречная отнесённость, особенности употребления, функции в художественном тексте).

Рассмотрение цветовой гаммы лесковских колоризмов приводит к заключению: чаще всего употребляются хроматизмы и основные цвета спектра.

В процессе анализа употребления колоризмов в произведениях Лескова было выявлено, что цветовая гамма, составляет перечень из 53 цветов и 4 сочетаний, а примеров употребления колоризмов - 409.

Излюбленные цвета писателя простые и яркие: колоризмы с корнем бел-, черн-, красн-, син-, сер-, жёлт-, зелен-.

С лексико-грамматической точки зрения колоризмы, используемые в произведениях Лескова, выражены четырьмя частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом и наречием. Преобладание прилагательных, как кажется, напрямую связано с реалистической, отчасти даже натуралистической манерой письма этого автора.

Употребление редких в национальном сознании смешанных цветов (например, фиолетовый, оранжевый, бланжевый, масаковый) встречается в произведениях в единичных случаях: карлица в «масаковом салопе», Савелий Туберозов из сна «вфиолетовой камилавке», у Марфы Плодомасовой «юбка ярко-оранжевая», «бланжевое облачко».

Колоризмы, используемые писателем, можно классифицировать по 8 рядам с общим значением какого-то основного цвета. Наиболее многочисленные ряды колоризмов в произведениях данного писателя - ряды жёлтого и красного цветов, так как включают по 12 корней.

Лесков редко использует названия сочетаний цветов.

Сложные по структуре колоризмы в исследуемых произведениях Лескова малочисленны. Необходимо отметить, что в произведениях Лескова встречаются колоризмы, выраженные при помощи словосочетаний. Причём все примеры необычны и своеобразны: «цвета розово-жёлтых облаков», «в масака цвет», «цвета зреющей сливы».

Анализ употребления колоризмов в художественном тексте показывает, что их функции разнообразны.

В общем виде можно выявить две функции колоризмов: функцию символизации и изобразительно-выразительную. При этом каждая из них может выступать как текстообразующая.

Изобразительно-выразительная функция в исследуемом материале реализуется в нетождественных частных проявлениях, что свидетельствует о своеобразии цветовосприятия творческой личности. Так, детализирующая функция колоризмов выступает как примета стиля Лескова. Нагнетание целого ряда колоризмов (по большей части принадлежащих одному цветовому полю) характерно во всех проанализированных текстах.

В романе Лескова «Соборяне» использование колоризмов отличается своеобразием синтагматики («коричневые глаза», «синее лицо, нос «позеленел», «особа желтенькая» и др.).

Цвет у Лескова совпадает с идейной нитью замысла художника. Он уже не изображение предмета, а выражение мысли. Стилистическая особенность колоризмов Лескова заключается в том, что, используя только белый и чёрный цвета, он мог создать образы яркие и незабываемые: образ Ивана Северьяновича Флягина и красавицы-цыганки. Здесь писатель выступает как художник-график.

Приёмы лесковской художественной изобразительности многообразны. Точность языковых красок Лескова - вот проводник, по которому поступает в сердце читателя поэтичность этого прозаика.


Семантика верха в повестях Н.С. Лескова «Гора» и «Запечатленный ангел»


В мифопоэтической и религиозной традиции существует универсальное понятие «пути», ставшее центральным в христианстве. Путь соединяет некие точки: начало и центр, периферию и ядерную, сакрально отмеченную, точку пространства. Такими «полярными точками» являются безверие и вера, маркируемые соответственно негативно-позитивной семантикой. Религиозно-мифологический контекст «безверья» включает его в парадигму «кривого, изогнутого пути» и символику круга как безысходности, мятущегося духа.

Именно в круги такого «блуждания в потемках» и входит главная героиня «Египетской повести» «Гора» Н. С. Лескова. В самом начале пути Нефора ещё очень далека от «центра» пути. Путь Нефоры к Зенону - непрямой, извилистый, напряжённый. На сюжетном уровне это «блуждание впотьмах» завершается «темнотой», «грязью и угольной пылью» как маркерами нечистого, «запятнанного» пути и - как следствие - ненавистью Нефоры и желанием «мести всем христианам».

«Гора Адер» и есть тот сакральный центр, с которым связываются «невозможно трудные метафизические проблемы: начало и конец во времени и пространстве, простота и сложность, свобода и несвобода воли, бытие или небытие Божие». Так, путь Нефоры как круговращение, блуждание, саморазрушение страстью, местью и ненавистью одновременно - это путь «вокруг центра» - вокруг горы.

В мирском пространстве («возле горы»), где моделируется «центр», все идущие к нему обладают «космологической валентностью» и становятся семантическим подобием этого центра. Поэтому главным условием приближения к центру для идущих является наличие в них некой «космологической импликации», «роднящей» их с «точкой концентрации священного в пространстве». Вот поэтому-то по пути к центру «отсеиваются» те, в ком такое «родство» - мнимое: все знатные прихожане убежали ночью. К горе доходят лишь сильные духом, те, что слабее, - сворачивают с пути или останавливаются. Таким образом, путь к горе сопряжен с испытаниями на истинность веры и на отсутствие страха.

В тексте обнаруживаются образно-символические, сюжетные и мотивные параллели с прецедентным текстом повести - Библией. Восхождение Зенона на гору Адер - прямая аллюзия с восхождением Иисуса Христа на Голгофу. Выбор горы для уединенного размышления не случаен, так как в мировой религии она является местом пребывания мудрецов и отшельников, локусом, наиболее подходящим для медитации: погружения в себя и единения с Богом. Отсюда - ритуальное предназначение горы для отправления культа. Гора находится на пересечении двух точек пространственной вертикали: земли и неба. В контексте обозначенной вертикали верха и низа гора в то же время соединяет две противоположности: тьму и свет, смерть и жизнь. Не случайным в тексте повести можно назвать «локусное распределение» персонажей: внизу (у подножия горы) остались те, кто слеп духовно («тьма»), или слабые духом; на самой горе оказались лишь духовно просветленные, наполненные верой и любовью («свет») Зенон и Нефора.

Соотношение подножия горы с «низом» подтверждается на текстовом уровне посредством мотивов. Одним из «профанических мотивов» можно считать мотив «пляски смерти», усиленный мотивами веселья, беззаботности, пира, разгула и «разрешенный» «предельными состояниями» и смерти.

«Пляске смерти» у подножия горы противопоставлено медиативное погружение в свой внутренний мир и в постижение сути Божьего мира взошедших на гору Зенона и Нефоры. Если Зенон - изначально показан в повести как «уже состоявшийся» христианин с огромной силой воли, духа и веры, то Нефоре, прежде чем взойти, нужно было много раз упасть. Оба прошедшие инициацию утвердились в вере, за что «и были людям полезны и Богу любезны».

Обладая способностью соединять точки вертикали, гора «пронизывает» все сферы бытия: небо, землю и подземный мир. Это служит основанием в различных мировых культурах для понимания горы как, во-первых, «смыслового синонима» Мирового Древа, Мировой Оси, Лестницы, Пупа Земли. Все эти универсальные символы схожи не столько структурно, сколько семантически, поэтому являются изоморфами. Местом, «удостоверяющим высшую его сакральность», в тексте повести является гора Адер.

Изоморфизм горы и мировых универсальных образов, её месторасположение, медиативная функция соединения точек вертикали и горизонтали - всё это подтверждает доминантную символику горы Адер. Гора - символ духовного возвышения, концентрации божественной силы. Предчувствие постоянного присутствия теистического верха сакрализирует этот образ. Именно этим и объясняется импликация мифологемы пути в повести Лескова «Гора»: к ней, к горе как олицетворению духа, нужно дойти, путь - труден, опасен, сопряжён с множеством испытаний и потерь. Этот путь - своего рода инициация: взобравшиеся на гору (достигнувшие духовного просветления, духовного познания и понимания) чувствуют в себе божественные силы для решения нечеловеческих задач: «Гора идёт!.. Гора идёт!! Велик бог христианский! Сдвинул гору художник Зенон-златокузнец!».

Одновременно гора в тексте повести символизирует трудности и, на первый взгляд, нерешенные проблемы: их преодоление зависит от степени веры и силы духа: «чтобы идти этим путём… надо верить, Нефора, - надо сдвинуть в жизни что тяжелее и крепче горы, и для того надо быть готовым на всё, не считая, сколько нас: один или много».

О сакрализации пути в другой повести Лескова «Запечатленный ангел» свидетельствует ключевая библейская мифологема «ангел»: ангелы «ведают» Божьим знанием (и «вещают» о нем - передают людям) и - как следствие - «ведут» (направляют) их: «Всякого спасенного человека не эфиоп ведёт, а ангел руководствует». Ангел является символом служения, высшей духовности, чистоты, заступничества. Не случайно ведь ведомость ангельская - не видима, чаще всего не осознаваема: «…ангельский путь не всякому зрим…». Ангелов считают «путеводителями». Иконописный образ ангела в тексте повести четко канонизирован образами крыльев, креста, меча.

Центральная для христианской культурной традиции мифологема «пути» входит в текст повести Лескова несколькими мотивами.

Мотив дороги актуализирует путеводительную роль ангела, изображенного на иконе: «И так икона… впереди нас преходила, точно сам ангел нам предшествовал».

С места, куда привёл ангел работников («под большой город, на большой текучей воде, на Днепре-реке»), и начинаются «дивные дивеса от ангела». «Доброе место», напитавшись «мирственным духом»: молитвами, песнопением, иконами, становится сакральным локусом, который заряжен некой потенцией поиска «истинного пути» и эксплицирует интенцию «перехода», «выхода», «поиска». На текстовом уровне она представлена мифологемами моста и лестницы.

В мифологической традиции мост, подобно лестнице, является медиатором между двумя мирами, символом достижения «иного берега» и - как следствие - изоморфом пути и перекрестка. Соединяя «два берега» по горизонтали, мост имплицитно смыкает «ложный» и «истинный», «сакральный» и «профанный», «божественный» и «дьявольский» - так называемые «вертикальные» антитезы. Амбивалентная семантика образов-медиаторов разворачивает текстовую парадигму «чудес», совершаемых «всемогущею силою Божиею».

Явление «ухода» (буквально - падения иконописного ангельского образа с аналоя рассматривается как божье предзнаменование, как предвестник бед, несчастий, как знак небесной кары. В тексте повести «падение» иконы сопровождается сюжетным нагнетанием тревоги и вещим сном Михайлицы. Весь сон построен на семантике разрушения, гибели, которую актуализируют образы из колоративно-зооморфно-пироморфных моделей: пожар, огненный столб, петух… Контекстуальное нанизывание образов, символизирующих и предвещающих несчастье, здесь подчёркивается глаголами из лексико-семантической группы «разрушения, уничтожения, насилия»: «все погорело», «река золу несет да… крутит и в глубь глотает, сосёт» и абстрактными существительными, передающими психологическое состояние страха, тревоги, жути.

«Восхождение» ангела на аналой совершается в молитве прощения коленопреклоненным дедом Мароем. Не случаен здесь и мотив ритуального омовения с помощью «двенадцать чистых плинф нового обожженного кирпича». Ритуальное воздвижение «лестницы», по которой «вознесли» икону, насыщено символикой божественных, сакральных чисел «двенадцать» и «три», а также «очистительными» колоративами «огненный» и «чистый» (тройное контекстуальное дублирование свидетельствует о семантической доминанте «священного действа»). Таким образом, «сошествие» («падение») ангельской иконы и её «восшествие» на прежнее место (поднятие на аналой) сопряжены с предвестническими и знаковыми смыслами.

Светлый ангельский лик «запечатывается» «кипящей смоляной струей». Огонь здесь (как и далее по тексту «вода») проявляет свою разрушительную силу: «опаленный чистый лик», «огнесмольное запечатление», «огневое клеймо», «огневая струя», «кровь» - «огонь» актуализируется на мифологическом срезе психологических ассоциативов «ад», «смерть», «наказание», «возмездие». С этого момента текст вводит лейтмотив слепоты, который семантически дробится на ряд производных от него мотивов.

Надругательство над иконой повлекло за собой кару небесную. Сработал «закон бумеранга»: ослепление ангела, его «огненное запечатление» повлекло за собой «видимые» болезни. Так «лицо» принимает на себя знаки Божьей кары.

С момента потери ангела, оберегающего староверов, начинается «путь» «возвращения» («исхищения запечатленного ангела») и «распечатления» его «чистого лика». Обереговая природа иконописного ангела проявляется не только в том, что он - «наш хранитель», но и в его способности «за себя постоять». И связано это с тайной иконописи. Самоохранительная сила иконописного ангела заключена с уникальности иконы строгановского письма.

Так, в контексте осмысления оберегово-охранительной природы иконописного образа эксплицируется универсальная оппозиция «истинный - ложный», реализуемая бинарными парами: «торговый (мирской)» «иконописный»; «светский художник» «иконописец»; «старая иконописная школа» «новая иконописная школа»; «мстёрская» иконописная школа «палеховская» иконописная школа.

Далее по тексту бинарность «множится», если можно так сказать: различия между иконописными школами и мастерами иконописи не «оппозицируются», а представляются как «поличленная структура. Иконописные мастера и школы объединены в одну - «русскую школу», противопоставленную «иностранной» как «удивительная, чудная».

Если в оппозитивных парах второй член бинарной оппозиции маркирован «сакральной семантикой», соотносимой с вечностью, прочностью, крепостью, небом, духом, то в антитезе «русский иностранный» «русский», имплицируя символику «забвения, разрывания связей» - негативно окрашен. Так, концепт памяти реализуется в той же универсальной оппозиции «истинный ложный», прямо соотносимой с «земным» и «небесным» как «тленное, преходящее» - с одной стороны, и - «вечное, духовное» - с другой.

Эта же семантика «истинного небесного» и «тленного земного» отражена и в контекстуальной антитезе «святое писание - иконопись», соединяющиеся в мифологеме «пути. Поиск Севастьяна, настоящего изографа, и возвращение ангельской иконы напоминают извилистый путь, путь «вдогонку», это - путь потерь и приобретений. Путь поиска и возвращения - сакрализован, так как отмечен господним присутствием: ангельской помощью и «дивесами» божьими.

Таким образом, путь обретения утерянного ангела - это путь обретения любви. А «распечатление» ангельского лика - это не только искусное снятие «огнесмольного запечатления», но и освобождение душ с помощью любви от суеты мирской и лжи.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Николай Семенович Лесков известен прежде всего как прозаик, автор множества романов, повестей, рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника, Лесков рано поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, а через два года, в 1849 г., перешел в Киевскую казенную палату. Переезд в Киев сыграл важную роль в жизни Лескова. Он познакомился с молодыми профессорами Киевского университета, приходившими в дом его дяди, профессора медицины Киевского университета С.П. Алферьева. Молодой Лесков попал в среду университетской молодежи, стал посещать лекции, много читал, выучил украинский и польский языки.

В 1857 г. Лесков отказался от государственной службы и перешел в частную коммерческую компанию. Дела фирмы требовали многочисленных поездок по стране, и Лесков, по его собственным словам, “изъездил Россию в самых разнообразных направлениях”. Накопленные впечатления послужили основой первых публицистических опытов писателя, опубликованных в 1860 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” и других изданиях.

В 1861 г. Лесков переехал в Петербург, а вскоре в Москву, где стал сотрудником газеты “Русская речь” и одновременно публиковал свои статьи в “Отечественных записках”, “Книжном вестнике” и других журналах. Также он сотрудничал с газетой “Северная пчела”, в которой печатались П.И. Мельников (Печерский), В.И. Даль, писатели-демократы В.А. Слепцов, А.И. Левитов. Именно в это время к Лескову стали настороженно относиться официальные власти, и записка канцелярии санкт-петербургского полицмейстера “О литераторах и разночинцах” констатировала: “Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному”.

В 1862 г. журнал “Век” опубликовал первое беллетристическое произведение Лескова - рассказ “Погасшее дело” (впоследствии названный “Засуха”). В этом же году в разных изданиях были напечатаны рассказы “Разбойник” и “В тарантасе”, а в 1863 г. - “Житие одной бабы” и “Язвительный”. На первых этапах творчества Лесков отдавал предпочтение жанру очерка, что сближало его с литераторами демократического лагеря. Однако сразу же обнаружились и принципиальные различия между ними в подходах к изображению народной жизни.

В отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Лесков воспринимал ее как нечто понятное и близкое, “изучению” противопоставлял “знание”. Не будучи консерватором, еще в юности возненавидев крепостное право, писатель в то же время не принимал идеи революционного переустройства жизни. Свое неприятие он с присущей ему категоричностью и полемической страстностью выразил не только в публицистике, но и в романе “Некуда” (1864).

Демократический лагерь русской литературы расценил появление романа как открытый вызов и объявил писателю войну. Против него выступили Д.И. Писарев, В.А. Зайцев, а позднее и М.Е. Салтыков-Щедрин. Доступ во многие журналы для Лескова был закрыт. Порыв, побудивший писателя создать антиреволюци-онный роман, был искренним, и хотя позднее он отчасти сожалел о своем прежнем стремлении противостоять “бурному порыву”, который называл “естественным явлением”, все же Лесков утверждал (в письме И.С. Аксакову от 9 декабря 1881 г.), что в “Некуда” “есть пророчества - все целиком исполнившиеся”.

Свое отлучение от демократической прессы писатель переживал достаточно остро, однако он осознавал, что Россия не должна была идти революционным путем, и последовательно воплощал эту мысль в других произведениях - рассказе “Овцебык”, романе “Обойденные” (1865). Обвинение в реакционности впоследствии будет брошено Лескову еще не раз. Ситуацию ухудшит и появление в 1872 г. его нового антинигилистического романа “На ножах”. Цель писателя заключалась не в отрицании необходимости демократических перемен, а в неприятии форм их достижения, той схоластической картины будущего, которую упорно рисовали некоторые революционеры-демократы. Драма Лескова состояла в том, что он так же, как и шестидесятники, уважал народ, его трудолюбие, терпение, мудрость, талант и хотел для него лучшей доли, но в отличие от представителей демократического лагеря не имел готовых решений и мучительно искал источники и пути преобразования и укрепления Отечества.

Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т.д. Его рассказы “Однодум” (1879), “Несмертельный Голован” (1880), “Человек на часах” (1887), “Инженеры-бессребреники” (1887) и другие отразили представления писателя не только о русском национальном характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.

М. Горький писал о том, что Лесков создал “для России иконостас ее святых и праведников”. Это не означало стремления писателя идеализировать русского человека. Лесков раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Еще в 1865 г. в рассказе “Леди Макбет Мценского уезда” он показал страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой - отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.

И в более поздних произведениях Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способности человека осознать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести “Очарованный странник” (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание “отстрадать” за другого человека, а позже и “за народ... помереть”.

Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника “Соборяне” (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера. Но писатель не идеализировал церковный быт (позднее он опубликует “Мелочи архиерейской жизни” (1878) и другие произведения, осмеивающие нравы церковной верхушки), он лишь хотел подчеркнуть необходимость существования идеала, веры, отсутствие которых, по словам главного героя хроники - протопопа Туберозова, “сгубит Россию”. Идея “почтения к деяниям предков великих” выражена и в других романах-хрониках Лескова: “Старые годы в селе Плодомасове” (1869) и “Захудалый род” (1874).

Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, сознательно стремившегося реформировать традиционную форму романа, не отвечающую, по его мнению, потребностям изображения реальной жизни. Кроме того, писатель отдавал предпочтение таким эпическим жанрам (рассказам, очеркам), которые в большей мере отвечали его стремлению к изображению “мелочей жизни”.

Отличительной особенностью авторской манеры Лескова явилась способность соединять в творчестве утверждение высоких нравственных идеалов, изображение лучших черт национального характера и критику негативных сторон русской жизни (содержавшуюся как в “Соборянах”, так и в ряде других произведений). Сатирические тенденции в произведениях Лескова с годами усилились и даже открыли ему путь на страницы демократической печати. Не случайно в 1883 г. Лескова, из-за материальных затруднений в 1874 г. вернувшегося на государственную службу, вновь вынуждают ее покинуть из-за “несовместимости” литературных занятий со службой. С 1883 по 1894 г. Лесков много писал, работал в самых разных жанрах (очерк, святочный рассказ, притча, легенда и т.п.). Последний год жизни (1895) был омрачен отказом в публикации рассказа “Заячий ремиз”. В феврале 1895 г. писатель умер от отека легких.

Творчество Лескова, не только отражавшего противоречия русской жизни, но и раскрывавшего истоки ее возрождения, показавшего самобытность национального характера и духовный потенциал народа, стало важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы.

Вторая половина девятнадцатого века была настоящим золотым периодом русской литературы. В это время творили Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Некрасов, Островский, Салтыков-Щедрин, Гончаров. Не правда ли, впечатляющий список?

Жил и писал в этот период еще один великий русский писатель, знакомый всем нам с детства, - Николай Семенович Лесков.

Биография писателя. Семья и детство

Будущий классик русской литературы родился в 1831 году в Орловском уезде, в селе Горохово. Дедушка его был священником, отец тоже окончил духовную семинарию, но работать пошел следователем в Орловскую уголовную палату. После вынужденного ухода в отставку переехал с семьей в Панино (село), в

Детство писателя прошло в деревне. Именно здесь он «впитал» язык русского народа, который лег в основу неповторимого «лесковского языка» - особого стиля изложения, ставшего затем главной особенностью его

Биография Николая Лескова содержит упоминание о том, что в гимназии он учился плохо. Позже писатель о себе говорил, что он «самоучка». Не сдав экзамен по переводу в следующий класс, юноша покинул учебное заведение и начал работать писцом в Орловской уголовной палате.

Биография Н. С. Лескова. Коммерческая служба

После смерти отца старший сын Николай принимает на себя обязанности по заботе о семье (кроме него у родителей было еще шестеро детей). Молодой человек переезжает в Киев, где сначала устраивается на работу в Киевскую казенную палату, а затем переходит в коммерческую компанию родственника по материнской линии, английского предпринимателя А. Я. Шкота (Скотта). По долгу службы Николай Лесков часто ездит по стране. Полученные в этих поездках знания и впечатления затем лягут в основу многих произведений писателя.

Николай Писатель - противник нигилизма

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1860 году компания «Шкот и Вилькенс» закрылась, и Николай Семенович переехал в Санкт-Петербург, где и занялся всерьез сочинительством.

Поначалу Лесков выступает в роли публициста: печатает статьи и очерки на злободневные темы. Сотрудничает с журналами «Северная пчела», «Отечественные записки», «Русская речь».

В 1863 году выходят «Житие одной бабы» и «Овцебык» - первые повести писателя. В следующем году он выпускает знаменитую повесть «Леди Макбет Мценского уезда», некоторые рассказы, а также свой первый роман «Некуда». В нем модный в те времена нигилизм противопоставляется основополагающим ценностям русского народа - христианству, семейственности, уважению к ежедневному труду. Следующим крупным произведением, также содержавшим критику нигилизма, был вышедший в 1870 году роман «На ножах».

Отношение к церкви

Будучи потомком священнослужителей, Лесков огромное значение придавал христианству и его роли в русской жизни. Священникам, как стабилизирующей силе своего времени, посвящены хроники «Соборяне». Есть у писателя повести и рассказы, объединенные в сборник «Праведники». В них рассказывается о честных, совестливых людях, которыми богата русская земля. В этот же период выходит удивительный рассказ «Запечатленный ангел» - одно из лучших произведений, созданных писателем по имени Николай Лесков. Биография его, впрочем, говорит о том, что впоследствии он поддался влиянию Льва Толстова и разочаровался в русском духовенстве. Его поздние произведения наполнены горьким сарказмом по отношению к «поповству».

Умер Николай Лесков в 1895 году в Санкт-Петербурге, в возрасте 64 лет.

Большое количество самобытных и любимых нами поныне произведений оставил после себя Николай Семенович Лесков. Биография его отражает сложный путь мыслящего и ищущего себя человека. Но как бы ни шло его творческое развитие, мы и сегодня знаем и любим его «Левшу», «Очарованного странника», «Леди Макбет Мценского уезда» и многие другие творения.