Тургенев отцы и дети семья кирсановых. Сочинение «Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых. Взаимоотношения в семье кирсановых

Сочинение

1. Общие характеристики раннего творчества.
2. Главные темы периода.
3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
4. Два начала в мировосприятии М. Горького.
5. «Люди дна» в творчестве писателя.
6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности.

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться.
В. Г. Короленко

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.

Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».

В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.

Пусть ад горит в моей крови
И сердце злобно плачет [в ней!]
Пустое! Все-таки живи,

И если руки могут, - бей!
Бей мрак, сковавший все кругом.

Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.

В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).

Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».

Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.

Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.

В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.

III. Новая тема

По методу «Ассоциативная карта» изучают новый материал.

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Работа с заголовком произведения. Вопрос о жанре.

Ребята, самостоятельно сформулируйте вопросы для анализа заглавия. Как много может рассказать о себе заглавие?

(Почему песня? Почему о Соколе? )

Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).

К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня - лирическое произведение).

Какие песни различают в фольклоре? (Исторические и лирические)

Кого прославляли исторические песни? (Народных героев: «Ермак готовится к походу на Сибирь», «Степан Разин на Волге», «Пугачев в темнице» и др.).

Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню...»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).

Вот как рассказывает Горький в повести «В людях» о покоряющей силе народной песни. Поступив учеником в иконописную мастерскую, будущий писатель не раз слушал пение донского казака: «Когда он пел, мастерская признавала его своим владыкой; все тянулись к нему, следя за широкими взмахами его рук, - он разводил руками, точно собираясь лететь... У меня эти песни вызывали горячее чувство зависти к певцу, к его красивой власти над людьми; что-то жутко волнующее вливалось в сердце, расширяя его до боли, хотелось плакать и кричать поющим людям:

- Я люблю вас!»

Почему было такое желание? (В песне выражается душа народа).

Кто еще из русских писателей обращался в своем творчестве к жанру песни? (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол - любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).

Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).

Горький рисовал героев «Песни...», следуя традициям устной народной поэзии, в этом вы убедитесь, анализируя на следующем уроке изобразительно-выразительные средства языка данного произведения.

«...Они отличаются значительной величиной, большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры», - так писал о кречетах «благороднейших членах семейства благородных соколов» известный зоолог, автор «Жизни животных» А.Брем.

«По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, - добавляет он далее, - но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти можно сказать, благородство мыслей - вот постоянные свойства их, очевидные для каждого...» (Альфред Брем).

Посмотрите на эти редчайшие кадры: белый кречет в природе (демонстрация фото).

Понятно, почему сокол стал символом мужества, бесстрашия, свободы?

Словарь: Символ (греч. - знак, опознавательная примета) - в художественной литературе образ, отличающейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Однако «Песня о Соколе» обладает другим жанровым признаком - в ней присутствуют черты притчи.

Словарь: Притча - жанр эпоса на основе иносказания, объясняющий какую-либо сложную философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.

«Песня о Соколе» - это лиро-эпическое произведение.

Предварительный просмотр:

Тема. М.Горький. Жизнь, творчество, личность.

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Составление таблицы с биографическими данными.

В семье столяра-краснодеревщика.

1871 г. Пешковы переезжают в Астрахань, где у него умирает отец.

1873 – 1878 гг. Алексей с матерью живет у деда, который учит его грамоте. Учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище одновременно подрабатывая.

1879 г. Умерла мать.

1879 – 1884 гг. Дед отправляет Алешу « в люди»: он работал рассыльным в магазине, прислугой, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской. Очень

Много читал, позже открыл для себя мир русской литературной классики.

1884 г. Уезжает в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1887 г. 12 декабря В результате разлада между мечтой и действительностью Пешков пытается покончить с собой. (Позже, пережитое за эти годы, породило автобиографическую

Прозу.)

  1. гг. Знакомиться с В.Г.Короленко.

Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым,

Кавказ. Пришел в Тифлис. По совету народовольца А.М.Калюжина начинает писать.

Рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом

М.Горький.

1895 гг. В «Самарской газете», с которой сотрудничал Горький, печатается рассказ «Старуха Изергиль». В журнале «Русское богатство» выходит рассказ «Челкаш». В критике начинаются первые разговоры о Горьком.

1898 г. Выходит книга «Очерки и рассказы». Посылает ее А.П.Чехову, с которым завязывается переписка.

1899 г. В журнале «Жизнь» выходит повесть «Фома Гордеев».

1900 г. Знакомиться с Л.Толстым в Москве.

1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л.Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья. Освобожден через месяц под домашний арест.

1902 г. В Московском художественном театре – первое представление «На дне».

1905 г. Активно участвует в революционном движении. Выступает на митинге в Петербурге, призывает бороться с самодержавием. Арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден под залог. Знакомиться с Лениным.

1906 г. Работает над романом «Мать». Пишет ряд революционных заметок. Едет в Америку с партийным поручением. Уезжает на Капри и остается там до 1913 г. Работает, читает лекции по русской литературе.

1913-1914 Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работает над повестью «В Людях».

1917 г. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает победу Октябрьской революции.

1921 г. Ленин настаивает на отъезде Горького за границу. Выезжает в Гельсингфорс.

1925 – 1927 гг. Живет в Сорренто, Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых». Работает над романом «Жизнь Клима Самгина». Печатается.

1933 г. Возвращается в СССР.

1934 г. Работает над 4 томом «Самгина». Открывается I Всесоюзный съезд писателей. Горький в качестве председателя.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

– Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

– Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. («Цыганы» Пушкин, «Мцыри», «Демон» Лермонтов)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Макар Чудра предстает в романтическом пейзаже.

– Приведите примеры, доказывающие это

(Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», «безграничная степь», «бесконечное море»).

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его нежелание на что бы то ни было ее променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной…»

В рассказе «Челкаш» морской пейзаж описывается несколько раз: при свете яркого солнца, темной ночью. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: « На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первое – остроту, вторая – цену. Но по ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

– Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных М.Чудрой и С.Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслиться Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.)

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.