Чем характеризовалось развитие литературы и театра. Становление русского национального театра и русской драматургии. Театр в древние времена

Введение

Актуальность курсовой работы

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся язык, фольклор, бытовой уклад, традиционные виды хозяйственной деятельности, национальная одежда, социальная организация и другие особенности. Фольклор имеет своё значение для жизни этноса. Проблемам, связанным с ним, посвящено достаточное количество научных статей и монографий. Однако – фольклор, а именно эпические песни ненцев требуют дальнейшего, углублённого исследования. Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее структуре и обитателях.

Ненецкие эпические песни представляют большую ценность как образцы словесного искусства народа. По своим художественным образам, по глубокой искренности, по силе обобщения они являются одним из лучших видов национального устного творчества. В глазах ненецкого народа эпические песни- это песни о прошлом, о том, что когда-то было в действительности. Этим определялись и характер исполнения, и отношение к ним аудитории. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них точности, находчивости и праведности.

Цель работы: изучить ненецкие эпические песни: сюдбабц и ярабц.

Задачи:

1.Познакомиться со значимой частью ненецкого фольклора – эпическими песнями;

2.Анализ песен ненцев;

3.Собрать тексты и информацию про эпические песни ненцев

Методы:

Поисковый

Сравнительный

Словообразовательный

Глава 1. Изучение фольклора ненецкого народа

История возникновения народного фольклора

Устное народное творчество ненцев, как и других народов, возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. До революции были осуществлены лишь отрывочные публикации текстов на ненецком языке с переводом на русский язык и небольших заметок, основанных на случайных наблюдениях, не дававших представления о богатстве и разнообразии ненецкого фольклора.



Первым проявил серьёзный интерес к устному народному творчеству ненцев финский учёный Матиас Александр Кастрен в середине XIX века. Талантливый лингвист, автор грамматик различных языков, Кастрен большую часть своей жизни посвятил изучению языков угро- самодийской группы. Во время двух длительныхэкспедиций 1842-1843 и 1845-1849 гг.. Кастрен, занимаясь изучением самодийских языков, записывал образцы ненецкого фольклора. Но обработать и опубликовать свои материалы Кастрен не успел: в 1849 году он возвратился из экспедиции больным, а в 1852 году умер. После смерти Кастрена Петербургская академия наук поручила академику Шифнеру обработку и подготовку публикации его материалов. Всего вышло 12 томов, выпускавшихся в течение многих лет.

Однако фольклорные записи Кастрена увидели свет только через столетие. В 1940 году в Финляндии учёный Тойво Лехтисало издаёт материалы Кастрена в книге «Народное творчество самоедов». В предисловии к этому изданию Лехтисало рассказывает о маршруте экспедиций Кастрена и отмечает, что, подготавливая тексты к печати, он сохранил порядок номеров и примечания к текстам, сделанные самим Кастреном. Ни в предисловии, ни в примечаниях Лехтисало не указывает, от кого и когда были записаны Кастреном тексты. Лехтисало лишь осторожно говорит, что, судя по языку, большая часть публикуемого фольклора записана в Пустозерске, где находился Кастрен в 1843 году, изучал язык, обычаи и религиозные воззрения ненецкого народа и имел возможность работать с ненцами, приезжавшими в Пустозерск из тундры.


Лехтисало также совершил несколько длительных научных поездок к ненцам, во время которых собирал не только лингвистический материал, но и образцы фольклора. В 1947 году он выпустил книгу «Народное творчество юрак – самоедов», по объёму значительно превосходящую опубликованные ранее материалы Кастрена. Книга состоит из предисловия, текстов на ненецком языке, снабжённых немецким переводом, и примечаний. Все тексты распределены по 19 разделам. В кратком предисловии Т.Лехтисало сообщает, что публикуемый им материал собран во время научных экспедиций к тундровым ненцам в 1911-1912 гг. и к лесным ненцам в 1914 г., и указывает, где, когда и от кого он записал каждый текст. Т.Лехтисало в предисловии замечает, что возраст исполнителей он не мог указывать, поскольку те его и сами не знали.

Отдельные исполнители диктовали поспешно и не называли своего имени. Значительную часть материала Т.Лехтисало записал в Обдорске от ненцев, приезжавших туда по делам и согласившихся с ним работать. По количеству текстов (158), по разнообразию представленных в ней жанров книга

Т. Лехтисало превосходит все издававшиеся до неё по ненецкому фольклору. Это, прежде всего, сказания, жертвенные молитвы, шаманские песни и сказки, которые записать сейчас почти невозможно.

М.А.Кастрен и Т.Лехтисало – первые собиратели устного творчества ненцев, записывавшие на ненецком языке.

В XX веке широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера и советскими исследователями. Первым из них стал Г.Н.Прокофьев. Работая в течение нескольких лет в Туруханском крае, Прокофьев занимается не только изучением ненецкого и селькупского языков, но и вопросами этнографии фольклора. В 30-е годы ученики Прокофьева А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев наряду с лингвистическими материалами собирали и образцы устного народного творчества ненцев.

Говоря о собирании, публикации и анализе самодийского фольклора, нужно иметь ввиду, что это делали главным образом лингвисты и этнографы, которые воспринимали фольклор как источник языковой и исторической информации.

Великая Отечественная война приостановила на несколько лет эту работу. Защищая родину, погибли на фронте А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев. В годы войны умер Г.Н.Прокофьев. Материалы Г.Д.Вербова и А.П.Пырерка, собранные перед войной, которые долгое считались утерянными, были найдены только недавно в архивах. Сразу же после войны собирание фольклора народностей Севера возобновляется. В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Её участники работали в течение нескольких месяцев в Ненецком национальном округе, в Большеземельской и Малоземельской тундрах, привлекая к сбору материалов местную интеллигенцию. Экспедицией был собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописного текста), в котором широко были представлены сказки, загадки и песни. Образцы ненецкого устного народного творчества записывали как в Ненецком национальном округе, так и в Ямало – Ненецком автономном округе участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич. В 1948, 1949, 1959 гг. З.Н.Куприянова совершила поездки в Ненецкий национальный округ для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная ею хрестоматия по ненецкому фольклору для педагогических училищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, в 1965 году – монография «Эпические песни ненцев».

Ненецкий фольклор

Фольклор – памятник устного народного творчества. В нём отображаются важные для науки сведения о духовной и материальной культуре, общественном устройстве и быте ненецкой народности в далёком прошлом, не засвидетельствованные письменными источниками.

Фольклор ненцев - важная составляющая часть культуры самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда - тематически и жанрово богато и разнообразно.

Фольклор, по своей сути, – это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоценному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своей меткостью и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать народ.

Сказители-это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.

К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.

Фольклор это один из видов искусства, в котором сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, и поэтому сбором фольклора занимались и занимаются многие видные российские и зарубежные ученые. Например, известный русский писатель Б.Житков, путешествуя долгое время по полуострову Ямал, записал множество ненецких легенд-хынабц, которые позже перевел на русский язык и использовал их в своей работе. Б.О.Долгих –крупный советский ученый, этнограф.

В советское время широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера.

Первым советским исследователем самодийских языков был Г.Н.Прокофьев(1897-1942) – научный сотрудник Научной ассоциации Института народов Севера. Он не только занимался изучением ненецкого языка, но и вопросами этнографии и фольклора.

В начале XX века Г.Н.Прокофьев положил начало отечественному изучению и описанию языка и культуры самодийцев. У него были последователи: А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев, Н.М.Терещенко. Но из них только А.П.Пырерка –научный сотрудник Института языкознания АН СССР (Ленинград) . Основную часть книг занимают сказки, легенды, приметы, песни. В 30-е годы ученики Г.Н.Прокофьева А.П.Пырерка, Н.М.Терещенко, Г.Д.Вербов собрали образцы устного творчества ненцев, в первую очередь эпического, которое представлялось самым значимым.

В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Участники экспедиции работали в течении нескольких месяцев в Ненецком национальном округе в Большеземельской и Малоземельской тундрах. Экспедицией собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописи).

Образцы ненецкого устного творчества записывали как в Ненецком округе, так и Ямало-Ненецком округе и участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич.

В 1948, 1949 и 1959 годах З.Н.Куприянова совершила поездки в Малоземельскую тундру для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная З.Н.Куприяновой хрестоматия по ненецкому фольклору для педучилищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, а в 1965 году – капитальный труд «Эпические песни ненцев».

Сбором фольклора ненцев занимались писатели Севера И.Г. Истомин, И.А. Юганпелик, Л.В. Лапцуй, В. Неркаги, Е.Г.Сусой.

Е.Г.Сусой – автор 17 учебников и методических пособий для обучения ненецких школьников, первая женщина-ненка кандидат педагогических наук, создатель музея-квартиры Л.В. Лапцуя, научный консультант и солистка народного ансамбля песни «Ямал», собиратель ненецкого фольклора, автор записей сказок «Ягодка голубика» , «Два Окатэтто» и соавтор сборников «Сказки народов Севера» , «Северные россыпи» , «Ненецкий фольклор» , отразила жизнь ненецкого народа в книге свободной жанровой формы «Из глубины веков» .

Как сюдбабц и ярабц песня жизни её

Глубока и с рожденья крылата,

Ведь не зря отдала она сердце своё

Собиранью сказаний когда-то…

Отдала она сердце ученью ребят,

Языку и фольклору родному.

Как о «солнце поющем» о ней говорят

Те, кому её пенье знакомо.

Стала первой учёною ненкой она,

Как звезда в час бесценный восхода.

И всё звонче в речах её всюду слышна

Вековечная мудрость народа.

[Эльдар Ахадов. Золотые страницы ненецкого народа]

Последние годы сбором и исследованием ненецких сказок, эпических песен занимаются Е.Т.Пушкарёва, Н.М.Янгасова и многие другие. Нужно сказать, что сказки в тундре ещё живое явление, доставляющее людям радость.

Научные издания русского фольклора начали появляться с 30-40-х годов XIX века. Прежде всего это сборники профессора Московского университета И.М. Снегирева "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" в четырех частях (1837-1839), "Русские народные пословицы и притчи" (1848).

Ценные материалы содержат сборники ученого-фольклориста И.П. Сахарова "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков" (в двух томах, 1836 и 1839 годы), "Русские народные сказки" (1841).

Постепенно в работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Этому способствовало созданное в 1845 году в Петербурге Императорское Русское географическое общество. В нем было отделение этнографии, активно занимавшееся сбором фольклора во всех губерниях России. От безымянных корреспондентов (сельских и городских учителей, врачей, студентов, духовенства и даже крестьян) поступали в Общество многочисленные записи устных произведений, составившие обширный архив. Позднее многое из этого архива было опубликовано в "Записках Русского географического общества по отделению этнографии". А в Москве в 60-70-х годах изданием фольклора занималось "Общество любителей российской словесности". Фольклорные материалы публиковались в центральных журналах "Этнографическое обозрение" и "Живая старина", в местных периодических изданиях.

В 30-40-х годах П.В. Киреевский и его друг поэт Н.М. Языков широко развернули и возглавили собирание русских народных эпических и лирических песен (былин, исторических песен, песен обрядовых и внеобрядовых, духовных стихов). Киреевский готовил материалы к печати, однако безвременная смерть не позволила ему полностью осуществить задуманное. При его жизни вышел единственный сборник: духовные стихи. "Песни, собранные П.В. Киреевским" впервые были опубликованы только в 60-70-х годах XIX века (былины и исторические песни, так называемая "старая серия") и в XX веке (песни обрядовые и внеобрядовые, "новая серия").

В те же 30-40-е годы протекала собирательская деятельность В.И. Даля. Он записывал произведения разных жанров русского фольклора, однако, как исследователь "живого великорусского языка", Даль сосредоточился на подготовке сборника малых жанров, наиболее близких разговорной речи: пословиц, поговорок, присловий и т. д. В начале 60-х годов вышел сборник Даля "Пословицы русского народа". В нем все тексты впервые были сгруппированы по тематическому принципу, что позволило объективно представить отношение народа к разнообразным явлениям жизни. Это превратило сборник пословиц в подлинную книгу народной мудрости.

Другим подробным фольклорным изданием стал сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки", в который большой собирательский вклад также внес Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им сказок.

Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год. Сказок, записанных самим Афанасьевым, немногим более десятка, в основном он использовал архив Русского географического общества, личные архивы В.И. Даля, П.И. Якушкина и других собирателей, а также материалы из старинных рукописных и некоторых печатных сборников. В первом издании был опубликован только лучший материал. Примерно 600 текстов сборника охватили огромное географическое пространство: места проживания русских, а также частично украинцев и белорусов.

Выход в свет сборника Афанасьева вызвал широкий общественный отклик. С рецензиями на него выступили крупные ученые А.Н. Пыпин, Ф.И. Буслаев, А.А. Котляревский, И.И. Срезневский, О.Ф. Миллер; в журнале "Современник" положительную оценку дал Н.А. Добролюбов.

Позднее, борясь с русской цензурой, Афанасьеву удалось издать в Лондоне сборник "Народные русские легенды" (1859) и анонимно в Женеве в 1872 году сборник "Русские заветные сказки".

Сборник Афанасьева частично переводился на разные иностранные языки, а на немецкий переведен полностью. В России он выдержал 7 полных изданий.

С 1860 по 1862 год, одновременно с первым изданием сборника Афанасьева, вышел в свет сборник И.А. Худякова "Великорусские сказки". Новые тенденции выразил сборник Д.Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884). Садовников - первый, кто обратил пристальное внимание на отдельного талантливого сказочника и записал его репертуар. Из 183 сказок сборника 72 были записаны от Абрама Новопольцева.

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: в Олонецком крае была обнаружена активно бытующая живая былинная традиция. Ее первооткрывателем явился высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников. Работая чиновником в канцелярии губернатора, Рыбников стал пользоваться служебными разъездами для собирания былин. В течение нескольких лет он объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. Собиратель работал с выдающимися сказителями Т.Г. Рябининым, А.П. Сорокиным, В.П. Щеголенком и др., от которых впоследствии записывали и другие фольклористы.

В 1861-1867 годах вышло в свет четырехтомное издание "Песни, собранные П.Н. Рыбниковым", подготовленное к печати П.А. Бессоновым (1 и 2 тт.), самим Рыбниковым (3 т.) и О. Миллером (4 т.). В него вошли 224 записи былин, исторических песен, баллад. Материал был расположен по сюжетному принципу. В 3-м томе (1864 год) Рыбников напечатал "Заметку собирателя", в которой обрисовал состояние эпической традиции в Прионежье, дал ряд характеристик исполнителям, поставил вопрос о творческом воспроизведении былин и о личном вкладе сказителя в эпическое наследие.

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист А.Ф. Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Летом 1872 года Гильфердинг снова поехал в Олонецкий край. В пути он тяжело заболел и скончался.

Через год после смерти собирателя были опубликованы "Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. С двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин" (1873). Гильфердинг впервые применил метод изучения репертуара отдельных сказителей. Былины в сборнике он расположил по сказителям, с предпосланными биографическими справками. В качестве общей вступительной статьи была помещена последняя журнальная публикация Гильфердинга "Олонецкая губерния и ее народные рапсоды".

60-70-е годы XIX века явились для русской фольклористики подлинным расцветом собирательской деятельности. В эти годы вышли в свет ценнейшие публикации разных жанров: сказок, былин, пословиц, загадок, духовных стихов, заговоров, причитаний, обрядовых и внеобрядовых песен.

В начале XX века продолжалась работа по собиранию и публикации фольклора. В 1908 году был издан сборник Н.Е. Ончукова "Северные сказки" - 303 сказки из Олонецкой и Архангельской губерний. Ончуков расположил материал не по сюжетам, а по сказочникам, приведя их биографии и характеристики. В дальнейшем этого принципа стали придерживаться и другие издатели.

В 1914 году в Петрограде был опубликован сборник Д.К. Зеленина "Великорусские сказки Пермской губернии". В него вошло 110 сказок. Сборнику предпослана статья Зеленина "Кое-что о сказочниках и сказках Екатеринбургского уезда Пермской губернии". В ней охарактеризованы типы сказочников. Материал сборника расположен по исполнителям.

Ценным вкладом в науку стал сборник братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых "Сказки и песни Белозерского края" (1915). В него вошло 163 сказочных текста. Точность записи может служить образцом и для современных собирателей. Сборник составлен по материалам экспедиций 1908 и 1909 годов в Белозерский и Кирилловский уезды Новгородской губернии. Он снабжен богатым научным аппаратом. Впоследствии оба брата стали известными учеными-фольклористами.

Таким образом, в XIX-начале XX века был собран огромный материал и появились основные классические издания русского устного народного творчества. Это имело колоссальное значение как для науки, так и для всей русской культуры. В 1875 году писатель П.И. Мельников-Печерский в письме к П.В. Шейну так охарактеризовал значение труда фольклористов-собирателей:

"В продолжение четверти столетия я много ездил по России, много записал песен, сказаний, поверий и пр. и т. п., но я бы ступить не мог, если бы не было трудов покойного Даля и Киреевского, не было Ваших трудов, напечатанных у Бодянского, трудов Л. Майкова, Максимова и - да успокоит Господь в недрах Авраама пьяную душу его - Якушкина. Ваше сравнение своих работ с работой муравья я нахожу несовсем справедливым. <...> Пчелы вы, а не муравьи - ваше дело мед собирать, наше дело мед (hudromel) варить. Не будь вас, мы бы варили какой-нибудь промозглый квас, а не мед. <...> Не пройдет и полувека, как в народе иссякнут дедовские предания, обычаи, старорусские песни замолкнут или исказятся под влиянием трактирной и кабацкой цивилизации, но Ваши труды до отдаленных времен, до позднейших наших потомков сохранят черты старинного нашего быта. Вы долговечнее нас". 1

В первые десятилетия XX века русская фольклористика окончательно самоопределилась как научная дисциплина, отделившись от других наук (этнологии, языкознания, литературоведения).

В 1926-1928 годах в экспедицию "по следам П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга" отправились братья Б.М. и Ю.М. Соколовы. Материалы экспедиции были опубликованы в 1948 году. Записи былин 1926-1933 годов из собраний Рукописного хранилища Фольклорной комиссии при Институте этнографии АН СССР вошли в двухтомное издание А.М. Астаховой "Былины Севера". Собирание былин продолжалось в военные и послевоенные годы. Материалы трех экспедиций на Печору (1942, 1955 и 1956 годы) составили том "Былины Печоры и Зимнего берега".

Было сделано много новых записей сказок, песен, частушек, произведений несказочной прозы, пословиц, загадок и пр. В издании новых материалов преобладал, во-первых, жанровый, а во-вторых, региональный принцип. Сборники, отражающие репертуар какого-либо региона, как правило, состояли из одного или немногих близких жанров.

Собиратели стали целенаправленно выявлять рабочий фольклор, фольклор каторги и ссылки. Гражданская и Великая Отечественная войны также оставили свой след в народной поэзии, что не прошло мимо внимания собирателей.

Были переизданы классические собрания русского фольклора: сборники сказок А.Н. Афанасьева, И.А. Худякова, Д.К. Зеленина, сборник пословиц В.И. Даля, сборник загадок Д.Н. Садовникова и др. Впервые опубликованы многие материалы старых фольклорных архивов. Издаются многотомные серии. Среди них "Памятники русского фольклора" (Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской АН, Санкт-Петербург) и "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" (Российская АН; Институт филологии Сибирского отделения Российской АН, Новосибирск).

Существуют центры филологического изучения русского фольклора, со своими архивами и периодическими изданиями. Это Государственный республиканский центр русского фольклора в Москве (выпускающий журнал "Живая старина"), сектор русского народного творчества Института русской литературы (Пушкинского дома) Российской Академии наук в Санкт-Петербурге (ежегодник "Русский фольклор: Материалы и исследования"), кафедра фольклора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (сборники "Фольклор как искусство слова"), а также региональные и краевые фольклорные центры с их архивами и изданиями ("Сибирский фольклор", "Фольклор Урала", "Фольклор народов России" и др.). 2

В изучении фольклора одно из ведущих мест занимает Саратовская школа фольклористики, история которой связана с именами профессора Московского университета С.П. Шевырева, поэта-песенника Н.Г. Цыганова, краеведа А.Ф. Леопольдова, члена Саратовской ученой архивной комиссии А.Н. Минха; впоследствии - профессоров Саратовского государственного университета - Б.М. Соколова, В.В. Буша, А.П. Скафтымова. Большой вклад в изучение фольклора внесли профессора Т.М. Акимова и В.К. Архангельская. 3

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество художника мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910), создавшего такие шедевры, как повести "Детство. Отрочество. Юность", "Хаджи-Мурат", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", романы "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", драмы "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Живой труп" и др.

Русскую литературу пореформенных десятилетий можно считать феноменом европейской художественной культуры XIX в. Ни одна страна мира в то время не имела столь правотой и высокодуховной словесности. В реалистической диктатуре России отразился весь спектр проблем исторического и религиозного характера, осмысленных с научной точностью и философской углубленностью.

Будущее России каждый из плеяды великих писателей видел по-разному. Но всех их объединяла любовь к Отечеству, жажда его процветания за счет свободного и честного труда всех членов общества. О необходимости роста благосостояния крестьянства писали многие - В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Признанным мастером народнической поэзии этих лет стал Н.А. Некрасов ( 1821-1877). Он вошел в русскую культуру как "печальник горя народного", заступник простых крестьян от притеснителей всех мастей. Поэзия Некрасова реалистична и в какой-то мере сопоставима с реалистической прозой. Ее характеризует умение поэта объективно и точно оценивать тот или иной факт, то или иное событие:

Иную роль в культуре России сыграл гениальный писатель Ф.М. Достоевский ( 1821-1881). По меткому определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, Достоевский искал ответы на насущные вопросы современности "в отдаленнейших исканиях человечества". Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу движений человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического отрезка времени в сферу высших вневременных интересов жизни людей. Он рисует образы народа в соответствии с логикой характеров и правдой жизни, соединяя добро и зло.

Чехов открыл новые пути в развитии отечественной и мировой драматургии. В своих пьесах он отказался от традиции деления персонажей на "положительных" и "отрицательных". Характер чеховских героев развивается на основе многопланового анализа разных мотивов поведения. Чехов чутко уловил тревожную примету времени - отсутствие взаимопонимания между людьми. Его герои отгорожены невидимой стеной, они слушают, но как бы не слышат друг друга, погружаясь в мир собственных переживаний.

Исторический перелом в развитии русского театра связан с пьесами Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад", поставленными в Московском художественном театре К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко и - " Чайка" (1895-1896) поразила современников своей лиричностью, тонкостью символики. Любовные перипетии, лежащие в основе пьесы, развиваются остро, драматично.

Изобразительное искусство пореформенного периода также, как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая критическая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечная русская тоска по совершенству и нравственному идеалу. Общими чертами живописи и литературы являются публицистичность, реалистическая оценка явлений бытового и личного порядка сквозь призму обобщенной типизации и социального анализа. Общими являются и те нравственно-воспитательные задачи, которые пытались решить и литература, и изобразительное искусство.

Общественная функция живописи этого периода коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60-х - 70-х гг. эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства представителей самых разных сословий. Стремление идти в ногу со временем, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись, высвечивающую ситуации народных несчастий. Вера в социальную значимость искусства способствовала формированию плеяды художников, нашедших свое призвание в отражении мира бедности, угнетенности, бесправия. В их числе выдающийся мастер В.Г. Перов ( 1834-1882).

Чуткий к изменениям общественного климата, художник отразил в своем творчестве развитие умонастроений 60-х - 80-х гг. Рапацкая ЛА Русская художественная культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с, С. 393

Развитие театра во второй половине 19 века неразрывно связано с именем А.Н. Островского. Он создал национальный русский театр, который стал "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи". Реалистические, полные глубокого психологизма пьесы А.Н. Островского способствовали утверждению критического реализма на русской сцене. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге.

Совершенствовалось русское оперное искусство. Культурология. История мировой культуры. Под ред. И.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с, С. 434

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX-начало XX вв. - период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, СВ. Рахманинова, А.К. Глазунова, СИ. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.

В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает "Могучая кучка", или "Новая русская музыкальная школа". Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов - М.А. Балакирева (1837-1910), А.П. Бородина (1833-1887), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П. Мусорского (1839-1881) и НА. Римского-Корсакова, - оформился в конце 50-х-начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).

Композиторы "Могучей кучки" в своем творчестве развили традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогати ли новыми формами, приблизив к актуальным вопросам общественной жизни. В период деятельности "Могучей кучки" были созданы одни из лучних произведений кружковцев: восточная фантазия "Исламей", симфоническая поэма "Русь" М. Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы "Вильям Ратклиф" и "Сын мандарина" Ц. Кюи; симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", опера "Борис Годунов" М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера "Псковитянка" Н. Римского-Корсакова.

По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и "крайняя ее склонность к программой музыке". Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории. Русская художественная культура второй половины XIX в. /В.Г. Кисунько, М.Н. Бойко и до. М.: Наука, 1988. - 388с., С. 167

Тема 11. Экзистенциализм и развитие французской литературы

«Романтический экзистенциализм» Камю. Камю и Достоевский. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Мерсо – герой романтически - экзистенциалистской утопии Камю (роман «Посторонний»). «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью.

Камю и классическая литературная традиция. Искусство как способ одолеть судьбу.

Вторая мировая война и фашизм – факторы изменения позиции писателя. Поиски социально-нравственного противовеса практике вседозволенности. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Жанр романа – хроника – притча. Идея ответственности человеческого сообщества.

Камю – критик и «чистого» и политизированного искусства, тоталитаризма и политической революции («Бунтующий человек»). Дискуссия с Сартром.

Сартр. Философские истоки: немецкая феноменология (Гуссерль) и экзистенциализм (Хайдеггер). «Бытие и ничто» - главный философский труд Сартра. «Интенциональность» как средство преодоления односторонности идеализма и материализма.

Своеобразие философского романа Сартра «Тошнота». Рокантен – герой абсурдного мира; тошнота – состояние героя, обнаружившего бессмысленность реальности и свою абсолютную свободу.

Война, Сопротивление и осознание детерминизма и ответственности личности. «Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Трилогия «Дороги свободы» - история современного интеллигента, идущего от утопии абсолютной свободы к признанию выбору в конкретных исторических обстоятельствах.

Сартр как политик, публицист и теоретик «ангажированного экзистенциализма». Поиски синтеза, универсального современного знания, объединяющего литературу и философию.

Ибсен – создатель «проблемного театра». Антибуржуазный пафос творчества; переход от «пьес для чтения» к «театру идей». Нарастание психологизма. Поздний Ибсен и символизм. Ибсен и Чехов.

Шоу: вехи творческой биографии. Шоу об Ибсене. Шоу о возможностях аналитической драмы. Жанр пьесы-дискуссии. Парадокс у Шоу. Фантастическое как сатирический прием. Шоу и «эпический театр» Брехта. Брехт и реализм ХХ века. Брехт и пролетарское литературное движение. Теория «эпического театра», отличие от «аристотелевской» драмы. «Очуждение» как центральное понятие «эпического» театра. «Научить людей думать» - исходная идея Брехта. Политические, публицистические, сатирические пьесы Брехта. Исторические драмы. Обращение к философской и нравственной проблематике, пьесы-притчи.

Развитие и трансформация брехтовских принципов в драматургии Швейцарии – Дюрренматт и Фриш. Лицо и маска у Фриша, эстетика «вариантов», пьеса как репетиция («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»).



Условность у Брехта и условность в «театре масок» Пиранделло, их различие. Образ отчужденной личности и безликого общества у Пиранделло. Творчество и существование как «импровизация», разрушение театральной иллюзии, жанр «театра в театре». Пиранделло и экзистенциализм. Французский экзистенциализм в драматургии. Камю: от мифа абсолютной свободы («Калигула») к идее нравственной ответственности. Сартр: обретение свободы («Мухи»), осознание необходимости и нравственности политического действия («Дьявол и господь Бог», «Затворники Альтоны»). Ануй: от экзистенциалистской героини («Антигона») к героям Сопротивления («Жаворонок»).

«Неомифологизм» современной драматургии.

Выдвижение в 50-е гг. «дезангажированной» литературы. «Антитеатр» и «антироман».

«Антитеатр» и традиция дадаистско-сюрреалистического театра. «Театр абсурда», драматургические средства воплощения абсурда. Пародирование социальной реальности, развитие гротескно-сатирической тенденции. Трансформация драматургических жанров, эстетика безмолвия и бездействия (Ионеско, Беккет).

«Поэтический», «пластические» театр Т. Уильямса и роль романтической традиции.

3.3 Литература и театр

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

Особенности развития греческой литературы

Архаический и классический периоды греческой литературы - это время создания выдающихся произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Греческую литературу отличала взаимосвязь отдельных литературных направлений и художественных стилей с исторической эпохой, и теми особенными условиями, в которых она создавалась. Родовое общество собирало и хранило предания о своих сородичах, совершивших подвиги, проявивших чудеса ловкости и смелости. Позднее они превратились в мифы и песни передаваемые из поколения в поколение. Такой тип эпоса получил название героического. Позже родовые традиции уступили место новым полисным принципам; на смену песням о богах и воинах пришел дидактический эпос, посвященный простому человеку. Такой жанр воспевал поистине героический труд земледельца. На смену родовой собственности пришла частная, родовое сознание было вытеснено индивидуальным, эпос сменила лирика, отразившая период становления классового общества и полиса. Лирический герой уже ясно осознавал как свое единство с полисным коллективом, так и свое собственное «я». Развитие экономики и торговли привело к появлению первых научных трудов, что создало основу для возникновения прозаической литературы. Усиление борьбы между аристократией и демосом, образование внутриполитических группировок под готовило почву для возникновения драмы. Греческий театр зародился в Афинах, где наиболее широкое распространение получил культ бога Диониса, воплотивший в себе чувства веселья, свободы от условностей и повседневных забот. Таким образом, в греческой литературе VIII - IV вв. до н. э. оформились те жанры, на основе которых впоследствии выросла европейская литература.

Язык и письменность. Древнегреческий язык принадлежит к индоевропейской языковой семье. Сами греки выделяли в нем три основных диалекта: ионийский, эолийский и дорийский. На основе ионийского позднее сформировался аттический диалект. Язык древнегреческой литературы не был единым, так как литературные жанры создавались на основе различных диалектов. Так, большинство авторов периода архаики творили на ионийском диалекте, тогда как в период классики их постепенно вытеснили произведения на аттическом диалекте.

В VIII в. до н. э. в Грецию проник финикийский алфавит, который в видоизмененном, приспособленном к местной фонетике виде лег в осноыу греческой письменности. Этот процесс совпал с формированием у греков понятия «этнической общности». Отныне всех, кто говорил или писал на чуждом грекам языке, именовали «варварами». В различных областях Греции могло существовать одновременно несколько алфавитных систем. Будучи однородными по существу, они различались по количеству и на писанию отдельных букв. В Vв. до н. э. установилось написание строки слева направо. Греки писали на папирусе, не делая интервала между строчкaми. Классический греческий алфавит, состоящий из 24 букв, окончательно сформировался и повсеместно утвердился только в IV в. до н. э.

Эпическая поэзия

Ведущим поэтическим жанром в греческой литературе архаического периода был героический эпос. Это объясняется в первую очередь тесной связью между эпической поэзией и мифотворчеством. Сказания о богах и героях облекались в форму песен, исполнявшихся специальными певцами – аэдами, которые заучивали их наизусть и передавали устно из поколенья в поколенье. Из богатого морфологического материала выбиралась центральная тема, связанная с каким либо героем или событием, часто имевшим реальную историческую основу. Такие песни о героях и легли в основу масштабных эпических поэм. Форма большого эпоса позволяла автору последовательно и подробно излагать те или иные события, что способствовало расширению границ пространства сюжета и глубине его показа. Эпические поэмы декламировались специальными исполнителями - рапсодами, между которыми устраивались состязания по мастерству. В VI в. до н.э. афинский тиран Писистрат специально для состязаний рапсодов, проходившем на празднике Великие Панафинеи, приказал записать тексты гомеровских поэм.

Древнейшими произведениями эпической поэзии античности являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается слепому поэту Гомеру, жившему на рубеже lX- VIll вв. до н.э.

«Илиада» и «Одиссея» по праву считаются величайшими памятниками греческой литературы. Личность Гомера со временем превратилась в легенду, а имя стало символом поэзии. Многие греческие города боролись за право считаться родиной Гомера. С изучения гомеровского эпоса начиналось классическое греческое образование. Знаменитый философ Платон отмечал, что именно Гомеру Греция обязана своим духовным развитием.

Послегомеровский эпос. К жанру эпической поэзии относятся так называемые киклические поэмы (кикл дкл, круг), сгруппированные по содержанию в мифологические циклы пександрийскими учеными в III в. до н. э. Каждая из поэм продолжает предыдущую, замыкая, таким образом, всю тему. Наибольшей популярностью пользовался Троянский кикл. Троянский кикл начинался с поэмы «Кипреи», включавшей в себя сюжеты о «яблоке раздора», рождении Ахилла, похищении Елены Парисом и начале войны с Троей. Таким образом, события, изложенные в поэме, предшествовали сюжету «Илиады». После «Илиады» следовала поэма «Эфиопию» о помощи амазонок и эфиопского царя Мемнона троянцам, а также о смерти Ахилла. Поэмы «Малая Илиада» и «Разрушение Илиона» включали в себя эпизоды смерти Париса, по тройки деревянного коня и взятия Трои. Завершался троянский кикл поэмами «Возвращение» о судьбах героев после по беды над троянцами.

Гесиод. Рождение дидактического (поучительного) эпоса связано с личностью поэта Гесиода (VIII в. до н. э.). В его поэме «Труды и дни» речь идет не о богах и героях далекого прошлого, а о тяжелом труде земледельцев и пастухов. В основу эпоса легла судьба самого поэта, обделенного родным братом и вынужденного своим трудом добиться благополучия. Идею о тяжелом и необходимом людям труде как основе их жизни Гесиод воплотил в мифе о пяти поколениях (веках) человечества. Золотой, серебряный, медный, героический и железный века последовательно сменяли друг друга и могли привести людей к гибели, если между ними исчезнет Любовь и Справедливость. Кроме того, Гесиоду приписывают поэму «Теогония» О происхождении мира и богов, включающую их подробную родословную.

Лирическая поэзия

Под термином «лирика» в Греции подразумевали поэтическое произведение небольшого объема, исполняемое под аккомпанемент лиры. Лирический поэт, описывая события современной ему жизни, часто давал им субъективную оценку, которая отражала его личную позицию и настроение. Сформировавшаяся на основе народных песен лирика использовала литературные приемы и художественные средства эпической поэзии. На основе различий стихотворного размера греки выделяли три вида лирических произведений: элегию, ямб и мелику (мелос - мелодия).

Элегия и ямб. Тематика греческой элегии охватывала все стороны общественной жизни человека. Патриотическими мотивами и призывами защищать родину наполнены элегии Каллина и Тиртея. Последний особенно прославился в Спарте маршевыми песнями - эмбатериями. Проблемам социальной и политической борьбы были посвящены элегии Солона и Феогнида. Поэзия Солона раскрывает подлинную картину бедствий простого народа, которые можно преодолеть только став на путь закона.

Одновременно с элегией развивалась и ямбическая поэзия, носящий шутливый и язвительный характер Древнейшим ямбическим поэтом был Архилох. Будучи наемником и проведя всю жизнь в сражениях, Архилох подробно описал тяжелый и скудный быт воина.

Мелическая поэзия. Родиной монодийной (сольной) мелики был о. Лесбос, а наиболее яркими представителями его уроженцы - Алкей и Сапфо (VII- VI вв. до н.э.). Стихи Алкея в большей степени посвящены политической борьбе, а главной темой Сапфо была – Любовь. Его поэзия имела множество подражаний как в античной, так и в Европейской литературе.

Поэзия малых форм. В греческой литературе получили распространение произведения малых форм. Эпиграмм - первоначально являлась объяснительной или осветительной подписью под каким либо предметом. Позже получили развитие эпиграммы в форме шитафий (Архилох, Феогнид, Солон).

Греческий театр и развитие драмы

В основу греческой драмы (буквально «действие») легли древние обрядовые игры, связанные с культом бога Диониса.

Театрализованные шествия с пением посвященных этому богу гимнов, дали развитие драматическому диалогу и сценическому движению. Согласно Аристотелю, из дифирамбов выросла греческая трагедия, а из веселых фаллических песен, исполняемых сельской процессией - комедия. Растущая популярность драматических представлений привела к выделению их из религиозных церемоний и превращению в самостоятельный вид искусства, занявший важное место в общественной жизни древних греков. К VI в. до н. э. они были включены в культурную программу многих греческих тиранов. По приказу Писистрата в 534 г. до н. э. на празднике Великой Дионисии впервые была поставлена трагедия. Первым драматургом был Феспид, который ввел в трагедию одного актера.

Организация театральных представлений. Главная особенность греческого театра состояла в том, что драматические представления устраивались в форме состязаний. Три трагических поэта оспаривали друг у друга пальму первенства в форме тетралогий (три трагедии и одна драма сатиров, объединенные единым сюжетом), а три комедиографа представляли по одной пьесе. Судейская коллегия из 10 человек выносила свое решение, которое затем в виде надписи на каменной плите выставляли у здания театра. Победитель получал венок из плюща.

Большая роль в постановке пьесы принадлежала хорегу - богатому гражданину, который в качестве общественной повинности должен был раз в год на свои средства провести драматические состязания. Лица актеров спрятаны под масками, что не давала актерам использовать мимические средства игры, но этот недостаток с лихвой восполнялся высокой техникой движений и жестов, а также прекрасно поставленным голосом.

Устройство театрального здания

Первоначально театральные действия разыгрывались на временных деревянных площадках. Популярность драматических соревнований превратила их в периодически повторяемые зрелища, которые настоятельно требовали постоянного места для их проведения и специального здания. Таким место стал юго-восточный склон афинского Акрополя, а зданием - театр Диониса, классический образец греческого театрального строения.

Публика – проводила в театре целый день – с рассвета до заката, прихватив с собой еду и питье. Сначала посещение театра было бесплатным, позже государство было вынуждено ввести «зрелищные деньги», а из-за бурной реакции публики ввели специальных надсмотрщиков.

Важнейшие вопросы, которые поднимали греческие драматурги, - место человека в этом мире, взаимоотношения людей и богов, проблемы нравственности и безнравственности - делали театр значительным явлением общественной жизни, дающим большую роль в воспитании и образовании.

Эсхил. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней, был Эсхил (525-456 гг. до н. э.), которого прозвали отцом греческой трагедии. Первую победу он одержал в 484 г. до н. э., после чего в течение почти двадцати лет оставался не превзойденным. Только через 10 лет, в 458 г. До н. э., он взял реванш и одержал блестящую победу с трилогией «Орестея». После триумфа Эсхил переехал на Сицилию, где и умер.

Софокл. После смерти Эсхила ведущее положение в афинском театре занял Софокл (496-405 г. до н.э.). Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене.

Наибольшую известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской мифологическом. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу стала одной из ведущих в мировой литературе. В XIX в. появилось целое направление так называемых «трагедий рока».

Еврипид. Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 406 п. до н. э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипидa попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Только 4 раза поэт одерживал победу, причем одну из них посмертно. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохрани лось 18.

Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида стало величайшим достижением греческой литературы.

Аристофан. В 486г. до н. э. на Великих Дионисиях была поставлена первая греческая комедия Особенностью так называемой «древней» комедии была ее яркая политическая направленность. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества.

Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 - 385 г. до н. э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11.

Злобной критике в комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ понимал широко распространенный и по сей день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Итогом размышлений комедиографа стала сцена, где Дионис бросал стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Интересно, что злободневные сюжеты политической комедии автор помещал в некую фантастическую реальность. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над тем, как они их воплощают в жизнь.

Историческая проза. Помимо лирики и драмы в VI - V вв. до н. э. развитие получила и греческая классическая проза - историческая и риторическая. Ранние греческие историки - логографы (логос - «рассказ») В своих произведениях обычно описывали историю отдельных городов и областей Греции, используя при этом материал эпоса и мифов, генеалогий и местных хроник. Таковы были работы Гекатея Милетского и Гелланика Митиленского. Однако прозвище «отец истории» по праву получил уроженец малоазийского г. Галикарнас Геродот (484-430 гг. до н.э.). Изгнанный из родного города, Геродот много путешествовал, изучая историю и культуру разных народов.

Это было первое серьезное историческое исследование. Геродот большое внимание уделял отбору источников, критически анализировал их, пытаясь ответить на главный вопрос: каким образом великая Персидская держава потерпела поражение от маленьких греческих полисов? Деловой стиль научного изложения «Истории» переплетался с художественным стилем новеллы. Впервые Геродот ввел в повествование речи действующих лиц, которые дали дополнительную характеристику его героям.

Другим выдающимся афинским историком был Фукидид, (ок. 460 – 396г. до н. э.), сочинение которого «История» было посвящено Пелопоннесской войне. Фукидид темой своего исследования выбрал внутригреческий конфликт между Афинами и Спартой, через призму которого он сумел показать историю всего эллинского мира.

Несмотря на четкий и сжатый стиль повествования, Фукидиду удалось создать целый ряд великолепных драматических картин. Критический метод Фукидида стал одним из величайших достижений греческой историографии, уровня которого ученым удалось достичь только в XIX в.

Ораторское искусство. Особенности полисной демократии создали условия для возникновения греческого красноречия. Активная политическая деятельность, регулярное участие в Народном собрании - все это требовало от граждан умения владеть словом, искусством убеждения и наставления. Этому искусству за умеренную плату учили софисты.

Мастером торжественного красноречия был Сократ (436-338 г. до н. э.), открывший в Афинах собственную школу риторики. Родоначальник системы периодов в речи, он стремился к плавности и ритмичности в ней; выработал принципы композиции и основных частей речи. В то же время единственный выход из политического кризиса видел в принятии помощи от Македонии. Противником такой позиции, которая могла привести к потере независимости Греции, был Демосфен (384 - 322 гг. до н.э.), лучшими речами которого являются четыре политические речи против македонского царя Филиппа, по лучившие название «филиппики». Яростная и непримиримая позиция Демосфена поставила его во главе анти македонской партии когда же борьба была проиграна, Демосфен предпочел смерть «македонскому рабству». Речи Демосфена необычайно эмоциональны; в них много обращений к слушателям, воззваний, риторических вопросов, сравнений и метафор. Большое значение оратор придавал манере произнесения речи, используя средства мимики, жестикуляции и высокой патетики.

Суть его составлял опять же банальный фактор веками несломляемого корыстолюбия правителей, что делало государство уязвимым не только внешне, но и внутренне. 2. Причины становления классических греческих государств – полисов 2.1. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями Прежде всего нужно заметить, что слово "полис" в древнегреческом языке означало одновременно и "город", и " ...

Форме носившего часто культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед. Эстетическое совершенство и реалистическая жизненная сила искусства Древней Греции имели значение всемирно-исторического прогрессивного переворота в судьбах мировой художественной культуры. *** Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и...