Функции культуры. Адаптивная функция. Сознание как система

Термин «культура» практически каждый день у нас на слуху. И у данного термина имеется множество определений. В самом общем смысле это совокупность предметов материальной и духовной деятельности человека. Понятие «культура» можно отнести к различным сферам человеческой деятельности, например культура политики, культура труда, культура общения и т.д.

В Древней Греции близким по значению слову культура был термин «пайдейя», которым обозначали внутреннюю организацию человека, иными словами «культуру души».

В исторических документах на латинском языке слово «культура» впервые встречается в работе Марка Порция Катона Старшего (234–148 гг. до н. э.) De Agri Cultura (около 160 г. до н. э.). В этом труде рассматриваются вопросы земледелия, также этот труд принять считать ранним памятником прозы, созданной на латыни.

В работе «De Agri Cultura» рассматриваются не только вопросы обработки земли, но также уход за сельскохозяйственными угодьями, полями, что предполагает не просто возделывание земли, но и особое, душевное отношение к ней. В частности, Катон даёт такой совет по покупке земельного угодья: «нужно не лениться и обойти приобретаемое угодье несколько раз; чем чаще осматривать землю, тем больше она будет вам «по душе». Вот это самое «по душе» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, иными словами, не будет культуры». В латинском языке слово «культура» имеет несколько значений:

  • образование, воспитание, развитие;
  • сельское хозяйство, земледелие;
  • обрабатывание, уход возделывание, разведение;
  • почитание, поклонение.

Адаптивная функция культуры

Культура представляет собой сложноустроенную, многоуровневую систему, поэтому у неё множество функций в жизни человека и социума.

Замечание 1

Нужно сразу отметить, что относительно точного числа функций культуры среди исследователей есть разногласия. Но между тем большинство культурологов и других исследователей культуры сходятся в том, что культура полифункциональна, что каждый её элемент способен выполнять разнообразные функции.

В этой статье речь пойдёт об адаптивной функции культура, одной из ключевых её функций, помогающей человеку адаптироваться к окружающей среде.

Из школьного курса биологии всем нам известно, что приспособление живых существ к внешней среде – главное условие их выживания в процессе эволюции. Их приспособление осуществляется посредством механизма естественного отбора, а также изменчивости и наследственности, которые обеспечивают выживание живым существам, более всех приспособленных к среде своего обитания, а также сохранение и передачу своем потомству необходимых для выживания признаков. Но в мире людей всё происходит совершенно по-другому. В отличие от животных, человек не приспосабливается, не находит баланс со средой своего обитания, он подстраивает внешнюю среду под себя, изменяя её под свои потребности, нужды.

Изменяя среду своего обитания, человек создаёт «вторую», искусственную природу, которая и называется культура. Иными словами, если человеческое существо не может, подобно животному, вести естественный образ жизни, оно, чтобы выжить, выстраивает вокруг себя искусственную срежу обитания, защищаясь от опасностей внешней среды, от природной стихии, от животных, и так далее.

Замечание 2

С течением времени, человек обретает независимость от природных условий: если другие природные организмы могут выживать только в конкретной для себя экологической нише, то человек может освоить, даже можно сказать, подчинить себе практически любые природные условия путем создания вокруг себя искусственного мира культуры.

Конечно, абсолютной независимости от природного мира человек не сможет достичь, просто потому что культура во многом зависит от природных условий. От природных и климатических условий зависит тип хозяйства, верования, обряды и традиции, даже жилища и пища людей. Так, культура народов, обитающих в горах, отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни. Например, жители юга в свою пищу добавляют множество специй и пряностей, для того чтобы предотвратить её быструю порчу в жарком климате.

Изучение истории развития человеческого общества говорит нам о том, что со временем человек делал свою искусственную среду обитания всё более комфортной и безопасной. Качество жизни человека, по крайней мере в цивилизованной части нашей планеты, постоянно улучшается. Однако, устранив проблемы, которые несёт в себе природный мир, человек вынужден решать новые проблемы, которые он создаёт себе сам.

Научившись лечить болезни прошлого, и вообще забыв про них, например, чуму и чёрную оспу, появились новые болезни, такие как свиной грипп, эбола, СПИД, от которых ещё не созданы лекарства. Ещё один яркий пример, это смертельные вирусы, способные истребить добрую половину человечества, созданные самим же человеком для военной агрессии в отношении стран-соседей. Всё это говорит, что человек должен защищаться не только от природного мира, но и от собственного, искусственно созданного мира культуры.

Адаптивная функция культуры имеет амбивалентный характер. С одной стороны, данная функция направлена на создание специфических средств защиты человека от окружающей среды. К таким средствам следует отнести все продукты культуры, обеспечивающие человеку выживание и комфортное существование в мире:

  • использование огня.
  • запасание продуктов питания, необходимых вещей.
  • создание развитого сельского хозяйства, медицины, и т.д.

К этому же списку относятся не только продукты материальной культуры, но также те специфические средства, которые люди вырабатывают для мирного сосуществования в обществе, удерживающие его от взаимного уничтожения и гибели, – законодательная система, органы государственной безопасности, моральные нормы и установки, обычаи, традиции, и т. д.

С другой стороны, в арсенале человека имеются специфические средства его защиты – это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как искусственно созданную, иными словами «вторую» природу, мы подчёркиваем ключевое свойство культуры и человеческой деятельности – способность к «удвоению мира», иначе говоря к выделению в нём бытовой и духовной ойкумены.

Связывая культуру с духовной ойкуменой, с миром идеальных образов, мы получаем главное свойство культуры – быть системой взглядов на мир, определённым мировосприятием. Культура как система взглядов даёт человеческому существу возможность видеть внешнюю действительность не как простой поток информации, а как информацию, упорядоченную определённым образом. Каждое явление или же предмет внешней действительности воспринимается человеком через его картину мира. Человек находит своё место в мире, также руководствуясь своей системой взглядов и ценностей.


Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир - культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого - чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека - необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, - государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека - культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры - быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Знаковая функция

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.

Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная функция.

Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.

С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернетасплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Адаптивная функция культуры.

Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.

Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.

Функция социализации.

Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Социализация начинается в детстве. Огромную роль здесь играет и семья, пример родителей, сверстников, учителей и др. В дальнейшей жизни важную роль играют: школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы. Немалое значение имеет и самовоспитание.

Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная и компенсаторная функции культуры): праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Кроме названных, в литературе отмечаются и другие функции культуры более частного характера: обеспечение целостности общественной системы, обеспечения перехода от одной общественной системы к другой, разрешение противоречий между обществом и природой, гармонизация отношений между ними, преемственность поколений, функция самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности и др.

Министерство образования и науки российской федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

РЕферат

по культурологии

на тему: "Функции культуры"

Выполнила:

студентка I курса группа 121

Проверил:

Старший преподаватель

Пастушенко Павел Владимирович

г. Выборг

ПЛАН:

    Понятие "функции культуры".

    Информационная функция культуры.

    Адаптивная функция культуры.

    Коммуникативная функция.

    Регулятивная функция.

    Интегративная функция.

    Функция социализации.

    Понятие "функции культуры".

Культура представляет собой многофункциональную систему.

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Если определить культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Социальные функции культуры – это функции, которые культура в целом выполняет по отношению к обществу.

Если мы определяем в конечном итоге культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции (роли, значения, которые имеет культура в обществе).

2. Информационная функция.

Можно по-разному выделять и описывать социальные функции культуры. Одна из них – информационная функция (иначе, функция трансляции социального опыта).

Культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. У животных информация кодируется биологически, носителем ее является само тело животного. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а также в какой-то мере через подражание родителям (у высших животных). Опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками; каждое новое поколение начинает накапливать опыт "с нуля". Поэтому объем информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.

Наличие культуры у людей означает существование "надбиологической" формы информации. Как она образуется? В процессе своей деятельности люди создают звуковые системы (языки), формулы, понятия, которые, будучи созданными (выведенные формулы, нарисованные картины, написанные и опубликованные книги), отделяются от создателя, приобретая самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, принадлежностью общественной культуры. В отличие от биологической, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает и не погибает со смертью ее творца, а передается последующим поколениям, являясь базисным материалом для создания новых форм в феномене культуры. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" ее наследования – социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Возникает преемственность как важнейшая закономерность развития культуры, обеспечивающая непрерывность культурного процесса.

По определению Ю.М. Лотмана, культура – это созданный человечеством "механизм, имеющий целью выработку и хранение информации". Она включает в себя множество знаков и знаковых систем, с помощью которых образуются культурные "тексты", в которых эта информация запечатлевается и хранится.

Можно сказать, что культура в человеческом обществе – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само.

Для развития культуры пагубны любые социальные катаклизмы, особенно революции. Они способны свести на нет творческие усилия многих людей и целых поколений, разрушить осуществляемое культурой информационное обеспечение общества. Культуру по праву считают социальной памятью человечества.

3. Адаптивная функция.

(Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде)

В последнее время культурологи все чаще пишут об адаптивной функции культуры. Адаптация в переводе с латинского языка означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ в процессе биологической эволюции адаптируется к среде своего обитания. Благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающие выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его "экологической нише"). Однако адаптация человека происходит иначе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Приспособление человека к среде происходит благодаря культуре, поскольку биологическая эволюция не создала ему достаточных для этого средств. И это приспособление происходит по мере развития культуры. Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. Он является "биологически недостаточным" животным, которое не в состоянии вести естественный образ жизни, и вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. На протяжении всей истории человечества людям постоянно приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, от дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных врагов. Чтобы выжить, человек вынужден создавать необходимые для выживания предметы, которых не произвела природа, словом, создавать искусственный мир, или "вторую природу". В процессе такой работы человек оттачивает свой ум, совершенствует и развивает руку, свои важнейшие органы, необходимые в подобном деле. Развитие культуры дает людям защиту: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, продукты питания. Биологическая незавершенность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической нище обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования "защитного слоя" искусственных условий существования. Человек как биологический вид Homo Sapiens остается тем же самым в разных природных условиях, но зато возникает разнообразие его "защитных слоев" - форм культуры, определенных природными условиями жизни этноса. Уже в древние времена у народов, обитавших в разных условиях, складываются разные формы хозяйства и обычаи, они по-разному строят жилища, одеваются и питаются. В их культурах закрепляются исторически выработанные способы адаптации к природным условиям.

Развитие интеллектуальных способностей обеспечило многообразие форм создаваемой культуры: в зависимости от географических и климатических условий человек освоил различные формы хозяйствования, научившись тем самым приспосабливаться к различным природным условиям.

Говоря об адаптационной функции культуры, культуролог А.С. Кармин приводит примеры обоснованности многих культурных традиций, таких, как особенности кухни и медицины.

Многие культурные традиции связаны с каким-то полезным приспособительным эффектом. Традиционное обилие острых приправ и пряностей в пище южан, - пишет он, - это средство задержать ее быструю порчу в жарком климате. Народная медицина у славян и других народов в странах с разнообразной растительностью отличается широким применением траволечения. А в Среднем Китае, где растительный мир небогат, развились методы лечения с помощью прижиганий и уколов заостренными палочками или камешками, давшие начало современной иглотерапии. Обитателям японских островов из-за постоянных землетрясений не было смысла возводить большие и трудоемкие сооружения. Поэтому они с древних времен строили дома не большие, с легкими раздвижными стенками и маленькими комнатками: такие дома легче выдерживали землетрясения, а в случае разрушения их было легче восстановить.

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Увеличивается эффективность труда; побеждаются ранее неизлечимые болезни; растет продолжительность жизни. Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Чем выше становится защищенность людей от природных опасностей, тем яснее обнаруживается, что главным врагом является … он сам. Примером является оружие массового уничтожения, создав которое, человек тратит колоссальные усилия и средства, чтобы его запретить, чтобы обезопасить от него человечество. Войны, религиозные распри, зверства и насилие преступников над невинными жертвами, безрассудное отравление и истребление природы – это как бы обратная сторона культурного прогресса, и ее опасности усиливаются с ростом технической вооруженности общества. И чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь.

Окруженный благами цивилизации, человек становится их рабом.

Изучение природы, которым с самого начала был занят человек, позволило открыть в ней такие свойства, которые, давая сомнительные и минутные удовольствия, несут человеку смерть, разрушая, прежде всего его мозг. Уменьшение физических нагрузок и ослабление организма, синтетическая пища, растущее потребление наркотиков, привычка к употреблению медикаментов, накопление вредных изменений в генофонде человечества – все это грозит стать бедой для будущих поколений. Уменьшая свою зависимость от сил природы, люди попадают в зависимость от сил культуры. Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.

4. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура формирует условия и средства человеческого общения)

Человек живет в обществе, живет вместе и рядом с другими людьми и потому, хочет он этого или нет, ему с этими людьми приходится общаться. Осуществляется коммуникативная функция культуры, Культура, вырабатывая формы такого общения, выступает в качестве его средств. Средствами общения между людьми являются языки, звуковые системы. Результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура – это поле человеческого общения. Она связывает людей, объединяет их.

Человеческая коммуникация, связь, общение развивались исторически. На самых ранних этапах антропогенеза, в период, когда не существовала членораздельная речь, наши далекие предки для контактов друг с другом общались при помощи языка жестов и звуков. Появление речи обеспечило человеку возможность передачи разнообразной информации, для которой с возникновением письменности не оказалось препятствий в пространстве и времени. Благодаря письменности становится возможным общение потомков с далекими предками. Новый этап коммуникации начинается с появлением специальных средств связи, из которых сегодня наиболее эффективными являются радио и телевидение. Изобретение письменности создает основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве. Современная эпоха характеризуется внедрением в повседневную жизнь средств массовой коммуникации (СМК), развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих возможным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации.

В результате развития средств массовой коммуникации чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Так, по телевизору каждый видит и слышит множество собеседников – и в том числе немало интереснейших. Но эти контакты имеют опосредованный и односторонний характер, зритель в них пассивен, а его возможности обменяться с собеседниками своими мыслями очень ограничены. Огромная масса контактов и вместе с тем дефицит общения – парадокс современной культуры. Можно заметить и еще один момент: с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации. У людей высокой культуры возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию.

5. РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура определяет различные стороны общественной и личной деятельности человека)

Любая культура вырабатывает нормы поведения и деятельности, указывающие, какие средства достижения целей допустимы, а какие нет, т.е. осуществляется регулятивная функция культуры.

Культурные нормы регламентируют всю человеческую жизнь: труд, развлечения, отношения между полами, этикет и многое другое. В условиях нормального, не кризисного развития, общество охраняет выработанные его культурой нормы и осуждает девиативное (отклоняющиеся от принятых в данной культуре норм) поведение своих граждан. Так, в ряде американских штатов, несмотря на разрешение разводов, супруги штрафуются за измену, а в некоторых штатах даже приговариваются к различным срокам тюремного заключения. В большинстве современных обществ осуждается жестокое обращение с животными. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Например, в настоящее время пишут о "нормативной недостаточности" русской культуры по сравнению со многими другими, а это путь к росту преступности и падению нравственности.

6. ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.

(Культура объединяет народы, социальные группы, государства)

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Члены своей группы – "наши" (земляки, сверстники, представители своей профессии, своего социального слоя и т.д.) – кажутся нам по сравнению с людьми "другого круга" более близкими. Мы можем надеяться, что с ними у нас будет больше взаимопонимания. Основанием для этого является наша культурная общность с членами той группы, к которой мы сами принадлежим.

Сохранением культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строятся историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Общая православная вера, введенная князем Владимиром в Киевской Руси, образовала духовную связь между славянскими племенами, поклонявшимися прежде племенным богам, что способствовало сплочению русских княжеств и их объединению вокруг Москвы в борьбе с монгольскими завоевателями.

Как показывает история, культурные связи и общность всегда оказывались сильнее каких-либо других, например, кровнородственных, и не случайно, государства, как правило, складывались на почве культурных общностей и существовали до тех пор, пока существовали эти общности. Примером может быть судьба многонационального Советского государства – СССР, существование которого на протяжении восьми десятилетий поддерживалось марксистской идеологией, а не какие-нибудь иные причины, вызвали распад некогда единого государства.

Единство культуры обеспечивает единство и крепость государства. Это понимали советские государственные лидеры, любыми средствами не допускающие инакомыслия и диссидентства. Это понимают и об этом говорят и наиболее мудрые современные российские политики, выдвигающие общенациональную идею.

Однако в истории человечества в каждую эпоху существуют различные культуры. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию, выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному с нами культурному кругу, воспринимаются как "Мы", а представители других культурных кругов – как "Они". Солидарность между "нашими" может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к "чужим", выливаясь в противостояние и вражду.

Но различие культур само по себе вовсе не обязательно порождает напряженность и конфликтность отношений между ними. Недоверие и антипатия по отношению к "чужим" культурам и их носителям – народам, странам, социальным группам и отдельным индивидам – имели определенное оправдание в прошлом, когда контакты между различными культурами были слабыми, редкими и непрочными.

Однако в ходе мировой истории постепенно все больше усиливаются контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Различия культур, конечно, сохраняются и в наше время, но дело заключается не в уничтожении этих различий, а в соединении различного.

Культурное единство может иметь разную степень общности. Такой предельной культурной общностью является общечеловеческая культура, но пока это всего лишь тенденция, несуществующий идеал. Существующие широкие культурные общности – это общности, создаваемые мировыми религиями. Это христианский мир, мир ислама, мир буддизма. Но интегративная функция культуры проявляется и существующей тенденции объединения столь разных миров – через науку. И христиане, и мусульмане, и буддисты пользуются компьютерами, одними и теми же математическими и химическими формулами, одними и теми же географическими картами. Сегодня мощный интегрирующий фактор людей различных культур – Интернет.

Культурное разнообразие расцвечивает жизнь человечества, обогащает накапливаемый им опыт. Интегрирующая функция культуры проявляется сегодня не в стирании различий между культурами, а в объединении различных культур, дополняющих друг друга своими лучшими образцами.

Различные культуры, являющиеся в прошлом, да и сегодня (исламский фундаментализм) источником вооруженных столкновений, все больше становятся предметом изучения и освоения все большего числа другой культуры: книги, музыка, мода, национальная кухня преодолевают культурные барьеры и все в большей степени становятся элементами интегрирующего фактора.

7. ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. "Персональный состав" общества постоянно обновляется, люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общество со временем изменяется, но и внесение новаций в общественную жизнь тоже, так или иначе, обуславливается унаследованными от предков формами жизни и идеалами.

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди усваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых.

Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом, который продолжается всю жизнь. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст , из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. В контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглубленность. Культура по-разному регламентирует гендерные (половые) Социальные роли взрослых мужчин и женщин. Почти во всех культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства; мужчины традиционно пользуются большей свободой сексуального поведения, чем женщины. В различных культурных контекстах оказываются молодежь, люди средних лет, старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закрепленными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

Социалистическая культура культивировала такие ценности, как бесплатный труд, уравниловку, безразличие к деньгам. Рецидивы таких "ценностей" пагубно сказываются и по сей день.

Культурный контекст определяет как формы деятельности, связанные с занимаемой личностью позицией, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, психической разрядки (рекреативная или компенсаторная функция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи, регламентирующие способы снятия накопившегося напряжения. Важнейшую роль играют праздники, культура проведения которых предполагает создание особого радостного настроения. Способы психической разрядки обычно позволяют нарушать стандарты будничной жизни, разрешают раскованность и свободу поведения, выходящую подчас за рамки приличий. Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными, формы поведения регулируются культурными нормами.

Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако, не всегда обеспечивают успешную социализацию. Патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества. В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается, чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить, ни думать не следует.

Кроме того, культурный контекст может создавать почву для асоциальных форм поведения – пьянства, наркомании, проституции, преступности. Эти явления приобретают массовый характер, когда общество оказывается в кризисном состоянии, падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы жизни, и, как следствие этого, социализация (особенно молодежи) оказывается недостаточно эффективной.

Культура многолика. Неудачи социализации, связанные как с отклонениями от социально одобряемых форм жизни (девиантное, отклоняющееся поведение), так и с существованием негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. – М.,1995.

    Культурология. История мировой культуры. Дополненное издание. Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003. Изд. "ЮНИТИ".

    Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. - М., 2005 ООО "Издательство ЮНИТИ-ДАНА".

    Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006.

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Они адаптируют человека в мире, приспосабливают его к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем. Общество в целом перед лицом каких-либо катаклизмов (экологический кризис, разрушительная война, эпидемия и т. д.) черпает в культуре силы, способы и формы своего возрождения и дальнейшего развития. Например, в начале Средневековья - в V-VI веках, которые именуются “темными”,- разрушительная мощь варварских племен уничтожила почти все достижения античного мира, города лежали в руинах, были утрачены многие ремесла, а то, что не успели сделать варвары, довершили эпидемии. Европа вернулась к деревянной сохе и другим примитивным орудиям труда, снова возобновилось деревянное строительство. Но культурная память человечества позволила восстановить, развить и улучшить жизнь европейских народов. Уже в период правления Карла Великого (742-814), не погнушавшегося учиться грамоте в 40 лет и собравшего при своем дворе многих ученых Востока и художников, удалось возродить многие завоевания европейской культуры.

2. Познавательная функция

Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для того, чтобы правильно воспользоваться вещью, нужно сначала распредметить это знание и сделать его своим (освоить). Таким образом, любая деятельность человека становится источником познания. Кроме того, в обществе существуют формы сохранения знания: мораль хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки - каждая в своей форме - дать системное знание о мире; и, наконец, наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

3. Коммуникативная функция

Обычно термин коммуникация (лат. communicatio < communico “делаю общим, связываю, общаюсь”) понимают как общение. Дело в том, что общение “включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим”, “элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)” . Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений - общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.


4. Регулятивная функция

Культура несет в себе нормативы, выработанные человечеством и касающиеся всех сфер существования человека в мире. Реализация коммуникативной функции предполагает освоение существующих нормативов прежде, чем начинается создание новых. Существуют культуры традиционного гипа, в которых инерция норм прошлых поколений довлеет над современностью. Такова культура Китая, сохранившая и практически узаконившая традиции древности. Есть культуры, в которых происходит обмен нормативами и традициями прошлого между поколениями, культуры, в которых нет давления прошлого на настоящее. И, наконец, такие, в которых новейшие нормативы и традиции отметают прошлые ценности, как, например, американская культура. Но каким бы ни был тип культуры, все стороны жизни общества регулируются ее нормами.

5. Гуманистическая функция

Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же, как и человек - вне культуры. Будучи вырванным из культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека, делает его существом высоконравственным, личностью. Можно сказать, что истинной целью настоящей культуры является сам человек.

Каждое общество может предложить только два вида организации отношений между людьми: индивидуализацию и социализацию. В условиях индивидуализации высок интерес к каждой отдельной личности, общество имеет потребность в том, чтобы было как можно больше неповторимых, своеобразных людей, активно способствующих общественному прогрессу. Поэтому: каждый человек - цель, общество - средство. Примером индивидуализации может быть Ренессанс, когда обществу был просто необходим человек, выступающий инициатором всяческих начинаний, творчески относящийся к любому делу. История этого времени показывает, что именно такие люди обеспечили быстрый технический, научный и художественный прогресс. Однако индивидуализация при всех своих положительных моментах несет в себе социальный эгоизм, противостояние разных личностей и социальных групп, вот почему эпоха Возрождения, кроме взлета талантливости в обществе, была еще чревата самыми непримиримыми конфликтами. (Вспомним, что эпоха Ренессанса богата не только художниками и учеными, но и столь же могучими злодеями. Это реальные Медичи и созданный гением Шекспира Макбет).

Социализация предполагает упорядоченность человеческих отношений, нормативность. Здесь главное место и главная роль отводятся обществу. Личность всегда занимает подчиненное положение. Здесь она - только средство, а общество - цель. Поэтому социализация создает царство стандарта, индивидуальность попадает в тиски обязательных форм деятельности, инициатива не слишком одобряема, а часто и наказуема. Наличие какой-либо главенствующей идеи требует безоговорочного подчинения, инакомыслие изгоняется. Но какими бы реакционными ни казались такие принципы общества, они также могут привести общество к процветанию, особенно на начальном этапе его существования. Примером такой общественной организации в прошлом человечества является Римская империя.