Интеллектуальные викторины для старшеклассников. Внимание- вопрос: что это такое? Страны и народы. Ох уж эти нравы

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Средняя школа №1(очно- заочная)»

Интеллектуальная игра-

викторина

учитель английского языка,

Краузе Ольга Андреевна,

учитель русского языка и литературы.

г. Омск – 201 5

Интеллектуальная игра- викторина для старшеклассников«Хочу все знать»

Целиигры:

1.Развитие творчества, внимания, логики, нестандартности мышления.

2.Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.

3.Самостоятельный поиск ответов.

Подготовительный этап:Формируется 2 команды по 5- 6 человек: одна –знатоки гуманитарных

дисциплин, другая –знатоки естественно- математических дисциплин. Выбирается капитан команды.

Остальные –группа поддержки (болельщики).

Оборудование:2 стола, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

Начало игры. Ведущий приветствует команды, зрителей и знакомит с правилами игры.

Сегодня мы немного прикоснемся к прошлому нашей страны, имеющей славную историю,

богатейшие традиции, великую культуру. Затем ведущий знакомит с правилами игры:

1.Вопросы задает ведущий, они высвечиваются на слайдах .

2.Вопросы будут чередоваться: для гуманитариев –вопрос точных наук, для математиков –

гуманитарный.

3.На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.

4.В случае правильного ответа команда получает 2 балла. Если ответ неполный – 1 балл.

5.Если ответ будет неправильным, право ответа переходит к команде соперника. Правильный

ответ дает команде 1 очко.

6.Победившей в игре считается та команда, которая набрала большее количество баллов.

Для подведения итогов приглашается жюри, в состав которого должны быть включены как

преподавателигуманитарных наук, так и математики.

Вопросы к викторине

1.Назовите море без побережья

течениями океана, и он является единственным морем без побережья. На западе оно ограничено

Гольфстримом, на севере Северо- Атлантическим течением, на востоке -Канарским течением и на

юге -Североэкваториальным течением.)

2. Ежов, беспощадный народный комиссар внутренних дел, в июле 1937 года обвинил жену маршала

Будённого в шпионаже. Как поступил прославленный герой гражданской войны?

1) Сам отвёз её на Лубянку2) Увёз её в деревню и спрятал

3) Сказал, что настоящая шпионка -Антонина Алексеевна Титова, первая жена Ежова(Ответ 1)

3. Семья из 4 человек имеет суммарный возраст 68 лет. А 4 года назад их суммарный возраст

составил 53 года. Определите возраст младшего члена семьи. (Рассуждаем так: за 4 года каждый стал

старше на 4 года и так как их 4, то сумма бы увеличилась на 16 лет, а по факту она увеличилась на

15. Следовательно, четыре года назад 1 члена семьи еще не было и он родился через год и его

возраст сегодня соответственно 3 года).

4. На этой пышной свадьбе можно было увидеть сразу трех русских царей. Жених уже царствовал, а

вот двум свидетелям жениха царствование только предстояло, причем одному через 18 лет, а

другому через 26 лет. Назовите всех троих царей.

(Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский).

5.На каком физическом явлении основывается засолка помидоров, капусты, огурцов и других

овощей? (На диффузии).

6. « И крестьянки (?) умеют» Н.М. Карамзин. Восстановите фразу

7. Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера?

(Абакан, столица Республики Хакасия. Абак - счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в

Западной Европе до XVIII в.)

8.Перед вами фрагмент известной картины известного художника. Назовите автора и полотно.

(Серов «Девочка с персиками»)

9.Кто изображён на известной картине Серова «Девочка с персиками»?

1) Вера Мамонтова 2) ВераСерова 3) Вера Холодная 4) Вера Брежнева (Ответ 1)

10. Почему у тюлененка глаза и мордочка черные, а сам он весь белый?

(В процессе эволюции он стал белым, чтоб быть незаметным среди снегов, но приспособляемость не

абсолютная, потому нос и глаза черные)

11. Единственное число Илья Муромец. А если много?

(Илей Муромцев, по аналогии судья, судей)

12. У этой птицы зрение особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только то, что ей нужно

в данный момент, и не замечать другое. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный

глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, используя физиологические

и анатомические особенности строения органов зрения этой птицы. Этот электронный глаз способен

распознать бомбардировщик, ракету и не замечать другие летающие объекты.

1) Голубь 2) Сокол 3) Жаворонок 4) Орел (Ответ 1)

13. Чтобы научить иностранца произносить русскую фразу «Я вас люблю», ему достаточно сказать

на английском « Yellow blue bus » (что означает желто- голубой автобус). Каким русским словам и

выражениям хотят научить иностранца, когда он произносит по- английски «Horror Show», «Pale

Man», «True Bar», «Our Device is Korea»? (При произнесении получается «хорошо», «пельмень»,

«труба», «одевайся скорее»)

14. Какой металл мог бы плавать на поверхности воды?

1)Калий 2) Литий 3)Алюминий 4) Цинк (Ответ 2)

15. Какое слово написано с ошибкой? Пол -Москвы, пол -Омска, пол -лимона, пол -одиннадцатого,

пол- дома, пол- урока, пол- литра. (Полдома)

16. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Ваша квартира на 1- м

этаже, как вы поступите:

1) укроетесь в подвале дома; 2) поднимитесь на верхний этаж; 3) останетесь в квартире. (Ответ 2)

17. Какие выражения из «Горя от ума» А.С.Грибоедова живут в нашей речи и сегодня?

Влюбленные часов не наблюдают», «Служить бы рад – прислуживаться тошно », «Карету мне,

карету» и т.д.)

18. Шёл 1733 год…Что было открыто в Казани в ходе второй экспедиции Беринга?

1)Первая метеорологическая станция

2)Устройство, облегчающее ориентирование на местности –первый компас

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.

Значение творческих игр

Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.

Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.

Интеллектуальные игры для старшеклассников

Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.

Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.

Сценарий турнира

Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.

Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.

Вопросы для ребят девятого класса

Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).

Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).

Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.

Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).

Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).

Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).

Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.

Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке - прялку).

Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).

Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк - все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).

Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.

Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? ("Делу - время, потехе - час").

Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).

Задания для старшеклассников

Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.

Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).

Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).

Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.

Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).

Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).

Тематические турниры

Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.

Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).

Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).

Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).

В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).

Познавательный футбол

Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.

Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.

Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.

Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.

Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.

Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.

Пенальти предполагает участие только одного игрока команды - вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.

Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.

Игра «Спрут»

Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться "защитные" баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.

Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).

Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)

Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).

Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).

Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).

Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).

По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).

Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).

Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)

В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).

Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).

Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).

Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).

Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).

У медведя ни одного, у вороны - их два, а у человека - одно. Что это такое? (Буква «о»).

На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).

В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).

Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.

Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.

Примеры шуточных вопросов

На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).

Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).

Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).

Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).

В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).

Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).

Что используют барабанщики и математики? (Дроби).

Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).

Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).

Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).

В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).

Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).

Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).

Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).

Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).

В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).

Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).

Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).

Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).

Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.

В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.

Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.

Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:

  • правоту ведущего;
  • соблюдение тишины.

Заключение

В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.

По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.

Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.

Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу - формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.

Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.

«Своя игра». Викторина «когда школьники шутят» для 9-11 классов

Условия игры.

Команды выбирают тему вопросов и их стоимость. Право ответа принадлежит той команде, которая первой поднимет табличку со своей эмблемой.

Верный bmeem - количество баллов на счет. Неверный ответ - количество баллов снимается со счета, и право ответа переходит к другим командам.

Раунд «Кот в мешке» означает, что вопрос должен быть переадресован любой другой команде.

Раунд «Своя игра» - стоимость вопроса может быть увеличена в два раза.

Соперники могут выкупить право ответа на вопрос, поставив на кон большее количество баллов.

Если команда идет ва-банк, другие могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма у них больше. Если ответ неверен, на счете команды остается ноль баллов, если же ответ верен - сумма баллов удваивается.

Страны и народы

Любителям

А как это по-русски?

Страны и народы. Ох уж эти нравы!

10 баллов. В средневековой Японии все самураи, от сегуна (военного правителя) до простых солдат, получали продовольственные пайки, размер которых зависел от положения самурая. Какой продукт составлял эти пайки? (Рис)

20 баллов. В некоторых ресторанах США за особо высокую плату можно попробовать жаркое из мяса этих доисторических животных. Мясо доставляется самолетами с Аляски. (Мамонт)

30 баллов . Раунд «Своя игра».

Пословица этой страны утверждает, что для повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде. (Китай)

40 баллов. Какой привычный всем нам продукт в японской национальной кухне заменяет соевый соус? (Соль)

50 баллов. В XIX веке Талейран говорил об этой стране, что в ней есть тридцать две религии, но только одно блюдо. Да и то плохое. Многие гурманы и сейчас готовы подписаться под этим высказыванием. (США)

Популярные цитаты

10 баллов. По мнению Талейрана, этот напиток должен быть крепким, как негр, черным, как ночь, и сладким, как первый поцелуй. Назовите его. (Кофе)

20 баллов . Что, по мнению польского сатирика Леца, открывает любой рот? (Хлеб)

30 баллов. По мнению А. Чехова, голодная собака верит только в... Это некий продукт. Назовите его. (Мясо)

40 баллов . Раунд «Кот в мешке».

Тема - фирменный продукт. В Голландии зимой 1944-1945 гг. начались трудности с продуктами питания, и тысячи горожан отправились в деревни, чтобы купить этот единственный неизрасходованный продукт. Назовите его. (Луковицы тюльпанов)

50 баллов. Раунд «Своя игра».

Где взяты эти ставшие крылатыми выражения: «Не хлебом единым сыт человек» и «Соль земли»? (Из Евангелия)

Немного юмора

10 баллов. Именно этими инструментами роет себе могилу обжора. (Вилкой и зубами)

20 баллов. Всем с детства знакома эта поучительная история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок)

30 баллов. Какой овощ отобрал у Паниковского Остап Бендер со словами: «Не делайте из еды культа»? (Огурец)

40 баллов . «И мудрый Вольтер сомневался в ядовитости...» этого напитка, - сказал Козьма Прутков. О каком напитке идет речь? (Кофе)

50 баллов . Если сердце жителя Древнего Египта переполнялось чувством негодования, то он мог нарисовать на подошвах сандалий некое изображение. Что он изображал: самого себя, своего врага, меч или свой талисман? (Своего врага)

Любителям истории

10 баллов . Этот напиток первым из европейцев попробовал испанский конкистадор Кортес. (Какао)

20 баллов . В Древней Иудее это вредное насекомое считалось съедобным, так как по вкусу оно якобы напоминает креветку. (Саранча)

30 баллов. Во время свидания Екатерины II с австрийским императором Иосифом никто не позаботился о трапезе августейших особ. Обед готовили князь Потемкин, принц Нассау и генерал Браницкий. Продолжите фразу Екатерины: «Никогда не приходилось иметь столь блистательной прислуги и столь...» (плохого обеда).

40 баллов. На пирах в средневековой Руси, жалуя гостя хлебом, царь выражал гостеприимство и расположение, а пожалование какого продукта выражало царскую любовь? (Соли)

50 баллов . Этот великий полководец античности считал, что «лучшие повара - для завтрака - ночной переход, для обеда - скудный завтрак». (Александр Македонский)

Царство флоры

10 баллов . Раунд «Кот в мешке». Тема «Другими словами».

Именно это подадут вам в Вене, если вы закажете «курце», «айншпеннер», «меланж», «кипфель» или чашку «золота»? (Кофе)

20 баллов. О любви к каким трем фруктам рассказывается в известной итальянской сказке? (К трем апельсинам)

30 баллов . Этот хорошо знакомый всем овощ в Италии называют «золотое яблоко», «помо-д-оре», а во Франции - «яблоко любви», «помо-де-амур». (Помидор)

40 баллов. Эту траву, из которой делают всем известную приправу, первыми в России стали возделывать немцы из Сарепты. (Горчица)

50 баллов . Этим овощем герой рассказа Джека Лондона по имени Смок Белью успешно лечил цингу. (Картофель)

А как это по-русски?

10 баллов . Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова «поцелуй». (Безе)

20 баллов . Итальянское название этого блюда можно перевести на русский язык словом «тесто». А как его называем мы? (Макароны)

С легкой руки Михаила Кольцова в 1928 году впервые появилось понятие "викторина". Так известный журналист озаглавил в журнале "Огонек" раздел, в котором публиковались подборки с ребусами, шарадами и вопросами развлекательного характера. Название было дано в честь сотрудника Виктора Микулина, отвечающего за данное направление.

Примерная тематика

Развлечение в виде игры в ответы на вопросы разнообразной тематики из различных областей знания - великолепная форма тренировки ума и увлекательная форма досуга. Это отличный вариант для развития познавательных процессов учащихся. Чем шире и интересней тематика, тем больше мотивация для самостоятельного получения знаний. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме, что позволяет использовать викторину и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Среди внеклассных мероприятий наиболее популярными являются: брейн-ринг, КВН, "Что? Где? Когда?", "Своя игра". Все они позволяют использовать подобный вид деятельности.

Возможные темы викторин для старшеклассников могут как полностью соответствовать школьным предметам (по физике, математике, истории, литературе, астрономии), так и способствовать повышению общего уровня культуры и носить межпредметный характер.

Очень важно мотивировать учащихся на получение информации, необходимой для дальнейшей жизни в социуме. Поэтому среди тем предлагаются такие, которые рассказывают о праздниках и народных традициях. В качестве примера будет приведена викторина с новогодними вопросами. В статье также будут предложены и другие темы, на которых мы заострим внимание далее.

для старшеклассников

  1. С какого периода новогодний праздник в России отмечается 1 января? (По указу Петра I Новый год стали праздновать в этот день с 1700 года).
  2. Когда на елках появился такой персонаж, как Снегурочка? (С тех пор, как вышла пьеса А. Островского под одноименным названием (1873 г.).
  3. Кто на планете первым празднует Новый год? (Проживающие на островах архипелага Фиджи).
  4. Дайте объяснение слову "конфетти". (На карнавалах в Риме люди бросались конфетами. На итальянском это звучит как "конфетти". Позже они были заменены на гипсовые шарики, а затем - на нарезанные из бумаги мелкие кружочки. Изобрел современное конфетти хозяин "Казино де Пари" в 1884 г.).
  5. Когда появились первые коньки? (На археологических раскопках были найдены первоначальные экземпляры из кости. Они относятся еще к бронзовому веку. Из металла коньки появились при Петре I (1697 г.) и получили свое название из-за того, что украшались фигурками коней).

Шуточные вопросы

Новогодняя викторина для старшеклассников будет увлекательной, если в ней будут присутствовать вопросы с юмором:

  • У Деда Мороза какое прозвище? (Красный нос).
  • Каков возраст Дедушки Мороза? (Предположительно, тысяча лет).
  • Какое у Деда Мороза гражданство? (Космополит).
  • Кто у Деда Мороза стукач? (Посох).
  • У Деда Мороза есть историческое имя? (Николай).
  • Известно, что Дед Мороз занимается художественным творчеством. А что служит для этого объектом? (Окно).
  • Какое отношение имеет Дед Мороз к геометрии? (Создает совершенные геометрические фигуры - снежинки, превращая воду в лед).

Правовая викторина

Задача школы - подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Поэтому они должны знать нормы права, регулирующего жизнь общества. Будет интересно, если у ребят появится возможность выбрать один ответ из нескольких вариантов. Примерные викторины по праву для старшеклассников опубликованы в специальной литературе. Предлагаем вам возможный перечень вопросов с ответами:

  1. Закон - это: a) документ, регулирующий права людей; b) наказание за правонарушение; c) правило поведения.
  2. Законы РФ и Конституция РФ могут ли иметь противоречия: a) да; b) нет; с) могут при необходимости.
  3. Сколько в Конституции РФ статей: a) их нет вообще; b) 137; c) 100.
  4. С какого возраста наступает период административной ответственности: a) с рождения; b) с 16; c) с 18).
  5. Ребенок по закону - это: a) школьник; b) не достигший 18-летия; c) не достигший 21 года.
  6. Какова цель наказания: a) оградить преступника от общества; b) предотвратить новые преступления; c) перевоспитать правонарушителя.
  7. С какого возраста принимают на работу: a) 18 лет; b) 16 лет; c) возраст не ограничен.
  8. Основной международный документ, закрепляющий права детей - это: a) школьный устав; b) Конституция РФ; c) Конвенция о правах ребенка.
  9. Если задержан несовершеннолетний, кого должен известить полицейский: a) классного руководителя; b) никого; c) родителей.
  10. Как часто осуществляется призыв на военную службу: a) по необходимости; b) раз в год; c) дважды в год.

Правильные ответы: 1a; 2b; 3b; 4b; 5b; 6b; 7b; 8с; 9с; 10с.

Вопросы по зарубежной литературе

Литературная викторина для старшеклассников - одна из самых интересных по тематике. Ее лучше проводить в два этапа - по классикам зарубежной и отечественной литературы. Итак, первый вариант может выглядеть следующим образом:

  • В этом произведении главный герой остается вечно молодым, а стареет его портрет. Кто автор? (Роман О. Уайльда, ирландского писателя XIX века, "Портрет Дориана Грея").
  • Эту книгу признали лучшей написанной в XX веке на английском языке. Критики же часто называют ее чем-то средним между "Винни-Пухом" и Вагнером. (Речь идет о "Властелине колец" Дж. Толкина).
  • Европейцы всегда считали басню "низшим жанром". Кто в XVII веке изменил их представление об этом?
  • Имя дамы сердца Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская).
  • Фамилия какого писателя созвучна с одной из европейских столиц? (Джек Лондон).

Второй вариант

Теперь предлагаем вашему вниманию вопросы старшеклассникам для викторины по отечественной литературе:

  • За какую книгу И. А. Бунин стал обладателем Нобелевской премии? (За "Господина из Сан-Франциско", 1933 г.).
  • Как на самом деле звали писателя с псевдонимом Андрей Белый? (Бугаев Борис Николаевич, 1890-1934 гг.).
  • Назовите карты из "Пиковой дамы", которые имели магическое действие. (Семерка, тройка, туз).
  • Название этой повести и музыкального произведения полностью совпадают. Назовите ее. автор - Л. Н. Толстой).
  • Перечислите имена главных героинь из пьесы А. П. Чехова "Три сестры" (Мария, Ирина и Ольга. Фамилия - Прозоровы).

Вопросы по экологии

На вопрос, как живые организмы взаимодействуют между собой и средой обитания, отвечает наука, о которой пойдет речь в данном разделе. Экологические викторины для старшеклассников способствуют не только повышению уровня знаний, но и воспитанию ответственного отношения к окружающей природе. Подросткам можно подготовить следующие вопросы:

  • Назовите умирающее море, грозящее исчезнуть с лица земли. (Аральское. Его площадь сократилась в три раза. На реках, впадающих в море, строились каналы, чтобы провести воду на поля риса и хлопчатника).
  • Назовите самый большой заповедник. (Это Антарктида, на которой запрещена деятельность человека и вмешательство в ее недра. Здесь насчитывается примерно 810 видов растений и более 70 видов животных).
  • Какое загрязнение наиболее опасно для океанической и морской воды? (Нефтяное. Это вещество не растворяется, а образует многокилометровую пленку, под которой гибнет все живое).
  • Кто и почему питается мухоморами? (Лоси, белки и даже сороки с помощью ядовитых грибов избавляются от глистов. Инстинкт помогает животным определить нужное количество мухоморов, чтобы избежать отравления).
  • Для чего крокодилы выискивают на берегу камни и глотают их? (Чтобы увеличить собственную массу для более глубокого погружения в воду).

Интеллектуальная викторина: "Что? Где? Когда?"

Ее особенность - формирование навыков мышления на основе имеющихся знаний. Для этого удобнее использовать варианты готовых ответов. Приведем пример такой викторины из 7 вопросов:

  1. Китайские крестьяне в Средние века относились с почтением к: a) апельсину; b) лимону; c) мандарину.
  2. Млекопитающее, делающее запас из дождевых червей на зиму, - это: a) кролик; b) еж; с) крот.
  3. Первая АЭС была построена: a) в США; b) на Украине; c) в России.
  4. Первые туалеты были оборудованы: a) в Древнем Риме; b) в Англии; c) в Индии.
  5. Самый большой аэропорт - это: a) Хитроу (Великобритания); b) Риад (Саудовская Аравия); c) Чикаго (США).
  6. Автор первого компьютера: a) Маунчли и Эккерт (США); b) Цюзе (Германия); c) Беббедж (Англия).
  7. Первые часы в истории были: a) песочными; b) водяными; с) солнечными.

Правильные ответы: 1с; 2 с; 3с; 4с; 5b; 6b; 7с.

Викторина для старшеклассников составлена из разных областей знаний. Но ничто так не развивает мышление, как математика.

Математические вопросы

  1. Какой угол образовывает минутная стрелка за период в пять минут: a) 90°; b) 60°; с) 45°; d) 30°.
  2. Какое простое число самое маленькое из представленных: a)-1; b) 2; с) 1; d) 0
  3. Сколько у куба вершин: a) 4; b) 16; с) 8; d) 6.
  4. Что не является единицей измерения длины: a) ладонь; b) миля; с) фут; d) талант.
  5. Назовите дробь, которая меньше 5/7, но больше 4/7: a) 7/9; b) 6/9; с) 5/9; d) 4/9.

Интеллектуальная викторина требует не только подготовки вопросов, но и разбора верных и неверных ответов. Правильные представим вашему вниманию: 1d; 2с; 3с; 4d; 5с

Другие темы

Любой обобщающий урок может превратиться в увлекательную викторину. Старшеклассникам можно предложить ответить на вопросы по творчеству А. С. Пушкина или А. А. Блока (литература), искусству времен Великой Отечественной (история), механике (физика), освоению космоса (астрономия), строению человеческого организма (анатомия). Викторина для старшеклассников может проходить с использованием компьютерной техники на уроках информатики.

Во внеурочной деятельности тематика должна быть известна ребятам заранее, чтобы они могли подготовиться и продемонстрировать свои знания. Важно, чтобы старшеклассники следили за историей страны и знали, чему посвящен каждый год ее жизни. Так, 2017-й прошел под флагом борьбы за экологию. 2018-й объявлен годом волонтера. Общественностью будет отмечаться 200 лет со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, что привлечет внимание к отечественному балету и искусству танца в России.

Викторина для старшеклассников позволит каждому чувствовать себя гражданином своей страны, интересоваться ее прошлым и настоящим. Нельзя не учитывать и интересов самих учащихся. А знают ли они историю кинематографии, анимации, знаменитых ученых, позволивших человечеству шагнуть в век компьютерной техники? Разбираются ли в современных гаджетах и правилах дорожного движения, готовясь стать автомобилистами? Знают ли географию, обозначая свой интерес к путешествиям? Будет интересно, если сами учащиеся подскажут темы викторин и примут участие в их подготовке.

Викторина для старшеклассников с ответами - страница №1/1

Материалы к внеклассным мероприятиям по теме

«Культура и традиции народов мира»

Викторина для старшеклассников с ответами

1. В Австралии летом зимние вещи не имеют применения. Однако, при встрече Нового года по традиции на Деде Морозе должна быть зимняя вещь. Какая? (Валенки)

2. На юге полуострова Малакка (Малайзия) с давних времен проводятся дуэли фазаньими перьями. Как вы думаете, каковы правила этой дуэли? (Соперники щекочут друг друга длинными перьями фазана. Проигрывает тот, кто первым засмеется)

3. В восточной Азии традиционно проводятся соревнования по определению, какой из мужчин самый солидный. Кто выигрывает в этих соревнованиях? (Самый толстый мужчина)

4. У какого народа постоянная тихая улыбка является отличительной и характерной чертой этикета? (У японцев)

5. Американцы очень не любят очередей и всячески стараются сделать так, чтобы очередей не было нигде и никогда. Однако в одном месте избавиться от очереди они не могут. Что это за место? (Очередь из желающих сфотографироваться около статуи Свободы не кончается никогда)

6. Монголы во времена Чингисхана очень редко мылись или не мылись вовсе. Что в русском обычае (способе мыться) особенно поразило хана Батыя, когда он в 1237 году вошел в Москву? (Изумило хана то, что из горячей бани распаренные русские бежали к реке и прыгали в ледяную прорубь)

7. Как называется татарский праздник? (Сабантуй)

8. Чего не должна носить вдова в Индии? (Украшений)

9. Зачем в Афинах вокруг Парфенона рабочие по ночам разбрасывают камни? (Многочисленные туристы хотят увезти с собой хоть один исторический камешек и могут разобрать на сувениры историческую постройку. Вот рабочие и «подбрасывают» им камни, никакого отношения к храму не имеющие)

10. Какую оперу создал композитор Джузеппе Верди к открытию Суэцкого канала? («Аида»)

11. В какой стране мужчину могут посадить в тюрьму, если у него нет бороды, по меньшей мере, в четыре сантиметра, на срок, пока она не отрастет? (Афганистан)

12. В древнем Самарканде (Узбекистан) существовал обычай новорожденному мазать губы медом, а ладони - клеем. Что при этом желали малышу? (Чтобы уста его были красноречивыми, а к рукам липли деньги)

13. Носки обуви у монголов неизменно загнуты вверх. Почему? (Для монголов земля священна и рыть ее нельзя)

14. Что имеют в виду австрийцы, приветствуя друг друга словом «сервус» (servus)? (Это слово латинского происхождения и означает «служитель». Здороваясь таким образом, австриец как бы говорит: «Я твой (ваш) служитель». У русских есть схожие этим выражения: «Ваш покорный слуга», «К Вашим услугам»)

15. Один из древнейших праздников - Цинмин, или праздник Холодной пищи и Чистого света. Первоначально это был весенний праздник Обновления огня. Наступление весны отмечалось зажжением нового огня с помощью зеркала, а старый огонь предварительно тушили, и в течение некоторого времени все ели только холодную пищу. В какой стране отмечают такой праздник? (В Китае)

16. В какой стране есть праздники Цветущей сакуры, Цветов и Кукол? (В Японии)

17. Как называется у мусульман священный месяц поста и молитв, когда все люди старше двенадцати лет должны обходиться без еды и питья с рассвета до заката? (Рамадан. Это слово означает «гореть», то есть в этом месяце при соблюдении поста «сгорают» все грехи, закрываются двери ада и открываются двери рая)

18. В какой стране есть Праздник девочек и Праздник мальчиков? (В Японии)

19. Как в США родилась традиция есть индейку в День Благодарения? (В 1621 году английские переселенцы пригласили коренных жителей - индейцев - принять участие в своем первом празднике урожая. В качестве дара индейцы принесли с собой к праздничному столу индеек. С тех пор и существует традиция в День Благодарения есть индейку. В 1864 году президент США Авраам Линкольн объявил этот день национальным праздником. Отмечают его в последний четверг ноября)

20. В древности во многих странах Европы существовала традиция: раз в году устраивать своеобразный «праздник непослушания» для взрослых. Люди могли безнаказанно высмеивать своих правителей, нарушать повседневные правила поведения, «выплескивать» все отрицательные эмоции. Иногда даже назначали Короля дураков, или Короля шутов, который строго следил за тем, чтобы «подданные» нарушали все правила и делали все наоборот. Какого числа проводились эти праздники? (Первого апреля)

21. Еврейский праздник Ту Бе-Шват, или Новый год деревьев, отмечают в январе или феврале. По всему миру еврейские ребятишки сажают деревья в честь младенцев, родившихся в день Ту Бе-Шват. Какие деревья сажают в честь девочек, а какие - в честь мальчиков? (В честь девочек сажают кипарисы, а в честь мальчиков - кедры)

22. Как в Великобритании называется вторник перед Пасхой? (Блинный вторник. Традиция восходит к тем временам, когда перед началом поста нужно было избавиться от скоромных продуктов, и люди, взбивая яйца с молоком, добавляли муку и делали блины)

23. В Таиланде по деревням носят кошку в клетке и поливают ее водой. Зачем? (Это делается в засушливое время года в надежде, что богиня дождя Нанг Мегталы услышит жалобное мяуканье кошки, пожалеет ее и пошлет на землю благодатный дождь)

24. Христианский праздник День Всех Святых отмечают 1 ноября. Кого вспоминают в этот день? (Многие христианские святые не имеют своего дня, или известны только сравнительно узкому кругу людей, поэтому их всех поминают в этот день)

25. Во время какого праздника на Руси сооружали ледяной крест? (Во время праздника Крещения)

26. Русские на масленицу сжигают соломенное чучело. А из чего делают на проводах зимы два чучела в Австрии? (Мужичка Манэрля и его женушку Вэйбль делают из цветов, а потом топят в озере Аусзее)

27. Что бы вы сказали, если бы в Новый год в качестве долгожданного подарка гость принес огромный... камень? В лучшем случае, к столь оригинальному поступку можно отнестись с юмором, скрывая свое разочарование. А вот на греческом острове Лемнос именно камень - самый лучший подарок от родных и близких. Почему? (Чем камень больше, тем гуще бахрома мха на нем, тем, соответственно, больше счастья желают жители острова свои друзьям и знакомым. Гости волокут огромные булыжники, взвалив их себе на спину, а потом сбрасывают их в комнате, приговаривая: «Пусть деньги хорошие будут так же тяжелы, как этот камень»)

28. Во Вьетнаме существует несколько правил, которые все обязаны выполнять в первые дни после наступления праздника Нового года - Тэта. Нельзя надевать одежду белого цвета - в восточных странах это цвет траура. Нельзя говорить о смерти. Нельзя кривляться, подражая обезьяне. Чего еще нельзя делать? (Нельзя выносить мусор)

29. С первого по шестое января (по старому стилю) на землю спускается с неба фея Бефана. Она путешествует по городам и весям на ослике, навьюченном огромным тюком с подарками. Добрая старушка привязывает своего ослика у дома, в котором есть дети. Пока уставшее животное жует сено, фея отпирает дверь маленьким золотым ключиком и, войдя в дом, наполняет разными подарками детские башмачки, нарочно выставленные у входа. В какой стране это происходит? (В Италии)

30. Святая церковь отмечает День мученницы Татьяны 25 января. Но какое отношение имеет эта давняя история к шумному, разгульному торжеству студентов России? (Дело в том, что в День святой мученницы Татьяны граф Иван Иванович Шувалов, человек просвещенный и горячий патриот, отнес императрице Елизавете указ «Об учреждении Московского университета и гимназии», который она высочайше затем и подписала. Во имя Татьяны был освящен и университетский храм. Так Татьяна-мученица стала для российских студентов Татьяной-университетской)

31. На Руси этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В этот день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. Что это за праздник? (Троица)

32. В середине ноября (15-го числа) в Японии разворачивается необычная торговля. Торговцы прямо на улице продают разные вещички - исключительно для детей. Игрушечные щенки, дракончики, лодки с гребцами, воздушные шары - просто глаза разбегаются! Крохотные куколки, колокольчики, длинные белые, красиво разукрашенные коробочки с тянучкой... Все это раскупается в огромных количествах для Праздника детей. А между тем в этот день чествуют далеко не всех юных японцев. Поздравляют только тех детей, которым исполнилось три года, пять и семь лет. Отчего такая несправедливость? (Дело в том, что для японцев нечетные числа - «три», «пять», «семь» - особенные, очень важные. Они чествуют не только трехлетних карапузов-сан, пятилетних малышей-го и семилетных ребят-сити. Новорожденные младенцы трех дней от роду - тоже именинники. А также крохи, достигшие более почтенного возраста, - пяти и семи дней)

34. В Бразилии, в самом крупном городе государства Сан-Пауло, в два часа дня останавливается весь транспорт. Авария? Террористический акт? Пожар? Наводнение? Правительство едет в свою резиденцию? Какова причина остановки транспорта? (Идет пересменка в учебных заведениях. Одни школьники и студенты уходят с занятий, другие еще только идут. Это делается для того, чтобы не было аварий и детского травматизма)

Мы – дети разных национальностей (1-4класс)

Право на культурную и национальную самобытность, родной язык!

Цель: Через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности.

Активизировать словарь: национальность, многонациональный коллектив.

Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: «Народы мира», национальные узоры, символ права, изображение русского праздничного костюма, национальные костюмы детей. Аудиозапись музыки разных народов.

Предварительная работа. Знакомство со сказками разных народов, знакомство с традициями и культурой разных национальностей.

Игра «Опиши куклу». В какой национальный костюм одета эта кукла, рассмотреть и познакомить детей с характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта.

Слушание песен и стихов разных народов.

Рассказы детей и родителей об обычаях и традициях их семей.

Ведущий. Добро пожаловать, дорогие мои гости! Какие вы все сегодня красивые и нарядные. (Дети образуют круг.)

Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди – все одна семья,

Куда ни глянь – везде друзья.

Сегодня у меня в гостях дети разных национальностей: казахи – Радмир, Мариям, Марат; татары – Арслан, Эмиль; чеченец – Магомед; ногайка – Алина; лачка – Камила; табасаранец – Ислам; русские – Владик, Рита, Ваня, Лиза.

(Ребенок, которого ведущий называет по имени, выходит в центр круга, «показывает себя» и говорит на своем родном языке слова приветствия.)

Насколько многолика наша страна, в которой комфортно каждому народу. Проходите, рассаживайтесь.

Ребята, наши предки всегда были очень гостеприимными и хлебосольными, добрыми и заботливыми. Гостей усаживали на лучшее место, угощали самым вкусным. Но не только угощали, а и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя.

Скажите, а сейчас нас, россиян, можно назвать гостеприимными? (Ответы детей.)

Люди, приезжающие из других стран в Россию, и теперь удивляются нашему гостеприимству – такого они нигде не видели!

Вот какие девицы, молодцы в гости пришли.

Сядем рядком, поговорим ладком.

Послушайте притчу.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить память о себе на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору – и закипела работа. Башня строилась много лет. Тридцать пять миллионов кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город – Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали понимать друг друга. Никак не могли люди договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы их мог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону – строить свои города. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

(в переложении К. И. Чуковского) .

Дорогие мои ребята! В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.

Посмотрите на этот символ, здесь изображены дети разных национальностей.

У каждого народа, каждой нации есть что-то свое интересное и характерное. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Надо больше общаться, играть, читать, рассказывать о традициях своей семьи.

Узнавать о других нациях как можно больше, дружить, ходить друг к другу в гости, соблюдая культуру межнационального общения.

Вспомните, какие правила общения надо соблюдать.

Они просты. Запомни их:

Будь уважителен, терпим, отзывчив.

Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе. Уважай национальные чувства других народов.

У каждого народа есть свои национальные игры. В них много юмора, шуток, задора.

Давайте поиграем вместе татарскую народную игру «Продаем горшки». (Дети встают на игру.)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай мелодию», детям предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и определить, музыку какого народа они только что услышали.

Викторина.

Ведущий читает отрывки из знакомых детям сказок, дети должны вспомнить их названия.

Ведущий: Ребята, мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности.

Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе, уже дом готов!

Соединяет людей дружба! Вместе все живут счастливо!

Если спросить, что для людей самое главное, то литовец ответит - ДРАУЧИСТЕ, узбек – ДУСТЛИК, грузин – МЕГОБРОБА, молдаванин – ПРИЕТЕНИЕ, калмык – ИНГЛЬТЫН. Все эти слова означают одно: ДРУЖБА!

Угощение.

Дети пьют чай из самовара и угощаются блюдами разных народов.

Внеклассное мероприятие «Разных народов большая семья». Мероприятие нацелено на развитие толерантности.

Заставка мультфильма «Наша страна»

Фанфары, выход ведущих:

Ведущий 1.

Добрый день дорогие жители учащиеся, учителя, гости школы №1!

Выход трех учащихся под музыку «Если с другом вышел в путь…»

1. Это что за слово «толерантность»?

2. Толерантность, толерантность-

Непонятное слово!

Только смысл его так прост

И понятен без труда:

Будь терпеливым и спокойным

И веди себя достойно.

Понимай и принимай

Всех людей такими какие они есть.

3. Нельзя стесняться добрым быть

И про обиды позабыть.

1. Давайте, люди, дружно жить

Ведь жизнь у нас одна!

Научиться очень нужно

В этом мире жить нам дружно,

Быть терпимым к близким людям,

Их любить и уважать.

Доброта и пониманье,

К окружающим вниманье.

И тогда мы сможем с вами

Мирно сосуществовать.

2. Такие непохожие

И в мнениях расхожие,

Все абсолютно разные,

Мы на Земле живём.

Религии и нации

У нас такие разные,

А наша матушка-Земля

Всех приютила, приняла,

Для всех нас общий дом.

3. Толерантность-это право каждого на уважении

1. Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно.

Будь терпимым к дальнему иль странному-

Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,

И о чёрствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

2. Будь терпимым ко всему незнакомому:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам…

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,

В этом мире вечного движения!

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения!

Ведущий (на фоне русской музыки ведущий читает)

Широка ты, родная Россия,


Глубоки над тобой небеса,
И под ветром шумят вековые
В разноцветном убранстве леса
Сколько силы в бескрайнем просторе
Как могуча народов семья
И от моря гремит и до моря
Легендарная слава твоя.

Русский танец

Видеонарезка Украина

Вед. 1. Украина песнями славится,


Городами светлыми, новыми.
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле- красавица!
Пусть далеко ты от меня,
Но всё же мы с тобой родня.
Родня по солнцу и по небу,
По травам, по рощам и по хлебу.
По рекам, что бегут, звеня, и
И по планете - мы родня!
Еще родня мы – по березам,
И по дождям, весенним грозам.
Все вместе очень любим петь,
Гостей встречать, вперед смотреть
Через все преграды: горы и моря,
Сквозь века шагают три богатыря.
Украина-вольница,
Беларусь - березовый рай,
И Россия- матушка - необъятный край.

Видеонарезка про Кавказ

На фоне армянской музыки

Ведущий учитель

Кавказ- край долин и гордых гор!
Кавказ, как прекрасен твой простор!
С чем тебя сравнить - нет таких чудесных слов,
О тебе всегда пою, ты – моя вечная любовь.
Я хочу воспеть юность древних городов,
Моря синеву, аромат твоих садов
Шум бурлящих рек и весенние поля,
Дорогой мой Кавказ – Родина вторая для меня!

Музыка живая???

Видеонарезка про татар (сабантуй)

Ведущий 4: (На фоне татарской музыки ведущий читает стихи)

Ты мне машешь веселыми ветками
Своих белоствольных берез,
И ржаная коса твоя светлая
Распустилась от ветра и гроз.
Ты уходишь тропинкою дальнею
На просторы знакомых широт,
Где задумались воды зеркальные.
И душа от восторга поет.

Вед. 5 Все народы наши будут в дружбе жить,

С верой в сердце вырастим детей!

Мы трудиться будем вместе и служить

Для Отчизны, для России всей!

Ведущий 6: Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Ведущий 4: О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Ведущая 5: Россия начинается с пристрастия

Ведущий 6: К терпенью,

Ведущая 4: К правде,

Ведущий 5: К доброте.

Ведущая 6: Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Ведущий 4: Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

Ведущая 5: И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вед. 1. Уважаемые ребята каждый класс получил одинаковое количество жетонов с номерами. Сейчас мы приглашаем участников с номерами

(4 человека по одному из каждого класса)

Вед. 2. Вам будут представлены вопросы, вам необходимо будет поднять номер правильного ответа

Вед. 3. Вопросы к игре

1. В этой республике, на берегу теплого Каспийского моря, живут боде 40 народов – аварцы, лезгины, даргинцы и все они отмечают праздник Весны. Во время, которого зажигают костры и факелы и надевают страшные войлочные маски.

О какой республике идет речь? (Дагестан)

2. В междуречье Мокшы и Суры с древних времен живут два народа эльзя и мокша. Они обожествляют лес и деревья. По их поверьям в лесу и в озерах живет множество волшебных существ

О какой республике идет речь? (Мордовия)

3. По праздникам на майдане представители этого народа борются на кушаках, чтобы выбрать самого сильного – батыра.

О каком народе идет речь, как называются эти состязания?

(О татарах, кореш или куряш эта борьба называется)

4.В древности эта страна называлась Наири – страна рек, а жители называли себя хай.

О какой стране идет речь? (Армения)

5.Край этот необычайно богат птицей, речной рыбой и пушными зверями. Не случайно на гербе столицы этого края изображена куница.

Жители – замечательные наездники, опытные животноводы, искусные пчеловоды.

О каком крае идет речь? (Башкирия)

6. В этом старинном русском городе делают самое вкусное масло и плетут знаменитые кружева на только из ниток, но и из дерева и металла. О каком городе идет речь? Чем еще знаменит этот город на весь мир?

(Старинный русский город Вологда. Знаменит тем, что на севере Вологодского края, в Великом Устюге, живет Дед Мороз)

Вед. 1 Мы приглашаем ребят, с жетонами под номером 6 человек.

Вед. 2 Упражнение «Что такое толерантное отношение?»

Вед. 3. Каждый из вас получил карточку с определенной жизненной ситуацией, выберите из предложенных ответов то действие, которое вам ближе или же можете предложить свой вариант ответа.

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".


  • Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

  • Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

  • Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:


  • откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

  • согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.

  • пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка 3. БОЙКОТ.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия


  • Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.

  • Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

  • Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Карточка 4. СВАСТИКА.

  • На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

  • Пройду мимо и не замечу

  • Напишу рядом "смерть всем черным"

  • Незаметно сотру ее

  • Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 5. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.


  • Я тоже вспомню парочку анекдотов.

  • Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

  • Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Карточка 6. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.


  • Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый

  • Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

  • Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.
Вед. 1. Большое спасибо за участие. Вы отлично прошли школу толерантности.

Вед. 2. 16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности

Вед. 3. Цели этого документа:

1. - вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности

2. - призвать все народы проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи

3. - подчеркнуть, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества

1. - напомнить о целях борьбы против расизма и расовой дискриминации

2. - высказать чувства тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма.

Вед. – учитель: Когалымом зовется общий наш дом, а городКогалым - это часть России. Не зря мы сегодня говорим о толерантности, о чувстве сострадания, терпимости. Мы не должны терпеть акты насилия, терроризма. Вы уже в том возрасте, когда должны в полной мере осознавать, что Россия- это наш дом, в котором должно быть уютно, комфортно всем.

Музыка, выход всех участников.

1. Дружба - это свежий ветер,

Это радости привет.

Ничего на целом свете

Лучше крепкой дружбы нет.

2. Покружив по всему белу свету,

Я сегодня скажу не тая,

Что милее нигде края нету,

Чем родная сторонка моя.

3. Ты - святая земля, ты надежда,

Славой дедов для нас хороша.

Пусть меняются нравы, одежда,

Но останется русской душа.

4. Ни дня нам на роздых,

За все мы в ответе:

За солнце, за звезды,

За счастье на свете.

5. За дни молодые

С походкою бравой,

Обвитые гордой

Солдатскою славой.

6. За вечную правду

О Родине милой,

За память о храбрых,

Лежащих в могилах.

7. За мир на планете в ответе?

ВСЕ: В ответе!

8. За всё, что мы любим

И что величаем.

За всё отвечаем?

ВСЕ: За всё отвечаем!

9. Потому что я, ты, он, она

ВСЕ: Вместе - дружная семья!

Вед. Учитель: Разных народов большая семья.
И этим гордиться должны мы, друзья!
Томском зовется общий наш дом.
Пусть будет уютно каждому в нем.
Будут трудности - вместе осилим!
В нашем единстве наша сила!