Из русских писателей принимал. Пером и мечом: русские писатели, которые участвовали в военных конфликтах

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 10 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Укажите основоположников «натуральной школы».

а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев

б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь

в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев

г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь

3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И. С. Тургенева

б) А. Н. Островского

в) JI . Н. Толстого

г) Ф. М. Достоевского

4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет насто­ящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:

а) «Отцы и дети»

б) « Накануне»

в) «Дворянское гнездо»

г) «Рудин»

5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а ) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г ) Анастасия Семеновна

6. Укажите, какой художественный прием исполь­зует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

а ) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г ) аллегория

7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей

б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Каба­нова

в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров

г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

а) А. Н. Островский «Лес»

б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

г) И. А. Гончаров «Обломов»

9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тур­генева «Отцы и дети».

а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конф­ликт)

в ) конфликт между старшим и младшим по­колениями (родители Базарова — База­ров)

г) внутренний конфликт в душе главного ге­роя Базарова (несоответствие целей и воз­можностей)

10. Катерина Измайлова — это героиня:

а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная ис­тория»

а) А. Н. Островский

б) Ф. М. Достоевский

в) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) Л. Н. Толстой

12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?

а ) Ф. Долохов

б) В. Денисов

в ) А. Волконский

г ) Б. Друбецкой

13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит выс­казывание «Шахматы расставлены. Игра начнет­ся завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в ) Наполеону

г) М. И. Кутузову

14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими слова­ми: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в ) Раскольникова

г) Свидригайлова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А. К. Толстой

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) Ф. И. Тютчев

16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопос­тавление (имеются в виду произведения, изучен­ные в школьном курсе).

а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Сал­тыков-Щедрин

б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Тол­стой

в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Че­хов

г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев

17. В творчестве какого поэта впервые была приме­нена импрессионистическая манера изображе­ния?

а) Н. А. Некрасов

б) Ф. И. Тютчев

в) А. А. Фет

г) А. К. Толстой

а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»

в) JI . Н. Толстой «Живой труп»

г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

19. Определите, из какого произведения взят следую­щий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее серд­це ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинны­ми глазами: не об одном вечном спокойствии го­ворят нам они, о том великом спокойствии «рав­нодушной» природы; они говорят также о веч­ном примирении и о жизни бесконечной…

а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

в ) И. А. Гончаров «Обломов»

г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

20. Укажите имя критика, который определил особен­ности психологизма

JI . Н. Толстого как «диалек­тику души».

а) Н. Г. Чернышевский

б) Н. А. Добролюбов

в) А. И. Герцен

г) Н. Н. Страхов

21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а ) аллегория

б) антитеза

в ) метафора

г ) гипербола

22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в ) естественность и нравственность

г ) щедрость и мужество

II вариант

1. Кто из русских писателей был осужден на катор­жные работы?

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф. М. Достоевский

в ) А. И. Герцен

г) Н. А. Некрасов

2. Какой литературный тип изображен в образе Ди­кого (А. Н. Островский «Гроза»)?

а ) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в ) самодур

г ) романтический герой

а) И. А. Гончаров

б) Н. А. Некрасов

в ) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) А. П. Чехов

4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Остров­ского?

а) «Лес»

б) «Волки и овцы»

в ) «Не в свои сани не садись»

г) «Месяц в деревне»

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, —

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

а) Ф. И. Тютчев

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) И. С. Тургенев

6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпо­пее «Война и мир» автор.

а ) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и коммен­тирующий описываемые события

в ) бесстрастный наблюдатель

г ) повествователь, прерывающий рассказ, что­бы поведать читателю о себе

7. Укажите название полка, в котором служил Ни­колай Ростов.

JI . Н. Толстой «Война и мир»

а ) Преображенский

б) Павлоградский

в ) Измайловский

г ) Семеновский

8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?

а ) лирика

б) драма

в ) эпос

г ) лиро-эпика

9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева

(А. П. Чехов «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д. И. Старцева

в ) влияние среды

г ) профессия врача

10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) романтизм

б) сентиментализм

в ) классицизм

г ) реализм

11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое яв­ляется лирической комедией.

а ) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в ) «Медведь»

г ) «Дама с собачкой»

12. Укажите, кому из русских писателей принадле­жит высказывание «Нет величия там, где нет про­стоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

13. Укажите, где происходит основное действие рома­на И. А. Гончарова «Обломов».

а ) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а ) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в ) «Гроза»

г ) «Лес»

15. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренъя

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в ) Н. В. Гоголь

г) А. С. Пушкин

16. Кого из героев романа «Преступление и наказа­ние» тревожат сновидения?

а ) Лебезятников

б) Соня

в) Лужин

г ) Свидригайлов

17. Какому персонажу чеховского рассказа принад­лежит следующая реплика?

Малороссийский язык своею нежностью и при­ятною звучностью напоминает древнегречес­кий.

а) Беликов («Человек в футляре»)

б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)

в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)

г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словеснос­ти»)

18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишне­вый сад» комедией?

а ) забавный сюжет

б) комичный финал

в ) фарсовые ситуации

г ) претензии персонажей противоречат их воз­можностям

19. Укажите, кому из русских писателей принадле­жат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

а ) А. К. Толстой

б) А. С. Пушкин

в ) А. А. Фет

г) Ф. И. Тютчев

20. Укажите, кто из русских писателей является ав­тором романа «Накануне».

а) И. С. Тургенев

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. К. Толстой

21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

а ) Ф. М. Достоевский

б) Ф. И. Тютчев

в ) JI . II. Толстой

г ) И. Л. Гончаров

22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но граждани­ном быть обязан».

а ) А. А. Фет

б) Н. А. Некрасов

в) Ф. И. Тютчев

г) А. К. Толстой

Ответы

I вариант

II вариант

1 — г

2 — г

3 — б

4 — б

5 — б

6 — в

7 — г

8 — б

9 — а

10 — а

11 — в

12 — б

13 — в

14 — в

15 — г

16 — б

17 — в

18 — б

19 — г

20 — а

21 — б

22 — в

1 — б

2 — в

3 — в

4 — г

5 — в

6 — б

7 — б

8 — в

9 — в

10 — г

11 — б

12 — б

13 — а

14 — г

15 — в

16 — г

17 — а

18 — г

19 — г

20 — а

21 — в

22 — б

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009

3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008

Как ни крути, но некоторый отрицательный оттенок в словах «эмигрант», «эмиграция» до сих пор слышится даже вполне нейтральным, неангажированным людям. Признаюсь, что к самой идее политической, а тем паче экономической эмиграции лично я отношусь, мягко говоря, настороженно, а к эмигрантам, даже лучшим из них – не без некоторого скепсиса. По большому счету это люди, которые поехали в готовое общество вместо того, чтобы в меру сил строить свое, родное.

Но есть один случай, когда эмиграция не только оправдана, но и является, по сути, гражданским долгом человека. Это отъезд художника из страны, где невозможно свободно творить. Разумеется, я имею в виду сейчас так называемую «первую волну эмиграции», когда примерно половина поэтов, писателей, художников покинула Россию, по большей части навсегда. В каком-то смысле эти люди спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой, растоптана до такой степени, что и сейчас эхо советского наследия кричит со страниц «Нашего современника»: «Мы живы! Не задушишь, не убьешь!» Не больно-то и хотелось. Культура создана не для убийств, что бы ни думали по этому поводу бессмертные Куняевы.

Самое время оговориться, что многие оценки могут показаться читателю излишне резкими. Прошу помнить, что это личное мнение – хоть и квалифицированное, но не претендующее на истину в конечной инстанции.

До революции

Поговорим о ситуации, сложившейся в русской поэзии к тому моменту, когда перед поэтами встал вопрос: уезжать или оставаться. Развал символизма как доминирующей художественной идеологии вызвал к жизни множество поэтических групп. Крупнейшие из них известны по школьному курсу: футуристы всех мастей (Хлебников, Маяковский, Бурлюки, Лившиц, Крученых, Северянин, Пастернак...), акмеисты и «цеховики» (Гумилев, Мандельштам, Адамович, Ахматова, Г. Иванов), имажинисты (Есенин и собутыльники). Многие поэты демонстративно держались в стороне от группировок, имея при этом свой ярко выраженный почерк, самыми интересными из этих одиночек были Кузмин, Ходасевич, Цветаева. Но в какой-то степени все это воспринималось как «молодежная поэзия», независимо от возраста авторов. В обыденном же читательском сознании доминировали, конечно, все еще символисты (Вяч. Иванов, Мережковские, Сологуб, Бальмонт, Блок, Белый), а также поэты, которых условно можно назвать тридиционалистами (единственным большим автором в этой группе оказался аристократ Бунин).

Всем этим и многим другим людям предстояло сделать свой выбор – уезжать или оставаться. Проследим же самые интересные судьбы.

Старые поэты в России

Разумеется, на сложившегося поэта, человека в возрасте, даже самые серьезные бытовые передряги влияют меньше, чем на юношу: трудно ждать коренной ломки установившихся стиля и манеры письма только из-за того, что какая-то матросня обосновалась в Смольном дворце. Большинство поэтов старшего поколения сочли за благо уехать – но не всем это удалось. Из известных поэтов, которым к моменту революции было как минимум под сорок, в России остались лишь Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Кузмин и Волошин. При этом точно известно, что и Блок, и Сологуб также собирались покинуть Россию, ходатайствовали об этом: первому помешали запреты и ранняя смерть, второму – гибель жены: после этой трагедии он отказался от отъезда и, окаменевший от горя, остался доживать последние годы живой мумией, с которой его сравнивали и в более благополучные годы. Белый и вовсе уехал, но позже, после мучительных сомнений, вернулся в СССР – писать мемуары. Прожил он еще десяток лет, репрессиям не подвергался, но был просто вычеркнут из литературной жизни. Никаких особенных поэтических достижений советский период творчества Белого не принес – только болезненная, изломанная художественная и мемуарная проза.

Волошин, который как поэт никогда не поднимался выше второго ряда, принципиально оставался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним ни сменялось. Мужество и личная порядочность этого человека были неизмеримо выше его поэтических талантов. Самые яркие свои стихи он написал во время гражданской войны.

Брюсов, с восторгом схватившийся за возможность государственного управления стихами, рьяно принялся за дело, но умер уже в 1924 году, успев, однако, погоревать в рифму о смерти Владимира Ильича. Его «советские» стихи несносны.

Михаил Кузмин, всегда равнодушно, если не сказать легкомысленно относившийся к политическим треволнениям, успел умереть в аккурат перед разгаром репрессий, в 1936 году. Трудно сомневаться, что в противном случае он, со своими аполитичными стихами и личными слабостями, окончил бы жизнь на лесоповале. На его стихи советская власть, как ни странно, почти не повлияла, Михаил Алексеевич жил, казалось, в совершенно ином мире, где не было всей этой идеологической мишуры. Разумеется, печататься в последние свои годы он не мог.

Старые поэты в эмиграции

Что же произошло с теми «стариками», которые приняли решение покинуть страну?

Вячеслав Иванов в 1924 году обосновался в любезной ему сердцу Италии, где вдали от эмигрантских дрязг прожил еще четверть века. Стихи он писал прекрасные по форме, но пленяющие далеко не каждого читателя. Эмиграция, пожалуй, лишь придала дополнительного италийского благозвучия его холодным, как древний мрамор, стихам.

Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли еще до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Что до собственно поэзии обоих, то она мало изменилась, так и оставшись, увы, крепким вторым сортом.

Бальмонт, который был выслан из России еще в период первой революции, строго говоря, и не эмигрировал, так как не успел толком снова обосноваться на родине. Его писания к этому моменту уже выглядели ярко выраженной творческой деградацией, которая с годами лишь усиливалась по причинам алкогольно-возрастным, но никак не эмигрантски-политическим.

Иван Бунин писал прекрасные стихи в России и не отступил от этой привычки и в Париже.

Поэтическая молодежь

В общем, трагических поворотов в судьбах поэтов старшего поколения революция не устроила, хотя, безусловно, ускорила смерть как минимум Блока и Сологуба. Куда жестче она обошлась с молодыми людьми 1880–90-х годов рождения, которые, собственно, и определяли лицо русской поэзии вплоть до 60-х годов XX века. И ключевой фигурой в этой ситуации стал основатель акмеизма, самонадеянный мэтр, автор прекрасных статей, а попутно нескольких интересных и тонны никуда не годных стихов, Николай Гумилев.

Как и Брюсов в Москве, Гумилев в Петербурге с готовностью ухватился за новые возможности, предоставленные Советской властью. Революция застигла его в Европе, но он добровольно помчался в Россию – навстречу усиливавшемуся потоку беженцев. В Петербурге Гумилев возобновил деятельность основанного еще во время войны Цеха поэтов, возглавил (отодвинув самого Блока) новоорганизованный Союз поэтов, читал лекции, вел бесконечные занятия – словом, был человеком, вокруг которого так или иначе вращалась вся поэтическая жизнь. Об эмиграции, несмотря на голод, думали лишь немногие из «цеховой» молодежи. В Петербурге интереснее, полагали они. Что ж, особенно интересный оборот дело приняло после неожиданного расстрела Гумилева в августе 1921 года. По сути, именно это преступление положило начало феномену русской эмигрантской поэзии. Практически все лучшие ученики и просто друзья Гумилева вскоре оказались за пределами России.

Молодежь в России

Посмотрим же, как складывались судьбы двадцати-тридцатилетних поэтов. Крупнейшие фигуры из оставшихся на родине: Пастернак, Маяковский, Хлебников, Ахматова, Есенин, Нарбут, Мандельштам. Уехали Ходасевич, Цветаева, Г. Иванов, Адамович.

Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать. Коммунистическая власть тяжело повлияла на талантливую поэтессу. Ей пришлось написать немало чисто советских стихов: изредка, как во время войны, по зову сердца, чаще – по необходимости. Собственный стиль Ахматовой также «советизировался», даже бесстрашный «Реквием», если отвлечься от тематики, далек от лучших образцов русской поэзии. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.

Велимир Хлебников умер в 1922 году от голода.

Сергей Есенин уехал было из России, потом вернулся. Итог известен. Конечно, на его стихи советская власть всерьез повлиять не успела.

Чего не сказать о Маяковском. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы-агитки, напрочь убив в себе тот маленький талант, который у него, возможно, все-таки был. Итог, опять же, известен.

Осип Мандельштам. Один из самых невероятных русских поэтов. Кажется, ему было все равно, в каких условиях писать свои гениальные стихи. Наверно, русской поэзии даже повезло, что этого человека вынудили жить буквально в аду, ведь иначе не было бы, к примеру, «Воронежских тетрадей». Но я не верю, что в более человеческих условиях Мандельштам стал бы писать хуже. А цена за эти и другие стихи оказалась для поэта максимальной: постоянные гонения, аресты и гибель в пересыльном лагере.

Тем не менее самой трагической фигурой из оставшихся в России стал, быть может, Борис Пастернак. Не имея хоть сколько-нибудь значительного дара, он оказался вознесен на головокружительную высоту «первого поэта советской эпохи», а потом низвергнут после «Доктора Живаго». Блаженно-болтливый поток стихов Пастернака прерывался лишь потоком таких же переводов, но никак не творившимся вокруг него событиями. Пастернак никогда бы не мог сказать, что «после Аушвица нельзя писать музыку». Он умел закрывать глаза на что угодно, пока это было удобно ему. Что ж, это тоже дар, в тех условиях вполне заменявший поэтический, но тем больнее ударила по Пастернаку немилость Хрущева. Жить в опале Борис Леонидович не умел, потому и умер.

Молодежь в эмиграции

Обратимся к уехавшим. Хотя их судьбы сложились по-разному, все они за рубежом заметно выросли как поэты, и именно их эмигрантские стихи стали жемчужинами русской поэзии.

Великолепный Владислав Ходасевич, совесть и сердце русской поэзии 1920-30-х гг. жил трудно, бедно, под конец жизни порой мечтал о возвращении на родину. Пережил и триумф «Европейской ночи», и молчаливый закат собственного дара.

Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И все же эмиграция продлила ее жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.

Изящные «Жоржики», Адамович и Иванов, «птенцы гнезда гумилевского», как поэты оставили своего учителя далеко позади. Адамович стал в эмиграции замечательным эссеистом, видным организатором, воспитателем молодых стихотворцев. Он был невероятно строг сам к себе, опубликовал не более полутора сотен стихов, и некоторые из них – прекрасны. Георгий Викторович прожил в эмиграции долгую и относительно спокойную жизнь. Пожалуй, это единственный эмигрировавший поэт, которого можно представить себе более-менее сносно существовавшим и в сталинском СССР.

Георгий Иванов, по моему убеждению, – единственный поэт в XX веке, чье имя можно поставить рядом с именем Мандельштама. Начав в России прекрасными, но неинтересными стихами, за рубежом он постепенно развил свой талант до той точки, за которой только смерть. И умер в 1958 году, едва успев собрать свою последнюю книгу «Стихи 1943–1958», книгу о жизни и смерти, наполненную райскими звуками и адской сутью. Невозможно представить себе это написанным в СССР. Даже гордившаяся собственной независимостью и тонким вкусом Ахматова в штыки приняла поздние стихи Иванова, назвав их невыносимо пошлыми. Хотя этот эпитет куда лучше подходит к ее собственному старческому кокетству...

* * *

Я далек от мысли идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского. Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев... Все это не проходит бесследно. И низкий поклон тем, кто осмелился услышать «утешно звавший голос» и не «замкнуть слух». Конечно, они спасали свои шкуры. Но – пусть во вторую очередь, пусть заодно – и русскую поэзию тоже.

26 июня 1829 года Александр Пушкин принял участие в сражении с турками на высотах Саган-Лу. "Поэта насильно вывели из передовой цепи казаков в ту минуту, когда он, одушевленный отвагою, схватив после пику одного из убитых казаков, устремился противу неприятельских всадников". В честь этого события мы хотим вспомнить 7 русских писателей, участвовавших в войнах.

Гусар-партизан

Денис Давыдов, друг Пушкина, самое яркое лицо гусарской поэзии, был, пожалуй, наиболее отчаянным воякой из всех представителей русской литературы. Он с юности мечтал о боевой славе, но из-за своих фривольных стихов не раз «рисковал эполетами». Слава Денисова шла впереди него. В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!». Во время Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов был инициатором создания партизанских отрядов, что во многом предопределило итоги войны. Закончил Отечественную войну Давыдов уже в чине генерал-майора.

Непротивленец-остряк

Главный поборник «непротивления злу насилием», Лев Толстой, в свои молодые годы был знатным бойцом. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За честь», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Впоследствии он был награждён ещё двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя». У писателя были все шансы продолжить свою успешную военную карьеру, однако он «погорел на таланте». Толстой был автором нескольких сатирических песен, стилизованных под солдатские, отчего имел проблемы. Песня под названием «Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать», задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех. За неё Льву Николаевичу пришлось держать ответ перед помощником начальника штаба А. А. Якимахом. Толстого отправили курьером в Петербург, где он закончил «Севастопольские рассказы» и опубликовал их в «Современнике». Приобретя репутацию писателя, возвращаться к военной карьере Толстой не стал.

Авантюрист орденоносец

Николай Гумилёв был известным авантюристом. Он много путешествовал, бывал и в Турции, и в Египте. Привёз из своих африканских экспедиций обширную коллекцию для Петербургской кунсткамеры. После своих экспедиций, богемная жизнь была скучна для неутомимого Гумилёва, и он уходит добровольцем на войну. На фронте поэт принимает активное участие в разведывательных операциях, отличается беспримерной храбростью и завидной выдержкой. За время войны Гумилев был награждён двумя орденами Святого Георгия. То же мужество поэт проявил и во время расстрела. «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление», - такие воспоминания остались от расстрела поэта.

Сатирик прапорщик

Михаил Зощенко, известный большинству людей как остроумный писатель-сатирик, между тем был автором серьёзных, глубоких произведений. Также не все знают, что Зощенко был участником трёх войн. В Первую мировую Зощенко был прапорщиком. В повести «Перед восходом солнца» Зощенко писал: «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней». Писателю, однако, удалось остаться в живых, хотя состояние его здоровья было серьёзно подорвано войной. В ноябре 1915 года он получил осколочное ранение в ногу, а в июле 1916-го был отравлен во время газовой атаки. Тем не менее, за всё время войны Зощенко был награждён пятью орденами за боевые заслуги, а после её окончания отказался эмигрировать во Францию. В начале 1919 года, несмотря на то, что был освобождён от военной службы по состоянию здоровья, добровольно поступил в действующую часть Красной армии. Служил полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. Сразу после начала Втрой мировой войны Зощенко идёт в военкомат им просит направить его на фронт, как имеющего боевой опыт, однако в военкомате ему отказывают, ссылаясь на состояние здоровья. Зощенко поступает в группу противопожарной обороны (основная цель - борьба с зажигательными бомбами) и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек, а также выполняет работу, необходимую для фронта, и как писатель - пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио. По предложению главного режиссёра Ленинградского театра комедии Н. П. Акимова Зощенко и Шварц берутся за написание пьесы «Под липами Берлина» - пьеса о взятии советскими войсками Берлина шла на сцене театра в то время, когда немцы держали в блокаде Ленинград.

Молод и жесток

Аркадий Гайдар известен тем, что «Гайдар в твоём возрасте полком командовал». Действительно, будущий писатель очень рано начал свою военную карьеру. Начал он с того, что ещё мальчишкой пытался проникнуть на фронт Первой мировой, куда ушёл его отец, но был задержан. В 14 лет Голиков (настоящая фамилия писателя) был принят в коммунистическую партию, затем обучался на военных командных курсах и в 17 лет уже вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте. Во время гражданской войны Аркадий Гайдар был известен своей жёсткостью. Начальник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежащим заключению под стражу. Гайдар не раз находился на лечении в психиатрических клиниках. В годы Второй Мировой Гайдар сначала был корреспондентом «Комсомольской правды», но после попал в партизанский отряд, где был пулемётчиком.
26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района.

Фронтовики

Великая отечественная война породила целый жанр русской фронтовой литературы. Константин Симонов, Виктор Астафьев, Александр Твардовский, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Борис Васильев, Юрий Нагибин – далеко не полный список писателей фронтовиков. Все они принимали непосредственное участие в боевых операциях Второй мировой. Каждый из писателей внёс неоценимый вклад в формирование образа войны. Это очень разные произведения, каждое из которых заслуживает отдельного разговора. В романе «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева война представлена великой трагедией, писатель ведёт повествование без всякой патетики, оголяя человеческие конфликты. Александр Твардовский создал своего «Василия Тёркина», поэму, во многом новаторскую, ставшую всенародно любимой. Русская фронтовая литература – это не простое описание войны, это литература о человеке, его месте в мире, о ценностях и пороках. Что называется, обязательна к прочтению и перечитыванию.

МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Известный писатель Захар Прилепин стал заместителем командира одного из батальонов самопровозглашенной Донецкой народной республики. Для Прилепина это не первый опыт в зонах боевых действий. В прошлом он уже служил командиром отделения ОМОН, участвовал в обеих чеченских кампаниях.

В 2016 году писатель приступил к работе над книгой "Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы", посвященной военным биографиям поэтов золотого века. По словам автора, он хотел опровергнуть стереотип "о русской литературе как сборище гуманистов". Вероятно, на поездку d Донбасс его также вдохновили великие предшественники, ведь Прилепин , что "русские классики в идентичных ситуациях вели себя именно так: они немедленно ехали и принимали сторону своего народа, причем зачастую с оружием в руках".

Александр Пушкин

В 1829 году поэт сделал предложение Наталье Гончаровой, но, получив уклончивый ответ матери невесты, с досады уехал на Кавказ, где в тот момент шла очередная военная кампания с Турцией под руководством фельдмаршала Ивана Паскевича.

Пушкин успел блеснуть отвагой в битве на вершине Соганлуга, но по настоянию командира, не желавшего брать на себя ответственность за безопасность известного поэта, скоро оставил передовую и перебрался в Тифлис.

Василий Жуковский и Петр Вяземский

© Фото

Старшие товарищи Пушкина приняли участие в войне 1812 года. Уже будучи известным поэтом, автором популярной у современников "Людмилы", Василий Жуковский записался в ополчение. Вместе с ним там же оказался его молодой последователь Петр Вяземский. Последний, кстати, получил за ратные успехи орден Святого Владимира 4-й степени.

Оба поэта оставили воспоминания о Бородинской битве. Жуковский написал стихотворение "Во стане русских воинов", которое моментально разошлось в рядах российской армии, а рассказы Вяземского легли в основу "Войны и мира" Толстого.

Лев Толстой

Сам граф Лев Николаевич тоже нюхнул пороха — сначала в звании юнкера на Кавказе участвовал в стычках с горцами, а с началом Крымской войны перебрался в Дунайскую армию. За оборону Севастополя Толстого наградили орденом Святой Анны 4-й степени и несколькими медалями.

Помимо репутации храброго воина, граф снискал любовь однополчан своими рассказами. Его "Севастопольские рассказы", напечатанные в разгар боевых действий, произвели впечатление даже на императора Александра II, который велел беречь талантливого офицера.

Николай Гумилев

Одним из самых известных писателей-фронтовиков Серебряного века был Николай Гумилев. Несмотря на слабое здоровье, поэт грезил подвигами русских офицеров, которые отправлялись добровольцами в Абиссинию. Гумилев совершил несколько экспедиций в Африку, побывал в Турции и Египте. В начале Первой мировой поэт записался на фронт и был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Уланский полк.

За участие в разведывательных операциях Гумилев трижды награждался Георгиевским крестом. В 1917 году, после обострения болезни поэт был отправлен в русский экспедиционный корпус в Париже, служил адъютантом при комиссаре Временного правительства.

Михаил Зощенко

Известный писатель-сатирик был участников трех войн. В Первую мировую служил прапорщиком, получил осколочное ранение в ногу, порок сердца — как следствие отравления во время газовой атаки — и пять орденов за боевые заслуги. В 1919 году Зощенко был освобожден от службы по состоянию здоровья. Однако писатель сразу же вступил добровольцем в действующие ряды Красной армии.

Зощенко прошел гражданскую войну полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. После сердечного приступа был демобилизован, но с началом Великой Отечественной войны писатель снова прибыл в военкомат с просьбой отправить его на фронт как опытного солдата. Ему отказали, признав негодным к военной службе. Тем не менее Зощенко поступил в группу противопожарной обороны, которая защищала крыши домов во время бомбежек.

Аркадий Гайдар

Первую попытку попасть на фронт детский писатель и сценарист Аркадий Гайдар предпринял еще в десятилетнем возрасте. Поучаствовать в Первой мировой ему не удалось, зато в 14 лет был зачислен в ряды Красной армии. Уже в 18 лет Гайдара назначили командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В 1919 году он был демобилизован с диагнозом "травматический невроз", вызванным ранением осколком шрапнели и падением с лошади.

Вторую мировую Гайдар начал корреспондентом "Комсомольской правды", писал военные очерки. Но после окружения на Юго-Западном фронте попал в партизанский отряд, где служил пулеметчиком. В октябре 1941 года Гайдар попал в засаду к немцам и погиб.

Даниил Гранин

Один из немногих ныне живущих писателей-фронтовиков Даниил Гранин ушел на фронт в 22 года с дивизией народного ополчения. В первый же год Великой Отечественной он участвовал в боях под Псковом и на Пулковских высотах, пытаясь не допустить прорыва немцев к Ленинграду, был дважды ранен.

Один из последних романов Гранина "Мой лейтенант", посвященный тяготам первых месяцев войны, получил премию "Большая книга" и вызвал большой резонанс в обществе.