Писатель николай успенский. Успенский николай васильевич. Деятельность Н. Д. Успенского как преподавателя в духовных образовательных учреждениях

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Большое Скуратово Чернского уезда Тульской губернии. Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева.

После 1874 года, жил на разных квартирах в районе Армянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником А. К. Саврасовым и литератором и москвоведом И. К. Кондратьевым.

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая. Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Значение в литературе

Основное значение очерков Успенского определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал Успенский, был язык его героев. Писатель очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки Успенского подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так, в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нём. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашёл себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, Успенского толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы Успенского не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры, так как при всех достоинствах своих очерков писатель всё же редко шёл дальше натурализма и шаржа.

Известный писатель.

Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку.

С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком.

С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой.

Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя.

Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть.

С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием.

С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя.

После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров.

Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов.

П. Быков. {Брокгауз} Успенский, Николай Васильевич - русский писатель.

Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского.

Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил.

Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.

В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой.

В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции.

Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой.

В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода". В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики.

Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными.

Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев.

У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью.

Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры.

При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа. Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933. II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь;

Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"]. А. Е. {Лит. энц.}

Во всей русской литературе XIX века нет писателя с более трагической судьбой. Его произведения и в XX веке переиздавались периодичностью раз в двадцать лет, а в университетских учебниках (про школьные никто и не говорит) его имя в лучшем случае только упоминают. А ведь без этого автора литературная картина XIX, да и XX века будет явно неполной.

Николай Успенский был двоюродным братом писателя Глеба Успенского, к которому он, ввиду неудачливой личной и творческой жизни, относился с завистью и раздражением. Родился Николай в селе Ступино Чернского уезда Тульской губернии в 1837 (по другим данным – в 1834) году в многодетной и полунищей семье сельского священника.

Его отец, Василий, обладал в высшей степени неуживчивым характером, из-за которого вынужден был странствовать по деревням и сёлам, меняя приход за приходом. Характер отца в какой-то мере передался и Николаю, который не получил систематического образования, недоучившись в семинарии и Петербургской медико-хирургической академии. Николай не продержался там и года: в какой-то момент у него просто сдали нервы. В приступе злости Николай изрезал на куски руку трупа, выданную ему для препарирования, изломал инструменты, разбросал их по палате и ушёл, за что тут же с позором был изгнан из академии.

От нищеты Николая Успенского спасла только его литературная деятельность, начатая им в 1858 году, в пору своего недолгого студенчества, с публикации двух рассказов («Старуха» и «Поросёнок») в еженедельном журнале «Сын отечества». Третий рассказ, «Хорошее житьё», он отнёс было туда же, но там решили, что язык рассказа слишком народен и непонятен для публики. И Успенский, набравшись смелости, явился с рассказом к Н. А. Некрасову в «Современник».

И вот тут-то и началась самая светлая пора его жизни и творчества. Рассказы своего протеже Некрасов распорядился печатать самым крупным шрифтом на первых страницах ближайшего издания журнала. Автору платили вполне приличный гонорар, а через год даже заключили контракт с условием, чтобы он сотрудничал только с «Современником».

С этой поры каждый новый рассказ Успенского немедленно шёл в печать, а через два года Николай Добролюбов уже настойчиво рекомендовал пополнить хрестоматию для юношества его рассказами. Ещё через год один из ведущих литературных критиков той поры Н. Г. Чернышевский посвятил анализу творчества двадцатичетырёхлетнего писателя большую хвалебную статью.
Первая книга Н. В. Успенского вызвала положительный отзыв Ф. М. Достоевского. Талант Успенского был также признан и поддержан и И. С. Тургеневым, и Л. Н. Толстым, и Д. В. Григоровичем – ведущими писателями той поры. Казалось бы, чего ещё желать молодому писателю?
Но Николай был не из тех людей, которые могут наслаждаться жизнью. Вернувшись из заграничной поездки, Успенский, к удивлению всех, обвинил своего старшего коллегу Некрасова в эксплуатации его таланта и потребовал платить себе такой же гонорар, который получал Лев Толстой. Никакие уговоры эффекта не возымели, и Успенского в конце концов прогнали из «Современника».

Впрочем, на этом светлая полоса жизни Николая Успенского пока не закончилась. Изобразив свой денежный конфликт с редакцией как эпизод из истории идейного размежевания писателей – либералов и аристократов, Успенский нашёл себе новых покровителей в лице И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич в том же 1862 году пригласил Николая Успенского преподавать в своей школе, да заодно и его рассказы у себя в журнале перепечатал. Однако Николай Успенский там не задержался, разругавшись и со Львом Толстым.

Тургенев безвозмездно предоставил в своём имении несколько десятин земли, чтобы Успенский спокойно себе занимался творчеством, ни о чём не тревожась. Но Николай Успенский был не таков.

Пожив сначала в Петербурге у Глеба Успенского, Николай вдруг вернулся назад в Спасское и вздумал продать выделенный ему участок земли. Уговоры Тургенева одуматься, естественно, ни к какому результату ни привели, и тому пришлось заплатить Успенскому за свою же землю.

Вот тут-то светлой полосе жизни и творчества Успенского и пришёл логический конец. «Отечественные записки» вкупе с «Современником» подвергли писателя резкой критике. За Успенским закрепились следующие эпитеты: человеконенавистник (в этическом плане), ренегат (в идеологическом) и бесталанный беллетрист с крошечным куриным миросозерцанием и крошечной куриной наблюдательностью.

Успенский поначалу не сдавался. Выдержав экзамен на звание учителя русского языка и словесности, Николай Васильевич пытался преподавать, но каждый раз срывался и в конце концов без разрешения дирекции покинул Первую московскую военную гимназию задолго до конца учебного года. Успенскому грозил трибунал – за «дезертирство» и невыплату выданных ему денежных средств, но, слава Богу, обошлось.

В 1879 году Николай Успенский женился по страстной любви на семнадцатилетней дочери священника и вновь погряз в денежных раздорах, на этот раз с тестем – из-за приданого. Через три года жена Успенского умерла, и безутешный муж, то ли от горя, то ли от безысходности, взял гармонику, чучело крокодила и горячо любимую двухлетнюю дочь, чтобы петь и плясать в трактирах. Также Николай Успенский произносил монологи за крокодила и рассказывал биографии знаменитых русских писателей.

Моральная деградация Николая Успенского шла по нарастающей. Однажды он выменял у кабатчика четвертинку водки на свою гармонь, легкомысленно пообещав, что потом её выкупит. Водку писатель выпил с мужиками, а через два дня к кабатчику пришёл полицейский. Успенский заявил, что кабатчик торгует спиртным без патента и к тому же украл его гармонь.

Кабатчик еле выпутался тогда из этой неприятной истории, благо полицейский попался дотошный, нашёл свидетелей сделки. Потом он даже попенял Успенскому: «Как же ты можешь напраслину на людей возводить?»

Но даже в это тяжёлое для себя время Николай Успенский продолжал печататься – сначала в иллюстрированных «Будильнике», «Сиянии», «Ниве», потом в ультраконсервативном «Развлечении». Но об Успенском как о писателе уже давно забыли, а если и вспоминали, то с уничижительностью.

Итог его жизни известен – в ночь на 21 октября 1889 года Николай Успенский перерезал себе горло перочинным ножом подле одного из домов Смоленского рынка, где ютился нищенствующий московский люд. Писатель был похоронен на деньги Московского университета.
Казалось бы, имя Николая Успенского, не поддержанное стоустой молвой, должно было непременно кануть в лету. Однако этого всё же не случилось. Ведь именно Николай Успенский выступил одним из родоначальников деревенской прозы, и влияние его в той или иной мере испытывали все последующие классики, писавшие в этом направлении (Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Валентин Распутин). И даже Л. Н. Толстой, возможно, противу своего желания, наследовал традиции Успенского в таких своих произведениях, как, например, пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения». Тем более он, уже после смерти Успенского, говорил о нём такие слова: «Я ставлю Николая Успенского много выше превознесённого другого Успенского, Глеба, у которого нет ни той правды, ни той художественности».

Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «

Эдуард Николаевич Успенский. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области - умер 14 августа 2018 года в Москве. Советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг.

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области.

Отец - Успенский Николай Михайлович (1903-1947), сотрудник аппарата ЦК ВКП(б).

Мать - Успенская Наталья Алексеевна (1907-1982), инженер-машиностроитель.

Братья: Игорь (старший) и Юрий (младший).

Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень самостоятельным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Интересно, что образ старухи Шапокляк был списан Успенским со своей бывшей жены.

Цикл произведений о «Простоквашино» был переведён на турецкий язык.

Являлся председателем жюри премии «Заветная мечта». Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

Эдуард Успенский является организатором таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».

В 2007-2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».

В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Скончался вечером 14 августа 2018 года в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. Ранее, 9 августа, писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков.

Вторая жена - Елена Успенская. В браке родились дочери-двойняшки Ирина и Светлана.

В 2005-2011 годах состоял в браке с телеведущей Элеонорой Филиной.

После разрыва с Филиной вновь сошелся со своей второй женой Еленой.

Библиография Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» М.,1966, 1970
Разноцветная семейка. М., 1967
Крокодил Гена. М., 1970
Вот так школа. М., 1968
«Воздушные шары» М., 1971
«Вниз по волшебной реке» М., 1972
Гололёд. М., 1973
«Наследство Бахрама», 1973
«Дядя Фёдор, пёс и кот» М.,1974
Академик Иванов. М., 1974
Крокодил Гена. Таллин, 1975
Повтори. М., 1976
Удивительное дело. М., 1976
Крокодил Гена. М., 1977
Крокодил Гена и другие сказки. М., 1977
«Вниз по волшебной реке» М.,1979
Если был бы я девчонкой. М., 1983
Каникулы в Простоквашино. М., 1983
Над нашей квартирой. М., 1980, 1981, 1984
Вера и Анфиса в поликлинике. М., 1985
Вера и Анфиса знакомятся. М., 1985
«Отпуск крокодила Гены», 1974
«Гарантийные человечки» М., 1975
Гололёд. М., 1982
«Гарантийные человечки возвращаются», 2011
«Все в порядке» М., 1976
«Мудрец»
«Школа клоунов», 1981
«Колобок идёт по следу» М., 1987
Про Сидорова Вову. М., 1988
«Клоун Иван Бултых», 1987
«25 профессий Маши Филипенко», 1988
«Меховой интернат» М., 1989
«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы», 1990
«Дядя Фёдор, пёс и кот» (диалоги по политическим вопросам), 1990
«Лекции профессора Чайникова», 1991
«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных», 1992
«Бизнес Крокодила Гены», 1992
«Год хорошего ребенка» (1992) (соавтор Э. де Грун)
«Подводные береты» (1993)
«Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994)
«Любимая девочка дяди Фёдора» (1997)
«Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции» (2001)
«Похищение Чебурашки» (2001)
«Случай со степанидом» (рассказы) (2002)
«Таинственный гость из космоса» (2004)
«Истории про девочку со странным именем» (2009)
«Зима в Простоквашино» (1997)
«Новые порядки в Простоквашино»
«Праздники в деревне Простоквашино»
«Привидение из Простоквашино»
«Неприятности в Простоквашино»
«Клад из деревни Простоквашино»
«Каникулы в Простоквашино»
«Новая жизнь в Простоквашино»
«Весна в Простоквашино» (2004)
«Ошибка почтальона Печкина»
«Чебурашка идёт в народ»
«Грибы для Чебурашки» (2001)
«Иван - царский сын и Серый Волк»
«Про Веру и Анфису»
«Жаб Жабыч Сковородкин»
«Сын Жаба Жабыча»
«История с ястребом-перепелятником»
«Следствие ведут колобки»
«Магнитный домик под Владимиром»
«Укус гадюки» (2002)
«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»
«Дядя Фёдор, пёс и кот, и политика»
«Печкин против Хватайки»
«Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории»
«Дни рождения в Простоквашино»
«Происшествия в Простоквашино, или изобретения почтальона Печкина»
«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка»
«Лжедмитрий Второй, настоящий»

Пьесы Эдуарда Успенского:

«Испанский сериал»
Дядя Фёдор, пёс и кот (1976)
Гарантийные человечки (1979)
Девочка-учительница (1983)
«Новый Год в Простоквашино»
«Остров Учёных»
«Отпуск Деда Мороза»
«Про щучье веленье»
«Пропажа белого слона»
«Следствие ведут Колобки»

Художественные фильмы Эдуарда Успенского:

1982 - Там, на неведомых дорожках (по повести «Вниз по Волшебной реке»)
1991 - Год хорошего ребёнка (по мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун)

Сценарии мультфильмов Эдуарда Успенского:

1969 - Антошка (Весёлая карусель, № 1), Крокодил Гена
1971 - Чебурашка
1971 - Разгром (Весёлая карусель, № 3)
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый (Весёлая карусель, № 3)
1972 - Неудачник (сценарий: Р. Качанова, Э. Успенского, режиссёр В. Голиков)
1974 - Шапокляк
1974 - Птичий рынок
1975 - Картина. Ехал Ваня
1975 - Наследство волшебника Бахрама
1975 - День чудесный
1975 - Слоно-дило-сёнок
1975 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (фильм первый)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (фильм второй)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа (фильм третий)
1976 - Осьминожки
1978 - Трое из Простоквашино
1979 - Дядюшка Ау (фильм первый)
1979 - Ошибка дядюшки Ау (фильм второй)
1979 - Дядюшка Ау в городе (фильм третий)
1979 - Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков
1979 - Олимпийский характер
1980 - Каникулы в Простоквашино
1980 - Клякса
1980 - Гребля на каноэ (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Дзю-до (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Конный спорт (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная гимнастика (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная ходьба (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Хоккей на траве (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Баба-яга против! (фильм первый)
1980 - Баба-яга против! (фильм второй)
1980 - Баба-яга против! (фильм третий)
1981 - Пластилиновая ворона
1981 - Ивашка из дворца пионеров
1982 - Телеглаз (заставка к циклу передач об экономии)
1983 - Чебурашка идёт в школу
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм первый)
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм второй)
1983 - Новогодняя песенка Деда Мороза
1984 - Зима в Простоквашино
1985 - Про Сидорова Вову
1986 - Академик Иванов
1986 - Про Веру и Анфису
1986 - Следствие ведут Колобки (фильм первый, второй)
1987 - Следствие ведут Колобки (фильм третий, четвёртый)
1987 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар
1988 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе
1988 - Загадка (Весёлая карусель, № 19)
1989 - Сегодня в нашем городе
1989 - Счастливый старт 1 (фильм о дельфинах)
1989 - Счастливый старт 3 (фильм о дельфинах)
1989 - Озеро на дне моря (фильм о дельфинах)
1989 - Мико - сын Павловой (режиссёр Е. Пророкова) (фильм о дельфинах)
1989 - Надводная часть айсберга (фильм о дельфинах)
1989 - Секретная океанская помойка (фильм о дельфинах)
1990 - Счастливый старт 4 (фильм о дельфинах)
1991 - Подводные береты
1993 - Три типа и скрипач
2011 - Весна в Простоквашино
2013 - Чебурашка (режиссёр Макото Накамура)