Проблема судьбы м творчества мастера. Вступительное слово учителя. Использованная методическая литература

Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами. Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии Пилате и любовь к Маргарите, является сюжетообразующей для всего произведения. Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гётевском «Фаусте», а поступком - Мастер сжёг своё творение. Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.

Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность,не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете. Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни советского общества, прежде всего, конечно, литературной и окололитературной среды. Из этого следует, что тема творчества является одной из главных в романе.

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение - МАССОЛИТ. Так скромно «МАСтера СОветской ЛИТературы» назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т.д.). Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти «мастера» озабочены совсем не творчеством. В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тётки, где разместился МАССОЛИТ. Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: «Рыбнодачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу», «Полнообъёмные творческие отпуска», «Правление», «Редакция», «Председатель», «Бильярдная». У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, «не чрезмерная, человек в полтораста» (1, 5). Только у двери с табличкой «Квартирный вопрос» очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.

Однако особняк грибоедовской тётки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа. Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (2, 28). Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам. На деле «мастера советской литературы» занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой. Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где «скрывается и вызревает целая бездна талантов», где «поспевает сейчас будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста» (...), или, на самый худой конец, «Евгения Онегина» (2, 28).

Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как «нехорошую» квартиру №50 на Садовой. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: «А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» (2,28). Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа - вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» («Славьте Бога!»), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тётки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.

Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом. Даже критик Латунский, который довёл Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колёсами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле. Для Булгакова Берлиоз - самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества. Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме. Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путёвок и дач. Редактор и наставник литературной молодёжи, он отучает эту молодёжь мыслить самостоятельно и свободно.

В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза - поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет «звучные стихи» к Первому мая - «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6). Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие «шло на пользу, всё обращалось к славе его» (1,6), «белогвардеец» (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие. Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.

Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа. Мастер справедливо назвал его невежественным человеком: этот пролетарский поэт пишет поэму о Христе, по сути ничего не зная о своём герое; предлагает отправить на Соловки знаменитого, но давно умершего немецкого философа И.Канта (1724 - 1804) для перевоспитания. Иван Бездомный, в отличие от Рюхина, сумел изменить свою жизнь, так как в нём сохранилась честность (критическое отношение к себе и к другим), способность сострадать чужому горю. Он готов признать, что пишет «ужаснейшие стихи» (1, 13); он привязался к Мастеру, когда узнал историю его жизни; он хочет спасти Москву от нечистой силы, предвидя, сколько несчастий обрушится на город, по которому бродят Воланд и его свита. В сцене прощания с Мастером Иван многозначительно заявляет: «Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует... я другое хочу написать» (2, 30). Иван сдержал своё слово: он оставил своё стихоплётство, начал серьёзно учиться и стал по-настоящему образованным человеком - профессором истории. Так ученик повторяет учителя, ведь Мастер тоже был профессиональным историком. От сатирического высмеивания пролетарского поэта в начале романа Булгаков переходит к сочувственному изображению Ивана Николаевича Понырёва в конце произведения.

Положительное, хотя и трагическое решение проблемы творчества автор связал с образом Мастера. Это настоящий писатель, сочиняющий не по заказу сверху, а по велению собственного сердца. Он даже не сочиняет, а «угадывает» (1, 13) благодаря таланту. Тему для своего «вредного» романа о Понтии Пилате он выбрал, конечно, не из конъюнктурных соображений и написал его, выразив своё отношение к власти зла, которое воплощает прокуратор Иудеи. «Романтический Мастер» (2, 32), как назвал его Воланд, думал, что его книга о вечных истинах будет нужна людям. Но, с точки зрения советских властей, эта книга очень несвоевременная: Мастер в эпоху самой активной борьбы с религией и церковью пишет не разоблачительный, даже не сатирический, а серьёзный роман о библейских временах и героях.

Судьба Мастера доказывает, что в литературной жизни Советского Союза всем заправляют верноподданные чиновники. Официальная критика быстро и умело разделалась со своевольным писателем-одиночкой: его роман не напечатали, а разгромные критические статьи на ненапечатанный роман сделали своё дело - писатель получил тяжёлое нервное расстройство. За что же так ополчились против Мастера критики? Они выполняли политический заказ - морально уничтожить человека, который осмелился думать и творить самостоятельно и честно. Мастер рассказывал Бездомному: «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне всё казалось (...), что авторы этих статей говорят не то, что хотят сказать, и что их ярость вызвана именно этим» (1, 13). Описывая квартиру Латунского в доме со швейцаром у мраморного подъезда, Булгаков показывает, чем расплачивается власть с «правильным» критиком и за что продаёт он своё вдохновение. А для Мастера литературная травля сменилась другими методами воздействия: на несколько месяцев герой попал в следственный изолятор. А когда его освободили, у Мастера не было ни дома, ни имени. Единственное, что ему оставалось, - это самому отправиться в психиатрическую клинику Стравинского. Узнав историю Мастера, читатель вместе с Воландом может воскликнуть: «Да, его хорошо отделали!» (2, 24).

Мастер не выдержал нравственных и физических испытаний, которые обрушились на него, и сжёг свой роман. Судьба этого писателя - убедительное доказательство того, что никакой свободы творчества в СССР нет. Когда Воланд предлагает герою продолжить роман, Мастер категорически отказывается: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует (...), меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал» (2, 24).

Подводя итог, следует отметить, что «Мастер и Маргарита» - философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти. Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев - членов МАССОЛИТа и настоящего художника - Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продаёт высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага. Так Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе Пушкиным, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.

В романе Булгаков доказывает трагическую идею: взаимоотношения честного, самоотверженного художника с властью приводят к гибели художника, что подтверждается судьбой Мастера и его героя Иешуа, а также реальной, невыдуманной жизнью самого Булгакова. И этот печальный вывод не могут сгладить никакие смешные проделки нечистой силы в Москве.

Власть, по мнению Булгакова, не способна творить добро. Казалось бы, римский прокуратор обладает огромной властью и может спасти нищего проповедника Иешуа, лживо обвинённого первосвященником Каифой. Но нет, различные политические и личные трусливые соображения мешают Понтию Пилату это сделать. Он может только облегчить муки Га-Ноцри на кресте и потом отомстить предателю Иуде из Кириафа. Также и всесильный Воланд не может устроить простое земное счастье Мастера и Маргариты, но покарать их обидчиков он в силах.


Мало произведений посвящены проблеме творчества и раскрытия души творческого человека. Сегодня разберем проблемы и темы романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Рассмотрим одну из главных тем этого произведения, которую автор расскрывает на примере Мастера - основного персонажа. Главный герой романа «Мастер и Маргарита» большую часть своей жизни работал в музее и занимался переводами книг.

Но однажды деньги, выигранные в лотерее сильно изменили жизнь Мастера. Выбор мастера - профессия писателя, он сумел во время разглядеть в себе потенциал и развить его.Он решил посвятить себя написанию романа о Понтии Пилата. Именно тогда герой понимает, в чем его истинное призвание.

Что важно для творческой личности? Зачем они пишут и творят? Они хоят признания и одобрения общества. Противоположная ситуация представлена на примере жизни другого героя.Иван Бездомный работал писателем в Грибоедове. Однако после встречи с Мастером он понимает, что его стихи чудовищны и бездарны. Это событие в жизни героя сильно изменило его. Иван покидает Грибоедово и принимает решение заняться наукой.

Став одним из сотрудником института философии и истории, персонаж добивается больших успехов в своей карьере, получая ученое звание профессора.

Еще одной важной и значимой темой является следующая. Проблема признание таланта рассматривается в произведение Булгакова «Мастер и Маргарита».Главный герой романа «Мастер и Маргарита» пишет роман о Понтии Пилата. Однако произведение, созданное Мастером, подвергается жесткой критики со стороны общественности. Из – за собственной бездарности члены МАССОЛИТа не способны по достоинству оценить работу Мастера и отказывают герою в публикации романа. Мастер не смог вынести такого противостояние и принял решение уничтожить рукопись.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость?» (Ф. Петрарка), аргументы из романа «Мастер и Маргарита»!

Булгаков "Мастер и Маргарита" - сочинение "Проблема творчества в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М. А. "

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Л. А. Блок

Роман «Мастер и Маргарита» построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер заслоняется другими, весьма многочисленными яркими и запоминающимися персонажами. Но, решая вопрос о главном герое, следует признать, что история Мастера, включая его роман о Понтии Пилате и любовь к Маргарите, является сюжетообразующей для всего произведения. Ведь и Воланд со свитой появился в Москве не случайно: он был вызван, но не словом, как в гётевском «Фаусте», а поступком — Мастер сжёг своё творение. Следовательно, с образом писателя связано и социальное, и философское содержание романа.

Вполне естественно, что Булгаков, описывая современную советскую действительность,не ограничился описанием московского магазина Торгсина, роскошного массолитовского ресторана или порядков в театре Варьете. Для писателя значительно интереснее было изображение духовной жизни советского общества, прежде всего, конечно, литературной и окололитературной среды. Из этого следует, что тема творчества является одной из главных в романе.

Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение — МАССОЛИТ. Так скромно «МАСтера СОветской ЛИТературы» назвали себя его члены (хотя могут быть и другие расшифровки придуманной самим писателем аббревиатуры: Московская АССОциация ЛИТераторов, МАСсовая Советская ЛИТература и т. д.). Массолитовцев Булгаков награждает многозначительными фамилиями и псевдонимами: московская купеческая сирота Штурман Жорж, новеллист Иероним Поприхин, поэты Павианов, Богохульский, Сладкий, романист Жуколов и другие. Но, как показывает Булгаков, эти «мастера» озабочены совсем не творчеством. В романе подробно описывается двухэтажный особняк легендарной грибоедовской тётки, где разместился МАССОЛИТ. Сначала старательно перечисляются все таблички на дверях второго этажа: «Рыбнодачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Запись в очередь на бумагу», «Полнообъёмные творческие отпуска», «Правление», «Редакция», «Председатель», «Бильярдная». У каждой двери стояла очередь, но, как замечает автор, «не чрезмерная, человек в полтораста» (1, 5). Только у двери с табличкой «Квартирный вопрос» очередь была длинная, она кончалась на первом этаже у швейцарской.

Однако особняк грибоедовской тётки славился на всю Москву не литературным объединением, а отличным рестораном в первом этаже, куда пускали только членов МАССОЛИТа. Сюда из-за отсутствия членских билетов не допускают Коровьева и Бегемота, которые сразу же начинают препираться, доказывая, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» (2, 28). Безусловно, мелкие бесы высказывают здесь мысль самого Булгакова, который весьма скептически относился к процветающим литературным союзам. На деле «мастера советской литературы» занимаются не творчеством, а распределением различных дефицитов, которыми их подкармливают власти, и устройством собственной жизни, по возможности удобной и сытой. Ирония звучит в словах Коровьева, когда он сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где «скрывается и вызревает целая бездна талантов», где «поспевает сейчас будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста» (. . .), или, на самый худой конец, «Евгения Онегина» (2, 28).

Нечистая сила сжигает дотла здание МАССОЛИТа, так же как магазин Торгсин, как «нехорошую» квартиру №50 на Садовой. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях Коровьева: на тепличные ананасы нападает иногда микроб, и они загнивают: «А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» (2,28). Думается, что Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа - вечер в ресторане МАССОЛИТа (1, 5) и бал у сатаны (2, 23): яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» («Славьте Бога!»), неистовые пляски литераторов и гостей сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в особняке грибоедовской тётки. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.

Так же беспощадно, как с МАССОЛИТом, нечистая сила расправляется и с его председателем Михаилом Александровичем Берлиозом. Даже критик Латунский, который довёл Мастера до сумасшествия, отделался всего лишь погромом своей квартиры, а Берлиозу Воланд не только устроил ужасную смерть под колёсами трамвая, но и похитил его голову накануне похорон, чтобы на балу нечистой силы закончить философский спор о Боге и дьяволе, о добре и зле. Для Булгакова Берлиоз — самый отталкивающий герой в романе. Этот бюрократ от литературы, выполняя указания сверху, помогает подчинить властям духовную жизнь общества. Он не только заказывает антирелигиозную поэму Ивану Бездомному, но и поучает, что и как надо написать о Христе в этой поэме. Это Берлиоз и ему подобные устроили из литературного объединения контору по распределению жилплощади, бесплатных путёвок и дач. Редактор и наставник литературной молодёжи, он отучает эту молодёжь мыслить самостоятельно и свободно.

В романе присутствуют два воспитанника Берлиоза — поэты-массолитовцы Александр Рюхин и Иван Бездомный. Рюхин пишет «звучные стихи» к Первому мая — «Взвейтесь!» да «Развейтесь!» (1, 6). Но в минуту просветления он понимает, что все его стихи плохи потому, что он не верит ни во что из того, что пишет (1,6). Булгаков ставит Рюхина рядом с памятником Пушкину на Страстной площади, и герой с завистью и недоумением размышляет о судьбе гения, которому всегда везло, любое событие «шло на пользу, всё обращалось к славе его» (1,6), «белогвардеец» (!) Дантес, стреляя в Пушкина, обеспечил последнему бессмертие. Это минутное просветление кончается ничем: Рюхин с горя напивается в ресторане МАССОЛИТа, и, надо полагать, его жизнь покатится дальше по прежней дорожке.

Если завистливый поэт Рюхин появляется только в эпизоде, то Иван Бездомный становится одним из центральных героев романа.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема творчества в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»


Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован уже после смерти автора, причем без купюр в нашей стране вышел лишь в 1973 году. Известно, что последние вставки в роман М.А.Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Самим автором жанр был определен как «фантастический роман».

И уже несколько десятилетий не утихают споры вокруг этого необычного произведения. Роман поразил всех формой. Она заворожила и отвлекла. Евангельский сюжет с Иешуа спутал все карты. Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота , и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный луч.

Это последнее произведение Булгакова наследует у других романов, в частности, у «Белой гвардии», вопросы о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории, связь неба и земли и тему творчества . Проблема творчества – одна из сквозных в «Мастере и Маргарите». Несмотря на важность других проблем, попробуем выделить как одну из важных именно эту.

Роман открывается эпиграфом из «Фауста» Гете. Этот эпиграф как бы намекает на вечный сюжет, он же дает намек на происхождение этого сюжета от литературы. Словно оттесняя тему покоя и дома, истории и судьбы, главных для «Белой гвардии», в роман «Мастер и Маргарита» вступает тема искусства.

На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд. В это же время на закате дня в среду, за несколько дней до православной Пасхи, на бульварах у Патриарших прудов прогуливались двое – Михаил Александрович Берлиоз, председатель писательской организации Массолит, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего одновременно и пост редактора. Поэма получилась не совсем такой, какой бы хотел видеть ее редактор. Иисус в изображении народного поэта получился «ну, совершенно как живой». Интересная подробность: один герой – мастер, который появится позднее, пишет роман о Понтии Пилате и об Иешуа (одно из имен Христа), другой – о Христе. Пока они отдалены друг от друга миллионами верст, разделяющими культуру и агитку. Но Иисус все равно получается у Ивана Бездомного «как живой». На том, что герой поэмы существовал, сходятся, видимо, и мастер, и Воланд (который говорит об этом без обиняков), и Иван Бездомный, не подчинивший свое перо Берлиозу.

Москва, ее обитатели – авторы и потребители масскультуры. Один из них Михаил Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа, что расшифровывается как «массовая литература и литература для масс». Несчастный Берлиоз погибает под колесами трамвая по злой воле не только черта, но и Аннушки, пролившей масло на трамвайные рельсы; она часть той «массы», для которой и кует свое искусство неутомимый Берлиоз.

Герой, чьим именем назван роман, появляется лишь где-то в середине первой части. В описании внешности вдруг промелькнет что-то напоминающее самого автора романа: «бритый, темноволосый, с острым носом… человек примерно лет тридцати восьми». То же можно сказать и обо всей истории жизни мастера, его судьбе, в которой угадывается немало личного, выстраданного автором.

Мастер пишет роман «совсем не о том» выходит с ним в окололитературный мир. Роман печатать не стали, зато появились разносные статьи. Терзаемый страхом, мастер сжигает свой роман. По доносу Алоизия Могарыча мастер арестован за хранение нелегальной литературы, а когда был отпущен, сам пришел в психиатрическую больницу. «О, как я угадал!» – произносит мастер, когда Иван Бездомный рассказывает ему в палате о происшествии на Патриарших прудах. Здесь же он называет имя Воланда, который не успел отрекомендоваться как Воланд лишь Степану Лиходееву. События романа в романе, связанные с жизнью мастера в Москве и необыкновенными похождениями «нечистой силы» в этом городе, – это тоже творения мастера, уже знающего о своей судьбе все. Слишком близко стоят три фигуры: Булгаков, Иешуа, мастер. Отделить героя от самого автора нелегко.

Мастер для Булгакова – больше, чем писатель. Мастер Булгакова служит некой высшей духовной задаче, в отличие от той праздной жизни возле искусства, которую ведут литераторы за столиками «Грибоедова» или в коридорах МАССОЛИТа. Мастер не тщеславен, внутренне независим. Подобно Иешуа, мастер откликается на чужое страдание. Но герой Булгакова не разделяет идеи всепрощения. Он мало похож на страстотерпца, христианина, праведника.

Мастер пережил непризнание, преследования в литературной среде, он не может смириться и простить своих недругов. Нет, он не струсил. Именно здесь очень хорошо понимаешь разницу между трусостью и страхом. Трусость – это страх, помноженный на подлость. Герой Булгакова не поступился совестью и честью. Но страх разрушающе действует на душу художника.

Евангельский сюжет художественно прикрывает мастера. В главах об Иешуа он получает свободу, художественную свободу. Искусство в своем совершенстве как бы забивает боль. Это бегство мастера в страну чудес. Сцены казни, дворец Пилата, белый плащ с кровавым подбоем – краски ослепительны. Так смотришь на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи»: восхищаешься красотой тел, светом и мраком, отступая сознанием от того, что погибает город. В сценах страдания на кресте и казни есть роскошь и нет простоты, приличествующей моменту.

Можем ли мы сказать, что это игра в чистое искусство? Нет. Это бегство мастера, предшествующее его истинному удалению из романа. Сказка? В сказке льется кровь, но нам не страшно. Но сказка сказке рознь. То, что рисует Булгаков, – Москва тридцатых годов, «гастроль» господина Воланда и компании, которых выдумал мастер, – горькая действительность. Тут смесь сказки с несказкой, смешение. Мастер пытается спастись в игре. То, что в «Белой гвардии» героям виделось в снах или в минуту откровения наедине с собой, тут выносится на площадь. В театре в конце спектакля Иешуа наравне с другими актерами выходит кланяться зрителям. Режиссер принимает и Иешуа за актера.

Писание романа, легенда о романе, пропажа романа и восстановление его занимает умы героев романа и его создателя.

Узнав о гибели Берлиоза, мастер не жалеет о нем, жалеет лишь о том, что такая участь не постигла латунских и других. Главенствует стихия мщения, хотя милосердие, как говорит Воланд, лезет из всех щелей. Черт здесь даже не черт, а словно падший ангел, вновь почувствовавший в себе ангела, прикрываясь черным плащом, сводит счеты с истинным чертом, с тем, кто запрятал в клинику Стравинского мастера, кто поставил во главе МАССОЛИТа Берлиоза. В сумасшедший дом попадают два поэта, злобно завидует Пушкину поэт Рюхин. Уверенные в себе, всесильные руководители масскультуры (лиходеевы, латунские, римские, берлиозы) получают свое. Это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение. Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце сеанса, как и руководители театра, оказывается раздетой.

Разрыв между массой и мастером очевиден. Аннушка безразлична как к творениям мастера, так и к творениям, создаваемым под крылом Берлиоза.

Но есть некий мост, по которому и роман мастера, и само искусство способны воссоединиться со зрителем и читателем. Этот мост – Иван Бездомный и его судьба.

В минуты лунного наводнения Иван Понырев спит в своей комнате со счастливым лицом, Но его счастье сторожит острый шприц

«Искусство бессмертно»,– утверждал Булгаков в «Белой гвардии». Да, искусство бессмертно, соглашается мастер, да, «рукописи не горят». И мастер уходит. Он не попадает «в свет», Иешуа придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни мастер.

Как страшен этот уход, и как он беспощадно оплачен! Рука Булгакова карает обидчиков мастера, но она не щадит и самого мастера. Что ждет его по ту сторону жизни? В романе есть жестокая фраза: «Не бывает так, чтобы все стало, как было». Это относится к мастеру. Ему не о чем больше писать. Булгаков дописывает свой роман умирающей рукой и, кажется, сомневается в возрождающей силе искусства. Он верит в Иванушку и опасается за него. Он видит в его судьбе повторение судьбы мастера. Как и в сцене на Воробьевых горах, в конце романа читателя охватывают горе и боль. Роман вновь делается чувствительным к боли, глушимой стихией смеха и игрой искусства. Страдание не сгорает в огне, как не горят и рукописи.

Роман Булгакова – роман мастера, который слишком хорошо понимал и чувствовал другого мастера, своего героя – его судьбу, его писательское одиночество.

Примерный план (если понадобится, но текст не совсем следует плану; план из пособия для учителей, для устной работы группы по роману).

Роман «Мастер и Маргарита» по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века. Роман можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 20-30-х годов. В нем, помимо прочих проблем, затронута проблема выбора и личной ответственности. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого выбора раскрывает личность персонажа.
Один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» - человек, который написал гениальный роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, казнившем Иешуа Га- Ноцри. Самое удивительное в романе то, что автор на протяжении всего произведения не называет имени мастера. Это происходит, наверное, потому, что, по мнению литературных критиков МАССОЛИТа, он, мастер, - человек маленький, недостойный считаться советским писателем, поскольку написал идеологически сомнительную вещь - роман о Пилате и Христе. Мастера начинают критиковать, появляются статьи Латунского. И в результате судьба мастера решена: он попадает в психиатрическую больницу. Мотивом к такому исходу послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись, мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор - наилучший для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдания. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. Он просто струсил.
В отличие от мастера сильной натурой является Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы помочь вернуть мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И наверное, ее выбор верен потому, что он никому не приносит горя и страдания. А ее готовность продать душу дьяволу доказывает ее истинную любовь к мастеру. Ведь если бы не Маргарита, то, может быть, мастер так бы и остался в психиатрической больнице, доживая свои последние дни. Но все резко изменилось: Маргарита возвращает мастера к жизни при помощи Воланда. И однажды мессир сказал мастеру «золотую» фразу: «Рукописи не горят». После этого мастер понял, что такое настоящее творчество, что за свои произведения надо бороться, что настоящее искусство никогда бесследно не исчезнет. Главное - надеяться и верить.
Через весь роман Булгаков пронес мысль о том, что человек всегда может выбрать свой путь. Мастер и Маргарита свой путь выбрали: они покинули этот мерзкий, жестокий мир и обрели вечный покой.
Главная же мысль Булгакова заключается в том, что сделать правильный выбор невозможно без веры. Неважно, во что верить, главное - вера. Человек не должен никому подчиняться. Личность - в центре всего. Поэтому- то у человека есть полная свобода выбора, но вся ответственность лежит только на нем.