Сергей Зинин и Александр Гутов: Как подготовиться к госэкзамену по литературе. Пособия для подготовки к ЕГЭ. Видеоконсультация: ЕГЭ по литературе

8. Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего "делать пробу" перед преступлением?

Появившись в квартире старухи с целью "делать пробу", Раскольников испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, он действительно зол на старуху. Она кажется ему отвратительной и жадной. Он рассматривает каждую мелочь, находящуюся в комнате, чтобы любая деталь отпечаталась в его памяти, и ему было проще совершить задуманное.

Но с другой стороны, герою трудно думать о предстоящем преступлении. Несмотря на всю свою ненависть к старухе-процентщице, Раскольников понимает, что убийство – подлый поступок.

9. В каких произведениях русской литературы герои ищут выход из внутреннего кризиса и в чем этих героев можно сопоставить с Раскольниковым?

Многие русские классики в своих произведениях создавала трудный жизненный путь для героев.

Евгений Онегин, герой одноименного романа А. С. Пушкина, чувствует себя лишним и нереализованным. В этом он похож на Раскольникова. Ради выхода из внутреннего кризиса, Онегин начинает ухаживать за Ольгой Лариной, при этом совершенно не задумываясь о чувствах своего друга. Страдающий от скуки Евгений, в конечном итоге, убивает лучшего друга Владимира Ленского на дуэли.

Тем самым герой обрекает себя на ещё большие душевные переживания.

Ещё одним героем, переживающим внутренний кризис, является Григорий Мелехов из романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон». Герой не может выбрать верную позицию, не знает, какие принципы ему отстаивать. Как и Раскольников, он находится в ситуации, когда жизненные ценности меняются или даже рушатся. Мелехов теряет себя и даже становится злым, но, возвратившись домой, снова ощущает свободу и становится собой.

15. Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

В стихотворении Б. Пастернака "Сосны" явно прослеживается неразрывная связь человека и природы. Пейзаж, нарисованный поэтом, успокаивает и приносит чувство гармонии. Для лирического героя природа является лекарством от всех болезней и даже от смерти:

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

Настроение стихотворения – расслабленное. Природа успокаивает лирического героя, и он находится в полудрёме: видит волны моря из-за деревьев, представляя, как они «обрушивают град креветок со взбаламученного дна». Ничто не может потревожить спокойного отдыха героя. Это и есть то самое единство человека и природы.

Демоверсия ЕГЭ по литературе 2015 г.

Демоверсия по литературе претерпела изменения. Изменена структура КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Части 1 и 2 КИМ 2014г. объединены в 1

Что такое ЕГЭ по литературе?...

Эти слова бросают в дрожь учащихся, родителей, да и, наверное, учителя. Действительно, как же в одном небольшом тестовом задании уместить все вопросы и ответы по курсу русской литературы? Возникает вопрос о том, как правильно подготовить учащихся к ЕГЭ по литературе и нужно ли вообще это делать. Я считаю, что тесты не могут дать исчерпывающую информацию о знаниях учащихся. но они могут помочь сгруппировать эти знания и остановить внимание учащихся на отдельных проблемах, поднимаемых в художественных произведениях, и вопросах, которые являются актуальными и важными во все времена. Все произведения, которые представлены в тестах изучаются в 8-11 классах на уроках литературы. Поэтому залогом успеха экзамена будет хорошее знание произведений. Прежде чем приступить к решению тестов, необходимо потренироваться на заданиях отдельных тем, чтобы оценить, понять, привыкнуть к формулировкам, которые встретятся в экзаменационных заданиях ЕГЭ по литературе.

Художественная литература сопровождает человека с раннего детства и помогает ему разобраться в осмыслении жизни. Тестовые задания выявляют прежде всего литературную начитанность школьников, уровень понимания художественного текста, жанровых особенностей произведения. В старших классах литература изучается на историко -литературной основе, поэтому для решения теста необходимо вспомнить отдельные факты из истории литературы, определить связи произведений с литературной традицией, эпохой, направлениями в литературе и искусстве.

Но, конечно же, ничего этого сделать за один месяц невозможно, нужна подготовка в течение 10-11 класса. Поэтому своим учащимся я советую подготовку к ЕГЭ по литературе начинать уже с 10 класса.

Полезные сайты

Список произведений для подготовки к ЕГЭ

Чтобы написать сочинение необходимо знать хотя бы 5-6 произведений на разные темы. Данные произведения помогут вам сделать свой выбор и привести необходимые аргументы.

  1. А. Ахматова. Реквием. (Память. Сталинские репрессии и лагеря.)

  2. В. Астафьев. Людочка. (Нравственные проблемы)

  3. В. Астафьев. Последний поклон. (Экологические проблемы)

  4. В. Быков. Сотников. (Тема предательства и чувство долга)

  5. В. Быков. Облава. (О коллективизации и жизни колхозников в сталинское время)

  6. В. Гроссман. Жизнь и судьба. (О Великой Отечественной войне)

  7. Б. Васильев. В списках не значился. (Героизм и стойкость в годы Великой Отечественной войны)

  8. В. Дудинцев. Белые одежды. (Роман об учёных-генетиках, подвергшихся преследованиям в сталинское время).

  9. А. Приставкин. Ночевала тучка золотая. (О детях в сталинское сремя)

  10. В. Распутин. Живи и помни. (О Великой Отечественной войне).

  11. В. Распутин. Уроки французского. (О школе и учителях. Уроки доброты).

  12. В. Распутин. Прощание с Матёрой. (Тема Родины).

  13. А. Солженицын. Матрёнин двор. (Праведники).

  14. А. Твардовский. По праву памяти. (Тема памяти. Сталинские репрессии).

  15. В. Тендряков. Ночь после выпуска. (О молодёжи).

Видеоконсультация: ЕГЭ по литературе

Зинин Сергей Александрович -

руководитель ФКР по литературе ФИПИ

Пособия для подготовки к ЕГЭ


Универсальные материалы. Автор Зинин . (В данном пособии даются методические рекомендации для выполнения заданий, примерные тесты, варианты разбора заданий С1 С2 С3 С4 С5, а также образцы сочинений).

О новых подходах к госэкзамену по литературе в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по литературе Сергей Зинин.

- Сергей Александрович, кто разрабатывает экзаменационные задания по литературе?

Контрольные измерительные материалы по литературе, как и по другим предметам, создаются в Федеральном институте педагогических измерений.Все члены Федеральной комиссии имеют ученую степень: доктора педагогических наук и кандидаты наук. Этих специалистов нельзя назвать кабинетными учеными, они имеют богатую педагогическую практику, некоторые учат школьников, совмещая работу в вузе и в школе.

Также ежегодно для экспертизы экзаменационных вариантов привлекается не менее 9 экспертов, в их числе преподаватели МГУ, МПГУ и других вузов, методисты, учителя, авторы пособий и учебников. Разработчики внимательно относятся ко всем конструктивным замечаниям и поэтому каждый год задания совершенствуются.

ЕГЭ по литературе еще недавно вызывал споры как в кругу специалистов, так в обществе. В последнее время они утихли, что изменилось?

- Прежде всего, изменился характер существования ЕГЭ по литературе в сознании людей. Ушли в прошлое мифы о "кроссвордных" тестах - экзамен просто стали сдавать, и он оказался не только не "оболванивающим", а, напротив, стимулирующим чтение и осмысление литературы. Основу экзамена составляют задания, требующие развернутого письменного высказывания. Он даже отдаленно не напоминает метод с угадыванием ответа - свою "правоту" надо доказать, опираясь на знание текста. Кому "мешает" такой экзамен?

Означает ли это, что прежняя практика воспроизведения на экзамене "готовых", клишированных сочинений ушла в прошлое?

Само сочинение, к счастью, сохранило свои позиции в КИМах, но теперь оно в системе поэтапной проверки знаний. Вначале экзаменуемому предстоит работа с конкретными литературными текстами, например, анализ фрагмента произведения, разбор стихотворения, а затем он должен выбрать из трех предложенных тем сочинения ту, по которой ему хочется высказаться, с привлечением определенного историко-литературного и культурного контекста. И тут никакие "вялые" заготовки и интерактивные шпаргалки не помогут - нужна творческая работа. Так что никакого "натаскивания на тесты" в период подготовки к экзамену не предполагается и уж тем более не приветствуется. Задания базового уровня сложности выявляют знание выпускником необходимых понятий и литературных категорий, то есть самого "языка" дисциплины, а вопросы С1-С5 - способность на этом языке изъясняться. Всему этому и учат на уроках литературы.

- Будет ли в дальнейшем совершенствоваться экзамен?

Ежегодно экзаменационная модель уточняется. В последних версиях значительно возросла доля заданий, требующих не простой "идентификации" терминов и фактов, а понимания роли и места сюжетных элементов или средств художественной изобразительности в произведении.

Совершенствуются критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Материал для размышлений дают сами работы выпускников, "подсказывающие", в каком направлении нужно корректировать тот или иной критерий.

- Как выглядит КИМ по литературе?

Экзаменационная работа состоит из трех частей. Первая часть включает 7 заданий с кратким ответом, требующих написания слова или сочетания слов, и два задания с развёрнутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Задания второй части предполагают анализ произведения, стихотворения или фрагмента поэмы. Эта часть включает в себя пять заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Задание третьей части - сочинение на литературную тему, которое формулируется в виде проблемного вопроса, предоставляется на выбор три темы.

Важное место в экзаменационной работе занимают художественные тексты, которые включены для анализа в две первые части. При выполнении задания третьей части выпускник должен опираться на художественный текст по памяти. Уровень подготовки выпускника по литературе выявляется, прежде всего, путем проверки его умений интерпретировать текст и создавать связные монологические высказывания.

- Что изменилось в КИМах по литературе 2012 года?

Изменения можно назвать существенными. В блок заданий базового уровня введены новые задания на установление соответствия и на множественный выбор из перечня, но общее число заданий осталось неизменным. Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа.

При оценивании заданий С1 и С3 учитывается речевое оформление ответа. Уточнены названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части критериев заданий С1-С5. Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4, вместо трех введено четыре позиции оценивания. Изменения привели к увеличению максимального балла с 3 до 4. В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 43.

- Как Вы считаете, в чем плюсы и минусы ЕГЭ по литературе как экзамена по выбору?

С одной стороны, профильный экзамен повышает мотивацию выпускника, нацеливает его на серьезную подготовку к "своему" предмету. С другой - "необязательность" ЕГЭ по литературе ослабляет позиции предмета среди образовательных дисциплин. А позиции эти более чем значимы: вновь ныне востребованные ценности, такие, как патриотизм, гражданственность, а они формируются на уроках литературы. И в этом смысле свой экзамен на духовную зрелость должен сдать каждый выпускник, а не только тот, у кого он входит в набор, необходимый для поступления в вуз. Думается, что точка в судьбе экзамена по литературе еще не поставлена.

Ольга Арсланова: Ну что ж, как и обещали, самая интересная рубрика для выпускников, для их родителей, для школьников и всех, кто интересуется вопросами ЕГЭ. Прямо сейчас будем говорить об экзамене по литературе. Как всегда, ждем рекомендаций от наших гостей и сообщаем о том, по каким критериям будет проходить оценка знаний учащегося. Давай немного расскажем о самом экзамене, что это за экзамен.

Юрий Коваленко: Ну, прежде всего экзамен по литературе – это экзамен по выбору. Обычно этот предмет сдают примерно 5% выпускников. Литература нужна для поступления на такие специальности, как филология, журналистика или преподаватель русского языка и литературы. Минимальный порог сдачи экзамена – 32 балла. Но средний уровень сдачи в прошлом году составил чуть менее 60 баллов.

Ольга Арсланова: Вот по процедуре некоторая информация. Экзамен длится 3 часа 55 минут, и за это время нужно успеть ответить на вопросы тестовой части и написать сочинение на одну из четырех предложенных тем. Очень часто наши зрители спрашивают: "Зачем же отменили сочинение?" Друзья, оно до сих пор существует в рамках экзамена по литературе. Сейчас поподробнее обо всем расскажем. Как всегда, ждем ваших вопросов, ваших комментариев в прямом эфире. Ну а задавать вопросы вы можете сегодня нашим гостям. У нас в студии – Сергей Зинин, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе. Здравствуйте.

Сергей Зинин: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И Александр Гутов, учитель литературы московской школы № 1443.

Юрий Коваленко: Добрый вечер.

Александр Гутов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Добрый вечер. Давайте разберемся с самым главным для начала – с самим экзаменом. Подробнее – с чего он состоит, какие вопросы и собственно порядок ответов на них?

Сергей Зинин: Ну, сначала нужно сказать о том, изменится ли экзамен в этом году, изменится ли что-то в его структуре и содержании. Изменения небольшие будут, и только позитивного характера. Как вы убедились, вы только что сказали об этом, что выпускникам будет предложено четыре темы сочинения.

Ольга Арсланова: А было?

Сергей Зинин: А было три. То есть выбор расширился – и теперь, так сказать, можно выбрать, помимо трех, еще одну тему.

Ольга Арсланова: А вы можете какие-то темы назвать уже сейчас, ну, примерно?

Сергей Зинин: Те, которые будут на экзамене – конечно же нет. А в принципе… Ну, допустим, четвертая тема может касаться такого, так сказать, широкого диапазона литературного – это литература XX–XXI века, то есть новейшая отечественная литература. Ну, скажем, какие? Я возьму нейтральную тему, чтобы ничего не выдать, так сказать, и не сказать чего-то лишнего. Ну, скажем, какие мотивы, темы встречаются в творчестве писателей XX–XXI века? Сам экзамен представляет собой, так сказать, такое структурное целое, он состоит из двух частей. В первой части экзамена предлагается работать непосредственно с художественным текстом. Это текст эпического произведения, лироэпического либо драматического – фрагмент, естественно.

Ольга Арсланова: Обязательно включенный, я так понимаю, в программу? Или это не обязательно?

Сергей Зинин: Только то, что включено в программу и входит в так называемый кодификатор элементов проверяемого содержания. Все, что за границами кодификатора, в экзамен не включается. Вот к этим текстам, как я уже сказал, к фрагменту художественного текста предлагаются различные вопросы разного уровня сложности. Это вопросы базового уровня сложности, которые требуют краткого ответа в виде слова, сочетания слов, даже цифр. Когда, например, спрашиваем: "В какой строфе вы нашли анафору?" – нужно указать просто цифру, так сказать, указать номер строфы, не более того. Но для этого надо: а) знать, что такое анафора; б) где она в тексте для того, чтобы так просто ответить – написать "4" или "3".

Ольга Арсланова: Мы с Юрой тут же обращаемся к Google, чтобы не опозориться. Слово вроде бы знакомое.

Сергей Зинин: И сюда же, в первую часть, входит и другой текст – текст лирического произведения, то есть это стихотворение. К нему обращены те же вопросы – простейшие вопросы, базовые, и вопросы, связанные с повышенным уровнем сложности, и они требуют уже развернутого краткого связного ответа. И даже два, так сказать, ответа, связанных с этим тестом.

Потом мы переходим ко второй части, и там мы встречаемся с этими четырьмя темами сочинения. Естественно, все четыре мы не пишем, выбираем одну – на вкус, на выбор, так сказать, какая больше понравится. Вот эти темы ранжированы по эпохам. То есть сначала древнерусская литература, XVIII век, первая половина XIX века – это первая тема. Там мы можем встретиться со "Словом о полку Игореве", с "Недорослю" Фонвизина либо с "Горе от ума" Грибоедова. Потом переходим ко второй теме – это вторая половина XIX века, это Тютчев, Толстой, Тургенев и другие. И наконец, третья тема предлагает нам разобраться с творчеством писателей XX века, начиная от рубежа веков (Чехов, Бунин) и заканчивая уже Распутиным, классиками, современными классиками, как мы говорим. А в четвертой теме мы уже можем выбрать не современную классику, а современную новейшую литературу, которая классикой еще не стала. То есть выбор за выпускником, вот что понравится.

Ольга Арсланова: Александр Геннадьевич, у ваших учеников это популярный экзамен? Многие вообще собираются его сдавать в этом году?

Александр Гутов: Этот экзамен не может быть популярным, потому что профессий, которые, как вы сказали, требуются, когда сдаешь этот экзамен, их не очень много. Это те, кто идут на филологические дисциплины в различные педагогические вузы или в университеты. Но есть еще одна разновидность выпускников, про которую вы не сказали, – это те, кто идут в творческие вузы. Играешь ли ты на балалайке, собираешься ли ты стать артистом…

Ольга Арсланова: Все равно нужно сдавать.

Александр Гутов: …собираешься ли ты идти в такой вуз, где ты будешь заниматься коммерческой художественной деятельностью, – ты сдаешь литературу. Поэтому так или иначе три-четыре человека, например, получается на параллель каждый год. Но каждый год кто-то этот экзамен сдает, кто-то этот экзамен обязательно сдает.

Ольга Арсланова: А скажите, вот если взять этих таких специализированных будущих филологов, творческих работников и так далее и всех остальных, вот чему этих людей вы должны особенному научить для того, чтобы они этот экзамен сдали? Что они должны такого особенного уметь, отличающего их от остальных учеников?

Александр Гутов: Я сразу подхвачу то, что сказал Сергей Александрович. Сергей Александрович сказал, что первая часть включает в себя фрагмент эпического, лироэпического и драматического произведения. Но я понимаю, как эти слова звучат для общей аудитории. Дело в том, что это совсем не простой вопрос. И как показывает мой опыт, если в пятом-шестом, от силы в седьмом классе вы не объяснили, что такое эпическое, лирическое, драматическое, да еще и лироэпическое произведение, то ученики в дальнейших классах не могут сориентироваться. А экзамен строится так, что перед тобой выбор именно одного из подобных… Это род литературы так называемый.

То же самое – теория литературы, к ней не очень серьезно относятся ученики. Они не очень понимают, зачем она нужна. Безусловно, это очень сложный вопрос. Но когда они сталкиваются с тем, что: "Определите, какое направление в данном тексте?"… Направления мы приблизительно начинаем с классицизма, барокко никогда не бывает по литературе. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, а дальше идут модернистические течения. Но, например, отличие символизма и футуризма – обязательно.

Что касается имажинизма, то если перед вами творчество Есенина и вы не знаете, что он принадлежал, так или иначе определенный период его творческой деятельности был связан с имажинизмом, вы не сможете раскрыть его образную систему. То есть просто первое, к чему я призываю – это к тому, чтобы серьезно относились к таким понятиям литературоведческим, которые связаны с теорией литературы.

Второе. Лучше всего, как показывает мой опыт, начинать готовиться к ЕГЭ в будущем одиннадцатом классе с восьмого класса. Тот, кто начинает позже, он просто может не успеть.

Ольга Арсланова: Потому что нужно много прочитать?

Александр Гутов: Дело не в том, что просто нужно много прочитать. Дело в том, что вопросы, даже вот эти первые задания, они включают в себя так называемую творческую разновидность, а именно: "Вы прочитываете текст. В каких еще произведениях литературы, – ну, допустим, русской литературы, – вы видите подобные темы? Где еще раскрывается пейзаж? Где еще пейзаж подействовал на героя? Где еще показаны взаимоотношения между героями? Где еще есть тема отцов и детей?"

Если вы прочитали только роман "Отцы и дети", то вы не можете ответить. Для этого нужно использовать Грибоедова, для этого нужно использовать Пушкина (я имею в виду "Капитанскую дочку"), для этого нужно использовать Толстого, потому что взаимоотношения князя Андрея и его отца – это разновидность варианта "отцы и дети". Этот экзамен необыкновенно широк.

Юрий Коваленко: Вот вы говорите сейчас, в данный момент о творчестве. Вот каким образом экзамен по литературе, сочинение либо объяснение всех этих понятий можно оценивать? То есть кто это оценивает? Это компьютер, машина, человек либо сводная комиссия? Поясните.

Александр Гутов: Естественно, вопрос, который вы мне задаете, связан больше с тем, что скажет Сергей Александрович. Я могу сказать, что вопросы с точным ответом… А точный ответ – это может быть разновидность направлений, которые я назвал. Сергей Александрович назвал анафору. Можно перечислять огромное количество литературоведческих терминов, без которых ученик литературой овладеть не может. В первую очередь это такие понятия, как сюжет, эпитет, композиция, завязка, развязка, кульминация. Если ученик не владеет этой терминологией, для него произведение, любое произведение – это как набор отдельных слов, в которых он будет плавать.

Проверить отдельное слово может, вероятно, и компьютер. Сергей Александрович скажет точно. Но то, что касается ответов с расширенными заданиями… Вы сейчас коснулись вопроса расширенного задания. Ну, например, вспомню. Несколько лет назад, уже не секрет… "Почему переезд для Обломова является в какой-то мере жизненной катастрофой?" Это минизадание, это не сочинение. Это было где-то лет шесть назад.

Ольга Арсланова: Со свободной формулировкой.

Александр Гутов: Надо ответить, приблизительно написав пять предложений. Опыт показывает, что менее пяти предложений – вы не можете ответить; больше – вы не успеваете по времени. Этот экзамен жесточайший по отношению к вопросу времени. Он учит очень точно распределять время. Будет у нас время, я скажу, как его лучше распределять, с моей точки зрения

Юрий Коваленко: Об этом обязательно поговорим.

Александр Гутов: Поэтому такие задания проверяют профессиональные филологи, проверяют учителя, проверяют опытные учителя. Вы, конечно, можете сказать: "А почему его проверка будет объективной?" Но мы должны понять, что литература все-таки в себе всегда сохраняет долю субъективности, которая будет связана с проверяющим. Один – так, другой – так. Поэтому существуют конфликтные комиссии. Ну, пусть Сергей Александрович этот вопрос раскроет лучше.

Ольга Арсланова: Мы в свое время сдавали экзамен, было сочинение, но…

Юрий Коваленко: Человеческий экзамен.

Ольга Арсланова: …но при этом все равно были определенные критерии: не меньше такого-то количества ссылок, такие-то правила цитирования, обязательно… Ну, какие-то формальные признаки.

Сергей Зинин: Количество слов задается обязательно.

Ольга Арсланова: Продемонстрировать словарный запас, работу с текстом и так далее. То есть, казалось бы, настолько свободная творческая форма, но все равно в ней обязательно присутствуют некие критерии. Вот что в этом экзамене обязательно для того, чтобы получить этот балл высокий?

Сергей Зинин: Критерии обязательные. Я даже рекомендую выпускникам обязательно ознакомиться с критериями. Они больше предпочитают знакомиться с самими материалами экзаменационными, с вопросами, читают демонстрационный вариант, но не всегда обращают внимание на инструкции к заданиям, установки, как надо выполнить это задание, меньше чего нельзя. Так сказать, больше – пожалуйста, а вот меньше… Это очень важный параметр.

Дальше следуют критерии. И вроде бы как кажется, что они для экспертов, которые будут проверять. То есть им нужна какая-то установка, какой-то шаблон, но ни в коем случае не содержательный шаблон, под который надо подгонять содержание работы, а критерии, которые, так сказать, опираются на различные аспекты знания предмета, начиная просто с понимания темы, вообще тема освоена или нет.

Ведь как бывает иной раз? Тема конкретная, совершенно конкретная, но выпускник пишет не на эту тему, а пишет что может. Вот вспоминает все, что может, и пишет, а в тему не входит до конца. Изначально нужно обязательно внимательно ее прочитать, выделить опорные слова темы, какие-то центральные, на которые делается упор. Далее есть критерии композиционные, построение собственного текста. То, о чем говорил Александр Геннадьевич – использование теоретико-литературных понятий. Как можно говорить о предмете не на языке предмета, а на бытовом языке? У него есть, так сказать, свой язык, литературоведческий, который нужно обязательно освоить. Это критерии, связанные с опорой на текст. Опять же нельзя раскрыть тему, если ни разу не обратился к тесту, ничего не процитировать. Я уж не говорю – на уровне строфы какой-то. Даже на уровне фразы просто какой-то можно же процитировать, какой-нибудь эпитет, которым автор наградил своего героя.

Наконец, очень важный критерий – речевой. Так сказать, нельзя писать, как бог на душу положит, не опираясь на родной русский язык. В результате, если этот критерий хромает, мы потом получаем абитуриента, который приходит в вуз, и он должен написать заявление на прием в вуз, а он пишет "зоявление" и сразу выдает себя с головой. Вот эти критерии, такой алгоритм критериальный чрезвычайно важен, и поэтому его должны читать не только эксперты при проверке работ, а его должны читать дети, чтобы им было понятно, как будет проверяться их работа, по каким, так сказать, параметрам, какие будут требования.

Юрий Коваленко: А где это можно прочесть?

Сергей Зинин: На сайте ФИПИ вывешен демонстрационный вариант экзамена со всем набором заданий, образец. Вывешен кодификатор – список авторов, произведений и категорий литературных понятий, которые будут востребованы на экзамене обязательно. И спецификация экзамена, где как раз говорится о структуре, о содержании экзамена. Вот это, так сказать, альфа и омега. Надо обязательно зайти на сайт, посмотреть (сайт Федерального института педагогических измерений) и внимательно это все проштудировать, иначе тогда это terra incognita, "я не знаю, куда я иду, и не знаю, что буду делать".

Юрий Коваленко: У нас не так много времени остается. Вы обещали рассказать, как же все-таки распределять время. Я думаю, этот вопрос волнует всех людей.

Ольга Арсланова: Очень практический важный момент.

Александр Гутов: У меня есть свои на этот счет разработки. Экзамен состоит из 3 часов 55 минут. Это очень немного для 17 заданий. При этом сочинение физически находится в конце текста. То есть ученик, если он начинает последовательно выполнять все задания, к главному он подходит позже всего. А главное – это все-таки сочинение традиционно. Русская школа, так было традиционно. Это где-то сохраняется. Сочинением проверяют знания литературы, способность выражать свои мысли, способность понимания текста и просто действительности. Поэтому сочинение – это один из самых главных вопросов. А на данном экзамене, я считаю, это главный.

Поэтому мои советы такие. У вас 3 часа 55 минут. Первый час вы посвящаете черновому наброску сочинения, откладываете его. Переходите к тем заданиям, которые являются заданиями 1–9. То есть вы читаете фрагмент эпического произведения, лироэпического, драматического и выполняете те задания, которые вам предложены, но точно по часам. Приблизительно на это 1 час 15 минут, не больше. Потом вы возвращаетесь к сочинению, свежими глазами смотрите на то, что вы написали. За это время накапливается… А очень часто задания первого ряда, то есть первых ваших вопросов, помогают понять ваше же сочинение. После этого вы возвращаетесь к сочинению и пишете.

По поводу некоторых жестких критериев. Все знают сейчас эту цифру – 250. Менее 250 слов написать нельзя. Могу сказать, что 250 слов – это лист A 4 средним почерком с вот таким хвостом. Раскрыть тему на экзамене по выбору, написав 250 слов, нельзя практически. Как показывает опыт, 300 – это еще минимально. 400–450 слов. Но для этого нужно тренироваться. Я говорю то, что есть на самом деле. Иначе ваше сочинение не будет раскрыто.

Сергей Александрович уже сказал по поводу некоторых литературоведческих терминов. Дело в том, что в требованиях к сочинению, именно к сочинению, в последней части, обязательно не просто упоминание, а раскрытие литературоведческой терминологии. Ну, я уже коснулся некоторых вопросов. Не просто вы говорите: "В этом произведении есть портрет, пейзаж, эпитеты, кульминация". Нет. Вы должны желательно раскрыть в своем сочинении, какую роль играет тот или иной фрагмент. Я могу по каждому из них объяснить, конечно, что это значит, только времени немного.

Ольга Арсланова: Ну, в другой раз. А закончим мы комплиментами от наших зрителей. Во-первых: "Литература учит быть человеком", – пишут нам из Москвы. "Экзамен важен, потому что этот предмет учит мыслить и критически оценивать изучаемый материал, а это очень важный навык для развития каждой личности". Так что те, кому это интересно, сдавайте экзамен по литературе. А мы будем давать вам советы. Спасибо большое.

Сергей Зинин: Спасибо.

Ольга Арсланова: В гостях у нас были – Сергей Зинин, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе, и Александр Гутов, учитель литературы московской школы. Большое спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо.