Сочинение на тему «Проблема роли личности в истории по роману А.Толстого «Петр I

Он всеобъемлящей душой На троне вечный был работник А.С. Пушкин I Идейный замысел романа. II Становление личности Петра I. 1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий. 2) Вмешательство Петра I в исторический процесс. 3) Эпоха, формирующая исторического деятеля. III Историческая и культурная ценность романа. Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом. Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I". Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований. Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Создавая роман, А. Н. Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция… , установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа. В центре повествования романа – Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.
Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр – долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.
Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.
Азовский поход привел его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” – к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.
Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.
Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!
Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.
Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.
Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.
Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.
“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой – множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ – Петр I – преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Роль личности в истории. (По роману А. Н. Толстого “Петр Первый”)

А. Толстой проблему "личность и история" решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в "Войне и мире". Если для Л. Толстого народ - главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жестоким. Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А. Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впечатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, осталось у него на всю жизнь. "Ужас далеких детских дней" не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требовательный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став царем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость. Он казнит не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его преобразований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе кораблики - и это не просто игра. Он примеривается к настоящей армии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский проницательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции. Петр ставит перед собой задачи небывалых масштабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтийскому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося "прорубить окно в Европу", вывести Россию на мировой уровень.

Петр - человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится "черного" труда, овладел четырнадцатью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхождения, а по деловым качествам. Однако "демократичный" царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным деятелем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрицательными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих желаниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности. Человеческие слабости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра разрушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, запрет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совершенно очевидно, что писатель выступает как апологет петровских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятельность оправдана историей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н. Толстого) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер", - объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому историческому роману о петровском времени были рассказы "Наваждение", "Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа",
    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий - волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой - множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли ее путь с дорогой истории. Для прогрессивного деятеля важно не только подчинятся ее воле, но и проявлять инициативу, быть активным творцом народной судьбы. Такое представление требовалось правилами социалистического реализма: изображать героя как преобразователя жизни.

Роман назван именем главного героя. Внимание к нему объясняется не столько его личными качествами, сколько той ролью, какую он сыграл в истории России. Появление Петра подготовлено показом государственного кризиса в России. Умирает царь Федор Алексеевич, и ближайшая царская родня и бояре выбирают, кого из двух его младших братьев назвать царем. В этот решительный час имя Петра звучит во многом случайно. Необходимость сильного царя выдвинута временем. На фоне народной нищеты и неразберихи во власти появляется «мальчик в пестром узком кафтанчике».

Петр выступает перед нами не готовой, сложившейся личностью. Писатель показывает своего героя в движении, в развитии, в процессе его сложного формирования. Первый том охватывает самое раннее детство Петра. Впервые мы видим его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев показывают мальчика с крыльца народу. Далее даются другие эпизоды реальной биографии Петра.

Образ героя в последующих главах меняется. То это подросток лет двенадцати, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит хитрости. То это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор императорским притязаниям своей старшей сестры. Во время торжественного крестного хода в Успенском соборе герой нарушает чистый и благолепный церковный ритуал, в присутствии бояр вступает в пререкания с Софьей. Вот он нескладный, долговязый юноша с непомерно большими красными руками, с маленькими, еще пробивающимися усиками на загорелом лице.

В сюжете романа правильно подчеркивается, что юность и молодость Петра были полны острых драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр противопоставлен фавориту Софьи, Голицыну, как внешне, так и в политическом поведении. Будущий царь обладает деятельным характером, стремлением проявить себя в деле. Первым из таких дел были потешные полки, в отношении к которым в полной мере проявился горячий, необузданный нрав царя. Эта черта объясняется в романе безграничной властью и вседозволенностью государя и безусловной покорностью всех окружающих. Постепенно потешные войска, превращаясь в Преображенский и Семеновский, становятся силой, опорой мужающего Петра в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей которого является царевна Софья. Ее поддерживают бояре и стрельцы.

Главным общественно-политическим конфликтом того времени стал переломный момент в определении исторического пути России. Известный исторический эпизод проясняет роль личности Петра в судьбе нашей страны.

Исключительность натуры героя граничит с демонизмом. Его взгляд «темный, пристальный, нечеловеческий». Его резкость, несдержанность, жестокость по отношению к врагам, мнительность, подозрительность крайне обострены. Черты героя приобретают все более неличностный характер. Историческая необходимость усиливает, даже утрирует, те из них, в которых передается общество, страна в данный момент времени. Характер Петра, хорошо известный по документальным источникам, приобретает художественную достоверность.

Несмотря на сюжетную незавершенность романа, характер правителя обрисован достаточно полно. В его образе проглядываются черты народного вождя, знающего дорогу к новой лучшей жизни и готового ради нее пожертвовать своей и чужой судьбой. Сочетание в образе реального и вымышленного делает изображение героя противоречивым. Петр I показан как воплощение лучших черт национального характера, как «народный царь-труженник» и как вершитель мировой истории.