Как организован бизнес по производству детского питания в россии. Молочная смесь – российского или иностранного производства

Маркетинговое исследование рынка детского питания в России от компании SuccessBrandManagement. Из материала вы узнаете ключевые параметры отрасли: ёмкость рынка, основных игроков, прогнозы, а так же насколько данный сегмент интересен малому бизнесу и есть ли смысл заниматься производством в детского питания в текущих рыночных условиях.

Рынок детского питания положительно растет. Даже несмотря на всеобщее замедление потребления и кризис 2014 года, продажи детского питания увеличиваются. Рост осуществляется благодаря драйверам спроса и предложения. Данная категория пищепрома является продуктами первой необходимости, поэтому детское питание максимально хорошо обеспечено сбытом по всем каналам розничных и оптовых продаж.

Кратко о рынке

Рынок детского питания сегментируется по виду продукции и по возрасту потребителя.

Производство детского питания подразделяется на несколько сегментов:

  • Молочные и кисломолочные продукты
  • Молочные смеси
  • Детские соки
  • И др.


Диаграмма 1. Производство детского питания по сегментам, по состоянию на 2014 год, % производства, тыс. тонн. Источник: По данным Росстата

В натуральном выражении лидирующими сегментами являются пюре (27,1%) и смеси 20%, детская кисломолочная продукция и фруктовые соки заняли третье место с долями 17,2% и 16,2%. По сути, смеси и кисломолочные детские продукты выступают как специализированное клиническое питание, которое наиболее востребовано на рынке.

Заменители грудного молока выступают самым крупным сегментом в денежном выражении.Но только из-за высокой цены. Как видно, в натуральном выражении - это не наибольший сегмент. Но данный сегмент выступает лидером еще и по темпам роста + 9,4% в 2014 году в натуральном выражении.

Сегмент детской воды очень активно растет - 11,3% в натуральном выражении и на 18,2% в денежном. И на нем сравнительно меньше конкуренция, нежели в других сегментах детского питания.

Соки и чай наименьшие темпы роста(1,7% в натуральном выражении).

Показатели рынка

Рост рынка, по-прежнему, обеспечивается в большей степени (72%) за счет импортной продукции.


Диаграмма 2. Объем рынка, тыс. руб., 2011-14 гг.Источник: Федеральная служба статистики и расчеты SBMgroup.biz

Рост российского потребления в 2014 году составил порядка 10-12%.

Импорт

Учитывая то, что эмбарго в 2014 году все-таки не коснулось детского питания с Европы, то, несомненно, лидеры остались в таком же составе:

  1. Швейцария (до 40% всего импорта)
  2. Нидерланды (до 25%)
  3. Германия (до 10%)

Завозят в основном сухие смеси и овощное пюре.

Экспорт

В 2014 году тройку лидеров стран экспорта российского детского питания держали: Казахстан - 50%, Украина - около 25%. Киргизия -15%.

Конкуренция

Конкурентную ситуацию на рынке детского питания можно назвать достаточно напряженной. Тут лидируют несколько отечественных компаний и импортеры. Рынок консолидируется, постепенно примеряя на себя западную модель, когда в отрасли существует лишь несколько крупных игроков общенационального масштаба.

На рынке действует 41 предприятие из 26 регионов России.

Производитель

Ассортимент

ОАО «Детское питание «Истра-

Нутриция»

(Московская область)

Нидерланды, Голландия

Frutapura Nutricia, Nutrilon, Малышка, Малютка, Топ-Топ

Адаптированные смеси для детского питания на молочной

и соевой основе следующихмарок:

«Бэбилак»,

«Бэбилак 2»,

«Бэбилак соя»,

«Малютка с улучшенной рецептурой»,

«Малютка с 6 месяцев»,

«Малыш Инстринский» (быстрорастворимый).

Каши обогащенные молочные и безмолочные «Нутриция -Малышка» (быстрорастворимая).

ЗАО «Компания «Нутритек»

(Московская область)

"Нутрилак", "Винни", "Крошка"

Смеси - заменители грудного молока, детская вода, пюре, каши, соки

ООО «Нестле Россия»

(Московская об)

Польша, США

Швейцария, Нидерланды

Nestogen, Gerber

Безмолочные каши

Молочные каши

Смеси с пребиотиками

Одно- и многокомпонентные пюре

Овощные и фруктовые пюре

Пюре с творогом, йогуртом, сливками,

Мясное пюре

Овощи с мясом

Россия - Калининград, Германия, Австрия

Германия

Базовые и лечебные молочные смеси

Чаи на травах для малышей и мам

Молочные и безмолочные каши

Овощные, фруктовые и мясные пюре

Питьевая детская вода

FrieslandCampina

Нидерланды

Молочные смеси

Новая Зеландия

Нэнни (Бибиколь)

Молочные смеси

ЗАО «Хайнц-Георгиевск»

(Московская обл.)

Молочные смеси

Пудинги для беременных и кормящих мам

Молочные и безмолочные кашки

Фруктовые, овощные, молочные, йогуртные и мясные пюре

печенье (6 злаков)

Детская вермишель

ООО «Завод детского питания «Фаустово» (Московская обл.)

Бабушкино лукошко

детское питание

консервы овощные

консервы мясо-растительные

ОАО «Компания Юнимимилк»

(Московская обл.)

Био Баланс

Простоквашино

Летний день

Биотворог

Биойогурт

Соки и морсы

Детское молоко

Мясное пюре

Мясорастительное пюре

Овощное пюре

Фруктово-молочное пюре

Фруктовое пюре

ОАО «Сады Придонья»

(Волгоградская обл)

«Золотая Русь»,

«Сады Придонья», «Мой», «Сочный Мир», «Спелёнок»

Соки, нектары, сокосодержащие напитки

Пюре на растительной основе

Злаковые коктейли

Детские пюре

Минеральная вода

Сухие растворимые каши

ООО Ивановский комбинат детского питания

Пюре (фруктовые, фруктово-овощные, фруктовые с творогом, с йогуртом, со сливками, овощные, мясорастительные, рыборастительные)

Каши (молочные, молочные с фруктами, каши низкоаллергеновые, каши без молока)

Соки (осветленные, соки с мякотью, нектары)

Экспериментальный комбинат детского питания, Филиал Вимм-Билль-Дан

(Курская обл)

Кисломолочное детское питание

Пюре овощное

Пюре фруктовые и фруктово-овощные гомогенизированные для питания детей раннего возраста

Соки фруктовые восстановленные для питания детей раннего возраста

Медвежонок

Молочная и кисломолочная продукция

4 крупнейших бренда являются драйверами рынка:

  • Данон - молочные и кисломолочные продукты,
  • Нестле - смеси, каши,
  • ПепсиКо - соки,
  • Прогресс.

Они производят 70% товаров сферы детского питания.

Импортеры заняли нишу заменителей материнского молока на 90%, т. к. в России отечественных производителей практически нет. Первопричиной этому служит то, что российского сырья для этих продуктов недостаточно, а таможенные пошлины на импортное сырье выше сборов на готовую продукцию.

Новые организации по производству детского питания в 2014 году

  • Сентябрь 2014 г. - Danoneкупил и реконструировал молокозавод в Екатеринбурге. Были поставлены линии по производству детского питания. Уровень инвестиций - более 800 млн. рублей.
  • ОАО «Модест» в Алтайском крае. Обслуживает спрос Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей. За 2014 год предприятие нарастило производственные мощности на 22,2%. Модернизация линий обошлась свыше 25 млн. рублей.
  • Нестле, г. Вологда.Запуск новых линий - 20 видов детских каш. Инвестиции 2,5 млрд. рублей.
  • Предприятие «Лидер-А», г.Гудермесв Чечне.В 2015 году запланировано открытие цеха по производству детского питания. Плановые производственные мощности - 15 тысяч баночек в час.

Новые предприятия открываются, и мировые бренды также инвестировали в 2014 году в Россию, не смотря на политические проблемы в стране. Идет курс на полное импортозамещение в стране, а для импортной продукции, российское производство позволит немного снизить стоимость на свои товары. Все-таки, ценовое влияние заставляет потребителей пересматривать свои вкусы и выбирать отнюдь не продукцию лидеров рынка.

Наглядно это видно, как на начало 2015 года в рейтингах сети интернет показало ТОП-5 потребительских предпочтений:

  1. Humana
  2. Friso
  3. Heinz
  4. Бабушкино Лукошко
  5. Нэнни (Бибиколь)

Продукция российских производителей стоит в полтора-два раза дешевле, чем у импортеров, поэтому сейчас покупатель всё больше доверяет отечественным производителям, соответствующим критериям цена / качество.

Цены

На рынке детского питания преимущество имеет сегмент продукции со средней ценой.


Диаграмма 4. Ценовая сегментация рынка детского питания в РФ, %, 2014 г.

Когда речь заходит о детском питании «Малютка», многие вспоминают о , продававшихся в СССР в 1970-80-х годах. Некоторые полагают, что их качество с тех пор не изменилось, однако это заблуждение. С 1995 года молочные смеси и каши «Малютка», а также молочные смеси «Малыш» производятся компанией Nutricia, которая полностью изменила состав этих продуктов.

История Nutricia началась в конце 19-го века, когда братья Мартин и Ян ван дер Хаген изобрели рецептуру и впервые наладили ее производство в промышленных масштабах, основав компанию Nutricia (в переводе с голландского - «кормилица»). С тех пор, вот уже более века, компания фокусируется на производстве только детского и специализированного питания. Из них 40 лет компания занимается научными исследованиями, вдохновляясь знаниями о грудном молоке.

Компания поддерживает грудное вскармливание и соблюдает Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока, принятый Всемирной организацией здравоохранения в 1981 году.

Специалисты постоянно изучают состав грудного молока, чтобы максимально приблизить к нему формулу детского питания, ведь только материнское молоко способно удовлетворить все потребности младенца. Установлено, что даже на протяжении одного кормления. Оно меняется по мере взросления малыша. У одной той же женщины молоко для первого ребёнка и второго может отличаться. Оно !

В голландской лаборатории компании Nutricia исследуют образцы грудного молока, стараясь разобраться во всех этих тонкостях. Порой одна и та же мама сдает молоко в разные периоды. Многолетние исследования позволяют компании создавать формулу смеси, максимально приближенную по своему составу к золотому эталону детского питания.


Заводы Nutricia расположены в пяти европейских странах: Голландии, Франции, Германии, Ирландии и России. Политика компании подразумевает бережное отношение к национальным традициям, поэтому, приходя на национальный рынок, она зачастую сохраняет название брендов детского питания, при этом совершенствуя их качество и состав.

Именно поэтому продукция советского бренда «Малютка» сохранила свое название, но при этом получила совершенно новый состав. На сегодняшний день завод Nutricia в Истре - передовое российское предприятие по производству детского питания, работающее по высочайшим европейским стандартам качества и безопасности.


А теперь портал Материнство приглашает вас совершить виртуальную экскурсию по заводу Nutricia в Германии, и сравнить его с заводом в подмосковной Истре, о котором мы .

Посетители завода должны пройти ряд этапов, прежде чем попадут в производственные помещения. Предварительно каждый должен ознакомиться с техникой безопасности и правилами поведения на территории завода.

В Истре посетителям, в том числе и слесарям, ремонтникам и т.д., показывают видеоролик, в котором все основные моменты демонстрируют наглядно. В Германии мы знакомились с правилами по буклету на английском языке.


После этого посетитель должен заполнить краткий тест - таким образом контролируют, насколько человек усвоил прочитанное или увиденное в ролике.


На завод не допускаются люди с признаками простудных заболеваний, с повреждениями кожи. Все мелкие предметы, украшения должны быть оставлены за пределами производственных помещений. Перемещаться по территории можно только по пешеходным дорожкам и только в сопровождении сотрудника предприятия. , помимо этого, все визитеры должны быть одеты в жёлтые светоотражающие жилеты.


Попасть в производственные цеха можно только через специальный шлюз. Здесь необходимо снять верхнюю одежду и переобуться, причём этот процесс также имеет свою специфику. Вам нужно сесть на лавочку, снять обувь, перенести ноги на другую сторону и надеть другую, специальную обувь, предварительно протерев ее проспиртованной салфеткой. На заводе в Истре вам предстоит пройти через два таких этапа.




Затем посетитель надевает одноразовый комбинезон, шапочку и очки. Руки сначала моют с мылом, а затем протирают специальным дезинфицирующим раствором. При наличии колец необходимо надеть перчатки.


Такую сложную процедуру нужно пройти, чтобы получить доступ только в желтую зону - первый уровень безопасности. Здесь можно лишь наблюдать производственные цеха сквозь стекло. Каждая зона обозначена цветной полосой, проходящей по стенам.


Производственные помещения имеют два уровня безопасности: оранжевый и самый строгий - красный. В оранжевой зоне освобождают сырье от верхней упаковки. Процессы по смешиванию ингредиентов, просеиванию, проверке на наличие случайных инородных вкраплений и расфасовке происходят в помещениях с красным уровнем безопасности.



Главное правило на заводе Nutricia в Фульде, как и на других предприятиях компании, - это идеальная чистота и высокотехнологичность. Оборудование полностью герметично, ничто не может попасть внутрь. Оно регулярно проверяется как сотрудниками технического отдела, так и независимыми аудиторами. Наружные поверхности оборудования моют и дезинфицируют каждый день, а линия производства чистится всякий раз, когда на производство отправляется продукт с другой рецептурой. Каждую неделю специальные службы берут микробиологические пробы, чтобы проверить качество окружающей среды.


В зоне высокого риска, где продукт смешивается с витаминами и микроэлементами, давление выше, чем в других помещениях. Это нужно для того, чтобы сохранить в помещении полную стерильность. Когда открываются двери, воздух извне не может попасть внутрь. Доступ в красную зону органичен, туда могут попасть только некоторые сотрудники завода, пройдя соответствующую подготовку, в специальной одежде и после процедуры сканирования отпечатков пальцев.


Все сотрудники находятся на территории производства в специальной униформе, регулярно дезинфицируют руки, а раз в год проходят полный медицинский осмотр.




Из одного цеха в другой смесь поступает по трубам под давлением. На этапе упаковки она движется северу вниз под действием силы тяжести и посредством вибрации. Здесь готовый продукт расфасовывают в большие мешки. Герметичная линия исключает доступ кислорода к продукту. Автоматически производится отбор образцов на поведение различных проб и анализов качества.




Nutricia проверяет продукты с чрезвычайной скрупулезностью и тщательностью. В компании есть правило: помимо соответствия стандартам качества страны, в которой продукт производится, он должен соответствовать нормам Евросоюза и Международным нормам кодекса Алиментариус. И если требования этих организаций отличаются, то в компании выбирают те, что строже.

Абсолютно каждая партия произведенного продукта проверяется:

  • На соответствие пищевой ценности: жиров, белков, витаминов, минералов
  • На отсутствие вредных веществ: токсинов, антибиотиков, ГМО, чужеродных бактерий
  • На органолептические показатели, результаты которых основаны на анализе восприятий органов чувств: зрения, обоняния, вкуса

В лабораториях компании Nutricia работают высококвалифицированные специалисты с многолетним стажем работы в детском питании, которые проверяют продукт по многочисленным параметрам - от 90 до 300 на одну партию.


Компания Nutricia во всех странах подчеркивает важность первых 1000 дней - от момента зачатия до двух лет - для всей последующей жизни человека. От правильного питания и образа жизни в этот период зависит дальнейшее развитие и здоровье ребенка. В нашей стране малыша после года зачастую слишком рано переводят на общий стол, что приводит к нарушениям в его питании. У врачей-педиатров вызывает озабоченность такая практика, поэтому была разработана и принята .


Каждая мама хочет дать своему ребёнку самое лучшее. А что лучше материнского молока, пользу которого переоценить сложно. Но бывают случаи, когда ребёнка приходиться вскармливать искусственно молочными смесями и, возникает вопрос, как же правильно выбрать молочную смесь.

Давайте разберёмся, какими же бывают молочные смеси!

Все молочные смеси разделяют на две группы: адаптированные (наиболее близки к грудному молоку по своему составу, например, молочные смеси «NAN», «NUTRILON», «HIPP», «FRISOLAK») и частично адаптированные (в меньшей степени имитируют состав грудного молока, например, молочные смеси «SIMILAC», «Малютка», «Малыш»).

Большинство молочных смесей производиться на основе коровьего молока. Также производят смеси на основе козьего молока(молочная смесь "НЭННИ") и сои.

Посмотреть цены можно здесь

Детские молочные смеси, произведённые из коровьего молока делятся на две группы: ацидофильные (кисломолочные, например, "НАН кисломолочный") и пресные молочные смеси. Кисломолочные смеси, как правило, предназначены для лечебных целей (проблемы со стулом, аллергии). По качеству и количеству белкового компонента детские молочные смеси бывают сывороточные (по сывороточному белку наиболее приближены к грудному молоку) и казеиновые (содержат казеин коровьего молока).

Посмотреть цены можно здесь

Детские молочные смеси производят в сухом и жидком виде. Преимущество жидких молочных смесей в том, что они уже готовы к употреблению, нужно только разогреть. Смеси в сухом виде необходимо разводить водой или варить. Преимущество сухих смесей в том, что они хранятся дольше и по цене дешевле, чем молочные смеси в жидком виде.

Каким же молочным смесям отдать своё предпочтение?

В адаптированных молочных смесях уменьшено количества белка и количество жиров. Такая смесь наиболее приближена к грудному молоку, подходят для младенцев от рождения, частично адаптированные - для детей старше 6 месяцев.Недоношенные дети нуждаются в смесях с высоким содержанием жиров («PRE NAN», «НЕНАТАЛ»).

Посмотреть цены можно здесь

Если у ребёнка аллергия на белок коровьего молока, в таком случае необходимы только смеси с содержанием соевого белка:

Но бывают и такие дети, которым и соевый белок не подходит. В таком случае назначают смеси, где белок расщеплен до аминокислот:

1. «ФРИСОПЕП»,

Посмотреть цены можно здесь

2.«HUMANA»

Посмотреть цены можно здесь

При непереносимости молочного сахара - лактозы - рекомендуются смеси не содержащие лактозы(«НАН без лактозы», «NUTRILON с низким содержанием лактозы»), а в тяжелых случаях - смеси, содержащие лактозу - «SEMPER-BIFIDUM»

Посмотреть цены можно здесь

Если малыш часто и много срыгивает, ему подойдут смеси, содержащие камедь (при склонности к запорам) - смеси «NUTRILON ANTIREFLUS», «FRISO», или крахмал (при жидком стуле) - «NUTRILON-OMNEO».

При расстройствах кишечника показаны смеси, содержащие полезные бактерии. При непереносимости растительного белка- смеси без растительного белка, при анемиях - смеси с повышенным содержанием железа.

Стоит отметить, что производители маркируют свою продукцию с учётом возраста и потребностей ребёнка. Цифра 1 - для новорожденных и до 6-7-ми месяцев. Цифра 2 - для детей от 6-ти месяцев, а 3-для детей старше 1 года.

Подробнее о некоторых смесях

1. Молочная смесь «АГУША» (Россия) выпускает несколько видов смеси для детей от рождения(как в сухой форме, так и в жидкой). Смеси «АГУША» повышают иммунитет ребёнка, способствуют его росту и правильному развитию.

Посмотреть цены можно здесь

Плюсы: приятный вкус и низкая стоимость.

Минусы: в составе некоторых видов смесей содержится сахар.

2. Молочная смесь FRISO (Голландия) выпускает продукцию для малышей от рождения, как для здоровых, так и для детей с какими-либо нарушениями.

Плюсы: хороший вкус, а также смесь достаточно питательная(кроха наедается).

Минусы: плохо растворяется, за счёт чего возможно образование комочков.

3. Молочная смесь «NAN» (компания «NESTLE», Голландия) разработана как для здоровых малышей, так и для недоношенных деток. Смеси «NAN» способны обеспечить кроху самыми необходимыми полезными веществами, нормализовать стул, повысить иммунитет. Ассортимент представлен такими видами смеси: «NAN Premium», «NAN Без содержания лактозы», «NAN Кисломолочный», «NAN ALFARE»(для детей с сильной диареей), а также специальные смеси - «NAN PRENAN» (для недоношенных детей).

Плюсы: сладкая на вкус, присутствие в составе омега 3 кислот, хорошо растворяется.

Минусы: высокая стоимость. Некоторые мамы отмечают у своих детей запоры и зелёный стул.

4. Молочная смесь «NUTRILAK» (компания NUTRITEK; Россия, Эстония). Смеси «NUTRILAK» выпускаются самых разных видов (Кисломолочный, Без содержания лактозы и др.) Изготовлены и для питания здоровых детей с момента рождения, и для недоношенных детей, а также для детей с аллергией и кишечными проблемами.

Плюсы: хороший вкус, низкая стоимость, отсутствие в составе крахмала и сахара.

Минусы: смесь сильно пениться во время приготовления, в составе присутствует белок коровьего молока(не всем детям подходит).

5. Молочная смесь «HIPP» (Австрия, Германия) предназначена для детей от рождения, содержат только органические вещества, полезные микроэлементы и витаминный комплекс, без ГМО и сахара.

Посмотреть цены можно здесь


Плюсы: чистый органический продукт, хорошо растворяется, имеет приятный запах и вкус.

Минусы: высокая стоимость, возможны запоры.

6. Молочная смесь «Малютка» (компания «NUTRITEK Украина»).

Посмотреть цены можно здесь

Плюсы: Доступная цена, наличие смеси во многих магазинах и аптеках.

Минусы: оставляет осадок на стенках бутылочки, во время приготовления пениться.

7. Молочна смесь«HUMANA» (Германия). Выпускается в жидком и сухом виде. Смеси «Humana» подходят как для регулярного питания, так и в лечебно-профилактических целях. Состав подобран по разным возрастам.

Посмотреть цены можно здесь


Плюсы: приятный запах и вкус.

Минусы: довольно высокая цена.

Обеспечение здорового питания детей первых лет жизни является одной из важнейших задач всех родителей. Естественное вскармливание, безусловно, является приоритетным, однако в настоящее время качественные заменители грудного молока позволяют дать ребенку все необходимые для жизни элементы и полезные вещества. О том, как обстоят дела с производством детских сухих молочных смесей в России, а также экспортом и импортом, в исследовании компании Research.Techart, опубликованном в журнале «Молочная Сфера» № 3 (50) 2014.

В России индустрия сухих молочных смесей начала развиваться в 10-х годах прошлого века с появлением «молочных кухонь», основной целью которых являлось снижение детской смертности из-за неправильного питания. Полностью адаптированные детские молочные смеси появились в нашей стране с выходом на рынок зарубежных производителей в 80-х годах.

В 2013 году объем российского рынка сухих молочных смесей оценивается компанией Research.Techart в 53,5 тыс. тонн, что выше уровня предыдущего года на 8,9%.

Сегодня в России представлен обширный ассортимент продукции как отечественных, так и зарубежных производителей. Исходя из объемов продаж, импортная продукция пользуется гораздо большим спросом, причем в течении последних лет ее доля все время растет, тогда как доля товаров российских производителей в натуральном выражении уменьшилась с 39% в 2011 году до 31,3% в 2013-м.

Экспортные поставки сухих молочных смесей незначительны и не оказывают существенного влияния на рынок. На экспорт поставляется от 8 до 16% всей произведенной в России продукции.

Производство в России

Производство детских сухих молочных смесей в России в натуральном выражении стабильно и на протяжении последних лет составляет 19–20 тыс. тонн. В 2013 году наметилось небольшое снижение в натуральном выражении: объем производства составил 19,6 тыс. тонн против 20,2 тыс. тонн в 2012 году. При этом в стоимостном выражении оно постоянно растет за счет увеличения цен производителей на смеси. В январе 2014 года средняя цена производителей в России достигла 217,5 тыс. руб. за тонну сухих молочных смесей, в то время как в январе 2012 года цена составляла 146,6 тыс. руб./тонна. Таким образом, за два года цена выросла на 48,4%.

В России круг производителей сухих молочных смесей весьма ограничен. При этом производимые смеси можно условно разделить на продукцию под российскими брендами и брендами иностранных компаний.

По состоянию на 2014 год в России насчитывается пять заводов по выпуску заменителей грудного молока: ОАО «Детское питание “Истра-Нутриция”», ЗАО «Инфаприм», ЗАО «Компания “Нутритек”», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Нестле Россия». Характерной чертой производства сухих молочных смесей в России является сосредоточение всех игроков в Москве и Московской области.

Вплоть до 2012 года на рынке также присутствовала компания ЗАО «Продукты Зауралья», которая изготавливала сухие молочные смеси Nutrilak, однако компании не удалось закрепиться на рынке и в 2013 году данная организация была объявлена банкротом.

Импорт

В 2013 году объем импорта вырос на 15,1% и достиг 36,8 тыс. тонн в натуральном выражении, а в денежном находился на уровне 10,85 млрд руб.

Почти половина (48,7%) смесей, ввозимых в Россию, выпущены под торговой маркой Nestle. Более 18% приходится на продукцию Nutricia и Nutrilon. Другие смеси занимают в общем объеме импорта менее 10% каждая.

Следует отметить, что структура в натуральном и денежном выражении несколько отличается. Это вызвано тем, что средние цены разных компаний варьируются в широком диапазоне. Так, Dairy Goat Co-operative (Новая Зеландия) поставляет в Россию смеси Nanny на основе козьего молока, стоимость которых колеблется от 950 до 1 050 руб за кг, а импортная стоимость смеси Nutricia/Nutrilon производства Milupa Gmbh (Германия) составляет 140–230 руб./кг.

Сухие молочные смеси, импортируемые в Россию, производятся на разных производственных площадках. Чем большую долю занимает компания в структуре импорта, тем больше заводов-изготовителей было привлечено к производству продукции. Так, например, импортные заменители грудного молока Nestle поставляются с заводов компании, располагающихся в Швейцарии, Нидерландах, Франции и Германии.

Экспорт

По итогам 2012–2013 гг. наметилась тенденция к снижению объема экспорта сухих молочных смесей. В 2012 году этот показатель составил 3,12 тыс. тонн, что ниже уровня 2011-го на 2%. А в 2013 году экспортные поставки упали на 8,2% и оцениваются в 2,86 тыс. тонн. Объем экспорта в денежном выражении был равен 0,62 млрд руб. и, в отличие от динамики вывезенных смесей в натуральном выражении, в 2013 году, как и годом ранее, отмечен прирост в 8,8%.

Абсолютным лидером по объему экспорта сухих молочных смесей является ОАО «Детское питание “Истра-Нутриция”»: в 2013 году на него пришлось 70,9% вывезенных из России заменителей грудного молока. Высокая доля компании в общем объеме экспорта объясняется тем, что она была создана как структурное подразделение голландской Nutricia в России с целью обеспечения нужд потребителей не только из России, но и близлежащих стран СНГ. Значимые объемы поставок отмечаются у ЗАО «Инфаприм» (22,5%). Стоит также заметить, что небольшая доля в общем объеме поставок ЗАО «Компания “Нутритек”» объясняется тем, что основная страна-покупатель сухих молочных смесей российского производства, Украина (77,6% всех экспортных поставок в 2012 году, 46,6% поставок в 2013 году), имеет свой завод по производству смесей Nutrilak (ОАО «Хорольский молочноконсервный комбинат детских продуктов») и самостоятельно обеспечивает потребности украинских потребителей.

Лидерами по объему закупаемых из России смесей являются компании ДСВ «Украина» (Украина), ОСОО «Мухаррик» (Киргизия), ООО «Нутриция Украина» (Украина), которые закупают продукцию у ОАО «Детское питание “Истра Нутриция”».

Ассортимент продукции

На полках розничных магазинов детского питания представлены сухие молочные смеси в количестве 200 различных ассортиментных позиций, из которых 22,1% приходится на компанию Nutricia, 14,6% – на швейцарскую Nestle, 10,6% – на российский «Нутритек». Торговые марки данных производителей являются самыми распространенными среди отечественных потребителей. На рынке отмечается присутствие нишевых игроков. Так, Hyproca и Vitacare предлагают смеси лишь на основе козьего молока, в то время как другие – на основе только коровьего.

Наиболее востребованными являются смеси для здоровых детей на основе коровьего молока, поэтому таких смесей в ассортименте представленных на российском рынке компаний большинство (58,8% от общего количества ассортиментных позиций). Смеси на основе козьего молока составляют всего 6,5%. Особой ассортиментной группой являются специализированные смеси для больных детей, удельный вес которых равен 34,7% в общем количестве ассортиментных позиций по заменителям грудного молока, представленных на российском рынке.

Специализированные смеси укрупненно можно разделить на четыре группы. Большее место занимают смеси для детей с нарушением моторики ЖКТ: на их долю приходится 33,3%. Еще 30,4% предлагаемых заменителей грудного молока составляют продукты, предназначенные для малышей с различными аллергическими реакциями (вторичной ферментопатией). Доля смесей, используемых при кормлении детей с наследственной ферментопатией, равна 27,5%.

Таким образом глубина каждой ассортиментной группы специализированных смесей, рассмотренных выше, примерно одинакова. В совокупности на их долю приходится 91,3%. Смеси для недоношенных или маловесных детей составляют 8,7% ассортимента.

Если ранее производителями предлагались только два вида смесей – для детей первого и второго полугодия жизни, то сегодня, в условиях сложившейся тенденции к увеличению срока кормления, на прилавках магазинов присутствуют смеси для детей от 12 до 18 мес. с маркировкой на упаковке «3» и для детей от 18 до 36 мес. с маркировкой «4».

Подавляющее число продуктов произведено без использования заквасок. На долю кисломолочных смесей приходится лишь 2,5%: две смеси имеет в своем ассортименте Nutricia, еще столько же – Nestle, одну – компания «Нутритек».

Как правило, сухие молочные смеси выпускаются в жестяных банках или картоне. Жестяная банка является самым распространенной формой упаковки товара, на ее долю приходится 63,3%. В картонной упаковке производителями выпускаются 36,7 % предлагаемых на рынке смесей.

Сбыт

Реализация сухих молочных смесей в сегменте B2B происходит в основном через официальных дистрибьюторов основных производителей. Одной из особенностей сбыта является большая доля государственных закупок. Смеси закупаются учреждениями здравоохранения (министерства, больницы, перинатальные центры, клинико-диагностические центры и др.), домами ребенка и др. учреждениями для детей-сирот, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями системы исполнения наказаний (тюрьмы, колонии) и другими организациями.

В сегменте В2С структура сбыта разнообразна. Для производителей имеет важное значение географическая представленность и доступность продукции, поэтому ведущие компании стремятся максимально задействовать все каналы сбыта: от маленьких магазинов и аптек до крупных сетевых гипермаркетов.

По мнению экспертов, средние ежемесячные расходы на приобретение детских товаров составляют от 3 до 6 тыс. руб. Существенная доля (38%) приходится на детские сетевые магазины. Важными каналами для покупки молочных смесей являются также супер- и гипермаркеты (28%), традиционные продуктовые и детские магазины (15%), аптеки (14%), а также интернет-магазины (5%).

Цены

Обращение сухих молочных смесей на рынке является одной из высокомаржинальных сфер бизнеса, которая включает в себя длинную цепочку по формированию добавленной стоимости. В среднем цены потребителей превосходят цены производителей в три раза: средняя цена производителей сухих молочных смесей в 2013 году установилась на уровне 210,3 руб./кг, а средняя потребительская цена на заменители грудного молока в 2013 году составила 576,7 руб./кг.

Наиболее дорогими являются смеси из козьего молока, а также гипоаллергенные смеси и смеси для маловесных детей. Наиболее низкие цены установлены на смеси для здоровых детей на основе коровьего молока.

Факторы развития рынка

На развитие рынка сухих молочных смесей влияют различные факторы.

Среди политических факторов можно отметить утверждение Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года, которая направлена на повышение экспортного и, что важно, инновационного потенциала отечественных производителей детских товаров. А также –утверждение Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года, одним из направлений которой является модернизация молочного производства с целью сокращения издержек. Под данную задачу государством с 2012 года выделяются различные субсидии.

Такие формы поддержки семей, имеющих детей, как материнский капитал, оказывают влияние на рождаемость. Считается, что увеличение рождаемости вызвано в том числе и достижением женщин, родившихся в период всплеска, активного детородного возраста – 20-35 лет. Рост рождаемости благоприятно сказывается на рынке заменителей грудного молока.

Для развития рынка немаловажное значение имеет популярность искусственного вскармливания в современном обществе. По оценке Research.Techart, в России в 2013 году на искусственном вскармливании находилось более 65% детей в возрасте от 3 до 6 мес. При этом искусственное вскармливание детей в данном возрасте становится все более распространенным: в 1995 с помощью смесей вскармливалось 55% детей.

Аргументами родителей в пользу искусственного вскармливания является в первую очередь то, что такие смеси могут быть заменой или дополнением к грудному молоку, а во вторую – наличие в смесях полезных веществ для развития и роста ребенка.

С учетом тенденций и факторов развития рынка потребление сухих молочных смесей в России к 2018 году может превысить 62,5 тыс. тонн. При этом среднегодовой темп прироста составит 3,2%. /

10 января 2014, 19:30

СРАВНЕНИЕ ДЕТСКИХ МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ

У дивительно, но современные ученые не могут в точности воспроизвести химически состав женского грудного молока. А все детские смеси лишь слабое подобие этого поразительного по своим качествам продукта.

Однако молочные смеси – это спасение для малышей, чьи мамы по различным причинам не могут обеспечить им грудное кормление. В таком случае возникает другой вопрос: какая детская смесь лучше и что выбрать? Даже если вы знаете , то и в этом случае подобрать подходящую смесь на полке магазина бывает совсем непросто. Что уж говорить о тех, кто только начинает разбираться в свойствах и составах молочных смесей. Надеемся, что размещенная ниже информация поможет найти верное решение.

Ниже указано большинство компонентов, входящих в состав молочных смесей для детей от 0 до 6 месяцев, их функции, а также краткое описание некоторых марок заменителей грудного молока.

Деминерализованная молочная сыворотка – наиболее приближенный к грудному молоку состав, в отличие от просто обезжиренного сухого молока. Все смеси содержат лактозу, углевод необходимый детям первого года жизни.

Для детей первых 6 месяцев обязательно присутствие следующих составляющих:

  • Йод – важный химический элемент, входит в состав гормонов, вырабатываемых щитовидной железой. Способствует росту, а также развитию и обмену веществ в организме. Ребенок первого года жизни должен получать от 110 мкг йода в сутки.
  • Таурин – аминокислота необходимая для правильного формирования центральной нервной системы ребенка, зрения и развития головного мозга. В первые дни жизни она незаменима, поскольку организм малыша начинает синтезировать эту аминокислоту после 1,5 месяцев. Оптимальное содержание в смеси 40-50 мг.
  • ПНЖК (полиненасыщенные жирные кислоты) – оказывают прекрасное воздействие на развитие головного мозга ребенка. Это различные жирные кислоты класса омега 3 и омега 6 (линолевая и линоленовая жирные кислоты). Такие кислоты присутствуют во всех молочных смесях, входя в их состав благодаря комплексам растительных масел.
  • Нуклеотиды - материал для построения клеток ДНК и РНК. Они ускоряют рост и развитие ребенка, способствуют развитию микрофлоры кишечника и помогают формировать иммунную систему.

Ниже представлен сравнительный анализ 10-ти самых популярных детских молочных смесей для питания детей от 0 до 6 месяцев, реализуемых на территории России. Для анализа использована информация с сайтов производителей детских смесей.

Рейтинг молочных смесей для новорожденных

  • Малютка 1 (Россия)
    • Общая информация: масса нетто – 350 гр, энергетическая ценность – 478 ккал/100 гр, стоимость 150-170 рублей.
    • Достоинства: в состав смеси входят деминерализованная молочная сыворотка, нуклеотиды, лактоза, таурин – 39 мг, йод – 90 мкг, пребиотики ГОС и ФОС, ПНЖК омега 3 и омега 6.
    • Недостатки: содержит пальмовое масло и соевый лецитин.
  • Симилак 1 (Дания)
    • Общая информация: масса нетто – 350 гр, энергетическая ценность – 514 ккал/100 гр, цена - 215-230 рублей.
    • Достоинства: не содержит пальмового масла, входят таурин – 34 мг, лактоза, содержит нуклеотиды, пребиотики ГОС, йод – 100 мкг.
    • Недостатки: в состав смеси входит обезжиренное сухое молоко, содержит соевый лецитин.
  • Нестожен 1 (Швейцария)
    • Общая информация: масса нетто – 350 гр, энергетическая ценность – 499 ккал/100 гр, стоимость - 200-250 рублей.
    • Достоинства: в состав входит деминерализованная молочная сыворотка, содержит 36 мг таурина, лактозу, пребиотики ГОС и ФОС, улучшающие пищеварение.
    • Недостатки: в состав смеси входит обезжиренное сухое молоко, содержит соевый лецитин, йод – 75 мкг.
  • Нэнни 1 (Новая Зеландия)
    • Общая информация: масса нетто – 400 гр, энергетическая ценность – 500 ккал/100 гр, стоимость - 850-1200 рублей.
    • Достоинства: в составе присутствуют растительные масла, инкапсулированный жир морских рыб, пребиотики, лактоза.
    • Недостатки: содержит всего 32 мг таурина и 66 мкг йода.
  • Нутрилон Премиум 1 (Голландия)
    • Общая информация: масса нетто – 400 гр, энергетическая ценность – 476 ккал/100 гр, цена 350-380 рублей.
    • Достоинства: в состав входят деминерализованная молочная сыворотка, таурин – 39 мг, пребиотики ГОС и ФОС, нуклеотиды, йод – 89 мкг.
  • Нан 1 (Нидерланды)
    • Общая информация: масса нетто – 400 гр, энергетическая ценность – 519 ккал/100 гр, стоимость 310-340 рублей
    • Достоинства: в состав входят деминерализованная молочная сыворотка, таурин – 39,4 мг, йод – 93 мкг, содержит рыбий жир.
    • Недостатки: производитель не расшифровывает виды растительных масел в составе смеси, содержит соевый лецитин.
  • Малыш 1 (Россия)
    • Общая информация: масса нетто – 350 гр, энергетическая ценность – 510 ккал/100 гр, цена 140-160 рублей.
    • Достоинства: в состав смеси входят деминерализованная молочная сыворотка, лактоза, йод – 89 мкг; таурин – 41 мг.
    • Недостатки: содержит пальмовое масло, соевый лецитин
  • Агуша 1 (Россия)
    • Общая информация: масса нетто – 350 гр, энергетическая ценность – 520 ккал/100 гр, стоимость 150-170 рублей.
    • Достоинства: содержит нуклеотиды, таурин.
    • Недостатки: содержит пальмовое масло, обезжиренное молоко, йод – 10 мкг.
  • Хипп 1 (Евросоюз)
    • Общая информация: масса нетто – 300 гр, энергетическая ценность – 502 ккал/100 гр, стоимость 240-260 рублей.
    • Достоинства: в состав входит частично деминерализованная молочная сыворотка, лактоза, таурин 39 мг.
    • Недостатки: производитель не расшифровывает виды растительных масел в составе смеси, в состав входит картофельный крахмал, который не желателен в рационе грудных детей, йод – 68 мкг.
  • Беллакт 1 (Беларусь)
    • Общая информация: масса нетто – 400 гр, энергетическая ценность – 507 ккал/100 гр, цена 140-160 рублей.
    • Достоинства: состав содержит 39 мг таурина, нуклеотидный премикс, пребиотики ГОС и ФОС, йод – 78 мкг.
    • Недостатки: содержит пальмовое масло, обезжиренное сухое молоко.

Стоит помнить о том, что наиболее важным периодом в развитии ребенка являются первые 6 месяцев. В этот период необходимо обеспечить наилучшее питание, отдавая предпочтение качеству.

Дата публикации: 03.06.2013