Китайцы сжигают ритуальные деньги. Взятка для мертвых. Вид ритуальных денег

Несмотря на сложности, он пошел учиться в Чикагский Университет (University of Chicago), а позже учился также в Колумбийском Университете (Columbia University) и Нью-Йоркском Университете (New York University), получив в итоге степень магистра в социологии.


Льюис Хайн (Lewis Wickes Hine) родился в 1874 году в Ошкош, штат Висконсин (Oshkosh, Wisconsin). Ему пришлось рано начать работать на фабрике, так как отец его умер, а Льюис мечтал получить хорошее образование. Несмотря на сложности, он пошел учиться в Чикагский Университет (University of Chicago), а позже учился также в Колумбийском Университете (Columbia University) и Нью-Йоркском Университете (New York University), получив в итоге степень магистра в социологии.

Известно, что с самого детства Хайн хотел фотографировать и не оставил этой мечты и позже.

Он начал преподавать в Школе этической культуры (Ethical Culture School) в Нью-Йорке, и уже тогда он ввел в свой курс элементы фотографии, которые использовал для обучения студентов.

Хайн приобрел необходимое оборудование – камеру и магниевую вспышку, самостоятельно научившись работать с ними, и его снимки тех лет запечатлели школьную жизнь.

Продолжая снимать, Льюис увлекся темой иммигрантов, которые прибывали в те годы в Штаты в огромном количестве. Так, темами фотографа стали весьма безжалостные реалии – бедность, граничащая с нищетой, растерянность. Впрочем, на фотографиях Хайна было и нечто большее, чем просто отражение не самой благополучной стороны американской жизни – несмотря на растерянность, безнадежность и смятение, люди на его фотографиях были полны Надежды.

Его снимки начали печатать прогрессивные журналы, и вскоре, окрыленный успехом, Льюис оставил преподавание и целиком отдался фотографии.

Он продолжал снимать "проблемные" стороны жизни, и одной из очень больших его тем стала эксплуатация детского труда. Так, Хайн много путешествовал по стране и под разными предлогами проникал на заводы и фабрики, где использовался детский труд. Получившиеся снимки впоследствии вызывали целую волну человеческих эмоций.

В 1908-м он стал штатным фотографом Национального комитета детского труда (National Child Labor Committee, NCLC), он оказался в авангарде кампании против использования детей на производстве. Фотографии тех лет были более чем выразительными – маленькие чумазые шахтеры, юные ткачи, дети, стоящие у огромных не по росту станков, дети, курящие сигареты после долгого дня на фабрике… Эти снимки были по-своему революционными. Такой фотографии американская общественность еще не знала, и это вызывало настоящий шквал новых эмоций.

Серию снимков, посвященную детскому труду, он сам называл "галереей потерянного поколения". Пожалуй, самым известным снимком той серии стала фотография девочки, отвернувшейся от огромного станка и с интересом глядящей в окно, на мир за пределами цеха.

Позже Льюиса Хайна назвали основоположником социальной фотографии. Кстати, во многом благодаря его снимкам вскоре был принят и знаменитый закон в защиту детского труда.

Позже, уже в 1920-30 годах Хайн работал над фотографиями о жизни рабочих в Америке. Очень популярными стали его снимки со строительства небоскреба The Empire State Building, а также очень известны его работы в годы Первой мировой войны, когда Хайн работал вместе с организацией Красный Крест. Позже он работал с Красным Крестом и во время Великой депрессии, и в тот период он сделал свои знаменитые фотографии засухи на Юге.

Впрочем, в том, что казалось серии работ об американских рабочих, уже не было никакого социального подтекста – напротив, эти снимки пропитаны гордостью за свою страну.

В 1930-х Льюис уделял больше вниманию композиции своих фото, и его снимки тех лет гораздо более "правильные", однако многие поклонники таланта фотографа отдают предпочтение именно его ранним работам, пусть и не вполне идеальным, но очень "живым".

В дальнейшем карьера фотографа не складывалась гладко – он не смог содержать себя своими фотографиями. Дела становились все хуже, и вскоре Хайн потерял дом.

Уже после смерти Льюиса его сын Коридон (Corydon) передал негативы отца Лиге фотографов (Photo League), упраздненной в 1951-м. Музей современного искусства (Museum of Modern Art) работы Хайна не принял, зато их приняли в знаменитый музей фотографии George Eastman House в Рочестере, штат Нью-Йорк (Rochester, New York).

C древних времен китайцы верят, что после смерти человек оставляя земную жизнь переходит в потусторонний мир с пустыми руками, и его дети и внуки должны обеспечить покойного всем для жизни в потустороннем мире, где он остается вплоть до следующего перерождения. Поэтому в поминальные дни на кладбищах Китая родственники покойных сжигают бумажные подношения, которые, согласно поверьям, попадают в потусторонний мир в виде реальных предметов.

За последние пять десятков лет традиционные бумажные подношения становились все более и более замысловатыми. В современном китайском обществе потребления на могилах жгут бумажные модельки машин, ноутбуков, дизайнерских сумок и даже фигурки слуг. Все это разнообразие запечатлел британский фотограф китайского происхождения Курт Тонг в своей серии фотографий под названием «На случай дождя в потустороннем мире».

(Всего 15 фото)

1. Традиция сжигания бумажных подношений в честь усопших предков насчитывает в Китае не одну сотню лет. На фото: бумажные слуги.

2. Обычно подношения жгут на кладбищах в особые дни, например Цинмин, представляющий собой традиционный китайский праздник поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния.

3. Во время Цинмин китайцы собираются в кругу семьи и посещают могилы предков. Они приводят могилы в порядок, украшают их зелеными ветвями, приносят жертвы богу Земли в виде фруктов и овощей, а также сжигают ритуальные деньги и другие бумажные подношения.

4. Китайские ритуальные деньги представляют собой бумажные деньги, выпускаемые с целью совершения ритуала жертв духам и передаче умершим в китайской традиции.

5. Ритуальные деньги и другие подношения широко применяются во всех странах с китайским населением, как в старину, так и в настоящее время.

6. Подношения используются для того, чтобы дать возможность духам умерших родственников жить лучше в загробном мире. Это то, благодаря чему умершие родственники живут в загробном мире или в преисподней. При этом слово «преисподняя» не носит негативной окраски, речь идёт о мире, в котором обитают умершие и духи.

7. В традиционной китайской мифологии все, кто умирают, попадают в подземный мир Диюй (кит. 地獄/地狱, буквально «подземный суд»), где проходят суд, чтобы быть отправленными на небо или в нирвану или переродиться в других мирах.

8. Ритуальные деньги и другие подношения сжигаются в специальных печах при храмах или на кладбищах и зачастую посвящаются определённым божествам. При этом считается, что сжигание настоящих денег вместо жертвенных приносит несчастье.

9. Хотя бумажные подношения выглядят как сувенирные или игровые, китайцы воспринимают их без тени юмора (ср. искусственные цветы в европейской обрядности).

10. Не рекомендуется отдавать подобные подношения живым людям как подарок (даже в шутку) - это может восприниматься как пожелание смерти и может сильно обидеть. Если проводить аналогию, то фактически в Китае подобный подарок живому человеку воспринимается, как если бы в России живому человеку подарили траурный венок.

11. Официально практика сжигания бумажных подношений умершим в Китае запрещена, но к ней всегда относились достаточно терпимо.

12. С годами бумажные подношения, которые массово продают на китайских кладбищах в поминальные дни, становились все более и более замысловатыми, порой доходящими до абсурда.

13. Так в 2006 году журналисты писали, что на китайских кладбищах торговали не только бумажными модельками машин или бумажными копиями iPad и iPhone, но и фигурками проституток, бумажной Виагрой, презервативами, экстази и даже оборудованием для казино.

14. Представленные в этой подборке предметы - те, что были сожжены британским фотографом китайского происхождения Куртом Тонгом, в качестве подношений для своих умерших родственников.

15. Курт родился в Гонконге в 1977 году. Первоначально он прошел подготовку в качестве патронажной сестры и стал одним из основателей благотворительного дома для детей-инвалидов в Индии в 1999 году.

Но с 2003 года Курт работает в качестве фотографа и благодаря своему фотопроекту об индийских детях-инвалидах стал победителем Международного конкурса фотографии Луиса Валтуена. В 2006-м году Курт получил степень магистра по документальной фотографии, отучившись в Лондонском колледже коммуникаций. И теперь работает над фотопроектами, черпая вдохновения в семейных отношениях и своих китайских корнях.

Традиция сжигать на могиле умершего «банкноты китайского Ада». Китайцы верят, что в загробном мире этими деньгами можно дать взятку «Властелину Ада».

Кроме этого «Властелина», в Преисподней китайцев судят Иосиф Сталин, Никита Хрущёв и Джон Кеннеди - именно их портреты нанесены на «банкноты Ада».

Китайские ритуальные деньги

Кита́йские ритуа́льные де́ньги (кит. трад. 金紙 , упр. 金纸 , пиньинь : jīnzhǐ , палл. : цзиньчжи , букв. ‘золотая бумага ’, кит. трад. 銀紙 , упр. 银纸 , пиньинь : yínzhǐ , палл. : иньчжи , букв. ‘серебряная бумага ’, кит. трад. 陰司紙 , упр. 阴司纸 , пиньинь : yīnsīzhǐ , палл. : иньсычжи , букв. ‘деньги преисподней ’, кит. трад. 紙錢 , упр. 纸钱 , пиньинь : zhǐqián , палл. : чжицянь , букв. ‘бумажные деньги’ , кит. трад. 冥幣 , упр. 冥币 , пиньинь : míng bì , палл. : мин би , кит. трад. 冥鈔 , упр. 冥钞 , пиньинь : míng chāo , палл. : мин чао , кит. трад. 冥紙 , упр. 冥纸 , пиньинь : míng zhǐ , палл. : мин чжи } букв. ‘тёмные деньги’ , кит. трад. 紙楮 , упр. 纸楮 , пиньинь : zhǐchǔ , палл. : чжичу , вьетн. tiền âm phủ, tiền địa phủ, tiền vàng bạc, Tiền vàng mã , яп. 冥銭 ( мэйсэн ) ,

также деньги загробного банка ) — бумажные деньги, выпускаемые с целью совершения ритуала жертв духам и передаче умершим в китайской традиции. Ритуальные деньги широко применяются во всех странах с китайским населением, также и в настоящее время. Название «преисподняя» не носит негативной окраски, речь идёт о мире, в котором обитают умершие и духи.

Вики

Понятие «Ад» китайцам привили иезуитские миссионеры в середине XIX века. Европейские священники тогда стращали туземцев, что если те не примут христианство, то попадут прямиком в Ад. С тех пор китайцы-нехристиане верят, что после смерти они попадают в Преисподнюю.

История

Понятие ада появилось в связи с буддийской абхидхармой , объясняющей сансару и круговорот перерождений . Буддийские представления воспринялись традицией и переработались в даосизме .

С другой стороны к аду (преисподней) апеллировали в Китае христианские миссионеры, которые утверждали, что необращённые китайцы попадут после смерти в ад.

В традиционной китайской мифологии все, кто умирают, попадают в подземный мир Диюй (кит. 地獄/地狱 , буквально «подземный суд»), где проходят суд, чтобы быть отправленными на небо или в нирвану или переродиться в других мирах.

Вики

Однако в отличие от Белого мира, Ад у китайцев не ассоциируется с какими-то муками. В их представлении это просто место под землёй, где судят умершего человека. Председательствует на суде «Властелин Ада» (ещё одно название - «Император Ада», Яньло-ван) - бородатый, представительный мужчина. Чаще всего именно его изображение и наносят на банкноты. В XX века китайцы стали верить, что на суде ему помогают духи значительных мировых личностей: как правило, это правители США и СССР. От Советского Союза в Аду присутствуют Иосиф Сталин и Никита Хрущёв, от США - президенты Кеннеди, Линдон Джонсон и Рузвельт.

Но китайцы уверены, что с помощью «банкнот Ада» они смогут подкупить этих судей. Чтобы попасть на суд в Ад с комфортом, существуют и «билеты первого класса». Вот их изображение:

Также китайцы кладут умершему и «пропуск в Ад» с занесёнными в него земными делами. Это делается для того, чтобы судьи тратили меньше времени на рассмотрение дела. Вот изображение этого «пропуска»:

В представлении китайцев в Аду в последние годы взятки судьям выросли в тысячи раз. Это объясняется тем, что в стране стало слишком много богатых людей, которые могут позволить себе потратить на подкуп большие суммы. Именно поэтому номинал банкнот вырос с 200-1000 единиц до миллионов и даже миллиардов. Сами же банкноты очень часто стилизуют под доллары.

Применение ритуальных денег

Чтобы дать возможность духам умерших родственников жить лучше в загробном мире, им делают бумажные подарки и подносят бумажные деньги, на которые они живут в загробном мире. .

По другим представлениям, ритуальные деньги им даются для передачи «взятки» владыке ада Яньло-вану , чтобы он во время суда помог им избежать наказания.

Ритуальные деньги сжигаются в специальных печах при храмах и посвящаются определённым божествам. Во время сжигания с банкнотами обходятся как с настоящими деньгами — их не перевязывают, а помещают в виде развёрнутых стопок. При этом считается, что сжигание настоящих денег вместо жертвенных приносит несчастье.

Хотя они выглядят как сувенирные или игровые, китайцы воспринимают эти деньги без тени юмора (ср. искусственные цветы в европейской обрядности). Не рекомендуется отдавать деньги преисподней живым людям как подарок (даже в шутку) — это может восприниматься как пожелание смерти и может сильно обидеть. (Если проводить аналогию, то фактически в Китае подобный подарок живому человеку воспринимается, как если бы в России живому человеку подарили траурный венок)

Вики

С наступлением капиталистических реформ этот карго-культ среди китайцев разросся до таких масштабов, что вместе с деньгами, пропусками и билетами в Ад они стали сжигать и предметы обихода умершего - мебель, телевизоры, мотоциклы, и т.п. В представлении китайцев, эти вещи помогут умершему жить в Преисподней в комфорте. Коммунистическая власть вынуждена была в 2006 году запретить ритуал сожжения вещей. Но в китайских диаспорах Юго-Восточной Азии он практикуется без помех. Вот на фото сжигают вещи богатого покойного китайца в Малайзии:

Печь для сжигания жертвенных денег, Тайбэй, Тайвань

Оборот производства «банкнот Ада» оценивается в Китае в 600-800 млн. долларов, в этом бизнесе заняты сотни тысяч человек (от художников до типографских рабочих). Подобный же карго-культ развит также на Тайване и во Вьетнаме (на фото ниже есть купюры из этой страны):

Вид ритуальных денег

Современные ритуальные деньги подражают по стилю современным купюрам, нередко — долларам, содержат надписи на английском языке и даже портреты президентов США.

Стало популярным выпускать также «кредитные карты» Банка Преисподней, начиная от примитивных (с пометкой VISA) до очень тщательно выделанных с вензелями и украшениями ручной работы.

Банкноты Банка Преисподней обычно имеют очень высокий номинал — 10 000, 100 000, 1 000 000 или 500 000 000 долларов. На банкнотах помещается изображение Нефритового императора и его подпись (Yu Wong

Павел Виноградов

В ночь с 7 на 8 февраля для китайцев и многих других народов Дальнего Востока настанет новый год, который в Поднебесной называется Праздником весны (Чуньцзе). Одна из главных его традиций - денежное подношение детям, ясуйцянь. Считается, что оно оберегает юное поколение от злых духов. Деньги или увязываются пестрой ниткой в форме дракона и кладутся у детской кровати, или преподносятся в красном (цвет, символизирующий радость) пакетике. Несмотря на то, что в данном случае используются настоящие банкноты, форма подношения позволяет отнести ясуйцянь к ритуальным деньгам. Кроме того, на Новый год многие китайцы жгут уже действительно ритуальные банкноты, чтобы «приманить» настоящее богатство.


Ритуальные деньги в магазине.

Шаманизм и культ предков

Ритуальные бумажные деньги в китайских традициях играют огромную роль. И это не случайно: в конце концов банкноты были изобретены именно в Китае (как, впрочем, и сама бумага). Самые древние известные миру бумажные денежные знаки ходили при династии Тан, в VIII веке. «По просьбе правления Сокровищницы постановлено, что эта бумажная монета, носящая настоящую надпись и скрепленная печатью царствующей династии, имеет ценность и должна приниматься как настоящая ценная монета. Всякому, кто нарушит правила, будет отрублена голова», - было написано на них.

Но как возник обычай сжигать имитацию денег в мистических целях? Способ сообщения между миром людей и миром духов посредством сожжения специальных вещей известен с давних времен. Скорее всего, это наследие шаманизма. Вообще, в китайской религиозной жизни, помимо тесно сплетенных конфуцинаства, буддизма и даосизма, очень много отголосков древнейших верований. Например, культа предков, с которым прежде всего и связаны ритуальные деньги.

Китайский менталитет предусматривает величайшее почтение к умершим. Это видно хотя бы по пышности похоронной процессии. Среди прочих в ней идет человек, которого называют фэнлу-цзиньинь. Раньше он разбрасывал клочки бумаги, обозначавшие золотые или серебряные слитки - они предназначались для злых духов, которые могут навредить покойному. Эти «деньги» сжигались и на могиле, а с ними - бумажные изображения всякого хозяйственного скарба, а также слуг и служанок. Считалось, что в загробном мире, именуемом диюй, все это обретет потребную для использования форму.

Нетрудно догадаться, что этот обычай трансформировался из похоронных жертвоприношений, известных практически всем древним народам, когда в могилу с покойным уходили реальные вещи, а часто и люди. Однако китайцы довольно рано решили, что вместо настоящих жертв можно отправлять на тот свет их имитацию. Уже в гробнице императора III века Цинь Шихуанди найдены терракотовые статуи воинов и слуг. До сих пор китайцы сжигают на могилах близких бумажные дома, автомобили, одежду, часы, мобильные телефоны, бытовую технику и, конечно, ритуальные деньги. Источники упоминают, чтоимператор династии Южная Ци Сяо Баоцзюань (499 — 501 годы) «по совету духов» велел положить в свою могилу бумажную имитацию денег.

Со временем бумажная изображения драгоценных слитков превратилась в настоящие купюры, которые теперь называют «банкноты преисподней» или цзиньчжи. Ритуальные деньги упомянуты в 1723 году, в законе о жертвоприношениях императора династии Цин Юнчжэна. Так что принятая сегодня дата выхода первых «загробных» купюр — 60-е годы прошлого века — явно слишком поздняя. Но, вероятно, имеются в виду первые такие купюры современного вида, похожие на банкноты развитых стран, прежде всего, США. Однако, конечно, бытовали подобные «деньги» и раньше, и похожи они были на банкноты, ходившие тогда в регионе. Вообще же, поскольку год выпуска на «банкнотах преисподней» стали указывать недавно, выяснить точное время появления более старых довольно сложно.

Потусторонняя коррупция

- «Банкноты преисподней» служат в качестве приношения и средства коммуникации с духами во время народных религиозных церемоний, - говорит этнограф Ли Фэнмао. - Они представляют собой подношение, которое может перейти из человеческого мира в мир духов. Это подношение выражает преданность живых умершим предкам.

Представление о том, что покойные нуждаются в больших деньгах, вытекает из многовековой традиции китайской бюрократии, возведшей взятку чуть ли ни на уровень официальной процедуры. То есть, по традиционным представлениям, в преисподней новопреставленному надо будет «давать на лапу» тамошним чиновникам. Более того, в последние годы, очевидно, из-за инфляции, сумма взяток потусторонним коррупционерам очень возросла. Поэтому номиналы погребальных банкнот всё время становятся больше, достигая многих миллиардов.

Впрочем, сжигание ритуальных денег относится не только к заупокойному культу. Как уже сказано, поклонники даосской оккультной практики фэншуй рекомендуют сжигать их в целях привлечения богатства в этой жизни. Для «открытия счёта на небесах» необходимо соблюсти определённые, достаточно сложные, условия и ритуалы.

На кладбищах же «банкноты преисподней» сжигаются в специальных печах, где их раскладывают в виде развёрнутых стопок. При этом считается, что сжигание настоящих денег вместо жертвенных приносит несчастье. А предложение ритуальных денег живому человеку воспринимается как пожелание смерти и является крайне оскорбительным.

Реальные деньги делают на ритуальных

Стоит ли говорить, что широкое распространение практики сожжения «банкнот преисподней» всячески поощряется людьми, делающими на ритуальных деньгах деньги вполне реальные. Уже в древности существовали специальные магазины, где продавали не только ритуальные деньги, но и траурные одежды, жертвенные бумажные изображения животных, домов, повозок и паланкинов. Сегодня «деньги мертвых» вместе с другими подарками для усопших можно купить в обычных магазинах. Пачка в 30-70 банкнот независимо от номинала обходится примерно в один американский доллар.

Бизнес встал на промышленные рельсы и стал бурно развиваться в Китае с начала XX века. Правда, во время второй мировой войны оккупанты-японцы, пытавшиеся подавить народные китайские традиции, запретили его, однако фирмы по производству ритуальных денег всё равно работали в подполье. После войны этот рынок продолжал расширяться. Сегодня годовой оборот производства «банкнот преисподней» оценивается в Китае в 600-800 млн долларов. Эти «деньги» выпускаются практически в каждом населённом пункте страны. В бизнесе заняты сотни тысяч человек, от художников до типографских рабочих. Китай является и главным экспортером этой продукции, которая пользуется спросом всюду, где есть китайские диаспоры. Тайвань тоже не отстаёт в этом отношении от материкового Китая: еще в 1967 году девять фирм по производству ритуальных денег, объединившихся в корпорацию, начали экспортировать свою продукцию в Гонконг, Таиланд и Малайзию, а также для китайских общин США и Японии. В 1977 году в одном только небольшом тайваньском городке Чжунан было 385 зарегистрированных производителей ритуальных денег.

Это не удивительно: «банкнот преисподней» требуется очень много — ведь их сжигают с момента смерти человека и до погребения. А хоронят в Китае далеко не сразу, «благоприятную» дату похорон выбирает адепт фэншуй, и они могут состояться даже через месяц после кончины. Кроме того, сожжение денег повторяется во вторую годовщину смерти, а также в особые дни поминовения предков.

Например, это происходит во время весеннего праздника Цинмин, когда на китайских кладбищах особенно многолюдно. Родственники почивших приводят в порядок могилы, совершают жертвоприношения и устраивают поминальные обеды. Китайские кладбища представляют собой мини-города с улицами. В некоторые «дома мертвых» проведены электричество и водопровод, в них есть кухоньки, туалеты, кондиционеры и даже телевизоры. На стенах - фотографии и дипломы умершего. А на фасадах склепов висят почтовые ящики, куда родственники умершего опускают письма, адресованные на тот свет. При всех склепах обязательно имеются печи для сжигания ритуальных денег и других жертвоприношений.

«Банкнотами преисподней» подкупаются и голодные (блуждающие) духи, которые, как считают китайцы, проникают в мир живых в праздник Юэ-лянь в конце июля — начале августа. Тогда дым от сожженных ритуальных денег стелется над всей Поднебесной. Считается, что если от голодных духов не откупиться таким образом, они могут устроить живым множество неприятностей.

Нефритовый Император, Ленин и Бен Ладен

Сегодня внешний вид «банкнот преисподней» обычно напоминает дизайн американских долларов или евро. Даже надпись на них на английском: «Hell Bank Note», то есть, «Банк ада». Надо заметить, что понятие «ад» для китайца традиционных верований не несет столь негативного смысла, как для христианина. Впрочем, явно под западным влиянием, теперь некоторые ритуальные банкноты надписаны «Heaven Bank» - «Небесный банк».

Вообще, дизайнеры этих банкнот внимательно следят за изменениями на мировом рынке бумажных денег. Так что появление новых защитных элементов на купюрах ведущих держав тут же отражается на художественном исполнении «денег мертвых». И вообще развитие денежных отношений активно проникает в заупокойные ритуалы. Например, сейчас для «перевода» денег на тот свет можно использовать кредитные карты. По цветовому решению и дизайну они очень похожи на кредитки American Express.

Изображения же на ритуальных деньгах» самые разнообразные. Очень часто на аверсах красуется образ Нефритового Императора Юй-ди - верховного божества даосского пантеона, почитаемого и в других китайских традициях. Это величественный муж в императорских регалиях. Не менее часты изображения Яньло-вана, сурового чернобородого вельможи. Коллекционеры иной раз путают с ним Юй-ди, однако Яньло-ван совсем другой мифологический персонаж, судья пятого адского судилища. Именно ему в первую очередь, по представлениям китайцев, усопший должен предложить деньги, иначе он может наложить на душу жестокое наказание. Встречаются и другие мифологические мотивы - даосские Восемь бессмертных святых или небесный персик, дарующий бессмертие.

В XX веке китайцы решили, что загробным судьям помогают и духи значительных личностей мировой истории — это исходит из традиционных верований, что великие люди обретают за гробом божественный статус. Именно поэтому на банкнотах помещаются изображения Джона Кеннеди, Линдона Джонсон и Франклина Рузвельта, а также других президентов США. Встречаются Иосиф Сталин, Никита Хрущёв, Николай II и даже... Мэрилин Монро. На одной из таких банкнот — лицо террориста Бен Ладена, на другой — диктатора Саддама Хусейна, на третьей —революционера Че Гевары.

Реверсы оформлены гораздо скромнее: там почти всегда один и тот же рисунок — дворец правителя загробного мира. В редких случаях - дворец Далай-Ламы в Лхасе, а иногда даже американский Капитолий. Часто на реверсе находятся мистические животные — драконы, тигры или львы. Иногда там находится стилизованная печать «банка преисподней».

Бумага, на которой печатаются ритуальные деньги, обычно довольно тонка — ведь они должны быстро сгореть. Впрочем, есть купюры и на дорогой лощеной бумаге, а также на картоне.

«Деньги духов» для бонистов

Коллекционеры давно обратили внимание на эти экзотические банкноты. Особый термин бонистов для их обозначения - spirit money («деньги духов»). Поскольку они предназначаются для усопших, то сохранять их или просто держать дома, по мнению китайцев, нежелательно. Так что наиболее полные собрания платежных средств потустороннего мира сохранились на Западе. Например, в США с конца 90-х годов прошлого века существуют специальные клубы коллекционеров «денег духов», которые насчитывают не одну сотню членов.

Впрочем, коллекционеры spirit money есть и среди китайцев. Например, огромной коллецией обладает тайваньский пекарь Чжан Юймин, тридцать лет изучавший эту тему.

Случаются и забавные ситуации, когда ритуальные купюры принимают за настоящие.
- Однажды, перед моим очередным отъездом в Китай, одна знакомая спросила, можно ли обменять в Китае старые деньги, оставшиеся от ее мужа, до 1947 года жившего в Шанхае. Она достала при этом целый сверток денег. В кульке оказались… весьма хорошо отпечатанные деньги «банка преисподней», - рассказывает живущий в Китае юрист Данил Сергеев.

Кстати

Недавно защитники окружающей среды призвали жителей Тайваня отказаться от сжигания ритуальных денег. Они, по данным экологов, содержат недопустимые концентрации вредных веществ и, при сожжении в больших количествах, опасны для природы и здоровья человека. Попав в организм, эти вещества могут негативно повлиять на головной мозг, вызвать повышение кровяного давления, боль в мышцах и суставах, замедлить рост у детей. Фонд потребителей Тайваня проверил основные места продажи ритуальных денег и выявил, что вредные вещества содержит каждый пятый протестированный экземпляр. Представители природоохранных организаций распространили накануне дня поминовения усопших Цинмин призыв отказаться от опасной традиции. В качестве альтернативы экологи предложили устраивать ритуал в специальных городских установках для сжигания мусора

ДЕНЬГИ АДСКОГО БАНКА

Харон перевозил на своем челне души усопших людей к вратам Аида. Переправлял он их через подземную реку Стикс. Оплата за эту переправу стоила 1 обол. Древние греки и римляне клали монетку под язык умершему человеку за такую транспортировку. Так гласит античная мифология.

У многих народов и цивилизаций был обычай в могилу умершим класть продукты, оружие, деньги и другие предметы, чтобы усопший ни в чём не нуждался на том свете. Интересными являются традиции китайцев при захоронении мёртвых - использование «адских денег». Такие деньги применяют и в настоящее время.

Название «адские деньги» они получили, потому что практически на каждой банкноте написано: «hell bank note» - «деньги адского банка» или стоит надпись «The Hell Bank Corporation Limited». Так же используют термин: «китайские ритуальные деньги», «деньги мёртвых».

Китайско-русский словарь, иероглифы 冥鈔 переводит, как ритуальные бумажные (бутафорские) деньги, сжигаемые при похоронах. В традиционной китайской мифологии все, кто умирают, попадают в подземный мир Диюй (地獄/地狱 «подземный суд»), где проходит «разбор дел», чтобы быть отправленными на небо или в нирвану, или переродиться в других мирах. И для того чтобы задобрить судей, которые будут судить усопших, а так же чтобы усопший не имел, так сказать, материальных проблем, «адские деньги» сжигают и оставляют лежать поверх захоронения или разбрасывают на пути похоронной процессии.

«Адские деньги» китайцы так же используют на «фестивале голодных призраков». Чтобы успокоить мертвых, люди предлагают им пищу и сжигают такие «адские деньги», а так же бумажные фигуры с изображением домов, служанок, и других вещей, которые используются в повседневной жизни людей. Все это преподносится духам для улучшения их потусторонней жизни. Этот фестиваль попадает на седьмой месяц китайского лунного календаря, в этот день ворота ада открываются, и мертвые начинают бродить среди живых. По приданию в этот месяц нельзя жениться, переезжать на новую квартиру, а некоторые даже избегают выходить в море.

Когда появилась традиция сжигать эти деньги, сказать сложно. Она корнями уходит в глубину веков. По всей видимости, вначале клали в могилы усопших различные предметы быта, а затем стали сжигать настоящие деньги (хотя сейчас в Китае сжигание подлинных денег является очень плохой приметой). Возможно, сжигали бумагу, на которой вручную рисовали деньги. А вот датой промышленного печатания «адских денег» многие бонисты называют 1968 год.



Оборотная сторона боны.

На банкнотах помещается изображение мужчины с бородой, так называемого Нефритового императора (Императора правителя ада - Lord of Hell) и его подпись. Там так же подпись Яньло-вана (Бога Смерти), причём нередко ставятся латинские подписи. На обороте банкноты — изображение Банка Преисподней или другой рисунок. Иногда на ритуальных деньгах изображают Будду, Яньло-вана, драконов. В 60-70ые годы ХХ века выпускались «адские деньги» с изображением Иосифа Сталина, Мэрилин Монро, Джона Кеннеди, Эйнштейна.

Изображение взято из книги Р. Майзингера «История банкнот: тайны бумажных денег» 2010 год.

В Интернете мне встречалась версия, что судьями на адском судилище являются мировые злодеи, такие как, Иосиф Сталин, Джон Кеннеди, Никита Хрущев, поэтому эти личности нанесены на «адские деньги». А причём тут тогда Мэрилин Монро? Да и Джон Кеннеди не был тираном и узурпатором, а сам был убит. По всей видимости, изображения Сталина, Кеннеди, Монро и Эйнштейна на «адских деньгах» определено таинственностью их смерти и большой популярностью в те годы этих людей.

В России, хотя мы являемся соседями Китая, не очень распространено коллекционирование подобных денег. В США и в меньшей степени в Европе многие бонисты коллекционируют «адские деньги». На тему этих денег написаны докторские диссертации, составлены каталоги. Однако практически каждый крупный город Китая печатает «адские деньги», и составить полный каталог не представляется возможным.

«Адские деньги» используются в настоящее время не только в Китае, а так же во всех странах, где живут китайцы, в основном в Юго-Восточной Азии. В США, где в некоторых городах компактно проживают китайцы, такие «деньги» то же применяются. Ситуация с «адскими деньгами» обыгрывается в одном из фильмов знаменитого сериала «Секретные материалы» (X-Files) - «X-Files 3X19 HELL MONEY - 68» (фильм вышел на экраны в 1996 году).

Китайцы чутко следят за изменениями в мире. В Европе появились евро, и они стали выпускать «адские деньги» стилистически и в цветовой гамме похожие на евро. Выпускались «адские деньги» разных и огромных номиналов: 5000 0000, 1 0000 0000 и больше. Однако в современном мире всё меняется и китайцы помимо «адских денег» стали выпускать кредитные карты адского банка. Как известно на банковских картах могут быть разные суммы. Посмотрим, чем в дальнейшем нас удивит этот загадочный Китай.


PS: Данная статья будет опубликована в январском номере 2013 года альманаха «Вологодский коллекционер», и я рад, что читатели сайта с данной статьёй ознакомились первыми.