Памятник "Тысячелетие России". Царь-колокол и царь-пушка

В еликая Отечественная война стала одной из самых значимых тем в советском искусстве - литературе, живописи, кино. Портал «Культура.РФ» вспомнил самые важные скульптурные памятники, посвященные трагедии этого времени .

«Родина-мать зовет!» в Волгограде

Фотография: 1zoom.ru

Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота грандиозного монумента - 87 метров, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства памятника.

«Перекуем мечи на орала» в Москве

Фотография: Оксана Алёшина / фотобанк «Лори»

Статуи Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», изображающие рабочего, который перековывает оружие в плуг, находятся в нескольких городах мира. Самая первая была установлена в 1957 году у Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке - это был подарок Штатам от Советского Союза в знак дружбы. Другие авторские копии памятника можно увидеть неподалеку от ЦДХ в Москве, в казахском городе Усть-Каменогорске и в Волгограде. Эта работа Евгения Вучетича получила признание не только в СССР, но и за его пределами: за нее он был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Героическим защитникам Ленинграда» в Санкт-Петербурге

Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, - Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным. Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы за Ленинград - Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада», отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных пожертвований горожан.

«Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») в Мурманске

Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»

Один из самых высоких российских памятников, 35-метровый мурманский «Алеша», был возведен в Мурманске в память о неизвестных воинах, отдавших жизнь за советское Заполярье. Памятник расположен на высокой сопке - 173 метра над уровнем моря, поэтому фигуру солдата в плаще с автоматом за плечом видно из любой точки города. Рядом с «Алешей» горит Вечный огонь и стоят два зенитных орудия. Авторы проекта - архитекторы Игорь Покровский и Исаак Бродский.

«Героям-панфиловцам» в Дубосеково

Фотография: rotfront.su

Мемориальный комплекс в Дубосеково, посвященный подвигу 28 воинов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат. Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит - это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть. Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов.

Могила Неизвестного Солдата в Москве

Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1966 году в Александровском саду у Кремлевской стены был сооружен мемориал, посвященный Неизвестному Солдату. Здесь захоронен прах одного из погребенных в братской могиле воинов и каска времен Великой Отечественной войны. На гранитном надгробии высечена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» . С 8 мая 1967 года на монументе непрерывно горит Вечный огонь, который был зажжен от огня на Марсовом поле. Другая часть мемориала - бордовые порфирные блоки с изображением золотой звезды, в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинграда, Волгограда, Тулы и других).

Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Самарская Лука
Каждому самарцу известны слова: «Нет России без Волги, и нет Волги без Жигулей». В них наш народ запечатлел неповторимую красоту волжских гор, которые считаются национальной гордостью России. Тот, кто бывал на Волге у Жигулей, кто восхищался их неповторимой красотой, кто видел восход солнца над седой стеной гор, тот на всю жизнь сохранит в душе очарование их суровой торжественности, запомнит крутизну вершин, обрывающихся прямо в волжские воды. Такое великолепие описать невозможно, это нужно увидеть своими глазами.
Молодецкий курган
Поднимаясь по склону Молодецкого кургана, на протяжении всего лишь двух-трех сотен метров в какой-то мере можно побывать сразу в нескольких абсолютно разных и весьма удаленных друг от друга природных зонах нашей страны. Это поистине удивительное смешение находится в пределах национального парка «Самарская Лука».
Серное озеро
Из числа малых водоемов Самарского региона самый уникальный – безусловно, Серное озеро, расположенное в поселке Серноводск Сергиевского района. Оно по праву считается гордостью края: ведь во всем мире существует всего лишь несколько точек, в которых, как и в Серном озере, в настоящее время происходит образование и отложение самородной серы.
Триасовые отложения на реке Малый Кинель
Археологические раскопки доказали, что 250 миллионов лет назад на территории Самарской области была жизнь. На реке Малый Кинель были найдены морские обнажения триасового периода мезозойской эры.
Жигули заповедные
Жигулевский государственный заповедник имени И.И.Спрыгина - уникальный природный островок. Здесь до сих пор встречаются древние организмы, возникшие как биологические виды миллионы лет назад и сохранившиеся в неизменности до наших дней.
Юрские окаменелости Сызранского района
Далеко не всем известно, что на территории нынешней Самарской области есть несколько точек, где часто находят окаменевшие остатки фауны и флоры юрского периода. Это была эпоха, когда на нашей планете во всех трех средах (на земле, в воде и в воздухе) господствовали динозавры (в переводе с греческого – ужасные ящеры). Середину юрского периода от наших дней отделяет временной промежуток в 150 миллионов лет.
Царев курган
Эта гора-останец, которая до строительства Куйбышевской ГЭС имела вид правильного купола, располагается на левой стороне Волги неподалеку от Жигулевских ворот (ныне это территория Красноярского района). У подножия Царева кургана впадает в Волгу река Сок, тут же раскинулся поселок Волжский (бывшее село Большая Царевщина), а за поселком шумит сосновый Царевщинский бор.
Шелехметские озера
Взглянув на карту Самарской Луки, можно подумать, что какой-то великан приподнял и наклонил эту гигантскую площадку с севера на юг. Вся вода стекла в ее южную часть, заполнила бесчисленные углубления и ложбины. К озерам присоединилось множество ериков, заливов, стариц, лиманов, которые среди лугов и перелесков уходят вглубь Самарской Луки на многие километры. Это и есть зачарованный край Шелехметских озер.
Камышлинское чернолесье с островками тайги
Уникальный памятник природы под названием «Камышлинское чернолесье» находится примерно в 10 километрах от райцентра Камышла, почти на самой границе Самарской и Оренбургской областей, там, где река Байтуган впадает в Сок. Специалисты считают, что это один из самых красивых уголков Высокого Заволжья.
Урочище Грызлы
В самой южной точке Самарской области, в пяти километрах от поселка Кошкин, раскинулся обширный степной участок площадью около 1500 гектаров, с холмами, оврагами, балками и пересыхающими речушками. Это и есть урочище Грызлы – комплексный памятник природы европейского значения.

Билет № 17

1. Охарактеризуйте достижения культуры Руси в IX-XII вв.: письменность, литература, устное народное творчество.

План ответа

1. Особенности культуры Руси.

2. Развитие письменности.

3. Развитие литературы.

4. Устное народное творчество.

1.Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. В 11-12 вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран, также и Руси.

Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили храмы, украшали их стены искусными изображениями, изготовляли ювелирные изделия, слагали песни, сказки, собирали библиотеки, открывали школы, т.е. создавали культурные ценности.

2.Письменность у славянских племен возникла еще до принятия христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

На Русь со времен Владимира Святославовича стали приезжать церковные грамотеи, переводчики. При церквях и монастырях открывались школы. При правлении Ярослава Мудрого создавались многочисленные переводы книг, исторические сочинения. Первые русские книги писались на специально выделанной телячьей коже – пергаменте. Киги украшали изящными миниатюрами. Такие книги были очень дорогими и их владельцами могли стать только самые богатые.

Люди, в том числе и простые горожане, нередко обменивались деловыми записками, письмами. Вместо бумаги использовали обработанную березовую кору – бересту.

3.В 9 в. на Руси зарождалась литература. Особое место в ней занимали летописи, повествования о событиях, происходивших из года в год. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», созданная в начале 12 в. монахом Киево – Печерского монастыря Нестором. Из летописи мы узнаем о том, где расселялись и чем занимались восточнославянские племена, как появился в славянских землях Рюрик, как Олег завоевал Киев, как расправились древляне с Игорем и как отомстила за смерть мужа Ольга и многое другое. Основная идея «Повести временных лет» - идея единства Русской земли.

В Новгороде летописание началось с Новгородской древней летописи.

Помимо летописей, на Руси создавали жития - описания жизни людей, причисленных к лику святых. Одно из первых русских житий – «Житие Бориса и Глеба»

Первым писателем Руси считают Илариона. Он писал произведения в жанре слова – торжественного и поучающего обращения – «Слово о Законе и Благодати».

«Поучение» Владимира Мономаха стало первым на Руси произведение, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей.

4.С давних времен славяне складывали песни и сказки. Очень древние корни имеют и русские былины – поэтическое сказание о прошлом. Любимыми героями былин стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич и веселый Алеша Попович.

Народ воспевал не только подвиги богатырей, но и нелегкий труд земледельца. Несколько былин посвящены пахарю – богатырю Микуле Селяниновичу.

Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г.

Половцы вели кочевой образ жизни, в теплое время года половцы кочевали по степи, а в холодное, устраивали зимовники из юрт и кибиток.

Конь сопровождал половцев даже после смерти. Умерших хоронили в курганах. Мужчинам клали саблю, лук и несколько стрел, женщинам - украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные браслеты, круглые зеркала, подвески, дорогую посуду. Такие захоронения найдены у села Новоивановка Амвросиевского района и возле Ясиноватой.

У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших - бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало - сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам местами свершения праздников и обрядов.

Бабам приносились дары, у них просили защиты и покровительства

Одно из подобных святилищ раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур.

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.