Поющие клоуны. Грустный клоун с золотым голосом. – Но все по-разному

: Наша редакция в связи с 6-летием кончины о. Иоанна (Крестьянкина), известного духовника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря публикует повторно критический анализ «письма» старца, которое было написано под давлением со стороны и вопреки той позиции, которую высказывал он прежде, мудро предупреждая братию о наступающих временах. Теперь, когда прошло более 10 лет, после написания этого письма, когда вскрылась вся подноготная глобализации как явления антигуманного, направленного на изменения психики и сознания человека, его нравственности, частью которой оказывается является и ИНН, имя человека в глобальной системе учета и контроля, мы более ясно понимаем ошибочность высказанных в этом письме мнений.

Не было бы его, можно было бы удержать и зло. Стремительная секуляризация церковного сознания, превалирование чисто светских и денежных интересов, именение образа жизни клириков и епископата – наглядное свидетельство изменения именно сознания. Это происходит тогда, когда человек совершает серьезное преступление в области вероучения. И таким преступлением является выработка коварной идеологии безобидности принятия ИНН, а теперь и электронного паспорта. Потеряно чувство веры, благодатное переживание Христа. Более того мы не вправе игнорировать и свидетельства глубоко верующих людей, которые пережили клиническую смерть и описывают с невероятной ясностью точностью рай и ад.

Они же в один голос говорят о том, что принявшие ИНН и новые документы не проходят мытарства, а для тех кто принял ИНН в аду уготовано особое место-пещера. Рационализм, поверхностное отношение в душе, вере, выработали свою защиту – опровержение всех этих свидетельств. Все эти свидетельства поставлены в разряд «духовной прелести». И кем? Все теми же Осиповыми, Кураевыми, их же несть числа. То есть теми людьми, которые не обладают даром духовного рассуждения, и людьми совершенно светскими. Но что говорили люди духовные? «Если бы вся иерархия встала против, то никто бы ничего не сделал», - сказал один из глубоко уважаемых духовников. Но его не только не послушали, а выслали из Троице-Сергиевой Лавры под предлогом болезни. (архимандрит Кирилл Павлов)

Мы публикуем этот разбор письма о. Иоанна для того, чтобы осознать, что оно ошибочно, и оно ввергло нашу поместную Церковь в серьезное состояние раздвоенности и нестроения. Мы любим и ценим о. Иоанна, но и трезво относимся к сказанному им в этом письме. Некоторые обижаются, говоря, что как же так – о.Иоанн старец, он не мог ошибиться. Да, он старец, но и ошибся из-за сильного давления на него и дезинформацию. О. Софроний (Сахаров), человек святой жизни нам дает на этот счет ответ: «Каждый из нас должен осознавать, что он всегда может ошибиться. И я ошибаюсь, как человек».

Беседа №2. Апокалипсис: ответы на вопросы.

Почему так называемое «письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об ИНН» не может быть принято православным сознанием?

(Критический богословский анализ письма-обращения, которое приписывают приснопамятному блаженному старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину)).

Брат! Хорошо благодатью укреплять сердца , по апостолу (Евр. 13, 9), но как словом выразить Благо, которое выше слова? Поэтому остаётся только благодарить Бога за то, что Он даёт благодать, которая и на ум не придёт людям, воображающим, что они всё знают в своей великой мудрости. Если даже ты пока не можешь им возразить, хоть знаешь, что они не нашли истину, расстраиваться не надо: ты убеждён делом, во всём всегда будешь твёрд и непоколебим, неся в себе прочное утверждение истины, а полагающиеся на словесные доказательства обязательно будут опровергнуты, пусть и не сейчас, от твоих доводов; ведь всякое слово борется со словом , то есть, значит, и с ним тоже борется другое слово, и невозможно изобрести сл о ва, побеждающего окончательно и не знающего поражения, что последователи эллинов и те, кого они считают мудрецами, доказали, постоянно опровергая друг друга более сильными на взгляд словесными доказательствами и постоянно друг другом опровергаемые.

Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. 1, 1

Темой данной беседы является обсуждение небезызвестного выступления-письма приснопамятного духовника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря - архимандрита Иоанна (Крестьянкина), поскольку к этому письму в последнее время особенно часто стали прибегать некоторые лица для оправдания своего воинствующего поведения в адрес тех, кто сопротивляется антицерковным глобализационным процессами. Именно так поступили участники передачи на радио "Радонеж" 7 марта 2008г., одновременно наклеив всем противостоящим ярлык сектантов и необразованных людей.

В качестве примера сектанства были приведены спрятавшиеся в подземелье православные люди в с. Покровское. Для нас очевиден факт идеологической профанации: попытка использовать случай в с. Покровское для дискредитации противостояния процессам глобализации и персональной электронной идентификации, как мистико-технической стороны структурного построения Нового Мирового Порядка.

Мы не станем заниматься оценкой "эсхатоложников" и "иннэнистов", согласно фразеологии проф. дьякона Андрея (Кураева), в с. Покровское Пензенской области, а выразим лишь им наше христианское сочувствие. Мы вынуждены констатировать тот факт, что именно воинствующие богословы, которые навешивают подобные ярлыки, к сожалению, лишь накаляют и нагнетают и без того сложную обстановку в нашей Церкви, и подталкивают честных и верующих людей, которые очень боятся повредить своей душе, предпринимать подчас необдуманные шаги. Поэтому мы решили, с Божьей помощью, указать на очевидную ошибочность ряда высказываний в обращении о. Иоанна (Крестьянкина) на которое эти богословы так часто ссылаются. И показать, почему "письмо о. Иоанна" ни в коем случае не может рассматриваться в качестве руководства для регулирования церковной позиции.

1. Является ли критика священноначалия раскольнической деятельностью?

Основная идея, которая прослеживается в "письме о. Иоанна" – это любыми методами сохранить послушание церковному Священноначалию.

Послушание по свидетельству преп. Иоанна Лествичника является величайшей добродетелью. И в святоотеческих писаниях речь ведётся о послушании в духовной жизни, которое должно проявляться прежде всего к духовнику-старцу. Смысл жизни по послушанию заключается:

  • в отсечении своей греховной, страстной воли,
  • научении исполнять волю Божию.

Архимандрит Софроний (Сахаров), опираясь на святых отцов-аскетов это величайшее духовное делание называет таинством, в основе которой лежит свободное волеизъявление послушника. 1

Послушание Священноначалию находится в пределах канонической жизни Церкви. Это прежде всего касается взаимоотношений между пресвитерами и епископом. Хорошо известны всем высказывания свщмч. Игнатия Богоносца о том, что «где епископ – там и Церковь», «епископ – это образ Христа, а пресвитеры – апостолов», «ничто не следует делать без воли епископа», и т. д Однако даже и здесь, по учению Церкви – епископ не имеет право проявлять авторитарность своей власти, власти которая дана Богом для созидания Церкви Христовой, как«домостроитель тайн Христовых».

Епископ – это отец, но не беспощадный администратор с безграничной властью. Он действует не просто со властью, но с любовью и кротостью, он не приходит с жезлом для истязания. В вопросах выяснения спорных вероучительных вопросов епископы всегда созывали соборы. Эти соборы занимались тщательным исследование возникшей проблемы. Таковы, например, были соборы в III в. в Карфагене, рассматривавшие вопросы о крещении младенцев, о новацианском расколе. Тщательному исследованию было подвергнуто, признанное впоследствии ересью, учение пресвитера Ария на двух Александрийских поместных соборах и т. д. Соборность церковных решений проявлялась не в том, чтобы безоговорочно принимать на соборе заранее выработанные инструкции, а в том, чтобы выяснить истину.

Кроме того, жизненность Церкви проявлялась в том, что в обсуждении вопросов принимали участие не только епископы, но и монахи и даже миряне.

В Православной Церкви хранителем веры являются не только епископы, а весь народ Божий 2 , который является совокупностью клириков и мирян, и составляет тело Христово, Церковь3. В том случае, если епископ погрешает в вере, его обязаны критиковать и клирики и миряне на которых также лежит ответственность хранить чистоту православной веры. А в качестве крайней меры, когда епископ упорствует в неправоверии, канонами Церкви предписывается разрывать общение с таким архиереем.

В Священных Канонах Православной Церкви этому вопросу посвящено 15 Правило Двукратного Константинопольского собора: «Что определено о пресвитерах и епископах, и Митрополитах, то самое, и тем более, приличествует Патриархам. Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или Митрополит дерзнет отступить от общения с своим Патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, -- таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии.

Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным.

Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений». Авторитетный канонист епископ Никодим (Милош) приводит следующее объяснение для этого правила: «пресвитер не будет виновен, но скорее похвалы достоин за отделение от своего епископа, если последний "проповедует какое-либо еретическое учение, противное православной церкви", причём если а) "проповедует учение, явно противное учению кафолической церкви и уже осуждённое святыми отцами или соборами, а не частную какую-либо мысль, которая могла бы показаться кому-либо неправильной и особенной важности в себе не заключает, так что легко может быть и исправлена, без обвинения в преднамеренном неправославии; затем б) "если лжеучение проповедуется (им) открыто и всенародно в церкви, когда, т.е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию церкви, а не частным только образом высказывается, когда ещё таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто, без нарушения мира церкви»4.

Следующие слова пишет святитель Тихон патриарх Всероссийский: «По учению Православной Церкви, хранителями чистоты веры и отеческих преданий является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей своей совокупности, но всё тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат известные права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и патриарх Всероссийский, в частности, - не Римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью; он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками.

История показывает, что даже в том случае, когда предстоятель Церкви, проводящий ту или другую реформу, прав по существу, но, встречая противодействие народа, прибегает к силе вместо того, чтобы воздействовать на него словом пастырского увещания, он становится виновником волнений и раздоров в Церкви. Патриарх Никон был прав, когда приступил к исправлению богослужебных книг, но, столкнувшись с ропотом народа и не желая убедить его в необходимости этой меры, а желая заставить его подчиниться своей власти, создал старообрядческий раскол, тяжёлые последствия которого ощущаются Российской Православной Церковью до настоящего времени»5.

Мы слушаемся иерархов, священноначалие только тогда, кода они правят и действуют в духе Священного Предания, но когда они искажают веру – мы их не слушаем, а слушаем Святых Отцов. Безусловно, что для этого от каждого из нас требуется и страх Божий, и глубокое знание Cвященного Предания, Священных Канонов Церкви - Деяний Вселенских и Поместных соборов, и канонических святоотеческих текстов.

Опираясь на позицию таких святых отцов Церкви, которые являются признанными столпами Православия, профессор патрологии Фессалоникского университета протопресвитер Феодор Зисис отмечает:

«Иоанн Златоуст говорит, что мир и согласие не всегда являются добром. Они несут отрицательный смысл, когда обращаются против Бога и демонстрируют зло и грех. Для того, чтобы воцарился подлинный мир, необходимо отсечь от себя больную часть, отделиться от той части, которая восстаёт против Бога. Бог желает, чтобы пребывали в таком согласии, в основании которого лежит благочестие. Если же люди живут нечестиво, то они лишь провоцируют войну. «не всегда согласие является добрым. На той башне (Вавилонской) доброе разногласие разрушило злой мир и создало настоящий мир». Святитель Григорий Богослов восхваляет скрытую и благородную войну даже против духовенства, если причиной её служит вера. Он и себя сопричисляет к тем борцам и описывает её в виде афоризма о доброй войне и плохом мире: "Я желал бы сам быть в числе подвизающихся и ненавидимых за истину, более того я похвалюсь, что им и являюсь. Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом6"».

Кроме того, когда стоит вопрос о сохранении веры, то послушание епископам может оказываться только тогда, когда ими не преступается вера и каноны Церкви. О. Феодор Зисис, анализируя факты из истории Церкви даёт по поводу послушания священноначалию следующее резюме:

«Несомненно, что никто не вправе оспаривать власть и честь епископского достоинства. Это же увещание содержится и в Священном Писании и в священных канонах Церкви: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (досл. Имейте послушание)»7. Горе, если в Церкви воцарится анархия и бесчиние. Но в данном случае необходимо сказать, что послушание епископам не должно быть безрассудным и безусловным. Нам не следует безрассудно слушаться того, что говорят и что решают епископы. Если же данная тенденция приобретёт силу, то Православная вера будет уничтожена, у нас не будет святых борцов и исповедников веры. Ведь сколько епископов и патриархов еретичествовало, учило ересям народ, и сколько в течение истории Церкви собиралось соборов в поддержку заблуждений и уклонений от правильной веры? Не следовало ли тогда церковной полноте проявлять послушание и следовать заблуждению?

Ведь тогда не было бы здравых догматов, поскольку они были бы отвергнуты еретиками. Разве не было в истории свт. Афанасия Великого, Василия Великого и свт. Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, свт. Фотия, свт. Григория Паламы и свт. Марка Евгеника (Эфесского)? Неоднократно защищали истину веры и восставали против еретиков простые монахи и игумены, такие как преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Феодор Студит. Неужели они проявляли непослушание и неповиновение? Они – всего лишь защитили историческое сознание церковной полноты, которое для Православной Церкви является высшим авторитетом. Выше авторитета епископов и соборов стоит авторитет Церкви. Никогда ни патриархи, ни соборы не являлись безгрешными. Только папа утверждает, что он безгрешен. «Далее; у нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласную с верою отцов его8».

Факт вполне очевидный, и он сверкает в Православном Предании как солнце. Мы будем слушаться епископов и соборы, когда они хранят догматы Церкви и её каноны, когда они бодрствуют о душах наших. Когда же они нарушают веру, то мы не только не последуем за такими, но и разорвём с ними все связи. В вопросе о вере и хранении священных канонов не существует послушания пастырям, поскольку у некоторых епископов отсутствует послушание, которое требуется проявлять и к Преданию и к учению Церкви. Преподобный Иоанн Лествичник, указывая на добродетель смиренномудрия в связи с послушанием и покорностью, говорит, что они не требуются от нас тогда, когда затрагиваются вопросы веры: «В том, кто соединяется со смирением, не бывает следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве где дело идет о вере9»»10.

Поэтому, если мы расцениваем критику священноначалия, которое уклоняется от чистоты веры, как раскольническую деятельность, то мы в корне противоречим церковному сознанию.

«Святые иерархи воспеваются и прославляются не только как преемники по кафедре, но как преемники по образу (τρόπος) служения. «И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв»11. К сожалению, большинство архиереев, - замечает проф. протопресвитер Феодор Зисис, - восходят на высокую славу и на прославляемые престолы, но проявляют безразличие к тому, чтобы подражать образу служения, поведению Апостолов и святых»12.

А теперь, давайте всё-таки ещё раз постараемся разобраться, является ли вопрос о принятии ИНН и иного цифрового идентификатора вопросом веры или просто безобидной технологией упрощающей обработку информации.

2. Является ли вопрос о принятии ИНН вопросом веры?

Отец Иоанн в своём послании считает, что вопрос а принятии ИНН является лишь проблемой уплаты налогов государству. «Дорогие мои, и кто же сегодня дерзко отдаёт правление миром тёмным силам? Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к Нему с лукавым вопросом: Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14; Лк. 20, 22). А на современном языке это звучит так: "Принимать ли новую систему налогообложения или нет?"». Если бы речь шла только об форме уплаты налогов, то никто бы не поднимал протесты.

Преп. Иоанн Дамаскин, выдающийся апологет Православия, указал нам всем на очень важный принцип для правильной оценки возникающих проблем: смотреть на цель совершаемого. «По плодам их узнаете их»13.

Чтобы понять с какой целью вводилось ИНН и другие ведомственные персональные цифровые идентификаторы необходимо ознакомиться с правительственным документом «ФЦП Электронная Россия», и документами международного уровня: «Окинавская хартия» и ряд других. Все они свидетельствуют об одной цели идентификации: создании единой планетарной системы глобального контроля и учёта всей жизнедеятельности человека. И если даже в этом составители письма о. Иоанна не увидели ничего апокалипсического и духовно опасного, то совершенно иначе к этому отнеслись в братской Греции, и прежде всего на Святой Горе и монастыре Большие Метеоры.

В своём послании по поводу ратификации Грецией соглашения о вступлении в Шенген от14. Навязывание международной информационной системы «делают вполне понятными и реально осуществимыми эти тревожные строки из Апокалипсиса Евангелиста Иоанна Богослова»15, как подчёркивается в этом послании.

Цифровые же идентификаторы, подчеркнём ещё и ещё раз, являются главным звеном этой информационной системы. Также эта система непосредственно связана через штриховое кодирование с числом 666, что было как дважды два – четыре, доказано и не раз экспертизами проведёнными Элладской Церковью, на Святой Горе Афон, нашими отечественными экспертизами. В отношение же тех, кто это отрицает и подвергает сомнению, можно сказать только то, что они не верят потому что не хотят верить и потому что это не выгодно.Поэтому погрешает писатель "Письма о. Иоанна" против истины, когда заявляет:

«Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божиего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви...

Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрих код число "666", а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это роковое число было удалено, когда оно сделало свое дело! Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы. И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов церковных. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода "перестроек". Даже великие столпы Церкви ошибались».

Как разительно противоположны здесь слова о.Иоанна чутким предостережениям о великой опасности которые мы видим в послании Священного Кинота Святой Афонской Горы:

«Также и с чисто православной точки зрения существуют серьёзные беспокойства и опасения по поводу возможного попрания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств, что в точности и произошло уже с безкомпромиссным навязыванием нашей стане Всемирной Кодировки Продукции (UPS) с использованием известного своей дурной славой числа Апокалипсиса 666. Согласно одному авторитетному мнению, опасность скорого появления подобной европейской, а позже и всемирной информационной системы типа «Шенген», отнюдь не является лишь плодом чьей-то фантазии, впрочем, как и возможность её использования антихристианскими силами с целью навязывания в дальнейшем единой всемирной политико-экономической, а затем и духовной диктатуры, как это описывается в 13 главе Апокалипсиса. Напротив, современный прогресс информационных технологий вместе с навязыванием международной Информационной Системы делают вполне понятными и реально осуществимыми эти тревожные строки из Апокалипсиса Иоанна Богослова».16

Кто-то из наших богословов будет опять заявлять, что Афон и Элладская Церковь поднялись против электронных паспортов, а не против ИНН. На это ответим ещё раз, что мы возражаем не против ИНН как такого, а протестуем против всей Информационной системы в которой ИНН является начальным шагом и необходимым звеном. ИНН это начальное звено в системе глобального контроля.

Сегодня, когда уже обнародован Указ президента «О введении нового поколения паспортов» с биометрическими данными и микрочипом, когда эти паспорта получают наши дипломаты и граждане, когда во всю выдаются социальные электронные карты – мы лишь можем сказать, что ИНН это уже пройденный этап. Мы вступили на новый этап реализации «Электронной России», этап откровенного отречения от Христа, о чем предупреждал приснопамятный старец Паисий: «Принятие электронного удостоверения личности с числом 666 равнозначно отречению от Христа».

Всё выше сказанное вполне однозначно говорит за то, то вопрос о принятии ИНН, а значит и о вступление в международную Информационную систему является вопросом исповедания веры.

Поскольку сегодня речь уже идёт о принятии паспортов «нового поколения», то приведём по этому случаю резюме иноков обители Большие Метеоры:

«Принятие новых паспортов означает принятие автоматической идентификации, с которой не может согласиться имеющий совесть православный христианин, поскольку ты будешь опознаваем через число 666... Использование числа 666 в карточке личного удостоверения представляет собой предварительный этап начертания его на руку и на лоб».17

Мнение о. Иоанна о том, что якобы число 666 изъяли из ИНН абсолютно неверно. Из заявлений на получение ИНН в Москве был лишь убран штриховой код, а не число 666. Чтобы не было путаницы, напомним, что цифровые идентификаторы не имеют числа 666. Оно в виде машиносчитываемых полос присутствует только на штрих-коде EAN 13 – UPC 1. Сомнений это не вызывает, поскольку Элладская Церковь прежде чем заявить о наличии этого числа антихриста в системе электронного учёта, провела тщательное исследование в основу которого легли 8 независимых экспертных заключений. Это число как системное изъятию не подлежит, о чем официально было заявлено Элладской Церкви со стороны правительства18.

3. Равнозначны ли между собой номер присвоенный в концлагере и ИНН?

«Дорогие мои, как мы поддались панике - потерять своё христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключённого сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа Спасителя. И Спаситель вошёл в мир с переписью населения».

То есть здесь по словам о. Иоанна принятие ИНН и участие во Всемирной переписи не является предосудительным шагом. И это именно потому, как он считает, что присвоение ИНН человеку ничем не отличается от присвоения номера заключённому в концлагерь, а Глобальная перепись не отличается от переписи Римской империи при императоре Квиринии.

Однако эти выводы кране поверхностны и поспешны. Начнём хотя бы с того, что перепись при Рождестве Христове была:

1. не всемирная, а сугубо внутригосударственная,

2. этой переписью вообще не присваивалось человеку вместо имени никакого номера или, тем более, пожизненного личного кода.

В то время, как перепись Всероссийская совершалась в рамках Всемирной переписи по распоряжению ООН с целью присвоения уникального личного кода каждому человеку.

Между номером человека в концлагере и нынешними уникальными пожизненными цифровыми персональными идентификаторами имеется также большая разница:

  • номер в концлагере присваивался насильно,
  • это был номер не универсальный, а только один из нескольких сот, внутритюремный;
  • номер концлагерный был не пожизненным.

Мы вынуждены сделать вывод, что все вышеуказанные красноречивые слова из "письма о. Иоанна" не имеют реальных оснований, и на самом деле являются, к глубокому сожалению, не более чем красивым и искусно обставленным эмоциональным пафосом.

4. Как относиться к числу 666? Является ли его появление знамением времён?

«Теперь же говорят только о числе "666" как печати антихриста. Но разве он уже получил власть в мире? Разве стёрлись государственные границы, и мир и безопасность убаюкивающе ласкают наш слух?.. И антихрист воцарился, признанный всеми как всемирный?», - таким образом "Письмо о. Иоанна" пытается оценить современную ситуацию казалось бы с позиции Церкви. По мнению автора этого письма: «И надо нам всем помнить, что мы теперь ещё живём в спасительное время, во время благодатное, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Богу о своём спасении. Вот и будем спасаться в Церкви, ограждая себя страхом Божиим от всякого греха, от лукавства, лжи и фальши, от самости и своеволия.

И хорошо бы теперь, когда в народе пробуждается христианское самосознание, понять нам всем, кому и зачем нужны теперь такие нехристианские методы борьбы за "свободу". Да и от чего должны мы быть свободны?»

Во-первых необходимо отметить, что богодухновенный текст Апокалипсиса свидетельствует о том, что печать-начертание будет проставляться на лоб и правую руку не антихристом, а его предтечей-лжепророком. Во-вторых, целью предтечей-лжепророков и всех "антихристов" в мире (которыми в Евангелии и Соборных Апостольских посланиях именуются не только конкретные персонажи из будущего, как мы знаем, но и их предшественники-предтечи: еретики, совратители со спасительного пути и всякая богоборческая сила19) тайно или явно, осознанно для них самих или неосознанно, - является участие в осуществлении «тайны беззакония» - в подготовке почвы для воцарения последнего Антихриста как такового. В-третьих, и в самом Откровении апостола Иоанна Богослова и у его святых Отцов-толкователей число 666 одновременно понимается и как персональное число антихриста и как его скверная печать-начертание20.

Более того, свт. Арефа Кесарийский засвидетельствовал, что лжепророк будет стараться распространить это число повсюду, и в купле и в продаже21. Св. Андрей Кесарийский подчёркивает, что появление этого числа «откроет бодрствующим итрезвящимся время испытаний»22. То есть число 666 является знамением указывающим на наступление времени всеобщего отступления - апостасии23. Для о. Иоанна же здесь, появление и активное применение этого числа именно в сфере торгово-экономических отношений, вопреки свидетельствам Церкви, ничего не значит. Безусловно, каждый из нас, наша вера поставлены под удар, но это вовсе не означает, что мы должны попирать свою христианскую совесть и молча соглашаться с вводимой системой. Наоборот, мы должны веру отстаивать и требовать от государства альтернативы, что именно и прозвучало в Послании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2000г.

Само число 666 это символ не только власти евреев, символ маммоны, но и символ апостасии, антихриста, который противоположен Кресту - символу Христа Спасителя. И если символ Христа, Крест освящает, то символ антихриста 666 – оскверняет.

И если о. Иоанн призывает «спасаться, ограждая себя страхом Божиим», то спасение в наше время как раз и заключается в том, чтобы «не сочетаться с духом мира сего», и, в том числе естественно, не принимать символов диавола и антихриста, который, как мы знаем, явится во время всеобщего отступления на земле. Вряд ли мы сегодня найдём человека, который бы приблизился к уровню духовной жизни например преп. Антония Великого, чтобы не учитывать реальность непрестанного искушения и обольщения человека духами злобы поднебесной. Неслучайно ап. Павел рассматривает христианскую жизнь как непрестанное приношения себя в жертву Богу24 и битву с «духами злобы поднебесной»25. Именно так поступали христиане в любое время, живя в подвиге внутреннем и внешнем, и не принимая чужой веры и обычаев, не кидая ладана в курильные жертвенники перед языческими идолами ради сохранения собственной жизни, «исповедовали Христа устами во спасение»26.

Фактически о. Иоанн исключает в своём письме всякую необходимость к бдительности, к тому чтобы избегать не только явного, но и тайного, скрытого зла. Непротивление злу не свойственно христианству. Ап. Павел вполне чётко и ясно формулирует необходимость противостояния злу: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплотных делах тьмы, но и обличайте... Итак. Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы»27.

5. Ожидал ли свт. Иоанн Златоуст конца света в 400г.?

В своём письме о. Иоанн утверждает, что свт. Иоанн Златоуст ожидал конца света в 400г. и погрешил в этом, поскольку «даже великие столпы Церкви ошибались».

Во-первых, приступая к исследованию слов Иоанна Златоуста давайте начнём с указания на источник из которого "Письмо о. Иоанна" черпает указанную информацию: это 34 беседа свт. Иоанна на Евангелие от Иоанна Богослова. Для наглядности мы приводим этот отрывок:

«Не много уже остаётся времени до конца; мир уже устремился к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как при последнем издыхании, близ смерти, подвергается безчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли и со стен, так близок, при дверях конец вселенной, и поэтому-то повсюду безчисленные злополучия. И если тогда Господь уже близ был, то гораздо более ныне. Если за четыреста лет, когда это было сказано, Павел назвал то время исполнением времён, то тем более следует назвать так настоящее время...Откуда ты в самом деле знаешь, человек, что конец мира ещё не близок и что сказанное ещё не скоро будет? Концом года мы называем не последний только день его, хотя он имеет тридцать дней; так я не погрешу, если в таком числе годов назову концом четырехсотый год. Таким образом апостол уже в своё время предвозвестил о кончине. Смиримся же, и будем жить в страхе Божием. А если мы живём в безпечности, в нерадении, и не ожидаем ничего, то настанет внезапно пришествие»28.

При внимательном прочтении слов свт. Иоанна Златоустого совершенно невозможно сделать такого вывода, который делается в Письме о. Иоанна. Святитель Иоанн Златоуст нигде не утверждает, что он ожидает конца мира в 400г. Он лишь констатирует как факт, что его время к концу намного ближе, чем то, в которое жил ап. Павел. Поскольку уже в годы написания своего Послания к церкви в Филиппах, Апостол уже именовал это время исполнением времён, т. е. последним временем29. И это напоминание о последних временах ап. Павел употребил не случайно, а именно с тем, чтобы проводить свою жизнь «не в страсти похотения», а в постоянном бодрствовании, зная о неизбежности отчёта за свои дела и мысли. Свт. Иоанн уподобляет нашу жизнь готовой родить женщине. Как от неё требуется готовность, а не беспечное времяпрепровождение, так следует быть и нам всегда готовыми и бдительными30.

Во-вторых, свт. Иоанн Златоуст полностью разделял учение Церкви о сокрытости точной даты кончины мира. Об этом он даёт вполне ясные свидетельства в своих беседах на 24 главу Евангелия от Матфея. В 77-й беседе свт. Иоанн о вопросе учеников Спасителя о дне кончины мира пишет:

«О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, ни Сын, токмо Отец (ст. 36). Словами: ни ангели Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами ангелы; словами же: ни Сын - возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом». Неизвестность дня кончины мира понуждает, как пишет свт. Иоанн, к бодрствованию: «...как спасительна неизвестность дня, - и заставляя тем нас быть в непрестанной заботливости? Предмет Его попечения составляет то, чтобы мы непрестанно бодрствовали; и так как мы ослабеваем всегда во время счастливой и покойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то Он непрестанно и внушает нам, что когда мы бываем покойны и беззаботны, тогда и являются бедствия». И к моменту Пришествия Христова, указывает Святитель, ссылаясь на свидетельства в Евангелии31 и у ап. Павла32, весь мир будет охвачен жизнью в беспечности и удовольствиях.

И в данном случае мы можем прямо ответить составителям "Письма о. Иоанна", что свт. Иоанн Златоуст не ошибся, а вы ошиблись и недопоняли то, о чём и как говорил великий Святитель и учитель вселенной.

6. Нужно ли нам знать о знамениях и признаках Второго Пришествия?

Из слов Письма о. Иоанна явствует, что в нашей жизни мы должны проявлять только доверие Богу и не смущаться, не обращать внимания на число 666, построение системы электронной слежки и контроля за человеком. То есть нам необходимо только жить добродетельно и полностью уповать на Бога.

В чем ошибочность такого подхода? Она заключается в том, что христианину предлагаетсяжизнь в беззаботном неведении. Тогда естественно возникает вопрос: с какой тогда целью Сам Господь дал вполне ясные описания признаков кончины века и Его Второго Пришествия?

Свт. Иоанн Златоуст в 76 беседе толкований на Евангелие от Матфея говорит о знамениях как полезных не только для слушавших Апостолов, но и для нас: «Христос переходит уже к Своему пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас»33. И к этим признакам относятся и проповедь Евангелия по всему миру, и пришествие антихриста и его слуг, обольщение ими людей и т. д. Они будут предшествовать непосредственно кончине мира и Пришествию Христа. Об этом Константинопольский Святитель говорит в следующей 77-й беседе, разъясняя слова Спасителя:аминь глаголю вам, не мимоидет род сей, дондеже вся сия будут (Мф. 24, 34).

Свт. Кирилл Иерусалимский даже в своих огласительных словах, обращённых к готовящимся принять святое Крещение, войти в лоно Церкви, уже напоминает о необходимости знать эти знамения: «И не дерзай назначать времени, когда cиe случится; впрочем и не засыпай от безпечности: Бдите, говорит Христос, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет(Мф. 24, 42). Так как надлежало нам знать признаки скончания миpa, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут: и что есть знамениe Твоего пpuшecтвия и кончина века (Мф. 24, 3).

Мы надеемся, что Ты опять придёшь; но сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному. Он, отверзши Божественные и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас прельстит (Мф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите, да никтоже вас прельстит. Слова cии убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя».

Необходимо также отметить главную причину по которой ставится под сомнение подлинность письма-обращения "Об ИНН": до 2000 года архимандрит Иоанн (Крестьянкин) имел совершенно противоположенное мнение по отношению к позиции и мнениям изложенным в данном письме. Он отрицательно относился к новой системе налогообложения и не давал подобных советов своим духовным чадам.

Главный редактор православной апологетической интернет-страницы «Православный Апологет» в соавторстве с участниками одноимённого содружества выпускников и студентов православных богословских факультетов и семинарий, иеромонах Сергий (Троицкий),http://www.apologet.spb.ru

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Архим. Софроний Сахаров. Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000, Об основах православного подвижничества., с. 140

2«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы»(1 Петр. 2, 1-10).

3См. предыдущую сноску; См. Послание Восточных патриархов: п. 17, с. 233

4Правила Православной Церкви с толкования епископа Далматинско-Истрийского Никодима, Т.2. С-ТСЛ, 1996, с. 308-309

5В заявлении во ВЦИК от 17/30 сентября 1924г., в котором он объясняет, что невозможно принять требования Советского правительства и перейти в Церкви на новый календарь

(См.: Вострышев М.И., Патриарх Тихон, в серии "Жизнь замечательных людей", М. "Молодая гвардия" ЖЗЛ "Русское слово", 1997, с. 281;

См.: "Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943", М. ПСТБИ, 1994, с. 333)

6В русском переводе см.: Святитель Григорий Богослов. Творения. Репринт. СТСЛ. 1994, т. 1. Слово 3. "В котором свт. Григорий оправдывает своё удаление в Понт…", с. 54

7Евр. 13, 17

8Догматические послания православных иерархов 17-18 вв. о православной вере, п. 17

9Слово 25, 10

10Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης, Καθηγητής του Πανεπιστήμιου της Θεσσαλονίκης. ΤΑ ΟΡΙΑ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ,ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΜΟΣ ΚΑΙ ΠΑΠΙΣΜΟΣ. Θεσσαλονίκη 2004

11Общий тропарь священномученику.

12Προτοπρεσβύτερος Φεόδωρος Ζήσης, Καφηγιτής του Παναπεστήμιου της Θεσσαλονίκης. ΤΑ ΟΡΙΑ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ,ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΜΟΣ ΚΑΙ ΠΑΠΙΣΜΟΣ. Θεσσαλονίκη 2004

13"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их" (Мф. 7, 13-20)

14Обращение Священного Кинота Святой Горы Афон по поводу проекта закона «О защите человека от сбора и использования сведений личного характера», Европейской информационной системы «Шенген», а также ратификации и начала действия в Греции Шенгенского Соглашения 24.02.1997

15Там же

16Там же

17Фальсификация учения о начертании антихриста. Издание монастыря Большие Метеоры. Святые Метеоры 1997, Пермь, «Панагия» 2004, с. 68

18См. Ιερομόναχου Χριστοδούλου Αγιορείτου, ΣΤΗ ΔΥΣΗ ΤΗΣ ΕΛΕΥΘΕΡΙΑΣ, Άγιον Όρος, 1997

19Мф. 7, 15; Мф. 24, 11; Мф. 24, 24; Мк. 13, 22; 2 Петр. 2, 1; 1 Ин. 4, 1

20"и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13, 17);

"И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии" (Откр. 15, 2);

«Печать же его, наносимая на лоб и правую руку, есть число 666 (χξς´)»

(св. Ипполит Римский: PG. 10, 932 C ΒΕΠ, 6, 287)

«А что есть начертание? - Имя зверя, добавляет евангелист. Узнать это можно двояким образом: через смысл самого имени или через число» (свт. Арефа Кесарийский, Толкование на Апокалипсис. PG. t. 106, p. 681, col. 765 A)

21«А что есть начертание? - Имя зверя, добавляет евангелист. Узнать это можно двояким образом: через смысл самого имени или через число. Число же имени зверя необходимо будет повсюду распространить, в делах купли и продажи, чтобы тот, кто не несёт его на себе, скончался от недостатка необходимого» (свт. Арефа Кесарийский, Толкование на Апокалипсис. PG. t. 106, p. 681, col. 765 A)

У св. Андрея Кесарийского: «И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие её умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни» (PG. t. 106, с. 340 A, B)

22PG. t. 106, с. 340 C

(«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нём, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим (трезвящимся))

23См. (2 Фесс. 2, 3): "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели" (mh/ tiv u;ma_v e"xapath/sh` kata\ mhde/na tro/ponV o%ti e"a\n mh\ e#lyh` h; a"postasi/a prw_ton kai\ a"pokalufyh`_ o; a#nyrwpov th_v a"nomi/av, o; ui;o\v th_v a"pwlei/av)

24Филип. 2, 17

25Ефес. 6, 12 (наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной)

26Рим. 10, 10

27Ефес. 5, 11-12, 15

28Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, ч. 1., репринт с издания СПб 1902г., Издательский Совет МП, 1993, с. 223-224

29Филип. 4, 6

30Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, ч. 1., репринт с издания СПб 1902г., Издательский Совет МП, 1993, с. 224

31якоже бо беху во дни Ноя, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне прииде вода, и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческаго (Мф. 24, 37-39). Христос сказал это в доказательство того, что Он придёт вдруг и неожиданно, когда большинство будет наслаждаться удовольствиями.

32егда рекут мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство (1 Сол. 5, 3). Здесь разумеются удовольствия и мир, которые могут быть только у людей бесчувственных. Поэтому-то апостол и не сказал: когда будет мир, но: егда рекут мир и утверждение, изображая тем их бесчувственность, подобную той, какая была у людей и во дни Ноя, когда они, не смотря на величайшие бедствия, проводили жизнь, полную удовольствий, праведные же, напротив, проводили жизнь в скорби и печали.

33Беседа LXXVI, 2

http://apologet.spb.ru/ru/815.html


Группа волонтеров, состоящая из больничных клоунов и музыкантов, устраивала детям адаптированное музыкальное театрализованное представление.

СПРАВКА: Поющие клоуны – добровольческий арт-терапевтический проект, ориентированный на умственно-отсталых детей, существующий с начала этого года. Его реализовал Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы при содействии Департамента социальной защиты населения города Москвы совместно с некоммерческой организацией «Доктор-клоун» и ДАЖДЬ-Содружество авторов поэтического рока.

Один из волонтеров проекта и лидер группы «Лепота» Юлия Лепе в рамках проекта «Кто есть кто в благотворительности» рассказала порталу «Милосердие.ру» о том, почему так важно работать с детьми, имеющими задержки умственного развития и что тут могут клоуны.

– Юлия, почему у вас в названии проекта есть слово «экспериментальный»?

– Потому что мы пытаемся делать то, что в Москве раньше не практиковалось. Причем мы совмещаем несколько таких направлений. Во-первых, это смехотерапия, то есть, работа клоунов. Во-вторых, терапия музыкальная. В-третьих, возможность для детей выразить себя, социализация детей. А еще своего рода экспериментальность или, если хотите, эксклюзивность проекта связана с тем, что получить доступ в детские спецучреждения не так уж легко. Таких учреждений под названием ДДИ (детские дома-интернаты) для умственно-отсталых детей в Москве семь. Мы живем рядом с ними и не подозреваем об их существовании.

– Как это?

– Очень просто. Туда не так легко попасть. Илье Артемьеву-Сысоеву, координатору проекта, руководителю культурного центра Фонда Андрея Первозванного, удалось получить одобрение и содействие со стороны Департамента социальной защиты населения Москвы. Дети с тяжелой формой ДЦП, гидроцефалией, лежачие практически не видят других людей кроме персонала. Их практически никто не посещает. После одного визита в группу особенно тяжело больных – так называемую группу «Милосердие» – мы испытали настоящий шок. Большинство детей просто не реагировало на наше выступление. А просто тянулись, кто мог хвататься руками – пытались за нас как-то зацепиться.

– Зацепиться?

– Да. Они просто хватали нас и не отпускали, почувствовав человеческое тепло. Это было похоже на какую-то черную дыру. Так проходят годы.

– Что вашей группе помогло сработаться, избежать психологического надлома?

– Только Небо помогло, как мне кажется. Я до сих пор не понимаю, как нам удалось осуществить задуманное. Инициатива исходила от Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. Илья является сотрудником этих организаций. Это ему пришла идея о том, что музыканты могут помочь таким детским домам. Но речь шла не о том, чтобы давать концерты и делиться творчеством. Мы говорим о музыкальном взаимодействии с детьми, что и является терапией, наподобие физиопроцедур.


– Кого подключили к проекту?

– Самыми опытными в данном проекте были ребята из организации «Доктор Клоун»: Настя Зыкова (клоун Зюзя) и Женя Березуева (клоун Авось). А в поиске подходящих музыкантов вышли на ДАЖДЬ-содружество, членом которого я являюсь. Так я познакомилась с Ильей Артемьевым-Сысоевым – координатором проекта и людьми из «Доктора Клоуна». Позже к нам присоединились наша незаменимая Людмила Щербакова (автор-исполнитель, также из «Даждь»), Людмила Покровская и Мария Щагина.

Сценарий представления писался в режиме мозгового штурма. Мы встречались в Фонде Андрея Первозванного, репетировали на творческой площадке «Месте действия» и в семейном клубе «На Остоженке». Предварительно состоялись встречи с персоналом детских домов. Нам посоветовали использовать песни из советских детских мультфильмов. Начались репетиции. Постепенно стало понятно, как это все будет выглядеть для зала.

– Вас легко пускала к себе администрация ДДИ?

– Илья получил одобрение Департамента социальной защиты населения Москвы. Не знаю, как ему это удалось, но во всех ДДИ на столе было предписание: вот этих пустить.

– А профессионально, как музыкант?

– Нас дистанционно, по переписке, консультировала Алиса Апрелева, профессиональный музыкальный терапевт, живущий сейчас в США. Она сориентировала нас в важной проблеме: к каким больным с какой музыкой просто не стоит приходить, где важно не допустить ошибку. То, что нужно петь песни из советских мультфильмов согласились все. «Бременские музыканты», «От улыбки станет всем светлей», «Антошка», «Чунга-Чанга», «Танец маленьких утят» и т.д. – эти композиции не могли не радовать.


– Как это выглядело?

– Все песни мы увязали в единое повествование. Это были разнообразные приключения, происходящие, прежде всего, с нашими клоунами. А выглядело это… Вы и представить себе не можете. Детишки, как правило с болезнью синдрома Дауна и аутизмом, поют, встают с мест, хлопают, топают, качаются... Кто может, тот встает и выражает себя на сцене сам. Песни из мультфильмов – это их пространство, как говорят психологи «зона комфорта»: им не нужно было к нам привыкать. Звучат первые аккорды – и они уже с нами, а мы с ними. Постоянно идет общение. Клоуны Зюзя и Авось задают вопросы, с ними приключаются разные вещи, и дети, как могут, отвечают им. Потом Зюзя засыпает, а дети должны её разбудить – самый шумный момент в спектакле, где можно и покричать. Это всегда идет на ура. Мы с собой имели арсенал спецэффектов и шумовых инструментов... Все исполнялось вживую.

– Это не то же самое, что включить им какую-нибудь музыкальную запись?

– Ничего похожего. Отличие в том, что музыканты – Илья за клавиатурой синтезатора или фортепьяно, Людмила с гитарой, я с ударными инструментами – могли настраиваться на аудиторию, ориентироваться на ее настроение и состояние. Где нужно ускоряли темп, где нужно подольше пели – например, в колыбельной Умки, – мы по взглядам могли понять, нужно ли спеть еще раз. Когда ребенок выходит танцевать, он не всегда берет тебя за руку. Он может агрессивно танцевать, и этим также выражать себя. Но при этом он включен в процесс. А для нас это знак того, что стоит замедлить темп, перейти на другую песню. Полный интерактив.

– Тяжело было?

– Было тяжело там, где есть лежачие. Мы заходили к ним в палату, и для каждого ребенка был один клоун. Если ребенок не видит, он их чувствует, слышит песню, ощущает прикосновение. Мы все работали в мягких варежках и кукольных костюмах. Кто мог видеть – радовался, остальные могли просто почувствовать.

– Персонал этого не ожидал?

– Да и мы тоже. Были случаи, когда нам говорили: «Все, дальше можете не ходить». Какое же было удивление, когда дети с тяжелой формой заболевания начинали смеяться, хохотать во весь голос. Я глажу мальчика варежкой – нет реакции. Но как только отошла, он поднял ногу, как бы желая сказать: «Вернись ко мне, продолжай меня гладить». Соседний ребенок лежал на животе. Он вначале тихо лежал, потом начал мычать, все сильнее и сильнее. Тут подходит нянечка, она перевернула его, и он перестал мычать. Таким образом, он говорил: «Меня надо перевернуть, я хочу быть ближе к источнику музыки». Так можно было общаться с ними со всеми. Это такие же дети, как все. Им музыка доставляет радость, которую они проявляют как могут.


– Но все по-разному.

– Да. Мы зашли в палату с лежачими детками, общались. Пришло время расставаться. Мы уходим, но один мальчик внезапно начал перескакивать через решетки кроватей следом за Авосем, вцепился в нее и не отпускал. К нашему удивлению, выяснилось, что он совершенно слепой и двигался просто на голос. А некоторые дети, которые могли ходить, шли за нами из палаты в палату и слушали одно и то же снова и снова, некоторых везли нянечки на колясках.

– Что нужно делать?

– Надо создавать специальные программы и проекты для этих заведений. Надо помочь, а помочь есть кому: добровольцев сейчас много. Например, мы встретили там однажды сестер из Марфо-Мариинской обители. Дети, к которым приходят, уже другие. А те, к кому никто не ходит – они еще не готовы отдавать, они только берут. Девочки из «Доктора Клоуна» знали, как себя вести с ними, а мы, музыканты, честно говоря, терялись.

– Почему вы выбрали для работы детей с отклонениями в развитии? Это специфическая группа, обычно с ними боятся работать.

– Я думаю, это произошло по ходу дела. Илья однажды пришел в детский дом, пообщался с персоналом и понял, как и что здесь можно сделать, чем помочь, с какими сложностями можно столкнуться. Девочки из «Доктора Клоуна» – те уже имели опыт, они и в хосписах были, детских и взрослых, им это было не в новинку. А я вот не была уверена, что смогу, и сказала: «После первого раза могу вам ответить, буду я работать или нет».


– В этом нет ничего общего с музыкальным исполнительством?

– Это несопоставимые вещи. Со своим творчеством ты идешь и бьешься в закрытые двери: вот послушайте нас, это интересно. А тут совсем другое дело. Этим людям необходимо тепло и внимание, а в какой форме они его получат, им все равно. Если бы мы просто ходили и держали их на руках, они тоже были бы счастливы. Но поскольку это песня, которая радует, – получался двойной эффект. Поскольку были еще клоуны, эффект получается тройной. Был это веселый смех, ведь у них неимоверный запас для этого: всякие штучки, дуделки, пузыри... После первого раза я поняла, что смогу. И что мне это нужно не меньше, чем самим детям.

– У вас в группе Вконтакте стоит девиз: «Если не можешь помочь, это еще не значит, что не можешь доставить радость». А разве это не одно и то же?

– Здесь имеется в виду, что мы не прямое лекарственное средство для полного избавления от недуга. Да и разовое посещение – это еще не терапия. Необходима систематичность, и именно тогда есть шанс украсить их жизненное пространство, именно тогда они смогут оторваться от своей беспросветной реальности. Это самое важное. Им не всегда нужны подарки, конфеты... Не это главное.

– Вы говорите, что работать надо регулярно. Но ваша группа одна, и поле деятельности очень большое. От кого требуется помощь и поддержка?

Может ли кто-нибудь с уверенностью сказать - грустные клоуны или веселые? Пожалуй, даже за веселой раскраской, цветастыми нарядами и вечными шутками легко разглядеть вселенскую грусть, которая, кажется, является обычным атрибутом каждого клоуна. В основу образа Puddles Pity Party и легла эта грусть, а вместо обычных клоунских шуток и представлений этот 7-футовый клоун поет - и от одного его голоса, дополненного таким необычным образом, бегут мурашки по коже. Но как именно началась карьера этого клоуна? Играл ли он в цирке? И что говорят сами музыканты, чьи песни он перепел?


Puddles Pity Party - американский музыкант и клоун, получивший наибольшую известность в сети Интернет, когда в ТОП сразу нескольких развлекательных сайтов попало его видео с кавер-версией песни "Royals" от Lorde. На сегодняшний день Puddles Pity Party является звездой Интернета, а также продолжает давать сольные концерты и выступать на тематических номерах. Удивительным образом в нем сочетаются харизма и грусть, а клоунский костюм и его габариты - в нем как-никак около 2 метров роста! - превращают обычный кавер во что-то совершенно новое. Несмотря на успехи, Puddles Pity Party крайне неохотно разговаривает с журналистами, предпочитая оставаться в тени, сохраняя свой грустный образ и таинственность, являющуюся его главным коньком. Американские журналисты прозвали его "Грустным клоуном с золотым голосом".

Представьте себе большого мужчину, поющего знаменитую "Hallelujah" Леонарда Коэна (Leonard Cohen) - а теперь представьте, что вместо большого мужчины на сцене оказывается большой клоун. Эффект меняется невероятно! Мало того, что Puddles Pity Party может похвастаться невероятно сильным и глубоким голосом и неиссякаемым запасом харизмы, его главный козырь - это эффектность, ибо до него вряд ли кому-нибудь приходило в голову комбинировать веселый образ клоуна с драматическим персонажем. Наибольшую популярность он получил благодаря каверу песни "Royals" от Lorde, который был записал совместно с "Postmodern Jukebox": в небольшой квартире-студии этот двухметровый клоун сумел так преобразить песню, что буквально за несколько часов количество просмотров перевалило за несколько миллионов. Сама Элла, известная под псевдонимом Lorde, чью песни перепевал Puddles Pity Party, назвала его версию "любимой в Интернете". Через несколько месяцев клоун обрадовал фанатов еще одной песней - "Team" от уже знакомой Lorde. Видео вновь взорвало Интернет.



Образ Puddles Pity Party продолжает быть таинственным - но именно таким и является каждый клоун, просто вместо неискренних улыбок и не слишком смешных шуток он решил заняться совершенно другим делом - петь грустные песни о любви и страдать.


В ноябре 2012 года Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы при содействии Департамента социальной защиты населения города Москвы и некоммерческой организации «Доктор-клоун» начали реализацию экспериментального проекта «Поющие клоуны». Проект проходит в рамках программы «Ансамбль доброй воли». Об этом наша беседа с инициатором и руководителем проекта Ильей Артемьевым-Сысоевым.

— Илья, в чем сущность проекта? Насколько эта идея уникальна?

Лично я и мои коллеги такого раньше нигде не встречали. Я не могу сказать, что это супер ноу-хау, но в Москве это явный эксперимент. Но если этого нет в Москве, то не факт, что этого нет где-то еще, то есть мы можем просто об этом не знать. Наш проект «Поющие клоуны», в первую очередь, добровольческий. Мы создали музыкальное театрализованное представление, специально адаптированное для умственно-отсталых детей. В принципе, это своего года спецзаказ, и в этом его индивидуальность и уникальность. Проект подразумевает организацию концертных выступлений в каждом из семи московских специализированных детских домов-интернатов. Мы собрали творческий коллектив, состоящий из докторов-клоунов и музыкантов-волонтеров, и провели консультации с администрацией детских домов, врачами-психологами, педагогами-воспитателями. Нам рассказали о том, какие фотографии можно делать, какие нельзя, насколько громкой может быть музыка, какие песни стоит исполнять. Все это мы вместе обсуждали, это было коллегиальное решение.

— В чем заключается поддержка Департамента социальной защиты населения города Москвы?

— У меня есть договоренность с Департаментом о том, что мы посетим все семь московских домов-интернатов такого типа. Мы уже выступали в домах-интернатах № 8 и № 15, и нас ждут еще пять интернатов. Мы также получили приглашение посетить хоспис. Там мы еще не были.

— Как родился проект?

— В Центре национальной славы есть Управление молодежных программ, которое реализует добровольческую программу «Ансамбль доброй воли». В рамках этой программы возникла идея сделать проект, который называется «Поющие клоуны». Это объединенный проект «Ансамбля доброй воли» и общероссийского (и даже общемирового) движения под названием «Доктор-клоун», о котором знают многие. Это когда в детские дома, больницы и госпитали приходят доктора, одетые как клоуны, и устраивают клоунаду, помогая поднять дух и настроение детям, которые прикованы к постели. Одним словом так их развлекают и отвлекают от грустных мыслей и болевых ощущений. «Поющих клоуны» — это та же самая клоунада, но уже с исполнением песен. В данном случае проект «Поющие клоуны» ориентирован на умственно-отсталых детей (детей с заболеваниями синдрома Дауна, гидроцефалии, ДЦП).

Идея эта возникла после того, как весной 2012 года я пришел в один из детских домов, чтобы обсудить с администрацией вопрос о том, как бы приехать с «Ансамблем доброй воли» и что-то сделать для детей. На определенном этапе возникло желание создать новую художественную форму и собрать музыкантов, которые смогут работать с такими детьми, потому что не каждый согласится выходить и петь перед ними. Надо иметь немного другое психологическое состояние, иную мотивацию — не просто подарить свое творчество, а постараться его адаптировать, чтобы для детей была польза. Также стало понятно, что не каждый музыкант сможет пойти в группу, которая называется группой милосердия.


— А Вам легко было пойти к таким детям?

— Мне было легко, когда я осознал, что это нужно делать. Мы сейчас только два раза сходили, и это опустошает энергетически. Это не физическая, не моральная усталость, а именно энергетический спад. Говорят, что это абсолютно нормальная реакция организма, что это правильно. Нам нужны те люди, у которых есть мотивация, и которые готовы делать это не один раз. Есть такое понятие как «выгорание добровольца». В данном случае этого нельзя допустить.

— А большой репертуар у вас?

— Около 15 песен. В основе концертного представления — классика детских песен. Мы поем те песни советского периода, которые известны детям, потому что с их помощью происходит социализация. Мы подумали: «А почему бы эти песни не преподнести детям в театральной манере?» Очень важный момент — мы исключаем те песни, в которых присутствует нечто, что может ранить ребенка либо недоступно ему, например, «Крылатые качели», «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», «Пусть мама приедет, пусть мама придет», «Кабы не было зимы», «Первоклашка», «Дважды два — четыре». Получасовое выступление включает клоунаду, песни, театральное выступление, фокусы, пускание мыльных пузырей.

— А есть планы посетить с концертами другие регионы?

— Планы есть. Понятно, что этот проект захотят транслировать в других регионах. Сейчас мне хочется набраться опыта, чтобы сделать правильные выводы. Не все так просто. Нужно понимать тех людей, к которым мы будем ходить. Одно дело — выступать на сцене и другое — выступать перед ребенком, который лежит. Это не просто концерты, это арт-терапия. Нужно прорабатывать каждый номер.

— На каких музыкальных инструментах вы играете?

— Мне как музыканту было ясно, что должно быть что-то спокойное, камерное, поэтому я подумал, что должна быть акустическая гитара и женский вокал. Это основа. Я, например, боялся использовать в группе милосердия такой музыкальный инструмент, как пианика, потому что он издает немного грубоватый звук. Но мы попробовали, оказывается, все нормально.

— Что такое пианика?

— Это гибрид двух инструментов (фортепиано и губной гармошки), имеющий две или две с половиной октавы (25-32 клавиши). У этого инструмента несколько названий — мелодическая гармоника, мелодион, мелодика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта, пианика. Это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник . Своей клавиатурой фортепианного типа он немного напоминает и аккордеон. Звук извлекается путем выдувания воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш на клавиатуре. Детям нравится этот инструмент.


— Сколько «поющих клоунов» и кто они?

— Сейчас нас пять человек, и мы все поем. Сначала я думал, что в группу милосердия будут входить лишь музыканты, а петь будут только двое. Среди нас две участницы «Доктора-клоуна» — две профессиональные актрисы, выпускницы ГИТИСа Настя и Женя. Они сразу поняли, что нужно делать именно спектакль, а не просто набор песен. Сценарий делаем совместно. Считаю, что со временем наш состав надо будет расширить, так как одного состава мало и в творческом плане, и в энергетическом. Хорошо бы каждого из нас удвоить.

— Как Вы решились выступить в роли клоуна?

— До этого у меня уже был опыт работы на сцене, несколько раз снимался в кино. Я понимал, что могу реализовать себя на сцене, но мне не хватало школы. Я был просто поставлен перед фактом. Надо было создавать проект, который связан с клоунадой. Мне было несложно примерить на себя этот сценический образ, и я считаю, что это плюс, потому что происходит сценическое развитие, а не только развитие как музыканта.

— Как дети принимали ваши выступления?

— Очень хорошо! По словам одного заместителя директора по воспитательной работе, он давно не видел настолько удовлетворенных детей, видел возбужденных, видел радостных, а вот удовлетворенных давно не видел. «Приезжайте к нам почаще, это здорово!», — сказал он. Реакция у всего персонала только положительная.

— Сколько длится представление?

— Полчаса идет выступление на сцене в актовом зале. Для детей из разных групп здесь разворачивается основное действие — музыкальное театрализованное представление, адаптированное для таких детишек, с клоунадой, пусканием мыльных пузырей и т.д. А затем мы ходим по группам милосердия, где в течение десяти минут исполняем три-четыре песни, чтобы дети не уставали. Мы ориентируемся на то, сколько нужно детям. И понятно, что это могут подсказать исключительно педагоги. Поэтому может быть две песни, а может и семь песен. Но семь уже многовато для нас.

— Как появилось название «Поющие клоуны»?

— Я понял, что музыкантам нужны аниматоры для того, чтобы у обычного музыканта, не готового к такой практике, не было испуга. Появилось желание найти профессиональных аниматоров, которые станут не просто ведущими концерта, но и теми, кто умеет общаться с детьми. Хотелось, чтобы это было не просто исполнение песен, а какое-то сценическое действие. Все эти элементы использует «доктор-клоун», который умеет растормошить ребенка, показать ему фокус, надуть шарик, выглядеть более смешно, чем обычный музыкант. И тут стало понятно, что надо становиться клоунами, потому что дети понимают клоунов, потому что так можно больше заинтересовать их не только музыкальными, но и сценическими и игровыми элементами. Появилась задача сделать интерактивное шоу, чтобы дети вовлекались в игру. У нас пока нет большого опыта в этом, но мы придумали, что к концу спектакля один из клоунов должен заснуть на сцене под музыку, и его надо разбудить. В этот момент мы раздаем всем «шумелки» (ударные инструменты, трещотки), начинаем шуметь и просим весь зал помочь нам разбудить его. Детям это нравится.

— Илья, а кто Вы по образованию?

— Я окончил Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства по классу тромбон в Москве. Сейчас училище стало колледжем. По образованию я артист эстрадно-джазового оркестра и педагог-тромбонист. Кроме того, уже давно пишу музыку, факультативно занимаюсь композицией в Московской консерватории. Был музыкальным продюсером фильмов «Живой» и «Бумер-2», проекта «6 кадров» и еще ряда других проектов, которые готовятся.

— Как родилось желание заниматься делами милосердия?

— Это пошло из семьи. Когда я учился в школе, мама мне как-то сказала: «Сходи, поиграй дедушкам и бабушкам. Подари радость. С тебя не убудет». Я и пошел. С другой стороны, работая в Фонде Андрея Первозванного, так или иначе осознаешь свое предназначение быть общественным деятелем.