Удивительная история о создателе саксофона Адольфе Саксе. Город, где родился саксофон

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.


Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон. И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Памятники саксофону в мире







История рождения этого чуда

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.
Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид.
Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.




Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины », - писал Берлиоз.
А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет ».





Для саксофона Берлиоз написал и первые произведения. К Саксу пришло признание, но использовался саксофон в основном лишь как дополнительный духовой инструмент в оркестре. И постепенно в Европе интерес к саксофону почти угас, чему способствовала также и начавшаяся в 1870 году война.
Кроме того, многие конкуренты ставили под сомнение авторство Сакса и заваливали суды многочисленными исками. Судебные тяжбы, длившиеся годами, хотя и заканчивались в основном в его пользу, но отнимали много нервов и времени, кроме того, сопровождались немалыми финансовыми расходами, которые его практически разорили.
В 1894 году в Париже великий и талантливый музыкальный мастер в нищете ушел из жизни.

Второе рождение саксофона

В конце 19 века в Америке зарождается и очень быстро распространяется новое направление в музыке - джаз, и главным солистом джазовых композиций наряду с трубой становится саксофон.






















Наконец-то у саксофона появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Страна заболевает «саксофономанией », которая вскоре перекидывается и на Европу.


В нашей стране с ее неприятием джаза вплоть до 70-х годов игре на саксофоне даже нигде не обучали, в почете был лишь кларнет.


Особое, трепетное отношение к саксофону наблюдается у жителей Японии. Японский саксофон – нежный, чувственный, романтичный, сентиментальный… Такая же и музыка…



Музыкантов и имеет самую низкую стоимость по сравнению с инструментами других уровней. На первый взгляд он может быть даже менее «тугим» при игре, чем профессиональный, но знатоки, в отличие от новичков и любителей, почувствуют большую разницу в качестве звучания и интонирования. Поэтому, если есть возможность, стоит приобрести более «солидный» инструмент, чтобы иметь больше маневров при звукоизвлечении. Однако покупка такого образца оставит ощутимую брешь в кошельке, и, если вы не готовы на это пойти, можно на первых порах ограничиться ученическим саксофоном.

«Рыбные» места

Пожалуй, в первую очередь желающие купить саксофон отправляются в музыкальные магазины. Такие крупные сетевики, как, например, «Музторг», не говоря о более мелких точках, обычно предлагают самый широкий выбор гитар разных уровней, при этом ограничиваются только одной-двумя моделями ученических саксофонов не самого лучшего качества. Так что, если вам приглянулся саксофон на прилавке, берите его для обучения, но не ждите от него яркого и глубокого звука. Перед покупкой также желательно проконсультироваться со знатоком, а лучше даже привести его в этот магазин, чтобы он опробовал инструмент.
Ученические инструменты, как правило, проще в освоении, но хуже звучат.

Нижний ценовой порог на новые ученические саксофоны начинается примерно с 15 тысяч рублей за альт, так как он самый распространенный. Сопрано, тенор и другие модели стоят дороже. Однако средняя цена инструментов обычно оказывается выше, да и преподаватель наверняка порекомендует не брать самый . Стоимость студенческих и полупрофессиональных моделей обычно не бывает меньше 30 тысяч рублей.

За более широким выбором стоит идти в магазины, специализирующиеся не только на электроинструментах, но также и на духовых - в Москве, например, это Mariachi, «Мир музыки» и различные дилеры инструментов Yamaha. В регионах же, увы, таких может не быть вовсе. Отчаиваться не стоит - в тех же самых магазинах, как правило, доступен заказ по интернету, в том числе и в другие регионы. Конечно, за что-то особенное скорее всего придется заплатить несколько большую сумму, но вообще готовьтесь, что ради инструмента вам придется приложить определенные усилия: среди музыкантов стандартной практикой являются поездки в другие города ради такой покупки.

Из рук в руки

Если вас не устраивает предложение ближайших магазинов, в другие города ехать вы не готовы и вообще считаете стоимость саксофона слишком высокой для вашего кошелька, стоит обратить внимание на подержанные инструменты. В отличие от многих других вещей, с возрастом при правильной эксплуатации они могут не только не терять своих качеств, но даже и становиться лучше. Опытные музыканты знают, что старый обыгранный, хорошо «продутый» саксофон звучит легче и приятнее нового. Небольшие царапины и потертости, как правило, не сказываются на процессе игры.

Искать подержанные модели можно по объявлениям на таких площадках, как Avito или «Из рук в руки». Кроме того, стоит обратиться на специализированные интернет-форумы и сайты, где вам к тому же смогут дать рекомендации перед покупкой. Одним из лучших способов найти инструмент является знакомство с саксофонистами и преподавателями музыки, которые помогут с выбором гарантированно играющего образца. Особо стеснительным можно оставить объявление о покупке инструмента в местном музыкальном училище или другом учебном заведении, в филармонии.

Аккуратнее с покупкой на площадках типа Ebay или Aliexpress! Если купите плохой инструмент, то придется оплачивать его отправку обратно. Да и на таможне могут потребовать уплатить пошлину в размере 30% от цены инструмента за ввоз.

Стоимость саксофона, бывшего в употреблении, зависит от многих факторов - его типа и модели, состояния, производителя и года производства, материала изготовления. Самыми распространенными среди подержанных инструментов являются саксофоны производства СССР (Москва, Ленинград) и ГДР. Очень часто среди них попадаются малопригодные к игре модели, поэтому перед покупкой нужно обязательно проверить их качество. Возможно, потребуется сделать ремонт, но он не всегда может спасти положение. Также цена зависит от самого продавца - порой продажу совершают люди, которые совершенно не разбираются в инструментах и могут продать качественный саксофон по очень низкой цене и наоборот.

В среднем цена б/у альта или тенора производства СССР или ГДР начинается с 6-10 тысяч рублей, если инструмент «трудный». При этом качественный «гэдээровец» может стоить и 20 тысяч, и даже выше. Бюджетные «китайцы», которые в магазинах продаются за 15-25 тысяч, обойдутся вам тысяч в 10-15. Необходимо учитывать, что цена также зависит и от места вашего проживания. Люди, живущие в глухой провинции, сколько бы ни старались, не смогут продать инструмент по высокой цене, тогда как в больших городах на него могли бы найтись покупатели.

В этом посте речь пойдет об Адольфе Саксе – изобретателе саксофона. Когда мы видим какой-то музыкальный инструмент, в голову редко приходит вопрос о том, откуда он взялся. Как-то подсознательно мы считаем, что он возник давным-давно и «сам собой», как плод коллективных усилий разных людей.

Скажем, никто точно не может сказать, когда и где появились флейта, барабан, струнные инструменты, и даже орган. Между тем, у многих современных музыкальных инструментов есть вполне конкретные изобретатели. А саксофон – инструмент молодой, так что про него все известно точно.
В 1814 году в маленьком бельгийском городке Динан родился Адольф Сакс (при рождении он получил имя Антуан-Жозеф, Адольф появился позже). Динан и в те времена был глубокой провинцией, так что в 1835 году семья переехала в Брюссель. Адольф учился в брюссельской консерватории по классу флейты, кларнета, пения и гармонии (видимо, композиции), а после продолжил дело отца, который был мастером по производству музыкальных инструментов. Желание экспериментировать и изобретать новые инструменты Адольф тоже унаследовал от отца – тот потратил на эти эксперименты все свои деньги, не добившись видимых успехов.
Адольф решил не мелочиться и в 1842 году поехал сразу в Париж – тогдашнюю культурную столицу Европы. Там он надеялся представить свое изобретение – абсолютно новый музыкальный инструмент под названием саксофон. И действительно, его саксофон вызвал большой интерес в музыкальных кругах Парижа. Особенно он впечатлил Гектора Берлиоза – известного композитора, – который стал покровителем Сакса и помог ему найти спонсоров.
На фото – первый оригинальный саксофон в музее Сакса в Динане.


Окрыленный успехом, Сакс строил все новые модели саксофонов. В Париж он привез саксофон сопрано, а позже моделей стало восемь (сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас и субконтрабас). Кроме того, он создал ряд новых духовых инструментов, основанных на том же принципе саксофона – сегодня их названия знакомы только специалистам: сакстромба, саксгорн, сакстуба и прочие. В 1846 году он, наконец, получает патент на свое изобретение, т.е. на саксофон и все другие инструменты того же рода, и открывает собственную мастерскую с более чем сотней работников, в которой за все время существования было создано около 20 000 инструментов.
Сакс и его изобретение быстро обретают широкую известность, но на самом деле триумфальный путь саксофона еще только начинается. При жизни Сакса еще не было какого-то определенного стиля музыки для саксофона, он был просто еще одним инструментом в оркестре. Кстати, особую популярность инструменты Сакса имели в военной музыке – это бравые марши для парадов. Джаз, в котором саксофон стал центральным инструментом, и благодаря которому его знает сегодня каждый ребенок, появился уже после Сакса.

А Адольф Сакс умер в бедности. Получив в музыкальном мире признание, он в то же время обрел множество завистников и конкурентов, которые стали массово подавать на него в суд, оспаривая его патент и оригинальность его изобретений. Все дела, в конце концов, решались в пользу Сакса, но на адвокатов и прочие судебные издержки уходили огромные суммы – уж слишком много было исков. И, по всей видимости, мастерская не приносила достаточно прибыли, чтобы эти издержки покрыть. Пришлось даже несколько раз объявлять себя банкротом. Адольф Сакс умер в 1894 году в Париже.
В родном городе Саксе Динане его персона почитается особо. Практически, Сакс и саксофон стали его визитной карточкой, главной достопримечательностью, и главным мотивом сувенирной продукции. Саксофоны на улицах Динана можно увидеть повсюду.
На фонарных столбах.

В виде скульптуры на площади.

В виде шоколадок.


Перед мэрией.


Это главный мост, на котором установлено по саксофону от каждой страны. У каждого свой оригинальный дизайн.








Конечно же, в Динане есть музей Адольфа Сакса, в котором можно увидеть много всяких интересных вещей, в том числе часть его изобретений – загадочные извилистые штуки.



Кстати, и сам Динан довольно мил и красив, даже под дождем (вначале нам не очень повезло с погодой), а уж при ясном солнце тем более.










Помимо множества старинных зданий есть кафедральный собор.





Еще есть цитадель на горе, куда можно подняться по канатной дороге. Оттуда открывается вид на город.


Как и везде в Бельгии, имеются магазины шоколада, а в ресторанах и кафешках можно попробовать разные сорта чудесного бельгийского пива. Динан маленький город, одного дня на посещение за глаза хватит, даже если не торопиться. Путешествуя на машине, можно объехать заодно другие городки Валлонии, которые тоже стоят того, чтобы ими полюбоваться.

Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

Диапазон инструмента, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.

Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете , а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя .

Фото :





Интересные факты

  • Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.
  • Детство Сакса было очень драматичным, мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации.
  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.