Джаз. Советы для начинающих. С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой

"Джаз — это мы сами в лучшие наши часы", — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.

Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.

Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы "Black Sax Band"

С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?

Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.

Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.

Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?

Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.

При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.

Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?

В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: "Потрясающее соло!". Он обязательно оценит.

Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть "Уау!"). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть "Браво!" — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!

О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?

Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.

Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.

Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:

  • Когда музыкант играет на контрабасе, не нужно восхищаться его "большой скрипкой".
  • "Хорошо играют ребята, громко!" — России почему-то принято считать, что чем громче играют музыканты и чем громче кричит вокалист, тем лучше. Но на самом деле это не так.
  • Не используйте дурацкие советские лозунги типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!", "От саксофона до ножа всего один шаг", "Джаз — музыка толстых", "Художник должен быть голодным" или "Искусство должно быть бесплатным".
  • Никогда не интересуйтесь, сколько по времени займет обучение на том или ином музыкальном инструменте до уровня артиста. Не спрашивайте, насколько трудно дуть в духовой инструмент. Часто после концерта воодушевленные зрители спрашивают, сколько занятий им потребуется, чтобы научиться играть также. Ответ очень простой — на это уходит вся жизнь.
  • Сопрано саксофон — это не "дудочка" и не кларнет. Это сопрано саксофон.

Как освоить джаз за вечер?

Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.

Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и . Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.

В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?

Существует музыка "берущая" и "дающая". Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.

10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:

  1. Louis Armstrong — Wonderful World
  2. Dave Brubeck —Take Five
  3. Stan Getz — The Girl From Ipanema
  4. Frank Sinatra — Fly Me To The Moon
  5. Duke Ellington — Caravan
  6. Benny Goodman — Sing Sing Sing
  7. Nat King Cole — Nature Boy
  8. Ella Fitzgerald — Dream a Little Dream of Me
  9. Nina Simone — Feeling Good
  10. Cannonball Adderley Quintet — Mercy, mercy, mercy

Это удобное руководство позволит вам легко и быстро освоится в сложном мире современного джаза. За 100 лет его истории произошло столько событий, появилось столько музыкантов и стилей, что каждый, кто захочет познакомиться с этим увлекательным миром, невольно придет в замешательство. Но не тот, у кого есть эта книга! В ней вы познакомитесь с выдающимися мастерами, от Дюка Эллингтона и Чарли Паркера до Уинтона Марсалиса, узнаете историю джаза, разберетесь в его стилях и направлениях, поймете, что представляет собой общая структура любой джазовой пьесы. И даже если вы не научитесь играть джаз, то слушать его сможете вполне профессионально.
Книга адресована всем тем, кто интересуется любыми аспектами джаза - его историей, многочисленными направлениями и стилями, знаменитыми исполнителями или просто отдельными произведениями.
2-е издание.

Чтобы скачать, выберите формат:

Последний комментарий на сайте:

Пользователь HBEGZJO пишет:

О вкусах не спорят! Некоторые, действительно, не спорят, а просто безапелляционно заявляют: мне не нравится, значит, плохо! А кто-то (кстати, очень многие) считают «плохими» детективы Дороти Сейерс. Не умаляя «литературных заслуг» Гледис Митчел,замечу, что ЛИЧНО мне ее детективы,изданные в этой серии, не понравились, но это совсем не значит, что они плохи.Дело вкуса.
Если вы по-настоящему любите КЛАССИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ детектив, прочитайте Кристианну Брэнд. А подробнее Живлова Нина в своем отзыве уже все сказала.

С чего начать слушать джаз – вопрос, которым наиболее часто задаются начинающие любители импровизации. Чтобы облегчить вам эту задачу, мы уже писали о 12 золотых альбомах, которые претендуют на право быть услышанными прежде других и сформировать представление слушателя о жанре. Однако для тех, кто пока даже не решил, стоит ли ему интересоваться этим музыкальным направлением, JazzPeople приготовил несколько полезных советов. Это не является единым сводом неотъемлемых правил. Но эти пункты определенно станут уверенным стартом в поиске ответа на вопрос, как начать слушать джаз .

Джаз, особенно современный, может показаться пугающей формой музыки с длинными инструментальными соло и с непонятным ритмом. На самом деле джаз – это одна из наиболее живых и энергичных музыкальных форм, которая оказала колоссальное влияние на большинство популярных жанров за последние 100 лет.

Со времен, когда Original Dixieland Jazz Band сделал первые записи в 1917 году, блистательные джазовые музыканты продолжали упражняться в мастерстве на протяжении десятков лет. Как результат, появились тысячи великих альбомов, которыми мы имеем честь наслаждаться по сей день. Ведущие мировые джазмены, представляя свои сольные композиции, полные мелодического и ритмического изящества, таким образом делятся с будущими поколениями музыкантов своим бесценным опытом и даром импровизации. И это музыка, под которую можно танцевать. Как говорил : «В этом нет смысла, если нет свинга».

1 Изучайте историю жанра

Золотые биографии джазовых музыкантов

Джаз зародился в Северной Америке. Слияние разных культур принесло этот жанр на западный континент, и особенно важна была музыка, которая прибыла вместе с африканскими рабами. Колыбелью джаза был и остается Новый Орлеан, но Чикаго и Нью-Йорк признаны центрами средоточия современного мирового джаза. Жанр развивался, и из новоорлеанского джаза вырос свинг. Лучшим образцом традиционного свинга является Оркестр Каунта Бэйси, который умел строго держать ритм, но при этом смело экспериментировал с бибопом. Позднее и полностью изменили представление о джазе, разрабатывая новые музыкальные направления.

2 Слушайте великих джазовых композиторов

Не секрет, что для того чтобы разобраться в чем-либо, необходимо изучить основы. Начав знакомство с историей джаза, можно постепенно переходить к лучшим музыкальным образцам жанра. Следует слушать произведения, ставшие джазовыми стандартами и положенные в основу импровизационной классики.

3 Джаз – искусство солирования в ансамбле

Не только сольные произведения оставили глубокий след в истории жанра. Когда наступила эпоха биг-бэндов, танцевальные залы были полны восторженной публикой, готовой пуститься в пляс при первых же звуках трубы. Обратите внимание на легендарные оркестры, изменившие историю импровизационной музыки XX века.

4 Читайте книги о джазе

Узнать больше о джазе можно, не только прослушивая лучшие джазовые произведения великих композиторов и просматривая видео-хроники с концертов прошлых лет. Всегда с собой вы можете иметь художественную книгу о джазе или биографическую литературу о музыкантах или джазовых стилях.

5 Обязательно познакомьтесь с блюзом

Мир блюза полон блестящими музыкантами, которые отдавали себя в каждом альбоме, а некоторые из них стали легендами, так и не выпустив ни одной пластинки! Предлагаем вашему вниманию , записанных великими музыкантами и повлиявших не только на их собственную жизнь и творчество, но и оказавших влияние на все развитие музыки этого жанра.

6 Исследуйте современную джазовую сцену

Среди молодых музыкантов все больше появляется талантливых импровизаторов. Узнавайте больше и всегда будьте в курсе новостей о .

7 Поинтересуйтесь, где слушать джаз

Говоря об отечественном джазе, Санкт-Петербург мог бы претендовать на звание джазовой столицы. Здесь всегда открыты самые разные клубы для ценителей жанра. Но именно московский джаз все чаще оказывается под влиянием современных музыкальных тенденций, развивая прогрессивные направления и сохраняя при этом традиции жанра.



8 Посещайте джазовые фестивали

Джазовая культура ежегодно проникает в другие виды искусства и становится все более популярным жанром. Завоевать любовь широкой аудитории джазу помогают зарубежные и российские фестивали. Можно смело сказать о том, что несмотря на противоречивое отношение к джазу в нашей стране еще в советские времена, музыканты и деятели искусства, поддерживающие интерес к нему, продолжали пропагандировать и развивать культуру джазовой музыки. Во многом, благодаря им и будущим последователям единой музыкальной идеи

10 стартовых джаз-пластинок, чтоб не клонило в сон и не тошнило

Согласно моим самым субъективным в мире подозрениям, современные люди отказывают себе в джазе не потому, что он скучен, старомоден или неприятен. А тупо потому, что не знают, с чего начать.

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием "Картошка". И вот что брать? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка была записана в 1917 году. Число джазовых музыкантов исчисляется тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-60 пластинок. Здесь я могу пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу. Я тупо отобрал ровно десять дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей.

A. САМЫЙ ЛЕГКИЙ ДЖАЗ

Glenn Miller Orchestra
In the Digital Mood 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напомню, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).
В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий "тот самый вкус", после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - ума не приложу.

Django Reinhardt & Stephane Grapelli
The Ultimate Collection
1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира это нечто совершенно невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.
Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны.
Создавалась эта музыка в те времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом "Djangologists" (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.

Count Basie
The Complete Atomic Basie
1957

Название и обложка говорят само за себя - это очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями "The Atomic Mr. Basie" или "E=MC2".

Oscar Peterson
My Favourite Instrument 1968

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта "Caravan", записанную вместе с Диззи Гиллеспи.
Что касается долгоиграющих работ Питерсона, обычно все для старта рекомендуют "Night Train" (1962) Oscar Peterson Trio, но я бы пошел наперекор традиции в данном случае, и посоветовал его первую сольную пластинку "My Favourite Instrument". Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. И здесь лучше удается сосредоточение в местах, где хочется немного угомониться.

C. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДЖАЗ

Miles Davis
Kind of Blue 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на "народный" и "интеллектуальный", для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.
В частности в 1959 году мир впервые услышал "Kind of Blue" - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле "модальный джаз". Сразу предупреждаю, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.

John Coltrane
A Love Supreme 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда "если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!". Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.
Если опять пользоваться рок-аналогиями, то "A Love Supreme" Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и "The Dark Side of the Moon" в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus
Mingus Ah Um 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть скучным, грузить нравоучениями и парить мозг. "Mingus Ah Um" в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.

D. ДОЛБАНУТЫЙ ДЖАЗ

Ornette Coleman
Ornette!
1962

В маниакально-психопатических областях джаза я могу копаться бесконечно. Даром, что их навалом - экспериментальный, авангардный, и в первую очередь - фри-джаз (обычно все это играется одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.
Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Для старта этот альбом, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.

Оглавление
Введение 19
Часть I. Весь этот джаз: 23
Глава 1. Мир джаза 25
Глава 2. Этому нужно научиться 31
Глава 3. Элементы теории джаза 45
Глава 4. Инструменты джаза 57
Часть II. История джаза 77
Глава 5. Рождение американской музыки: 20-е годы 79
Глава 6. Золотая эра свинга: 30-е годы 97
Глава 7. Бибоп и кул: 40-50-е годы 117
Глава 8. Коренные изменения: 60-70-е годы 143
Глава 9. Латинский джаз 161
Глава 10. Настоящее и будущее джаза 173
Часть III. Полюби джаз! 185
Глава 11. Джаз в массовой культуре 187
Глава 12. Как организовать джазовую вечеринку 197
Глава 13. Как ходить на концерты 207
Глава 14. Поездка на джазовый фестиваль 219
Часть IV. Джазовый музыкант 225
Глава 15. Советы начинающему музыканту 227
Глава 16. Игра в группе 237
Глава 17. Цифровой джаз и высокие технологии 257
Часть V. Великолепные десятки 265
Глава 18. Десять джазовых городов 267
Глава 19. Десять советов по созданию джазовой коллекции 273
Часть VI. Приложения 281
Приложение А. Сто рекомендованных джазовых альбомов 283
Приложение Б. Звукозаписывающие компании 289
Предметный указатель 293