Детектив как жанр современной литературы. Как в русской литературе появился детективный жанр? Двадцать правил для пишущих детективы Стивена Ван Дайна

Георгинова Н. Ю. Детективный жанр: причины популярности / Н. Ю. Георгинова // Научный диалог. - 2013. - № 5 (17) : Филология. - С. 173-186.

УДК 82-312.4+82-1/-9+821.161.1’06

Детективный жанр: причины популярности

Н. Ю. Георгинова

Предлагается обзор существующих мнений относительно места, занимаемого детективом в литературе и культуре в целом. На основе анализа точек зрения специалистов, занимающихся вопросами осмысления жанрового своеобразия таких произведений, решается задача выявления причин популярности детективов среди читателей. Кроме того, отмечается, что не только не ослабевает, но и возрастает интерес к изучению жанра детектива в научном сообществе литературоведов и лингвистов.

Ключевые слова: детектив; жанр; популярность.

В ходе развития литературной мысли постоянно происходит переоценка ценностей, смена способов, приемов организации художественных произведений. Другими словами, идет непрерывный процесс обогащения путем постоянных изменений, модификаций. Литературные жанры, будучи необходимыми составляющими литературы, также подвергаются изменениям и переоценке. Яркий пример тому - история развития детективного жанра. На протяжении всей истории своего становления жанр детектива вызывал массу вопросов и споров среди литературоведов. В частности, неоднозначным остается вопрос о месте, занимаемом детективом в литературе и культуре в целом.

В послесловии к сборнику «Как сделать детектив» Г. Анджапаридзе делает вывод о том, что «детектив занимает в культуре свое собственное место и ничто другое не имеет никаких шансов его за-

местить» [Анджапаридзе, 1990, с. 280]. Другими словами, детектив является полноправным и полновесным в мировом литературном процессе. Доказательство тому - настоящий сборник, куда вошли работы таких авторов, как А. Конан Дойл, Г. К. Честертон, Д. Хем-мет, Р. О. Фримен, С. С. Ван Дайн, Д. Сейерс, Р. Нокс, М. Леблан, К. Авелин, Д. Д. Карр, Ф. Глаузер, Э. С. Гарднер, М. Аллен, С. Моэм, Р. Стаут, Э. Куин, Р. Чандлер, Ж. Сименон, Буало-Нарсежак, А. Кристи, Х. Л. Борхес, Г. Анджапаридзе.

Так, английский мыслитель и писатель, автор ряд детективных новелл Гилберт К. Честертон в эссе «В защиту детективной литературы» пишет: «Мало того, что детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром, он обладает к тому же вполне определенными и реальными преимуществами как орудие общего блага» [Честертон, 1990, с. 16]. Более того, автор настаивает на том, что появление детектива - это закономерный исторический ход, отвечающий социальным и культурным потребностям людей: «Рано или поздно должна была возникнуть грубая, популярная литература, раскрывающая романтические возможности современного города. И она возникла-таки в форме популярных детективов, таких же грубоватых и горячащих кровь, как баллады о Робин Гуде» [Честертон, 1990, с. 18]. Аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луи Борхес также подчеркивает необходимость выделения детектива как отдельного жанра: «В защиту детективного жанра я бы сказал, что он не нуждается в защите: читаемый сегодня с чувством превосходства, он сохраняет порядок в эпоху беспорядка. Такая верность образцу достойна похвалы, и вполне заслуженной» [Борхес, 1990, с. 271-272].

Защитную речь встречаем также у Р. Чандлера: «Вряд ли необходимо доказывать, что детектив - важная и жизнеспособная форма искусства» [Чандлер, 1990, с. 165].

У Р. О. Фримена находим: «Нет жанра популярнее, нежели детектив... Ведь совершенно очевидно, что жанр, привлекший внимание людей культуры и интеллекта, не может содержать в себе ничего изначально дурного» [Фримен, 1990, с. 29]. Тот факт, что детек-

тив неоднократно противопоставлялся подлинной литературе как «нечто недостойное», объясняется литературоведами существованием наряду с настоящими гениями своего жанра недобросовестных авторов. По мнению, Р. О. Фримена, «детектив, способный полностью воплотить в себе все характерные свойства жанра, оставаясь при этом произведением, написанным хорошим языком, с умело воссозданным фоном и любопытным характерами, соответствующими самым строгим литературным канонам, остается, возможно, самым редким явлением в художественной прозе» [Фримен, 1990, с. 29]. Похожую мысль встречаем у Р. Чанлера: «Тем не менее, детектив - даже в его наиболее традиционной форме крайне трудно написать... Хороший писатель-детективист (не может быть, чтобы у нас их не было) вынужден конкурировать не только со всеми непогребенными покойниками, но и с легионами их здравствующих коллег» [Чандлер, 1990, с. 166]. Автор точно определяет всю сложность написания добротного детектива: «Мне кажется, что основная трудность, возникающая перед традиционным, или классическим, или детективным романом, основанным на логике и анализе, состоит в том, что для достижения хотя бы относительного совершенства тут требуются качества, редко в совокупности своей присутствующие у одного человека. У невозмутимого логика-конструктора обычно не получаются живые характеры, его диалоги скучны, нет сюжетной динамики, начисто отсутствуют яркие, точно увиденные детали. Педант-рационалист эмоционален, как чертежная доска. Его ученый сыщик трудится в сверкающей новенькой лаборатории, но невозможно запомнить лица его героев. Ну а человек, умеющий сочинять лихую яркую прозу, ни за что не возьмется за каторжный труд сочинения железного алиби» [Чандлер, 1990, с. 167].

По словам, С. Эйзенштейна, детектив всегда привлекал читателя «тем, что это наиболее действенный жанр литературы. От него нельзя оторваться. Он построен такими средствами и приемами, которые максимально приковывают человека к чтению. Детектив

Самое сильнодействующее средство, самое очищенное, оточенное построение в ряде прочих литератур. Это тот жанр, где сред-

ства воздействия обнажены до предела» [Эйзенштейн, 1968, с. 107]. Детектив выделяют в самостоятельный литературный жанр на основе присущих только ему особенностей. Так, А. Вулис отмечает: «Детектив - это жанр. Но это еще и тема. Точнее, комбинация того и другого. В самый жанр заложена настолько четкая событийная программа, что мы заранее знаем некоторые основные эпизоды еще не читанного произведения» [Вулис, 1978, с. 246].

Таким образом, детективу принадлежит особенное место в литературе благодаря наличию свойственных только ему композиционных форм, концепции характеров, форм воздействия и даже благодаря наличию своего читателя. «Есть такой тип современного читателя - любитель детективов. Этот читатель - а он расплодился по всему свету, и считать его приходится на миллионы - был создан Эдгаром Алланом По», - встречаем у Хорхе Луи Борхеса [Борхес, 1990, с. 264]. Кому же адресован детектив? «Подлинные ценители жанра, решительно предпочитающие его всем прочим, читающие детективы придирчиво и внимательно, - это в основном представители интеллектуальных кругов: теологи, ученые-гуманитарии, юристы, а также - может быть, в меньшей степени - врачи и представители точных наук», - приходит к выводу Фримен [Фримен, 1990, с. 32].

Интерес ученых - представителей научных кругов - к чтению детективной литературы объясняется сходством методов и приемов, применяемых в детективе и науке. Так, Б. Брехт считает: «Схема хорошего детективного романа напоминает метод работы наших физиков: сперва записываются определенные факты, выдвигаются рабочие гипотезы, которые могли бы соответствовать фактам. Прибавление новых фактов и отбрасывание фактов известных вынуждает искать новую рабочую гипотезу. Затем проводится проверка рабочей гипотезы: эксперимент. Если она правильна, убийца в результате принятых мер должен появиться где-то» [Брехт, 1988, с. 281]. «В целом, - отмечает В. В. Мельник, - процесс творческого мышления в науке и детективе протекает по одному и тому же сценарию и после преодоления познавательно-психологических барье-

ров завершается постижением парадоксальной истины-открытия» [Мельник, 1992, с. 5]. Такое «вторжение науки в литературу», происходящее в детективе, дает возможность сосуществованию двух форм мышления - художественного и понятийно-логического. Первое, как мы помним, оперирует образами, второе - понятиями. Кроме того, художественная форма детектива идеально приспособлена для активного усвоения научных знаний читателем на уровне собственных «открытий» благодаря тому, что детективная схема, как подметил страстный почитатель детективного жанра, С. М. Эйзенштейн, «воспроизводит исторический путь человеческого сознания от пралогического, образно-чувственного мышления к логическому и далее к их синтезу, мышлению диалектическому» [Эйзенштейн, 1980, с. 133]. Эти взгляды разделяет Н. Н. Вольский: «Я предполагаю, что детектив даёт читателю редкую возможность воспользоваться своими способностями к диалектическому мышлению, применить на практике (пусть и в искусственных условиях интеллектуальной забавы) ту часть своего духовного потенциала, которую Гегель называет “спекулятивным разумом” и которая, будучи присущей каждому разумному человеку, почти не находит применения в нашей обыденной жизни» [Вольский, 2006, с. 6].

Таким образом, чтение детективной литературы соотносимо с процессом становления личности, прогрессивно движущейся от стадии чувственно-образного мышления к зрелости сознания и синтезу обоих в совершеннейших образцах внутренней жизни личностей созидающих, творческих.

Н. Ильина, анализируя особенности и причины популярности детективного жанра, приходит к выводу о том, что детектив - это литература и игра. Речь идет об игре, «полезной, развивающей наблюдательность, сообразительность, воспитывающей в участнике игры умение аналитически мыслить и разбираться в стратегии» [Ильина, 1989, с. 320]. По ее мнению, литература в детективном жанре - «это умение строить сюжет, не жертвуя ради игры убедительностью, выпукло очерченные характеры, живые диалоги и, разумеется, отражение жизни» [Ильина, 1989, с. 328]

О несколько других причинах, заставляющих читателя обращаться к жанру детектива, высказывается Джулиан Симонс. Исследуя психоаналитические связи, автор приводит статью Чарльза Райкрофта в «Сайколоджи куотерли» за 1957 год, продолжающего гипотезу Дж. Педерсен-Крогг, согласно которой особенности восприятия детектива обусловлены впечатлениями и страхами из раннего детства. Читатель детектива, согласно Педерсен-Крогг, удовлетворяет детское любопытство, превращаясь в «расследователя», и таким образом «полностью компенсирует беспомощность, страх и чувство вины, существующие в подсознании со времен детства» [Симонс, 1990, с. 230]. Джулиан Симонс приводит еще одну версию, предложенную У. Х. Оденом, имеющую религиозную окраску: «Детективы имеют волшебное свойство облегчать наше чувство вины. Мы живем, подчиняясь и, собственно, вполне принимая диктат закона. Мы обращаемся к детективу, в котором человек, чья вина считалась несомненной, оказывается невиновным, а настоящим преступником - тот, кто находился совершенно вне подозрений, и находим в нем способ уйти от повседневности и вернуться в воображаемый мир безгреховности, где “мы можем познать любовь как любовь, а не как карающий закон”» [Симонс, 1990, с. 231-232].

Кроме того, автор предлагает развить идеи Одена и Фуллера, «связав удовольствие, получаемое нами от чтения детективов, с обычаем, принятым у первобытных народов, по которому племя достигает очищения, перенося свои грехи и беды на какое-либо конкретное животное или человека», и связывает причины упадка детектива как раз с «ослаблением чувства греха»: «Там, где осознание своей греховности в религиозном смысле слова не существует, сыщику как изгоняющему дьявола делать нечего» [Симонс, 1990, с. 233].

Интерес к чтению детективной литературы связывается с его способностью к воплощению «пути движения из тьмы к свету». Имеется в виду, прежде всего, раскрытие преступления, разгадка тайны. Эдгар По считал, что художественная радость и польза детектива как раз в этом постепенном движении от темноты к свету, от

недоумения к ясности. С. М. Эйзенштейн говорит о ситуации «выхода на свет Божий». Причем под ситуацией понимается случай, посредством которого злоумышленнику удалось выйти из невозможной обстановки. А сыщик выводит истину на свет Божий, «ибо всякий детектив сводится к тому, что из “лабиринта” заблуждений, ложных истолкований и тупиков, наконец, “на свет Божий” выводится истинная картина преступления» [Эйзенштейн, 1997, с. 100]. В этом случае детектив, по мнению автора, апеллирует к мифу о Минотавре и связанным с ним первичным комплексам.

Таким образом, детектив занимает свое законное место в литературе. «За последние десять лет в России появилось значительно больше детективных романов, чем за предыдущий срок, - отмечает журналист и литературный переводчик Г. А. Толстяков. - Изменение цензурной политики дало литературный простор и позволило расширить спектр переводимых и публикуемых авторов, возможно, самого читаемого жанра популярной литературы» [Толстяков, 2000, с. 73].

Попытки осмыслить роль и значение детективного жанра неотделимы от поиска причин его широкого признания. Неугасающая популярность этого жанра объясняется рядом причин, заставляющих читателя вновь и вновь обращаться к детективу: потребностью в компенсации беспомощности, в преодолении страхов, в облегчении чувства вины, в переживании чувства очищения от своей греховности, в эмоциях; интересом к игре и состязанию, откликом на вызов интеллектуальным способностям; потребностью в чтении и наблюдении над любопытными характерами; стремлением разглядеть романтику в обыденной городской жизни; желанием участвовать в интеллектуальной игре, угадывании событийной программы, применении своих способностей к диалектическому мышлению, разгадке тайны. Как можно видеть, речь идет о потребностях двух типов: психологических и социально-культурных (рис. 1). Заметим, что разграничение типов условно, поскольку при ближайшем рассмотрении практически все потребности имеют психологическую природу.

Рис. 1. Потребности читателей как причины популярности детективного жанра

Популярность жанра детектива - возрастающий интерес со стороны читателей, постоянное внимание к нему литературоведов и практиков - обусловила появление все большего количества лингвистических работ, посвященных его изучению. Предметом внимания становятся когнитивные, прагматические, дискурсивные и другие параметры детективного текста [Ватолина, 2011; Дудина, 2008; Крюкова, 2012; Лесков, 2005; Меркулова, 2012; Теплых, 2007 и др.]. Необходимость научных изысканий в этой области продиктована

антропоцентрической парадигмой, актуальной в современном литературоведении и языкознании. Внимание ученых, признающих, что важно учитывать человеческий фактор в языке, обращено к изучению когнитивных структур человеческого сознания, участвующих в представлении, получении и обработке знаний о мире, содержащихся, в частности, в художественном тексте. Язык понимается как способ репрезентации знаний человека о мире.

Когнитивному анализу англоязычных детективных произведений посвящает свое исследование Т. Г. Ватолина. Проецируя понятие «дискурс» на детективный текст, автор исходит из трактовки дискурса в когнитивном аспекте как «особой ментальности» [Степанов, 1995, с. 38] и в коммуникативном аспекте как «сообщения -непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного, посылаемого и получаемого в процессе коммуникации» [Плотникова, 2011, с. 7]. Т. Г. Ватолина доказывает, что каждое детективное произведение создается по стандартной когнитивной модели, единой для всех детективов. Общая когнитивная модель детективного дискурса представляет собой на внутреннем глубинном уровне «завершённый целостный конструкт, состоящий из взаимосвязанных фрагментов

Когнитивных контуров» [Ватолина, 2011, с. 20]. Для описания когнитивной модели детектива автор использует методику присвоения персонажам обобщённых метаноминаций, которая была разработана Ю. Кристевой при проведении структурного анализа художественного текста [Кристева, 2004]. Наиболее глубинный контур когнитивной модели детективного дискурса образуют, по мнению автора, пять персонажей: детектив, убийца, свидетель, помощник, жертва. Углубляя когнитивную модель детектива, автор выводит на основе речеактового анализа отдельное человеческое качество каждого персонажа, абстрагированное и возведенное до уровня концепта. Так, базовым концептом речевых актов Детектива выступает концепт «Истина», для Убийцы - «Ложь», для Свидетеля, Помощника и Жертвы - концепт «Непонимание». Кроме того, оперируя понятием «концептуальный стандарт жанра», вве-

денным в научный обиход С. Н. Плотниковой и понимаемым как глубинная когнитивная жанрообразующая основа, инвариантный концепт, соответствие которому является обязательным для отнесения текста к какому-либо жанру, Т. Г. Ватолина определяет концептуальную систему детектива: «Убийство» - «Расследование» -«Объяснение».

Исследованию детективного дискурса в свете когнитивно-коммуникативно-прагматического подхода посвящает свое исследование И. А. Дудина. На материале детективных произведений английских и американских писателей она выявляет статусные характеристики детективного дискурса в ряду других художественных дискурсов, выводит элементы и обозначает модели, на базе которых формируется дискурсивное пространство детективного текста. Автором разграничивает понятия «детективный текст» как «лингвистическое образование, имеющее определенную структуру и характеризующееся связностью и цельностью» и «детективный дискурс» как «схему “писатель - художественное расследование - читатель

Развлечение”», указывая тем самым на функциональный, динамический характер дискурса, где текст - это элемент коммуникации, связывающей автора и читателя [Дудина, 2008, с. 10]. Предложенный подход к интерпретации художественного текста основывается на тезисе, который заключается в том, что в сознании человека хранятся образцы, ментальные модели, т. е. особым образом структурированные системы представления знаний, составляющие основу нашей языковой способности и речевого поведения. Автор выделяет две когнитивные модели детективного дискурса в виде структуры предметно-референтной ситуации и структуры процедурной ситуации. Предметно-референтная ситуация в детективном дискурсе -«это четкая событийная программа», которую автор детективного текста планирует по определенным правилам детективного жанра. Процедурная ситуация - это «ситуация, в которой автор детективного текста воздействует на читателя, прибегая к определенному тону, характеру повествования, вызывающему у читателя в ответ соответствующий эмоциональный настрой» [Дудина, 2008, с. 12].

Л. С. Крюкова исследует сюжетную перспективу в рассказах детективного жанра. Сюжетная перспектива понимается автором как «единица структурной организации текста детективного жанра в раскрытии интриги, заложенной писателем в кодово-схематическом содержании сюжета» [Крюкова, 2012, с. 3]. Выявляются отличительные признаки сюжетной перспективы детективного жанра, описывается характер преломления сюжетной перспективы в четырех типах речевых ситуаций (микротематической, тематической, макротематической и текстологической).

Д. А. Шигонов анализирует рекуррентный центр как кодирующую единицу текста на материале английских детективных рассказов. Рекуррентный центр понимается как «единица текста, которая представляет собой повтор мысли, нарушающий линейное изложение содержания для актуализации ранее изложенного», вследствие чего выступающий «механизмом, на основе которого осуществляется связь дистантных частей текста, имеющих общее семантическое основание» [Шигонов, 2005, с. 5]. Тем самым, в тексте детективного произведения выделяются кодирующая структура, представленная рекуррентным центром, и декодирующая. Рекурентный центр содержит загадку детективного произведения, эксплицируемую через дистантно расположенные отрезки текста, имеющие общее смысловое наполнение. Рекуррентные центры тесно связаны с сюжетной перспективой: «Сюжетная перспектива в тексте детективного произведения формирует содержание посредством непоследовательного соединения разворачивающихся событий» и «выступает именно тем способом интеграции произведения, в основе которого лежат дистантно расположенные рекуррентные центры» [Шигонов, 2005, с. 11].

Обратим внимание на то, что все это работы последних лет. Таким образом, детективный жанр все чаще становится предметом исследований литературоведов, лингвистов, теоретиков и практиков жанра. Неослабевающий научный интерес к жанровым особенностям этих текстов во многом является следствием неубывающей популярности детективов в современной читательской аудитории.

Литература

1. Анджапаридзе Г. Жестокость канона и вечная новизна / Г. Анджапаридзе // Как сделать детектив / пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 279-292.

2. Борхес X. Л. Детектив / Л. Х. Борхес // Как сделать детектив / пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 236-272.

3. Брехт Б. О литературе: сборник: перевод с немецкого / Б. Брехт; сост., пер. и примеч. Е. Кацевой; вступ. ст. Е. Книпович. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Художественная литература, 1988. - 524 с.

4. Ватолина Т. Г. Когнитивная модель детективного дискурса: на материале англоязычных детективных произведений 18-20 вв. : автореферат диссертации... кандидата филологических наук / Т. Г. Ватолина. - Иркутск, 2011. - 22 с.

5. Вольский Н. Н. Легкое чтение: работы по теории и истории детективного жанра / Н.Н. Вольский; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический ун-т». - Новосибирск: [б. и.], 2006. - 277 с.

6. Вулис А. Поэтика детектива / А. Вулис // Новый мир. - № 1. - 1978. -С. 244-258.

7. Дудина И. А. Дискурсивное пространство детективного текста: на материале англоязычной художественной литературы 19-20 вв. : автореферат диссертации. кандидата филологических наук / И. А. Дудина. - Краснодар, 2008. - 24 с.

8. Ильина Н. Что такое детектив? / Н. Ильина // Ильина Н. Белогорская крепость: сатирическая проза: 1955-1985 / Н. Ильина. -Москва: Советский писатель,1989. - С. 320-330.

9. КристеваЮ. Избранные труды: разрушение поэтики: пер. с франц. / Ю. Кристева. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

10. Крюкова Л. С. Сюжетная перспектива в рассказах детективного жанра: автореферат диссертации. кандидата филологических наук / Л. С. Крюкова. - Москва, 2012. - 26 с.

11. Лесков С. В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектив: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.04 / С. В. Лесков. - Санкт-Петербург, 2005. - 23 с.

12. Мельник В. В. Познавательно-эвристический потенциал художественной литературы детективного жанра / В. В. Мельник // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 94-101.

13. Меркулова Е. Н. Прагматические особенности актуализации семи-осферы «Уверенность» в англоязычном детективном дискурсе: на материале произведений А. Кристи и А. Конан Дойля: автореферат диссертации... кандидата филологических наук: 10.02.04 I Е. Н. Меркулова. - Барнаул, 2012. - 22 с.

14. Плотникова Н. С. Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия I Н. С. Плотникова II Magister Dixit. - 2011. - № 2 (06). -С. 21.

15. Симонс Дж. Из книги «Кровавое убийство» I Дж. Симонс II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 225-246.

16. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принципы причинности I Ю. С. Степанов II Язык и наука конца ХХ века. - Москва: Языки русской культуры,1995. - С. 35-73.

17. Теплых Р. Р. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.20 I Р. Р. Теплых. - Уфа, 2007. - 180 с.

18. Толстяков Г. А. Детектив: категории жанра I Г. А. Толстяков II Мир библиографии. - 2000. - № 3. - С. 73-78.

19. Фримен Р. О. Искусство детектива I Р. О. Фримен II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 28-37.

20. Чандлер Р. Простое искусство убивать I Р. Чандлер II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Порту-гимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 164-180.

21. Честертон Г. К. В защиту детективной литературы I Г. Честертон II Как сделать детектив I пер. с англ., франц., нем., исп. ; сост. А. Строев; ред. Н. Португимова - Москва: Радуга, 1990. - С. 16-24.

22. Шигонов Д. А. Рекуррентный центр как кодирующая единица текста: на материале английских детективных рассказов: автореферат диссертации. кандидата филологических наук I Д. А. Шигонов. - Москва, 2005. - 20 с.

23. Эйзенштейн С. О детективе I С. Эйзенштейн II Приключенческий фильм: Пути и поиски: сборник научных трудов I отв. ред. А. С. Трошин. -Москва: ВНИИК, 1980. - С. 132-160.

24. Эйзенштейн С. Трагическое и комическое, их воплощение в сюжете I С. Эйзенштейн II Вопросы литературы. - 1968. - № 1. - С. 107.

© Георгинова Н. Ю., 2013

Crime Fiction: Causes of Popularity

The article reviews current opinions on the position held by crime fiction in literature and culture in general. Basing on the analysis of viewpoints of the specialists addressing the issues of evaluating such works" genre peculiarities, the author identifies the reasons for the crime fiction popularity with readers. Furthermore, it is noted that the interest in studying the crime fiction genre has been growing lately rather than weakening in the academic society of literary scholars and linguists.

Key words: crime fiction; genre; popularity.

Георгинова Наталья Юрьевна, преподаватель кафедры специализированной подготовки по иностранным языкам, Мурманский государственный технический университет (Мурманск), [email protected].

Georginova, N., lecturer, Department of Specialized Training in Foreign Languages, Murmansk State Technical University (Murmansk), georna@mail. ru.

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы, написанные в 1840-х годах, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее.

Например, в романе Уильяма Годвина (1756 – 1836) "Приключения Калеба Вильямса" (1794) один из центральных героев – сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали "Записки" Э. Видока, опубликованные в 1828 году. Однако именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика – сыщика-любителя Дюпена из рассказа "Убийство на улице Морг". Потом появились Шерлок Холмс (К.Дойл) и патер Браун (Честертон), Лекок (Габорио) и мистер Кафф (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У.Коллинза "Женщина в белом" (1860) и "Лунный камень" (1868). В романах "Рука Уайлдера" (1869) и "Шах и мат" (1871) ирландского писателя Ш.Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом.

Основоположником французского детектива является Э.Габорио – автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в ("Бриллианте раджи").

Обычно в качестве происшествия в детективе выступает преступление, автор описывает его расследование и определение виновных, и конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра – наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие – это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (например, в "Записках о Шерлоке Холмсе", относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.

Детектив содержит три основных сюжетообразующих элемента : преступление, расследование и разгадку.

Особенности жанра классического детектива:

– полнота фактов (к моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение)

– обыденность обстановки (условия, в которых происходят события, в целом обычны и хорошо известны читателю)

– стереотипность поведения персонажей (поступки предсказуемы, а если персонажи имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю)

– существование априорных правил построения сюжета (рассказчик и сыщик не могут оказаться преступниками)

Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея , или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Детектив заканчивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Double Murder (Murder Investigation Documentary) - Real Stories

    ✪ Stalking for Love

    ✪ Forensics Expert Examines 20 Crime Scene Investigations from Film & TV | Technique Critique | WIRED

    ✪ The Fantastic Masculinity of Newt Scamander

    ✪ Become a Medical Detective

    Субтитры

Определение

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

По мнению известного автора детективов Вэл Макдермид , детектив как жанр стал возможен лишь с появлением судебного процесса , основанного на доказательствах .

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина ( -) «Приключения Калеба Вильямса» () один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в . Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» () и «Лунный камень» (). В романах «Рука Уайлдера» () и «Шах и мат» () ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи , Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы Стивена Ван Дайна

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн , опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел , хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается.

Примеры детективов закрытого типа:

  • Эдгар По , «Убийство на улице Морг ».
  • Сирил Хэйр , «Чисто английское убийство».
  • Агата Кристи , «Десять негритят », «Убийство в „Восточном экспрессе“ » (и практически все произведения).
  • Борис Акунин , «Левиафан » (автором подписан, как «герметичный детектив»).
  • Леонид Словин , «Дополнительный прибывает на второй путь ».
  • Гастон Леру , «Тайна жёлтой комнаты ».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев и является пересечением жанра с психологическим романом . Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Диккенс, Чарльз , «Тайна Эдвина Друда ».
  • Агата Кристи , «Убийство Роджера Экройда ».
  • Буало - Нарсежак , «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».
  • Жапризо, Себастьен , «Дама в очках и с ружьем в автомобиле ».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот ».
  • Болл, Джон , «Душной ночью в Каролине ».

Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Эко, Умберто «Имя Розы »
  • Роберт ван Гулик , серия Судья Ди
  • Агата Кристи «Смерть приходит в конце », «Пять поросят »
  • Джон Диксон Карр «Ньюгейтская невеста», «Дьявол в бархате», «Капитан Перережь-Горло»
  • Эллис Питерс , серия Кадфаэль
  • Энн Перри , серии Томас Питт, Монк
  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
  • Леонид Юзефович , Литературный проект о сыщике Путилине
  • Александр Бушков , Приключения Алексея Бестужева
  • Игорь Москвин, цикл Петербургский сыск 1870-1883

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

  • Агата Кристи , «Партнёры по преступлению »
  • Варшавский, Илья , «Ограбление произойдет в полночь»
  • Каганов, Леонид , «Майор Богдамир спасает деньги»
  • Козачинский, Александр, «Зеленый фургон»
  • Уэстлейк, Дональд , «Проклятый изумруд» (Горячий камешек ), «Банк, который булькнул»
  • Иоанна Хмелевская (большинство произведений)
  • Дарья Донцова (все произведения)
  • Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива . Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование», «Дознание»
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа», «Оса»
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Сергей Лукьяненко , Геном
  • Джон Браннер , Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City , ; русский перевод - )
  • Братья Стругацкие , Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
  • Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
  • Борис Акунин «Детская книга»
  • Клугер, Даниэль , цикл фэнтези-детективов «Дела магические»
  • Эдгар Алан По - Убийство на улице Морг
  • Гарри Тертлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Агата Кристи , «Большая четвёрка »
  • Борис Акунин , «Статский советник »
  • Левашов, Виктор , «Заговор патриотов»
  • Адам Холл , «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)
  • Николай Свечин , «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива.

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей », «Человек в коричневом костюме », «Часы », «Багдадские встречи » (и большинство произведений).
  • Джон Ле Карре , «Шпион, пришедший с холода »
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора »
  • Борис Акунин , «Турецкий гамбит »
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»
  • Николай Далекий , «Практика Сергея Рубцова»

Одним из любимейших жанров литературных произведений для многих читателей в нашей стране является детектив.

Детектив (от англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) - это кинематографический или литературный жанр. Произведения этого жанра последовательно описывают события, которые в конечном итоге приводят к выяснению всех обстоятельств и раскрытию загадок таинственного дела. В большинстве детективных романов под загадочным происшествием понимается убийство или кража. Именно они являются своеобразным катализатором, запускающим весь механизм дальнейших событий.

Детектив не мог бы существовать без преступников разных мастей: воров, обманщиков, маньяков, убийц. Ведь именно они «помогают» авторам литературных произведений черпать интересные сюжеты и необычные истории не только из своего воображения, но и из повседневной жизни.

История возникновения и развития детективного жанра

Основоположником детективных историй принято считать Эдгара Алана По. Именно в его произведениях читатель впервые смог насладиться гениальным сюжетом, в основу которого было положено загадочное происшествие — преступление. Произведения Эдгара По, в которых автор знакомит нас с сыщиком Дюпеном, положили основу дальнейшего развития данного литературного жанра по всему миру. К известным книгам Эдгара Алана По можно отнести «Тайна Мари Роже» (1843 г.), «Похищенное письмо» (1845 г.), «Убийство на улице Морг» (1841 г.).
Справедливости ради стоит отметить, что элементы детективного жанра присутствовали в произведениях и других авторов. К примеру, это романы У. Коллинза «Лунный камень», «Женщина в белом», которые имели бешеную популярность в 60-х годах 19 века.

Некоторые авторы смешивали детективный жанр с другими литературными направлениями. К примеру, американский писатель Андерсон Купер в своих книгах для детей рассказывал о жизни индейцев. Примечательным является факт, что автор подобно описывал, как герои его книг преследовали свою жертву, на какие именно знаки они обращали внимание: на поросший мохом пень, на сломанный куст, следы на земле и пр.


Существенный вклад в развитие мирового детективного жанра внес Чарльз Диккенс. Несколько произведений этого автора были посвящены сыскному делу. К примеру, в своем журнале «Домашнее слово» Диккенс опубликовал серию статей, основной темой которых была работа сыщиков того времени.

Еще одним автором, внесшим существенный вклад в развитие детективного жанра, является Артур Конан Дойл. Первым произведением, оказавшим на читателей сильный эффект, является «Этюд в багровых тонах». За ним последовала череда новелл, посвященных жизни и деятельности одного из самых знаменитых сыщиков всех времен и народов - Шерлока Холмса.

Развитие жанра привело к появлению научного и медицинского детективных поджанров. К примеру, писательница Т.Л. Мид в 1902 году издает книгу «Волшебница Стренда», в которой автор подробно описывает вопросы медицины : убийство с помощью рентгеновских лучей и синильной кислоты, а также сомнамбулизм, гипноз и пр.

В 1920 году в свет выходит первая книга именитой писательницы Агаты Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз». Вскоре уже не будет ни одного человека в мире, который бы не был знаком с умнейшим сыщиком Эркюлем Пуаро и благородной Мисс Марпл. Произведения Агаты Кристи по праву отвоевали себе лидерство в мировом кинематографе. В годы перестройки отечественные читатели с упоением погружались в волшебный мир детектива.

Позже появляются произведения русских авторов: Марининой, Шиловой, Донцовой и пр. У каждой из писательниц - свой собственный стиль. Д. Донцова пишет в жанре иронического детектива. Из-под пера Марининой выходят достаточно реалистичные серии, что позволяет ее книгам иметь бешеную популярность.

Хочется отметить, что детективы будут популярны всегда, вне зависимости от времени. Каждый читатель решает для себя сам, какому жанру (классическому или современному) он отдает свое предпочтение!

По возрасту русский детектив давно уже «дедушка»: ему более 150 лет. Его история началась во второй половине XIX века, когда в 1866 году , царь-освободитель, после отмены крепостного права провел ряд реформ, в том числе судебных. Эта судебная реформа подготовила интерес публики к криминальной жизни: заседания воспринимались как нечто вроде гастролей знаменитых артистов, а суд над преступником стал своеобразной предтечей современных реалити-шоу.

Тогда же газеты и журналы стали печатать криминальные хроники и очерки с судебных заседаний. Такие очерки были очень популярны у населения Российской империи, чем и воспользовались большие русские писатели. Однако детективный жанр в России прижился не сразу.

Доподлинно известно, что жанр детектива появился в 1841 году. Его родоначальником был Эдгар По и его «Убийство на улице Морг». По писал во времена расцвета американского романтизма, и потому сам детектив был и остается по своей природе романтическим жанром. А в России XIX века на литературной арене безраздельно властвовал реализм. И если романтизм вытекал из протестантизма, то русский реализм полностью соответствовал православию - а православие и протестантская этика были несовместимы. Отсюда вытекало следующее противоречие.

Эдгар По, разрабатывая жанр классического детектива, предполагал, что убийство становилось частью эстетики. Он исходил из простого математического расчета: любой детектив был загадкой с тремя неизвестными: «Кто убил?», «Как убил?», «Зачем убил?». Для российского менталитета представление о преступлении как об эстетике, как о решении задачи было немыслимо. Россия в эпоху реализма принимала это как некий грех, и потому детективная форма на российской почве приобрела совершенно иной вид.

Например, великий роман в какой-то степени вобрал в себя элементы детективного жанра - тем более что сам Достоевский любил Эдгара По и писал хвалебные статьи о его рассказе «Черный кот» в своем журнале «Новое время». Однако «Преступление и наказание» было не детективом, а скорее судебным очерком, тем самым отголоском судебной реформы. Возникает ощущение, что Достоевский прочитал о преступлении в газете и переработал его в христианском романе. Достоевский вообще часто использовал взятые из газет судебные очерки в своих произведениях: роман был связан с нашумевшим делом Нечаева, роман также был основан на судебном очерке.

В XIX веке в России был очень известен юрист Анатолий Кони. Ему не давали покоя лавры писателя, и он описывал собственные дела в очерках. Кони был дружен с , и Толстой знал много историй Кони о разных делах и судебных ошибках. Один из случаев и вдохновил писателя на создание романа . Роман содержал детективный элемент - убийство купца Смелькова, в котором несправедливо обвинили Катюшу Маслову.

К судебному очерку обращались и Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах», и Влас Дорошенко в рассказах о жизни каторжников, и , и - и многие другие писатели. Возник даже образ «русского Шерлока Холмса» – первого начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции Ивана Путилина, чьи мемуары стали основой для многих литературных произведений в жанре судебного очерка.

Так или иначе, криминальная хроника вошла в историю большой русской литературы XIX века, однако так и не создала того чистого жанра детектива, который мы знаем по произведениям Эдгара По и Артура Конан Дойла. Но тем не менее произведения с детективными составляющими навсегда остались популярны и востребованы у русского читателя.