Кукольник биография. «Он был частицею прославленного века». Нестор Кукольник. Нестор Васильевич Кукольник. Биография

Значение КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он играл Митрофана, а Н.В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е издание 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы Кукольника: "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов Кукольник напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к Кукольнику холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Когда М.Е. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника стала падать; не поддержало ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным, зависящим от общего патриотического увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый. Нельзя отрицать в Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было вовсе. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; Кукольнику оно понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения Кукольника печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб., 1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе", драматическое представление (ib., 1854), "Азовское сиденье", историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2-е издание, ib., 1860); "Боярин Федор Васильевич Басенок", историческая драма (ib., 1860) и много других романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1809-68) русский писатель. Исторические повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтическая "драматическая фантазия" в стихах "Торквато Тассо" (1833), …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нестор Васильевич , русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре воровского жаргона:
    - мошенник, пpи пpодаже ценностей подменяющий их на …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • КУКОЛЬНИК в Литературной энциклопедии:
    Нестор Васильевич — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • КУКОЛЬНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актеров-кукольников. 2. …
  • НЕСТОР
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • КУКОЛЬНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌУКОЛЬНИК Нестор Вас. (1809-68), рус. писатель. Ист. повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтич. "драм. фантазия" в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"кольник, ку"кольники, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольнику, ку"кольникам, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольником, ку"кольниками, ку"кольнике, …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР
    имя, историк, летописец, …
  • КУКОЛЬНИК в словаре Синонимов русского языка:
    артист, кукловод, куколеотборник, …
  • КУКОЛЬНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК
    к`укольник, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР
    Нестор, (Несторович, …
  • КУКОЛЬНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кукольник, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • КУКОЛЬНИК в Орфографическом словаре:
    к`укольник, …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    мастер, изготовляющий кукол кукольник человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре Даля:
    -ный и пр. см. кукла. | Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка. | Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, …
  • НЕСТОР
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • КУКОЛЬНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Нестор Васильевич (1809-68) , русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов…", 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    кукольник м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1. Мастер, изготовляющий кукол [кукла I 1.]. 2. Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Мастер, изготавливающий кукол [ кукла I 1.]. 2. Актер кукольного театра. II м. местн. Многолетнее травянистое …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • КУКОЛЬНИК ПИРСОНА в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    С центра комнаты на Луиса смотрело существо не человеческое, но и не гуманоидное. Оно стояло на трех ногах и разглядывало …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • НЕСТОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Печерский: Прп. Нестор Летописец, в Ближних пещерах (XII в., память 27 октября). Прп. …
  • НЕСТОР ПАМФИЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Пергийский (Памфилийский) (+ ок. 250), епископ, священномученик. Память 1 марта . …

Кукольник Нестор Васильевич (20 (8) 1809, Петербург - 20 (08).12.1868, Таганрог, похоронен на даче (в Дубках)) - драматург, поэт, издатель, композитор, общественный деятель.
Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию из Австро-Венгрии. По национальности - карпаторус (русин), по вероисповеданию - униат (греко-католик). Его крестным отцом был император Александр Первый. Домашнее воспитание получил в семейном кругу, далеком от русского общения. В 1829 году окончил Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко. Выпущен без аттестата, так как был основным обвиняемым по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов). Попал под надзор III отделения. После окончания гимназии переехал в Вильно, где работал преподавателем русского языка. Был автором учебника, пользовавшегося успехом у литовского населения.
Литературным творчеством начал заниматься в гимназии, но первые опыты были изъяты при обысках по «делу о вольнодумстве». Расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переехал в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего Отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем Первым.
В этот период, по мнению первого хранителя Пушкинского дома Б.Модзалевского, К. входит в число «близких к Пушкину» людей. Прямых доказательств этому пока не обнаружено, но в 1893 газеты сообщали, что в Таганроге обнаружены письма Пушкина к К., автопортрет и рукописи, о судьбе которых сегодня ничего не известно.
Творчество К. обширно и многогранно. Драматургия К. должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети Х I Х и второй половины Х I Х века. Наряду с драматургией К. успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, искусствоведении, поэзии и даже музыке. В 1836 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера («Художественная газета», журналы «Дагеротип» и «Иллюстрация»). Писатель также стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К.Толстого, Л.А.Мея, М.И.Цветаевой и других. В поэзии своими поисками К. предвосхитил новшества К.Бальмонта, И.Северянина, А.Белого, Д.Бурлюка. Он владел литературными методами, основанными на теории символов, архетипов: К. извлекал из человеческого подсознания определенные модели поведения. «Уходящие тени» у него не столько в человеческом бытии, сколько в ушедших исторических образах России, которую спасала «Рука Всевышнего». К. также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах Дюма. Его можно рассматривать и как предшественника историко-биографического жанра, в наше время получившего свое развитие в романах-исследованиях Андре Моруа.
В период наибольшего творческого взлета К. сближается с композитором М.Глинкой и художником К.Брюлловым (создание первой в России «богемы»). Он причастен к выкупу Т.Г.Шевченко. Роль Н.Кукольника в судьбе таких писателей и поэтов как М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Никитин, художников И.Айвазовского, Н.Теребенева, Л.Серякова общепризнанна. К. один из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». На стихи К. написали музыку 23 композитора, в том числе М.И.Глинка, А.Е.Варламов, П.П.Булахов, С.Монюшко. К. сам написал оперу «Азовское сидение» на собственное либретто из истории донского края. В последние годы композитор А.Рыбников вместе с Г.Гориным работали над созданием оперы на сюжет К. о композиторе Березовском. Работа не была окончена из за смерти Горина. А.Рыбников самостоятельно заканчил ее в 2001 г., назвав либретто «Маэстро Массимо».
Резко критиковавший произведения К. В.Г.Белинский в 1845 году вынужден был признать, что в сочинениях К. «заметно было совершенно новое направление, совсем другой характер, нежели у поэтов пушкинской школы». «О значении этого направления - говорил критик, - мы не считаем нужным распространяться; скажем только, что оно было новое и что во всем новом всегда выражается стремление к прогрессу, если не прогресс». Раскрытие этого нового дано в 1948 году в статье Л. Гинзбург «Белинский в борьбе с запоздалым романтизмом» (в кн. Л.Гинзбург «О старом и новом», Л., 1982, с.229-244.).
Начиная с 1840 года, К. начинает собирать «анекдоты» (короткие устные исторические рассказы), высмеивающие власть и методы её руководства, показывающие, что административная глупость сделалась всеохватывающей, тотальной и фактически пронизывает власть сверху донизу. Вот, например, одна из записей, актуальная и в наше время: «Кто же решится на какое-нибудь предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру».
В 1845 году К. поступил на службу в канцелярию военного министра. Это явилось причиной его многочисленных и длительных командировок практически по всей европейской части России, от Кишинева до Астрахани и Ставрополя. Среди служебных дел особо заслуживает внимание его анализ и предложения по горнодобывающей промышленности Донбасса (в те времена это была практически незаселенная степь). В 1847 году он представляет доклад Николаю Первому, где пророчески предсказывалась роль этого края в экономике России, исходя из имеющихся здесь запасов каменного угля. Предложенные К. меры Николай одобрил. Последующая реализация их вызвала строительство Азовской железной дороги (Харьков-Горловка-Иловайское-Таганрог) и основание Юзовки (ныне Донецк).
В 1843 году К. женился. До этого он пережил две любовные трагедии, послужившие основанием для создания им ряда лирических стихотворений, где свою возлюбленную поэт вывел под именем Леноры. Лирика К. остаетсяи поныне непонятой литературоведами, обвиняющими его в романтическом воспевании салонной любви. Утверждается даже (И.Панаев, Н.Лернер), что К. не был способенлюбить.
В 1850 году он несколько раз встречается с Гоголем. Видимо, это было обсуждение второго тома «Мертвых душ», который Гоголь вскоре сожжет. Встреча с Гоголем, с которым К. учился в Нежинской гимназии, все же сказалась на творчестве К. Он переходит к публицистике, все чаще обращается к социальной тематике, особенно в статьях.
В 1852-53 годах К. издает собрание сочинений, куда ряд ранее опубликованных произведений не могли попасть по цезурным соображениям, однако и то, что было напечатано, содержат следы цензурных искажений. Уже после смерти К. эти искажения хотело исправить товарищество «Общественная польза» (СПб), однако намеченные планы не были осуществлены, и после выпуска 8 томов сборников рассказов издание прекратилось.
События Крымской войны 1853- 1856 г. застают К. в Новочеркасске. Ему поручают заниматься снабжением действующей армии. Он реально оценивает происходящие события. В своем дневнике он записывает: «Я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся!… Я верил русскому патриотизму от души, я восхищался этим великолепным маскарадом, не зная, что он из моды, машинально. Лепечут холодные губы, а не сердце; идет ругня…». Служба К., его честность заслуживает высокой оценки.
В 1857 году он уходит в отставку в чине действительного статского советника и переезжает на постоянное место жительства в Таганрог. Здесь он становится центром культурного общения, активно включается в общественную жизнь. В 1863 году он создает музыкальное общество, в чем ему помогает А.Даргомыжский. Он реализует свою просветительскую программу, одним из пунктов которой было открытие в Таганроге университета, предлагает издание общественно-политической газеты, проводит публичные чтения, а собранные деньги передает гимназии. С 1865 года он хлопочет о строительстве к Таганрогу железной дороги, и, в отличие от предыдущих мероприятий, добивается успеха. Существующая железная дорога к Таганрогу (Харьков-Таганрог) была построена благодаря мужеству и настойчивости К. Он ходатайствует перед правительством об открытии в Таганроге окружного суда, взывает о необходимости экологической защиты Азовского моря. Его практические разработки о придании Таганрогскому градоначальству статуса обособленной административной единицы (типа губернии), к сожалению, не увенчались успехом, так каквстретили сильное противодействие донского казачества.
Вопреки утверждению, что в таганрогский период жизни К. оставил творчество, им созданы в это времядрама «Давид Гаррик», романы «Две сестры», «Ольгин Яр», «Граф Мориц Саксонский» и «Иоанн Ш, собиратель земли русской», повесть «Крепостной художник», публицистический цикл «Азовские письма» и много статей на злободневные темы из жизни Таганрога, в том числе и о местном самоуправлении. Написанная им в это время драма «Гоф-юнкер» была запрещена цензурой. Также не находят подтверждения утверждения, что К. переехал в Таганрог, чтобы заняться торговлей мукой. Долго не избирался никогда К. в гласные городской Думы, так как, начиная, примерно с 1861 года, он преследовался градоначальником Лавровым из-за резких критических выступлений против стиля и методов руководства этого высокопоставленного государственного чиновника. После ухода Лаврова в 1865 году К. был, наконец-то, избран гласным городской думы.
Перед смертью К. написал драму, которая не сохранилась. Слушавшие эту драму вспоминали: «Она навеяла на всех грусть, ибо в ней отразились событияпоследних лет личной жизни автора. Главное действующее лицо в этой пьесе, ликвидировав все, что связывало его с жизнью, уступает нежно любимую жену из благодарности за доставленное в прошлом счастье человеку, который её полюбил, и сам выражает непреклонную волю покончить естественной смертью свое существование визбранный для того день и час. Воля его исполняется…».
Умер К. внезапно, собираясь в театр. Существует версия, никем не опровергнутая, что он был отравлен из-за своих энергичных действий по совершенствованию экономики края и выступлений против коррупции.
Могила К. в 1931 году была осквернена. Труп был выброшен из могилы и долгое время валялся среди лопухов, которыми заросла могила. Сегодня местонахождение ее не известно. Дом К., оставленный им для создания на его базе дома для детей, потерявших родителей, был в 1968 году снесен в ходе реконструкции одного из машиностроительных заводов Таганрога. Дом, построенный им в центре Таганрога, сохранился. В настоящее время на нем установлена единственная в России мемориальная доска.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир в 1997 году благословил занесение имени К. в поминальный синодник.
Переосмысление культурного и общественно-политического наследия К. в России идет неудовлетворительно. На сегодняшний день нет грамотно составленной библиографии произведений К. и статей о нем. Современные публикации по К. в основном пересказывают известные критические высказывания середины ХI Х века, а также воспоминания, в которых даны оценки бытовых моментов жизни К. с позиций плоского морализма. Забывается, что К. представляет интерес не столько как литератор, сколько как личность, аккумулировавшая в себе ряд важных и интересных общественно-политических и нравственно-эстетических тенденций, не потерявших своего значения и для наших дней.
Из современных исследователей творчества Н, Кукольника можно (по публикациям последних лет) назвать Вердеревскую Н.А., Христолюбову О.В. (Пенза),Киселеву Л. (Москва), Анну Немзер (Москва), Кожевникову Н.А. (Петербург), Пименову Н.А (Петербург), Киракосову М. А. (Тбилиси),Крюкову О.С. (Москва). По тематике, связанной с К., в последние десятилетия защищены две докторские диссертации, к сожалению, не в России: Черный (Украина) и Е.Курганов (Финляндия).

Литература:
1. А.И.Николаенко. Кукольник и Таганрог, Таганрог, 1998
2. «Дон» № 6-7, 2000
3. И.В.Черный. Исторические романы Н.В.Кукольника, Харьков, 2001
4. Е.Курганов. Литературный анекдот Пушкинской эпохи. Хельсинки, 1995
5. М.И.Глинка. Записки. М., 2004 (книга содержит приложение «Дневник» Н.Кукольника).

Материал предоставлен главным редактором историко-литературного альманаха «Вехи Таганрога», краеведом, членом Союза журналистов РФ А.И.Николаенко.

КУКОЛЬНИК, НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1809–1868), русский писатель. Родился 8 (20) сентября 1809 в Петербурге. Учился в Нежинской гимназии высших наук, вместе с однокашниками, в т.ч. Е.П.Гребенкой и Н.В.Гоголем, издавал рукописный журнал «Звезда». С 1829 преподавал русский язык и словесность в гимназиях г.Вильно, в 1830 выпустил Практический курс русской грамматики .

С 1831 (с небольшим перерывом) жил в Петербурге, служил на различных должностях (в 1837–1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). Опубликовал «интермедию-фантазию» Тартини и «драматическую фантазию» в стихах Торквато Тассо (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (В.К.Кюхельбекер признал ее «лучшей трагедией на русском языке»; пост. в Александринском театре, 1835). Периоду избрания на престол первого из династии Романовых, Михаила, посвящена Рука Всевышнего отечество спасла (1834), имевшая шумный успех. Отрицательная рецензия на пьесу в «Московском телеграфе» Н.А.Полевого привела к закрытию журнала (из тогдашних эпиграмм: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила»). Последовавшая серия исторических драм проводила патерналистскую идею «демократической монархии», в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки «боярской» смуте, народных масс и царя – высшего выразителя национальной воли: Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский , Роксолана (обе 1835), Князь Даниил Дмитриевич Холмский (1840), Генерал-поручик Паткуль (1846), Статуя Христофа в Риге, или Будет война ! (1860) и др.

Перегруженность действующими лицами и этнографическими подробностями характерны для рассказов Кукольника из итальянской жизни (Антонио , 1840; Психея , 1841, и др.) и особенно для его романов на темы европейской истории (Эвелина де Вальероль , 1841–1842; Дурочка Луиза , Альф и Альдона , оба 1842), писавшихся главным образом для заработка. Философичная декларативность (иные современники ставили Кукольника по глубине мысли выше Пушкина) характерна для серии «драматических фантазий» Кукольника о судьбе художника (стихотворения Джакобо Санназар , 1834; Джулио Мости , 1836; Ермил Иванович Костров , 1853; Давид Гаррик , 1861; драматический отрывок Пролог из большой фантазии Пиетро Аретино , 1842; прозаические «фантазии» Иоанн Антон Лейзевиц , Мейстер Минд , обе 1839, и др.) и незаконченной поэмы Давид Риццио (1839) на ту же тему, разрабатывающих специфическую для романтизма тему фатального одиночества служителя «чистой» красоты, презираемого толпой, обираемого дельцами и получающего заслуженную славу лишь перед смертью либо после нее.

Современные исследователи признают наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами и даже не лишенные редких у Кукольника социально-критических интонаций: повести Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно (1841), Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова , Максим Созонтович Березовский (обе 1844). Не утратили психологического и нравописательного интереса произведения Кукольника из современной русской жизни (повесть Надинька , 1843; пьесы и рассказы), многие из которых наряду с повестями вошли в сборник Сказка за сказкой (1841–1844, тт. 1–4).

Кукольник был известен также как издатель «Художественной газеты» (1836–1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845–1847), а в 1835–начале 1840-х годов и как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали И.К.Айвазовский, Н.И.Греч, В.А.Соллогуб и особенно близкие писателю К.П.Брюллов и М.И.Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы Сомнение («Уймитесь, волнения страсти!»), Жаворонок , Ходит ветер у ворот , Прощальная песнь (все 1838–1840), а также сочинил музыку к его драме Князь Холмский . В свою очередь, Кукольник участвовал в написании либретто опер Глинки Руслан и Людмила и Жизнь за царя .

С конца 1840-х годов, постепенно отходя от занятий литературой, Кукольник вновь служит на чиновничьих должностях. После поездки за границу на лечение (1857–1858) поселился в Таганроге. Автор Записки о построении железных дорог в России , составленной для правительства.

Брат писателя, Павел Васильевич Кукольник (1795–1884), был известным историком-краеведом (в основном Северо-запада и Запада Российской империи), либеральным цензором (разрешил в 1829 публикацию на польском языке Дум К.Ф.Рылеева с обозначением запретного имени казненного автора-декабриста), поэтом-любителем и педагогом (преподавал безвозмездно историю в Виленском женском приюте при Мариинском монастыре).

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Кукольник Нестор Васильевич

Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868), прозаик, драматург.

Родился 8 сентября (20 н. с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 – 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н. , вместе с которым Кукольник играл в гимназическом театре. Уже в гимназии он начал писать стихи и драмы.

Закончив гимназию в 1829, был учителем в Виленской гимназии, потом служил в Петербурге, не оставляя литературной деятельности. В 1833 была опубликована драматическая фантазия Кукольника “Торквато Тассо”, имевшая большой успех и принесшая ему славу. Вдохновленный успехом, кукольник пишет исторические пьесы: “Рука Всевышнего отечество спасла” (1834), “Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский” (1835), “Роксолана” (1835) и др. Как пьесы, так и рассказы на темы из итальянской жизни не только не имели успеха, но и вызвали неодобрительные отзывы критики, хотя отмечался яркий стих, которым были написаны эти произведения.

Наибольшую популярность имели его повести и рассказы, посвященные эпохе Петра 1 (“Два Ивана, два Степаныча и два Костылькова”, 1844; “Часовой”, “Новый год” и др.) и современной (“Надинька”, 1843).

Кукольник в своих произведениях стремился к подлинной народности. Это ему удалось в драмах “Иван Рябов…”, “Боярин Федор Басенок”. писал о первой из них: “…достоинство… составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства и – под русскою речью таится русский ум, русская душа”. назвал стихи второй драмы “прекрасными, а драму “гениальною” по сравнению с тогдашней русской драматургией.

Окружение Кукольника составляли известные деятели культуры, он был дружен с Брюлловым, Айвазовским, многими актерами, композиторами. Тесная дружба связывала его с Глинкой, который положил некоторые его стихи на музыку (“Сомнение”, “Жаворонок”, “Попутная песня” и др.). Умер Н. Кукольник 8 декабря (20 н. с.) 1868.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже музыке.


Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868), забытый русский писатель первой половины XIX века, последние 10 лет проживший в Таганроге и здесь же похоронен. Могила Н. Кукольника разорена в 1931 году и до наших дней не сохранилась.

Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по "делу о вольнодумстве", начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, т.к. были изъяты при расследовании "дела о вольнодумстве". Литературные опыты были продолжены в Вильно, где Н. Кукольник работал преподавателем русского языка после окончания гимназии. Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена "Рука Всевышнего отечества спасла". Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже музыке. С 1938 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К. Толстого, Л.А. Мея, М.И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом "Романтики" М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. Мережковского, Ю.Тынянова, О. Форш. В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т.Г. Шевченко, М.Е. Салтыков-Щедрин и И.С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер "Иван Сусанин"("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила". На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, Монюшко.

С 1843 года поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, начиная от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н.Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

В 1843 году Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е.Т. фон дер-Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И.И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М.Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по жизненным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.

События Крымской войны 1853-1856 гг. Застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 году он выходит в отставку в чине Действительного статского советника и поселяется в Таганроге. В Таганроге Н. Кукольник продолжает литературную деятельность, но основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н.Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России. Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н.Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н.Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 года Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 году Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н.Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869 году. Эти и подобные общественные начинания Н.Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в свое последней драме "Гоф-юниер", запрещенной фактически по указанию Александра II.

Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположение, которые пока не подтверждены, что он был отравлен.

Сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н. Кукольника. Среди исследований последних лет надо отметить работы О. Супронюк, В. Сажина, Н. Нарнышкиной, Я. Платека, И. Охотина и А. Ганшина.