К какому роду относится жанр поэмы. Драматические жанры литературы. Роды, виды и жанры художественной словесности

Все литературные произведения, в зависимости от особенностей повествования и позиции автора по отношению к изображаемому, разделяются на роды. А каждый из них, в свою очередь, делится на жанры.

В литературоведении выделяют следующие основные эпос, лирика, драма, в некоторых случаях добавляют к ним еще и О каждом из них мы и поговорим подробнее далее в статье.

Эпос - способ увидеть события со стороны

В свое время Аристотель утверждал, что повествование можно вести либо о чем-то отстраненном от себя (эпос), либо напрямую от себя (лирика), либо же вкладывать повествование в уста героев (драма). И хотя, конечно же, данное определение является очень ограниченным, оно в некоторой мере помогает уяснить основные принципы видового разделения

Основные три рода литературы, как правило, начинают перечислять с эпоса, который представляет собой объективно изображенный ход событий, происходящих независимо от автора. Он в таких произведениях выступает, как правило, в качестве стороннего наблюдателя и пересказчика. Даже в случае повествования от первого лица автор занимает позицию, по отношению к которой передаваемые события оказываются в прошлом - таким образом выдерживается так называемая «эпическая дистанция».

Темп эпического повествования всегда нетороплив и размерен, так как эпос склоняется к обстоятельности. Это, между прочим, часто мешает в постановке известных романов на сцене, так как полное следование тексту делает спектакль неоправданно затянутым.

К основным эпическим жанрам принято относить романы, новеллы и очерки. К эпосу можно также отнести и фольклорные произведения - сказки, легенды, былины или

Подробнее об крупных эпических жанрах

Основные роды художественной литературы, как уже говорилось, делятся на жанры, и самым крупным из эпических произведений является роман-эпопея. Он, как правило, охватывает какой-то исторический период и включает большое количество сюжетных линий, пересекающихся между собой (Л. Н. Толстой «Война и мир» или М. А. Шолохов «Тихий Дон»).

За ним по объемности следует роман. Данный жанр также предполагает большое количество героев и сюжетных линий. Хотя, например, современные детективные романы часто имеют лишь одну такую линию.

В литературе есть огромное количество модификаций названного жанра - семейный, социальный, женский, фантастический, фэнтези, детективный роман и т. п.

О малых жанрах эпоса

Основные роды литературы предполагают наличие и малых эпических жанров. К ним можно отнести повесть (это скорее средний по объему жанр), которая сосредотачивается, как правило, на одной судьбе или одном событии.

Рассказ же, который, кстати, считается молодым эпическим жанром (он начал оформляться лишь в начале 19 в.), представляет собой повествование о каком-то эпизоде из жизни героя. Очень близкой по форме к рассказу является современная новелла.

В современной литературе принято отдельно говорить об очерке. Повествование в нем, в отличие от рассказа или новеллы, построено на документальных фактах. Правда, между всеми названными жанрами существует и множество промежуточных форм.

Не теряют своей популярности и сказки - повествования о вымышленных героях с обязательным участием волшебных сил. Современная сказка уже мало похожа на фольклорную, так как сильнее связана с общелитературными течениями и тенденциями.

К эпическому роду относят также и популярные в наше время жанры фельетонов, анекдотов, притч, а также эссе.

Лирические жанры

Один из трех основных родов литературы - лирика - отличается от остальных своей субъективностью и подчеркнутым интересом к авторскому миру. Для нее также характерна повышенная эмоциональность, стремление отобразить не события, а личное отношение к ним. По характеру этих эмоций можно выделить несколько лирических (торжественное, восхваляющее что-либо стихотворение), элегию (лирическое размышление о скоротечности бытия) и сатиру (обличительное, гневное произведение).

Но современные поэты, как они сами говорят, пишут стихи - то есть произведения, которые трудно или просто невозможно строго отнести к какому-то жанру.

О драме внутри и снаружи

Г. Гегель, пытаясь углубить предложенное Аристотелем деление на основные роды литературы, пояснял, что в основе драмы лежит синтез лирики и эпоса. Ведь драма, с его точки зрения, - это конфликт, основанный на индивидуальных стремлениях, который при этом подается как объективно происходящее событие.

И основной отличительной чертой драмы является ее нацеленность не на рассказ, а на показ (прямое изображение) той или иной ситуации. Авторское начало в ней практически отсутствует, и если в эпосе ведение диалога - это всего лишь одно из средств раскрытия характера героя, то в драме диалог является часто единственным способом его характеризовать.

Такая смена акцентов приводит к радикальным изменениям в структуре произведения. Так, речь героев становится более плотной, отточенной, акцентированной, чем в эпосе, ведь именно она создает необходимое драматическое напряжение. Тесная связь названного жанра с театром также играет огромную роль - драма всегда зрелищна, что, кстати, строго регламентирует и ее размер.

Но трактовать драму только как текст для постановки крайне неверно. Этот жанр сохраняет свое воздействие на читателя и без воплощения на сцене и, наряду с театральной, имеет еще и литературную жизнь.

Жанры драмы

Основные роды литературы, как вы могли убедиться, имеют свои жанры. Не стала в этом смысле исключением и драма. Самыми яркими и исторически значимыми среди драматических жанров всегда были трагедия и комедия.

Трагедия представляет собой изображение непримиримого конфликта, который носит обычно неизбежный роковой характер и чаще всего заканчивается смертью героя.

Комедия же характеризуется юмористическим, комическим подходом к изображению действительности и специфическим конфликтом. В данном жанре он не бывает непримиримым и, как правило, благополучно разрешается. Различают комедию характеров и комедию положений, что основано на источнике комического. В первом случае - это нелепые характеры героев, а во втором - ситуации, в которых они оказываются. Часто эти типы комедий синтезируются.

К жанровым модификациям современной комедии можно отнести фарс - заостренное, нарочитое комическое представление - и водевиль, имеющий непритязательный забавный сюжет.

Драма - это тоже драматический жанр

Основные роды литературы включают драму не только как род, но и как жанр. Свое распространение она получила в 18 -19 вв., постепенно вытеснив собою трагедию. Драму характеризует острый конфликт, но он не так глобален и не так неизбежен, как в трагедии.

В центре этого произведения лежат проблемы отношений конкретного человека и общества. Сюжет драмы, как правило, очень реалистичен - благодаря этому, она стала ведущим жанром в репертуаре театров, соперничая с очень популярной в наше время комедией.

Драма имеет много разновидностей: психологическая, философская, социальная, историческая, любовная и т. п.

Что такое лиро-эпические жанры

В учебной литературе понятие жанра трактуется как принадлежность к той или иной группе литературных произведений, которые объединены общими признаками. Жанры, как уже говорилось, формируются внутри рода, становясь как бы реальным воплощением родовых особенностей.

Но возможно и существование синтетических, промежуточных жанров, в которых могут сочетаться два, а то и три основных рода литературы и ее виды. Кстати, больше всего таких «переплетений» возникает между лирикой и эпосом, что и позволяет некоторым исследователям добавлять к уже имеющимся еще одни род (четвертый) - лирико-эпический. К нему отдельные исследователи относят поэмы (стихотворные произведения, имеющие лирический или повествовательный сюжет, развивающийся на историческом фоне), а также баллады (своеобразные рассказы в стихах).

Итог

Конечно же, любой литературовед, так же как и просто увлекающийся чтением человек, скажет, что деление на основные роды и - дело весьма сложное и обреченное на неточность. Многие художественные произведения соединяют в себе основные черты разных жанров, а то и родов. И задача читателя состоит не в том, чтобы четко их классифицировать, а в том, чтобы иметь возможность определить соотношение в нем начал каждого рода.

Ведь жанр - это, собственно, не само произведение, а лишь принцип его создания. То есть при намерении автора написать роман есть только жанр, у которого в творческом процессе появления на свет могут сильно деформироваться его основные признаки и раздвинуться границы видовой принадлежности, как в свое время, например, и произошло с пушкинским «Евгением Онегиным». Истинное творчество не терпит границ.

Роды литературы
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды (жанры) литературы
КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Тема 3
^ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
I вариант
1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года -

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение . Интересно, что в основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари », снега горят, «как алмаз » облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.
^ 3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лавой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я - и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленно дышать,

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..
Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).
^ 4. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Я жда́л. И во́т в тени́ ночно́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8

Врага́ почу́ял о́н, и во́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8
Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.
^ 5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.
II вариант
^ 1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
2. Поэма М. Ю. Лермонтова - романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...
Главная страсть героя - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
^ 3. Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат! / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...); сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей! / И полз и прятался, как змей); эпитеты (Но юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!).
4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.
И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли; (...)

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог:

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул...
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле . С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны неба и земли Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.
^ 5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей, // Люблю я Кавказ».

Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.

Сказка «Ашик-Кериб», поэмы «Беглец» и «Демон», стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека», «Тамара», «Кавказ», «Утес», «Поэт», «Памяти А. И. Одоевского», «Сон», роман «Герой нашего времени».

Тема 4
^ КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

Комедия - один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

^ Диалог - разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).

Монолог - развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).

Реплика - фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).
^ 3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно.... Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону ). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это Правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
Начинает диалог городничий. Его слова сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен, т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.
^ 4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т. п. Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.
II вариант
^ 1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.

Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
^ 2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция - сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

^ Развитие действия - все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.

Развязка - сообщение о приезде настоящего ревизора.
3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяп-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! - говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина - следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.
4. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам , кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

в) «Знаю, знаю... Этому не учите я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь атак посмотреть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
а) Хлестаков . Интересы самые приземленные, но любит высказаться «красиво» и говорит пошлости.

б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.

в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

г) ^ Лука Лукич Хлопов - человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.

д) ^ Петр Иванович Бобчинский - городской помещик (бездельник), главная черта характера - любопытство.

е) Унтер-офицерская вдова , высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья», получить штраф.
^ 5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.


Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы - по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр . Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).


Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.


Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

    Эпос – о событии рассказывается

    Лирика – событие переживается

    Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман - эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.


Повесть прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.


Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

    кратковременность событий,

    малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

    одна проблема,

    одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.


Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.


Поэзия


Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.


Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.


Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.


Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчестванародные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор - профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).


Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.


Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.


Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.


Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.


Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:


Трехстрочник. Развязка


Трехстрочник. Намечается развязка

Четверостишие. Развитие экспозиции


Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма


Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

    «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

    Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

    Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия .

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.




Роды и жанры

Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ ) - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирикии драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности , авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни ) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Путешествие - литературный жанр , в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Исповедь – литературный жанр, который может носить характер эпического или лирического.одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния. Проникнув в худож. лит-ру, исповедьприобрела дидактический оттенок, став своеобразным актом публичного покаяния (напр., у Ж. Ж. Руссо, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого). Но вместе с тем исповедь явилась и средством морального самоутверждения личности. Как жанр лирики И. была развита романтиками. Исповедь сродни дневнику , но в отличие от него не прикреплена к к.-л. месту и времени.

Лирика - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Элегия - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма, особую известность получили элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса . От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллады - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Драма - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы , мелодрамы и водевили.

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь ) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису – очищение благодаря потряснию.

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня ) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.