Оперная певица монтсеррат кабалье. Умерла оперная певица Монтсеррат Кабалье. Фотогалерея

в Лицее Барселоны (так называется консерватория) у знаменитой венгерской певицы Кемени. Это заведение Монсеррат Кабалье закончила в 1954 году, причем с золотой медалью. К сожалению, талант не сразу оценили, несколько лет певица играла второстепенные роли в не самых известных западногерманских и швейцарских труппах.
Дебют в настоящем оперном театре состоялся в 1956 году. Это произошло в Базеле, где юная Монсеррат исполняла партию Мими из «Богемы» Джакомо Пуччини. Еще несколько лет (почти десятилетие) дива провела в оперных театрах Бремена и Базеля. За это время было исполнено великое множество арий в самых разных операх, написанных во всевозможных стилях. В «Волшебной флейте» Моцарта Кабалье была Паминой, в «Борисе Годунове» Мусоргского — Мариной, в «Евгении Онегине» Чайковского — Татьяной, «Ариадне на Наксосе» — Ариадной. Доставались певице и главные партии. Так, она была Саломеей в «Саломее» Штрауса и исполняла арии Тоски в одноименной опере Пуччини.
Целеустремленность и желание всецело посвятить себя творчеству привели диву на сцену многих оперных театров Европы. В 1958 году состоялся ее дебют в Венской опере. 1960 год стал знаковым, Кабалье выступила в «Ла Скала».
Но если в работе Монсеррат очень собрана и серьезна, то в личной жизни все совсем наоборот. В 1964 году певица опоздала на собственную свадьбу с Бернаба Марти. Только в 1970 году родился единственный ребенок пары — дочь Монсеррат.

Известность

К уже замужней Кабалье 20 апреля 1964 года неожиданно пришла слава, причем, как обычно случается, из-за неожиданной замены. Из-за того, что внезапно заболела прима Карнеги-холла Мерилин Хорн, никому не известная Кабалье исполнила ее партию в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Десятиминутное выступление обернулось двадцатиминутными овациями.
Утром Монсеррат Кабалье проснулась знаменитой, потому что на первой полосе Нью-Йорк Таймс красовался заголовок «Каллас+Тибальди+Кабалье». Формула оказалась на самом деле верной, ведь дива перепела всех великих исполнительниц ХХ века.
Нежданный успех привел к контракту с Метрополитен Опера. Получив место солистки этого легендарного театра, Кабалье стала желанной звездой в оперных театрах всей планеты.
Специалисты утверждают, что для певицы с сопрано у Монсеррат самый широкий диапазон ролей. Она с одинаковым успехом исполняет русскую, немецкую, итальянскую, испанскую, французскую и чешскую музыку. Сегодня Кабалье спето более 120 оперных арий, записано больше сотни дисков, включающих в себя моменты разных концертных программ.
«Ла Скала» сыграл в жизни оперной дивы особую роль. В 1970 году именно на сцене этого театра Монсеррат Кабалье спела свою самую лучшую партию — Норму из оперы «Норма» Винченцо Беллини.
В 1974 году дива впервые приезжает на гастроли в Москву именно с оперой «Норма». С тех пор она регулярно посещает Россию. В 2002 году с удовольствием начала работать с Николаем Басковым, записав несколько песен.
Первый визит в СССР состоялся задолго до звездного часа. В 1959 году юная Монсеррат вместе с матерью приезжала сюда, чтобы найти дядю, который эмигрировал из Испании из-за гражданской войны на родине, опасаясь франкистов.

Особенности исполнения и сценических образов

Любители оперной музыки знают, что когда Монсеррат поет, она вся растворяется в музыке, любовно выводит мелодию, тщательно разграничивая пассажи. Причем ее удивительный голос во всех регистрах звучит ровно.
Артистизм дивы стал притчей во языцех. Она тщательно прорабатывает и продумывает до мелочей каждый сценический образ. Отличительной чертой является то, что Кабалье дополняет свое пение отточенными движениями рук.
Пышная фактура и выразительная внешность — это фирменный знак певицы, который стал предметом обожания поклонников. Монсеррат никогда не комплексовала из-за лишнего веса, так как считает, что он необходим для работы. Только так можно держать диафрагму, с худеньким телом это просто невозможно.
Кабалье ведет активный образ жизни, любит водить машину, гулять и плавать, никогда не откажется от вкусного обеда. Любимым лакомством были пироги мамы, теперь же она в свободное время печет для своей семьи.

Творческая и общественная жизнь

Монсеррат Кабалье интересуется не только оперой. В 1996 году она вместе со своим постоянным партнером Бургерасом создала уникальную камерную программу, в которую вошли миниатюры Паизиелло, Вивальди, Страделлы, Скарлатти и столь любимого певицей Россини. Чтобы порадовать испанцев, она также исполнила сарсуэллы.
Дом Кабалье всегда открыт для гостей. Уже много лет подряд в поместье проходят рождественские встречи. На них дива поет сама и представляет своих протеже. Изюминкой являются совместные выступления супружеской пары Марти-Кабалье.
Люди, далекие от оперы, открыли для себя творчество дивы благодаря альбому «Barcelona», записанному в 1988 году совместно с Фредди Меркьюри, солистом «Queen». Песня «Barcelona», созданная к Олимпийским играм 1992 года, в итоге стала символом Барселоны и всей Каталонии. Под эту музыку происходит знаменитое световое шоу фонтанов Монжуика.
Певица остро реагирует на события в обществе. В 1996 году вместе с Марком Сероне она дала благотворительный концерт, чтобы поддержать Далай-ламу.
В 1997 году свет увидел совместный проект Кабалье с рок-группой Gotthard из Швейцарии, так родилась баллада «One Life One Soul».
Когда у Хосе Каррераса начались проблемы со здоровьем, и многие журналисты, как стервятники, начали печатать некрологи, Монсеррат устроила грандиозное шоу. На площади в Барселоне состоялся великолепный концерт, потому что, как говорит дива, Хосе заслужил, чтобы для него устроили праздник. В итоге музыка действительно его спасла.
В 2000 году в Москве Кабалье приняла участие в благотворительном концерте «Звезды мира — детям».

Личные качества

Говорят, в гневе дива страшна. Жизнь в театре не может быть простой, здесь нельзя показывать слабость и покоряться чужой воле, прощать непрофессиональное поведение. Все, кто работали с Монсеррат, подтверждают, что у нее бывают невероятные вспышки гнева. Негодование выплескивается, как вулканическая лава, глаза мечут молнии, певица принимает угрожающие позы и входит в роль. После таких «выступлений» все словно раздавлены и не смеют ничего сказать. Иногда гнев не соответствует степени проступка. К счастью, Кабалье отходчива, и даже может извиниться, если считает себя неправой.
Несмотря на гневливость, у Монсеррат Кабалье очень легкий характер, прекрасное чувство юмора и она доброжелательна, чего не скажешь о других примадоннах.

СЕНЬОРА СОПРАНО МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ

Суждено стать последней из касты великих оперных див ХХ века. В свое время присвоили эпитет «Божественная», а Ренату Тебальди назвали «Изумительная». вполне достойна звания «Непревзойденная».

Впервые опера потрясла Монтсеррат в семь лет, когда всю обратную дорогу из театра она прорыдала, расстроенная смертью мадам Баттерфляй. Девочка выучила арию героини, слушая старую пластинку, и поклялась, что станет знаменитой и богатой оперной певицей.

Талантливая дурнушка Монтсеррат Кабалье

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась в очень бедной семье 1933 года. Папа был рабочим на заводе химудобрений, а мама подрабатывала где могла. Семья еле-еле сводила концы с концами. В школе дела у Монтсеррат тоже были неважными. Дети ее не любили, потому что она была молчаливой дикаркой и приходила на занятия в одном и том же платье. Одноклассники не упускали случая посмеяться над ней. В довершение всех бед отец тяжело заболел и оставил работу. Но бытовые трудности только закаляли характер девочки.

Она устроилась на фабрику, где вышивали носовые платки. А вскорости судьба ей улыбнулась, введя в жизнь супругов Бельтран Мата. Они были меценатами, которые помогали юным дарованиям. Благодаря их поддержке Кабалье оказалась в знаменитой барселонской консерватории Liceo у преподавательницы-венгерки Эугении Кеммени. За четыре года она огранила самородок, превратив в настоящий бриллиант. Долгие годы каждый день великой певицы начинался с дыхательных упражнений по системе Кеммени.

В Италию!

Двенадцать лет училась в Лицее Барселоны. Закончив его с «золотой» медалью, будущая певица отправилась на штурм бастионов оперной Мекки – театры Италии. Однако 24-летнюю «самозванку» на родине и Пуччини ожидало жестокое разочарование: какой-то мелкий импресарио категорично заявил Монтсеррат, что сценическая карьера для нее исключена – с такой фигурой ей следует найти себе мужа и растить детей. Вся в слезах Кабалье помчалась домой, где яростный каталонец, ее брат Карлос, встал на защиту семейного достояния. Он лично вызвался занять место импресарио Монтсеррат, чтобы впредь никто не мог помешать взлету сестры.

Профессиональный дебют Кабалье состоялся 1956 года – она пела Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини на сцене Базельского театра, небольшого, но известного.

Вскоре Монтсеррат вышла замуж за знаменитого в то время тенора Бернабе Марти. Познакомились молодые люди на все той же знаковой для Монтсеррат «Мадам Баттерфляй». Во время любовного дуэта он привлек к себе Кабалье и прильнул к ее губам. Страстный поцелуй длился так долго, что оркестр смолк. И зрители, и артисты в недоумении ждали, когда же герой оторвется от молодой певицы. Кабалье оценила находчивость Марти и тут же влюбилась в него. А на следующий день Бернабе предложил Монтсеррат руку и сердце.

Карьера Бернабе постепенно сошла на нет. Но он не ревновал свою супругу к славе: понимал, какое несметное количество мужчин во всем мире завидует единственному обладателю сердца сеньоры Сопрано, как называют Кабалье на родине. И она отвечала ему взаимностью, подарив супругу сына и дочь – Бернабе-младшего и Монситу.

Свадебное приключение Монтсеррат Кабалье

Насколько собрана и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни. Она опоздала на собственную свадьбу!

Дело было в 1964 году. Бракосочетание должно было состояться в храме при монастыре неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. И вот в день свадьбы Кабалье выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене». И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху, а мама с невестой барахтаются внизу, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, встает на дороге и начинает голосовать. За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей части. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать.

Тихая гавань Монтсеррат

с мужем Бернабе Марти

Как истинная католичка, певица больше всего ценила свою семью, члены которой просыпаются в разное время, но все равно завтракают все вместе. Потом каждый занимается своими делами. Готовить оперная певица не слишком любила, тем более многие блюда ей есть было нельзя.

Вечером Монтсеррат обычно садилась отвечать на письма, приходящие к ней из разных уголков планеты. Хотя, большую часть писем обрабатывали в ее офисе и готовили ответы, которые Монтсеррат оставалось лишь подписать.

Кабалье любила рисовать. Особенно хорошо получались у певицы картины с обилием зеленого цвета, только на годовщину свадьбы она удивила мужа розовой картиной «Рассвет в Пиренеях».

Дочь Монтсеррат Марти Кабалье пошла по стопам матери, став успешной оперной певицей. В 1997 году они выступали вместе на открытии европейского оперного сезона с программой «Два голоса, одно сердце».

На вершине славы

дочь Монсита и Николай Басков

Свой триумф Кабалье отсчитывает от конкретного спектакля 1965 года, когда певице пришла телеграмма: «Срочно приезжайте в Нью-Йорк. Вам предлагают партию в «Лукреции Борджиа». Монтсеррат предстояло заменить заболевшую коллегу. Выходя на сцену, она от волнения едва не сломала каблук, но зато по окончании спектакля овации и крики бис перешли в настоящий экстаз. На следующий день газета The New York Times вышла с заголовком на первой полосе: «Каллас + Тебальди = Кабалье». Так Монтсеррат проснулась знаменитой.

«Железная» Кабалье

Партию Нормы в одноименной опере Беллини Монтсеррат причисляет к своим наивысшим достижениям. Именно под таким названием вышла ее обширная биография, ставшая бестселлером во всем мире. В 1974 году Москва услышала фантастическую Кабалье-Норму в самом зените ее таланта, во время гастролей La Scala. Ее пение – высшая форма творчества. Она примерила на себя почти полторы сотни образов.

Величественная Кабалье научилась не переживать по поводу своего солидного телосложения. Много лет назад она попала в страшную аварию, получила тяжелую травму головы. С тех пор часть мозга атрофировалась, и система, отвечающая за сжигание жира в организме, не работала. Поэтому, если Кабалье выпивала стакан воды, эффект был таков, будто бы она съела целый пирог. Но даже подобная проблема не способна была выбить ее из колеи.

Монтсеррат обладала железной силой воли. После все той же автокатастрофы закованная в гипс певица, передвигаясь на костылях, не покидала концертных площадок. А на оперной сцене Вероны покалеченной приме пришли на помощь художники по костюмам. Они придумали широкие одежды с необъятными рукавами, где Монтсеррат смогла спрятаться и медленно передвигаться по сцене перед ничего не подозревавшей публикой. А в костюмы придворных дам при Елизавете, партию которой исполняла Кабалье, на всякий случай одели медсестер из ортопедической клиники.

Гнев непревзойденной Монтсеррат

с Николаем Басковым

За всегда приветливой улыбкой скрывался уникальный характер, которому были не чужды невероятные вспышки гнева, если ее профессиональные просьбы и желания оставались без внимания. Но, когда инцидент исчерпан, она быстро успокаивалась. Могла даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался. Байкой стала история, имевшая место в Париже на концерте в Театре на Елисейских Полях. Неожиданно во время исполнения очередного номера Кабалье замолкла, в наступившей оглушительной тишине вышла на авансцену, наклонилась и спрашивает у кого-то: «Все в порядке? Можно продолжать?» Потом объясняет ошеломленной публике: «Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку».

ФАКТЫ

По какому-то мистическому совпадению 1965 год стал последним в театральной карьере великой Каллас. Прима словно передала оперный трон новой диве.

с Фредди Меркьюри

В 1980-е годы она ответила согласием на предложение лидера группы спеть дуэтом. «Барселона» в их исполнении стала не только гимном летней Олимпиады-1992, но и мировым хитом. Долгое время сеньора Монтсеррат пестовала российского оперного и поп-исполнителя .

Совместно со швейцарской рок-группой Gotthard записала рок-балладу «One Life One Soul» в 1997 году.

И в 2000 году дали совместный концерт в Миланском соборе, который был издан на DVD в серии «Jubilaeum collection».

Обновлено: Март 10, 2019 автором: Елена

(полное имя — Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepcion Caballe i Folch) родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года.

Имя будущей певице было дано в честь местной священной горы, где находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монсеррат.

В 1954 году Монсеррат Кабалье с отличием окончила Филармонический драматический лицей Барселоны. Во время учебы она помогала семье, которая находилась в сложном материальном положении, и работала продавщицей, закройщицей, швеей, одновременно изучая английский и французский языки.

Благодаря патронажу семьи меценатов Бельтран Мата Монсеррат смогла оплатить обучение в Барселонском лицее, а затем эта семья порекомендовала певице поехать в Италию, оплатив ей все расходы.

В Италии Монсеррат Кабалье приняли в театр Maggio Fiorentino (Флоренция).

Монсеррат Кабалье организует проекты для молодых вокалистов : проводит собственный вокальный конкурс, патронирует проект "Голоса Монсеррат Кабалье".

Певица активно занимается благотворительностью. Она - Почетный посол ООН и посол доброй воли ЮНЕСКО. Учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО.

Свое 60-летие Монсеррат Кабалье отметила концертом в Париже , весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа.

В 2000 году она приняла участие в московском благотворительном концерте в рамках международной программы "Звезды мира - детям", организованной для помощи одаренным детям-инвалидам. Она давала благотворительные концерты в поддержку далай-ламы, а также Хосе Каррераса, когда у него начались проблемы со здоровьем.

В активе певицы множество престижных международных премий . Она награждена орденами и медалями различных стран, среди которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии.

Монсеррат Кабалье замужем за оперным певцом Бернабе Марти. У них двое детей: сын Бернабе Марти и дочь Монсеррат Марти, которая также стала оперной певицей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Монсеррат Кабалье - знаменитая оперная певица из Испании. Она обладает красивым женским тембром «сопрано». Сотрудничала с известным русским оперным и эстрадным певцом Николаем Басковым.

Биография

Надо признать, что биография певицы достаточно интересна. Ее полное имя очень длинное – Мария де Монсеррат Вивианна Консепсьон Кабалье и Фольк. Едва начав выступать на сцене, девушка заменила своё длинное имя на более короткое и запоминающееся.

Монсеррат Кабалье родилась в нелёгкие тридцатые годы в бедной рабочей семье. Её жизни в молодости нельзя позавидовать. Жили небогато: отец трудился на заводе, производившем химические удобрения, а мать подрабатывала в самых разных местах. Кроме дочери в семье были также мальчики.

Девочка росла мрачной и замкнутой, мало общалась со сверстниками, и единственной отдушиной для неё стало искусство.

С помощью друзей семьи - богатых меценатов - юная Монсеррат сумела устроиться в местную консерваторию. Став старше, она начала выступать в лучших барселонских театрах и на ведущих концертных площадках. Её прелестный голосок быстро вывел её на первые роли в театре, ей стали давать много сольных партий.

В семидесятые популярность Монсеррат Кабалье в Испании, Италии, а также во всём мире достигла небывалых, космических высот. Гонорары быстро сделали её богатой, и начинающие певицы и певцы готовы были порвать друг друга на куски за возможность выступить с ней дуэтом.

Певица награждена множеством орденов и медалей, например:

  • Орден Дружбы (от правительства Российской Федерации).
  • Орден Искусств и Литературы (от правительства Франции).
  • Орден княгини Ольги (от правительства Украины).

Этот перечень далеко не полон. Всего у певицы около десяти различных наград и званий.

Также у великой оперной дивы были некоторые проблемы с законом: в частности, её судили за мошенничество (неуплату налогов) в родной стране. В суде певица признала свою вину, и, вероятнее всего, ей придётся отбывать условное наказания (всё-таки женщине уже больше восьмидесяти лет). Возможно, оперной актрисе также придётся выплатить государству крупный штраф.

Монсеррат Кабалье была замужем и имеет двоих детей. Интересно, что её дочь Монсеррат в выборе жизненного пути пошла по стопам матери: она также является популярной в родной Испании оперной певицей.

Вклад в искусство

Монсеррат Кабалье в совершенстве владеет техникой исполнения «бельканто», благодаря чему она смогла принять участие во множестве спектаклей классического репертуара.

По признаниям многочисленных слушателей, её голос западал глубоко в душу сразу же, как только она начинала петь.

Вклад певицы в искусство невероятно велик:

  • За свою жизнь она сыграла более 88 ролей в операх, опереттах и музыкальных спектаклях.
  • Исполнила примерно 800 камерных произведений.
  • Выпустила альбом «Барселона» совместно в Фредди Меркьюри, знаменитым солистом группы «Queen».

Последний факт особенно интересен, так как понятно, что рок был не самым удобным и привычным стилем для испанской певицы. Тем не менее альбом был распродан очень быстро и практически сразу принёс обоим выдающимся музыкантам большие деньги.

Вместе с певицей также пел Николай Басков.

Песня Монсеррат, которая посвящена её «малой родине», Барселоне, стала одним из двух официальных гимнов Олимпийских игр, проходивших там летом 1992 года.

Монсеррат Кабалье по праву можно назвать великим человеком; женщиной, изменившей мир через свои песни и музыку. Эта певица стала своеобразным певческим символом родной Испании, прославив свою Родину на весь мир. Автор: Ирина Шумилова

КАБАЛЬЕ МОНТСЕРРАТ

(род. в 1933 г.)

Известнейшая испанская оперная певица, исполнительница 125 оперных партий. Кавалер католического ордена Доньи Исабель и Креста Командора искусств и литературы. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО. За благотворительную деятельность и помощь в решении экологических и гуманитарных проблем ей присвоено звание Почетного доктора Политехнического университета Валенсии и Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

В одном из живописнейших районов Испании – Каталонии – расположена гора Монтсеррат. Согласно легенде, здесь явилась людям Дева Мария. В память об этом событии прямо в самом камне горы был основан монастырь. В его церкви в 1933 г. крестили девочку, которой через 32 года суждено было стать непревзойденной оперной певицей.

Чета Кабалье, боявшаяся потерять долгожданного первенца еще до рождения, принесла обет назвать своего ребенка в честь монастыря с надеждой, что Пресвятая Богородица сохранит и защитит его от бед. Родители сдержали данное обещание, и небо до сих пор бережет их дочь.

Семья жила бедно, и маленькая Мария де Монтсеррат не очень любила ходить в школу. Не столько из-за того, что не блистала умом, а потому, что одноклассники смеялись над ее замкнутостью и боязливостью (и особенно – над единственным старым платьем) и всячески издевались. Но когда после рождения брата Карлоса тяжело заболел ее отец, девочка с присущим детям максимализмом убеждала отчаявшуюся маму: «Я обязательно стану знаменитой. И у нас будет все, что пожелаешь!» Монтсеррат поверила в это в семилетнем возрасте, впервые попав в оперу на знаменитую «Мадам Баттерфляй». Ее юный чарующий голос требовал только небольшой шлифовки. Но ни о каком обучении пению не могло быть и речи: вокруг – послевоенная разруха, а в доме – нищета.

Монтсеррат пошла работать на фабрику, изготавливающую носовые платки, чтобы хоть как-то помочь матери содержать семью. Она готова была попрощаться с мечтой о карьере оперной певицы, но на ее талант обратили внимание супруги-меценаты Бертран. Чтобы окончательно решить, достойна ли девушка помощи, была созвана профессиональная комиссия. После исполненных Монтсеррат оперных арий и народных песен ответ оказался однозначным: «Да!» Позже один из участников этой проверки сказал о Кабалье: «Даже вздох она способна превратить в чистую ноту». В результате Монтсеррат начала обучение в барселонской консерватории «Лисео», где ей и поставили голос, восхищающий теперь весь мир.

Покорив испанскую публику, девушка отправилась завоевывать итальянскую сцену. Но там ее вначале постигло разочарование. Какой-то импресарио заявил, что с такой полной фигурой (Монтсеррат попала в автокатастрофу, в результате которой атрофировалась часть мозга, отвечающая за сжигание жиров) ей не место в опере, и посоветовал выйти замуж и рожать детей. Тогда брат Кабалье взял на себя всю работу по заключению контрактов и организации выступлений.

Кабалье дебютировала на профессиональной оперной сцене 17 ноября 1956 г., исполнив партию Мими в опере «Богема» на сцене базельского театра. Слушателей привело в восторг ее мягкое, но очень сильное сопрано. Мечта о профессиональном успехе превращалась в реальность, но чрезмерный вес, казалось, навсегда закрыл ей путь к женскому счастью. Недоброжелатели злословили, что «Монтсеррат должна выйти замуж за оперу». Но судьба улыбнулась певице: в 31 год она влюбилась в тенора Бернабе Марти, и он ответил ей взаимностью. Они вместе уже почти четыре десятка лет: венчание состоялось 14 августа 1964 г. в церкви монастыря, чья покровительница принесла Кабалье удачу. Там же крестили и родившуюся дочку, Монтсеррат Марти, впоследствии ставшую оперной певицей, как и мать.

А 20 апреля 1964 г. настал звездный час Монтсеррат Кабалье. Заболела певица, исполняющая основную партию в опере «Лукреция Борджиа». Представление в Карнеги-Холле нельзя было отменить, и петь предложили солистке базельского театра, чей импресарио Карлос солгал, что она с партией знакома. Арии были выучены в минимальный срок, и звезда Монтсеррат взошла на американской сцене. Вскоре после этого ее пригласили в «Метрополитен-Опера» – и голос Кабалье заблистал в Маргарите из «Фауста». Детская мечта Монтсеррат стать знаменитой исполнилась.

Музыкальные критики единодушны: певица признана мастером бельканто, никто не ведет пианиссимо, как она, ее считают лучшим сопрано, исполняющим оперные партии Доницетти и Верди. Кабалье выступает на крупнейших мировых сценах в известнейших операх и с лучшими дирижерами. Ее репертуар – 125 оперных партий. Есть и любимые: Баттерфляй, Манон, Лукреция Борджиа, Аида, Травиата. Выпущены 80 альбомов, записанные одной Монтсеррат или в содружестве с другими певцами, которые направлены на привлечение молодежи к классической музыке. Общепризнано, что за 400 лет жизни оперы немного найдется певцов, сделавших столько для развития этого жанра музыки, сколько сделала Монтсеррат Кабалье.

Однако на самом пике славы певица неожиданно для всех практически полностью прекратила выступления в опере, а если и пела, то только в небольших камерных залах. Причина этого крылась в неумолимом диагнозе врачей – рак. Монтсеррат отказалась от операции и прошла сложнейший курс лечения. Специалисты рекомендовали ей избегать стрессовых ситуаций и не перенапрягаться, что нереально при полноценной оперной деятельности. С 1992 по 2002 г. Кабалье ограничивалась сольными и благотворительными концертами по всему миру. Часто она приезжала в Россию, с которой связана кровными узами. Ее родственники по материнской линии были вывезены из Испании в 30-х гг. как политэмигранты и теперь проживают в Санкт-Петербурге. Каждый раз, бывая в городе, певица непременно посещает Эрмитаж, который считает лучшим музеем мира. И сама она неплохо рисует: «Рисую для себя, мне просто нравится изображать цвет и свет».

Но самое главное во время приездов Монтсеррат в Россию – это благотворительная акция «Звезды мира – детям». Певица всегда была социально активна, в ее поместье в Риполе уже много лет открыт центр для детей с синдромом Дауна, куда приезжают отдохнуть и набраться сил и бедные дети из Барселоны. А в 1986 г. на открытии XXV Олимпийских игр вместе с лидером группы «Queen» Фредди Меркьюри Монтсеррат спела песню о родной Барселоне (хотя некоторые это событие относят к факту, что певица – страстная футбольная болельщица). Когда Кабалье во время присуждения ей звания Почетного доктора Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева спросили, согласна ли она отдавать все силы для счастья детей, она ответила: «Только ради этого стоило родиться и быть нужной людям». Именно ей поклонники оперы обязаны рождением гения Хосе Каррераса и появлением на мировых сценах Николая Баскова. Но «Звезды мира – детям» занимают отдельное место в сердце певицы. Она говорит: «Этот проект особый: полученные средства идут на помощь одаренным детям-инвалидам… Я чувствую себя как бы обязанной перед этими детьми и необходимой им. Я верю в чудеса, сотворенные человеком». Ведь и сама Кабалье достигла необыкновенных высот благодаря покровительству Святой Девы, человеческой доброте, невероятному жизнелюбию и постоянному труду. О 45 годах ее творчества киностудией «Морена фильмес» снят фильм, основанный на воспоминаниях Монтсеррат и документальных съемках.

В 2002 г. «сеньора Сопрано» наконец-то вернулась на большую сцену, исполнив в оперном театре «Лисео» партию Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VII». Как обычно, певицу приветствовали овациями, ее голос все так же прекрасен. И пусть кто-то говорит, что карьера Кабалье движется к закату, но права Майя Плисецкая, сказавшая о Монтсеррат: «Такие звезды не гаснут. Никогда».