Самый ценный капитал, или как и зачем дружить с успешными людьми. Время - ценный капитал

Отсутствие восприятия знаний как корпоративного актива и общей культуры аккумуляции и использования этих знаний тормозит развитие knowledge management в Украине.


УКРАИНСКИЙ опыт управления знаниями в компаниях (англ. knowledge management) очень небольшой. К сожалению, пока эта деятельность актуальна и постепенно развивается только в консалтинговом бизнесе. Что касается других предприятий, то практически везде обмен информацией между сотрудниками осуществляется самотеком. Лишь единицы управленцев уже осознали необходимость собственного участия в накоплении и сохранении наработанного опыта, берут это направление под административный контроль и придают ему важное значение в развитии бизнеса.


Основная трудность в управлении знаниями заключается прежде всего в том, что львиная и наиболее ценная доля корпоративных знаний существует не на бумаге, а содержится в головах сотрудников. Тем не менее практический опыт транснациональных корпораций показал, что даже такая управленческая проблема может быть решена.



ПОНЯТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ САМОЕ ЦЕННОЕ
ВПЕРВЫЕ о knowledge management в США заговорили еще в конце 1980-х. Но расцвет этого направления пришелся на начало 1990-х. Именно тогда термин knowledge management вышел за рамки академических статей, появился на страницах популярной западной бизнес-прессы и занял одно из заметных мест в перечне услуг консалтинговых агентств. С 1995 г. knowledge management — установившаяся научная дисциплина с преподаванием университетских курсов и посвященными данной теме профессиональными и академическими изданиями. За идею ухватилось достаточно большое количество организаций, и управление знаниями стало модным направлением в развитии бизнеса. Транснациональные корпорации начали специально выделять дополнительные ресурсы, часто определяя это направление в отдельные подразделения отделов информационных технологий или управления персоналом.

Суть менеджмента знаний заключается в том, что предприятиям необходимо организовывать обмен знаниями между сотрудниками и подразделениями, чтобы найти наилучшие способы ведения хозяйственной деятельности. Вариантов предложено достаточно: неформальные сообщества и экспертные сети для обмена опытом, библиотеки практических решений, базы данных о клиентах или поставщиках. Правда, сначала предприятию нужно понять, где находится самое ценное интеллектуальное достояние компании и как его можно открыть для всеобщего пользования, поскольку знания, которыми обладает любая компания, рассеяны по всему предприятию и разнородны. Это бумажные и электронные документы, справочники и базы данных, а также неформализованный опыт.

ОДНИХ МАТЕРИАЛОВ OTIPOEKTAX НЕДОСТАТОЧНО
В УКРАИНЕ об управлении знаниями заговорили совсем недавно и в основном в контексте извлечения дополнительной стоимости из интеллектуального капитала. Однако чисто украинских системных подходов и методик к управлению знаниями пока нет.

Для компаний, занимающихся ГГ-консал-тингом, это направление является особо актуальным. Ввиду дефицита квалифицированных кадров и существующей на сегодняшний день тенденцией переманивания опытных сотрудников, многие компании пытаются по возможности максимально обезопасить себя от потери накопленного интеллектуального капитала вместе с сотрудником.

«Для обмена опытом внутри компании и профессионального развития консультантов мы создали так называемые проектные библиотеки, -рассказывает исполняющий обязанности руководителя отдела персонала компании «Борлас Украина» Остап Маланюк. — В них формируется банк реализованных решений. В любой момент можно детально ознакомиться со всеми нюансами завершенных проектов, их проблемами и решениями конкретных вопросов на практике. Это помогает младшему поколению сотрудников оперативно вливаться в компанию и не только повышать свой профессиональный уровень, но и стать частью единой команды с накопившимся опытом. Также проектные библиотеки — это возможность найти ответы на регулярно возникающие вопросы».

Однако одних материалов о проектах, какими бы успешными и интересными они ни были, для адаптации новых сотрудников недостаточно. Именно поэтому во многих консалтинговых компаниях используют практику наставничества. С первого дня работы нового сотрудника его принимает куратор, опытный индивидуальный консультант, который отвечает на любые вопросы подопечного, по необходимости подсказывает и корректирует его действия. «Консультанты, имеющие опыт двух-трех проектов внедрения, охотно выполняют функции наставников для новых сотрудников, в том числе организуя даже специальные тренинги для них, — рассказывает HR-менеджер корпорации Amazing Ukraine (ранее Robertson & Blums Corporation Ukraine) Светлана Тихоненко. — Это гарантирует формирование сильной команды и открывает новые возможности для карьеры сотрудников».

По мнению экспертов, пока в украинских условиях практика кураторства — наиболее эффективный способ сохранить и преумножить знания.

Важным инструментом управления знаниями для отечественных компаний является также наличие специального софта, с помощью которого можно упоря-доченно сохранять накопленный сотрудниками практический опыт. Компании создают такую внутреннюю инфраструктуру и специальную процедуру, которая предполагает обмен информацией в электронном виде. Программа помогает хранить информацию, категоризировать ее и осуществлять поиск. «Отличительной чертой таких технологий является то, что все используемые платформы интегрируемые, что значительно упрощает работу, экономит время и позволяет использовать информацию повторно, — объясняет Дмитрий Попинако, генеральный директор компании Innoware. — Если с системой удобно работать, значит, мы экономим время, а в консалтинге экономия времени — это экономия денег».

Мотивационные механизмы, действующие в благоприятной среде
ПИТЕР ДРУКЕР, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента, в своих работах утверждал, что знания проявляются по доброй воле, а не по приказу. Заставлять людей в приказном порядке проявлять свои знания, делиться ими — бесполезно. Вместо этого необходимо создавать условия, благоприятствующие добровольному обмену знаниями. К сожалению, далеко не все управленцы это понимают. «В экономике знаний каждый является добровольцем, но наши менеджеры научены только приказывать», — утверждал Друкер, которому приписывают саму идею knowledge management. Руководитель не сможет управлять знаниями до тех пор, пока не поймет, что ими управлять нельзя.

Тем не менее украинские бизнес-консультанты считают, что наличие финансовых мотивационных механизмов сохранения и обмена знаниями в компании не будет лишним. «Мотивационные механизмы могут быть очень просты, — объясняет Андрей Крючков, генеральный директор консалтинго-тренингового центра Seven. -Один из вариантов — занесение истории работы с клиентом в базу данных. Если менеджер не заносит историю работы в корпоративную CRM-си-стему, ему не засчитывается сделка, и он не получает по ней свои бонусы. Если руководство хочет мотивировать сотрудников к инновационному мышлению, чтобы они предлагали свои идеи по усовершенствованию бизнеса компании, тогда можно платить бонусы за каждое предложение. А если предложение внедрено -платить премию».

Однако с мнением, что для сохранения знаний вполне достаточно финансовой или даже административной мотивации, согласны далеко не все. Дмитрий Попинако считает, что самое важное — создать такую бизнес-среду в компании, которая сама по себе предполагала бы накопление знаний. «У нас нет возможности работать по-другому. Наши бизнес-процессы предполагают использование информационной системы, а информационные системы -накопление знаний, — объясняет свою позицию г-н Попинако. — В нашей компании разработана грейдовая система для персонала, которая также интегрирована с миссией и стратегией компании и ориентирована в первую очередь на то, чтобы мы постоянно повышали уровень обслуживания клиентов. Эта система тоже содержит в себе систему накопления знаний».

Светлана Тихоненко полагает, что важным инструментом мотивации сотрудников должны быть перспективы профессиональной карьеры. Сотрудник, который делится опытом и рассказывает коллегам о трудностях, возникших на этапе реализации тех или иных проектов, и способах, которые он нашел для преодоления этих трудностей, в дальнейшем будет получать проекты с более сложными задачами для реализации.

«Самое важное — признание руководством факта, что сохранение накопленных опыта и знаний является основой непрерывности бизнеса, — считает Антон Порецков, директор Amazing Ukraine. — С учетом этого должно осуществляться построение всех процессов организации». Основные трудности, которые компании испытывают в развитии нового направления менеджмента на данный момент — неготовность к большим инвестициям в новое направление и сопротивление сотрудников, традиционно противящихся переменам в своей работе.

Сплоченность команды, основанная на взаимном доверии, способствует тому, что у людей появляется желание делиться опытом и учиться друг у друга. Когда люди испытывают недостаток знаний, обычно они первым делом обращаются с вопросами к коллегам и только потом — к базам данных и другим «неодушевленным» источникам информации. Внедрение жестких процедур взаимодействия внутри организации снижает уровень доверия, подавляя естественный обмен знаниями.

Почти столетие назад перед нашей страной в полный рост встала задача индустриализации. Казалось бы, в аграрной стране с безграмотным населением, задача не решаемая. Но дорогу осилил идущий, чей путь по праву назван русским экономическим чудом. С чего всё началось?

Началось всё с образования и подготовке кадров.

Сразу после Октябрьской революции вопрос о народном образовании было поставлено в качестве основным государственных приоритетов. Так 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

Одним декретом дело не ограничилось. 19 июня 1920 года создаётся Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ, ликбез), при Наркомпросе РСФСР. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы.

Материальную поддержку и помощь комиссии в создании учебников оказывают русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев.

В 1920-1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

В 1923 году было создано добровольное общество «Долой неграмотность», отделения которого открывались по всей стране. Общество ставило своей целью содействие работе Комиссии и цель была достигнута.

17 сентября 1930 года образован центральный штаб ликбез-похода (вместо Комиссии ВЧКЛБ). А к 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

В наследство от царской России большевикам досталось в большинстве неграмотное население (30% по данным на 1914 год). После катастрофы первой мировой воны, краха государственности, гражданской войны и интервенции вероятнее всего ситуация с грамотностью стала ещё хуже. Но восстановление народного хозяйства страны, проведение индустриализации требовало повышения образовательного и культурного уровня населения. Это понимали все и именно поэтому программы по образованию получили такой масштаб.

Результат не заставил себя ждать. По данным переписи населения в 1939 году уровень грамотности составил 90% (среди граждан в возрасте от 16 и до 50 лет).

Вот так был заложен фундамент для великой Советской науки и промышленности, которые поразили мир своими достижениями.

А что теперь? После разрушения СССР, советская традиция была отброшена. В Советские образование и науку последовательно вбивали гвозди, как в гроб. Отмена традиционных экзаменов, введение тестирования ЕГЭ только усугубило ситуацию.

В 2015 году перед страной в полный рост вновь встала проблема индустриализации. Её называют импортозамещением или реиндустриализацией, но от смены названия суть не меняется. Почти столетие назад актуальная элита страны понимала безмерную важность образования для решения этой задачи. Понимает ли это актуальная элита современной России?

Кадры решают всё, когда-то сказал Сталин, выступая перед выпускниками военных академий (4 мая 1935 года). Сказал он и то, что самый ценный капитал - это люди. И был абсолютно прав!

  • Украина: страна, где не умеют читать

Которая осуществляется при поддержке ЕС. Учредитель бизнеса - энергичный молодой человек с добрыми глазами и огромным количеством идей. Мы встречаемся в здании администрации Московского района города Минска, где находится небольшое помещение социального предприятия «Лаборатория печати» . Тут идет ремонт, потому что спустя год работы Дмитрий планирует расширять бизнес и открывать новое направление деятельности. Пока работники собирают полки и расставляют товары, Дмитрий рассказывает о возможностях развития социального бизнеса в Беларуси.

Дмитрий Климкович , учредитель ЧП «Ценный капитал» , объясняет как появились разные названия: «Юридическое лицо называется «Ценный капитал», а в течение года в этом помещении работал печатный центр, который мы амбициозно назвали «Лаборатория печати». Из-за этого названия довольно часто происходила путаница в услугах: люди приходили за полиграфией, а мы предлагали распечатку, ксерокопию и фото на документы. Мы решили на этом месте открыть магазин канцелярских товаров и сохранить услуги, которые предлагались ранее, но теперь будем называться «Ценный капитал». Настоящую лабораторию печати с одноименным названием откроем в новом помещении на улице Короля между метро Немига и Фрунзенская уже этим летом. Там мы планируем оказывать полный спектр полиграфических услуг, а также выделить место для полноценного офиса.

Печатный центр Ценный капитал устраивает на работу людей с инвалидностью, но этот факт ребята стараются не афишировать. К сожалению, в белорусском обществе правильное отношение к людям с ограниченными возможностями еще не сформировалось. Дмитрий рассказывает, что они не распространяются о социальной направленность бизнеса, потому что многие клиенты не понимают как человек с инвалидностью может, например, сделать хорошее фото.

Самоокупаемость и реинвестирование

Кроме трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями «Ценный капитал» имеет второе направление социальной пользы: скидки на услуги для пенсионеров, людей с инвалидностью. Дмитрий признается, что когда открывал «Лабораторию печати» , то подходит к делу не как к бизнесу: «Первые полгода мы делали очень много поблажек и старались помогать людям, многое печатали бесплатно, а не только продавали свои услуги. Но социальное предприятие в нашей стране практически не имеют льгот и для существования им нужна прибыль. Поэтому спустя полгода я нанял директора с опытом ведения бизнеса».

Правильный подход к социальному бизнесу помог Дмитрию выйти на самоокупаемость. Предприятие полностью самостоятельно погашает все выплаты по заработной плате, аренде помещения, налогам. Если получается работать в плюс, то деньги реинвестируются на покупку нового печатного оборудования. Благодаря такой финансовой стратегии молодой человек задумался, что пора открывать еще один центр по оказанию полиграфических услуг.

Именно с этим проектом Дмитрий и его команда пришли в программу Biz4all . Они рассказывают, что программа появились в идеальный момент, когда хотелось предпринимать активные шаги по дальнейшему развитию. Это уникальный шанс получить ценные знания, ребята стараются вовремя и с большой ответственностью выполнять все задания.

В рамках проекта у Дмитрия два ментора. Сергей Фененко помогает советами по правильной организации работы в социальных сетях: как привлечь заинтересованных пользователей бесплатно и инициировать их делиться контентом. Мария Анищенкова посоветовала создать сайт. С реализацией последнего совета тянуть не стали и сайт уже находится в разработке.

Собеседование и конкурсный отбор

Сейчас в штате работает четыре сотрудницы - директор, бухгалтер, администратор и оператор ЭВМ - все девушки. С открытием «Лаборатории печати» на Короля штат будет расширяться. Найти сотрудников помогло Управление занятости Комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома, но перед приемом на работу Дмитрий обязательно проводил собеседование. Предпочтение отдавал молодым людям, специальных знаний не требовалась, заработную плату сразу предлагал достойную.

Всем необходимым навыкам - умение фотографировать, распечатывать фотографии и документы, делать ксерокопию, обучали уже на месте. Дизайнер Анастасия работает на полставки, ее оформили в ЧП «Ценный капитал» по распределению после колледжа. Несмотря на глухоту, Анастасия отлично справляется с поставленными задачами.

С открытием «Лаборатории печати» на Короля заказов у девушки точно прибавится. Дополнительная сфера деятельности предприятия - продажа канцелярской продукции по безналичному расчету учреждениям НГО и государственным организациям. Цены остаются конкурентными благодаря отсутствию НДС и гибкому подходу к делу.

Когда Дмитрий показывает результаты ремонта, говорит о расширении социального бизнеса, то его глаза горят, и эта мощная энергия передается окружающим. Успешный год с момента открытия, который позволил не только работать на самоокупаемость, но где-то выйти в плюс, подтверждает серьезность намерений молодой команды.

Текст: Валерия Николайчик

Дэниел ДиПьяцца — основатель платформы Rich20Something, блогер, который учит предпринимательству, рассказывает, как работает партнерство, где искать свою аудиторию и каким образом можно добиться заключения успешной сделки.

Скажи мне, кто твой друг…

Основным поводом подружиться с успешными людьми является ваше желание расширить зону своего влияния и добиться того, чтобы ваши идеи были нужны большему количеству людей. Поэтому, если у вас несколько хороших друзей, которые вам помогают, цели достичь получается намного быстрее, чем когда вы в одиночку бьетесь головой о стенку в попытках придумать, как продвинуть свои идеи. К тому же, велика вероятность того, что водя дружбу с успешными людьми, вы и сами станете успешными: вы являетесь средним арифметическим пяти ваших ближайших друзей. Однако, многие неизвестные никому сегодня люди спросят: «Как? Как я могу стать другом успешного человека?» Я научу вас, как наладить контакт с любым человеком в мире.

Нетворкинг? Нет, спасибо

Мне откровенно не нравится идея нетворкинга. Разве кому-то понравится думать о себе как о «сетевом» работнике. Вы хотели быть в чьей-то сети? В самой идее есть что-то хищное. Поэтому весь последующий разговор я буду строить исходя из того, что знакомство с интересными людьми нужно вам для простой человеческой радости общения и, как следствие, более радостной и яркой жизни. Успешные люди точно так же являются реальными людьми, как и вы. Думайте о них как о личностях, а не как о ступеньках в карьерной лестнице, по которой вы карабкаетесь, не брезгуя никакими средствами, и тогда, я гарантирую, вы доберетесь до успеха в два раза быстрее.

Шаг 1. Как найти людей, с которыми у вас общие интересы и как понравиться им?

Вы в курсе, что все успешные люди знакомы друг с другом? Как в элитном клубе? В определенной степени это так и есть. И вы можете получить приглашение в этот клуб. Когда я начинал вести свой блог Rich20Something, я никого абсолютно не знал. Я был как человек, который пришел на вечеринку, где он никого не знает, а все остальные давным-давно тусуются в одной компании. В этой ситуации логично начать представляться людям, да так, чтобы они охотно с вами знакомились. В то время мне не было что особо предложить, но у меня был маленький сайт. И я решил делать интервью: всем нравится видеть свое имя в интернете. Поэтому я стал искать людей в социальных сетях с достаточным числом подписчиков, и которые, по моему мнению, могли сказать что-то интересное. Я пачками писал емейлы разным предпринимателям и блогерам с единственным вопросом: «Можно взять у вас интервью?» Каждое письмо было персонализировано под каждого адресата и очень скоро я начал получать ответы, но даже если вам ответят 10 человек из 100 адресатов, это отличный результат. Моя страница с интервью пополнялась материалами. Люди узнали, кто я такой. Больше я не был чужаком на их празднике жизни. Если бы я делал все заново, я бы писал по такой упрощенной схеме:

Привет, меня зовут Дэниел и я (вставить работу, блог и т.д.). Я видел ваши работы в (вставить) и мне они очень понравились. Я пишу вам, потому что (вставить сферу общих интересов, решение проблем адресата и т.д.). Будут ли у вас пять минут для короткого разговора в ближайшие две недели? У меня есть время в (написать конкретно дни, часы). Спасибо! Дэниел.

Что делать, если блога у вас нет? Создать его!

Создание вашей аудитории — самое лучшее, что вы можете сделать со своим временем. Если же пока вы не можете этого сделать, то ищите что-то, что может быть полезным человеку, с которым вы хотите подружиться. Поищите в сети то, чем он интересуется, какие у него хобби или проблемные вопросы. А теперь подумайте: что вы можете предложить этим людям, для того, чтобы помочь им? Лучше всего в этом помогает подписка в Твиттере: в Твиттер люди пишут, чтобы пожаловаться на жизнь. В общем, будьте интересными и заметными. Главное, подобрать подходящее время для контакта.

Шаг 2. Сделайте приоритетом человеческие ценности

Я даже предлагаю вам вообще не думать о том, чем могут быть полезны вам другие люди. По крайней мере на данном, начальном этапе. Многие допускают такую ошибку: познакомились и давай пытаться получить выгоду из знакомства. Это совершенно неправильно. Надо, как на депозит, складывать и складывать добрые дела. А уж выгоду можно получить только после того, как на «счету» накопится достаточно, после того, как ваши новые знакомые будут заинтересованы в вас. Частенько я не мог понять, почему перспектива подружиться с успешным человеком заканчивалась в тот момент, когда я, едва познакомившись, просил его сделать что-то для меня.

Шаг 3. Пожинайте плоды настоящей дружбы

Теперь, когда вы действительно приобрели друзей и сами стали другом, показали, чем и насколько вы полезны организации/блогеру/предпринимателю, вы официально стали частью команды. Вы тот, на кого можно рассчитывать. Теперь и на вас лежит ответственность за формирование бренда или направления.

Вот, что на этом этапе сделал я: использовал свою новую репутацию для того, чтобы привлечь еще больше влиятельных друзей. С поддержкой организаций, в которые я верил, и средств массовой информации, я попросил новых друзей стать приглашенным гостем в моем блоге и разместить в нем пост.

Весь процесс был энергоемким. Но результаты его поистине бесценны. И речь не о том, чтобы привлечь каких-то конкретных людей. Речь о процессе определения людей, с которыми вы хотите познакомиться, о дружбе с ними и о долгосрочных перспективах отношений.

Теперь представьте этот процесс на протяжении десятилетий. Вы можете направляться, куда захотите, иметь доступ, к чему захотите, и знать, что в любой момент у вас будут ресурсы для решения любых проблем. Ваши друзья становятся вашим самым ценным капиталом.