Когда звонит 3 звонок в театре. С любовью к маленьким театралам. С уважением к людям с ограниченными возможностями

С помощью дельных ответов Театра Маяковского на наши глупые вопросы разобрались, как правильно ходить в театр.

Когда начинается театральный сезон?

Театральный сезон практически вовсех театрах, занебольшим исключением, начинается впоследних числах августа- первых числах сентября. Все театры наоткрытие сезона ставят знаковые, значимые илюбимые зрителем спектакли.

Театр Маяковского открыл 94 театральный сезон 30 августа спектаклем « Таланты ипоклонники» впостановке художественного руководителя нашего театра Миндаугаса Карбаускиса. Этот спектакль вомногом посвящен талантам самой « Маяковки» , ееблистательной труппе. Впервый день театрального сезона состав будет замечательный: Полина Лазарева, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Анна Ардова, Сергей Рубеко, Виталий Гребенников имногие другие.

Как узнать, что спектакль премьерный?

Как правило, наоткрытии труппы художественные руководители рассказывают опредстоящих премьерах нового театрального сезона, атак как наоткрытии присутствуют камеры телевизионных каналов, тоуже вечером ввыпусках новостей информация транслируется навсю страну.

Новости театра ианонсы премьер обязательно публикуются наофициальном сайте театра, насайтах многих театров есть рубрики « Премьеры» , « Скоро» , « Готовится кпостановке» идр.
Агенты попродажам, итеатры формируют еженедельные новостные рассылки позрительской базе санонсами ипресс-релизами премьер, нередко выкладывают фото срепетиций премьер, фото рабочих моментов идекораций готовящихся спектаклей.

Каждый год вавгусте выходит номер « Театральной афиши» , где все театры публикуют афиши премьер театрального сезона, вжурнале можно посмотреть состав исполнителей спектакля икраткую аннотацию.
Если зритель пришел втеатр, онможет взять настойке вкассовом вестибюле листовки, афишки санонсами ирепертуаром, атакже купить программку, наобратной стороне который театры часто публикуют афишу премьеры.
И, конечно, информация опремьерах есть настраничке театров всоцсетях: вFacebooк, VK, Instagram идругих.

Всегда ли самые близкие месте к сцене – самые удобные для просмотра спектакля?

Как правило, самые ближние места партера- самые дорогие, носних видны мельчайшие нюансы декорации, мимика актеров. Зрители очень часто говорят, что сидя напервых рядах впартере, они как будто сами вовлечены вдействие, впечатления отспектакля более яркие, отсутствует условная « стена» между сценой изрительным залом, Нобывают густонаселенные спектакли, где играют более 20 актеров, бывают спектакли сосложными многоуровневыми декорациями, итогда, чтобы видеть всю картинку целиком, надо брать не1 и2 ряд, аместа подальше, например, ряд 5 или 6. Многие театралы знают, что очень хорошо видно напервых рядах любого сектора зрительного зала, это может быть ипервый ряд амфитеатра, ипервый ряд бельэтажа, ипервый ряд балкона.

Я никогда не был в театре, с каких постановок стоит начать?

Актуален ли сейчас определённый дресс-код для театра?

Ясчитаю, что актуален. Мне кажется, неприлично прийти втеатр вшортах ирастянутой футболке. Именя очень радуют прекрасные дамы, переодевающие втеатре обувь, когда наулице грязь ислякоть. Меня очень радуют мужчины, которые при входе втеатр, еще недоходя догардероба, снимают головные уборы. Одежда создает настроение- когда зритель красиво одет, унего праздничное настроение, ончувствует себя втеатре комфортно.

Нужно ли читать пьесу, по которой поставлен спектакль, до спектакля?

Если втеатре дают классику, как правило, зритель это произведение знает. Очень часто яслышу: « после спектакля мне захотелось прочитать иперечитать пьесу или роман» - это значит, что спектакль зацепил, попал всердце идушу. Мне кажется, совсем необязательно готовиться кпоходу втеатр как кэкзамену- читать пьесу. Достаточно знать, какого жанра спектакль: если вынастроены посмеяться натеатральной постановке, ненужно покупать билеты натрагедию илидраму, инаоборот, если выидете сопереживать, работать душой, выбирайте драматические постановки, над которыми надо думать, размышлять, нестоит покупать билеты накомедию иводевили.

Зачем нужно приобретать программку?

Втеатральной программке, которая продается втеатре, всегда точно указаны действующие лица иисполнители сегодняшнего спектакля, атакже создатели спектакля, впрограммке есть полная информация оспектакле: жанр, продолжительность, сантрактом или без и т. д. Втеатрах сейчас, как правило, двойные составы, одну итуже роль играют несколько актеров.
Нередко, когда явтеатре невкачестве сотрудника, авкачестве зрителя, явижу, как сидящие рядом зрители вовремя действия заглядывают впрограммку, чтобы посмотреть фамилию заинтересовавшего ихисполнителя, открывают для себя новые имена втеатре.
Иконечно, программка- это память, аесли программка сполученным автографом любимого актера- память вдвойне. Пройдут десятилетия, итакая программка станет раритетом ибудет хранить память онезабываемых мгновениях общения слюбимым актером ивпечатление оспектакле.

Почему дают именно три звонка?

Прекрасный вопрос! Это как 3 цветовых сигнала светофора. Первый звонок- за15минут доначала спектакля, вэто время открывают двери взрительный зал иможно проходить инеторопясь занимать свои места. Второй звонок- за5минут доначала спектакля- напоминает зрителям, что нужно поторопиться, чтобы неопоздать кначалу спектакля. Итретий звонок, последний- оповещает зрителя, что действие начинается, двери взрительный зал закрываются, нужно срочно занять свои места.

А если все-таки пришёл после третьего звонка, есть шанс что пустят?

Правила посещения всех театрах гласят, что вход взрительный зал после третьего звонка воспрещен.
Но… шанс есть, если взрительном зале есть места. Как правило, опоздавших зрителей провожают насвободные места вбельэтаже или набалконе, чтобы немешать другим зрителям иактерам. Там они вынуждены смотреть первое действие, даже если уних самые дорогие билеты впартер. Итолько вантракте они смогут занять свои места согласно купленным билетам.

Если мест взрительном зале нет, атакое бывает часто, если наспектакле аншлаг истуденты повходным билетам занимают свободные места взале, опоздавшим зрителям приходится задверями зрительного зала ждать антракта или стоять впоследних рядах бельэтажа ибалкона, что, конечно, неспособствует восприятию спектакля.

Телефон нужно выключать или достаточно беззвучного режима?

Телефон нужно выключать обязательно. Беззвучный режим или виброзвонок все равно будет отвлекать ивас, исидящего рядом зрителя отвосприятия спектакля имешать актерам Втемноте зрительного зала яркий свет мобильного телефона или любого другого гаджета будет нарушать атмосферу спектакля.

Можно ли выходить в туалет не во время антракта?

Если зритель неребенок, выходить иззрительного зала вовремя спектакля нельзя.

Для чего нужен антракт?

Антракт- это перерыв между действиями спектакля, длинная пауза, которая нужна изрителям для передышки ипосещения буфета итуалета, ирабочим сцены для смены декораций. Если спектакль идет более 2 часов, антракт обязателен.

Что обычно мешает зрителям получить удовольствие от просмотра спектакля?

Причины могут быть объективными исубъективными.
Объективные причины- это неуважение ксвоему зрителю, нелояльное иравнодушное отношение персонала театра кзрителю. Впечатление может быть испорчено изаменой, повполне объективным причинам, например, болезни актера, одной постановки надругую.
Субъективными причинами может быть опоздание наспектакль, плохая видимость сдалеких мест, плохое настроение, плохое самочувствие и т. д.

Номне кажется, если зритель хочет получить удовольствие отпросмотра спектакля, ему никто несможет помешать- никакой другой вид искусства непритягивает ксебе также, как театр. Если тыоднажды попал вего орбиту, тызаболел театром навсегда. Кафедрой добра назвал театр Гоголь. Весь мир, всю вселенную можно увидеть втеатре, ноглавное, мне кажется, внем можно увидеть зеркало своей души.

На наши вопросы любезно ответила Инесса Викторовна Журавлёва, заместитель директора поорганизации зрителя.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Вы никогда не задавались вопросом, прослушав перед началом спектакля мелодичные трели звонка, как вообще в театре родилась традиция использовать такое средство оповещения о начале представления? Мы задались и выяснили вот что.

Как начинались древнегреческие спектакли?
Понятно, что в до-театральное время никто с колокольчиком перед участниками ритуала не бегал. Никто не хотел опаздывать на раздачу благ богами. Ведь в Древней Греции театральное действо вышло из священного обряда, являясь не первостепенной, а следующей за официальной частью. После процедуры принесения жертвы и благодарностей богам и героям, собственно «театр» в привычном понимании слова начинался с громогласных труб, рев которых сообщал всему полису, что развлечение началось.

Как было в эпоху Средневековья и Возрождени я?
Действо в средневековом ритуальном театре начиналось с молитвы. В позднем средневековье, когда артисты выступали «между блюд», звуками труб и барабанов оповещалось о начале пиршества. Символом начала и окончания действа в Англии эпохи Ренессанса, например, стал поднятый / опущенный специально для горожан флаг. В Испании же представление открывалось обязательным исполнением музыкальной пьесы на гитаре, а заканчивалось всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками. При этом спектакль не имел «пауз». В моменты переодевания или декорационной перестановки зритель внимал короткой музыкальной миниатюре или балету, «без отрыва от производства».

Когда появился антракт?
Классицизм и эпоха Просвещения продолжали рассказывать сюжет без перерыва. Лишь «романтизм» с множеством фантастических сцен и реформой сценической механики поднял вопрос об увеличении времени на сценические перемены. Только во второй половине XIX века возникла особая пауза между актами, позволяющая публике покинуть зал и требующая оповещения о возвращении в зал. Пришедший из французского языка термин «антракт» (фр. entre - между и acte - действие) означал короткое «отступление» от действия, для которого писались балеты и интермедии. Но постепенно «антракт» перестал играть роль отдельного номера, а предлагал отдохнуть и актерам.

Почему решили звонить?
Колокольчик, звоночек, бубенчик, как атрибут архаической народной культуры использовался в обрядах как сигнальный, предупредительный инструмент. Поэтому и не возникло вопросов, каким образом звать зрителей в зал. Конечно, звонкими трелями.

Гистрионы. Гравюра

Когда впервые колокольчик зазвонил в представлении?
В театр эти волшебные звуки пришли благодаря двум традициям. Первая – оформление костюма уличных исполнителей средневековых фарсов, прикрепляющих на головной убор, обувь и платье звенящие для отпугивания злых духов бубенцы. А вторая – из подражания корабельному быту, где звонкий сигнальный инструмент стал использоваться с 1577 года. В театральном представлении впервые зазвучал на рубеже XVI - XVII веков во время исполнения труппой Уильяма Шекспира сцены с отплытием корабля, когда в качестве декорации на сцене Глобуса «поднялись» паруса, и зазвонила рында.

Почему именно три раза?
Со времен античного театра о начале действа на театральных подмостках сообщалось троекратным звуком труб, барабанной дроби, фанфар.

Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть?
Ответ на этот вопрос напоминает о растянувшемся на несколько веков споре, кто был первый - транспортная, почтовая или театральная служба? Утвердительно отвечу: первым использовали сигнальный колокольчик транспортники. Литейный промысел на Руси начал развиваться вместе с транспортным сообщением рубежа XVII - XVIII вв. Колокольчик использовался для предупреждения ДТП на плохо регулируемых дорогах России.

Александр Орловский. Путешествие в кибитке. 1819 г

Как колокольчик перебрался в театр?

Второе и третье десятилетие XIX века радовало устройством твердого покрытия на трассе Петербург - Москва. В середине века проложили железную дорогу не только между двумя столицами, он и между Москвой - Курском, Белгородом и югом. Развиваемый почтовыми перевозками тракт стал скоро чахнуть, вызвав упадок и колокольного промысла, что заставило искать новые рынки сбыта. Возникла необходимость продукцию куда-то пристраивать, отчего решили перевести их из детали оформления городской среды, в часть домашней и канцелярской утвари. Металлические погремушки использовались в богатых и бедных интерьерах, в конторских, судебных и военных учреждениях России, в т.ч, и на театре. Словно в продолжение традиции ритуала древнего Рима вызывать слуг звуком погремушек, стали делать особые колокольчики – прикроватные, на лентах, подсвечники, кабинетные, коридорные и пр. Ассортимент стал дробиться. Соответствуя потребностям рынка и быстро меняющейся моды, литейные мануфактуры ввели различия по внешнему виду, преображая ручки, украшая боковины тела и добавляя надписи. В дизайне колокольчиков снова возродились древние традиции использовать элементы растительного орнамента, образы животных, людей, вымышленных персонажей.

Используются ли в театре другие сигналы начала?
На рубеже XIX-XX веков с рождением так называемого «режиссерского» театра понятия «начала» и «окончания» действия стали местом эксперимента. Каждый реформатор норовил предложить свой, уникальный способ вхождения в мир иллюзий. Сегодня трансфер между реальностью и вымыслом в театре – дело режиссерского принципа. Кто-то делает это торжественно, кто-то игриво, кто-то сродни погружения в сакральную медитацию, а кто-то просто выбивает дверь ногой. Поэтому расскажу лишь о самых типичных.
Единственный театр, кто бережно хранит «тихую» барочную традицию - старейший театр Франции - Комеди Франсез. В нем сигналом к началу служит троекратные удары жезлом об пол. И никаких вам трезвонов!
Если действие рассказывает о временах одной из революций, солдаты перед началом спектакля безудержно палят из ружей и пистолетов или гвардейцы королевской службы стреляют из пушки. Традицию относят к двум явлениям: праздничной церемонии, принятой в некоторых колониальных странах, и фильму 1924 года Рене Клера «Антракт», где два сочинителя - автор сценария Франсис Пикабиа и композитор Эрик Сати - в прологе немого фильма разворачивают пушку и вместо третьего звонка дают выстрел большим карандашом в зрительный зал.

Фильм-балет Рене Клера «Антракт» (1924)

Когда использовались фанфары?
Упоминаемый в некоторых реконструкциях старинного театра звук фанфар следует отнести к эффекту эстетизации прошлого, сказочной романтизации. Эти представители группы медных духовых инструментов вместе с ударными применяются для подачи сигналов, оповещающих о важном и торжественном случае. В операх, симфониях, маршах из-за мажорного трезвучия их звуки служат краской торжественного, провозглашающего или воинственного характера. И сегодня фанфары применяются на вручении почетных премий, ценных призов и для оповещения о начале танцевального бала. Опять же трижды, будь они, громкие, неладны!

В каких случаях бьют в гонг?
Когда представляют архаичный сюжет, перед началом действа часто используют звуки гонга, создающего мрачным, зловещим тембром атмосферу трагического ритуала. Гонг в театр пришел из военного искусства древнего Китая, где использовался как сигнальный инструмент, долго вибрирующий после удара и создающий впечатление колоссальной звуковой массы.

О сакральной силе театрального звонка
История «мира под лестницей» показывает, что, сохраняя традиции «перехода», театральный звонок и сегодня отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления красоты. Как колокольный звон символизирует о сердцебиении города, так и звонкая трель перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре. Некоторые правила могут показаться очевидными, но всё же не стоит ими пренебрегать.

1. Приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Дамам следует запомнить, что освежать духи непосредственно перед спектаклем - дурной тон . Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина . Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь . По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно . Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Разглядывать себя в зеркалах , прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением, - бестактно . Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым , он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего).
Первым между рядами всегда проходит мужчина , а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка . Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее , чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты - предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично . Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо - в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника - это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера . И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре - соблюдение полной тишины . Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены , то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия - явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля , даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном.
Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб , чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Вы никогда не задавались вопросом, прослушав перед началом спектакля мелодичные трели звонка, как вообще в театре родилась традиция использовать такое средство оповещения о начале представления? Мы задались и выяснили вот что.

Как начинались древнегреческие спектакли?

Понятно, что в до-театральное время никто с колокольчиком перед участниками ритуала не бегал. Никто не хотел опаздывать на раздачу благ богами. Ведь в Древней Греции театральное действо вышло из священного обряда, являясь не первостепенной, а следующей за официальной частью. После процедуры принесения жертвы и благодарностей богам и героям, собственно «театр» в привычном понимании слова начинался с громогласных труб, рев которых сообщал всему полису, что развлечение началось.

Как было в эпоху Средневековья и Возрождения?

Действо в средневековом ритуальном театре начиналось с молитвы. В позднем средневековье, когда артисты выступали «между блюд», звуками труб и барабанов оповещалось о начале пиршества. Символом начала и окончания действа в Англии эпохи Ренессанса, например, стал поднятый / опущенный специально для горожан флаг. В Испании же представление открывалось обязательным исполнением музыкальной пьесы на гитаре, а заканчивалось всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками. При этом спектакль не имел «пауз». В моменты переодевания или декорационной перестановки зритель внимал короткой музыкальной миниатюре или балету, «без отрыва от производства».

Когда появился антракт?

Классицизм и эпоха Просвещения продолжали рассказывать сюжет без перерыва. Лишь «романтизм» с множеством фантастических сцен и реформой сценической механики поднял вопрос об увеличении времени на сценические перемены. Только во второй половине XIX века возникла особая пауза между актами, позволяющая публике покинуть зал и требующая оповещения о возвращении в зал. Пришедший из французского языка термин «антракт» (фр. entre - между и acte - действие) означал короткое «отступление» от действия, для которого писались балеты и интермедии. Но постепенно «антракт» перестал играть роль отдельного номера, а предлагал отдохнуть и актерам.

Почему решили звонить?

Колокольчик, звоночек, бубенчик, как атрибут архаической народной культуры использовался в обрядах как сигнальный, предупредительный инструмент. Поэтому и не возникло вопросов, каким образом звать зрителей в зал. Конечно, звонкими трелями.
В театр эти волшебные звуки пришли благодаря двум традициям. Первая – оформление костюма уличных исполнителей средневековых фарсов, прикрепляющих на головной убор, обувь и платье звенящие для отпугивания злых духов бубенцы. А вторая – из подражания корабельному быту, где звонкий сигнальный инструмент стал использоваться с 1577 года. В театральном представлении впервые зазвучал на рубеже XVI — XVII веков во время исполнения труппой Уильяма Шекспира сцены с отплытием корабля, когда в качестве декорации на сцене Глобуса «поднялись» паруса, и зазвонила рында.

Почему именно три раза?

Со времен античного театра о начале действа на театральных подмостках сообщалось троекратным звуком труб, барабанной дроби, фанфар.

Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть?

Ответ на этот вопрос напоминает о растянувшемся на несколько веков споре, кто был первый — транспортная, почтовая или театральная служба? Утвердительно отвечу: первым использовали сигнальный колокольчик транспортники. Литейный промысел на Руси начал развиваться вместе с транспортным сообщением рубежа XVII — XVIII вв. Колокольчик использовался для предупреждения ДТП на плохо регулируемых дорогах России.

Второе и третье десятилетие XIX века радовало устройством твердого покрытия на трассе Петербург — Москва. В середине века проложили железную дорогу не только между двумя столицами, он и между Москвой — Курском, Белгородом и югом. Развиваемый почтовыми перевозками тракт стал скоро чахнуть, вызвав упадок и колокольного промысла, что заставило искать новые рынки сбыта. Возникла необходимость продукцию куда-то пристраивать, отчего решили перевести их из детали оформления городской среды, в часть домашней и канцелярской утвари. Металлические погремушки использовались в богатых и бедных интерьерах, в конторских, судебных и военных учреждениях России, в т.ч, и на театре. Словно в продолжение традиции ритуала древнего Рима вызывать слуг звуком погремушек, стали делать особые колокольчики – прикроватные, на лентах, подсвечники, кабинетные, коридорные и пр. Ассортимент стал дробиться. Соответствуя потребностям рынка и быстро меняющейся моды, литейные мануфактуры ввели различия по внешнему виду, преображая ручки, украшая боковины тела и добавляя надписи. В дизайне колокольчиков снова возродились древние традиции использовать элементы растительного орнамента, образы животных, людей, вымышленных персонажей.

О сакральной силе театрального звонка

История «мира под лестницей» показывает, что, сохраняя традиции «перехода», театральный звонок и сегодня отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления красоты. Как колокольный звон символизирует о сердцебиении города, так и звонкая трель перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра.