Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы, так и в общественном развитии России. Салтыков Read More ......
  2. На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел “мягкое, белое и рассыпчатое”; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, Read More ......
  3. Гротеск – это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, Read More ......
  4. Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается Read More ......
  5. Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. “Блажен незлобивый поэт”,- писал Некрасов. Но иную Read More ......
  6. Иудушка Головлев Характеристика литературного героя ИУДУШКА ГОЛОВЛЕВ – герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- “последний представитель вымороченного рода”. Прототипом героя явился “злой демон” семьи Салтыковых – старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, Read More ......
  7. Игрушечные люди Салтыков Щедрин – один из тех редких писателей, которым идут дешевые, сокращенные издания. Годятся и отрывки в хрестоматиях. Возможно, это объясняется тем, что раб периодики, Щедрин всегда писал для очередного номера журнала. Все его книги – собрания “фельетонов”, Read More ......
  8. М. Е. Салтыков-Щедрин – один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман “История одного города” является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно – Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин Read More ......
М. Е. Салтыков-Щедрин – сатирик

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Он был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов России. В своих произведениях он ставил и разрешал в революционно-демократическом духе наиболее важные вопросы своего времени.

В эпоху Салтыкова-Щедрина главным врагом народа было самодержавие. И в первую очередь на него и обрушивал сатирик свои удары. В своем творчестве сатирик применял все средства и способы обличения, чтобы вызвать чувство отвращения к самодержавию. Он с убийственной силой умел пригвоздить к позорному столбу власть, враждебную народу. До высокого совершенства довел Салтыков-Щедрин характерные черты своей сатирической манеры, в которой обычно приемы реалистического стиля свободно сочетаются с гиперболой, гротеском, фантастикой, пародией, в произведении «История одного города». Беспощадному осмеянию подверг сатирик «мрачных идолов» и «прохвостов», правящих городом Глуповым.

Это произведение в яркой сатирической форме обличало уродливые проявления жизни помещичье-бюрократического общества, всю систему дикого правительства. Один за другим проходят перед нами нелепые и отвратительные в своей жестокости, тупоумии, злобной ненависти к народу глуповские градоначальники. В своей сказке «Медведь на воеводстве» писатель осмеивает непосредственно верхи самодержавия.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин очень любил свой народ. С тоской и гневом говорил он о забитости и покорности народа, с радостью отмечал ростки народного недовольства. Суровыми, горькими, полными осуждения выражениями Салтыков-Щедрин порицал смирение, благодушие и пассивность народа, выносящего на своих плечах Угрюм-Бурчеевых и им подобных. Трагическое положение закабаленного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны сатириком в сказке «Коняга». Образ Коняги - это обобщенный поэтический образ всего подневольного русского крестьянства старой России. Жизнь народа - непрерывный каторжный труд. Трудом Коняги живут «пустоплясы», которые могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости Коняги. С ненавистью и презрением нарисовал Щедрин образы «пустоплясов» - врагов народа, с горячим сочувствием и любовью - образы мужика и Коняги. Своей сказкой сатирик вызывает в нас чувства негодования и активного протеста против социального неравенства и политического деспотизма.

Типичными фигурами для эпохи, в которой жил писатель, были беспринципные, подлые буржуазные интеллигенты, служащие царскому правительству. Образы таких интеллигентов нарисованы Щедриным в сказках «Либерал», «Вяленая вобла», «Гиена».

«Щедрин, - писал Ленин, - беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: "применительно к подлости"». Презрительно и гневно смеялся Салтыков-Щедрин над трусливыми обывателями, думавшими только о спасении собственной шкуры. Такой трусливый обыватель выведен им в сказке „Премудрый пескарь". Писатель презрительно издевается над трусливою „мудростью" пискаря. Пескарь прожил бесцельную, жалкую жизнь. «Он жил - дрожал, и умирал - дрожал».

В своих работах сатирик использовал эзоповскую манеру письма, которая помогала ему рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путем осветить было бы невозможно. Например, обездоленного мужика он называл «человеком, питающимся лебедой», царских чиновников - «топтыгиными». Прекрасной характеристикой щедринских героев является их речь. Ограниченность генералов из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» мы понимаем из выражения: «Отчего солнце прежде всходит, а потом заходит,а не наоборот? »

В произведениях Щедрина во весь рост встает старая Россия. Пo силе дарования и по значению творчества Салтыков-Щедрин был одним из наиболее ценимых К. Марксом и Ф. Энгельсом писателей. М. Горький писал о Щедрине: «Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, пo коим должно было идти и шло русское общество...»

«Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нём говорят. Широта его творческого размаха удивительна… Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и - горько, пророчески хохотал надо всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо болев оглушительно-правдивое, более глубокое и могучее… невозможно ПОНЯТЬ историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина».

Максим Горький

…Блестящий выпускник Царскосельского лицея Миша Салтыков в 1844 году был причислен к канцелярии военного министра. Он погрузился в рутинную бумажную работу. Об этом ли он мечтал? Нет, Миша грезил большой литературой. В юности он пробовал себя в качестве поэта, даже печатался в модном и очень продвинутом для своего времени журнале «Современник».

Жажда настоящей жизни, а не бюрократической повседневки. Привела Михаила Салтыкова в кружок Петрашевского. На свежей революционной волне он пишет свои повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Правительственные цензоры увидели в них «вредный образ мысли». Но судьба благоволила будущему писателю-сатирику. Видимо, царь Николай I встал 27 апреля 1848 в бодром расположении духа. Он утвердил мягкий приговор по Салтыкову - сослал его в Вятку.

В Вятке Михаил Салтыков прожил семь лет и семь месяцев. «Уже ли я в Крутогорске оставил часть самого себя?» - спрашиваю я мысленно. Но текущие по щекам слезы, но вырывающиеся из груди вздохи красноречивее слов отвечают на этот вопрос!» Губернские очерки». Рассказ «Дорога»).

В Вятке Михаил Салтыков придумал свой псевдоним. По долгу службы он вел дела раскольников Вятской, Пермской, Нижегородской и Казанской губерний. Его тогда впечатлил дородный купец Трофим Щедрин, мудрец и острослов. В память об этой встрече Салтыков взял литературный псевдоним - Щедрин.

Так получилось, что из ссылки будущего классика вызволил другой «ангел» - Наталья Николаевна Ланская, в первом браке - Пушкина. В 1855 она со своим мужем была в Вятке и общалась с молодым опальным прозаиком. Он помогал «музе поэта» писать официальные письма в Санкт-Петербург, чтобы личные бумаги Александра Пушкина возвратились в семейный архив. В свою очередь влиятельные Ланские любезно похлопотали за Михаила Салтыкова, который вскоре был назначен чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, а позже назначен вице-губернатором в Рязань…





Проза Салтыкова-Щедрина - одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.

Сказки Салтыкова-Щедрина, список сказок, читать онлайн



«Писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего».

Салтыков-Щедрин

  • Слово «мягкотелость» было придумано Салтыковым-Щедриным.
  • Роман «Пошехонская старина» считается отчасти биографическим.
  • После первых попыток создания стихотворений Салтыков-Щедрин навсегда отказался от поэзии.
  • Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью».
  • Салтыков-Щедрин резко осуждал убийство Александра II.

"Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".

Из комментария рофессоар Эрнста Галимовича Улумбекова:

Мы с моим другом-математиком давно осознали пронзительную современность мыслей Михаила Евграфовича и, просканировав все 20 томов Собрания Сочинений сатирика, выбрали цитаты и оформили их в виде томика "ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПО ЩЕДРИНУ" и распространяем файл этого цитатника свободно, без каких-либо обязательств со стороны берущего. Желающие могут этот файл скопировать вот здесь:

Михаил Салтыков-Щедрин – известный русский писатель, журналист, редактор, государственный чиновник. Его произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря именуются так – в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым автор подчеркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.


Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников - , князь Михаил Оболенский, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали "Сумрачным лицеистом".

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше - титулярного советника.


По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.


По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован , и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж . При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».


По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.


Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.


Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.


Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту .

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».


В их числе - «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» - книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» - повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.


В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.


Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил - прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.


Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

«Несчастливы будут мои дети, никакой поэзии в сердцах, никаких радужных воспоминаний».

Смерть

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.


Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

  • К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья - потомки нетитулованной ветви рода.
  • Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».
  • Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.
  • Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.

Библиография

  • 1857 – «Губернские очерки»
  • 1869 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • 1870 – «История одного города»
  • 1872 – «Дневник провинциала в Петербурге»
  • 1879 – «Убежище Монрепо»
  • 1880 – «Господа Головлевы»
  • 1883 – «Премудрый пискарь»
  • 1884 – «Карась-идеалист»
  • 1885 – «Коняга»
  • 1886 – «Ворон-челобитник»
  • 1889 – «Пошехонская старина»

Салтыков-Щедрин - сатирик

Сатира - резкое высмеивание недостатков
И пороков человеческого общества...

В. И. Даль

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - сатирик , гениальный русский Сатирик , один из лучших людей своего времени. Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. От времени написания его произведений нас отделяет более ста лет, но многие из них удивительно точно напоминают современные дни! Ему было дано предугадать, но не изменить будущее.

Среди всех самых сильных произведений, направленных на обличение пороков и недостатков общества," «История одною города» (1869-1870) выделяется своей масштабностью: здесь высмеяны не какой-либо порок, здесь показаны пороки целого государства! Это «бал» сатиры, который празднует Салтыков-Щедрин . Чего здесь только нет: и гротеск, и аллегория, и фантастика, и гипербола, и аналогии с известными событиями и фактами в истории России. В этих многочисленных градоначальниках, мелькающих в произведении, читатель XIX века подметил черты исторических деятелей нашего государства (Владимир Красное Солнышко, Петр I, Иван IV, Аракчеев), читатель XX века - собственных руководителей, вождей, кандидатов в президенты. Наша современность - всего лишь новый виток в развитии (или в дальнейшем упадке) России, что и понял Салтыков-Щедрин .

Начало «Истории...» напоминает летопись, неслучайно мы замечаем сходство в описании головотяпов у Салтыкова-Щедрина и племенных славян у Карамзина. В соответствии с господствующей в XIX веке «норманнской теорией» в Древней Руси не было предпосылок для создания государства, и образовалось оно искусственно, благодаря пришествию варягов.

Сквозь свое «увеличительное стекло» забавно преломляет эту легенду автор: головотяпы, перетяпав головой соседних рукосуев, пригласили царствовать са-мого глупого князя и основали город Глупов.

Гиперболу и фантастику использует Михаил Евграфович и в описании правления некоего Органчика (Дементия Варламовича Брудастого). Тот имел в голове заводное устройство и мог произносить только две фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!». Ему удалось долго продержаться в кресле правителя, но мог бы он просидеть еще дольше, если бы не поломка инструмента.

После Органчика пришла Смута.

Салтыков-Щедрин тонко подчеркнул черты русской революции, крестьянского бунта: когда безначалие сменяется вседозволенностью, когда народ глотнет сладкого вина свободы, он, разбушевавшись, может натворить столько бед, что, протрезвев, сам ужаснется содеянному. И как только ему говорят: «Смотри, что ты наделал?» - он с удивленным лицом отвечает, что он-то ни при чем.

Каждый раз после очередной смены власти с колокольни сбрасывали Ивашку, Тимошку. За неделю смуты было сброшено несколько десятков лиц мужского пола.

Мой любимый градоначальник - Грустилов. В описании этого героя Салтыков-Щедрин не поскупился ни на какие сатирические средства.

Грустилов не пренебрегал женским обществом и вообще по части «клубнички» был охоч, аллегорически описывает Михаил Евграфович любовные похождения своего героя. Чего стоит следующий эпизод из жизни местного Дон Жуана: «Как-то раз, переодевшись лебедем, градоначальник подплыл к молодой особе, купавшейся в пруду, и, в то время как она его гладила по белоснежной шейке, он лишил ее последнего богатства и надежды на лучшую жизнь».

Будучи лириком и прозаиком, Грустилов написал бессмертное в сердцах поклонников произведение: «Сатурн, остановивший свой бег в объятиях Венеры», где под Сатурном подразумевал себя, а под Венерой - мадам Помпадур.

Добрая душа - Грустилов - увеличил сбор налогов в два раза.

Свой весьма большой вклад в увеличение народонаселения Глупова внес князь Миколадзе, также бывший градоначальником.

Как и всякий Сатирик , Салтыков-Щедрин не только обличает и высмеивает, но и дает ответы на некоторые глобальные вопросы, касающиеся предмета высмеивания.

Например, почему Россия несколько отстает в развитии от некоторых стран?
Потому что зачастую у руля управления кораблем с надписью «Россия» встают люди, у которых не в порядке с головой: либо она пустая (Д. В. Бруда-стый), либо фаршированная (майор Прыщ).

Многие эпизоды в «Истории...» явно написаны как сатирическая аналогия эпизодам из российской истории. Например, попытка ввести в употребление лавровый лист (Двоекуров) и горчицу (Бородавкин) напоминает внедрение культуры картофеля в 30-40-х годах XVIII века в русских деревнях.

Вообще заканчивается все печально: к управлению приходит Угрюм-Бурчеев (прототип Аракчеева), и наступает тяжелая ситуация для глуповского населения. «История одного города» - не просто пародия, это еще и глубокое понимание того, что все-таки происходит и как с этим бороться.

Салтыков-Щедрип некоторое время назад был забыт. Этот писатель не был популярен, ведь он заставлял не только смеяться, но и думать. Но сейчас его произведения переживают вторую молодость. Все чаще и чаще мы слышим его цитаты по телевидению, все чаще и чаще читаем его высказывания в газетах. Пошел новый виток в истории, новая волна, и Салтыков-Щедрин вновь оказался на ее гребне. Скорее всего, темы, поднимаемые в его произведениях, долго будут актуальными, и не раз еще, смотря на вновь пришедшего «вождя» или «начальника», мы вспомним что-нибудь из «Истории одного города».