Вопросы на знание текста романа А. Пушкина. Тематическая викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Пролог - 2 слайд

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка - 3 слайд

1. Сикурса - помощи. 2. Колодник - арестант. 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид - военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная - 2 этапа, без ошибок.

1 агон - 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель . Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла …”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами ?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

2 агон - 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог - 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет - постоялый двор. 2. Жалует - награждает, дарит. 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков - намёков. 5. Грамоту - письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон - 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала - 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал - 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом - Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак - живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул - сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 - нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой - надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Награждение победителей-50 слайд.

Источники информации.

  1. Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского легла в основу данного урока.
  2. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “ Русский язык” 1988 г.
  3. Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва “Детская литература” 1977 г.
  4. Рисунки С.Герасимова https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787

Ответ оставил Гость

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .

  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему а.с.пушкин капитанская дочка
  • изображение народной войны в капитанской дочке
  • как автор относиться бунту в капитанской дочке
  • вопросы к капитанской дочке
  • рассказ капитанская дочка.глава 7 ответы на вопросы

Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1. Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв Б) Андрей Петрович Гринёв В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор Б) подполковник В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв Б) Григорий Петрович Гринёв В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12Б) 14В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) ПреображенскийБ) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математикеБ) рассказал о борзом кабелеВ) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец ПаульБ) француз БопреВ) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцомБ) дворникомВ) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петьБ) любил выпитьВ) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французскиБ) ничемуВ) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцыБ) скакать на лошадиВ) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство

Б) за пьянство

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15Б) 16В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелсяБ) обрадовалсяВ) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в МосквуБ) в ПетербургВ) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить - Родине служитьБ) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублейБ) 75 рублейВ) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напилсяБ) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить - себе вредить

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Б, 7. Б, 8. В, 9. Б, В. 10. Б, 11. В,

12. Б, В, 13. А, 14. В, 15. В, 16. Б, 17. В, 18. В, 19. В, 20. В, 21. А, 22. В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»- 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом - возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;

Б) татары;

В) русские;

Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам;

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;

Б) была повешена;

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1. Б, В, Г, 2. А, Б, 3. А, 4. Г, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б, 9. А, 10. В, 11. А, 12. А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее

Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) КазаньБ) ОренбургВ) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;Б) И. И. Зурин;В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;Б) был ужасно худ и бледен;

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову - капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;Б) оправдать;В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубыеглаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение;

Б) признать невиновность жениха Маши;

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца - капитана Миронова;

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии;

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою;

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу;

В) странным образом бежал из-под стражи, большеникто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1. Б, 2. А, 3. А, 4. Г, Б, 5. А, Д, 6. А, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. А, 11. Б, 12. А,

13. А, 14. Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 " СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гриневаи Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1. А, В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее

Урок литературы в 8 классе

Урок - викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

    Углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

    Развивать навыки анализа текста.

Тип урока: урок обобщения с элементами игры.

Методы: слово учителя, беседа, тестирование.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

Эпиграф:

«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

(Н.В. Гоголь)

Литература:

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них со-кровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произве-дение.

Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

III. Викторина.

Давайте вспомним страницы романа.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе... (Минихе).

3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)

4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).

5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).

6. …. и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля).

7. Был нанят француз... (мосье Бопре).

8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).

9. … в Пруссии... (солдатом).

10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

11. Батюшка вошел на урок... (географии).

12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).

14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

15. Шаматон - это... (бездельник, шалопай).

16. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные).

17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей)

18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек).

19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).

21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)

22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)

23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету).

24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце... года». (1773 г.)

25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

26.Последовало усмирение бунта... (картечью и жестокими наказаниями).

27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак...» (Емельян Пугачев).

28 ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)

29.Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать так умирать:...» (дело служивое.)

30. Кто «сидел под образами в красном Кафтане…»? (Пугачев.)

31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.)

32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов Хлопуша).

33. «Схвачен был башкирец с... » (возмутительными листами).

34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было... » (ни носа, ни ушей).

35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем).

36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот… (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок

IV. Тест.

    Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

а) композиции;

б) эпиграфов;

д) выбора героя.

    Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...

а) единственный женский персонаж повести;

б) находится в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

    сцена дуэли со Швабриным, письмо отца,

    освобождение Гринева, женитьба на Маше,

    детство Петруши в родовом имении,

    знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

а) характеризует Гринева;

б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

в) характеризует Пугачева;

г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?

б) Екатерине II;

в) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина II;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

а) былины;

б) загадки;

в) сказки;

г) песни;

д) пословицы, поговорки;

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"-

спросил он ласково». (А. Сумароков) .

а) «Суд»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Незваный гость»;

д) «Мятежная слобода».

    Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

    Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога;

б) могила;

в) буря, буран;

г) орел, ворон;

д) кинжал;

е) виселица.

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость;

б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;

г) склонность к пьянству;

д) память о добре, благодарность.

17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны; в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

а) наступательно;

б) путем подкупа;

в) оборонительно.

19. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет:

а) Гринева;

б) Пугачева;

в) Швабрина.

20. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

а) Пугачев;

б) капитан Миронов;

в) Гринев.

^ Ключ к тесту : 1-г; 2-б, в, д; 3-а, б, е; 4-а; 5-б, в, г; 6 – а-3, б-4, в-1, г-2; 7-б, в; 8-г; 9 – а-2, б-3, в-1; 10-в, г, д; 11-д; 12-б; 13-г; 14-а; 15-а, в, г, е; 16-а, в, д; 17-в; 18-б; 19-б; 20-а.

V . Выводы по уроку.

Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Загадки романа – это загадки жизни, которые писатель учит нас видеть и понимать.

Д/з. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по темам «Биография М.Ю.Лермонтова», «История создания поэмы «Мцыри».