Андерсон русалочка пословица к данной теме. Какие пословицы подходят к сказкам. Чему учит сказка "Русалочка"

Литературное чтение
Тема: Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Цели:
 расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
 отрабатывать навыки чтения;
 читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;
 учить находить ответы на вопросы по тексту;
 развивать умения выполнять творческую работу – составлять синквейн
 развивать память, речь, мышление
Ход урока.
I. Мотивация учащихся.
Қайырлы күн! Добрый день! Good afternoon!
Сегодня на уроке литературного чтения мы должны особенно постараться и показать
все наши знания.
II. Актуализация опорных знаний
... Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
­О ком написал свои строки поэт? (Об Андерсене)
Но кто это ­ Г.Х.Андерсен, что он за человек, когда родился и где жил?
III.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена
­ Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.
Перед вами выступят с небольшими сообщениями учащиеся, которые расскажут нам
биографию сказочника. Эти сообщения они приготовили дома. А вы будете не просто
слушать, а выполнять задания.
Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу (в ходе выступлений
учащихся) для викторины, которую проведём на следующем уроке.
Итак, в добрый путь!
(Сообщения учащихся о жизни Г.Х.Андерсена)
1ученик.
Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.
Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А
так как ему ни то ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки
под названием «Тысяча и одна ночь».
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была
необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и
несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

2ученик.
Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу
решался рассказывать их взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один
благородный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный
недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик
не сердился на старого кота.
В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить
с сыном в театр.
Вот тут­то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и
декламировать стихи.
3ученик.
Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и
шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него
дома был собственный домашний театр).
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс
отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген –
завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые
годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден.
Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к
беднякам.
4ученик.
На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».
На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе.
Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками,
поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.
В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз
переводились и издавались на русском языке.
– Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена?
­­ Почему его считают великим сказочником? 170 сказок написал этот поистине
великий сказочник.

Молодцы!
IV. Викторина по произведениям.
­ Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.
(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)
­ Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим
произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ
УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)
V. Физкультминутка.
VI. Вводная беседа.
(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)
­ Может ли кто­нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

­ Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким
же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где
родился один из самых знаменитых сказочников мира.
­ А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?
­ Русалка ­ в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с
длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
­ Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря
верной любви человека.
­ Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.
­ Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об
отношении автора к героине сказки. (относится с нежностью, с любовью, с
уважением, с заботой)
­ Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков,
содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень
внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания,
чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из
всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.
VII.Словарная работа.
­ Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся
в нём слов.
(на карточках записаны слова и их значение)
Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль
во время стоянки.
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Устрицы – морской моллюск.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.
Снасти и реи – детали корабля.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Валторна – духовой музыкальный инструмент.
Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.
Пучина – морская глубина.
Владычить – хозяйничать.
Ил – вязкий осадок на дне водоёма.
Снадобья – волшебные средства.
Муслин – лёгкая и тонкая ткань.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.
Хорошо!

VIII.Работа над сказкой. Стадия Осмысление
­ Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам
исполнится пятнадцать лет…»).
­ Кто главный герой сказки? Русалочка
­ Как можно разделить жизнь Русалочки? подводный мир земной мир
­ С кем живёт Русалочка в подводном мире? Жила с отцом, бабушкой, сёстрами,
принцессами
­ Какой она была из сестёр? Самая младшая, милее всех
­ Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный
ученик) (до слов «Надвигалась буря…»)
­ Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?
Вместо ног хвост, как у рыб.
­ О чём мечтала Русалочка, о чём думала? Тянуло на поверхность
­ Когда она впервые поднялась на поверхность? Поднялась на поверхность в
15 лет
­ Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?
­ Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и
прочитайте этот отрывок.
­ Какой праздник отмечали на корабле? День рождения принца.
­ Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?
Да, потому­что на корабле было красиво и ей понравился принц.
­ Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?
­ Что произошло во время бури? Во время бури спасла молодого принца
­ Изменилась ли Русалочка после этого события?
Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.
Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую
ночь
­ Зачем? Всё сильнее тянуло к людям
Полюбила принца больше, чем отца и мать.
­ Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка? Пела лучше всех
­ Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?
­ Как она сама об этом говорит? Пошла бы на всё – только бы быть с
принцем.
­ Итак, на что пошла Русалочка? Отдала свой чудный голос, стала немая.
­ Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не
вернулась назад?
Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)
­ Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом? Терпеливо переносила
боль.
­ Кем стала Русалочка во дворце принца? Стала первой красавицей при дворе.
­ Любил ли принц Русалочку? Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было
хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше
­ Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?
­ Кто и как пытался её спасти?
­ Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?
­Что для этого она должна сделать?
­Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило? Не смогла убить принца.
­ Что же стало с Русалочкой? Тело расплылось пеной.
Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.
IX. Работа в группах
1. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.­Х. Андерсена «Русалочка».
1 группа. «Цветные» слова:
вода ­ синяя­синяя, прозрачная­ прозрачная;
песок – белый;
жемчужины – сияющие;
цветы –невиданные;
окна – чистый янтарь; (Молодцы!)
2 группа. Эпитеты:
деревья ­ невиданные
окна ­ высокие стрельчатые
стебли – гибкие;
дно – голое;
солнце ­ ясное
3 группа. Сравнения:
вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
2.Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _______________,
_________________. Он помогает читателю __________________________,
перенестись мысленно в ___________________________________________
Пейзаж с его красотой, ________________________, ___________________
соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему
в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения
персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к
героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме.
Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)
3. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание
которых противопоставлено.

Подводное царство
Только не подумайте, что
дно голое, один только
белый песок. Нет, там
растут невиданные деревья
и цветы…
?
В самом глубоком месте
стоит дворец морского
царя – стены его из
кораллов…
Морское дно
Жилище ведьмы
?
сад
дом
Вместо деревьев и кустов в
нем росли полипы –
полуживотные­полурастения,
похожие на стоглавых змей…
?
X. Закрепление.
1.Общие выводы по сказке.
­Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
­ Как бы вам хотелось закончить сказку?
­ А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
­ Виноват ли кто­нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
XI. Рефлексия:
Экспресс­опрос.
1) Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.
2) Русалочку воспитывали отец и мать.
3) Русалочка была самой старшей сестрой.
4) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
5) Она была в восторге от людей.
6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах.
1) + 2) ­ 3) ­ 4) ­ 5) + 6) +
«5» ­ 6 баллов «4» ­ 5 баллов «3» ­ 4 балла
XII. Задание на дом. (Задаётся по выбору)
(Записано на листочках со словарными словами)
1) Прочитать сказку.
2) Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию
прочитанного.
3) Поделить эту часть на части и озаглавить их.Пересказать эту часть.
IX. Итог урока.
­ В завершении сегодняшнего урока составим синквейн.

­ Что такое синквейн? (пять строк, нерифмованное стихотворение)
­ Какие существительные можно выбрать для составления синквейна из прочитанного?
(старуха, русалочка, море, принц)
Русалочка
Прехорошенькая, милая, смелая, добрая
Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать
Спасение жизни жертвуя собой.
Героиня.
Сабақ аяқталды, сау болыңыздар.
Урок окончен, до свидание.
The lesson is over goodbye.

Сказка Г-Х Андерсена "Русалочка"

Главные герои сказки "Русалочка" и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки "Русалочка"

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки "Русалочка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки "Русалочка"

За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.

Чему учит сказка "Русалочка"

Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.

Отзыв на сказку "Русалочка"

Сказка "Русалочка" рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.

Пословица к сказке "Русалочка".

Одно сердце страдает, а другое не знает.

Верная любовь ни в огне не горит, нив воде не тонет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Русалочка"

Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек.

Самая младшая Русалочка была самой красивой, она любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду.

Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность.

И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика.

К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег.

Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца.

Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы.

Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной.

Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток.

Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц.

Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку "Найденышем".

*** Авторский материал — копирование запрещено

П омните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать .

Народные сказки

«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.

В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».

В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.

Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».

«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).

Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счет говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».

Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.

Сказки Пушкина

Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.

Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.

Зарубежные сказки

В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.

Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».

Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».

Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.

Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».

В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.

Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей».

Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка» (использование приёма моделирования)

Цели:

Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

Развивать универсальные учебные действия учащихся:

предметные :

расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

информационные :

развивать умения анализировать и представлять информацию в

виде схемы, модели, рисунка

коммуникативные:

развивать социально приемлемые формы поведения;

умения самостоятельного и совместного принятия решений;

навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

Личностные:

формировать позитивную самооценку, самоуважение;

воспитывать целеустремленность и настойчивость.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент .

II . Слайд 1

1. Стихотворение загадка.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

III . Творчество и жизнь писателя . Слайд 2. (Портрет писателя и годы жизни)


  1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)

  2. Викторина по произведениям.
- Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)

Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)

Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

Слайд 5

О чём эта сказка?

(О любви девушки к юноше.)

IY .Сообщение цели и задач урока.(формулируют учащиеся)

Y .Работа над сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

Слайд 6.

Кто главный герой сказки?

Русалочка

- Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

- С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

Какой она была из сестёр?

Самая младшая, милее всех

- Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

- Как это было?

Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

- Зачем?

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше, чем отца и мать.

Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела лучше всех

- Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

- Итак, на что пошла Русалочка?

Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

- Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

- Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

Кто и как пытался её спасти?

Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

Что для этого она должна сделать?

Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI . Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова: вода _________________________, _______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________


Эпитеты: деревья _________________________

окна _________________________

стебли __________________________
Сравнения: вода, как ______________________________________________________

рыбы, как______________________________________________________

солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)

YII . Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.


YIII .Закрепление.

1.Общие выводы по сказке.

Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?

(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

Как бы вам хотелось закончить сказку?

(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над лексическим значением слова.

Как вы поняли лексическое значение слова любить?

Слайд 7

ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

Что это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

(девушки к юноше)

Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

IX . Тест

X . ИТОГ УРОКА.

Чему учит нас эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Свои варианты окончания сказки.

ТЕ
МА. Произведение Андерсена « Русалочка ».
Авторы проекта: Бабич Н.П.
Участники проекта: учащиеся 4 классов.
Срок выполнения:3 урока.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий
Продукт проекта: детский иллюстрированный журнал
Основополагающий вопрос проекта: Какую роль играют в жизни любовь и доброта? Краткая аннотация проекта: данный проект поможет детям детально разобраться в произведении, выразить свое отношение к прочитанному. А так же на примере поступков героев произведения дать оценку своим собственным поступкам.
Цель
Создать через проектную деятельность и представить материал в виде детского журнала для библиотеки.
Формировать у учащихся 4 класса личностных компетенций, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.
Учить соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями.
Наши действия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Выработка плана действия по реализации проекта.
Определение проблемных групп.
Учащиеся делятся на группы.
Знакомство с инструкциями педагога.
Знакомство с требованиями к презентации.
КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП
Поиск материалов по каждому направлению группы.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма".
Учащиеся создают папки для материалов.
Общая папка:
Ссылки
Иллюстрации, фото
Тексты.
Направления групп
Группа: «Библиографы»
Группа: «Художники»
Группа: «Фантазёры»
Группа «Мыслители»
Определить проблему, цели и задачи каждой группы.
Сформировать банк интересных идей.
Определить этапы работы.
Группа « Библиографы»
1.Узнать, кто такие библиографы и библиофилы. Какое основное направление их деятельности.
2.Поиск сайтов по теме и анализ материалов, найденных в интернете и библиотеке.
3.Сбор интересных фактов из биографии Андерсена.
4. Выбор портрета писателя.
5. Написание аннотации к произведению Андерсена «Русалочка»
Группа «Художники»
1. Узнать, кто такие художники- иллюстраторы. Найти информацию о наиболее известных художниках- иллюстраторах.
2. Анализ материалов в Интернете и библиотеке.
3.Нарисовать портреты главных героев сказки. Дать словесные портреты.
4. Создание папки материалов группы
Группа «Фантазёры»
1.Узнать, какие наиболее популярные детские журналы существуют в современном мире? Какие рубрики бывают в детских журналах?
2.Провести аукцион стихов собственного сочинения по сказке Андерсена «Русалочка»
3. Подготовить ребусы, кроссворды, загадки к прочитанному произведению собственного сочинения.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации занимательного материала.
6.Создание папки материалов группы.
Группа «Мыслители»
1. Обсудить поступки героев и выделить основную мысль сказки.
2. Найти наиболее подходящие пословицы, отражающие главную мысль произведения.
3. Придумать игру «Доскажи словечко» с целью выявления уровня запоминания хода произведения до мелочей.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации своего материала.
5.Создание папки материалов группы
Ожидаемый результат
Каждая группа должна создать свою страничку журнала:
1.Дать ей название, отражающие суть страницы
2. Отобрать на страничку наиболее интересный материал
3. Аккуратно оформить
4. Интересно презентовать
5. Оценить работу каждой группы
6. Скрепить все странички и подарить в школьную библиотеку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАПЫ
Тема: Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.
Ход урока:
I. Оргмомент
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Речевая разминка. Изобразить лягушку при помощи мимики.
Гимнастика для губ. Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видно.
Чтение текста «птичьим базаром». Читайте текст, не обращая внимания на то, что он как-то не так выглядит.
Квака лбюит убылстьая
Рот у Ккави до уешй
Хоть закязвочи пеширй
Тнуять гбуы пмяро к уашкм
Очень нравится луягшакм
Уыб лаются. Стюмеся.
А гзала у хин как бюлц да.
Собрать текст
-чтение шёпотом
- прочесть громко
- прочесть выразительно.

II. Сообщение темы и цели урока:
Звучит песня-клип «Сказки»
Есть на свете страна – это Сказка:
Чудесами полна, волшебством.
Дети любят её – там прекрасно.
Всех чарует своим колдовством.
Помнят сказки его наизусть…
В чудо - сказках есть радость и грусть.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству Андерсена. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.
Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.
Беседа:
- Какие вы знаете современные детские журналы созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)
- Сегодня я предлагаю по мотивам сказки Андерсена создать журнал?
- Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.(сообщения детей из группы «Художники»)
III. Инструктаж
- Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице.
1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)
2 страница Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)
3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)
4 страница Секреты Андерсена (доскажи словечко, пословицы)
IV. Работа над проектами. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Дети работают в группах. Каждая группа отбирает материал и размещает (наклеивают) на страницу журнала. Страница с названием заранее подготовлена.
V. Презентация проектов. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждая группа выходит и поочерёдно представляет свою страницу. Говорит название страницы, девиз группы и сообщает, что можно прочитать на их страничке.
- Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?
Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)
Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)
Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?
Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь в жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.
Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?
(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.) (докажи словами из текста)
Так что же такое любовь? В чем ее сила?
Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.
VI. Итог урока.
Заполнение индивидуальной таблицы «Для меня сегодняшний урок…»

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. Понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял

Знают Андерсена все на свете,
Помнят сказки его наизусть…
Их герои живут с нами вместе,
В чудо-сказках есть радость и грусть.