Чем популярен черный квадрат малевича. “Чёрный квадрат” Малевича. Почему это шедевр

“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – это икона русского авангарда, одна из самых известных картин русской живописи. Всемирную известность картине и её автору принёс глубокий смысл, вложенный художником в картину.

Смысл “Чёрного квадрата” Казимира Малевича неотделим от его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года - то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно - время больших перемен во всех сферах жизни.

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.


Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.

Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича (1879-1935) является одним из самых известных произведений искусства прошлого века. Она была написана в 1915 году и стала поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Автор картины считается создателем нового направления в живописи - супрематизма, который стал настоящим вызовом всему, что было раньше в изобразительном искусстве.

Картина, которая привлекает внимание

Несмотря на кажущуюся простоту, картина "Черный квадрат" всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами - это черный, красный и белый. Наиболее примечательным из трех оказалась картина "Черный квадрат". Она была написана аккуратно, единым черным тоном, без мазков и разводов.

Философия Малевича была основана на всем том, что накопилось в литературе и искусстве того периода, и одновременно шла вразрез с тем, что он пробовал ранее. Результатом этого стало появление новой изобразительной религии, в которой на циферблате была отражена исходная точка - ноль. Была создана целая концепция - от кубизма к супрематизму.

Дерзкий вызов

Картина "Черный квадрат" своей суровой простотой и открытостью вызова в отношении других изобразительных форм вызвала настоящую бурю в мире искусства. Чистота и ясность работы Казимира Малевича стали революционно новым способом восприятия и посеяли смятение в рядах интеллигенции, которая придерживалась традиционного образа мышления. Это была попытка утвердить новый мировой порядок, который ставит перед собой сложные задачи перекодирования мира и начать общение на ранее неизвестном космическом языке. Малевич позже даже назвал себя президентом пространства.

Четкое ощущение пространства

Супрематические картины автора воплощают в себе четкое ощущение пространства. Толстые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чистый и неразбавленный, а изображенные на нем беспредметные картины исполнены целомудрием и легкостью. Отсутствие тяжелых рам усиливает ощущение легкости и полета в пространстве.

Картина Малевича "Черный квадрат" была ключевым моментом в его живописи и стала предметом бесконечных разговоров и споров. Студенты и единомышленники художника приняли его откровение с восторгом и пониманием, и вскоре сами начали создавать произведения, отражающие подавляющее влияние мастера. Картина Малевича "Черный квадрат" на белом фоне стала символом, основным элементом в системе супрематизма, шагом в новое искусство.

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне... Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики... Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства... Так чувство стало главным в его жизни.

Черный квадрат - это чувство

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности. Супрематизм является переоткрытием чистого искусства, которое с течением времени стало заметным из-за накопления вещей. Но природа и смысл художественного творчества продолжают быть неправильно понятыми, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником всякого творения. Эмоции, которые зажигаются в человеке сильнее, чем сам человек.

Картины Казимира Малевича: "Черный квадрат"

Такие названия, как «Мертвый квадрат» и «Пустота» были даны критиками. Для Малевича, однако, этот квадрат символизирует чувство, а полную пустоту олицетворяет белое поле вокруг фигуры. Автор не концентрируется на конкретном предмете и обращается к чистоте математической геометрии.

Однако "Черный квадрат" не так прост, как кажется. Даже принимая искусство нулевой степени, Малевич делает установку на напряженное восприятие рисунка, который можно прочитать двумя путями, либо это черный квадрат на белом фоне, либо это черная дыра, окруженная белой каймой. Каждый объект имеет статический фасад и внутреннюю динамику. Таково описание картины "Черный квадрат".

Революционный символ и динамический супрематизм

Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.

Картина "Черный квадрат" Малевича (фото можно увидеть в статье) не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.

История картины "Черный квадрат"

Это было в середине Первой мировой войны, после революции 1905 года, во время продолжающихся беспорядков. Всего несколько лет спустя после написания картины, в 1917 году, вспыхнет большевистское восстание и Великая Октябрьская революция.

Картина "Черный квадрат" (фото далее можно увидеть в статье) появилась в то время, когда русское общество, хотя и было знакомо с кубизмом и футуристическими работами, не сталкивалось с работами, подобными этой. Трудно было представить художественную революцию Малевича отдельно от социальной революции, которая происходила в то время в обществе. Художник не собирался изображать какую-то конкретную и реальную вещь - это был знак Новой эпохи.

На выставке футуристической живописи

Когда Малевич представил свой черный квадрат на выставке футуристической живописи, которая состоялась в Петрограде в декабре 1915 года, он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать супрематизм и свою новую идею. Работа была помещена высоко на стене в углу комнаты, где картина "Черный квадрат" Малевича означала нечто большее, чем просто картину. Это было самое священное место, куда вешали православную икону в традиционном русском доме, люди в Петрограде были не исключением. Малевич хотел придать своей работе особое духовное значение, сделать ее центром экспозиции и важнейшей эмблемой своего нового стиля.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат.

Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

Странная картина

Прошло более столетия с тех пор, когда была написана работа, но люди до сих пор находят ее немного странной. В чем же смысл картины "Черный квадрат"? Некоторые видят в ней окно в ночь или в загробный мир, другие видят просто черную фигуру на белом холсте. Малевич намеревался навсегда изменить представление о живописи, чтобы представить реальность в более интригующем свете, сделать что-то простое и невзрачное, но одновременно революционное. Легендарная работа, которая положила начало беспредметному искусству, была выставлена впервые 7 декабря 1915 года.

Где находится картина "Черный квадрат" сегодня? Их было несколько, первая работа (1913 г.) и третья (1923 г.) хранятся в Третьяковской галерее в Москве, а второй (1923 г.) - в Русском музее в Петербурге.

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич - "Черный квадрат"? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: "Битва негров в темной пещере." Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но "Черный квадрат" был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм. Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления - супрематизма.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам - художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

"Черный квадрат" - икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других "...измов", названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку - Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение "Черного квадрата" не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии - его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором "Черного квадрата", одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. , г. Москва.

О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.

Ничего проще придумать нельзя. Как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя. Как чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.

Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!

Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?

Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.

1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”. Потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ парараллельны друг другу.

К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость. Вторая – чёрная охра. А третья – ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски.

Существует четыре “Чёрных квадрата”

Если бы это была случайно созданная картина, художник не стал бы создавать ее повторений. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи.

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже – все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую.

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930-1932 гг. 53,5 х 53,5 см. . 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины

На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде картины “Дама у фонарного столба”.


Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.


Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут незначимые картины. Или которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.

2. Сильная теория сильной личности

“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. “Supreme” означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как . Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже и возглавить это движение.

Он придумал по сути новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, который вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё в начале 14 века. По этой азбуке и существовало все искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

“Чёрный квадрат” – главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграли” в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея

Так что “Чёрный квадрат” – это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

3. Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях. А шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. . Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.)

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них – Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них – один из самых известных архитекторов Заха Хадид (1950-2016 гг.).

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005-2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение. И почему он все-таки шедевр

Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично.

Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.

Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее.

Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит.

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезду сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Вконтакте

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.

«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.

И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.

Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.

Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».

Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.

«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.

Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.

Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.

Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.

Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.

Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.

Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.

Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в Эрмитаже.

Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая

Имя Алле, конечно же, в связи с Малевичем звучало и раньше. Его четыре работы 1882-1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.