Художественная культура. Индустриальное общество - в чем его недостатки и преимущества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) -- это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество -- это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма.

Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • · переход от производства товаров к экономике услуг;
  • · возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • · главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • · контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • · принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.


Социокультурные противоречия буржуазного общества
Антагонизм человека и техники.
Экологические границы индустриализма
Подобный материал:
  • Культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура средневековой Европы. Культура Византии. , 122.28kb.
  • , 231.79kb.
  • Культура нового и новейшего времени , 631.85kb.
  • Лекция Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Проект «великого восстановления , 133.98kb.
  • Ix. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) , 1306.42kb.
  • Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 11. Мифологическая культура, , 52.52kb.
  • Культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII , 268.66kb.
  • Европейская культура XIX века , 184.82kb.
  • Литература (по всем темам курса) , 6319.55kb.
  • Тематическое планирование курса истории в 7 классе , 140.1kb.
Художественная культура

Искусство.

В искусстве XIX в. необходимо выделить не­сколько художественных направлений, связанных с разви­тием всей культуры.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свой­ственные черты: неприятие современной им буржуазной, ме­щанской действительности, противопоставление прозе суще­ствующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства соб­ственными способами выразительности. Например, противо­поставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, му­зыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ноч­ной жанр становится любимым в творчестве художников-ро­мантиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухо­да, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюблен­ная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутрен­нюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивиду­альность. Образы бурной природы позволяют аллегоричес­ки передать задуманное. Тема героической борьбы со стихи­ей, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости че­ловеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.

Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, пе­редающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английс­кого искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжа­лись художники для написания сельских пейзажей. Они от­крыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искус­стве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижс­кой коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и ро­мантиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изме­нениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдаю­щимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень бли­зок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окру­жающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгнове­ния жизни и оказал огромное влияние на появление новых на­правлений в искусстве.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

Характерные черты индустриального буржуазного общества

В зависимости от контекста индустриальное общество мо­жет обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально фун­кционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «инду­стриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного обще­ства.

Самая характерная черта индустриального общества состо­ит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом. Накоплен­ный труд принимает форму средств производства - техно­логий, орудий труда, ресурсов и т п, закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство оз­начает высокую степень разделения труда

Вторая важнейшая характеристика индустриального об­щества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздво­енности и противоречивости принципов его социальной орга­низации.

В противоречии между все более углубляющимся разде­лением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаи­модействия и единства;

* в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную на­пряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной систе­мы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокраща­лась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало ут­верждение в идеологии, искусстве, философии принципа ре­ализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие за­мещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась ав­тономия церкви и государственно-политической власти, ус­тановились стойкие буржуазные отношения в каждом соци­альном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе про­исходит выработка специализированных ценностных ориен­тации и внедрение в общественное сознание высокого пре­стижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощаю­щего дух предприимчивости, решимости, стремления к рис­ку, соединенного с точным расчетом, а соединение духа пред­принимательства с национальным духом оказывается важ­ным средством сплоченности общества. Утверждение наци­онального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осу­ществляются различные программы, направленные на смяг­чение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стре­мились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за са­мостоятельность и автономные права приводила к длитель­ным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество пере­носилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политичес­кой и духовной монополии, что в итоге и способствовало уси­лению плюрализма. Взаимодействие различных центров вли­яния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способ­ствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формиро­ванию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в го­сударственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Ценности индустриального общества

Сложный механизм промышленно развитой системы тре­бует для поддержания не только соответствующей социаль­ной структуры, разделяемой прежде всего на различные ка­тегории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

Достижение и успех,

Частная собственность,

Индивидуализм,

Активность и труд,

Потребительство,

Универсализм,

Вера в прогресс,

Уважение к науке и технологии. Эти ценности активно утверждаются всей системой духов­ного воздействия на массы населения.

Социокультурные характеристики индустриального общества

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском об­ществе, которые сопровождают его на позднем этапе разви­тия, называемом обычно модернизацией.

Техника и культура индустриального общества.

Первы­ми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.

Модернизация связана с интенсивным развитием техни­ки, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хо­зяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обес­печить уровень потребления и образ жизни, соответствую­щий характеристике индустриального общества. Важная по­литическая причина заключается в том, что в условиях на­ционального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее раз­витым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техни­ческому обществу. Во-первых, это представление о челове­ке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении ре­альности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким тех­нологиям. Это еще и трансформация мировосприятия чело­века.

Массовость производства . В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денеж­ном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.

Потребление энергии как критерий уровня жизни. Ис­пользуя новые источники энергии, современная техника по­зволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.

Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к бу­дущему. Совершенствование уровня жизни предполагает со­вершенствование технологий, которые должны постоянно об­новляться. В такой ситуации обращение назад означает ко­нец прогресса, без которого сам смысл процесса модерниза­ции утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с тра­дициями.

Чувство функциональности. Совершенствование техноло­гий и производства, «вещность» сознания, культ техники по­рождают рациональное отношение к миру как к среде функ­циональных объектов. Даже сам человек стал рассматривать­ся с позиций рациональной значимости.

Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разруше­нию политических и культурных барьеров, приближению пе­риферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.

Новые модели мышления. Массовое распространение тех­ники потребовало принципиального изменения человеческо­го мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление при­обретает абстрактный характер. Новые принципы социаль­но-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная куль­тура превращается в индустрию массового сознания.

Социокультурные противоречия буржуазного общества

Социальное и духовное отчуждение . Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального обще­ства. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением по­литического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма запад­ной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштаб­ный характер.

Антагонизм человека и техники. Наступление технициз­ма всегда встречало противодействие со стороны гуманитар­но ориентированных слоев интеллигенции. Именно антаго­низм техницизма и контркультуры является важной характе­ристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма . Индустриаль­ное общество основано на «жестких» технологиях, осуществ­ляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обита­ния. Хотя такая мировоззренческая установка способствова­ла высокой эффективности производства, она же стала при­чиной глобальных процессов экологической деградации. Дру­гим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного инду­стриального общества нашли свое продолжение и в современ­ном постиндустриальном обществе.

Отсканировано с книги

Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

ЛЕКЦИЯ VIII

1. Индустриальное общество: основные характеристики.

2. Доминирующие черты индустриальной культуры.

3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

o Индустриальное общество , что видно даже из его названия, опирается на машинное производство . Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

o Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное , что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

o Индустриальное общество - общество экономическое . Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

o Индустриальное общество надлокально . Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

o Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).

o Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.



o Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ , в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.

Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.

Индивидуализм , по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма , во взаимном отчуждении людей друг от друга.

Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества , побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.

Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.

Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.

Деньги , воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.

Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.

Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.

Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.

3. Упомянув о социокультурных группах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на социальную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стратификации имеют экономические институты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действует тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных родителей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутствием особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека определяется его стартовой экономической ситуацией.

Однако дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания , почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения . Чем лучше образование, тем выше статус.

Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.

Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает действовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торжествует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе.Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам.

Таким образом,

o индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.

o Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме, существующих в экономической форме.

o Главные ценности культуры индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.

o Уровень культуры, приобретаемый посредством образования, становится фактором коренных социальных отличий между общественными группами.

Еще в школе все мы узнаем не только что такое индустриализация, а и про особенности индустриального общества, его характерные черты. Предлагаем выяснить какие у него преимущества и недостатки, чем оно отличается от постиндустриального и бывает ли кризис индустриального общества.

Что такое индустриальное общество?

Индустриальное общество – это сформировавшееся в процессе индустриализации общество, где применяются машинное производство и достижения технического и научного прогресса. Оно может основываться на промышленности с очень гибкими динамическими структурами, где характерными являются разделение труда, а также рост его производительности, высокая конкуренция и ускоренное развитие предпринимательства, значительный уровень урбанизации, рост качества жизни.

Признаки индустриального общества

Выделяют такие черты индустриального общества:

  1. Стремительный рост сельскохозяйственного и промышленного производства.
  2. Развитие коммуникативных средств.
  3. Возникновение печатных изданий и других СМИ.
  4. Расширение возможностей для образования.
  5. Полная урбанизация.
  6. Возникновение монополий.
  7. Разделение труда в международных масштабах.
  8. Существенный рост вертикальной дифференциации народонаселения.

Индустриальное общество в философии

Энциклопедические словари говорят, что индустриальное общество в философии – это понятие, введенное А. Сен-Симоном с целью определения социальной системы, где главным видом хозяйственной деятельности выступает промышленное производство. Основателями теории индустриального общества принято считать О. Конта и Г. Спенсера. Теоретики индустриального общества уверены, что есть такая возможность построить универсальную модель истории общества. При том прообразом такой модели может быть западное общество.

Индустриальное общество в социологии

Специалисты открыто говорят, что значит индустриальное общество в данной сфере. Это понятие можно называть продуктом современной социальной науки. Исследователи в этой области свои изложения социальной науки начинают с античной Греции. Благодаря таким полученным данным, они прокладывают дорогу от античной философии к новой социальной науке. Такими социальными феноменами занимались известные мыслители Аристотель, Платон, Тацит и Цицерон. Они нередко высказывали мнение относительно возможных и настоящих форм общества, пытаясь отыскать законы социального развития.

Чем отличается постиндустриальное общество от индустриального?

Чтобы знать какие отличия имеют индустриальное общество и постиндустриальное, важно понимать их особенности. Так, индустриальное общество имеет такие черты:

  1. Развитие экономики при помощи наращивания темпов эксплуатации не только природных, а и человеческих ресурсов.
  2. Благодаря увеличению предприятий машиностроения и химической индустрии, обеспечивается развитие промышленности.
  3. Общество ориентируется на производство и потребление. Мировыми шедеврами культуры и искусства подменяется низкопробная массовая культура.

Что же касается постиндустриального общества, то оно имеет такие отличия от индустриального:

  1. Информация, знания и интеллект в основе богатства общества.
  2. Производство сориентировано на запросы потребителя и качество предлагаемых ему продуктов.
  3. Построенные на интеллектуальной базе технологические процессы – основной инструмент управления.
  4. Качество жизни становится лучше.
  5. Социальные преобладают над материальными.

Плюсы и минусы индустриального общества

Даже ребенок понимает, в чем недостатки и преимущества индустриального общества. Итак, среди преимуществ такого общества:

  1. Быстрые темпы развития экономики.
  2. Увеличивается развития промышленности.
  3. Общественно-исторический прогресс.
  4. Улучшение качества продукции.
  5. Возникновение международной торговли
  6. Честность, порядочность и трудолюбие как главные ценности в обществе.

Среди недостатков индустриального общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов во вред экологии окружающей среды.
  2. Неравномерность роста и развития экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Плюсы индустриального общества

Многие историки утверждают, что переход к индустриальному обществу позволил человечеству сделать важнейший шаг в направлении технологического процесса. Среди плюсов такого общества:

  1. Улучшение качества предлагаемой потенциальным потребителям продукции.
  2. Международная торговля.
  3. Технологический и исторический прогресс.
  4. Увеличение темпов развития экономики.
  5. Развитие промышленности.

Минусы индустриального общества

Невзирая на все преимущества теория индустриального общества имеет и свои недостатки. В числе минусов такого общества:

  1. Агрессивная эксплуатация природных ресурсов. Даже школьники знают, чем для экологии может угрожать чрезмерная эксплуатация ресурсов окружающей среды.
  2. Неравномерное развитие роста экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Роль науки в индустриальном обществе

Весомое значение имеет наука в индустриальном обществе. Среди ее основных функций здесь как культурная, мировоззренческая, так и производственная, социального управления. Благодаря этим функциям, есть возможность подробно и содержательно охарактеризовать ее не только как когнетивно-познавательный феномен, а и раскрыть ее социокультурную природу, зафиксировать роль и значение науки в динамике и функционировании современного общества. В общем индустриальное общество никак нельзя представить без научного прогресса.


Ценности индустриального общества

Исследователи говорят, что основные ценности индустриального общества состоят в свободе. Саму индустриальную систему часто именуют не иначе как пространство личной свободы человека. Свободе нередко поклоняются и даже присягают на верность, а еще за нее борются и защищают. Во имя нее идут на ограничения и жертвы. Она способствует развитию, находится в основе личных инициатив, творческих порывов, инновационных предприятий и начинаний.