Что написал никколо паганини. Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах - Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году - Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре "Ла Скала".

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро "сверхъестественным чудом".

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить - писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести "Флорентийские ночи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Никколо Паганини (1782─1840) - выдающийся итальянский композитор, скрипач, гитарист, обладавший необыкновенным музыкальным даром. Он виртуозно владел музыкальными инструментами, поражая зрителей высочайшим мастерством и чистотой исполнения. Паганини признанный классик музыкальных вариаций. Многим знакомы его сочинения на тему опер «Моисей», «Золушка», «Танкред». Вершиной творчества маэстро считаются «24 капричи», «Венецианский карнавал», «Вечные движения».

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи под названием «Черная кошка» в семье Антонио Паганини и его супруги Терезы. Он оказался вторым ребенком и с раннего детства был очень болезненным.

Однажды во сне мать Никколо, которая была очень сентиментальной женщиной, увидела во сне ангела, который предрек ее сыну будущее великого музыканта. С детства родители заставляли его играть на скрипке, тем более, что старший брат Карло не отличался в этом деле особым дарованием. Поэтому Никколо приходилось отдуваться за двоих. Все его ранние годы были отданы монотонному обучению искусству игры на этом музыкальном инструменте.

Природа наградила итальянца огромным даром - тончайшим слухом, способным уловить малейшие детали в звуке. Каждый день мальчик открывал окружающий мир с помощью многочисленных музыкальных тонов, которые он воспринимал с особой остротой. Он пытался их воспроизвести на магдалине, гитаре или на любимой маленькой скрипке, которая со временем превратилась в часть души музыканта.

Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Поэтому маленького Никколо заставляли играть в чулане, непрерывно совершенствуя свое мастерство. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций. Со временем талантливый музыкант заставил обратить на себя внимание, и его заметил первый скрипач местной капеллы Д. Косто, который стал заниматься с юным дарованием. В течение полугода он передал своему ученику бесценный опыт, позволивший тому впервые выйти на сцену.

Первые концерты

Первое публичное выступление музыканта состоялось в мае 1795 года в местном театре Сант-Агостино, средства от которого должны были пойти на поездку в Парму для учебы у известного скрипача А. Ролла. Здесь были исполнены его «Вариации на тему Карманьолы», имевшие успех у публики. Вскоре подобный концерт был дан во Флоренции, который добавил недостающих денег. Так отец и сын Паганини оказались в Парме у А. Ролла, но тот был болен и не хотел никого принимать.

В ожидании мэтра мальчик взял лежавшую в соседней комнате скрипку и сыграл на ней недавно написанное произведение Ролла, к восхищению последнего. Он заявил, что уже ничему не научит подростка и посоветовал обратиться к Ф. Паэру, но тот, занятый музыкальными постановками, познакомил Паганини с талантливым виолончелистом Г. Гиретти, который стал его новым наставником. Он заставлял своего ученика создавать произведения без инструмента, опираясь только на внутренний слух.

В 1797 году Никколо вместе с отцом поехали в первое концертное турне по Европе. Их маршрут пролегал через Милан, Флоренцию, Пизу, Болонью и Ливорно. Его выступления, имевшие громадный успех в каждом городе, вдохновляли музыканта на новые свершения. Именно в это время он пишет большую часть своих знаменитых 24-х каприсов, в которых он продемонстрировал величие своей художественной фантазии. Необычное переплетение поражающей сознание виртуозности с гротескными образами и мощной динамикой сделали его музыкальные произведения неподражаемыми.

Самостоятельная жизнь

Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».

В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней - ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.

Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения - «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».

В зените славы

В период с 1828 по 1834 года Паганини дает множество концертов в крупнейших залах Старого света. Ему рукоплещет как широкая публика, так и большая плеяда деятелей искусства, среди которых Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Г. Гейне, И. Гете. Австрийский композитор Ф. Лист вообще назвал игру Никколо «сверхъестественным чудом». В более поздних концертах на радость зрителям он все чаще играет с гитарным сопровождением.

Во время пребывания в Вене Паганини сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает создать свой главный шедевр «Венецианский карнавал». В 1830 году, думая о будущем сына, музыкант приобретает титул барона, который перейдет по наследству его отпрыску.

В 1829-1831 годах Паганини гастролирует по Германии. За полтора года он дал более сотни концертов в 30 городах. Здесь же он завершает работу над 4-м и 5-м концертами, а также пишет произведение «Любовная галантная соната». Затем была Франция, и вновь огромный успех. Здесь Никколо вновь сочиняет, посвятив своему приятелю Джерми 60 вариаций народной песни «Барукаба», сестре Доминике серенаду для гитары, скрипки и виолончели, а дочке своего покровителя де Негро сонату.

Тайны и загадки Паганини

Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.

Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.

Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.

После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна - он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

Личная жизнь

Отношения с женским полом являются одной из загадочных страниц его биографии. О его первом романе известно не много. Некая дама, увлеченная гитарой, увлекла молодого Паганини к себе в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела со старшей сестрой Наполена Элизой, бывшей в начале XIX века княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта очень тешила связь с некрасивой, но знатной женщиной, благодаря протекции которой он стал регулярно появляться при дворе.

Пробыв три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора - Полиной Бонапарт. Их роман был очень бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они довольно быстро охладели друг к другу, и ветреная Полина быстро нашла замену музыканту.

А затем в жизни Паганини появилась молоденькая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не сел в тюрьму. Отец девушки, забеременевшей от Никколо, обвинил его в похищении и изнасиловании дочери. Состоявшийся суд повелел музыканту заплатить штраф, но это никак не могло изменить судьбу ребенка, который скончался за полтора года до окончания процесса.

Новой пассией маэстро стала певица Антония Бьянка, которую в начале знакомства Паганини решил научить петь. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но отношения с Антонией будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо не раз упоминал неистовство своей подруги, которая могла запросто бросить футляр со скрипкой. Имея дело со многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, полностью оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода - наивысшее благо для мужчины» .

Последний аккорд

Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок - у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Первые признаки тяжелой болезни стали активно проявляться в 1834 году, из-за чего маэстро прерывает выступления. Через два года он играет несколько концертов в Ницце, после чего ему становится совсем плохо.

Незадолго до смерти Паганини в очень тяжелом состоянии посещает родную Геную.

Последние полгода жизни он был крайне истощен, поэтому не мог удержать в руках смычок. Его любимая скрипка осталась без волшебной палочки, и музыкант перебирал ее струны ослабленными пальцами. Скончался великий композитор и музыкант 27 мая 1840 года в Ницце. Поначалу церковь препятствовала его захоронению в Италии. Разрешение было получено только в 1876 году, после чего прах Паганини перезахоронили в Парме.


Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

Возраст: 57 лет

Место рождения: Генуя, Италия

Место смерти: Ницца, Италия

Деятельность: скрипач, композитор

Семейное положение: был в разводе

Никколо Паганини - биография

Горящие глаза, скрюченные пальцы, неестественно изогнутый силуэт, мертвенная бледность... Казалось, сам дьявол стоит на сцене со скрипкой в руках.

Случайные прохожие, забредшие на одну из улиц Генуи, могли услышать божественные звуки скрипки. Доносились они будто из-под земли, а на самом деле - из подвала дома. Там, запертый, сидел малыш Никколо. Строгий отец в очередной раз наказал его за недостаточное старание.

Детство, семья

Антонио Паганини был мелким лавочником, но испытывал страсть к музыке. Сам талантами не обладал, поэтому пообещал себе непременно сделать музыкантом одного из шести сыновей. Выбор пал на Никколо.


Вместо того чтобы играть со сверстниками, мальчик по восемь часов в день стоял со скрипкой в руках. При малейшей ошибке отец пускал в ход кулаки, отбирал еду или запирал сына в подвале. Находясь подолгу в темноте, Никколо стал бледным, изможденным и худым.

Удивительно, но столь жестокое воспитание не отвернуло мальчика от музыки. Наоборот, она стала его верным другом. В минуты отчаяния он брал в руки смычок и начинал яростно водить им по струнам. Звуками он передавал все, что накопилось в душе, что видел или слышал на улице - скрип колес, брань торговки, крик осла и колокола... Как звучат колокола, он изображал непередаваемо.


Отец, наблюдая успехи сына, решил отдать его на обучение лучшим учителям. Но те, услышав, как играет Никколо, лишь разводили руками. Знаменитый скрипач Алессандро Ролла прямо заявил: «Мне нечему его учить, он и сам все умеет».

Паганини-старший преследовал собственные интересы: надеялся, что даровитый сын заработает немалые деньги и обеспечит ему достойную старость. В 1797 году он отправился вместе с Никколо на первые в жизни мальчика гастроли. И был удивлен тому, сколько зрителей приходит послушать юного виртуоза...

Никколо Паганини - биография личной жизни

Как любому творческому человеку, Никколо требовалось вдохновение, которое он находил в женщинах. Первой его музой стала некая «синьора Диде» - знатная дама. В 1801 году она поселила музыканта в своем тосканском поместье. Там Паганини провел три года, пристрастившись к игре на гитаре и азартным играм.

Другой возлюбленной мастера стала сестра Наполеона Бонапарта Элиза. Девушка сделала его придворным музыкантом - Никколо возглавил небольшой оркестр. В пылу страсти он сочинил для Элизы «Любовную сонату», для исполнения которой требовались всего две струны. Женщина была в восторге, но поставила перед Никколо задачу посложнее - написать произведение для одной струны. Но и это не составило для него труда - так родилась соната «Наполеон».


В 1825 году у музыканта родился сын Ахилл. С его матерью, певицей Антонией Бьянки, Никколо познакомился на гастролях. Они составили прекрасный дуэт: он играл на скрипке, она пела. Увы, счастье продлилось всего три года. После разрыва Паганини настоял на том, чтобы сын остался с ним, пообещав дать ему все: достаток, образование, статус в обществе. А на это требовались немалые деньги.

Музыка

Казалось, для Паганини нет ничего невозможного. Сколько раз он брался за произведения, которые до него никто не решался исполнять! Как много писал своих - таких трудных, что мог сыграть их только сам. Как часто продолжал игру, даже если на инструменте лопалась струна. Некоторые даже полагали, что он рвал их специально, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Скрипачи из оркестра не раз пытались сыграть на инструменте Паганини, однако у них ничего не выходило: скрипка была... расстроена. Как же сам Никколо выводил на ней такие шедевры? Вопрос без ответа.

Однако Паганини собирал целые залы не только благодаря таланту. Многие приходили посмотреть на него самого, искренне считая, что на сцене выступает сам дьявол.


«Внимательно присмотрись к его левому плечу. За ним лукавый прячется!» - перешептывались между собой дамы в первом ряду. И вот он появился - перекошенный на одно плечо, сутулый, с непропорционально длинными руками, крючковатым носом. И заиграл - неистово, страстно. По свидетельствам очевидцев, «он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял ее вперед. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, протягивал их к кулисам. Потом снова останавливался с распростертыми объятиями, обнимая самого себя...»

Внешний вид, поведение, манеры Паганини были вполне объяснимы. По одной из версий, он страдал синдромом Марфана. Отсюда - особенности фигуры, экспрессивность. Но европейскую публику столь простое объяснение не устраивало, она была уверена: итальянец продал душу дьяволу. Некоторые даже говорили, что если стянуть с него сапоги, то можно обнаружить раздвоенные копыта.

А что Паганини? Он молчал. Отец учил его, что некоторые слухи могут быть полезны. И действительно, зрители не жалели денег ради зрелища, а Никколо придавал себе как можно более мрачный вид, чтобы не разочаровывать пришедших.

Впрочем, в некоторых его сочинениях, и правда, было что-то зловещее. Так, в 1813 году он написал произведение «Ведьмы». Вдохновение пришло к маэстро, когда он побывал в «Ла Скала» на представлении «Орех Беневенто» и увидел безудержный танец колдуний. Интересно, что свои сочинения Паганини предпочитал нигде не записывать: боялся, что однажды кто-нибудь найдет эти записи и повторит его успех.

Популярность Никколо была ошеломительной. Газеты печатали восторженные статьи. Были выпущены открытки, табакерки, брелоки, носовые платки с изображением виртуоза. Кондитеры делали его бюсты из цукатов, пекли булки в форме скрипки. Парикмахеры причесывали клиентов «под Паганини»...

Последние годы, болезнь Паганини

Давая десятки концертов в месяц, Никколо довел себя до изнеможения. В 1834 году ему пришлось признать: выступать как прежде он больше не может. Паганини кашлял кровью, страдал от ревматизма. Врачи настаивали: ему нужен отдых.

Без музыки Никколо медленно сходил с ума. Через некоторое время он еще раз попытался возобновить концертную деятельность, но организм уже не выдерживал нагрузок, и в 1839 году Паганини вернулся в родную Геную. Прикованный к постели, он мог общаться только с помощью записок, а о том, чтобы играть, не шло и речи - больной лишь перебирал струны любимой скрипки, лежащей рядом.

Последние месяцы жизни Паганини провел в Ницце. Боли были уже невыносимыми, и он молил, чтобы небеса его забрали. 27 мая 1840 года 57-летний музыкант скончался от чахотки.

При жизни церковь Паганини не жаловала: он отказывался играть на службах, писать музыку для богослужений. После смерти его объявили еретиком, священнослужители один за другим отказывались его хоронить. Ахилл держал тело отца сначала в его комнате, затем забальзамировал и перенес в подвал. Там оно пролежало целый год. А потом Ахилл собрался в путь...

В поисках места упокоения отца он возил гроб по итальянской земле. Но церковники по-прежнему отказывали в христианском погребении. Тем временем из гроба якобы доносились то зловещие звуки скрипки, то вздохи покойника...

В это сложно поверить, но окончательно великий музыкант упокоился только через 56 лет после смерти! Гроб с телом выкапывали не менее десяти раз, а в последний, когда его вскрыли, обнаружилось, что голова музыканта совсем не истлела.

«Никколо Паганини» - советский минисериал, посвященный жизни и творчеству великого скрипача и композитора. Выход картины был приурочен к двухсотлетнему юбилею Паганини. Это действительно выдающийся фильм. Леонид Коган, народный артист СССР, исполнил для него лучшие вещи Паганини, причем для съемок использовалась та самая скрипка, которой владел маэстро. Помимо биографической точности и прекрасного музыкального сопровождения, эта кинокартина обладает интересным сценарием. Режиссер, сценаристы и актеры сумели сделать из сухих фактов биографии захватывающую историю. Фильм начинается с документального вступления, а дальше события переносятся на момент смерти маэстро. Происходит прощание и перевозка тела в родной город, а это путь не близкий. В это время молодой скрипач решает выдать себя за великого мастера. Прибыв в Геную, он устраивает концерт. Конечно, его разоблачают, и он вынужден бежать. Позже, он встречается с человеком, который вырос вместе с Паганини. События переносятся в то время, когда Никколо был жив, его устами рассказывается история нищенского детства...

Смотреть онлайн все серии подряд фильма Никколо Паганини вы можете совершенно бесплатно в хорошем качестве. Приятного просмотра!

27 октября 1782 года в небогатой генуэзской семье родился мальчик, которого назвали Никколо. Среди братьев и сестер он выделялся слабым здоровьем, а также неподдельным интересом к музыке. Уже с ранних лет мальчик испытывал терпение близких, бесконечно музицируя на мандолине.

Отец, который очень любил музыку, приступил к самостоятельным занятиям с сыном. Уже с первых занятий он понял, что мальчик очень талантлив и обладает тончайшим музыкальным слухом. Для детей старший Паганини был настоящим деспотом: он обращался с Никколо крайне жестоко, заставляя его подолгу играть на инструменте, а в случае непослушания лишал его куска хлеба и запирал в темном чулане. Подобные меры привели к крайнему истощению ребенка, который оказался на грани смерти.

Испугавшись, отец подарил Никколо маленькую скрипку и пригласил учителя - профессионального скрипача, который удалось быстро развить талант мальчика. Уже в 8 лет Николло написал свою первую скрипичную сонату и блестяще исполнил ее перед родственниками.

Слухи о талантливом ребенке достигли Джакомо Коста - главного скрипача собора Сан-Лоренцо. Он взялся обучать Никколо, и в течение полугода научил его всем тонкостям игры на скрипке.

Творчество

Встреча с Джакомо оказалась судьбоносной. Перед талантливым юношей открылись новые горизонты. В юном возрасте он уже начал давать первые концерты, поражая публику своей игрой на инструменте.

Тем временем старший Паганини, понимая, что можно неплохо заработать на необычайном таланте сына, стал его импресарио и занялся подготовкой его гастролей по Северной Италии. Концерты одаренного скрипача проходили в Милане, Пизе, Болонье, Ливорно, во Флоренции, и неизменно с аншлагами.

К тому времени Никколо уже создал свои шедевральные каприччо, совершив тем самым настоящий переворот в скрипичной музыке. Ему удалось добиться невероятной выразительности и художественной силы в своих произведениях, вызывавших у слушателя неподдельный восторг.

Бесконечно устав от жестокого деспота-отца, повзрослевший Никколо начал самостоятельную жизнь. Впервые почувствовав себя свободным, он приступил к концертной деятельности не только в родной Италии, но и во многих европейских странах.

Паганини удалось совершить прорыв в искусстве скрипичной игры. Он удивлял публику своей филигранной техникой, используя такие приемы, как игра на двух и даже на одной струне. Его нововведения были настолько технически сложными, что долгое время считалось, что их невозможно повторить. Маэстро писал музыку не только для скрипки, но и для гитары.

В краткой биографии Паганини указано, что он настолько любил скрипку, что в течение всей жизни коллекционировал инструменты знаменитых скрипичных мастеров. Свой инструмент Никколо завещал родной Генуе, в которой он хранится и по сей день.

Личная жизнь

Обладая весьма непрезентабельной внешностью, Никколо Паганини пользовался большим успехом у женщин. На протяжении всей жизни у него было множество романов, ни один из которых не увенчался свадьбой. Единственным ребенком великого скрипача стал мальчик Ахилл - плод любви Паганини и оперной певицы Антонии Бьянки.

Смерть

Самозабвенная отдача музыке сильно подкосила и без того слабое здоровье музыканта. В последние годы жизни он страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти 27 мая 1840 года.

  • На своих концертах Паганини устраивал настолько фееричные представления, что наиболее впечатлительные слушатели теряли сознание.
  • Во время выступлений Никколо столь одержимо владел инструментом, что его не останавливали даже порванные струны.
  • Своей игрой на скрипке музыкант блестяще подражал игре на других инструментах, человеческой речи, пению птиц, за что был прозван «Южным колдуном».
  • Паганини наотрез отказывался сочинять католические псалмы, в результате чего постоянно конфликтовал с церковнослужителями.
  • Скрипач страдал сильной зависимостью от азартных игр, и, порой, проигрывал целые состояния. Избавиться от пагубной привычки он смог лишь после рождения наследника.