Описание картины И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга. Исаак левитан свежий ветер. волга

Холст, масло. 72x123 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ветром, свежим ветром, настойчивым и упрямым, насыщено это прекрасное полотно. Кто знает, не рассеют ли его порывы летучие легкие облака в бескрайне высоком небе, простершемся над столь же бескрайней синевой великой реки или, быть может, нагонят новые облака, которые вскоре закроют от нас ясный солнечный лик и лягут тяжелой мрачной тенью на речной простор? Весело и задорно гуляет ветер на широком раздолье знаменитого левитановского пейзажа, напрягает могучий парус самоходной баржи, прибивает к воде дымы пароходных труб, покрывает хлопотливой рябью величавую стихию еще недавно таких плавно уравновешенных волжских вод. Низко-низко летают над рекой белокрылые чайки...
Свежий ветер! Волга!

Хоть и ветреный, но погожий летний день. Где-то в стороне, за пределами холста, светит солнце, и освещенный им белый парус расписной расшивы торжественно выделяется на голубом фоне неба. Тяжело и едва приметно кренится расшива под ветром, дующим ей в корму. Празднично сверкает над синей водой ее нарядный красный борт, выразительно контрастируя с белизной паруса и встречного пассажирского парохода. Покачивающаяся на зыбкой волне лодчонка с одиноким гребцом подчеркивает истинно былинные размеры медленно движущихся вдоль зеленеющих берегов расшив, тихвинок и белян, чьи огромные рули красноречиво свидетельствуют о сметке наших далеких предков, ладивших дело на века. Композиция картины как бы вовлекает нас в ее бодрую, жизнерадостную атмосферу, словно свежий волжский ветер и впрямь дует нам в затылок, чтобы, обдав своим трепетным дыханием, умчаться вперед, в картину, в ее беспредельную, неуловимую даль, в ее ликующую красоту.

Было время, когда в работах, посвященных творчеству замечательного поэта русской природы Левитана, на все лады варьировались все одни и те же слова, будто бы способные истолковать сокровенную сущность его пейзажей: «тихая грусть» … «задумчивая печаль»… «щемящая сердце тоска»... «высокая скорбь»... Кое-кто считал, что тяжелое детство и необеспеченная юность наложили свой явственный отпечаток на все последующее творчество художника; другие видели в пресловутом левитановском пессимизме отражение мрачных условий общественной жизни в годы политической реакции; третьи искали ключ к пониманию полотен Левитана в особенностях болезненной психики художника, в его меланхолическом душевном складе. Можно было бы оспаривать эти утверждения или соглашаться с ними, но лишь при одном непременном условии: если бы наследие великого русского пейзажиста в самом деле укладывалось в эту характеристику, если бы названные нами определения действительно исчерпывали все огромное эмоциональное богатство его творчества, в котором так часто, так отчетливо и так выразительно звучит бодрая, жизнеутверждающая мажорная нота.

Левитан был влюблен в русскую природу, и это восторженное преклонение художника-реалиста перед объективной красотой окружающего мира заключало в себе волшебное целительное свойство, дававшее ему силу превозмогать и душевную депрессию и приступы тоски, порождаемые тяжелой болезнью сердца, трудностями житейской борьбы, тягостной общественной атмосферой. Ведь даже те его произведения, в которых преобладает элегическое начало, полны высокого и светлого чувства: в природе Левитан всегда находил высшее разрешение тяготивших его мрачных раздумий, залог конечного торжества добрых и светлых сил, красоты жизни над давящим ощущением тоски и безнадежности.

Четыре раза побывал Левитан на Волге. Издавна влекла его к себе легендарная русская река, и еще задолго до первой поездки ее образ, прославленный в народных песнях, манил его воображение. «Я, – писал он Чехову,– ждал Волги, как источника сильных художественных впечатлений». И что же? Левитана постигло тяжкое разочарование. То ли ненастное, холодное лето скрыло за серой сеткой упрямых дождей торжественные просторы волжских неоглядных далей, то ли сам художник внутренне не был подготовлен к восприятию и выражению еще не постигнутой им натуры, то ли его душевное состояние не находило в волжском пейзаже созвучных отзвуков и «контактов». Так или иначе но, приехав на Волгу, Левитан испытал чувство горечи и досады. Вот характерный отрывок из того же письма Чехову:
«Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый... сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть... Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и... не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может... Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»

Шли дни, долгие, томительные дни... И вдруг древняя и вечная Волга, вся преображенная, неожиданно раскинулась перед Левитаном под высоким шатром бездонного неба, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни чахлых кустарников, ни обрывов, подобных лишаям, ничего не было видно. Громадное водное пространство, «которое просто убить может», предстало Левитану во всем неисчерпаемом богатстве своих неповторимых художественных мотивов, в тончайших и изысканнейших вариациях отныне навсегда знаменитой волжской «левитановской» гаммы. Волга «одолела» Левитана, и Левитан «одолел» Волгу.

Певец среднерусской, преимущественно подмосковной, природы стал певцом великой русской реки, и его волжские пейзажи, запечатлевшие то в интимно-лирических, то в эпически монументальных образах бесконечно изменчивый, но неизменно прекрасный державный облик царицы русских рек, навсегда слились в нашем восприятии с тем реальным обликом Волги, который издавна жил и живет в народном воображении.

В туманном мареве заката величественно и лениво простирает Волга под нами свои тихие воды, словно отдыхая в этот чарующий торжественный вечерний час («Вечер. Золотой плес»)... Скоро ночь. Тихо плещет река о низкий луговой берег, в сонном покое недвижных на стрежне вод отраженно светится послезакатное высокое небо («Вечер на Волге»). Только сейчас перестал лить дождь и, хотя день еще дышит ненастьем, сквозь относимые ветром серые облака и нависшие над рекой свинцово-холодные тучи нет-нет да и пробивается желтоватый отсвет еще невидимого неба («После дождя. Плес»). Ушло солнце за горизонт, и его прощальные лучи освещают напоследок беленые стены дальнего монастыря, с колокольни которого разносится умиротворяющий благовест вечерней службы («Вечерний звон»). И, наконец, светлый и сверкающий заключительный аккорд всего волжского цикла-«Свежий ветер. Волга»!..
– На твоих картинах даже появилась улыбка, – удовлетворенно заметил Левитану Антон Павлович Чехов, чутко уловивший в творчестве своего друга новую звонкую ноту.

Давно уже опровергнуто ни на чем не основанное, ошибочное суждение, будто картины Левитана писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как бог на душу положит и как подскажет ему мгновенный порыв прихотливого вдохновения. Каждое полотно Левитана, это – пейзаж-картина, не вид списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Чуть ли не пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла, начатую через год после его четвертой и последней поездки на Волгу, и только в 1896 году решился показать ее публике на XXIV выставке Товарищества передвижников. Это ли не добровольно принятый на себя творческий искус, не наивысший предел обострения чувства ответственности художника за свой труд перед самим собой, перед зрителям и прежде всего перед Волгой, такой удивительно прекрасной в этот навсегда запечатлевшийся в памяти насыщенный свежим ветром погожий летний день...

Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик А. К. Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, «создал русский пейзаж». Саврасов, – писал Левитан в некрологе любимому учителю, – в отличие от своих предшественников избирал «уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В этих словах Левитана явственно слышится открытое признание собственной художественной родословной, преднамеренное и сознательное подчеркивание исходных позиций своего личного творческого пути.

Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов. Его творчество, пронизанное чувством безграничной любви к родной природе, к ее национальной красоте и поэтическому своеобразию, развивалось в русле передовых демократических традиций нашего искусства, и даже рафинированные буржуазные эстеты вынуждены были признать, что хотя в пейзажах Левитана и нет фигур, но все же «невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».

Полнотой жизни, широким и бодрым песенным привольем, своим воистину героическим размахом, в котором не приметить ни одного нарочитого внешнего эффекта, ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». И как же не согласиться нам с М. В. Нестеровым, сверстником, соучеником и другом Левитана, четко определившим историческое место этого замечательного полотна:
«Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
А ведь Волга – это Россия...

Полотно «Свежий ветер. Волга» написано Исааком Левитаном в 1895 году. Картина давалась художнику нелегко, была завершена после упорных поисков и трудов, но получилась на редкость выразительной и емкой. Это одно из самых оптимистичных и жизнеутверждающих произведений художника.

Картина отличается богатством содержания, выразительностью и какой-то нарядностью. Автор рисует образ великой русской реки, величественной, широкой, полноводной. На ней кипит жизнь: скользят лодки, плывут пароходы, баржи. Тяжело приходится пароходу-буксиру, который тянет за собой две неуклюжие баржи.

Но сама природа заодно с людьми – свежий ветер усиливается - и быстрее плывут по небу облака, и все сильнее раздуваются паруса у одной из барж. Рядом плывет красиво расписанное деревянное судно. А вот покачивается на волнах небольшая лодка с гребцом. Навстречу уверенно несется красивый белый пароход, за ним – дымок еще какого-то судна…

Свежий ветер становится сильнее, он поднимает на воде белые «барашки» пены, наполняет все вокруг движением, энергией, жизнью.

Колористическая гамма картины «Свежий ветер. Волга» - чистая, холодная, контрастная. Прохладная вода переливается, играет на солнце, отражая силуэты барж и пароходов. С яркой синевой воды контрастирует зелень берегов. Высокое небо с плывущими по нему пушистыми, сложной формы, облаками усиливает ощущение огромного пространства. На синем фоне воды красиво выделяются силуэты барж, пароходов, их стройные мачты и белые паруса.

«Свежий ветер. Волга» - первый левитановский пейзаж, данный художником не в состоянии покоя, а в движении, в развитии. И всем своим содержанием, всем настроем – это по-настоящему народная, русская картина.

Помимо описания картины И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

03.07.2015

Исаак Левитан - Свежий ветер. Волга.
Год создания - 1895
Холст, масло.
Оригинальный размер - 72 × 123 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наряду с другими картинами 1895 года, «Март» и «Золотая осень», картина «Свежий ветер. Волга» считается одной из наиболее ярких и праздничных картин Левитана. Замысел этой картины родился у художника в 1890 году, когда он находился в Плёсе, а закончена картина была только через пять лет. Она была выставлена на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1896 году. На картине изображёна река Волга в солнечный ветреный день. В правой части на переднем плане находится самоходная баржа с крупным парусом, навстречу которой плывёт белый пассажирский пароход. Также на переднем плане изображена лодка с одиноким гребцом, а вдалеке на заднем плане виден какой-то город. «Свежий ветер. Волга» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 72×123 см.

Замысел картины «Свежий ветер. Волга» зародился в 1890 году, и лишь через 5 лет художник был удовлетворен результатом. Много труда и упорства потребовал творческий поиск, пока Исаак Левитан работал над своим полотном. Закончив, добился невероятной выразительности пейзажа и глубины произведения. Отличаясь от многих других работ художника редкой оптимистичностью и динамикой, эта картина, безусловно, радует почитателей творчества Левитана. На холсте мы видим солнечный, ветреный день. Рябь, как трепет волн, внушает приподнятость настроения и вовлекает зрителя в насыщенное красками и речным движением чудесное полотно. Содержание картины повествует о неугасающей жизни великой русской реки. В выразительных красках изображено её полноводное течение. Зритель наблюдает, как спокойно и грациозно идут по реке пароходы, как живо передвигаются крохотные лодки, как неутихающий ветер гоняет легкие облака над водой и играет белой пеной на ее поверхности. Он усиливается и ускоряет ход баржи, наполняя новой и новой силой паруса.

Дополняют сюжет и тяжелые неопрятные баржи, которые пароход-буксир отводит к берегу. Создают ощущение бесконечности, уходящие за горизонт облака, виднеющийся в дали город, судно. Яркая палитра красок создает атмосферу бодрости и жизнерадостности. С преобладающими красками неба и воды, голубыми и синими оттенками, сочетается зелень берега, белый цвет облаков, парусов и пассажирского парохода. Добавляет колорит яркие цвета нарядной расписной расшивы и темные коричневые оттенки тяжелых барж. Величием и простором наполнено полотно. Учитывая, что в творчестве Левитана преобладает мотив покоя и статичной красоты природы, отметим важным мотивом и отличительной чертой этой картины энергичность и движение.

Тема: И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
Цели:
Образовательная: учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины И. Левитана «Свежий ветер. Волга»: видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за культуру и искусство своего народа.
Развивающая: развивать творческую фантазию, воображение, внимание.
Задачи:
- продолжить знакомство школьников с жанром – пейзаж;
- учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
- учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. (Если дым из труб стелется по воде, значит...); объединять разрозненные впечатления в целостную картину ветреного дня;
- развивать умения выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживания от соприкосновения с живописной картиной.
Планируемые результаты:
Личностные – учебно-познавательный интерес к пейзажу как жанру.
Метапредметные:
ПУУД – наблюдать, анализировать репродукцию, осуществлять поиск необходимых деталей; строить развернутые ответы.
РУУД – целеполагание, осуществлять итоговый контроль по результату.
КУУД – договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые рамки, фрагмент м/ф «Пластилиновая ворона. О картинах», презентация к занятию по картине И. Левитана, памятка «Как составить рассказ по картине?», карточки с опорными словами, памятки.

Ход занятия

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Ребята, мы сегодня отправляемся на очередную заочную экскурсию в музей. На наших занятиях мы были художниками, экспертами, просто зрителями. А сегодня мы освоим новую профессию – реставраторы. Кто знает, чем занимаются реставраторы? А хотите узнать? (Слайд №2)
- Нам тоже предстоит восстановить фрагменты хорошо известных нам картин. Но сначала давайте вспомним, чьей кисти принадлежат эти полотна? (Слайд №3)
(Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Василий Дмитриевич Поленов).
Дети по памяти восстанавливают закрытые фрагменты картин.
- Давайте вспомним, с какими жанрами изобразительного искусства мы познакомились на занятиях кружка? (портрет, пейзаж, натюрморт) (Слайд №4)
(Просмотр фрагмента м/ф «Пластилиновая ворона» (О картинах))
- Ребята, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти картины? (Слайд №5)
- Представьте, что музее три зала: в одном – портреты, в другом – натюрморты, в третьем – пейзажи. В какой зал вам было бы интереснее попасть? Почему?
- Некоторым ребятам сегодня очень повезло, ведь мы сегодня отправляемся на встречу с замечательным пейзажистом Исааком Ильичом Левитаном. (Слайд №6)
А в другие залы мы попадём при последующих встречах.

2. Постановка учебной задачи (Слайд №7)
- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей? (познакомиться с картиной)
- Что должно стать результатом нашей работы на уроке? (Рассказ о картине)
- Что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине?

Задачи:
- рассматривать репродукции картин,
- находить детали с помощью инструментов,
- определять тему и настроение картины,
- высказывать свои наблюдения и выводы;
- соблюдать правила поведения в музее - говорить тихо.

3. Открытие новых знаний. Первичное восприятие (Слайд №8)
- Название картины Исаака Левитана состоит из двух частей: «Свежий ветер. Волга».
- Что же имел в виду художник, когда назвал ветер свежим? (Он прохладный, бодрящий)
- А какими запахами он может быть насыщен? (Запахами воды, рыбы, водорослей)
- Какие звуки может услышать человек, который находится на берегу реки или в лодке? (Гудки пароходов, крики чаек)
- А вы слышали, как гудит пароход? Как кричат чайки? (Прослушивание записи крика чаек, гудка парохода)
- Мы не по рассказам знаем, что Волга – большая река. А в том месте, где находится наш город ширина реки Волги достигает14-15 км.
- Почувствовали, как могуча эта полноводная река?
- Что вы чувствуете, глядя на неё?
- Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником.

4. Групповая работа
- Кто такие исследователи? (Слайд №9)
- Теперь вы исследователи, которые рассматривают, наблюдают, выделяют информацию, которую будут использовать экскурсоводы. Каждая группа получает карточки, на которых дано задание и попытается найти ответ на поставленный вопрос.
- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах (Слайд №10)
Дети получают карточки с заданием и начинают работу в группах (Слайд №11)
1 группа:
Поэт Василий Лебедев-Кумач писал о Волге:
Красавица народная, …
Широка, глубока, сильна
Вы согласны с мнением поэта? Обоснуйте свой ответ.
Покажите с помощью малой круглой рамки речные суда, изображённые слева:
- вёсельную лодку,
- пароход,
- парусную лодочку вдали
Рассмотрите с помощью лупы баржи справа. Две баржи тянет за собой буксир. И две большие парусные баржи, которые передвигаются самостоятельно, они называются самоходными.
Сколько судов вы обнаружили? Сделайте вывод.
2 группа:
Что нам помогает увидеть ветер на картине? (используйте лупу и круглую рамку):
- облака,
- флажок на мачте,
- надутые паруса,
- дым из труб,
- рябь на воде.
Сделайте вывод.
3 группа:
Умеет ли Исаак Левитан видеть красоту в простом? Можно ли его назвать поэтом?
С помощью лупы рассмотрите:
- небо,
- воду в реке,
- берега,
- баржи справа (как их украсил художник, какие цвета использовал),
- город вдали.
Сделайте вывод.

5. Выступление с сообщениями
Дети выступают с сообщениями от группы пользуясь опорными словами.
Опорные слова:
Перед нами картина …………………….……………………………, которую написал художник …………….…
Исаак Левитан хотел показать ….…………………….………………………….……. . , поэтому он изобразил ………………………………………………………....………….
Хотел изобразить …………………………..…. …………………………,
поэтому нарисовал …………………….………………………………………………….
Больше всего нам понравилось …………………….…………………………….
Нам казалось, что мы услышали …………………………………………….. .
У нас эта картина вызвала …………………….………………………………. . .

6. Обобщение
- Можно ли назвать картину Левитана пейзажем? Что позволило сделать такой вывод?
- Какие краски преобладают?
- Какое настроение возникает?
- Представьте, что вы оказались на берегу Волги. Что бы вы захотели сделать?
- Какие детали на картине вам особенно понравились?
- Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки подпись художника. Кто её написал?
- Чья группа возьмёт эту картину в свою коллекцию?

Презентация на тему: И. Левитан. "Свежий ветер. Волга"

Свежий ветер. Волга (1891—1895)

Ветром, свежим ветром, настойчивым и упрямым, насыщено это прекрасное полотно. Кто знает, не рассеют ли его порывы летучие легкие облака в бескрайне высоком небе, простершемся над столь же бескрайней синевой великой реки или, быть может, нагонят новые облака, которые вскоре закроют от нас ясный солнечный лик и лягут тяжелой мрачной тенью на речной простор? Весело и задорно гуляет ветер на широком раздолье знаменитого левитановского пейзажа, напрягает могучий парус самоходной баржи, прибивает к воде дымы пароходных труб, покрывает хлопотливой рябью величавую стихию еще недавно таких плавно уравновешенных волжских вод. Низко-низко летают над рекой белокрылые чайки...
Свежий ветер! Волга!
Хоть и ветреный, но погожий летний день. Где-то в стороне, за пределами холста, светит солнце, и освещенный им белый парус расписной расшивы торжественно выделяется на голубом фоне неба. Тяжело и едва приметно кренится расшива под ветром, дующим ей в корму. Празднично сверкает над синей водой ее нарядный красный борт, выразительно контрастируя с белизной паруса и встречного пассажирского парохода. Покачивающаяся на зыбкой волне лодчонка с одиноким гребцом подчеркивает истинно былинные размеры медленно движущихся вдоль зеленеющих берегов расшив, тихвинок и белян, чьи огромные рули красноречиво свидетельствуют о сметке наших далеких предков, ладивших дело на века. Композиция картины как бы вовлекает нас в ее бодрую, жизнерадостную атмосферу, словно свежий волжский ветер и впрямь дует нам в затылок, чтобы, обдав своим трепетным дыханием, умчаться вперед, в картину, в ее беспредельную, неуловимую даль, в ее ликующую красоту.
Было время, когда в работах, посвященных творчеству замечательного поэта русской природы Левитана, на все лады варьировались все одни и те же слова, будто бы способные истолковать сокровенную сущность его пейзажей: «тихая грусть» … «задумчивая печаль»… «щемящая сердце тоска»... «высокая скорбь»... Кое-кто считал, что тяжелое детство и необеспеченная юность наложили свой явственный отпечаток на все последующее творчество художника; другие видели в пресловутом левитановском пессимизме отражение мрачных условий общественной жизни в годы политической реакции; третьи искали ключ к пониманию полотен Левитана в особенностях болезненной психики художника, в его меланхолическом душевном складе. Можно было бы оспаривать эти утверждения или соглашаться с ними, но лишь при одном непременном условии: если бы наследие великого русского пейзажиста в самом деле укладывалось в эту характеристику, если бы названные нами определения действительно исчерпывали все огромное эмоциональное богатство его творчества, в котором так часто, так отчетливо и так выразительно звучит бодрая, жизнеутверждающая мажорная нота.
Левитан был влюблен в русскую природу, и это восторженное преклонение художника-реалиста перед объективной красотой окружающего мира заключало в себе волшебное целительное свойство, дававшее ему силу превозмогать и душевную депрессию и приступы тоски, порождаемые тяжелой болезнью сердца, трудностями житейской борьбы, тягостной общественной атмосферой. Ведь даже те его произведения, в которых преобладает элегическое начало, полны высокого и светлого чувства: в природе Левитан всегда находил высшее разрешение тяготивших его мрачных раздумий, залог конечного торжества добрых и светлых сил, красоты жизни над давящим ощущением тоски и безнадежности.
Четыре раза побывал Левитан на Волге. Издавна влекла его к себе легендарная русская река, и еще задолго до первой поездки ее образ, прославленный в народных песнях, манил его воображение. «Я, — писал он Чехову,— ждал Волги, как источника сильных художественных впечатлений». И что же? Левитана постигло тяжкое разочарование. То ли ненастное, холодное лето скрыло за серой сеткой упрямых дождей торжественные просторы волжских неоглядных далей, то ли сам художник внутренне не был подготовлен к восприятию и выражению еще не постигнутой им натуры, то ли его душевное состояние не находило в волжском пейзаже созвучных отзвуков и «контактов». Так или иначе но, приехав на Волгу, Левитан испытал чувство горечи и досады. Вот характерный отрывок из того же письма Чехову:
«Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый... сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть... Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и... не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может... Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»
Шли дни, долгие, томительные дни... И вдруг древняя и вечная Волга, вся преображенная, неожиданно раскинулась перед Левитаном под высоким шатром бездонного неба, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни чахлых кустарников, ни обрывов, подобных лишаям, ничего не было видно. Громадное водное пространство, «которое просто убить может», предстало Левитану во всем неисчерпаемом богатстве своих неповторимых художественных мотивов, в тончайших и изысканнейших вариациях отныне навсегда знаменитой волжской «левитановской» гаммы. Волга «одолела» Левитана, и Левитан «одолел» Волгу.
Певец среднерусской, преимущественно подмосковной, природы стал певцом великой русской реки, и его волжские пейзажи, запечатлевшие то в интимно-лирических, то в эпически монументальных образах бесконечно изменчивый, но неизменно прекрасный державный облик царицы русских рек, навсегда слились в нашем восприятии с тем реальным обликом Волги, который издавна жил и живет в народном воображении.
...В туманном мареве заката величественно и лениво простирает Волга под нами свои тихие воды, словно отдыхая в этот чарующий торжественный вечерний час («Вечер. Золотой плес»)... Скоро ночь. Тихо плещет река о низкий луговой берег, в сонном покое недвижных на стрежне вод отраженно светится послезакатное высокое небо («Вечер на Волге»). Только сейчас перестал лить дождь и, хотя день еще дышит ненастьем, сквозь относимые ветром серые облака и нависшие над рекой свинцово-холодные тучи нет-нет да и пробивается желтоватый отсвет еще невидимого неба («После дождя. Плес»). Ушло солнце за горизонт, и его прощальные лучи освещают напоследок беленые стены дальнего монастыря, с колокольни которого разносится умиротворяющий благовест вечерней службы («Вечерний звон»). И, наконец, светлый и сверкающий заключительный аккорд всего волжского цикла—«Свежий ветер. Волга»!..
— На твоих картинах даже появилась улыбка, — удовлетворенно заметил Левитану Антон Павлович Чехов, чутко уловивший в творчестве своего друга новую звонкую ноту.
Давно уже опровергнуто ни на чем не основанное, ошибочное суждение, будто картины Левитана писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как бог на душу положит и как подскажет ему мгновенный порыв прихотливого вдохновения. Каждое полотно Левитана, это — пейзаж-картина, не вид списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Чуть ли не пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла, начатую через год после его четвертой и последней поездки на Волгу, и только в 1896 году решился показать ее публике на XXIV выставке Товарищества передвижников. Это ли не добровольно принятый на себя творческий искус, не наивысший предел обострения чувства ответственности художника за свой труд перед самим собой, перед зрителям и прежде всего перед Волгой, такой удивительно прекрасной в этот навсегда запечатлевшийся в памяти насыщенный свежим ветром погожий летний день...
Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик А. К. Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, «создал русский пейзаж». Саврасов, — писал Левитан в некрологе любимому учителю, — в отличие от своих предшественников избирал «уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В этих словах Левитана явственно слышится открытое признание собственной художественной родословной, преднамеренное и сознательное подчеркивание исходных позиций своего личного творческого пути.
Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов. Его творчество, пронизанное чувством безграничной любви к родной природе, к ее национальной красоте и поэтическому своеобразию, развивалось в русле передовых демократических традиций нашего искусства, и даже рафинированные буржуазные эстеты вынуждены были признать, что хотя в пейзажах Левитана и нет фигур, но все же «невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».
Полнотой жизни, широким и бодрым песенным привольем, своим воистину героическим размахом, в котором не приметить ни одного нарочитого внешнего эффекта, ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». И как же не согласиться нам с М. В. Нестеровым, сверстником, соучеником и другом Левитана, четко определившим историческое место этого замечательного полотна:
«Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
А ведь Волга — это Россия...